On this day in journal — February 1st

Серж строгий

Дневник Осиповой из Царского Села

Днями arkhip навёл на интересный мемуар.
Лежит он преспокойно на "Милитере", но как-то я его пропустил.
А тут увидел ссылку и почитал. Да... очень колоритно, ничего не скажешь.
Суть вот в чем: это дневник Л.Осиповой, яркой представительницы русской интеллигенции периода Серебряного Века. Большевиков и вообще революцию она ментально категорически не приняла, ушла в глухую несознанку, однако же как-то сумела прокантоваться до 22 июня 1941 г. Причем прокантоваться неплохо - с хорошей квартирой в Царском Селе и службой где-то в тихом советском месте. Что было потом и как она это интерпретировала? Радовалась приходу освободителей, помогала трудному делу SD за суп и продукты, затем страдала и терпела лишения; а когда Советы начали наступать и сняли блокаду Ленинграда - свалила в нацистскую ещё Ригу.
Ну а сами наблюдения периода оккупации очень интересны, очень. Хотя точка зрения непривычна и даже может вызвать возмущение (однако ж, попадаются иногда у меня и такие комментаторы, которые всею душой её воззрения поддержат).
Я немного избранных записей вытащил, для примера.
Выделения в тексте (их немного) - мои.

1941
22 июня.
...Неужели же приближается наше освобождение? Каковы бы ни были немцы — хуже нашего не будет. Да и что нам до немцев? Жить то будем без них. У всех такое самочувствие, что, вот, наконец, пришло то, чего мы все так долго ждали и на что не смели даже надеяться, но в глубине сознания все же крепко надеялись. Да и не будь этой надежды жить было бы невозможно и нечем. А что победят немцы — сомнения нет. Прости меня Господи! Я не враг своему народу, своей родине... Но нужно смотреть прямо правде в глаза: мы все, вся Россия страстно желаем победы врагу, какой бы он там ни был. Этот проклятый строй украл у нас все, в том числе и чувство патриотизма.

24 июля.
Бомбят, а нам не страшно. Бомбы-то освободительные. И так думают и чувствуют все. Никто не боится бомб.

Collapse )
promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Ворота в Азию

Полярная Заря, часть XLII. Деревня Å и домик-рорбу

В 2017 г. фотохостинг photobucket уничтожил показ фотографий в посте.
Поэтому рассказ перенесен на платформу Яндекс-Дзен.
Новый адрес тут

Полное содержание серии
Уссурийский тигр

Срачи пятого поколения

Начались массовые срачи про ПАК ФА Т-50, и даже у меня в совершенно безобидном постике с вопросами сие явление тоже имело место, правда в слабой модуляции.
А вот ещё, из BBC Russian про это дело: замечательный отрывочек. Заценим:

[...] Независимый военный эксперт Пол Бивер в интервью Би-би-си назвал полет Т-50 "демонстрацией того, что российские аэрокосмические технологии - одни из лучших в мире."

Впрочем, восторг эта новость вызвала далеко не у всех. Российский военный эксперт, обозреватель "Новой газеты" Павел Фельгенгауэр назвал полет ПАК ФА пропагандистским трюком, а сам самолет - фикцией.
[...]

Шикарно, правда? Прям-таки химически чисто вышло :)
  • Current Music
    Всё выше, и выше, и выше...)
  • Tags
    ,
Серж фиолетово-черный

Der totalitäre Ring, часть 19. Венский №18 - на метро-траме под землёй

В предыдущей серии мы посмотрели множество трамвайных видов Вены. Но это всё были надземные маршруты, однако в австрийской столице есть и подземные - примерно такие же, как метро-трам в Волгограде. Так что сейчас предлагаю проехаться на венском трамвае под землёй - от Южного вокзала на запад вдоль Wiednergurtel. Кроме фотоснимков, сделанных мною по пути, будет и три клипа - "выезд из-под земли на поверхность" (снимал около вагоновожатого), "встреча трамвая на станции Зюдтиролерплац" и "под землёй от станции до станции" (с задней площадки).

Вена, Южный вокзал. Остановка 18-го трамвая

Collapse )
Уссурийский тигр

80 лет ЕБН

80-летие Ельцина - в принципе, тоже дата (см. календарь Новой России). Пусть сомнительная, но забыть проклятое время Борис Николаича не получится. Сильно уж оно в память врезалось - как отчётливо чёрная полоса в срезе ствола дерева.
Сегодня в Екатеринбурге по этому поводу состоится либерастический мега-шабаш: Лунтик и Ко будут открывать 10-метровый памятник ему, сладко и лживо причитать по "первому президенту", утверждая своего идола как основу ихней "России, которой ещё нет и 20 лет" (и соответственно, новых русских). Однако "электорат" его деяний пока не забыл - рановато стараетесь, ребята.

Со своей же стороны скажу, что по отношению к Ельцину, слава Богу - ни разу не проголосовал за этого деятеля. Ну то есть, вообще ни разу, несмотря на страстную народную любовь к нему в 1989-1991 гг., на фоне опостылевшего Горбачёва. Следовательно, моральную ответственность за причастность ко всему этому постыдному шабашу, что творился в стране во время Третьей Смуты - не чувствую. Был сознательно против процессов разрушения и дезинтеграции страны, начиная с осени 1990-го.
Вот про Лунтика я такого сказать не могу - увы, голосовал в 2008-м за стабильность (честно, затрахали революции и смуты и я считал, что свой лимит "перемен и переворотов" уже выбрал, хватит), и морально причастен. Ошибся, но честно это признаю. Зато с ЕБН-ом - нет. Ни разу. Не мой кумир, и памятники ему, полагаю, простоят не сильно долго. Потому что напоминают о падении в пропасть, об обнищании народа, деградации страны и тотальной лжи, сопровождавшей эти процессы.

Сам Ельцин за 10 лет деградировал от энергичного обиженного партократами популиста, любимого "простым народом" и интеллигенцией до положения "английской королевы" (которая царствует, но не правит), манипулируемого олигархами и советниками и ненавидимого тем же народом, который 10 лет назад его превозносил. Но об этом факте сегодня властные клованы в Ёбурге, конечно, не вспомнят.
Уссурийский тигр

Макаронный анабасис. XI - Музей моря в Генуе

Один из самых сильных музеев, и вообще, объектов интереса, в городе Генуя - это Морской музей (Galata Museo del Mare). Открыт он был сравнительно недавно - в 2004 году, на территории реконструированной старой верфи (точней, оружейного склада верфей) и сейчас является самым большим в Средиземноморье. Музей и вправду очень обширный, ходить - не переходить, и (увы) недешёвый. Билет туда по отдельности стоит 16 евро. Правда, его отделениями являются также подлодка S-518, стоящая в гавани рядом и не менее огромный генуэзский Аквариум - поэтому есть возможность купить интегрированный билет на 3 объекта по 26 евро/чел., что более приемлемо - потому что Аквариум по отдельности стоит двадцатку, а лодка - 10.
Несмотря на величину, музей моря по своей внутренней организации устроен грамотно - залы идут хронологически последовательно: первые мореплаватели, эпоха галер, парусная эпоха, открытие Америки, зал навигационных инструментов, атласы и глобусы, галерея итальянских маринистов, паровая эпоха и т.д. Экспонаты выставлены чрезвычайно наглядно, многие можно потрогать-посидеть-облазить, и в этом сильная сторона итальянского подхода к делу. То есть, в музее очень интересно и детям, примерно от 6-7 лет, и взрослым.
* * *
В один пост всё не уместится - потому что в музее как раз во время моего посещения была ещё и "трансатлантическая" выставка La Merica! - которая достойна отдельного поста. Поэтому здесь будет обзор основного здания музея, исключая трансатлантическую тему (первая половина XX века) и подлодку S-518. Подлодка и трансатлантики пойдут отдельно.

Генуя, Museo del Mare. Галера средневековой эпохи, вид с кормы

Collapse )
паровоз П-36

"Ласточка" - пять сюжетов

Чтобы не солить зазря на компе остальные видео с воскресной поездки, собрал в один 4-минутный ролик пять сюжетов:
1. Подача поезда на Московский вокзал (6.55 утра)
2. Отход из Питера и виды внутри вагона (7.15 утра)
3. Подход к Угловке, плавность торможения и 2-язычное объявление (9.56 утра)
4. Вид из окна на максимальной скорости 160 км/ч, перегон Угловка - Бологое (10.10 утра)
5. Вечерний отход из Бологое, плавность набора скорости (17.45 вечера)
(Можно считать это видеоприложением к основному посту "Ласточка" - разбор полёта)


мудрый котик

STS-107: 10 лет после катастрофы

Сегодня - 10 лет с того трагического момента, как уже второй по счёту американский "челнок" потерпел катастрофу. Если первый, "Челленджер", взорвался на старте, то следующий, "Колумбия", развалился на посадочной траектории. Итого, две американских космических катастрофы унесли жизни 14 астронавтов, так что на долю программы Space Shuttle сейчас приходится 2/3 всех жертв пилотируемой космонавтики за её историю (4+1 - СССР, 14+3 - США). Сейчас эта программа закрыта, и пилотируемые орбитальные перевозки выполняют "Союзы" советского происхождения. На арену также вышли китайцы - которые тоже летают на клонах советского носителя "Союз".
Катастрофа "Колумбии" показала, что несмотря на все новые технологические достижения, полёты в космос и в XXI веке остаются очень опасным делом. Расслабляться нельзя.

паровоз П-36

100 лет вокзалу Grand Central

И ещё один северо-американский юбилей сегодня - правда, тоже с несколько печальным привкусом: 100 лет со дня открытия одного из величайших вокзалов мира, Grand Central Terminal в Нью-Йорке. Когда-то, в период Великой Железнодорожной Эры в тогдашней Америке это был крупнейший вокзал по отправлению поездов. Потом, под напором автомобилей и самолётов, тот мир погрузился почти в небытиё и сейчас находится в анабиозе. Да и сам вокзал со временем оказался кастрирован и в погоне за девелоперской прибылью надстроен высотным зданием. Увы... Хорошо, хоть совсем не снесли, как такой же грандиозный Penn Station. Но, как говорится, были и славные времена!

По этому поводу тов. samsebeskazal выложил интереснейший юбилейный пост - 61-й путь, или секрет вокзала Гранд-Централ, а тов. jurassicparkcam дал наводку на хорошую коллекцию исторических фото этого вокзала.

Collapse )
паровоз П-36

Каунас. Вокзал

Продолжение-окончание поста про новогоднее тестирование литовской междугородней Шкоды-двухэтажки.
Сюда отдельно вынес снимки вокзала Каунас и его внутренностей, чтобы тематически пополнить вокзальную галерею. Всё, кроме двух заключительных кадров из поездки-2009, снято 2 января 2015 г.


Collapse )
Уссурийский тигр

Поезд Украина - Пiднебесная: перемога или всё-таки зрада?

Ситуация с украинским контейнерным поездом "Нового Шёлкового" перешла в категорию юмористического детектива: одна сторона опубликовала на своей системе слежения, что поезд 31 янв. прибыл на ст. Достык (см. скриншот), и таким образом, путь до китайской границы занял 16 суток. Однако никаких визуальных подтверждений этому публике пока не предъявлено. Ждём-с...)


С другой стороны, "Лента.ру" сегодня пишет, что с поездом явно что-то не то:

В Казахстане потерялся контейнерный поезд с Украины, отправленный в обход России для доставки грузов из Европы в Китай по новому направлению «Шелкового пути». Как передает в понедельник, 1 февраля, ТАСС, в пресс-службе национального оператора железных дорог республики не смогли ответить на вопрос, где в настоящее время находится состав. В ведомстве лишь сообщили, что «поезд идет по территории республики».

По словам источника в одной из местных транспортных компаний, еще на выходных состав отцепили и оставили на станции Балхаш в Карагандинской области (центральная часть Казахстана) из-за того, что за него не заплатили. Данная информация официально не подтверждена, но в то же время на станции Достык на казахстанско-китайской границе агентству заявили, что поезд к ним в назначенное время не прибыл.


Так кто врёт? Кацапы из "Ленты" или хохлы из Минифраструктуры?
Детектив, однако! :)
разговоры

Поднял сайт на Periskop.su

Поднял личный сайт-визитку на домене PERISKOP.SU.
Работает и как www.periskop.su

Сейчас он из себя представляет оболочку-коллекцию ссылок на все транспортные посты моего журнала, по функциональным разделам (Ж/д - с несколькими подразделами, флот и море, авиа, занимательная география с аналитикой). Все ссылки на посты в подразделах - от свежих (выше) к ранним (ниже). Кроме того, есть странички "об авторе" и для рекламодателей в ЖЖ, со свежими данными по аудитории.

Пока он не является стенд-алоном в классическом смысле - страницы статические. Однако, если сложится нехорошая или сомнительная ситуация на платформе LJ, я перееду и посты буду писать там. А здесь будут ссылки на оригинальные посты, или их копии. Переформатировать главную страницу в "блоговый формат" и настроить её как надо очень быстро, если что - дело буквально одного часа. Тогда будет открыта и регистрация посетителей, и плагин входа под аккаунтами соцсетей, для комментирования.
Так что запишите адрес в закладки, на всякий случай.


Collapse )
  • Current Mood
    задумчивое
  • Tags
Серж строгий

Новые купюры: Севастополь и Владивосток

ЦБ разродился результатами конкурса по новым купюрам:

Совет директоров Центрального банка РФ принял решение об оформлении банкнот ЦБ номиналами 200 и 2000 рублей.
«На банкноте номиналом 200 рублей будут размещены символы Севастополя — изображение памятника затопленным кораблям и вид на Херсонес Таврический, а на банкноте номиналом 2000 рублей появятся знаменитые места Дальнего Востока — мост на остров Русский во Владивостоке и космодром Восточный в Амурской области», — сообщается в пресс-релизе ЦБ.

(отседова)

С Севастополем - политически правильно, согласен. А вот с Владивостоком и космодромом - не совсем (при всей моей любви к этому городу). Дальний Восток уже представлен на большом номинале (Хабаровск и транссибирский мост на 5000), и зачем снова - уже второй - ДВ-мост? А вот Урал, опорный край державы - он вообще до сих пор не представлен на купюрах. Или Поволжье, или Русский Юг/ Кубань - их тоже нет. Хотя я стоял за Мурманск и атомный ледокол, как символ русского проникновения в Арктику.
Авиация

Крупнейшие аэропорты экс-СССР на 2017

Свежая статистика по портам появилась полмесяца назад, а теперь держите по аэропортам, за 2017-й.
Вообще, год 2017 можно назвать годом гражданской авиации - почти все воздушные гавани пространства экс-СССР сделали мощный рывок с неслабым приростом пассажирооборота в прошедшем году.

Во-первых, в России появился первый в истории сорокамиллионник, коим стало Шереметьево. Теперь его отрыв от старого конкурента Домодедово стал подавляющим - +10 млн.
Во-вторых, на Украине аэрп. Борисполь также впервые преодолел десятимиллионную планку.
В-третьих, Пулково впервые в своей истории превысило 15-миллионный рубеж, за год - прирост плюс 2,5 миллиона.
В-четвертых, региональные аэропорты РФ совершили мощный скачок, потеснив своих коллег из бывших республик СССР на 1-3 места вниз. Кольцово приросло более чем на миллион, поднявшись на два места вверх, Толмачёво - почти на миллион, Пашковский - на полмиллиона, Курумоч - больше полумиллиона. Два года подряд в России внутренний трафик рос быстрее, чем международный, но в 2017 картина изменилась - международный трафик вырос больше (частично - из-за быстрого роста стыковочного транзита).
В-пятых, таблицу пришлось увеличить на 6 позиций - сразу столько внутренних аэропортов прыгнуло выше 2-миллионной планки: Емельяново, Иркутск, Кневичи, Новый, Казань, Минводы. Правда, для Хабаровска (Новый) это всего лишь восстановление старого потока, а вот для остальных - новый качественный рубеж. При этом впервые Владивосток превысил трафик Хабаровска, долгое время бывшего главным аэропортом Дальнего Востока.
В-шестых, Минск продолжил своё победное шествие в качестве главного транзитного хаба Украина - Россия, преодолев планку в 4 млн. Напомню, что ещё в 2013-м Минск еле дотягивал до 2 млн., и за 4 года вырос вдвое (!).
Диссонансом смотрятся только два аэропорта - Симферополь, работавший на пределе пропускной способности и бывший в процессе стройки нового терминала, и Вильнюс. Почему Вильнюс просел, не очень понятно.

Collapse )
МПС СССР

1935. Сверхмощный паровоз АА и первая советская СТО в Ленинграде

Интересная хроника (январь 1935).
Собственно, ставлю её из-за первого сюжета - выход на линию сверхмощного паровоза АА формулы 2-7-2.
Этот гигант на сети ж/д толком не привился - разбивал пути на кривых небольшого радиуса, да и обслуживать его было крайне неудобно, как и разворачивать - ни стандартные стойла паровозных депо, ни поворотные круги для него не подходили. Но как примета эпохи - смотрится мощно :)
Второй и третий сюжеты тоже ничего - как первая советская специализированная СТО в Ленинграде, так и снегоочиститель в Альпах. Обратите внимание, как в 1934 г. выглядел ленинградский номерной знак.



Петербург

"Невский проспект" Гоголя. Новое прочтение

В понедельник побывал в гостях у Город+ на пресс-показе фильма "Невский проспект" по повести Гоголя.
Создатели в анонсе озвучили чтение полного текста повести классика известными петербургскими лицами, пообещав при этом наложение сюжета на современные реалии. Рискованный эксперимент, но меня поразила сама идея, как таковая - так что я приехал посмотреть на это.


Collapse )
наполеон

Спасибо за два приятных сюрприза, Борис Николаич!

Несколько раз в ленте сегодня вспомнили про Ельцина. Типа ДР, хотя... вообще эти годы его уже гораздо реже стали вспоминать - как ни крути, та эпоха уходит в прошлое. Почти 20 лет дистанции - это срок, конечно. Я уж лет 6-7 про него не вспоминал здесь, наверное, в связи с такими датами.
Б.Н. Ельцин, при всём моём к нему неприязненном отношении, два раза в жизни принёс мне и сильные положительные эмоции. Причём оба раза - неожиданно! Я не ждал такого приятного сюрприза ни первый, ни второй раз.


Collapse )
паровоз П-36

XXVII. Станция Тайшет, которую не получится объехать

В своём цикле про дальневосточную поездку осени 2020 г. я не рассказал ещё про Тайшетский узел. Тайшет - географически единственная станция Транссиба, которую никак нельзя миновать на пути из Москвы на Дальний Восток, здесь сходятся все возможные сибирские линии. Тут и начало БАМа, и конец Абакано-Тайшетской магистрали. Название "Тайшет" – кетское, и означает в переводе "холодная вода". Пасс. станция тут смещена к западной части города и делит его примерно пополам.

Поначалу в Тайшете был только скромный разъезд, но в 1904 г. здесь построили депо и начал расти пристанционный посёлок. Практически сразу станция оказалась транзитной точкой для ссыльных, следующих в более отдалённые сёла в бассейн р. Лены. В Гражданскую войну здесь имели место весьма серьёзные бои колчаковцев с партизанами, а в мае 1919 г. станцию Тайшет даже ненадолго брала партизанская армия Кочергина, разрушив пути на подходах к ней. Это был уникальный случай тотального прерывания сообщения по Сибирской ж.д.: в тот момент на ней с обеих сторон образовалась гигантская пробка из тысяч вагонов, до Канска и Тулуна.

В 1938 г. Тайшет стал городом, тогда же здесь образовался ж/д узел – именно отсюда стали строить первый участок БАМа до Усть-Кута. К 1951 г. Транссиб соединился с судоходным верхним течением реки Лены, таким образом установив сообщение с Якутией. Линию Тайшет - Братск после войны достраивали японские и немецкие военнопленные. В 1965 г. тайшетский узел стал четырёхугольным: сюда подошла "Магистраль Мужества" от Абакана. В период 1930-1950-х в Тайшете находились управления ТайшетЛАГа, ЮжЛАГа и ОзёрЛАГа - т.е. здесь фактически была "лагерная" столица Иркутской области. Электрифицирована станция Тайшет в 1960 г. на прогрессивном переменном токе, который тогда был новой технологией.

Давайте посмотрим виды этой станции, осени 2020 года.


Collapse )
МПС СССР

Служил Гаврила машинистом

Как можно простой железнодорожный снегоочиститель превратить в поэтический объект с элементами романтики и мистики? Эта задача решаема, если в твоей газете работают сливки советской литературы! :)

Стихотворение Валентина Катаева из тех гудковских благословенных времен, когда в главной газете НКПС на стабильных гонорарах кормились литераторы Олеша, Булгаков, Паустовский, Зощенко, Ильф и Петров и многие другие. Последние два увековечили те ламповые времена в своём романе "12 стульев", видоизменив название на "Станок".
(Гудок, 2 февраля 1923 года)
МПС СССР

На чём Горький приехал в СССР в 1931-м

Расшифровывал вот эту известную фотографию Горького при его втором приезде в СССР (1931). Какое-то время я думал, что все банально: это его фото в классном вагоне типа "Полонсо", который ему предоставили в Негорелом, и прицепили к курьерскому поезду Негорелое - Маньчжурия. Но нет. Окно совсем не такое, как в том типе, поэтому пришлось залезть в газетный архив. Итак, Горький прибыл на советско-польскую границу днём 13 мая 1931 года. В статье корр. "Известий" упоминается (см. под катом), что они поехали на дрезине прямо на границу, в Колосово, чтобы встретить польский поезд. "Вместе с пограничным отрядом они первые приветствовали Горького, ступившего на советскую землю".


Collapse )