On this day in journal — September 1st

мудрый котик

С Днем Знаний!

Каждый из нас когда-то ходил или в школу, или в садик, или в пэтэу, или в техникум, или в институт с универом (или во все эти хитрые структуры последовательно). Так что день Первое Сентября - это ж не так просто :)
Ну... (вдыхая в лёгкие воздуху побольше) ...с Днем Знаний!
Ура, товарисчи!

Детсад, г. Сретенск. Июль 2007 г.
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Серж строгий

Авианесущий крейсер "Минск"

«Комсомолка» написала в драматических тонах о том, что её читателем в Шэньчжене «обнаружен» авианесущий крейсер «Минск», предмет гордости Тихоокеанского флота образца 80-х. Да и многие владивостокцы, наверное, его помнят – бывало, он стоял в районе стоянки кораблей КТОФ за штабом флота, в центре города.

Вот как об этом пишет газета:
Но уже в середине 90-х в России судно оказалось ненужным. Чиновники Минобороны продали его в Южную Корею под видом черных металлов всего за $4,5 миллиона. Корейцы плавучий «металлолом» с аукциона перепродали китайцам за $16 миллионов. А те перепрофилировали боевой крейсер под историко-развлекательный центр.
И когда этим летом в качестве туриста Юрий Аникеев оказался в Шэньчжэне, то не смог упустить возможности подняться на борт родного корабля. Но то, что увидел отставной офицер, повергло в шок.
- Там, где раньше вертолеты взлетали, сейчас выплясывают девицы в одних стрингах!
Нынешние владельцы авианосца превратили вертолетную площадку в стрип-бар. Шокировало офицера и обилие военного оборудования, которое мы даже не потрудились демонтировать перед продажей.



Что мне хочется по этому поводу сказать?
Во-первых, большое спасибо китайцам, что они в девяностые годы купили этот корабль, хотя бы и на иголки, но не порезали его, а сохранили внешний вид и многие механизмы;
Во-вторых, хорошо видно лицо грачёвского Минобороны тех времен и чем оно в основном занималось. И что вообще представляло собой то ельцинское государство, кстати. Нужно также отметить цену продажи авианесущего крейсера – это цена московской квартиры премиум-класса;
А, в-третьих, крайне лицемерно стенать по поводу того, что там сейчас выплясывают девицы в стрингах. Скажите лучше ещё раз спасибо китайцам, что они сохранили эту часть военно-морской истории Советского Союза, хотя бы и таким путём. Если б его порезали, как предполагалось при продаже, то это наследие было бы просто уничтожено безвозвратно.
* * *
Надеюсь, что государство Российское через несколько лет окончательно обретёт достоинство и найдёт возможность выкупить «Минск» обратно и поставить его во Владивостоке как корабль-музей.
Ворота в Азию

Ворота в Азию, ч.7. Троицк: осколки Империи

О колорите города Троицка я кратко рассказал, теперь стоит посмотреть его архитектурный облик. Этот город считается архитектурной жемчужиной Южного Урала, потому что в годы существования ярмарки и караванных путей тут крутилось много денег, и соответственно, много интересного успели понастроить. Массив дореволюционных зданий велик, и в Старом Городе построек советской эпохи - считанные единицы.
Давайте прогуляемся среди осколков Империи (особливо рекомендую любителям модерна).

"Когда-то и мы были рысаками"...
Sic transit gloria mundi.


Collapse )
Ворота в Азию

Женщины не воруют!

В несколько замусоренном, но славном уральском городе Златоусте считают, что женщины не воруют (о девушках почему-то скромно умолчали). Как считаете, друзиа? Согласны? или всё же это перебор и гендерная дискриминация?
Серж борода

71 год назад

Начало сентября 1939 г., спецпоезд фюрера на одной из ж/д станций в Силезии. Неэлектрифицировано, а следовательно - линия второстепенная. На платформе стоят: в отглаженных брючках - министр иностранных дел рейха Иоахим Риббентроп; спиной, в сапожках гармошкой - собственно фюрер.
Collapse )
Серж фиолетово-черный

Одесса с высоты

Наверное, многие подустали от заполярной серии, пора сменить обстановку. Поскольку лето с его жарой кончилось, то уже можно снять мораторий на публикацию "южных" фото в журнале (т.е. снятых мною южнее 50º с.ш.). Итак, в сегодняшнем меню - Одесса с высоты и её скайлайн. Точек съёмки было две - одна на Канатной ул., с видом на исторический центр, а вторая - с крыши 17-этажного дома на Французском бульваре, с шикарным видом на Чёрное море. За возможность доступа большое спасибоkaiser_w, за компанию - grey_croco. Мероприятие состоялось в один из погожих и солнечных дней конца апреля с.г.

Одесса. Чёрное море с высоты, от Французского бульвара.

Collapse )
Уссурийский тигр

Суровые сибирские мужики на обочине

На видео неплохо видно весь состав дальневосточного путинского кортежа, с тремя "Калинами" и прочими сопровождающими. Увидел оригинал в спб_авто, но хозяин уже запретил встраивание (там 150 тыс.просмотров), посему пришлось использовать клон клипа. Так что кому интересно - рассматривайте. Речь - естественная :)



Collapse )
Серж злой

Атака фиалок

Друзиа, пришлось в пожарном порядке ввести капчу - за время полусуточного отсутствия в сети пришло около трёх сотен спам-комментариев на тему фиалок. Ими (фиалк-комментами) засраны практически все посты двух свежих недель. Ужаснулся количеству, сейчас чищу. К сожалению, вместе со спамом грохнул случайно и несколько совершенно нейтральных нормальных комментов, оказавшихся между рядами спама. Это не со зла, а от массовости, не принимайте близко к сердцу, если обнаружите.
Потерпите немного - капчу отменю, когда этот морок пройдёт.
Авиация

Авиа-праздник в Жуковском. Французский "Рафаль"

Сегодня исполняется 70 лет со дня основания авиагруппы "Нормандия-Неман", ставшей символом советско-французского боевого братства в годы Второй Мировой. 1 сентября 1942 г. на авиабазе Раяк (Сирия) генерал де Голль подписал приказ о создании истребительной авиагруппы №3 "Нормандия" (согласно информации severr). В честь этого юбилея - показ французского выступления на празднике 100-летия ВВС России в Жуковском.
* * *
Французы, в отличие от американцев и англичан, которые выставили ретро-самолёты и пилотажные группы, прислали для поздравления и сольного выступления в небе боевой истребитель "Рафаль". Он принадлежит к авиагруппе "Нормандия-Неман", которая и посейчас в ВВС Франции остаётся действующей и нерасформированной, уже семьдесят лет подряд. Летал француз красиво и вообще, реально летающий в небе "Рафаль" я видел впервые в жизни.
Ниже - немного картинок этой машины, возможно, они дадут некоторое представление о ней. Хотя, конечно, динамику выступления в снимках изобразить нереально. Но, что есть - то наше. В общем, смотрите :-)


Collapse )
Серж строгий

Амурские восемь метров

Где-то примерно сейчас Амур должен взять новый рекорд уровня воды - 8 метров (на вечер 1 сентября по хабаровскому времени +7мск достиг 794 см).
Я тут смотрел, что пишут местные ребята по наводнению и наткнулся на свежее и хорошее (т.е. наглядно снятое) видео. Вот тут. Автор выложил его сегодня. Так вот, смотрите внимательно на скриншот оттуда.
Вы, наверное, видели, что у хабаровчан часто мелькает в их кадрах дебаркадерная лестница, как мерило уровня? Но она всё время была над водой - хоть чуть-чуть, но выше. А теперь она уходит под воду, помечено красной стрелкой:


Набережную тоже топит, парапет уже наполовину в воде. Восемь метров - это уже запредел, такого просто никогда тут не было. Я порылся у себя в архиве и нашёл эту дебаркадерную лестницу (2), снятую с пляжа, при нормальной летней воде - 2001 г.:

Collapse )
мудрый котик

75 лет со дня начала Второй Мировой

Украинский кризис напрочь задвинул в самые задние слои массового сознания громкие исторические юбилеи. В мирное время бы их обыгрывали на первых страницах, а теперь мало кто вспомнит, кроме специалистов. Тем не менее, вспомним, что сегодня - 75 лет начала самой кровопролитной в мировой истории Второй Мировой войны.

В честь этого события - немножко эмигрантской прессы из Второй Речи Посполитой, страны, которой осталось жить три недели. Правда, они этого ещё не знают.


Collapse )
Петербург

"...Легли спать в Петербурге, а проснулись в Петрограде"

И ещё один сегодняшний круглый юбилей: 100 лет назад Санкт-Петербург стал Петроградом.


Как только императором Николаем Александровичем был подписан Высочайший Указ, официозные газеты наперебой стали колебаться вместе с линией партии славить решение, уверяя, что это название употреблялось издавна и только всякие случайности помешали ему утвердиться официально намного раньше :)

Из статьи в "Русском слове":

...Известие о переименовании Петербурга в Петроград встречено всеми общественными слоями с огромным воодушевлением. Название нашей столицы Петроградом встречается очень часто в эпоху Екатерины Великой, которая первые свои манифесты помечала: «Дан в Петрограде такого-то числа».

Название Петроград было совершенно исключено из употребления императором Александром I, что не помешало, однако императору Николаю I в своих ранних манифестах, что они даны «в граде святого Петра». Доказательство того, что наименование столиц Петроградом было распространено в обществе, служит, между прочим, частое употребление его поэтами ХVIII и ХIХ столетий. Державин любил употреблять его в своих торжественных одах, а затем и Пушкин употреблял это название в своих стихотворениях. В своем стихотворении «Кто он», он называет столицу то Петрополем, то Градом Петровым, а свою поэму «Медный всадник» он так начинает: «Над омраченным Петроградом дышал ноябрь осенним хладом».


Collapse )
паровоз П-36

Транспорт Донбасса: военные изменения

Железнодорожная инфраструктура Донбасса начала нести довольно серьёзные потери, вместе с постепенным возрастанием интенсивности военных действий:

[...] "Укрзализныця" сообщила, что в результате артобстрелов 31 августа станций Иловайск, Авдеевка, Донецк и Донецк-Северный Донецкой области разрушена железнодорожная инфраструктура Донецкой железной дороги, служебные здания и техника для эксплуатации и ремонтных работ. По данным организации, на станции Донецк-Северный из-за артобстрела сгорели пять пассажирских вагонов, повреждены четыре тепловоза. На станции Иловайск артобстрелом поврежден поезд, предназначенный для восстановительных работ, укладки путей и поднятия вагонов. Никто из железнодорожников не пострадал.

"Частично разрушены станции Доломит, им.Кашпарова, Никитовка, им.Кожушко, Торез, Булавин, Дебальцево, Луганск, Авдеевка, Иловайск. Пострадали также железнодорожные пассажирские вокзалы станций Славянск, Красный Лиман, Рубежное, Переездная, Ясиноватая, Донецк, Донецк-Северный — полный перечень вокзалов, станций и объем повреждений до завершения боевых действий определить невозможно", — сообщается в пресс-службе "Укрзализныци".


Также, обстрелом тяжёлой артиллерии ВСУ со стороны Донецкого аэропорта 29.8 был повреждён вокзал и конкорс над путями (правда, не знаю, насколько сильно - есть только фрагментарный снимок + снимки пожара на привокзальной пл.):


Дальние поезда оттуда в большинстве своём не ходят с 6-7 августа; отправляются со ст. Ясиноватая, где тоже шли бои за контроль в 20-х числах августа. Что сейчас с гигантской станцией Ясиноватая, не в курсе - почему-то на многочисленные военные видео ж/д станции попадают очень редко. Сам Донецкий вокзал в 2010-2012 гг. прошёл генеральную реконструкцию к Евро-2012 и был почти в идеальном состоянии и значительно расширенном виде, относительно прежней версии. Под катом - как он выглядел 2 года назад:

Collapse )
Ворота в Азию

XX - Воркутинское кольцо. Суровый Воргашор

Как у Питера есть кольцо императорских пригородов, так и у Воркуты есть кольцо шахтёрских посёлков. Для них собственно Воркута считается центром цивилизации. В постсоветское время это кольцо сильно поредело - осталось 5 из 13 шахт, остальные восемь "оптимизированы", т.е. попросту закрыты. Обезлюдели и посёлки при тех неудачливых и недостаточно рентабельных шахтах. Тем не менее, часть посёлков выжила и само "кольцо" осталось всё-таки кольцом, с круговым сообщением.

Эта часть посвящена посёлку Воргашор, который находится в северо-западном секторе Кольца - т.е. к нему надо ехать из "столицы мира" против часовой стрелки. Название ненецкое и означает в переводе "ручей у оленьей тропы". Когда-то, в советское время, он насчитывал аж 25 тыс. жителей и был райцентром (до 1988) и самым крупным поселением в пригородной воркутинской агломерации. Сейчас в нём живёт ок. 10 тыс.чел. и он за 25 лет сократился в 2,5 раза - но всё же выжил, так как шахта "Воргашорская" работает.

Прибыли мы туда маршруткой от шахты "Комсомольская", о которой было рассказано в предыдущей части. Рассказ о Воргашоре получился довольно большой, я его не стал делить на две части.


Collapse )
Камчатка

20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

После обзора автомобилизации Петропавловска стоит посмотреть и на местный общественный транспорт.
Тут он представлен только и исключительно автобусами. В основном - автобусами большого калибра, хотя меня уверяли, что вот совсем недавно были и мелкие маршрутки, но с ними борются и теперь они жалобно пищат из-под шконки их нет на линии. И это действительно так - за 22 дня пребывания там я видел "маленьких" только в междугороднем исполнении на Елизово, а внутригородских не было.

Сразу могу выделить три основополагающих признака ОТ, которые поменялись за прошедших 20 лет:
1) Маршрутная сеть стала оптимальнее, многие маршруты продлились на главную городскую ось и из ряда густонаселённых спальников на юг города и разные отростки можно попасть без пересадки (например, из Северо-Востока и Горизонта на СРВ или Сероглазку),
2) Автобусы стали ходить намного чаще, раза наверное в три, и при этом гораздо менее заполненными - кошмар забитых под завязку и еле ползущих на подъём "единиц" и "троек" советского времени ушёл в прошлое (правда и население города сократилось, и большое количество людей пересело на авто, перестав быть клиентами ОТ),
3) Само постоянное пользование ОТ в городе, как таковое, психологически стало признаком "нищебродства" - "у тебя что, автомобиля нет, что ты автобусом катаешься?". Раньше такого отношения не было - впрочем, и машин было раза в три меньше, на душу населения.

Советский парк тоже вымер и исчез, что неудивительно. ЛиАЗы ("сараи") и ЛАЗы ушли навсегда в прошлое - хотя ещё на моих видео 1996 г. они активно катаются и составляют подавляющее большинство автобусов. Сейчас всех перевозят б/у-шные "корейцы": в основном пожилые и потрёпанные жизнию (85-90%) и немного новых, почти с нуля (10-15%).


Collapse )
Авиация

Богатое дедушкино наследство и продажа Мечты

Вчерашняя громкая новость про продажу Китаю прав собственности и конструкторской документации на сверхтяжелый самолёт советского производства Ан-225 "Мрия" вызвала немалое бурление. Я же сразу обратил внимание, что фирма-посредник из Гонконга, которая купила права - классическая "прокладка", маскирующаяся брендом под китайский авиастроительный гигант. Этакий "Абибас" на барахолке с тремя фирменными полосками, косящий под "Адидас".


Поскольку сейчас новость о продаже прав и собственности подтверждена солидными государственными китайцами, включая телеканал CCTV, то можно говорить о том, что рисунок сделки очень похож на прежние перепродажи советских технологий наследниками УССР. Так же - через "прокладку" и с минимизацией возможных рисков - был продан тяжёлый авианесущий крейсер "Варяг", аналогично утекли с "Южмаша" советские ракетные технологии, которое потом помогли китайцам в их ракетно-космической программе.

Действительно - продавай дедушкино наследство, пока оно что-то стоит. При этом "дедушку" (СССР) можно нещадно ругать, валить его символы и старательно от него на словах отказываться. Но советские технологии, что неудивительно, чего-то стоят даже спустя четверть века после исчезновения единого государства - потому что сейчас раскошелиться на фундаментальные исследования и запуск столь масштабных проектов таким госуродцам, как Новая Украина, практически нереально. Да и Старая Украина до госпереворота 2014 г. тоже не была способна даже на простое воспроизводство советского наследия - а только на эксплуатацию его ресурса или банальную распродажу. Конечно, украинские "антоновцы" сейчас стали отказываться от факта продажи прав - но это уже задним числом, когда новость была широко растиражирована. Китайские источники факт продажи прав подтверждают, так что отмазка продавцов выглядит неубедительно.

Я было хотел разобрать событие поподробнее, благо мне в ФБ китаеведы накидали множество интересных фактов, но сегодня "Лента" выложила по этому поводу отличную статью - так что там всё предельно понятно разжёвано. Немного цитат оттуда, для понимания сути события:

Collapse )
Кортес

Таджикистан: магистраль Душанбе - Куляб

В постсоветской Средней Азии - новое инфраструктурное событие.
Если совсем недавно я писал о том, как Узбекистан прорвал "таджикскую" ж/д блокаду постройкой новой прямой магистрали Ангрен - Пап в Ферганскую долину, то в конце августа Таджикистан, в свою очередь, прорвал "узбекскую" блокаду постройкой соединительной линии Душанбе - Яван. Всего 40 километров через горы - но значение магистрали для страны очень важное. Она позволит соединить столицу республики с изолированной от неё линией Курган-Тюбе - Куляб и сомкнуть сеть таджикских ж/д в единую систему (кроме Ходжентского участка на севере).

Раньше, при СССР, на границы никто не обращал внимание - железные дороги шли по географически оптимальным трассам, долинам рек и наиболее удобным перемычкам. Потом, с распадом Союза, новые границы перерезали эти трассы, а примерно через 10 лет постсоветские республики оконочательно перессорились между собой и стали постепенно строить "внутренние" ж/д соединения, часто очень дорогие и с большими тоннелями. Новая таджикская дорога - из этой же оперы.

Национальный Лидер Рахмон открывает новую магистраль Таджикистана

Collapse )
разговоры

Атаковали воинский эшелон на отличненько-2

В продолжение нашумевшей истории наезда криминальных типов на воиский эшелон.
В сеть попали фото объяснительной командира ВЧ (плохого качества) - оказывается, там вообще было почти что самоубийство: авторитеты пёрли к эшелону дерзко, несмотря ни на что. Там есть ошибки - в частности, станция названа неверно, "Покровский завод", но зато канва происшествия раскрыта неплохо. В канале Periskop на Я-Дзене можно посмотреть сканы документа и перепечатку объяснительной.

Отрывок:
Collapse )
МПС СССР

Альбом фирменных поездов экс-СССР, издание 3-е

Хорошая новость: у тов. yapet вышло 3-е издание Справочника окраски фирменных поездов экс-СССР.
По сравнению с 1-м изданием альбом вырос в 2,5 раза (сейчас 275 страниц!), возникли отдельные разделы по Украине, Белоруссии, Прибалтике, Молдавии. Появился и ретро-раздел с советскими и постсоветскими вагонами.

Формат PDF, целиком лежит здесь.
Автору спасибо за усидчивость, это очень немаленький труд!

паровоз П-36

Петербург - Якутск, транзитные пункты

Проход основных станций на пути из Петербурга в Якутию (время везде московское):
(трансляция прохождения пути - в телеграм-канале "Якутский тепловоз" и ФБ)

Collapse )
Кортес

Загадка внезапной остановки сооружения нестоличных метрополитенов в экс-СССР

Будучи месяц назад в славном городе Самаре, наслушался инфраструктурных баек от местных жителей про то, что там "уникальное метро, которое строили сами заводы" (с) и про то, что "у нас метро так неудачно построили потому, что все средства перекинули на Ташкент и стройку начали позднее" (с). Причём вторая байка - это модификация той, которую мне рассказывали в Харькове 10 годами ранее, только про их метро. Вот один из примеров мифологии (из ФБ):

"...Самарское метро всегда строилось исключительно за счёт городского и областного бюджетов. Строительство первых 4-х станций реально велось за счёт крупных оборонных заводов. [...] Самара это единственный город в СССР где метро полностью построено за счёт местных бюджетов. Я даже помню как его начинали строить сразу было распределение по заводам ответственность за отдельные участки."

Collapse )