On this day in journal — January 14th

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Камчатка

Камчатка в топе

Хм... интересно, что зимние камчатские посты уже второй раз попадают в топ Яндекса за последние полгода. Это что, выходит, Камчатка людям так интересна?
Уссурийский тигр

Бачинский - это кто?

Скажите, а кто такой Бачинский? Чем он знаменит?
А то уже третий день упоминания о нём встречаю во френд-ленте, а что это за личность и чем она известна, не знаю...
Советская Армия

Sotamuseo. Часть VI, Война-Продолжение

Продолжаю обзор военного музея Финляндии в Хельсинки. Эта часть – про то, как показана в музее Война-продолжение (Jatkosota), длившаяся с июня 1941 по сентябрь 1944, когда Финляндия вышла из войны с СССР.

Эта строгая белокурая валькирия символизирует советских снайперов на Карельском фронте.
Поехали дальше смотреть :)

Collapse )
Серж фиолетово-черный

А у нас - новая напасть

Новые весточки из нашего тёмного северного городка, занесённого по уши снегом. Туточки у нас потеплело, и полезла новая массовая напасть: сосульки. Они везде, они вокруг, они всегда. От пяти см до четырёх метров, то есть в полном ассортименте. С сосульками у доблестной команды тёти Вали тоже бороться сил нет, всех пром.альпинистов с лицензиями давно продали в Тайбей, Чикаго и Дубай. Сбивать сажу с самых высоких небоскрёбов. Так что будем убегать. Если успеем.
Ниже - небольшой фоторассказец. Север-запад города в моих фотоснимках, наверное, вам уже поднадоел, поэтому я вчера взял с собой камеру и поснимал по пути на работу, в районе Елизаровской. Там тоже колоритно.

Палевский жилмассив. Заслуженные петербургские сосульки.

Collapse )
Серж борода

1991. "Ползучая реабилитация Рашидова"

Продолжаю показывать избранное из газет 20-летней давности.
Одной из интересных тенденций тех смутных лет была тяга к отрицанию всего того, что принесла перестройка, плавно перешедшая в катастройку. Причина, в общем-то, лежала на поверхности. На глазах у людей, всю свою сознательную жизнь привыкших к стабильности и постепенному возрастанию достатка, рушились все устои прежнего общества, стремительно возрастал криминал, межнациональные войны и прочие "прелести" новых времён. Неудивительно, что начались призывы к реабилитации тех деятелей, которые олицетворяли стабильность в тех или иных союзных респуликах и которых наиболее рьяно разоблачали "перестройщики". Эта тревожная тенденция по мере сил клеймилась центральной печатью, находящейся в руках штатных идеологов типа А.Н.Яковлева.
Статья в номере "Известий" от 7 января 1991 года приведена под катом. Интересна и её лексика: "...с каким трудом ведут борьбу узбекские демократы борьбу с авторитарно-бюрократической системой...". Кому интересно - знакомьтесь.


Collapse )
Серж фиолетово-черный

На Западном направлении-3. Феномен Задорожного

Очень положительным впечатлением от январской поездки "Западного направления" был музей техники Вадима Задорожного близ Красногорска. Слышал я о нём много, видел и подборки снимков у френдов, но как-то не осознавал - без личного впечатления - размеры и уникальность коллекций. Два года назад amilkar1976 чуть было не привёз меня туда из авиационного Монино, однако мы попали в сильную многочасовую пробку на востоке столицы и поездка не состоялась. Сейчас же, посетив его в реале, был не просто по-хорошему восхищён, но даже и удивлён: за какие-то 6 лет, практически "с нуля", возник такой монстр, сопоставимый с большими европейскими техническими музеями (скажем, с таким немаленьким, как Нюрнбергский ж/д музей).
Судите сами: появился он как коллекция авто-ретро в 2004 году, а уже в 2008-м не просто расширил свой охват до авиации и декоративно-прикладного искусства, но ещё и въехал в огромное здание с расположенной рядом здоровенной открытой площадкой. Причем, там не какое-то хаотическое нагромождение, а тщательно (и даже филигранно) отреставрированные экспонаты, разделенные по тематическим коллекциям - лимузины и первые автомобили Советского Союза, мотоциклы военной эры, самолёты СССР и бронетехника военного периода, автомобили США и Франции периода 1930-х - 1950-х, предвоенные автомобили Третьего рейха, коллекция "сталинского" фарфора и многое другое. И всё это - без идеологизации (в любую сторону), без умолчаний и лакун, аккуратно подписанное, в хорошо вентилируемом и чистом здании, с большим сувенирным магазином, безупречными туалетами и т.д. Имеет свою мощную реставрационную мастерскую, через которую проходят авто-мото-авиаэкспонаты.

В общем, по нынешним временам - настоящий феномен! Которые мне пока до конца не понятен - как он сумел появиться и так высоко подняться. Я это говорю совсем без преувеличения. Это, надо, конечно, видеть. А всем гостям столицы, особенно из Украины, Белоруссии, дальних весей и других мест экс-СССР - настоятельно рекомендую. Получите много больше удовольствия, чем от походов по перенаселённой, перегруженной и довольно тяжелой сейчас для восприятия Москве.
Вот так выглядит на дороге указатель на музей, крыло с пропеллером:

Ниже - немного снимков этого феномена, без попыток отразить полноту коллекций. Просто, для понимания масштаба и общего впечатления.

Collapse )
Серж борода

Апрелевский музей з-да грампластинок. Часть 2 - СССР

Всех читателей и френдов - с наступившим Старым Новым Годом!
Продолжаю рассказ об Апрелевском музее. Если в первой части был показ в основом дореволюционных экспонатов, то в этой - эпоха раннего и среднего СССР, примерно до падения Хрущёва. Итак, проследуем за мной, в "советскую" анфиладу музея.


Collapse )
Серж строгий

Инжиниринг по-русски


------------------------------------
Реклама в уйютненьком же-же [выпуск посвящён смартфону]
------------------------------------
Всегда приятно, когда какой-либо товар разрабатывается и производится в России. Тогда ощущается надежда на то, что мы ещё годны на нечто большее, нежели обслуживать нефтяную да газовую трубы.

Заметьте – даже если какие-нибудь западные концерны и открывают производства у нас, то обычно это крупноузловая сборка. Реже – сборка из мелких узлов. И никогда – разработка. Фактически российским работникам отведена роль мозолистых рук, а вот голова, то есть – те, кто производят инжиниринг устройств, сидят на Западе.

После горбачёвщины и ельцинщины у нас тоже стало «модно» закупать иностранные технологии. Берут готовые решения, и пытаются воплощать их в жизнь с учётом российской специфики. Получается коряво.

Не лучше ли брать пример с тех, кто разрабатывает высокотехнологичные современные продукты, «не отходя от кассы»? Примеры давай! – Напишет кто-то, и будет совершенно прав. Например, возьмём современные игрушки для взрослых – смартфоны. Есть ли смартфон, на который можно поставить клеймо «разработано в России»? А вот и не угадали. Есть.

Collapse )
Серж фиолетово-черный

Янтарно-Висленский вояж: ч.28, Лиепая - берега Торгового канала

После брутальной лиепайской Каросты до темноты я успел немного осмотреть ещё и берега Торгового канала с обеих сторон, а также насладиться зрелищем стоянки Балтийского флота открытого моря ВМФ Латвийской Республики (всех трёх кораблей). Торговый - это другой канал в городе, он намного южней того военного канала, который вы видели в прошлой части и отделяет центральную часть города от Северного предместья, в котором находится и царский вокзал. Об этих местах, а также о фактурнейшем жилье, где мне довелось переночевать в этом городе - в следующей части цикла.

Лиепая. Гордо развеваются флаги Латвийского ВМФ

Collapse )
Уссурийский тигр

2КЭ - XXX. Гуанчжоу: мемориальный зал Сун Ятсена

Одна из центральных достопримечательностей Кантона (Гуанчжоу) - мемориальный зал Сунь Ятсена, который был посмертно удостоен при Чан Кайши в 1940 г. титула "отца нации". С почитанием этого исторического деятеля в Поднебесной в целом вообще сложилась интересная ситуация: при том, что коммунистический (КНР) и гоминьдановский (КР на Тайване) Китаи были противниками и немалое время находились на грани войны, доктора Суня признают и почитают обе враждующие стороны. Правда, с разными акцентами, что вполне объяснимо.

Для красного материкового Китая Сунь Ятсен - это символ национального возрождения Китая после долгого периода унижений, "луч надежды" и "заря подлинной независимости". Такое место в советской истории могли бы занять "народники" и "декабристы", при условии, что они бы свергли царя когда-то раньше, до 1917-го и взяли власть до февралистов. Кроме того, он союзник китайских коммунистов и друг СССР (правда, всего лишь через пару лет после его смерти генерал Чан начнёт этих своих союзников резать и стрелять). Для красно-синего островного Китая на Тайване - это основатель партии Гоминьдан, национальный лидер, отец нации (так как Мао ими не признаётся) и формальный первый президент республики.

В результате получилось так, что культ доктора Суня весьма своеобразно объединяет материковый Китай и Тайвань. Помпезные мемориальные залы его имени имеются как в коммунистическом Китае (Гуанчжоу, 1931), так и на чанкайшистском Тайване (Тайбэй, 1972). Мавзолей Сунь Ятсена в Нанкине - также почитаемый объект, куда приезжают и тайваньские соотечественники.

В этом посте я покажу вам кантонский мемориальный комплекс Сунь Ятсена, как интересный и яркий образец архитектуры начала 1930-х. Я бы даже назвал его изысканным образцом китайской градостроительной традиции. И внутри и снаружи он производит весьма сильное впечатление, все его детали выполнены очень тщательно.


Collapse )
паровоз П-36

XXXVI - Поезд №375. Инта - Вологда

Суровую угольную Инту мы покинули около полуночи, 375-м воркутинско-московским поездом. Поскольку мне надо было в Питер, а Эдварду в Череповец, то пришлось делать пересадку в Вологде. Поезд заворачивал на юг, а нам надо было на запад. Питерский же прямой поезд шёл по Инте только через сутки, и ждать его на северах было нецелесообразно. Кроме того, расписание 375-го нам было, в принципе, очень удобно для передышки после Трансполярной дороги: две ночи и полный световой день в пути. Потом световой день в Вологде - и всё. Никаких доп. гостиниц, только поезда.


Collapse )
Тигр задумчивый

Географическое невежество: население китайских городов

В блогосфере и в информпространстве в целом очень часто фигурируют совершенно фантастические цифры населения городов Китая. Честно, я уже устал читать эту дикость. Вот, например, такое недавно у меня в блоге:
Харбин побольше Москвы, а Дацин и Цицикар больше всех миллионных городов Сибири вместе взятых.

И в заголовках такое ставят (см. заглавную картинку). И такого в Сети - море разливанное.
Самый яркий (и частый) пример вопиющего географического невежества - "Чунцин - самый большой город мира (Китая)". Но и с другими мегаполисами КНР та же история: озвучиваются дичайшие цифры, и доморощенные "аффтары" даже не вникают в суть. Этим же страдают не только блогеры, но и информационщики из многих серьёзных информагентств, которые вроде бы обязаны подходить к озвучиваемой информации ответственно.


В чём же тут фокус и почему это является географическим невежеством?
А потому, что в Китае после административной реформы к территории больших городов с плотной застройкой присоединены обширные территории не только пригородных зон, но и сугубо сельских уездов, а иногда даже и национальных уездов (прецедент Чунцина, четвертого города центрального подчинения). Фактически, можно говорить о том, что под управление городских правительств переданы обширные территории, иногда достигающие размеров средней области РФ типа Челябинской или Ленинградской. Но внутри этих теперь сложных структур остались и многочисленные города, которые стали как бы "городами второго уровня", и сёла с посёлками. И то, что сейчас юридически считается городом - фактически многослойная "матрёшка", где собственно город с его границами, обозначеннными на дорогах для автомобилистов, занимает 5-10% площади.

Почему и зачем китайцы затеяли такую реформу и в чём её смысл - тут слово китаеведам, и возможно, они дополнят этот пост. Однако факт, что собственно город (Urban area) - только некоторая часть общей территории, которая находится под управлением городских правительств центрального и субпровинциального подчинения.

Давайте посмотрим, как это выглядит, на примере Харбина.
Больше ли он Москвы и сколько в нём реального населения?

Collapse )
Ворота в Азию

Колорит и характер города Иваново

Про ивановское привокзалье я вам уже рассказал, и теперь пришло время хотя бы кратко обрисовать портрет города Иваново: чем он мне запомнился и какой колорит присущ именно ему. Сразу оговорюсь, что побывали мы там в весьма неудачное время года - в середине декабря, что безусловно наложило свой отпечаток. Во-первых, это темное время - световой день длится около 6 часов, так что времени на прогулки-походы мало, а во-вторых - погода нам дополнительно подкузьмила, создав сплошное гололёдное царство в городе. При этом не было никакого солнца, всё время пасмурно и первые пару дней даже стоял такой лёгкий зимний туман, уничтожавший виды на дальние объекты. Не лучшее время для знакомства с новым городом, однако выбирать не приходилось - именно сейчас выдалось свободное время. Поэтому, что сумели увидеть, то всё наше (с).

Далее, у нас не было целей непременно пробежать все храмы, музеи-памятники и что там ещё краеведческое. Хотелось просто почувствовать дух города и понять, в чём его своеобразие. Поэтому ни в какие музеи там я не ходил, а смотрел город в разных его проявлениях. Правда, была мысль зайти в музей Первого Совета, но банально не успел реализовать, из-за поездок в города области. На само Иваново осталось два полных дня. Сильно осложнял дело гололёд, из-за чего пришлось ходить медленней и крайне осторожно. Несмотря на все предосторожности и предельное внимание, я всё равно там пару раз навернулся, к счастию - удачно.

Уже не город невест, но однозначно город студентов

Collapse )
Ворота в Азию

Подкаст про железные дороги Америки (текстовая версия)

Для тех, кто не любит аудио и видео - сугубо текстовая версия подкаста "Железные дороги в США. Почему остановилось развитие?". Там вставлено и много наглядных картинок. Просьба также иметь в виду, что это не письменное интервью с выверенными формулировками, а запись устной беседы - т.е. могут попадаться весьма корявые предложения по построению.


PS. О, Алексей продублировал текст и в своём жж - читать тут.

Кортес

Перспективы разблокирования ж/д линий в Закавказье

Почитал документы, которые родились во время позавчерашней встречи "старшего разводящего" с двумя воевавшими драчунами в Закавказье. Предполагается разблокирование, прежде всего, главных пограничных узлов, которые были обездвижены в начале 1990-х.


Collapse )