Ну что ж, добрался я и до архитектурного поста :) Выборг – просто клондайк в этом смысле, благодарное место для ценителей. Я там просто таю от увиденного: можно ходить и ходить, везде и всюду. Что, на мой взгляд, самое главное в тамошнем старом Городе? Он – абсолютно подлинный, по ощущениям. Не прянично-парадный, как московские новоделы, и не слащаво-сахарный до приторности, как центр Брюгге – а именно подлинный, в смысле наполненности слоями Истории со всей её драматичностью и беспощадностью. Да, там немало неухоженного, это так. Даже, может быть, многовато. Однако, есть динамика – и она положительная. Свидетельствую это, как наблюдатель, посещающий сей город примерно дважды в год. И не зря толпы финнов и русских сюда не ослабевают, а напротив - усиливаются: ведь настоящая, непридуманная подлинность в большой цене. Можно приехать и раствориться без остатка в атмосфере дворов и улиц старого Города, в завалах и сплетениях Истории двух пограничных наций. Важно только проникнуться. Ну и оторвать драгоценный зад от дивана и сиденья машины.
Выборгская мадонна.
Давайте же и мы растворимся в нём. Хотя бы ненадолго. Однако, предупреждаю заранее, св. Олафа, Часовой башни и традиционных выборгских красот вы тут не найдете. Про них вам расскажут десятки сайтов – и чего мне повторяться? Я выбирал менее известные, но не менее душевные, места.
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Согласно плану автопробега все ближайшие сутки нам предстояло пешее дуракаваляние по Бремену, с дегустацией местного пива и осмотром всего того интересного, что увиделось бы по пути. Однако одна неприятная тёмная тучка висела на горизонте: я никак не мог найти Deutsches Shiffahrtsmuseum, в просторечии – Германский музей судоходства; а именно он был для меня одним из главных пунктов программы пребывания тут. Его не было ни на карте, ни в Автороутере. Я выставлял радиусы в 3, 5 и даже 15 километров от центра, набирая вожделенное сочетание слов, но равнодушный софт все время выдавал: no available object(s). Однако путеводитель от «Вокруг Света» говорил мне, что он именно в Бремене, и даже давал его адрес. Я набирал эту загадочную Hanz-Sharoun Plats в поиске, однако Автороутер упорно посылал меня нах; утверждая, что такой «плац» в Бремене нет. Попытки с десятой, уже почти потеряв надежду, я с досады набрал радиус поиска в 100 км, и Автороутер неожиданно нашел вожделенный музей. Но где! В городе Бремерхафене, в 70 км от Бремена – на берегу Северного моря.
Бремерхафен. Памятник у Deutsches Shiffahrtsmuseum.
Туточки The Washington Post высказалась о новой российской военной форме, впервые массово продемонстрированной на параде 9 мая на Красной площади в Москве. У мистера Питера Финна (Peter Finn), конечно, сугубо американские мозги и америкосские же штампы, но тем не менее статейка интересная, почитать можно :-)
Модельер для российской армии: форма, разящая наповал
Валентин Юдашкин - первый постсоветский дизайнер, который вывел на подиумы международного мира моды современный русский стиль, вызывает восторженные отзывы критиков своими моделями, где пышная театральность соседствует с практичностью. Теперь он решил покорить самого сложного клиента за всю свою карьеру - Российские вооруженные силы. Последнее дефиле моделей Юдашкина происходило не где-нибудь, а на Красной площади, там прошел первый показ его новой коллекции: 9 мая тысячи солдат, одетые в новую военную форму, строевым шагом прошли по брусчатке во время парада в честь победы во Второй мировой войне. 44-летний модельер создал 85 моделей, которые в ближайшие три года будут введены во всех родах войск. Они рассчитаны на разное время года и все случаи жизни, в том числе и боевые действия.
Ярким солнечным днём 10 августа мы выехали из Тронхейма, древней столицы Норвегии, общим направлением на юг - к столице современной, Осло. Нам предстоял заключительный отрезок пути по этой стране, с ночёвкой посередине, с которой надо было определиться по пути. К этому моменту по собственно Норвегии - начиная с полярных северов - мы наездили уже 2700 км; а всего, если считать из Питера, пробег составил около 4500 км.
Расскажу-ка я вам сегодня не про свежие поездки, типа Одессы-Вены-Самары, а кое-что из старенького - что месяц назад обещал на д.р. В июне 2001 г. мы вместе с mikka совершили 17-дневную экспедицию по Байкало-Амурской магистрали, проехав от Тайшета до Комсомольска-на-Амуре, имея целью осмотреть и заснять наиболее интересные участки и места в дневное время. Так мы посетили Лену, Вихоревку, Братск, Северобайкальск, Чару, Кунерму, Куанду, Тынду, Хани, Дипкун, прошли пешком по Даванскому обходу и т.п. Одним из самых запоминающихся моментов той экспедиции была поездка через Северомуйский обход на электровозе ВЛ85 (мега-тоннель тогда ещё до конца не был достроен). Вот про этот отрезок экспедиции я вам тут и поведаю. Рассказ большой, для неспешного чтения.
БАМ, пос.Таксимо. Памятник покорителям и первопроходцам Севера
По БАМу через Северомуйский обход до Таксимо. +2 карты и 39 фото
Поскольку места эти отдалённые от цивилизации и глухие, то вначале будет правильно показать, где же находится этот перевал. Вот смотрите, на этой карте: по югу проходит Транссиб; севером параллельно идёт БАМ. Восточней Байкала БАМ забирается в горы и преодолевает ряд горных хребтов. Один из этих участков - от Нового Уояна до Таксимо, между которыми пролегает Северомуйский хребет, очень сложный по геологическим условиям. Красные точки - это начальный и конечный пункты отрезка (этого поста). Синие точки поменьше - движение по Северомуйскому обходу, которому посвящена львиная доля представленных в отчёте фотоснимков.
Когда Байкало-Амурскую магистраль проектировали, предполагалось, что хребет будет пройден 15-километровым тоннелем. Однако строительство его началось сравнительно поздно перед развалом СССР (об этом, конечно, никто заранее не знал), и кроме того, сопровождалось множеством нештатных ситуаций, которые осложняли и отсрочивали его ввод в строй. Поэтому к 1989 г. ввели в строй 1-путный электрифицированный обход, который был приспособлен для движения тяжелых поездов (на одном из участков - с электровозами-толкачами). Обход очень сложного профиля, со множеством серпантинов и двумя более короткими (до 1 км) тоннелями. Представленная схема от af1461 показывает как трассу главного хода БАМа (через тоннель), так и (серым цветом) электрифицированный обход, по которому мы и двигались в июне 2001 г. Северомуйский тоннель был открыт для движения только в декабре 2003, уже в постъельцинскую эпоху.
Снимки делались на две плёночные мыльницы, мою и Михаила. Времена тогда были другие по фотодоступности, да и денег на такие изыски было намного меньше, так что - как говорится - чем богаты. Качество во многом тоже хромает - мы не профессионалы фотосъемки, а просто путешественники. Моя купленная к экспедиции довольно простенькая фотомыльница Canon через три дня после этой сьёмки бесследно пропала в Якутии, где-то на станции Хани; хорошо, что эта и следующая за нею плёнки уже перекочевали в рюкзак и сохранились. Поэтому потом мы снимали только на мыльницу коллеги, используя в ней его и мой запас плёнок. Снимки, помеченные (MK Photo) - сделаны mikka, остальные - мои.
Ну что ж. В путь? :-)
1. Около полудня в какой-то из дней середины июня (14-16-го) мы оказались на станции Новый Уоян. Станция эта конечная для пригородных "окурков" из Северобайкальска ("окурками", "обмылками" называются там короткие 1-2-вагонные пригородные под локомотивом), а дальше нужно было ждать рабочего поезда через обход, который уходил из Уояна далеко после обеда.
Станция Новый Уоян. Станции на БАМе практически все строились по индивидуальным проектам - считалось, что каждый крупный город СССР и союзная республика вносят свой общий вклад в это дело, увековечивая и национальную архитектуру. Новый Уоян строила Литовская ССР.
2. Под сенью ёлочек мы перекусили припасами, закупленными в Северобайкальске. Как это обычно водится в глухих местах, где каждый новый человек на виду, к нам подошёл мент и проверил документы, затем ушёл восвояси. Однако мы были единственными на станции пассажирами, не пристроенными к "делу", поэтому все на нас глазели и оглядывались.
3. Сидеть в Уояне ещё 5-6 часов было как-то не гут, посему я пошёл на станцию и узнал у дежурной, пойдёт ли что на восток по обходу, и если да, то когда. Дежурная оказалась доброй женщиной и "слила" мне два ближайших грузовых, на которые предположительно можно было вписаться. Однако предупредила: - С машинистами договаривайтесь сами! Они под свою ответственность берут! - Хорошо, спасибо и на этом!
"Нива" - самая популярная машина на БАМе. Самый популярный цвет - белый.
4. Первый состав тормознулся совсем ненадолго, я даже не успел толком среагировать. Зато второй, тяжёлый, под ВЛ85, встал под красный и я побежал с машинистом пробовать договариваться, оставив Мишу с обоими рюкзаками. - Возьмите до Таксимо, а!? Очень надо! - Ты чо, какое Таксимо? Брать пассажиров запрещено! - Так ничё не идёт до вечера, а ехать надо! Мы заплатим! - Не знаю, не мои проблемы. Зачем мне ваши бабки? Вылетите с работы же не вы, а я. У нас тут строго. В итоге, однако, мне таки удалось вызвать некоторый интерес машиниста к нашим персонам и показать ему удостоверение от музея ДВЖД, которым я снабдился в Хабаровске. Он повертел, посмотрел: - Я подумаю... - Там и печать ДВЖД есть! Всё законно! - Да вижу я, вижу... - возвращая мне ксиву обратно, - Я ещё подумаю. Потянулось томительное ожидание. Две минуты, три, пять, семь. Стою, жду. Вдруг по поездной рации сообщили готовность к отправлению. Я упал духом и мысленно сматерился, решив, что всё. Зря уговаривал. А следующий грузовой, как сказала дежурная, через два с половиной часа. Машинист выглянул: - Эй, бери своего карифана и бегом в кормовую кабину! Ща попрём на перевал! Про деньги ничего не говорит, молчок. Ну ладно, потом выясним. Я побежал за Михаилом и мы бегом побежали обратно к электровозу, протиснувшись затем в нерабочую кабину. Дали зелёный. Поехали!
Вот этот машинист, благодаря которому и состоялась эта поездка. К сожалению, я не смог найти его фамилию, поверхностно порывшись в архивах своих транссибирских экспедиций. Но непременно найду, и допишу. А звали его Владимир, вроде (на память). Я записал тогда. Он уже, наверное, на пенсии...
5. Протиснулись через длинные секции с грохочущими горячими тиристорными группами и приводами, с рюкзаками и устроились в нерабочей кабине. Пришёл помощник, молодой парень: - Вы тут аккуратно сидите, приборы не трогайте. И не выглядывайте сильно. А то могут сообщить. - Хорошо. С любопытством смотрим на окружающие нас приборы. Тормозные краны окрашены в красный, а на переднем плане - щёлкает скоростемер. Сейчас показывает 64.
6. Снимок на память в кабине ВЛ85. А то когда ещё доведётся, да ещё и на БАМе? [в начале 2004 г., после запуска Северомуйского тоннеля, сверхмощные грузовые ВЛ85 были с БАМа сняты и переведены на Транссиб. Так что больше никогда]
7. Электровозный "руль" (которым машинист устанавливает позиции мощности).
8. На полном ходу, около 75 км/ч, проскакиваем станцию Кюхельбекерская, тоже красивого индивидуального проекта.
9. Опять прибегает помощник: - Владимир вас приглашает в переднюю кабину! Подходите! Ну, думаю, платить, штоле. Пойдём. Протиснулись опять через длинные горячие секции по узкому проходу вперёд. Машинист улыбается: - Ну что, мужики, как вам наш бармалей? :-) - Нравится. Мощная машина! - Это да. Зверь-машина! Составы ведёт огромные. Только вот резок на толчки.
Вид вперед, через передние стёкла. Сейчас пройдём мост.
10. Станция Ангаракан. Тут нас тормозят, чтобы в середину подцепить толкач. Стоим, уже зелёный. Слева долина мелкой речки, впереди - горы. Вот туда-то наверх мы и полезем.
Помощник ушёл расцеплять, спрашиваю у машиниста: - Так чего, с бабками? Как разойдёмся? - Да ково... что я с вас, путешественников, брать буду... езжайте с Богом. Смотрите наши дальние края, сюда мало кто забирается. Не я везу, бармалей везёт. - Ну ладно, спасибо. А то может, возьмете? - Не, всё нормально. Не надо. Мне даже и приятно, пообщаться. Езжайте.
11. Ответственный момент, развилка: мы уходим слева на подьём, а направо - более короткий путь, в Северомуйский тоннель (тогда ещё не готов).
12. Под нами - западный вход в Северомуйский тоннель. Мы идём по бровке наверху.
13. Начались серпантины, высота растёт на глазах, электровоз отклоняет то вправо, то влево. Скорость хорошая, бармалей тянет мощно, боковые ускорения приличные. Вот уже и наш предыдущий путь внизу, первая петля.
14. Поскольку скоро должен был быть Первый петлевой тоннель и Чёртов мост, то ухожу опять взад, поснимать, а Миша остается в передней кабине. Пришёл вовремя: скорость гасится примерно до 30 км/ч и наш огромный километровый состав аккуратно проходит изогнутый Чёртов мост.
15. Пересечение с разобранным временным обходом, галереей, снова набираем скорость.
16. Пройдя во чреве сопки Первым петлевым тоннелем, снова выныриваем на свет Божий, и дальше на подъём. Вид совершенно феерический, я высовываюсь чуть не на полкорпуса, чтобы заснять.
17. Живописнейшая кривая с мостом, и вид на 2-километровую гору. Вдали в середине состава (слева на кадре) виден электровоз-толкач, который к нам прицепили на Ангаракане.
18. Ещё одна петля - и далеко внизу виден Чёртов мост! (см. кадр 14).
В кормовую кабину прибегает Миша: - Слушай, ты чего бригаду палишь? Машинист там ругается, высовываешься сильно, охрана тоннелей может раззвонить. Пошли обратно, он говорит, снимайте спереди, под контролем, так он хоть подскажет, где можно, а где нельзя или осторожно. - Ладно, пошли...
19. Выравниваемся, проходим седловину с синим озером.
20. И опять подьём. Теперь уже мы идём на уровне верхушек гор параллельного нам хребта. Зрелище совершенно космическое, просто дух захватывает: во-первых, нам досталась потрясающая с облачками погода, во-вторых - шикарная точка обзора (с электровоза). Увы, отснятые нами плёнки в несовершенных прростеньких камерах не передают и десятой доли красоты, которая открывается впереди и сбоку.
21. Трасса выравнивается и мы теперь идём стабильно, по кромке горного склона. Растительность угнетённая: высоко поднялись, да и некоторые снеговые языки теперь дотягиваются почти до линии дороги. Это перевальная часть. На фото наш состав, в 88 вагонов.
22. Проходим разъезд с красноречивым названием Перевал, затем путь опять схлопывается до однопутки. Однако, как вы видите, насыпь рассчитана на два пути.
23. Сбоку видны железнодорожные серпантины, куда мы скоро будем спускаться. Машинисту пока не до нас, он следит за дорогой и периодически общается с машинистом толкача.
24. Сейчас уйдем на кривую, вправо. Начинается спуск.
25. Внизу видна линия, куда мы спустимся уже через несколько минут. Далеко внизу - пос. Северомуйск.
26. Разьезд Горячий Ключ.
27. Спускаемся уже небыстро, аккуратно, около 50 км/ч. Внизу видны какие-то тоннельные сооружения, цеха.
28. Серпантин: на противоположном склоне виден предыдущий перед нами состав.
29. Я снова ушёл в заднюю кабину, пообещав машинисту снимать аккуратно. Начался спуск, настолько резкий по уклону, что даже виден по электровозу. Локомотивы тормозят, спускаясь с тяжёлым составом. Скорость около 35-40 км/ч. Справа видна дырка Второго петлевого тоннеля.
30. Наледи на речках, несмотря на середину июня. Тут прохладно, климат реально суровый.
31. Проходим главный ход БАМа (внизу), выходящий из недостроенного на тот момент Северомуйского тоннеля. Второй петлевой тоннель снимать не стал, памятуя беспокойство машиниста на этот счёт.
32. Разъезд Северомуйск. Здесь снова тормозимся, минут на 15-20: будут расцеплять состав, толкач покидает нас. Горный участок кончился. Машинист разрешает спуститься, перевести дух и немного погулять рядом.
33. Это наш Бармалей, на котором мы и преодолели горный участок. Мощность - 10020 кВт, вес - 288 тонн. На тот момент ВЛ85 ещё считался самым мощным серийным электровозом в мире (СССР держал тут пальму первенства), однако жизнь не стоит на месте - в 2002 г. норвежцы запустили на линии Нарвик - Кируна электровоз IORE - ещё мощнее. Его я вам тоже показывал, в рассказе о "Полярной Заре".
34. Наш ВЛ85 спереди. Скоро поедем.
Наконец, дали зелёный, поехали уже в штатном режиме. Напряжение спало, мы опять все собрались в передней кабине и машинист стал нам рассказывать про окрестности, комментируя: - А вот тут речка хорошая! Ленок, таймень брал. - На той сопке как-то козла подстрелил. - А здесь хариуса шикарного тягаем. - Смотрите, это брусничные места. В общем, он оказался хорошим собеседником, заядлым рыбаком и охотником, знающим те места в совершенстве. Насчет того, что не брал нас поначалу, тоже прояснилось: оказывается не так давно его понизили в классе, за какую-то провинность, и он ездил со II классом. Естественно, перестраховывался на всякий случай. - Нахера мне проблемы, правильно? Но вот с вами решил рискнуть, ладно! Вижу, интересные вы ребята.
35. Проходим реку Муякан. Всё, горы позади.
Ближе к Таксимо мы начали продумывать ночлег, с которым было непонятно. Решили связаться по рации с депо, чтобы попробовать вписаться в бригадный дом (в Таксимо депо) - это был бы идеальный выход, с гарантированной качественной круглосуточной столовкой. Однако начальник депо где-то бухал, и никто не хотел взять ответственность за нас, посторонних, чтобы вписать. Машинист долго матерился на деповских разгильдяев, ругал начальника (видимо, имел на него зуб), и в конце концов сказал: - Ладно, ребята, не переживайте. Приедем, что-нибудь придумаем. Попробую договориться.
36. Около семи вечера мы прибыли в Таксимо. Это узловая станция, и тут кончается БАМовская электрификация: дальше только тепловозы. Вокзал тут огромный для такого небольшого пункта, что для БАМа типично. И конечно, индивидуальный проект. Таксимо строила Латвийская ССР, рижский проект.
37. Таксимо. На втором пути стоит пригородный одновагонный "окурок", рядом с вагоном - mikka и наш машинист.
38. Недалеко от вокзала - очень красивый и запоминающийся памятник с моделью гидросамолёта, можно сказать, символ этих мест.
39. Вписаться в деповскую гостиницу не вышло, наш машинист отогнал электровоз в депо и вскоре подьехал за нами на "Ниве": - Садитесь, поедем ко мне! У себя вас впишу. Он, сука, где-то бухает (это про начальника) - Спасибо. Мы вас там не стесним сильно? - Ничего, нормально. Ночь не проблема. Поехали, грузите рюкзаки!
Вечер мы провели отлично, хотя и подустали за очень длинный день - ведь он у нас начался ещё в 6 утра в Северобайкальске. Жена машиниста приготовила ужин, бульон с дичиной, и лосёвые котлеты, намяли картошки, с маслом, а хозяин дома вытащил снизу, из погреба, литровый пузырь самодельной кедровой настойки. - Надо выпить, ребята. Путь такой длинный, и хорошо проехали. Как? Мы отказываться не стали :)
Потом ещё долго сидели, разговаривали, хозяин вытащил фотографии 1970-80-х, показывал нам. - Я ведь сюда приехал ещё в 1976-м, в начале. Тогда тут жизнь кипела, была перспектива, много льгот. Сейчас постепенно хиреем и подыхаем. Но, надеюсь, БАМ выживет. Неужели стране так надо, чтобы БАМ подох? Неужели им (он многозначительно поднял палец наверх) сейчас всё равно? А, ребят? Как думаете? Я ответить на этот вопрос не мог, в чём честно и признался. Снимки и правда были очень интересные, и карточек 10-12 из начала 1980-х из них он дал мне, с собой, я обещал их отсканировать и использовать где-нибудь.
* * * Рано утром мы попрощались с хозяином и отбыли дальше на восток - на Чару. Но это уже другая история :)
Небольшое историческое приложение к посту "Брест: два парадных проспекта" с фотографиями т.н. "Брестского парада", проходившего на месте нынешней центральной административной площади Бреста. Разнообразные фото данного мероприятия, понятно, можно легко взять в Сети, однако я переснял снимки, экспонированные в музее Брестской крепости и с оригинальными подписями, которые там есть. Думаю, это тоже интересно. В дополнение: большой скан территории Советской Белоруссии из Малого Атласа СССР 1940 г., с показом границ, приказ комбрига Кривошеина от 23.9.1939 г., моё фото современного состояния площади и 1 фото из бундесархива.
Музей Брестской крепости. Фотокопия донесения гр.армий "Север"
[...] Почти одновременно с «цветной премьерой» зародился конфликт вокруг законности раскраски картины. Спустя два года, 16 мая 2011 года, Голосеевский суд столицы Украины поставил точку в этом деле. Суд принял решение, согласно которому, дочь знаменитого режиссера Леонида Быкова, Марьяна Быкова, выиграла дело о незаконности колоризации легендарной картины своего отца « бой идут одни «старики», пишет news.most.ua.
Марьяна Быкова заявила, что обратившись в судебную инстанцию, она всего лишь выполнила волю своего отца. Известно, что режиссер Леонид Быков, снимая картину в 1973 году, сознательно делал фильм черно-белым, потому что использовал в нем кадры военной хроники. Тем не менее, инициаторы колоризации «В бой дут одни «старики» - украинская компания «Trade Interteinment» провели раскраску картины, не потрудившись получить предварительного разрешения на это ни от режиссера, ни от соавторов, ни от наследников.
Дочь Леонида Быкова подчеркнула, что в ее действиях нет никаких меркантильных целей. Ведь, по словам Марьяны Быковой, моральный ущерб был ею оценен в 1 украинскую гривну. Выходит так, что одно из любимейших кинопроизведений о Великой Отечественной войне останется только в монохромной версии [отседова]
Да, интересный прецедент. Значит, теперь цветную версию "Стариков" по ТВ показывать нельзя, продавать на дисках - тоже и её нужно удалить из всех источников и баз данных? Или решение украинского суда для России не имеет значения?
Увидел сегодня на рынке, что продают пучки с черемшой и так что-то захотелось... на Камчатке её в сезон было много и она была вкусная. Нарежешь, посолишь, со сметанкой намешаешь... м-м-м... объедение! Товарищи питерцы, скажите, а как вообще местная черемша? А то я ни разу её за все годы тут не брал. Вообще ни разу, вот так получилось. Сьедабельна? Кто-нибудь берёт? И откуда, интересно, её сюда везут?
Ещё одна зарисовочка с поездки по Новгородчине - теперь про затерянный в лесах и болотах райцентр Демянск. Точней, даже не про него, а про местную столовую. Она совершенно неожиданно для меня преподнесла приятный сюрприз :-)
Демянск. Улица, ведущая от центральной вниз. С левой стороны - объект "Столовая"
Интересный репортаж от капитана dmitry_v_ch_l о заведении атомного ледокола "50 лет Победы" в мурманский док на ремонт. Оцените филигранность и сложность операции - нужно выдержать размеры и допуски очень точно, чтобы не повредить дорогостоящий док. И не просто не повредить, но ещё и посадить огромный атомоход точно на кильблоки. Несмотря на течения и ветер. Там у капитана в посте есть и видео, как они корректируют курс и предотвращают навал кормы на левую стенку дока. Есть и снимки осушенного дока с ледоколом на кильблоках. В общем, любителям флота - смотреть обязательно, репортаж о процессе графичен и нагляден.
Просматриваю сейчас постепенно постсоветские парады на предмет эволюции церемониала и атрибутики, между 1995 и 2010 гг. (анализ выложу попозже). И постоянно натыкаюсь на малоизвестные факты, про которые закадровые официозные дикторы ничего не озвучивают, а скромные жёлтые и нежёлтые газетки тоже почему-то не пишут. Ну вот, например - знаете ли вы, что на парадах 2005 (60 лет Победы) и 2010 годов (65 лет) в Москве присутствовал на трибунах единственный здравствующий сейчас кавалер ордена "Победа"? А именно - бывший король Румынии Михай I, награждённый высшим военным орденом СССР 6 июля 1945 года. По хронологии он - кавалер ордена №13. Причем этот орден он получил в возрасте 24 лет от роду. Я как-то не задумывался раньше над сопоставлением этих дат, но это именно так.
Итог недавнего опроса по Николаю Александровичу Романову (1868-1918) получился очень уж отрицательный, что меня несколько удивило: основная масса голосующих поставила ему наиболее крайние оценки -2 и -3. Лично я оцениваю его как -1 (возможно, в советское время поставил бы -2, но с тех пор прошло много времени и осмыслено много фактов). В общем, усреднённая оценка аудитории журнала по нему получилась как -1,34 балла. Это очень низко (сравнительно: Ленин +0,06, Сталин +0,61).
Можно, конечно, обвинить полученные результаты в том, что тут собрались "поклонники серпа и молота", и вот, дескать... Но картина-то сложней: около четверти активных читателей журнала - это анти-совки разной степени неприязненности к Союзу, от полу-нейтральных до ненавистников. Так вот, изрядная доля их тоже голосовала против Н.А. и выставила ему очень низкие оценки. Интересный штрих. Общая активность аудитории по Николаю II была пониже - всего 719 жж-юзеров. Есть и ещё одна особенность споров по этому историческому деятелю: малочисленная аргументация в его пользу, в особенности в сравнении со Сталиным. Условно говоря, "николаевцы" обычно избегают спорить в недружественной среде, предпочитая междусобойчики в однородной им по убеждениям аудитории. А вот "сталинисты" наоборот - активно спорят и в неприязненной аудитории, где уважают "гимназисток румяных" и прочие прелести поздней Империи.
Но тем не менее - всем проголосовавшим спасибо за участие. Через месяцок продолжим :)
В продолжение темы маскировки Мавзолея во время парадов Победы. Тема, наконец, впервые открыто озвучена на общенациональном уровне в прайм-тайм метрового канала, вещающего на всю территорию РФ. И сделал это не Г.А. Зюганов, набравший воды в рот по этой теме, не кто-то из коммунистов, как можно было бы логически предположить; а Александр Проханов. В передаче "Дефицит памяти" на России-1 от 21 мая. Смотрите с 42-й минуты в ролике. Интересно, что эта тема резко вышла наверх только в этом, 2013-м, году - как и очевидная несуразица в тексте в Минуте Молчания, реликт либеральной эры оплёвывания всего, что связано с советской эпохой.
А ведь я весь этот абсурдизм показывал ещё с 2008-го, и писал у себя в журнале много раз. Каждый год мониторил изменения и рассказывал о них. Через пять лет, наконец, до широкой общественности дошло, что это явный дебилизм в символизме: место, к подножию которого победители 1945-го кидали знамёна противника, сейчас стыдливо маскируется и отгораживается от парада гигантской конструкцией высотой в 12 метров. Там далее, кстати, сразу за Прохановым, ешё и интереснейший спич, с 0.44:30, В.Баранца, военного обозревателя "Комсомолки" (по поводу цинично-утилитарного отношения к Победе со стороны властей). Послушайте, говорит очень по делу.
Белеют кресты, это герои спят Прошлого тени кружатся вновь, о жертвах боёв твердят...
Эти строки легендарного вальса "На сопках Маньчжурии" - именно про это место. Про последний приют осаждённых защитников крепости Порт-Артур, моряков русских броненосцев, сестёр милосердия. Многие из них покоятся вот здесь, на Русском Кладбище. Хотя кресты моряков, строго говоря, не "белеют", а "синеют". Впрочем, у сухопутных защитников крепости кресты в основном действительно белые.
Вторая часть рассказа про некрополь посвящена "императорскому" сектору, который расположен позади главного памятника, хотя и тут попадаются захоронения 1945-го и более поздних лет. Тут все лежат рядом, и для них красно-белых срачей не существует. Все едины, все в одном месте, все - соотечественники, пусть их страна и меняла название, с Российской империи на Советский Союз (1-я часть - тут). Давайте не спеша походим тут, среди осколков памяти русской и приобщимся к нашей истории.
Военно-морской участок русского Порт-Артурского кладбища. Здесь упокоились моряки с броненосцев императорского Тихоокеанского флота На заднем плане виднеются могилы советских солдат 1945 года
В продолжение поста 3-дневной давности про контроль над Донецкой ж.д. Мы продолжаем следить за транспортной ситуацией в "зоне АТО" (то есть в районе ДНР и ЛНР), которая постепенно переходит в блокирование некоторых линий и ограничение движения. Камрад yapet составил прямо на карте Донецкой ж.д. перечень блокировок и подрывов мостов по состоянию на сейчас. Кое-где поезда уже не ходят. Ещё примерно месяц боевых действий такой же интенсивности - и дорога целиком будет парализована. Относительно контроля за Донецкой дорогой - информация обрывочная, но судя по всему, первая попытка взять под контроль управление со стороны ДНР не увенчалась успехом. Если это не так и у вас есть иные сведения - пишите.
Карта немаленькая, её можно посмотреть под катом. Да, самое главное: если можете дополнить или уточнить карту новостями и событиями с локализацией, пишите в комменты со ссылкой. Можно и добавить, куда сейчас электрички ходят, а где прекратили движение. Наверное, донбасские товарищи в курсе.
На вечерней прогулке что-то вспомнилось про известную романтическую ж/д песенку "Бологое". Вернувшись, решил пересмотреть старый советский клип. Выяснилось, что "Весёлые ребята" поленились поехать для съёмок в это самое Бологое, и видимо снимали в Питере, судя по пейзажу на 1:45. Шторки с корабликом Адмиралтейства (на 2:12) - это поезд №3/4 "Экспресс" (на 2:37). Тогда поезда были не типовые-корпоративные, а индивидуально оформленные. Билетик проводнику Буйнов даёт картонный (2:10). И что это за станция в клипе (2:48)? Не платформа ли Московского или Витебского вокзала? А то на 3:05 идёт носильщик с расценками на тележке и везёт фуражки музыкантов. Поправили: Ленинградский вокзал. Ок.
Если вслушиваться в слова, то тоже не лучше. Суть песенки в том, что продвинутый московский чувак в отпуске склеил провинциальную деффку и мотается к ней, когда хочется того-самого. Причем он знает её адрес, а она его адреса не знает. Кроме того, катается к ней на "Стреле" - та проходит Бологое в 3.40 утра и ему нужно являться к фемине глубокой ночью и скорей всего, идти через гопнические районы - Бологое, это вам не Строгино или Владыкино, там надо вести себя аккуратно с местными, где все всех знают. Он, скорей всего, ешё и бухает в Стреле за 4 часа пути, так как поёт в конце, что эта станция тупиковая (что совсем не так).
PS. Реальное Бологое я подробно показывал прошлой зимой - как "бордюрную", так и "поребриковую" его части.
Был вчера в Рамбове и перед возвращением зашёл в "Продуктовый дворик", который сделали на месте бывшего Сосновоборского почтамта. Этакий мини-рыночек с палатками: овощные, мясные, рыбные, бакалейные. Так вот, захожу в последнюю названных, и вижу - на полу стоят банки с соком. Трёхлитровые стеклянные, с архаичными крышками - прям как из детства.
- Давно возите такие? И откуда такое? - спрашиваю. Тётенька отвечает: - Из Саратова поставщик, а возить начали с зимы. Спросил про это, потому что у нас в городе таких видов не встречал. Сок в стекле-то есть, но он весь новомодный, продвинутый. - И почем он у вас? - Сотня. "Гм... сотня за целую трёхлитровку... что-то мало... что они там набодяжили?" - думаю про себя. - Ну ладно, давайте на пробу. - А вот ещё есть два вида - яблочный и виноградный. - Да ладно, я пока один попробую. Короче, забрал банку с пола, унёс в машину.
Между поселком Олеско Бусского и селом Подгорцы Бродовского районов, известными своими замками, прямо у шоссе Киев - Львов, на высоком холме расположен один из самых эффектных образцов послевоенной советской монументалистики - памятник бойцам Первой конной армии. Где-то в этих местах в ходе советско-польской войны весной-летом 1920 года вели достаточно успешные боевые действия конники будущего маршала Буденного. В 1975 году этот факт в ознаменование 55-летия армии был увековечен скульптурной группой, авторами которой стали скульптор Валентин Борисенко и архитектор Анатолий Консулов.
Памятник был действительно нестандартный и очень стильный. Вроде, во времена оны он даже ещё и эффектно подсвечивался.
А что было потом? Если в 2012-м памятник ещё стоял почти целый, то потом местные хозяйственные западэнские куркулики стали его постепенно обгладывать на цветмет :)
На днях наделало шуму намерение Украины якобы изменить ширину колеи на европейскую. Т.е. она вроде как, намереваются перешить свою сеть в 22300 км на 1435 мм стандарт. С этой новостью отметился даже ведомственный РЖД-Партнер:
В принципе, я в чём-то понимаю искреннее желание лишний раз "уесть укропов". Однако, почитав первоисточник, мне показалось, что с такой новостью поторопились и речь идёт о гораздо более прозаичном деле - украинцы хотят содействия ЕС в разработке и поставке подвижного состава с динамически изменяемой шириной колеи. Ну примерно такой, как я показывал в ноябре 2016-го в Бресте - когда вагоны "Тальго" меняют колею на ходу. Франция в этом деле не последний игрок - так как граничит с обширной иберийской сетью, у которой колея 1668. Там эта проблема актуальна и ставилась, в техническом смысле. У них есть свои наработки. А формулировки в официальном релизе просто употреблены корявые, вот их и истолковали при переводе так топорно. Или я не прав? Ниже - первоисточник.
1) Маска и перчатки - весь рейс, не снимая 2) Если лететь более 3 часов, маску надобно менять 3) Измерение температуры перед рейсом, если более 37,5 - в баклажан не сажают 4) Нельзя лететь в верхней одежде, её складывать в герметическую прозрачную плёнку до конца полёта 5) Нельзя покидать своё место, кроме как в туалет (рассматривается также вопрос предварительного извещения бортпроводника, но пока ещё можно сходить облегчиться и так) 6) Социальная дистанция везде, кроме баклажана - а внутри него останется прежняя селедочная набитость с дистанцией в 2 сантиметра от соседа (ибо иначе бедный перевозчик разориццо),
7*) Рассматривается вопрос о том, что нельзя жрать своё на борту - но пока он не утвержден окончательно.
В общем, веселенький Дивный Новый Мир. Будете со слезой ностальгии вспоминать стандарты полётов обр. 2019 года. А то мне тут бодро задвигали за то, что дескать, мир после ковидлы останется таким же, как и раньше. Не-е-е-т, ребят - он будет очень другим :)
Ну, и про поезда добавим тож, раз уж про баклажаны проговорили. Вот шикарное видео от севастопольского НТВ - как ведется досмотр прибывающих в Севастополь пассажиров и как 11 человек с питерской "Таврии" развернули обратно. На кадрах хорошо виден вокзал-крепость, который я три дня назад живописал, куча "космонавтов" на перроне и многоярусные посты контроля на прибытии.
PS. Как же удачно мы с flackelf успели сьездить туда перед ковидлой, надо же!
Что касается рейса Афины - Вильнюс, то тут налицо потеря бдительности и глупая хвастливость информационного киллерка, сидевшего в "безопасной" Варшаве и успешно подставлявшего немалые массы молодых белорусов под щиты и омоны, причем многократно. Мальчик-колокольчик думал, что можно дергать тигра за усы безболезненно и просто, что новые технологии рулят и меняют всё - а это в итоге оказалось немного не так. (Ну хорошо, пусть даже не тигра, а койота или ягуара, но сути это не меняет - операция была исполнена строго и просто, и подана к столу уже холодным блюдом - когда протесты сошли совсем на нет)
А за НЕХТОЙ этой я очень внимательно следил ещё в августе-сентябре 2020 года, подписался на оба канала, а по итогам разбирал её типовые приемчики и передерги (многие читали эти разборы - раз, два, три). При этом меня неизменно удивляло у них формирование образа Луки как полного дурачка и трусишки, на которого можно и нужно напрыгивать с лобовым нахрапом. Но ведь это было совершенно не так! И это же говорило о хвастливости ведущих и косвенно - об их неадекватности. Ну вот, теперь аффтарь-ведущий будет общаться непосредственно с усато-картофельной Фемидой. А у клонов НЕХТЫ сильно поубавится "тайных" информаторов и тем более открытых сотрудников.
И неплохо бы всем последователям незадачливого дурачка-НЕХТОвода помнить важнейшее правило информационной борьбы - публично опуская своих противников для каких-то целей, никогда не теряй бдительности и не думай, что в реальности они идиоты. Иначе идиотом станешь ты.