МПС СССР

Дуссе-Алинь на БАМе. Стройка второго тоннеля, разъезд и окрестности

Дуссе-Алиньский тоннель (1807 м) расположен на Восточном участке БАМа на 3382-3384 км магистрали. В его истории интересно то, что он - рекордсмен по подходам к стройке. Его начинали строить и забрасывали... аж 3 раза! Первый раз начали в 1937 и бросили в военном 1942, когда стали снимать рельсы с первого БАМа на Волжскую Рокаду. Второй раз вернулись к проекту в 1948-м и забросили в 1950-м, когда было приказано переместить все силы на ж/д к Сахалину. Через 2 года (1952) одумались и почти полностью достроили этот тоннель к апрелю 1953 г., в конце эпохи Сталина.

Но не тут-то было! Тов. Берия весной 1953 издал приказ о консервации стройки и готовый тоннель простоял ещё 22 года без движения. И когда туда в 1970-е пришли ЖДВ (железнодорожные войска), они застали ствол тоннеля полностью ледяным. Пришлось вырубать лёд кусками, весьма долго; а также частично вытапливать тепловыми пушками. И только за 6 дней до смерти Брежнева, 4 ноября 1982 г., этот тоннель наконец запустили в эксплуатацию.

Восточный портал Дуссе-Алиня (действующий)

Ну а сейчас стали строить рядом второй, для расширения пропускной способности БАМа; его обещают закончить в 2025 г. В июле 2023 г. я побывал на стройке тоннеля и покажу кадры с его строительства, а также первый тоннель и виды притоннельного разъезда.

Collapse )
promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
паровоз П-36

Новый поезд между столицами: "Ночной Экспресс" №121/122. Обзор

24 июля 2023 г. случилось транспортное событие, которое в наши времена происходит нечасто: на межстоличную линию Петербург – Москва вышел новый ночной поезд с названием «Ночной экспресс». Поезд этот – частный, он не от РЖД, а принадлежит компании «Тверской экспресс». У этой же компании есть поезд «Мегаполис», который ходит с 2006 г.; я на него в 2020 г. делал обзор. И поскольку появился совершенно новый поезд, я решил протестировать и его – насколько он отвечает своему предназначению.


Сказано – сделано. В ночь на 8 августа я отбыл «Ночным экспрессом» в Москву, а 10 августа вечером уехал им же обратно в Петербург. Поезд носит номер 121-122 и уходит из Санкт-Петербурга в час ночи. Давайте же подробнее познакомимся с образом, стилем и внутренним оформлением «Ночного экспресса».

Collapse )
паровоз П-36

Лобовое столкновение поездов в Греции

В Греции произошло серьёзное лобовое столкновение поездов, или как говорят американцы - derailment.

Со стороны Афин шёл поезд сообщением Афины-Салоники, а навстречу со стороны Салоников шёл грузовой поезд. Каким-то макаром они оказались на одном пути и близ станции Ларисса на скорости столкнулись лоб-в-лоб. Первые четыре вагона пассажирского сошли с рельс, причём первые два почти полностью смялись и уничтожили своих пассажиров. Электроснабжение в пассажирском поезде вышло из строя, поэтому двери не открылись и люди оказались запертыми в загоревшихся вагонах. Страшное крушение, конечно. По состоянию на сейчас - 32 погибших и 85 раненых. Но, наверное, будет больше.

"Виновато", скорей всего, качество диспетчерского управления - как обычно и как чаще всего бывает на европейских железных дорогах (но пока это моё предположение).

PS. По предварительным данным из некоторых газет, виновен человеческий фактор - стрелочник перевёл грузовой поезд на одну линию с пассажирским (? - неужели там до сих пор стрелочники есть???).
паровоз П-36

Цикл "Транссиб-2004"

На платформе Sponsr в "Лаборатории Перископа", кроме глав по истории дальних поездов России, также стал выкладывать старую поездку 2004 года по Транссибу от Петербурга до Забайкалья (она была ещё до эры ЖЖ, поэтому никуда не попала). Выкладка идёт строго хронологически, пока поставил 6 частей - отъезд из Питера, лужковская Москва, Рязань и путь до Ярославля. Сама поездка большая, выкладывать буду долго. Одну из частей открыл для общего обозрения, проникайтесь духом уже ушедшей эпохи 19-летней давности.

Выложенные части Транссиба-2004:
(ч.6) Поезд №340 Москва-Чита. Начало пути
(ч.5) Лужковская Москва. Университет и Воробьевы Горы
(ч.4) Лужковская Москва. Три вокзала, Митино, ВДНХ
(ч.3) Ж/д часть. Рязань-1 и Рязань-2 плюс центр - открыта
(ч.2) Рязань, город
(ч.1) Петербург - Москва, поезд №26 "Смена"

Подписывайтесь на "Лабораторию Перископа" - тем самым вы не только регулярно читаете уникальный контент, но и поддерживаете автора!
Ворота в Азию

Технический пост

паровоз П-36

Новые публикации, 2-я половина июня

25 июня в "Лаборатории Перископа" на портале Спонср.ру начал таки новый цикл про историю расписаний и дальних поездов.
Изначально я хотел начать с 1898 года и с первого транссибирского экспресса Москва - Иркутск. Но углубившись в вопрос, понял, что это получится, как будто я начал с середины. Тогда вообще непонятно, с каких именно поездов начались трансконтинентальные экспрессы. И как вообще формировалось единое железнодорожное пространство Евразии от Остенде и Гавра до Даляня и Владивостока. Поэтому пошёл с самого начала и рассказал про расписания первых дальних поездов империи - Варшаво-Венской дороги (1848) и Николаевской (1851). Затем - про Петербурго-Варшавскую дорогу и первые соединительные поезда до Берлина (1863). Потом будет про частный хаос времен Александра Освободителя, наведение порядка товарищами Посьетом и Витте и про Норд-Экспресс.

Глава I. Варшаво-Венская и Николаевская дороги (1848 - 1858)

Глава II. Правила для пассажиров на Николаевской дороге и что на ней было нельзя (1854)

Глава III. Подключение России к европейской сети ж/д. Петербурго-Варшавская дорога (1861-64)

[...] Прямое‏ ‎заграничное‏ ‎сообщение‏ ‎упоминается ‎первый ‎раз ‎в ‎Месяцеслове‏ ‎1862 ‎года, когда ‎соединение‏ ‎с‏ ‎Прусскими‏ ‎ж/д ‎через ‎ст. ‎Вержболово ‎было ‎ещё ‎по ‎временной ‎схеме.‏ ‎В‏ ‎расписании ‎появилось‏ ‎сообщение ‎до‏ ‎Берлина, ‎однако ‎оно ‎было ‎неполноценным‏ ‎(участок‏ ‎Динабург‏ ‎- ‎Ковно‏ ‎обслуживался ‎около‏ ‎года ‎дилижансами).‏ ‎А‏ ‎вот ‎в‏ ‎Месяцеслове ‎1863 ‎г. расписание ‎до ‎Берлина‏ ‎было ‎уже‏ ‎полноценным‏ ‎и ‎полностью ‎железнодорожным, ‎безо ‎всяких ‎дилижансных ‎вставок. [...] Это ‎и‏ ‎был‏ ‎первый ‎шаг‏ ‎к ‎построению‏ ‎Всемирной ‎Железнодорожной ‎цивилизации, ‎которая ‎внезапно‏ ‎и‏ ‎навсегда‏ ‎закончится ‎через‏ ‎полвека ‎в‏ ‎1914 ‎году‏ ‎(примерно‏ ‎так ‎же,‏ ‎как ‎Всемирная ‎Авиационная ‎цивилизация ‎была‏ ‎построена ‎в‏ ‎середине‏ ‎1990-х ‎и ‎не ‎менее ‎внезапно ‎для ‎современников ‎закончилась‏ ‎в ‎начале‏ ‎марта‏ ‎2022 ‎года).‏ ‎

Бонусом, там же:
Какие поезда ходили от Москвы в 1942 году?

Так что всем интересующимся историей транспорта - присоединяйтесь, подписывайтесь, дополняйте в комментах, спрашивайте! К тому же ваша подписка - поддержка труда автора.

* * *
Очередные части цикла про УЗ на портале "Мост". На этот раз рассматривается 2-й этап СВО, отвод войск из Киевщины и Черниговщины, последствия этого, а также первые ракетные удары по инфраструктуре ж/д, их характер и последствия:
https://most.report/zheleznye-dorogi-ukrainy-v-hode-specoperacii-pervye-raketnye-udary/

В следущей серии собрал в одно место всю проблематику по ж/д мостам: сложность этой цели и примеры воздействия на мосты, удачные и не очень. Здесь же - темпы восстановления инфраструктуры и новые тенденции в работе ж/д мая - июня.
https://most.report/zheleznye-dorogi-ukrainy-v-hode-specoperacii-kak-razbombit-most/

Актуальные ссылки:
Телеграм-канал Блокнот Перископа (ведется ежедневно)
Телеграм-канал Минутка транспортного искусства (ведется ежедневно)
Тигр голодный

Опубликована книга "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

На подписном сервисе SPONSR.RU в "Лаборатории Перископа" закончилась публикация книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю".
Всего за 5 м-цев опубликовано 36 глав с примерно 600 иллюстрациями, а полное содержание книги доступно здесь.

Заходите, подписывайтесь, читайте! Это всего лишь 400Р/мес. по тарифу "Плацкарт" и одновременнно поддержка автора, который приступает к следующему большому циклу. Дальше на очереди - история дальних поездов на Транссибирской магистрали. Будем её исследовать неспешно и постепенно, начиная с 1898 года, по первоисточникам - книгам расписаний Российской империи. Начну новый цикл в ближайшее время.

Вопросы и ответы по "Лаборатории"
Уссурийский тигр

Актуальные ссылки

Добрый день всем!

Новое в Лаборатории Перископа, из недавних очерков:
1) Тольятти. ВАЗ с окрестностями и советский модернизм 1970-х (открыто для свободного прочтения)
2) Тольятти. Первые пятиэтажки Автограда
3) Тверь. Морозовский городок (ноябрь 2021)

По китайской книге "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю": на этот момент опубликовано 28 из 36 глав книги.
Наиболее свежие главы из выложенных:
Глава ‎24‏ ‎(начало) ‎Русско-советское ‎кладбище ‎Цинъюньцзе
Глава ‎24‏ ‎(окончание) ‎Мир ‎китайских ‎пятиэтажек. ‎Тропа‏ ‎здоровья
Глава ‎25.‏ ‎Путь ‎в ‎Тяньцзинь ‎и ‎Бинхайский‏ ‎военный ‎парк
Глава ‎26.‏ ‎Советский ‎авианосец ‎в ‎Бохайском ‎заливе
Глава ‎27.‏ ‎Город ‎Тяньцзинь ‎и ‎возвращение ‎в‏ ‎Пекин
Глава ‎28.‏ ‎Поход ‎в ‎мавзолей ‎Мао. История мавзолея

Так что, товарищи, подписывайтесь на "Лабораторию" и читайте! Кроме чтения очерков про непарадные и нестандартные веси, это ещё и поддержка автора в сложное время. Подробно про Лабораторию - здесь (вопросы и ответы).

Актуальные ссылки:
Телеграм-канал Блокнот Перископа (ведется ежедневно)
Телеграм-канал Минутка транспортного искусства (ведется ежедневно)
Телеграм-канал Газетное Ретро (ведется эпизодически)
ВК: https://vk.com/id133127870

С уважением, ваш Periskop
  • Current Mood
    ...
  • Tags
Кортес

Постсоветская эпоха и её глашатай

Человеческая жизнь конечна. Но нам, современникам, казалось порой, что над Владимиром Вольфычем смерть не властна. Он был с нами всё постсоветское время, длившееся больше трёх десятилетий - от конца СССР и до начала СВО. Сперва его дружно считали шутом и фигляром, но потом раз за разом оказывалось, что он не такой уж дурачок, и даже вовсе не дурак - а выражает, напротив, глубинные мысли и тенденции общества.

Я видел его трижды в разном возрасте - на Камчатке в середине 90-х, затем на митинге в Хабаровске в начале нулевых и наконец, в 2008 году застал его в Москве - в сквере у Большого театра на 9 мая, совсем вблизи. Не митингового Жириновского - он в тот момент камерно общался с ветеранами. Они обступили его, а он изливал красноречие и отвечал на их вопросы. Признаюсь честно, я тогда тоже заслушался, и подумал про себя: "ораторский талант налицо, как ни крути". Ну теперь уже только на небе будет комментировать: новую жестокую эпоху Постфевраля-22 как действующий политик он уже не застал.

Что ж, земля пухом, Владимир Вольфович: ты был неотъемлемой частью политического пейзажа постсоветской России. Такого не забудешь! Может, когда-нибудь и омоют наши солдаты свои сапоги в водах Индийского океана. Кто знает.

PS. А ещё у Жириновского был свой вагон. И он любил ездить поездом :)
Серж строгий

Информационные каналы взаимодействия

К сведению читателей этого блога.
На этой платформе публикации, кроме общих информационных извещений и (возможно) полезных ссылок, пока не планируются. Также на месяц приостановлено ведение блога в Фейсбуке. Тем завсегдатаям, кто хочет следить за ситуацией и оценками автора, есть два способа:

1) Подписаться на телеграм-канал "Блокнот Перископа"
https://t.me/periskop_pacific

2) Читать меня Вконтакте, из ФБ я перешёл туда:
http://vk.com/id133127870

Также работает и "Лаборатория Перископа", в закрытом подписном режиме.
Спасибо за внимание.