Все-таки посетил я это место, Комаровский некрополь. Там, где спит вечным сном Анна Андреевна Ахматова. Сколько раз хотел, и вот наконец доехал. И погода была под стать – пасмурно, снежно и нереально тихо. Гигантские ели и сосны, с бело-снежными лапами. Просто гигантские, как мачты. И потрясающий воздух, хвойный карельско-перешеечный воздух – ножом резать можно, а не просто дышать. И скрипучая снежная дорога, где никто не торопится и не гонит.
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
...90 лет назад, в этот день, в салон-вагон маршала Франции Фоша вошла германская делегация, чтобы подписать перемирие. В 11 утра оно вступило в силу. Великая Война (как её тогда называли) завершилась.
Эту войну не ждали – Европа времен belle époque была довольно беспечной, и никто не подозревал, чем в итоге обернется роковой выстрел в Сараево. Вчера ещё лондонец спокойно заказывал сквозной билет через Остенде и Берлин на Петербург, чтобы выехать Трансссибирской магистралью на Харбин и далее на Дальний, а затем сесть на стыковочный пароход, идущий в Страну Восходящего Солнца. Всего лишь за 30 лет до "бель эпок" такое казалось невероятным, и люди небезосновательно надеялись на дальнейшие чудеса прогресса. А сегодня – окопы внезапно перерезали старушку Европу, над Ла-Маншем появились боевые цеппелины, и германские армии подошли к Парижу, сокрушив Бельгию. Армия Самсонова погибала в лесах Восточной Пруссии, давая Франции шанс. Вскоре и ядовитые газы поползли над окопами; русскому Севастополю устроили побудку, а на Галлиполи началась мясорубка. Страны превратились в военные лагеря, и война постепенно затронула каждого человека, чего до этого никогда не было. Взаимное ожесточение достигло апогея через два года в страшной мясорубке Вердена. А война нашла новое измерение, которого никто не ожидал – пропагандистское и социалистическое. Из войны Европа вышла ошеломленной пережитым, в полушоковом и мстительном состоянии, потеряв миллионы солдат. Империи войну не пережили, растворившись в национальных государствах и распавшись; а Россия и вовсе учудила, начав поджигать запал мировой Революции, чтобы строить Новый Мир. Проигравших попытались максимально унизить, что в итоге привело к тому, что в тот же компьенский вагон всего лишь через 21 год снова зашли немцы и французы. Правда, их роли поменялись. Но всё это было потом... Эту войну в сегодняшнем обществе мало знают – разве что те, кто увлекается историей. Поэтому я предлагаю вглядеться в её лицо - во времена прошедшие, но страшные. Посмотрите на фотографии с «Огонька» и «Нивы», на другие снимки, чтобы кое-что вспомнить.
Стоит только на пару суток отлучиться из енторнетов на решение оффлайновых дел и ослабить контроль, как одолевают проклятые боты. За пару дней насрали больше двадцати пяти какашек в недавние посты, ажно капчу включай. В один только пост про берлинскую стену - шесть псевдоосмысленных комментов подряд! Охренеть. Возвращаешься в виртуаль и работаешь ассенизатором :( Я понять не могу - эта гадость давно уже вызывает всеобщую ненависть, но извести её так и не могут. Как так? И еще. Скажите мне, вот какой смысл работы ботов? Ну, какого профита они своей деятельностью добиваются? Насрали в триста постов, через полсуток такой спам-аккаунт убили. И? Ведь просто так всё это делать - глупо. Так ведь?
Для цикла по осенней поездке (der Totalitäre Ring) подбираю потихоньку заделы на будущее. Стал смотреть, что есть из Бергхофа/Берхтесгадена, где я побывал 7 октября. И попался мне на глаза снимочек, где стоит за фюрером человек в какой-то совершенно нетоталитарной белой фрачной форме, но явно со званием. Залез в энциклопедию униформы III рейха - нету там такой. Вопрос к знатокам - скажите, что за форма? какие такие формирования? что за звание? Я в недоумении... ( Collapse )
Депутаты законодательной думы Хабаровского края попросили сократить разницу между временем в регионе и Москве. Со своим предложением они обратились к премьер-министру Владимиру Путину. Текст обращения размещен на сайте парламента. Депутаты считают, что сменить часовой пояс можно "простым способом": не переходить весной на "летнее" время. В этом случае разница с Москвой сократится до 6 часов. Предложение поддержали 19 из 24 присутствовавших на заседании парламентариев, сообщает "Интерфакс". Хабаровский край стал не первым регионом, который захотел быть ближе к Москве по времени. Ранее с аналогичными инициативами выступали Бурятия, Удмуртия и Чукотка. С предложением сократить количество часовых поясов в России выступал президент Дмитрий Медведев. [отседова]
Охренеть. Это паранойя сверху или современным хабаровчанам и правда нравится более ранний закат солнца? Прожил в тех краях около 16-ти лет, но не припомню того, чтобы кто-то когда-нибудь хотел сокращать "разрыв времени с Москвой". А Владик как же, его же тоже надо переводить тогда? Или Хабаровск с Владиком с весны-2011 будут жить с часовой разницей во времени?
На латвийских дельфах обнаружилось интересное (via v_tretyakov). Слово представителю латвийской творческой интеллигенции, бывшему депутату Сейма, гражданину композитору Калниньшу:
Когда я задумываюсь о ЕС и начинаю понимать, что они с нами сделали, то хочется скорее выйти из такого союза. Во-первых, они сделали нас неконкурентоспособными. Да, за счет платежей крестьянам, которые неадекватно низки, за счет ликвидации сахарной промышленности, уничтожения рыболовства", — отметил он. "Думаю, надо выходить. Куда дальше — об этом надо подумать", — заявил Калниньш. "В данный момент мы сами ничего не можем", — добавил он, подчеркнув, что ЕС также лишил Латвию суверенитета.
"При распаде Советского Союза первое, что мы сделали, — сломя голову бросились прочь от всего этого, повернулись к прошлому спиной, резко развернулись к Западу… Но разве на западной стороне все было так уж хорошо? Сегодня я не могу там найти ничего со знаком "плюс". Мы потеряли там свою независимость. Единственное, что осталось от нашей независимости, это декларации 4 мая и 21 августа", — сказал Калниньш.
"Критикуйте колхозы, железный занавес на границах, но в те годы на селе была жизнь! Там было полно производства, школ и детей, медицинской и социальной помощи, но мы эту жизнь не защитили. Ситуация такова, что мы реализуем экономическую политику, которую определяет Брюссель и кредиторы, а политически делаем то, что указывает Вашингтон", — считает экс-депутат.
"Глядя на то, что случилось в селах и городах Латвии, как идут дела у моих близких и коллег в музыке и искусстве, у меня возникают огромные претензии по поводу того, что с нами делает эта западная ориентация", — добавил Калниньш.
Дааа... интересное дело. Евроцентристы, запишите в ваш i-блокнотик, или что там у вас вместо него сейчас есть. Не корысти ради - а так, на всякий случай. Мало ли, вдруг придётся еврозону спасать :-)
Ps. Там ишо в комментарии к статье загляните, их больше полутыщи. Занимательное чтиво ;-)
Current Music
Корабли лежат разбиты, сундуки стоят раскрыты, изумруды и рубины осыпаются дождём
Чтобы закончить, наконец, с московской темой и вернуться к польской и казанской, покажу тамошние свежезапечатлённые железнодорожности. Всё в кучу - и белорусское направление, и Три Вокзала; заодно поговорим про Wi-Fi на вокзалах и про уродование новых тверских вагонов рюшечками.
Москва. Памятная доска на фасаде Белорусского вокзала
Так вот как на новом "Ясене" пр. 885 реализовали спасательную капсулу на весь экипаж! Вырез внутри рубки. Изящно :)
Все снимки - со вчерашних испытаний лодки: "Особенностями данного учения стало то, что в относительно небольшой акватории губы Западная Лица, атомной подводной лодке водоизмещением более 13 тыс.тонн при длине ок. 140 метров необходимо было погрузиться на глубину 40 метров, и стабилизировать корабль на этой глубине без хода, имитировав таким образом неподвижное положение условно-аварийной АПЛ на грунте.
В это же время испытательная команда всплывающей спасательной камеры, состоящая из пяти человек, отрабатывала на борту АПЛ комплекс мероприятий по оставлению условно-аварийного корабля с помощью ВСК. В самой камере помимо испытательной команды также находился балласт, по своей массе равный суммарному весу находящегося на борту экипажа."
Лодка всплыла без капсулы, в которой поднялись с 40-метровой глубины испытатели
Заключительная часть с испытательного рейса "Стрижа" - поезда на базе состава Talgo. Она посвящена обзору 440-километрового пути от Нижнего Новгорода до Москвы из кабины электровоза. Ранее мы осмотрели состав изнутри - все категории вагонов, а также двухсистемный электровоз ЭП20.
Следуем в пределах Нижнего Новгорода. Навстречу - электиичка ЭР9Е
У soullaway - интересная подборка "Музыканты на железной дороге". Там много снимков - заходите, смотрите. Я же из неё выбрал более узкую тему - "музыканты и подстаканники", где они попали в кадр. Ну и ещё тройка колоритных фото с поездами.
PS. И вообще - вы согласны с тезисом, что "рыба должна быть дороже мяса"? Как правильней по жизни? Пока что у нас наоборот, если не брать сегмент дорогих магазов для толстосумов.
Меж тем, без медийной шумихи и помпы, тихо открыто пригородное движение на Усть-Лугу. Теперь от Кингисеппа туда можно доехать - пока дизельком, а с электрификацией - наверное, и электричкой.
[...] По маршруту будут курсировать ежедневно 2 пары поездов, с остановками на станциях: Тикопись, Веймарн, Керстово, Разд. 135км., Котлы-2, Рзд. Лужский, Лужская (Косколово):
п. №6664 Кингисепп (6:30) – Лужская (Косколово) (7:55); п. №6663 Лужская (Косколово) (8:37) – Кингисепп (10:00); п. №6668 Кингисепп (18:30) – Лужская (Косколово) (19:55); п. №6663 Лужская (Косколово) (20:37) – Кингисепп (22:00). Проезд пассажиров в пригородных поездах на участке Кингисепп – Лужская (Косколово) будет осуществляться по разовым и абонементным билетам соответствующего направления. Оформить проездной документ можно за 7 суток, не считая дня поездки. Стоимость проезда от Кингисеппа до станции Лужская (Косколово) составит 151 рубль.
Бурно развивающийся стратегический балтийский порт - счастливое исключение в общей картине "пригорода". Всё равно, даже после державного февральского окрика царя, оно балансирует на грани, и неизвестно, куда пойдёт дальше. Отмена перекрестного субсидирования и либеральный тренд на всеобщую коммерциализацию магистральной инфраструктуры, конечно, страшно вредят транспортной связности страны.
Логическое продолжение темы "крыс информационного поля": обгадившиеся на предвыборных манипуляциях авторитетные "иксперды" массово посыпают голову пеплом и цитируют... Ю.В. Андропова, правда не зная об этом. Помните, когда-то давно, ещё в 1983-м году на Пленуме ЦК, Юрий Владимирыч сказал оторопевшим соратникам - "Мы не знаем страны, в которой живём"? (1)
Так вот, в свеженькой New York Times лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман (Paul Krugman) тоже его пересказывает:
Эммм... товарищи, извините. Я было подумал про латышей всерьёз, а они, оказывается, всех надули. Прямой контейнерный поезд из Китая (Иу - Харбин - Красноярск - Рига) заходил в Латвию только демонстрационно, для "акцентирования Риги как перспективного пункта в логистической карте Евразии" (с). Затем поезд повернул в Белоруссию и вернулся на обычный проторенный трансконтинентальный маршрут. А я ещё недоумевал, зачем это грузовому поезду отстаиваться на приемных путях двое суток, чтобы доехать три километра до Риги-Пассажиеру и немного поучаствовать в разрезании ленточек и бросании шариков в небо? То есть, данный инфоповод - маркетологическая пустышка. Как и с Украиной, и с Грузией. Никогда такого не было, и вот опять! (с)
Вчера вечером довольно неожиданно для себя оказался в Кронштадте. Обстановка на дорогах была швах, я по темени возвращался с Петергофа по КАДу и решил с полчасика отдохнуть на пути, погулять и отойти от напряжения. Заехал на Якорную площадь и немного прогулялся. Народу на всё пространство было человека три, вся площадь засыпана снегом, в общем, хорошо и по-зимнему, если забыть про дорогу.
Сегодня исполняется 180 лет российским железным дорогам: 11.11.1837 года (30 октября ст. ст.) — открылась первая в России и шестая в мире железная дорога общего пользования колеи 1829 мм. Она связала Санкт-Петербург с Царским Селом, а затем была продлена до Павловска. С праздником, товарищи!
Ну вот, казахи оперативно попробовали на зуб новый транскавказский коридор. Только-только открыли - и уже прогнали контейнерный поезд с реальным грузом. 5500 км с тремя перегрузами за 10 дней - конечно, сложновато по логистике, но терпимо и довольно быстро. Так что не зря они свой Алят строили на Каспии - теперь эта переправа быстро окупится. А бывшая когда-то основной при СССР Баку - Красноводск, скорей всего, будет болтаться с небольшим трафиком: Туркмения очень уж закрытая и заковыристая по своей политике. Анатолийская часть Турции - по факту, подавляющая часть страны, получила более дешевый выход на всю постсоветскую Среднюю Азию, и наоборот.
[...] Первый контейнерный поезд, запущенный со станции Кокшетау, в рамках ввода в эксплуатацию новой линии Баку - Тбилиси - Карс пришел в турецкий город Мерсин, сообщает МИА «Казинформ» со ссылкой на пресс-службу нацкомпании «Казахстан темір жолы».
«Контейнерный состав с тарированным зерном, состоящий из тридцати 20-футовых контейнеров принадлежащих АО НК KТЖ и погруженный в вагоны ЗАО «АЖД», преодолел 5 435 километров за 10 дней», - говорится в сообщении ведомства. Маршрут поезда проходил через паромную переправу порт Курык - порт Алят в Каспийском море. При этом совершен перегруз из вагонов широкой колеи в вагоны узкой колеи на новом грузино-турецком пограничном переходе Ахалалаки - Карс.
«Успешная реализация проекта стала возможна благодаря слаженной работе всех заинтересованных сторон: железнодорожных, портовых, морских администраций, логистических компаний - участников Транскаспийского международного транспортного маршрута», - цитирует пресс-служба директора департамента контейнерных перевозок АО «KTZ Express» Алмата Каримова.
Минутка транспортного искусства. Душевная картина, правда сейчас так ездить низзя категорически - сразу же оштрафуют и задержат. Итак, Анатолий Горюнов "На новоселье" (1961)
Дошёл в описании Транссиба уже почти до Читы. Возникла новая порция вопросов - по Забайкальской дороге. Прежде всего по вокзалам крупных узлов, где были оборотные депо - Петровский Завод и Могзон. Если кто сможет уточнить, буду признателен.
Любопытная коллизия с атомным ледоколом "Арктика" пр. 22220. Высота подмостового габарита моста ЗСД - 52 м, высота ледокола от ватерлинии - тоже 52 м. Правда, Балтзавод уверяет, что корабль пройдёт под мостом, т.к. он двухосадочный. Запас высоты при проходе будет примерно 180 см, т.е. около 1 человеческого роста.
[...] Ходовые испытания первого в своей серии ледокола «Арктика» назначены на декабрь. Ранее на головном судне проекта 22220 были запущены реакторы. Для ходовых испытаний ледокол должен выйти в Финский залив. Но на пути его в буквальном смысле вырос Западный скоростной диаметр. Дело в том, что строить «Арктику» начали в 2013 году, а двухъярусный мост через Морской канал появился только в 2016-м.
Он входит в состав южной эстакады основного хода трассы, является одним из сложнейших объектов центрального участка и самым высоким вантовым мостом Петербурга. При его возведении был применен метод продольной надвижки. Это первое в мире пролетное строение, смонтированное таким способом и с такими характеристиками. Длина центрального пролета — 320 метров. А общая — 720 метров. Подмостовой габарит — 52 метра. Ровно такая же высота у ледоколов проекта 22220.
То, что такая проблема существует, «Фонтанке» 8 ноября подтвердили в пресс-службе завода. Но не согласились при этом считать ее нерешаемой, уточняя, что ледокол двухосадочный, сможет и «присесть». В доказательство процитировали своего главного инженера: «Арктика» пройдет под ЗСД». Но детали технологического решения обещали предоставить позднее.
В-о-от, как видите, прошли выборы в ГД - и медийное трепло о межстоличной ВСМ во все барабаны сразу же стухло. Теперь уже "...на уровне правительства обсуждается возможность отказа от строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва—Санкт-Петербург или серьезного сдвига сроков проекта. Вместо него предлагается..." (отседова)
О чем я и говорил все время в течение 2020-2021 гг. тем, кто верил в этот малоосмысленный и крайне дорогой прожект. Нет, это не потому, что я скептик или там враг инфраструктурных проектов. Напротив, я их горячий сторонник, если они реалистичны. Но... этот проект не был похож на реальный, большинством признаков. В случае реального проекта быстро и споро ведется проектирование, без двух-трех-четырех годичных пустых перетираний презентаций на транспортных форумах, а на местности ведутся массированные изыскания. А затем на место перебрасывается реальная техника и большие коллективы, и самое главное - выделяется чёткое финансирование из понятных источников, без приблизительных допущений. Вспомните, например, как строился Керченский мост с подходами, или спрямление БАМа на совгаванской линии и вы поймете принципиальную разницу в подходе.
И вишенкой на торте: "...потенциальный отказ от ВСМ нужно приветствовать, поскольку это позволит не увеличивать долговую нагрузку ОАО РЖД и радикально улучшить структуру инвестпрограммы, сократив ее объем за счет неокупаемого и сверхдорогостоящего проекта. Он полагает, что на сегодняшний день и в перспективе «Сапсаны» закрывают все потребности пассажирского движения между Москвой и Петербургом, причем они прибыльны для ОАО РЖД и, в отличие от ВСМ, по цене, уровню сервиса и длительности поездки способны эффективно конкурировать с авиаперевозками даже после продления линий метро до аэропортов Москвы и Санкт-Петербурга..."
200 лет стукнуло Федору Михалычу. Не просто юбилей, а очень круглый юбилей. Интересно, что в своё время он мне в школьной программе не зашел вообще. То есть, конечно, пришлось осилить какие-то отрывки, потому что писали сочинение по "ПиН", но тогда все это показалось невероятной скучищей и жутко неинтересным чтивом. А по-настоящему Достоевского я открыл для себя в возрасти 30-ти лет, в середине Девяностых - когда решил прочитать потрепанную книжку "Белые ночи", валявшуюся в (бывшем) ленинском уголке предприятия. Прочитал - понравилось, и тогда я решил осилить и "Преступление". И... зачитался! Вот тогда зашло и прочно. Видимо, в 15-16 лет его читать рановато (а тем более насильно впихивать в программе), а вот в 30 - самое то. Затем были "Братья Карамазовы" и "Идиот", а на рубеже веков осилил и "Бесов". После этого к Федору Михайловичу стал относиться с величайшим уважением. И одновременно стало понятно, почему Чубайс его ненавидит.
А потом уже перешел на следующую ступень - стал смотреть его адреса и музеи. В Питере (2014), в Старой Руссе (2013), в Вильнюсе (2015). Жаль, что вот в Омске не посмотрел, во время транссибирской поездки 2016 года. Но просто мало времени тогда было на город. Биография у писателя была потрясающе драматичная и интересная.
PS. И очень хорошо, что Федор Михалыч дожил до эпохи фотографии, благодаря чему остались его фотографические портреты, а не только рисунки, картины или эскизы.
Так сложилось, что младший брат моей мамы, Владимир Павлович Сигачев (1942 г. рождения), призывался в армию в 1961 году и это совпало с масштабным Берлинским кризисом и строительством Стены. Молодых призывников из Забайкалья неожиданно отправили в Германию – в ГСВГ, где Владимир Павлович и прослужил до 1964 года. Он был автомобилистом и поэтому проехал довольно обширный путь по дорогам и гарнизонам Восточной Германии, но и не только: их часть перебрасывали и в ракетный полигон Капустин Яр, где испытывали ракеты.
Словом, исключительно интересная судьба: простого забайкальского паренька Большая История внезапно забросила в самую гущу геополитического кризиса и он мог наблюдать его изнутри, как участник и современник. Обо всём этом мы и поговорили подробно и не спеша с Владимиром Павловичем 10-12 мая 2023 года у него в доме – в посёлке Новопавловка Забайкальского края, что находится на Транссибе недалеко от Петровского Завода. Первую часть нашего разговора выкладываю тут, с некоторыми его снимками того времени. Владимир Павлович – исключительно интересный собеседник и помнит очень много ценных и нестандартных деталей из того времени, надо только его суметь разговорить. А всего будет четыре части - интервью большое. Сегодня Владимиру Павловичу Сигачёву исполняется 82 года.
Солдат Советской Армии Владимир Сигачев на ГАЗ-51. 1961 г.