On this day in journal — August 21st

Серж строгий

Хроника крушения гиганта. Часть 2.

Первую часть, своего рода «завязку», про Девятнадцатое Августа девяносто первого, я выложил вчера.
А теперь – вторая серия. Поскольку «Правда» уже опечатывается, то роль главной газеты Советского Союза перешла к «Известиям». Их мы и будем рассматривать.


Итак, кому интересно – под кат. Обьем материала – 1,3 мегабайта. Размер файла газеты увеличен, после вчерашней просьбы. Вас ждет небольшой экскурс в Ленинград, экономико-лирическое отступление, небольшой комментарий и, собственно, сама газета :)

Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
мудрый котик

Избирательная память?

У меня достаточно грамотная и исторически подкованная лента. В ней есть политобозреватели и военные обозреватели, писатели и режиссёры, бизнесмены и банкиры, инженеры и IT-шники, и много других интересных людей разных профессий. И когда случаются юбилеи и годовщины знаковых исторических событий, недостатка в постах не наблюдается, кто-нибудь - что да вспомнит. А часто - и не только вспомнят, но и иллюстрации запостят, "на тему".
Однако, сейчас имеет место весьма интересное явление: вот, скажем, за последние дни прошёл целый рад юбилеев и годовщин знаковых событий: 17/18 августа - 10-летие легендарного дефолта, 19-21-го - 17-летие ельцинистского переворота и краха ГКЧП, а сегодня, скажем - 40-летие чехословацких событий 1968-го. Но удивительно - никто ни о чём не вспомнил, про воспоминания о дефолте - никто ни слова, и об остальном - тоже. За парой исключений - про "баррикады Белого Дома" вспомнила только одна барышня, у которой "папа на них был", а про чешские события вспомнил только Максим Соколов, и то - строго по работе, в известинской колонке. При этом я оставляю в стороне трактовку событий, речь - только о факте памяти о.

Вот интересно, это избирательность исторической памяти общества или просто сейчас эти события кажутся мелкими по масштабу? Или - недавняя война всё отодвинула в сторону?
Камчатка

Шторм в Бретани и на Камчатке

Камрад vasser днями поделился ссылкой на замечательный ролик с ютуба: шторм во французской Бретани, на побережье Атлантики. Шторм, беспощадно захлёстывающий прибрежные маяки и побережье у рыбацкой деревушки. Несколько раз посмотрел, и до сих пор не могу себе сказать, что уже насмотрелся вдоволь. Вот он:


Смотрю это, и всё время вспоминаю один похожий случай из моей камчатской жизни.
Collapse )
Серж фиолетово-черный

Питер нестандартный: морской и старопромышленный

На днях в Питере побывал небезызвестный многим путешественник varandej. А как это событие может быть отмечено наиболее эффективно? Конечно, эпическим двадцатикилометровым походом по Граду Петрову, а точней - по его удивительно разнообразным промышленным ебеням. Версия "light" состоялась ещё в четверг вечером, когда была посещена обуховско-пролетарская невская промзона, а вчера была предпринята и версия "hard" - от пересечения Лиговского проспекта с Обводным до южного кончика косы Канонерского острова, что против большой надписи "ЛЕНИНГРАД". С заворотами на Бадаевские склады, к ракетному поезду на Варшавском, к проходной морского порта и к фабрике "Советская Звезда".
Был во всей своей суровой мощи показан иной Петербург - морской, портовый, этакий "затерянный мир" - который видят лишь один из тысячи посещающих его людей, не более. Проникли и на "Красный Треугольник", что я показывал пару лет назад. Думаю, что Варандей расскажет обо всём им увиденном подробно и обстоятельно, как обычно - ну а я представлю вам лишь небольшой дайджест-нарезку из вчерашнего :-)

На Обводном. Впереди - Царскосельский мост, слева - газгольдер

Collapse )
Серж флот

Путевое видео на ночь-6. Морской канал с кончика Канонерки

Сегодняшний выпуск - про Питер и тесно связан со вчерашним походом. Снято с са-а-амого кончика Канонерской косы. Фтыкайте на неспешно идущие по Морскому каналу корабли, на Финский залив, на надпись "Ленинград" :)

Серж фиолетово-черный

Жуковской, 100-летие ВВС. Технология праздника и реалии торговли

За прошедшие десять дней, с момента грандиозного авиа-праздника в Жуковском, участники и зрители успели вывалить в жж и соцсети стопицот тыщ красивых фотографий. Реально красивых, на земле и в небе, в разных ракурсах и видах - я совершенно без сарказма, а с уважением. Однако ни один из авторов увиденных мною серий пока что не показал обыденную изнанку праздника, его технологию. Как вообще прибывали туда, какова была техника попадания? Что пили-ели, как смотрели, где ходили, если кроме самолётиков? А что вокруг попалось интересненького?
* * *
В общем, подумал я и решил, что оставшаяся за парадным фасадом часть авиашоу многим тоже может быть интересна. Так что, вместо "Рафаля" от авиагруппы Нормандии-Неман, который я планировал к показу следующим после "Каталины" - покажу немного технологии этого действа. Что, как было устроено, где и как смотрели, какие интересности были увидены в дальних ебенях ЛИИ, каким товарцом радовали посетителей купцы, и всё такое прочее. Рассказ получился большой, так что разбит на две половинки, сейчас - первая. А "Рафаль" - не пропадёт, он просто попозже будет :-)

В один из цехов ЛИИ вот так оригинально вделан самолёт

Collapse )
паровоз П-36

Рельсовый мир Поднебесной. XI - Разные поезда, плацкарты и купе

На страницах этого жж уже достаточно подробно было рассказано, как устроены железные дороги в Китае и как выглядит китайский поезд изнутри: как высокоскоростной G, так и обычный медленный дальний, серии К (путь в полтора суток от Шанхая до Харбина). Однако я проехал там гораздо большим количеством поездов, и многое осталось за кадром. Например, меня уже трижды спрашивали про китайский плацкарт - как оно там едется? Кроме того, я попробовал четыре вида купейных вагонов. Они не совсем одинаковые, и скажем, в "ускоренных" поездах серии Z весьма отличаются от стандартных.

Так что, в этой фотоподборке постараюсь показать свои впечатления от других типов вагонов и серий поездов.
Думаю, пригодится тем путешественникам, которые предпочитают передвигаться по стране поездами и стараются свести своё общение с дюралевыми баклажанами к минимуму, как я. Ездить железкой там вполне можно и нормально.

Станция Тайюань, провинция Шаньси

Collapse )
паровоз П-36

Путь Хельсинки - СПб на "Аллегро". Впечатления

В июле месяце, возвращаясь с исландской экспедиции, довелось впервые попробовать "Аллегро", на рейсе из Хельсинки в Питер. С этим поездом у меня получилось не так, как с "Сапсаном" или "Ласточкой". Если те сущности я тестировал почти сразу, как они появлялись ("Сапсан" - рейс №2 в декабре 2009-го, "Ласточка" - через 6 дней после начала эксплуатации на ж/д России, январь 2013-го); то "Аллегро" я испробовал только через три с половиной года после запуска маршрута. Особо как-то не было повода, да и цена несколько отпугивала.

Однако в этот раз gunter_spb обратил моё внимание, что вечерний рейс №788 стоит очень умеренно - ок. 2200 р. (шайтан-маршрутка до двери просит 1500), и я тоже решил поехать из Хельсинки поездом. Снимал я по пути, правда, совсем мало, а после Выборга и вообще отрубился (устал); но основные впечатления от использования данного маршрута, пожалуй, изложу.

"Аллегро" на вокзале Хельсинки перед отправлением

Collapse )
Петербург

Сенная. Новая перестройка

Есть у нас в городе такой интересный мазохистский аттракцион: каждые 7 или 10 лет целиком переделывать Сенную площадь. В промежутке между этими точками примерно половину срока площадь собой представляет разрытый хаос или перегороженный квест с огромным количеством транзитных людей, спешащих по обходным тропинкам и лесенкам.

За всю мою бытность в Питере исключений из этого аттракциона я не припоминаю.
Первый раз, приехав ещё в чистенький умытый Ленинград туристом (1987) и выйдя случайно из метро на пл. Мира, я с удивлением обнаружил лабиринт мощных серых заборов, на которых были тысячами наклеены объявления об обмене жилья. Что-то на площади радикально переделывали. Потом, поздней весной 1992-го, будучи ещё непривычен к шалман-торговле (в наших крайних северных краях эти традиции пришли позже), я испытал культурный шок, появившись уже на почти переименованной Сенной площади. Заборы никуда не исчезли. Но зато появились ханурики у заборов, мутными глазами прослеживающие твой путь, торговцы с колбасой на шее и колготками на руках. Устрашала облупленно-руинная ул. Ефимова, по которой ветер гнал обрывки перестроечных газет к Фонтанке...

Collapse )
МПС СССР

Ленинград-1935. Пригородные поезда и течение реальной жизни

Давно хотел сделать этот разбор, но только сейчас руки дошли.
Итак, советский Ленинград 1935 года.
Летнее пригородное расписание (оригинал лежит на сайте aroundspb).


Это время сейчас рисуется современными пропагандистами как настоящая "чёрная дыра" - репрессии, закрепощение колхозников и прочие прелести. Но можно смотреть на это время через деполитизированные источники. Например, нет ничего более равнодушного и нейтрального к пропаганде, чем скучнейшая книга железнодорожных расписаний. Она рисует то время таким, каким оно было в объективной реальности. Включая Правила, которые нужно было тогда соблюдать пассажиру.

Если мы говорим о пригородном движении, то что вообще по расписаниям можно понять?

Во-первых, конечно же, реальную интенсивность движения обычных граждан в разных направлениях. Пригородное сообщение - оно "народное". Посредством него ежедневно передвигаются дачники, колхозники, горожане, военные и ещё много категорий граждан. Если поезд дальнего следования ещё можно назначить "политически" (то есть, полупустым, но по политически важному маршруту), то с пригородными никто не будет это делать. Так что, если движение большое - значит, в пригороды, область и обратно курсирует очень много людей, это активная жизнь. Если маленькое - значит, она стеснённая.

Во-вторых, часы и время следования. Картина расписания даёт маятник перемещений и наиболее активные интервалы деятельности огромного города.

В-третьих, наполненность товарообмена "город - деревня", "пригород - рынок в городе". Далее в расписаниях вы увидите, что под колхозников и единоличников с сельхозпродукцией (согласно правилам перевозок) в утренних пригородных поездах выделялись специальные вагоны. Да, это те самые крестьяне, которые везли на рынки мясо, овощи, ягоды и другие заготовки, а также легендарные питерские молочницы, многократно описанные и в художественной литературе.

В-четвёртых, они показывают (посредством Правил) жёсткость ответственности за асоциальное поведение, по видам нарушений. По ним видно, какие нарушения наказывались мягко, а какие - жёстко. Видно, что курильщики ограничивались только двумя вагонами в поезде, а женщинам с детьми приоритетно выделялся второй вагон в стандартном пригородном составе. Это тоже важная часть атмосферы того времени.

В-пятых, можно увидеть реальное влияние пограничного режима: ведь границы проходили рядом с Ленинградом, всего 35 км. Если по кругу "Финляндский вокзал - Сестрорецк - Белоостров" обращается в день почти 40 (!) ежедневных пригородных поездов, то понятно, что это отражение интенсивнейшего дачного и отчасти, возможно, военного трафика. Значит, там кипела жизнь, несмотря на пропускной режим и прочее.

В-шестых, уровень цен на перевозки.

Конечно, надо помнить и то, что тогда личного транспорта на руках практически не было. Да и регулярное автобусное сообщение только зарождалось и входило в жизнь. Пригородные поезда брали на себя почти всю нагрузку сообщения "город - пригород".

Collapse )
Тигр задумчивый

Курс растёт, публика зевает?

Такой интересный вопрос.
Курс евро по ЦБ достиг сегодня уже почти 77 рублей (!), а доллар перевалил за 68. Но если в середине декабря 14-го по этому поводу была страшная паника в блогах и настоящая давка в магазинах бытовой техники и автосалонах, то сейчас - тишина и олимпийское спокойствие. И даже блогеры в ленте практически не истерят.
В чём тут дело? Почему так?

Разговоры с ревизионистами

Вена - Нью-Васюки: продление Транссиба в Европу

Увидел сегодня в новостях прекрасное:


[...] Строительство железной дороги с широкой колеей от словацкой Кошице до столицы Австрии Вены может быть начато в 2023 году. В результате реализации этого проекта Транссибирская магистраль будет продлена. Об этом в понедельник, 21 августа, сообщает ТАСС со ссылкой на Министерство транспорта, инноваций и технологий Австрии.

Инвестиции в проект оцениваются в 6,5 миллиарда евро, говорится в экономическом обосновании «широкой колеи» Кошице — Вена, подготовленном австрийским Минтрансом. «Австрия является логичным местом завершения Транссибирской магистрали. Транссиб у нас получит выход на европейскую железнодорожную сеть, судоходство (речное — прим. Ленты.ру) и аэропорт Вены», — заявил глава ведомства Йорг Ляйхтфрид.

По его словам, проект может быть реализован в период с 2023 по 2033 год. Это позволит превратить Австрию в «логистическое связующее звено Европы», подчеркнул министр. Он добавил, что решение о строительстве участка длиной 400 километров от Кошице до Вены необходимо принимать безотлагательно.


* * *
На моей памяти это примерно 10-й или 11-й постсоветский прожект-фантазия на тему "продления Транссиба на широкой колее в Европу без перестановки тележек". Все они оказались липой, и этот, конечно же, не исключение. Периодически этот бред тиражируется ВИПами на разных модных конференциях - транспортных или политических, и этим его реальность исчерпывается.

Collapse )
Камчатка

Король Камчатской линии ММФ

Минутка транспортного искусства.
Сегодня у меня в загашнике картина особенная - на ней изображён безусловный король Камчатской линии ММФ - турбоход "Советский Союз" (ex-Albert Ballin). К сожалению, я не знаю автора картины. Это вопрос к Министерству морского флота СССР: в своё она висела в вестибюле салона второго класса лайнера и я даже её смутно помню, по школьным годам. Потом её воспроизвели на тыльной стороне буклета про лайнер. Год написания - не позднее 1968.

Collapse )
Серж флот

Перепарусник-недокруизник Wind Surf и другие визитёры

В воскресный вечер скатались на форт Константин "на кораблики". Меня привлекла в заявке порта позиция "парусника", стартующего с паромного терминала. Как парусник может идти оттуда, что это за парусник такой? В общем, решил посмотреть. Кроме него, в программе отхода числились ещё два круизника - ну пусть будут в комплекте.


Collapse )
Кортес

К берегу Вселенной

Тов. anvtr из Дзержинска с товарищем в мае с.г. совершил автопробег к космодрому Байконур и ночным переходом вышел к цехам, где стоит "Буран". Затем они залезли в сам "Буран" и посетили другие разные места. Все это можно почитать здесь (сводный пост, а из него ссылки).