Вернулся с Ораниенбаума. Сегодня, в чудесный теплый воскресный вечер, пожалуй, не буду вас пугать мрачными пропорциями лиговских подворотен (3-ю часть отложим на завтра), а покажу вам Катальную горку. Она была феерически красива - фотки сделаны в районе обеда. Вместе с камрадом paalfe мы нашли новый ракурс горки, зайдя за блюдечко расчищенного пруда. Рядом скакало много птиц с какими-то непонятными расцветками, громко поющих, однако в обьектив толком не далась ни одна.
Вот такие светотени на аллее – от гигантских елей.
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Друзиа! У меня возник такой, немного странный, вопрос: уважаете ли вы гимн страны, гражданином которой являетесь? Ну, или страны, в которой живёте (как вариант)? А вообще, в своей жизни какой-нибудь гимн уважали? Или это уже отмерший атрибут, при современной глобальной и переплетённой Интернетом жизни, и не имеет значения? Как считаете?
После посещения Голгофо-Распятского скита, мы всем велоколлективом двинули обратно на мыс Кеньгу. Пора было покидать этот загадочный остров. Нас ждала переправа через пролив Анзерская Салма, но в обратном направлении...
Был в моем камчатском школьном детстве корабль, который оставил памятный след на всю жизнь. Про него ходило множество легенд, одна невероятней другой; каждый его приход в Петропавловск-Камчатский был маленьким, но событием – например, когда он приходил в декабре, это означало, что у детей скоро будет много мандаринов и апельсинов в новогодних подарках. Он больше четверти века был самым большим пассажирским лайнером СССР, однако про него не писали в энциклопедиях. Ему не посвящали хвалебных статей с рапортами в центральных газетах, скупо публиковали фотографии – да и то, только в местной печати. И исчез он тихо и незаметно, но тем не менее, след в памяти народной оставил гигантский. Такой вот парадокс. И долго потом петропавловцы в разговорах гадали — куда делся? Почему не видно? Когда снова придёт? Словом, сплошная загадка, а не корабль...
Матёрые камчадалы со стажем, наверное, уже догадались, о каком лайнере я говорю. Да, конечно же — это я про «Советский Союз», огромный белоснежный красавец с непривычной для современников сильно вытянутой формой корпуса. Он «работал» на экспрессной линии Владивосток — Петропавловск с 1957 по 1980 год, про него есть десятки отрывочных воспоминаний: кто-то когда-то ехал на нём в длинный северный отпуск на материк, кого-то именно на нём впервые завезли на Камчатку, кто-то ходил в круизы в южные моря. Не запомнить такой корабль было невозможно... Камчадалы обычно в разговорах говорили так: - А вы слышали, «Союз» пришёл? Уже стоит у Морвокзала. - Да? А что привёз на этот раз? * * * Прошло много лет, сменилась эпоха, ушёл в пучину времени СССР, но этот элегантный красавец из моей памяти никак не выходил. Уже переехав в Петербург, я потихоньку стал накапливать фотографии, воспоминания, свидетельства о нём. Они иногда друг другу противоречили, часто были отрывочны, но общая картина стала вырисовываться. Действительно, «Советский Союз» имел невероятно сложную и интересную биографию! Сменил четыре имени. Испытал бомбёжку и притопление. Мог стать целью Александра Маринеско вместо «Густлова», и только случайно избежал этой участи. Видел множество стран, континентов и портов. Менял облик. Подарил десяткам и сотням тысяч людей в разные времена удовольствие и отдых. Долго я подходил к этой серии постов, года наверное два... а сейчас почувствовал, что количество материала, что называется, «дозрело» и теперь вот подробно расскажу вам, друзиа, об этом замечательном лайнере и его биографии, немецкой и советской. Но для начала давайте перенесёмся в далёкий теперь уже сентябрь 1976 года, когда я, пятиклассник, вместе со своими родителями только что переехал на Камчатку...
Шико и Викламист - молодцы. Жму руку. Хорошо держались, грамотно, а я понимаю, что прямой эфир - штука сложная. А вот фруктовые оппоненты с половины передачи уже откровенно ушли в минус, пошёл чистый троллинг. И слив - на уровне самых худых и диких либероштампов (9 мая - "день траура", "большевики развязали эту войну" и т.п.). Хотя, честно сказать, передача быстро превратилась в свалку, ведущему низачОт.
Подобралось сразу три интересных факта о последствиях катастрофы польского самолёта: мнение о заходе на посадку известного многим пилота-писателя Ершова, польский ролик-реконструкция посадки Ту-154 на Смоленск-Северный и реакция поляков на решение захоронить Качиньского в Кракове, рядом с Юзефом Пилсудским.
Много что-то стал постить весеннего Питера, отложив всё другое, но это извинительно: очень уж сейчас красивые стоят дни. Просто потрясающе красивые - каждый, как на подбор. Чтоб не пылилось зазря в архиве, показываю закаты 10 и 12 апреля (на Обводном и Невском).
Я тут вам уж третий день подряд показываю благолепные весенние картинки из Питера. А меж тем в другом, восточном камчатском Питере, коему я отдал 16 лет без одного месяца - своя весна, белая и пуржистая. Вчера как раз был хороший, годный циклон с массовыми машиноцелованиями. Такие дела.
Машиноцелования у четвертого км, ниже бывшей "Родины", а ныне - церкви
Охренеть... сколько народу у меня во фленте отмечает утопление "Титаника"... пожалуй, только раза в два меньше, чем полтинник полёта Юрия Гагарина. Картинки парохода в темно-синем обрамлении ажно зашкаливают. А ведь тут и дата некруглая. Чё, он сладкой ватой намазан? Мдя...
Вообще, в жж я достаточно давно - уже больше 5 лет; в силу широты аудитории сталкиваюсь с самыми разными экзотическими экземплярами и их воззрениями и, в принципе, меня мало чем можно удивить. Однако пару недель назад одна моя френдесса (причем в случайном разговоре, изначально совсем не связанном с темой этого поста) навела меня на мирок, который сумел это сделать. Речь идет о целой тусовке народа, которая занимается вот чем: морозит только что приготовленную домашнюю пищу, в морозилке, а затем - в нужный момент - с целью экономии столь ценного для динамичного горожанина времени, достает её (пищу) из морозилки и быстро разогревает в микроволновке. Честно говоря, с моими ретроградскими сибирско-камчатскими воззрениями на еду как на процесс не только грубого физического насыщения, но и как на субстанцию со своим индивидуальным вкусом и уникальными свойствами, которые надо холить и лелеять, такое варварское обращение с пищей откровенно шокировало. До этого даже не мог и предположить, что только что приготовленную, свежую пищу (не полуфабрикат!), уместно морозить для длительного сохранения ея в полностью приготовленном виде. Ведь давным-давно известно, что нормальная пища после заморозки/разморозки резко теряет вкус - хоть рыба, хоть мясо, хоть овощи, хоть курица. Вкус уже совсем не тот. Вообще, такую "хозяйку", скажем, в патриархальной Сибири, давным-давно бы большой мешалкой выгнали на тридцатиградусный мороз и она бы очень шустро перековалась :-) С сим мирком можно познакомиться здесь (читайте там комменты - я с них с непривычки охреневал).
А вопрос у меня, собственно, такой: так это что, сейчас стала нормальная практика у динамичных людей? Или всё же заворот мозга? Может, я чего не догнал и вообще, ретроградно отстал от современной жизни? Практикует ли кто такое, с моей точки зрения, пищевое варварство? Неужели потеря вкуса на заморозке оправдывает экономию времени? Какие будут мнения?
Про Полоцк я свои наблюдения рассказал достаточно обстоятельно; вторым пунктом поездки был Витебск. Он куда более богатый архитектурно, да и по масштабам тоже больше - областной центр всё-таки. Однако обстоятельно в Витебске - с окраинами, трамваем РВЗ-6 и деталями - я был в сентябре 2005-го; ещё в до-жжшное время. Поэтому про него нет у меня большого рассказа, хотя город интересный, колоритный и уютный. Поскольку в этот раз я был в нём менее детально и более транзитно, ограничусь лишь небольшой прогулкой в формате "от Двинского моста к центру", а также вокзалом, отдельно.
Декор послевоенного Кировского моста через Западную Двину
Сегодня у нас, кроме Светлой Пасхи, ещё и целых два знаменательных столетия. Во-первых, рано утром по московскому времени (около 5.20 утра) скрылся в ледяных пучинах Атлантики самый раскрученный лайнер всех времён и народов "Титаник". Во-вторых, в эти же часы, когда в холодном океане агонизировал несчастный "Титаник", на другом конце планеты родился Ким Ир Сен - будущий капитан Советской Армии, а затем и Великий Вождь, Генералиссимус и вечный президент КНДР.
Местные мероприятия, в которых я был плотно занят, несколько отодвинули мониторинг украинского кризиса - тем не менее внимательно за ним слежу. История пишется буквально у нас на глазах; за неделю - грандиозные изменения. Донецкая республика вышла из "кокона" здания ОГА и стала быстро разрастаться на область; провозглашена Луганская; Харьковская пока задавлена, но тлеет. Методы майдана творчески копируются Юго-Востоком и обернулись против выкормышей более старого киевского Майдана, такой вот интересный парадокс. Повстанцы начали брать под контроль и аэродромную сеть региона, что вносит в положение принципиально новый нюанс.
Наглядней всего можно посмотреть обстановку на интерактивной карте. Я сделал скриншот с легендой для удобства (без Харькова):
Наиболее значимый политически пункт - конечно, Донецк. Луганск оказался им прикрыт, как прочным буфером. Самый важный в экономическом смысле пункт - это Мариуполь. Он гораздо критичней Донецка. Главный экспортный порт украинской металлургии, через который идёт много больше трети экспорта, на котором зарабатывала страна в домайданное время. Никакая обещанная экономическая помощь со стороны ЕС и САСШ (впрочем, ещё не предоставленная) не может перекрыть утерянные поступления от порта и металлургического экспорта даже на 1/10. Плюс крупнейшие заводы - генераторы налогов и экспортной продукции. Неподконтрольный Мариуполь и порт - это минус 20-25% валютной выручки прежней Украины.
Критический в военном и транспортном смысле пункт - Славянск. Находится на главной автотрассе Харьков - Ростов, ответвление автотрассы на Мариуполь. Внутри города 4 ж/д станции, в том числе локомотивное и вагонное депо. Пересечение ж/д линий на Лозовую, Красный Лиман и Краматорск. Синия я пометил место концентрации частей ВСУ в настоящее время.
Так что не зря киевская влада пытается вернуть именно Славянск - в этом есть логика. Вторая логичная цель - Мариуполь. Он ещё важнее, но у киевских сил мало, они крайне ненадёжны и деморализованы, правоохранители массово переходят на сторону повстанцев - так что поэтому они сконцентрировались на Славянске, как ближайшей цели. Также видно, что густонаселённый район Северодонецк - Рубежное - Лисичанск - Стаханов пока не под контролем ДНР/ЛНР и потенциально может быть использован, как клин - если не перейдёт под контроль повстанцев. Плюс там же ещё один генератор валютной выручки и топливного снабжения - Лисичанский НПЗ.
Во время недавней поездки в Сестрорецк мы заехали на полуостров, где расположен хорошо видимый с транзитной трассы на Выборг собор Петра и Павла. Вроде бы мимо проезжал десятки раз, скользил взглядом за секунды, а вот побывал там ножками первый раз. И не спеша. В принципе, там оказалось очень даже неплохо, вокруг собора обустроена довольно уютная прогулочная зона с креативной "морской" детской площадкой и беседкой на озере. Давайте прогуляемся вокруг сестрорецкого собора и зайдём внутрь.
Помните же львовских беркутовцев на коленях? Ну вот, летит обратка. Джинн из бутылки выпущен. Теперь осталось дождаться, когда украинскую госсимволику будут остервенело сбивать прикладами со всех административных зданий. И это тоже внедрили майдановцы, с ленинопадом и массовым осквернением памятников. Но только они наивно полагали, что обратки не будет и шахтёрское быдло всё молча сожрёт [...].
Ну так что? Ровно через неделю эта стадия наступила. 15 апреля Донецк прощается с ненавистным символом:
Тут Флакелф с Ростова вернулся и привёз целую пачку свежих впечатлений про "южные" поезда. Вот не зря я их не люблю и стараюсь избегать. Мои любимые направления - север, восток, и там всё несколько по-иному. Всё ниженаписанное - цитаты из его поста.
Кстати, а что там с переименованием значимых облцентров и крупных городов Украины? Вчера вспомнил про это дело, стал смотреть ситуацию: 1) Кировоград так до сих пор и не переименован 2) Днепропетровск и Днепродзержинск - тоже.
Переименовали из крупняка только Ильичёвск (в Черноморск, 18 февраля 2016). Бахмут ещё вернули, но это уже более мелкий город. Получается, что уже 3 срока переименования провалили: первый был "в течение полгода" (до 15 ноября), затем в особом порядке продлён ещё на 3 месяца (15 февраля), теперь ещё 3 месяца (до 15 мая).
1. Сбор на проект, я считаю, идёт неплохо. За 2 суток собрано примерно 45% от нужной суммы, чуть меньше 80 тыс. Огромное спасибо всем помогающим, веду список. Есть уже и три поступления, которые тянут на гравированный подстаканник (по 10 тыс.). Так что закажу на днях пять штук кольчугинских с чистой поверхностью на рельефе и как пришлют, потом отдам на гравировку. Есть и 1 поступление в евро, и ещё 1 обещается на сл. неделе. Если кто хочет помочь из стран ЕС, могу прислать в личку реквизиты для перевода со счёта на счёт в ЕС по SWIFT. Будет удобно, быстро и с ничтожной комиссией. Так что поступившие средства позволят приступить к работам уже с начала сл. недели. А в среду, когда минет неделя с начала этой кампании, напишу ситуацию по сбору более точно.
Вот форма перечисления через Я-Д (она нам наиболее удобна):
Видеоприложение к части XLVII - Мобильный отель от Москвы-реки до берегов Средиземного моря "Европы по диагонали". 4-минутный обзор VIP-вагона (цепляются в состав по 2 в хвосте и голове). Начинается и заканчивается ролик рюмочками, звенящими и раскачивающимися на ходу :)
Аккурат в день Космонавтики, вечерком, спонтанно сходил на "Время первых". К дате - это было не специально, просто так совпало свободное время. Впечатления от фильма разноплановые, поэтому чуть подробней об этом - ниже.
Посмотрел, как Корея ложится на карту Европы. По сути, она ведь очень небольшая. Смотрите - КНДР. Вся укладывается в Прибалтику, краями касаясь Нарвы, Вильнюса, Калининграда. И вот на этой небольшой территории, где 60% - горы, уместилось аж 25 миллионов человек (!) и полный комплекс ЯО, вместе с испытательным полигоном. Южная Корея ещё меньше - от Вильнюса до Люблина и украинского Полесья, даже до Ровно не достаёт. А там - ещё 50 миллионов, мощнейшие военные базы и крупнейшие в мире судостроительные мощности, превосходящие все остальные страны. Всего - 75 миллионов.
Ещё интереснее смотреть плотность заселения и близость самых важных жизненных центров Южной Кореи к демаркационной межкорейской линии. Итак, накладываем этот кусок на карту Питера.
Что можно сказать про сегодняшнюю юбиляршу? Конечно, по состоянию на сейчас она всех достала и считается этаким ископаемым динозавром, "вечно молодым, с толстыми ляжками и почему-то в коротком". Тем не менее мерить её приходится ещё и общественно-историческими мерками.
Я, как человек советского времени, отлично помню то время, когда она царила на эстраде действительно безраздельно - ну, разве что отдавая 20% своего трона Софии Ротару, а неформальные круги общества - Высоцкому. Но средняя советская тётка от 25 до 70 слушала в основном и преимущественно Пугачёву. Да и советский мужик тоже, в немалой степени. Конечно, у столичных и околостоличных эстетов были свои закидоны - Тарковский там и прочие Галичи-Ребровы-Захаровы. У молодёжи - Смоки-Битлы, Лед Зеппелины с Пинк Флойдами и пр. Но по массовости слушанья на пространстве экс-СССР Пугачёва превосходила всех на голову. И не только в экс-СССР, но и на пространстве тогдашнего соцлагеря. Кроме, разве что, Высоцкого - но он всё же царил несколько раньше. Так что в начале 1980-х очень популярной была шутка - "А кто такой этот Брежнев? Мелкий политический деятель эпохи Аллы Пугачёвой!". Рассказывали в своей компании и довольно ржали.