On this day in journal — March 30th

Серж строгий

Глобальный морской день-5

И все-таки не смог удержаться от того, чтобы дополнить свой большой подводный отчет еще и детскими рисунками на любимую тему - подводные лодки. Они меня там так тронули! Посмотрите немножко и вы вместе со мной...




/все снято в музее-подлодке Д-2 в ковше Галерной гавани/

Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Уссурийский тигр

Берлин-8. Новый главный вокзал

Среди берлинских впечатлений видное место у меня занял новый центральный вокзал, построенный совсем недавно – только в мае 2006-го (раньше в Берлине главного вокзала как такового не было, прибытие поездов было размазано по более мелким вокзалам-узлам типа Цоо, Лихтенберга или Александер-плац). Более грандиозного вокзального сооружения, несмотря на свой богатый опыт железнодорожных путешествий, я не видел (увы, на Гранд-Сентрал в Нью-Йорке не бывал, сравнить не могу...). Он – пятиуровневый (!).
Огромный вокзал в Новосибирске, по моим оценкам, пространственно примерно втрое меньше. Ни один парижский, питерский или московский вокзал даже и близко не тянет по габаритам, а я бывал абсолютно на всех вокзалах этих городов.


Предлагаю совершить со мной небольшую экскурсию по этому сооружению - образцу немецкой инженерной мысли.

Collapse )
Уссурийский тигр

Про сосиски

Други, скажите, а кто-нибудь сейчас ест сосиски?
И вообще, если поставить вопрос шире - а есть ли хоть один вид пост-советских сосисок, которые не эрзац соево-картонные в сущности своей и которые можно с удовольствием есть?
Что порекомендуете? Есть ли хорошие? А то в магазинах 70-100 видов лежит, а есть ничего невозможно - все пластиковое.
Вот сосиски советского периода я помню, как одни из самых вкуснейших. Тогда не было такой эрзац-дилеммы.
Советская Армия

Der totalitäre Ring, часть 38. Оберзальцберг. Бункер

Несколько странно, но до июля 1943 серьёзной защиты резиденции фюрера в Оберзальцберге с воздуха не существовало. Возможно, считали, что до этого глухого уголка на склонах Альп значимым группам бомбардировщиков долететь маловероятно, через зону действия ПВО на территории рейха. Однако после высадки союзников на Сицилию и выпадения Италии из войны ситуация изменилась и немцы стали быстро и усиленно создавать там подземную бункерную систему, соединяющую Бергхоф, Платтерхоф, гостевой дом и казармы СС. Строительство "альпийской крепости фюрера" шло высоким приоритетом почти до самого конца и прекратилось (вынужденно) только в начале мая 1945 г., после прихода американцев. К этому моменту бункерная система в толще горы достигла длины более 6 км ходов сообщения и площади помещений в 22,3 тыс.кв.м. Досталась американцам она совершенно неповреждённой, в отличие от разбомбленной наземной инфраструктуры Оберзальцберга.
Затем, в 1945-1994 гг., бункер был недоступен для простых посетителей (у меня нет точных сведений о его использовании в годы "холодной войны"). 15 лет назад большая часть ходов сообщений под землёй была открыта для посещения, а несколько лет назад, с постройкой Доку-центра, вход в него со стороны бывшего гостевого дома ещё и музеефицировали.
* * *
Первое, куда я пошёл по приезде сюда, с утра - это именно в бункер, пока в него не навезли автобусов с тургруппами. Этот расчёт оправдался: я смог походить по тоннелям неспешно и сосредоточенно и поснимал интерьеры практически без публики - впрочем, кое-где снимал и с людьми, для оценки масштаба. Так что, давайте немного побродим по этим подземельям, посмотрим на очередное произведение сумрачного тевтонского гения.


Collapse )
мудрый котик

Народонаселение и языки Европы. 1907 г.

А теперь - пожалуй, самая интересная карта из атласа 1907 г. Называется она "Народонаселение и языки Европы".
Любопытна она тем, что показывает, как назывались наиболее крупные европейские нации 103 года назад и каков был ареал распространения их языков. Великоруссы и малоруссы с русинами, эсты и литовцы, поляки и финны. Белоруссы (с двумя "с") уже были, карел не было, татары были на месте Азербайджана, а на месте нынешних татар - башкиры. Петербургский профессор Гикман делал свою карту за 47 лет до рождения в селе Хоружевка пана Ющенко и конечно же, ещё не был в курсе его гениальных открытий. Поэтому украинцев на карте нет, да и Михайло Грушевский пока ещё тихо создаёт свои легенды во Львовском университете.
Для облегчения изысканий кусок Европы от Тампере до Константинополя и от Вены до Гурьева даю в увеличенном масштабе, второй иллюстрацией.
На карте много любопытного - вникайте и смотрите :)

Collapse )
Серж борода

Два нетолерантных слова

Кстати, о словах. Порой на меня обижаются, что я употребляю слово либераст и либерастический. Типа, это недостойно и даже так - "цензурное оскорбление". Как, скажем, "совок". Я же считаю - ничуть. Очень точное слово, хорошая смысловая окраска. Сразу правильно позиционирует. И никакой мерзкой рукопожатной толерантности, просто и ясно. Вон, даже и Мэтр его употребляет в своих интервью:

Михалков-художник - это одно, а общественный деятель - это другое? Чем отличается Михалков-художник от Михалкова - общественного деятеля?! Я что, снимаю патриотические фильмы, а сам являюсь злостным либерастом? Разве так? Нет.
[отседова]

"Совок" - тоже нормально. Раньше у меня в Правилах была обозначена нежелательность его употребления, но года полтора назад я это ограничение снял, подумав. Потому что те, кого антисоветчики обычно называют "совком" - это, как правило, нормальные, адекватные люди. И даже (сейчас) - уже и позитивная рекомендация, и косвенно значит, что такой человек не льёт грязь на свою родину, которая была до 1991 года. Исключения есть, но очень мало - разве что, если человек истерик. Но истерики у меня в жж в принципе долго не выживают, быстро отсеиваются - любых направлений.
Так что слово "совок" у меня в журнале тоже можно употреблять свободно, в любых словоформах. Запрещено его употреблять здесь только maxdz, но это чисто персональное ограничение (он реально достал им, и мне многие стали в личку писать, шоб я его забанил). В общем, так, ребята и девчата: если сильно чешется под языком и в копчике зудит - можете и меня "совком" называть, я совсем не против. Насчет "совка" и "либераста" у меня полная нерукопожатная свобода. Кто хочет - обижается, кто хочет - нет :-)
Серж строгий

Людмила Гурченко скончалась

Ушла в мир иной Людмила Гурченко.
Конечно, как и у всякой яркой и талантливой актрисы, у неё была масса своих закидонов; не чужда она была и самолюбованию - но кто из нас без греха? Во всяком случае, я наслаждался её игрой, во многих советских фильмах. А какие у неё были шикарные бенефисы по ТВ! Большой талант - не отнять.

А теперь - Царствие Небесное.
Покойся с миром, Людмила Марковна... Ты была настоящей звездой.
Серж строгий

Янтарно-Висленский вояж: ч. 34. Дорога по Куршской косе и Нида

В предыдущей части мы посмотрели северную оконечность Куршской косы и обе переправы из Клайпеды, а сейчас давайте совершим 40-километровый путь по косе на юг, к русской границе и пограничному курортному городку Нида. Коса - место вообще очень интересное, по переменчивости погоды напомнила мне Камчатку: за каких-то четыре часа погода сменилась там 8 (восемь!) раз: нас встречало солнце, потом дождь, туман, снова солнце, морось, затем ливень, опять солнце и в конце - пасмурность :)

Путь по литовской части Куршской косы

Collapse )
Кортес

Опрос про Единственно Правильное Время

По многочисленным просьбам комментаторов из вчерашнего поста про Время.
Вот вам обещанная голосовалка. На ночь делать её не стал.
Выясним, наконец, сколько среди нас любителей светлого вечера и тёмного утра! Только просьба поспокойней, товарищи, паны и господа - пафосный надрыв в этом вопросе ни к чему :)

Poll #2005946 Про единственно Правильное Время
This poll is closed.

Какое время предпочитаете лично вы?

постоянное зимнее (важнее светлое утро)
194(27.0%)
постоянное летнее (важнее светлые вечера)
187(26.0%)
перевод стрелок 2 раза в год (подстройка под сезон)
166(23.1%)
астрономическое (хочу середину рабочего дня в 12.00)
100(13.9%)
мне всё равно, вводите какое хотите
63(8.8%)
пока не определился
9(1.3%)


Завтра вечером обязуюсь его закрыть и опубликовать итоговый результат скриншотом.

Все опросы журнала
паровоз П-36

Захваченный ИС

Мне тут в руки попала польская книжка 1998 года про работу немецкого Рейхсбана в 1939-45.
Там множество уникальных фото немецких ж.д. периода войны (в т.ч. и на оккупированных территориях СССР) - больше полутора сотен, но отдельное внимание привлёк вот этот снимок. На фото изображён захваченный паровоз ИС ("Иосиф Сталин") Западной ж.д. Судя по снимку, попал в руки немцев в целости и сохранности, в результате внезапного наступления. К сожалению, в атрибуции не указано, на какой станции.

Порылся в энциклопедии Ракова - но там ни слова о том, сколько ИС-ов не смогли эвакуировать в тыл. В основном-то да, их эвакуировали в тыл в первую очередь, как наиболее дорогие и скоростные локомотивы. А что касается самой этой линии, то ИС-ы массово встали на регулярное пассажирское движение по белорусско-транзитному ходу (Москва - Смоленск - Минск - Негорелое) ещё в 1937-1938-м. Так что на какой-то станции этого хода немцы его и захватили, и скорей всего - западней Орши. К тому времени пограничная станция по этому ходу отодвинулась до Бреста.


PS. Если будет интересно, могу из той книжки попозже посканить разные фото, там просто клондайк военных рельсовых интересностей :)

PPS. Будучи в 2006 г. в померанском Ребеле, я наткнулся на послевоенную реплику под этот паровоз, оттрафареченную под ИС-119 для киношников, хотя паровоз был совершенно другой.
Серж фиолетово-черный

Париж-2002. Операция "Винсент"

Сегодня день рождения ван Гога, моего любимого художника, как любезно напомнила в моей ленте enery. Вообще, моя пятёрка живописцев выглядит так: ван Гог - Суриков - Гейнсборо - Самохвалов - Поленов. Но Винсент из всех, наверное, на первом месте - или как минимум делит его с Василием Суриковым.

Париж, август 2002. Винсент собственной персоной в галерее Орсэ

Так вот, к чему это я вспомнил беднягу Винсента. Нет, не только в связи с его ДР.
С ним у меня связана интересная история: поскольку я серьёзно "болел" его творчеством всю вторую половину 90-х, долгое время была у меня идея фикс: потрогать его подлинную картину в музее. Пальцами, тактильно. Вот была, и всё! Хоть кол на голове теши, но была. Россия в этом смысле, увы, отпадала: и в Эрмитаже, и в Пушкинском мне бы за такую неслыханную дерзость оторвали бошку - ну или как минимум я бы получил честно заработанную на ниве искусства административку. Так что оставалась как рабочий вариант только далёкая западная Басурмания. Но денег тогда было совсем мало, да и жил я на восточном краю Евразии, в Хабаровске - после 1996-го, как убыл с Камчатки. Западная Европа казалась совершенно несбыточным желанием.

Collapse )
паровоз П-36

XLVI - Москва - Ницца. Путь от Вязьмы до Минска

Ознакомились с Катехизисом элитного пассажира? Теперь давайте расскажу о первом дневном перегоне поезда Москва - Ницца. Поскольку состав выходит из столицы в 10 с небольшим утра, то в течения светового дня он успевает пройти до Бреста, пересекая Смоленщину и всю Белоруссию. В Брест поезд приходит около полуночи и там прилично задерживается на смену тележек (о чём будет отдельный разговор). Потом уже пересекает Западный Буг и в ночь входит на территорию Польши.

Остановок первого дня по пути немного - Вязьма, Смоленск, Орша, Минск. А через такой узел, как Барановичи, поезд вообще следует без остановки. При этом в Смоленске погулять не выйдет - стоянка всего 5 минут.


Collapse )
паровоз П-36

Люкс-поезд Shiki-Shima (Япония)

Японцы делают не только футуристический плацкарт для мидл-класса, но решили попробовать себя и на поприще люкс-поездов для миллионеров.

Как пишет Japan Times, поезд Shiki-Shima ("Четыре сезона") ценой в ¥ 5 млрд., начнет коммерческую эксплуатацию в мае 2017-го. Состав в 10 вагонов рассчитан на 34 пассажира и включает в себя салон-столовую, апартаменты в двухэтажном габарите, кипарисовые ванны и хвостовой обзорный вагон. Продолжительность рейса - 2-4 дня. Цена билета от ¥ 320.000 (минимум) до ¥ 1.155.000 (самые дорогие) на человека.

Автор проекта - Кен Киёюки Окуяма (ранее он создавал дизайн Ferrari Enzo, Maserati Quattroporte, но сейчас переключился на ж/д проектирование).


Collapse )
Серж флот

Арктический газовоз нового класса Yamalmax

Ну вот, первый из громадных газовозов для проекта "Ямал-СПГ" испекли, только что прибыл в Сабетту. Имя - "Кристоф де Маржери".

Именно для проводки подобных гигантов и строится новое поколение больших атомных ледоколов. Интересный момент: класс судна новый и называется Yamalmax (по аналогии с Panamax). Арктический газовоз реально огромный для СМП: 300 метров длина, 128 тыс. полное водоизмещение, 50 метров ширина. Так что канал им нужен широкий, для проводки. Ледовый класс - Arc7. Цена такого судна - 290 млн. $. Поставили его под кипрский флаг, судя по справке marinetraffic. Строили в Южной Корее (верфь - Daewoo Shipbuilding Marine Engineering).


Collapse )
нирванна

Винсенту - 165!

Сегодня исполняется 165 лет со дня рождения Винсента Ван Гога.
По этому поводу - картинка про юбиляра из рубрики "Минутка транспортного искусства" :)
Автор - сербский иллюстратор Градимир Смуджа (Gradimir Smudja), работающий сейчас в Зап.Европе.

Collapse )
Кортес

Лобовое столкновение электропоездов на севере Италии

Ещё одно типично "европейское" - т.е. лобовое - столкновение в Италии (север, близ Милана, 28 марта). Ввиду небольшой скорости столкновения пригородных электропоездов пострадало в вагонах ок. 50 человек, жертв нет.
Предварительная причина озвучивается в переводной новости 1 канала:
[...] Уже выяснили, что ЧП случилось по вине одного из машинистов. Он проехал, когда на светофоре горел красный. Но вот почему не сработала аварийная система, которая должна блокировать движение поезда в таких ситуациях, еще неясно.

PS. В тред традиционно призываются защитники еврожелдорог с не менее традиционной мантрой "Все равно там статистика лучше, лучше, лучше, чем в треклятой Расее!". Напомню, что предыдущее и самое ближайшее по времени лобовое столкновение случилось 10 февраля в Испании, т.е. полтора месяца назад. Т.е. регулярность крушений такого рода неуклонно соблюдается.

Кортес

120 лет организатору Атомного проекта СССР

Вчера была юбилейная годовщина - 120 лет стукнуло Лаврентию Павловичу Берии, наиболее оболганному персонажу советской истории. После его ликвидации в 1953 г., обрадованные падением соперника, соратники по КПСС навесили на английского шпиона дерзкого выскочку столько дерьма, что хватило бы человек на двести. Затем его образ рьяно и бодро взялись эксплуатировать публицисты и особенно перестроечные писатели. Помните же красочные байки в печатных и журнальных поделках горбачёвской эры? Например, о том, как Лаврэнтий ловил на улице московских школьниц, отбирая их из толпы через затемнённое окно своего чОрного паккарда? Охранники их приводили в машину, а затем он их пользовал и дарил после уестествления немного золотишка, угрожая их родителям в случае болтовни Колымой и БАМлагом. А в наиболее радикальных версиях - сжигал бедных девятиклассниц в персональном подвальном крематории особняка:

[...] Как повествует в своей книге о Л.Берии Антон Антонов-Овсеенко, в подвале особняка нашли камнедробилку, с помощью которой, по всей видимости, измельчали останки убитых женщин перед их спуском в канализацию. По другим источникам, во дворе усадьбы был оборудован небольшой крематорий, в котором сжигались тела жертв палача-женолюба.

Collapse )
Серж борода

Как Тэтчер советских журналистов окунула в ледяную прорубь

Попалась на глаза вот эта фотка Маргарет Тэтчёр в Крылатском, и вспомнилась эпическая история, с ней связанная. Причём в этом же визите конца марта 1987 года, когда она много чего в СССР посетила. И Крылатское с магазином "Диета" (на фото, я в январе показывал это место в Москве в ленте ФБ), и церковников в Загорске (ныне Сергиевом Посаде), и какие-то представления в театре, и с Горбачёвым тёрки тёрла в Кремле. Но самое сенсационное было в конце - это когда она пришла на советское ТВ и дала интервью советским журналистам. "Эксклюзивное", как сейчас модно говорить.

Кажется, это было 30 или 31 марта, а журналистов было трое. Все из касты международников - Томас Колесниченко, Борис Калягин и кто-то третий, его имя уже память не удержала. Международники тогда были для обычного советского человека как люди с другой планеты - небожители, бывавшие в лондонах, парижах и вашингтонах. Само мероприятие было внезапное, о нём ничего не писали. Я в это время жил на Камчатке, был молодым специалистом, жил в сьемной квартире на Бохняка, ещё неженатым. Представьте диспозицию: конец марта, на улице метёт пурга, я пришёл с работы, согрелся. Собрался ложиться спать, как глядь! - трансляция по телеку не заканчивается, а продолжается!!! Было около часа ночи, а разница Москвы с Камчаткой +9 - прямой эфир. Там, у них, около 3 или 4 часов дня.


Collapse )
Авиация

Премьера Ил-86 в СССР

Премьера Ил-86 в СССР в разгар т.н. "застоя", ещё при позднем Леониде Ильиче.
От себя добавлю, что советские журналисты нисколько не врали и не преувеличивали, осыпая его превосходными эпитетами: это действительно оказался самый комфортный для "обычного, простого пассажира" самолёт, с широким просторным салоном, буфетом на борту, предельно удобной схемой размещения багажа и возимым с собой автоматическим трапом. Может, это влияло на экономику полётов в минус, но для человека было очень удобно.
(Известия, 22.6.1982)

Collapse )