Волею прихотливого случая вчера побывал вчера в магазине Его Императорского Величества Ломоносовского фарфорового завода. Задумчиво обозревая разные витрины с фарфоровыми залежами, родился у меня вопросец: а не продешевили ли ребята?
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
На той же субботней вечерней прогулке по набережной Л.Ш. сделал и снимки «уходящей фактуры» - виды на новый мост, за которым маячит «сын Л.Ш.» и знаковые ориентиры Питера. Ведь «сыну» осталось существовать два с хвостиком месяца, потом новый мост откроют и «сына» начнут разбирать. Заодно посмотрите и готовность нового моста – на него уже ставят знаменитые решетки «с коньками».
Я не зря их так назвал – это действительно были «работяги» среди военной авиации той эпохи.
Ту-16 я прекрасно помню по Камчатке, в школьные годы: семь или восемь машин постоянно стояли на Елизовском аэродроме в конце 70-х и начале 80-х, в глухом углу, ближе к гарнизону на 28-м км. И когда мы летели на материк или с материка, непременно их «приветствовали» в процессе рулежки на ВПП. Меня, помню, ещё поражало, что они там стояли с целиком зачехлёнными «носами»: до «шестнадцатых» я такого не видел :) Видел я их и взлетающих: спутать было очень трудно, т.к. они издавали характерный «свистящий» звук высокой частоты, которого у других самолётов не было. Как и их младший брат, Ту-104, тоже. Был рад с ними тут повстречаться :) Ну а второй самолет, который показан в этом выпуске – ветеран почти боевой: именно группа Ил-28, носителей ядерного оружия (42 машины), была переброшена на Кубу в разгар «карибского кризиса». Но, в отличие от Ту-16, я его никогда «вживую» не видел – только тут, в музее.
К югу от центра Москвы, близ станции метро «Шаболовская», находится довольно интересное место – Донской монастырь. Он основан в конце XVI века царем Феодором и в его историческом «активе» многие события: традиционное богомолье русских царей допетровской эпохи в течение ста лет; разорение его поляками в Смутное Время; события Чумного бунта 1777 г., когда в его стенах растерзали архиепископа Амвросия; местопребывание патриарха Тихона после победы Советской власти и там же – его заключение, вплоть до апреля 1925 г.; один из главных некрополей московской знати XVIII-XIX веков; там же сейчас производится перезахоронение деятелей Белого движения, таких, как генералы Деникин и Каппель. В нём же находятся подлинные горельефы со взорванного в 1931 г. храма Христа Спасителя – с 1934 г. и по 1991 г. он являлся музеем архитектуры.
Крайне любопытен монастырь и тем, что в нём, близ входа, выставлена техника Великой Отечественной (по крайней мере, подписанная как "Оружие Победы"), покрашенная в белый цвет – колонна им. Дмитрия Донского. Аналогов такого подхода в монастырях я ещё не видел. Впрочем, давайте посмотрим. Побывал я в нем аккурат на Пасху, 27 апреля.
Я эти дни показываю самолёты из Монино, небольшими порциями, так вот у камрада manoul в журнале как раз промелькнуло интересное видео на эту же тему: 45-минутный фильм про авиационный парад в Тушино. 1961-й год. Фильм и правда очень интересный, прекрасно передающий не только авиационные показы, но и саму атмосферу той эпохи. Эпоха уникальная: в авиации много ещё воевавших фронтовиков, но уже есть и два советских космонавта. Закадровый текст местами очень жжот, особенно порадовала сьемка западных атташе и комментарий, когда из вертолётов массово вытащили ракеты и повезли в любимой хрущёвской манере, по полю гуськом :)
Там же (в конце парада) есть и наш герой сегодняшнего монинского поста - Ту-16, и можно даже немножко услышать тот характерный свист, о котором я говорил. И конечно же, несравненный Ту-95: кто видел хоть раз в жизни взлёт огромного турбовинтовика Ту-114 или Ту-95, не забывает это уже никогда, настолько это завораживающее действо. Собственно парад начинается с 12-й минуты. В общем, если есть полчасика на просмотр - посмотрите, не пожалеете :)
Итак, фоторассказ о поездке по Калужской области, состоявшейся 10 мая. Всего получится, как я полагаю, три части. Наш маршрут: Москва - Обнинск - далее по старой Варшавской дороге (ныне А101) - Медынь - Мятлево - Юхнов - Барсуки - Мосальск (главная цель поездки) - Зубово - Малоярославец - возвращение на киевскую трассу - Москва. Всего 560 км.
Захоронение в пос.Барсуки, что по старой Варшавской дороге.
В подавляющем своём большинстве путешественники из столиц предпочитают метод "кузнечика" - прыгнут на реактивной авиаколымаге в интересующий их город, бегом отсмотрят то, что хочется или то, что получится, и затем - за пару-тройку часов - отпрыгнут обратно, в свой кишащий муравейник; затем сразу, не успев опомниться, варятся в кипящем масле дел. Ну - типа "мы же современные люди", динамичный темп, "так надо, так правильно". Что до меня, так я давно уже убедился, что этот "столичный" метод мне крайне чужд и неудобен. Неспешный метод мне ближе. Во-первых, он позволяет понять, какое именно окружающее пространство находится между двумя пунктами, насколько оно велико, какие значимые города на этом пути и как изменяется пейзаж; во-вторых, позволяет на определенное время полностью абстрагироваться от суеты, стрессов, от сети и прочих паутин, жрущих время; в-третьих, на обратном пути можно привести в порядок свои впечатления, осмыслить и систематизировать увиденное, прочесть заранее закупленные местные газеты из тех краёв и увидеть изменение местности в обратном порядке; в-четвёртых, возвращение в свои пенаты происходит плавно, с постепенным переходом - и это тоже важно, для морального состояния и избежания стрессов. Поэтому мой выбор - поезд или теплоход. Авиаколымаги - крайний случай, только если нельзя никак иначе; автобус тяжёл для ночёвки; авто требует ответственности и не позволяет анализировать пространство, если ты за рулём (но при этом я совсем не против разумно организованных дальних многосуточных автопробегов). Конечно, нужно грамотно подходить и к выбору поезда, и к подбору места; благо, современные технологии это уже позволяют делать, минуя кассиров. * * * Сейчас хочу обстоятельно рассказать о пути из Петербурга в Одессу, из Северной Пальмиры в Южную. Скорый поезд №20 преодолевает этот путь за 33-34 часа, очень удобно: две ночёвки, один полный день. В полночь отбываем с Витебского вокзала, утром в Новосокольниках, больше полдня проходим через Белоруссию, вечером уже на Украине; ну а в 10.30 утра следующего дня - уже и солнечная Одесса, и Чёрное море. Рассказ получился в двух больших частях, в одну я никак не мог вместить всё то, что хочу показать.
Да, и маленький дисклэймер, на всякий случай: эти два поста предназначены для любителей путешествовать по ж/д. Рэйлофобам разных мастей - и гнедой, и вороной, и в яблоках - просьба не заходить. Вякающие ненавистники будут отняты от титьки комментов, с византийско-монголо-кацапским коварством, которое в этом журнале вполне возможно. Правда, авиафилам умеренно высказываться можно. Но - аккуратно и вежливо :-) Ну вот, спасибо за внимание к моим воззрениям; и поехали, с Богом.
Ну что ж, пора начинать серию про свежую поездку (Западная Белоруссия и калужские веси). Про серединку, транзитный пункт (Москва) я кратко рассказал - Маскировка Мавзолея и весенний московский коктейль, потом дам этим постам свои номера в серии. А теперь, традиционно - железнодорожная часть про маршрут на Брест. Для достижения этого пункта я воспользовался поездом №49 Санкт-Петербург - Брест формирования БЧ, предварительно убедившись в общей адекватности вагонов в составе (чтоб были аммендорфы, а не богомерзкие ново-тверские или тем более узкие евровагоны). Ну а каков он изнутри и в каком антураже выпало ехать, смотрите под катом :-)
Традиционно, в рассказе о крупном городе у меня обычно присутствует и рассказ о его вокзале. В отношении Смоленска это тем более правильно - так как вокзал там очень красив, отличный образец позднего сталинского ампира. Построен в 1949-1951 годах (арх. Б.С. Мезенцев и М.А. Шпотов), на месте разрушенного в войну дореволюционного Риго-Орловского (точней, на месте даже двух вокзалов - но об этом ниже). Расположение - островное, между двух групп магистральных путей. Ниже - фоторассказ о самом вокзале и его ближайших окрестностях.
Вокзал Смоленск-Центральный в предрассветных сумерках, 1 мая 2012 г.
В предыдущем посте из Шанхая я показал небоскрёбный район Пудун, и некоторые читатели решили, что город весь прям такой сверхсовременный и неистово рвущийся вверх. Но это не так - высотные районы крупнейшего мегаполиса мира занимают вряд ли больше 10% его площади, а основную массу кварталов, особенно в старых районах, составляют низенькие 2-3 этажные дома и ближе к окраинам - большие микрорайоны пятиэтажек.
Так вот, давайте в этом посте походим по трехэтажному Шанхаю и понаблюдаем за обыденной жизнью. Чем живут люди, где живут, какие машины, чем торгуют на улице... и тому подобное. Район, избранный мною для похода, совсем не туристический и лежит в стороне от скоплений туриков и попрошаек. Но оно и хорошо - во-первых, это даёт более незамутнённую картину города, а во-вторых, этот метод удешевляет любые траты - от питания до такси и сувениров, если что надо. Одно несколько раздражает - почти везде тебя удивлённо разглядывают местные обитатели, но к этому постепенно можно привыкнуть. Поход в тот район был связан с поиском духовного центра эмигрантского Русского Шанхая 1930-х - собора «Споручница грешных», уцелевшего в годы культурной революции, так что и его мы тут тоже посмотрим.
Молодые шанхайцы на ул. Синьлэ-лу. Горячий перекус стоя прямо на улице
Оказывается, в Энгельсе (станция Покровск) практически в первозданном состоянии сохранился бронированный салон-вагон Л.И. Брежнева 1959 г. постройки, в котором в 1974 г. проводилась встреча с президентом США Дж.Фордом. Скорей всего, в этом же вагоне Леонид Ильич путешествовал по стране в 1978 г., доехав до Владивостока (но про 1978-й надо уточнять по картинкам ТВ):
Как видите, вагон с усиленными тележками и удлинённой базой, относительно обычного.
По поводу позавчерашней отмены подавляющего большинства остановок транзитных поездов по Украине. Мне уже пять или шесть человек написало с вопросами, плюс в комментах спрашивают. Судя по способу принятия этого решения и его внезапности, это просто новая самодеятельность части властных органов Киева (они действуют нескоординированно, порождая разные коллизии). По части же содержательной информации, вот официальное сообщение:
МОСКВА, 12 мая. /Корр. ИТАР-ТАСС Роман Ромишевский/. Пассажирским поездам, следующим транзитом через Украину, отменили почти все остановки на украинских станциях. Об этом корреспонденту ИТАР-ТАСС сообщили в компании РЖД.
6 мая. Киевский поезд прибыл на Витебский вкз., практически полупустой
Рассказывая о двуэтажном вагоне с точки зрения простого пассажира, я сознательно не стал вставлять туда снимки с собственно пути, на пейзажи из окна и прочее такое. Чтобы обсуждение не сбивалось на другие темы. Делаю это отдельно, вот этим постом - тут просто дорожные впечатления от середины ночи на Кубани до позднего вечера в столице. Почти 19 часов пути с юга на север.
Новейший двухсистемник ЭП-20, ведший нас весь путь от Кубани до Москвы
Мы дошли, гуляя по пуржистой апрельской Воркуте, от вокзала до площади Мира. Это уже центр, и здесь как раз находится замечательное монументальное здание хрущёвской (!) эры, но сталинской (!!) архитектуры, без какого-либо обдирания согласно постановлению 1955 года - ДК Шахтёров. Удивительно, но факт. Построен он был в 1961 году, и является ровесником Кремлевского Дворца Съездов, хотя выполнен в стилистике предыдущей эпохи.
Давайте его посмотрим, и заодно погуляем по площади.
Потрясающая сегодня была погодка, с резкими переходами от солнца к ливню и обратно. Настоящая питерская! 120 секунд - расстояние от проливного дождя до яркого солнца :)
А вчера, между прочим, стукнуло 350 лет Русскому Расколу - незаметно, без статей и какой-либо медийной шумихи. 13 мая 1666 года протопоп Аввакум и его соратник отец Федор были расстрижены и преданы анафеме в Успенском соборе московского Кремля. В свою очередь, Авввакум тоже проклял своих хулителей. Таким образом, формально состоялся раскол Русской церкви (до этого дня Аввакум числился в священстве и был частью Церкви).
Не так давно перечитал его "Житие", и в этот раз меня зацепила география его странствий - вынужденных, конечно, но всё же. Нижний Новгород, Юрьевец, Москва, Тобольск, Енисейск, озеро Байкал, Даурия (!!!), Нерчинск, снова Москва, Мезень, заполярный Пустозерск... Для второй половины XVII века очень круто, согласитесь?
И ещё, обратил внимание, что он за полтора года прошёл с бечевой всю реку Хилок - приток Селенги. Ажно до его истока - озера Иргень. Я как-то делал про Хилок пост (поход вдоль Транссиба, 2004 год) и даже не подозревал, что эти места связаны с мятежным протопопом. Кстати, в Забайкалье нигде почему-то не видел никаких подписей, памятников, крестов Аввакуму. Как будто его и не было там. А ведь примечательная историческая личность, в нашей истории.
Судя по всему, "Аврора" пойдёт обратно в Питер или на День ВМФ, или в начале августа. Если и вправду на день ВМФ - то он будет с грандиозным наплывом зрителей :)
Вот что пишет "Кронштадский вестник": Ремонт легендарного крейсера «Аврора» вошёл в завершающую стадию. 28 апреля корабль 1 ранга Балтийского флота был отбуксирован в док мени П. И. Велещинского.
Во время повторного докования, которое продлится до третьей декады мая, на «Авроре» будет произведена замена донно-заборной арматуры, осуществлены свипинговые и покрасочные работы подводной и надводной части корпуса. При этом внутренние ремонтные и модернизационные работы на корабле также будут продолжены. После окончания доковых работ «Аврора» будет переведена к Южной стенке завода для подготовки к переводу в Санкт-Петербург. Окончание ремонта в соответствии с контрактом намечено на 15 июля 2016 года.
Крушение поезда в Греции вечером в субботу 13 мая. 3 (4 по др. данным) человека погибло, несколько раненых. Поезд шёл на скорости по маршруту Афины - Салоники и за 37 км до конечного пункта близ ст. Адендро сошёл с рельс и врезался локомотивом и вагоном в дом (!), проломив по инерции стены. Остальные вагоны расцепились и перевернулись. В поезде находилось, по разным данным, от 70 до 100 человек. Причина крушения пока неясна.
Пару лет назад в серии "Большая Европа по диагонали" я писал про город Котлас, его вокзал и странную конфигурацию котласской ж/д развязки. Так вот, к этому пункту есть интересное дополнение - vino_i_gashish с оказией полетал над Котласом и поснимал обе котласские станции (К-Узловой и К-Южный), и ж/д развязку с мостами. В основном посте у него там много снимков, но я здесь покажу только железнодорожные. Летал он вот на таком пепелаце, но без бокового остекления, его демонтировали:
Кстати, не забудьте, что сегодня - 100 лет любопытному событию, которое сыграло роль, сходную с Сараевским выстрелом, только для начала нашей полномасштабной Гражданской войны.
14 мая на станции Челябинск произошла эпическая драка белочехов (на этот момент, правда, ещё просто чехословаков) с эшелоном пленных венгров. Согласно основной версии, причиной конфликта стала чугунная ножка от печки, выброшенная из встречного эшелона с военнопленными-венграми, ею был ранен чешский солдат в одном из вагонов. В ответ чехословаки остановили поезд с венграми и подвергли самосуду виновника. Затем советские власти в Челябинске задержали несколько легионеров. На следующий день, 15-го числа, чехословаки взяли штурмом челябинский арсенал и захватили почти три тысячи винтовок, а также силой освободили своих задержанных камрадов.
Помните, я не так давно писал про короткую (~200 км) виртуально-фантастическую ВСМ на Урале неясного назначения? Так вот, "полноразмерная ВСМ" Москва - Казань, как вы помните, задроблена, зато в правительстве двигаются процессы по этой самой уральской ВСМ. Очень странно, но факт:
[...] ГОРКИ, 14 мая. /ТАСС/. Премьер-министр России Дмитрий Медведев сообщил, что подписал документ о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Челябинск - Екатеринбург, путешествие по которой займет чуть больше часа.
"Документ касается строительства высокоскоростной железной дороги между Челябинском и Екатеринбургом, это распоряжение правительства", - сказал председатель правительства на совещании с и.о. вице-премьеров. По оценке главы кабмина, "это важный и серьезный инфраструктурный проект, который должен положительно повлиять на развитие тех районов, через которые будет протянута уральская магистраль". Медведев отметил, что "дорога должна соединить две соседние агломерации так, чтобы тем людям, которые там живут, было удобно ездить и по своим личным делам, и даже в необходимых случаях на работу: весь путь между двумя областными центрами должен занять порядка часа с небольшим".
"Это распоряжение правительства, которое меняет транспортную стратегию в этой части", - уточнил название документа Медведев. Он указал, что "эта магистраль должна быть интегрирована в общероссийскую сеть". "По этому документу начнем работу", - призвал премьер-министр.
Стройка Крымского моста перевалила пик и постепенно приближается к финишу. Мощности будут вскоре явно высвобождаться, а в 2019 году высвободятся полностью, после завершения ж/д части моста. И буквально 3 дня назад - 11 мая - в Салехарде дали старт следующему инфраструктурному проекту - мосту через Обь, который давным-давно ждёт своего часа, и Северному Широтному ходу. На уровне главы РЖД, министра транспорта и губернатора ЯНАО (Белозеров, Соколов, Кобылкин).
[...] Все мы знаем, что дети воспринимают информацию в основном глазами. Даже самый захватывающий текст не заменить рассказом, который сопровождается интересными картинками. Нет, речь не о комиксах. Представьте себе книгу, главным героем которой является маленькая ленинградская улочка. Наблюдая за тем, как треплет ее ветер войны, читатель переживет с Ленинградом все невзгоды и трагедии, которые выпали на долю Северной столицы – бомбежки, обстрелы, голод, холод…
Разумеется, Ленинград – это не просто каменные постройки. Это люди. Наш книжный город населен людьми. И это не вымышленные персонажи. Мы нашли их на старых фотографиях и кадрах военной кинохроники. Вообще, при подготовке книги нам с художниками Марией Пономаревой и Дмитрием Алексеевым пришлось переворошить кучу старых фильмов и снимков, на которых изображен быт довоенного и военного Ленинграда.
Мирные дни, начало войны, первые разрушения, страшная блокадная зима… Менялся город, менялись и люди. Именно эти изменения мы и хотим показать детям. Можно много рассказывать о военных подвигах, но далеко не все могут представить себе поле боя, а вот примериться к своему дому, к своей улице – это по силам каждому.
Поскольку проект достаточно дорогой, а книга состоит почти целиком из рисунков и инфографики (а значит, работа гораздо более трудоёмкая, нежели просто текст с картинками) - то идёт сбор средств на издание на Планете.ру. Осталось ещё 17 дней до конца сбора.
Если кто хочет поддержать познавательный и полезный проект "Пятого Рима" своей трудовой копейкой - заходите сюда. Там есть много форм поддержки разного уровня.
Вот те на! Бежит китаец из своей Маньчжурии, не хочет он жить при харбинских морозах и кататься по ледяной Сунгари. За 10 лет из пограничного Хэйлунцзяна убежало на юга 16,7% китайцев. И даже из Ляонина изнеженный китаец убыл, где потеплее. Всё норовит убежать на Южный берег Крыма, то бишь в Гуандун или Фуцзянь. Что касается Тибета и Синьцзяна, то там целенаправленная политика заселения, со льготами и преференциями.
PS. Большой привет Свидетелям Заселения Дальнего Востока Стрррашными Миллионами китайцев! :)