Мда... если посмотреть и здраво рассудить, то не очень много... а я-то считал, типа крутой путешественник. Тем более что Сахалин взят с натяжкой (приземление в Южно-Сахалинске и проплытие на корабле через пролив Лаперуза вдоль Курил на Камчатку) и Краснодарский край тоже (паром Крым-Кавказ из Керчи на Тамань). Транссиб не в счет, ведь я же не везде по пути останавливался в городах, а просто их проезжал напроход.
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Знаете, друзиа, очень я люблю простую бумажную книгу. И читать её для меня – наслаждение. Такой кайф – шелест страниц, приятный физический контакт, да и восприятие много лучше. Никогда не понимал тех, кто читает книжные тексты со всяких там касек и тем более с мобильных телефонов (!). Именно поэтому, где бы я ни был – в сибирском райцентре или в европейской столице, всегда стараюсь зайти в местный книжный магазин и почувствовать пульс той местности с этой точки зрения. Впечатление потом редко бывает ошибочным. Во время пребывания в Берлине я посетил три магазина (один из них в Потсдаме), но больше всего понравился мне книжный магазин Dussman на Friedrichstraße, в ста шагах от одноименного эС-банна. Большой магазин, в четыре этажа, можно неспешно всё смотреть с витрин и даже листать понравившиеся книги, сидя в кресле. Кроме того, гигантский выбор классики и военно-исторических фильмов в CD и DVD, и есть система запроса информации по компьютеру – несколько мест внутри магазина. И еще, почти невероятные для немцев часы работы – аж до 22 вечера (!), включая субботу. Именно там я купил книгу Коплека про Берлин времен Третьего рейха, которая очень помогла мне в походах по историческим местам города.
Если позапрошлая суббота была посвящена Живописи, то вчерашняя – Оружию. Посетил Артиллерийский музей на Кронверке после долгого перерыва и получил огромнейшее удовольствие. От всего – от натурной экспозиции сапёрной и ракетой техники, от изучения интерьеров Арсенала, от экспозиции исторической артиллерии слева от здания и от трех интересных выставок («Начало пути Красной Армии», «Рыцарские доспехи Западной Европы», «Михаил Калашников и его биография»). Четвертую выставку («Дуэль в Российской империи. Традиции и эволюция») уже не осилил от переполненности впечатлениями – пойду на неё позже отдельно, она большая. А ещё совершенно отдельно надо смотреть все залы с ракетным оружием и его историей.
Вчера побывал в Артиллерийском музее на Кронверке. Кроме громадного количества впечатлений и информации, на память осталось также 278 снимков на флэшке. Некоторыми хочу с вами поделиться. И для начала – здание Арсенала и около него, виды преимущественно с милитаристски-империалистическим уклоном.
Сегодня был в центре и решил сделать крюк и заскочить на Дворцовую - посмотреть, как там она, без катка? Ситуация там такая: площадь уже окончательно освобождена от следов этого аляповатого монстра, обнимавшего Столп три с лишним месяца. Чисто и хорошо, и какое-то совершенно иррациональное чувство радости и гармонии - оттого, что Дворцовая возвратилась к своему "классическому" имперскому состоянию. Однако меня вот что удивило: я обошёл ограду Столпа с большими двуглавыми орлами на воротцах и маленькими "орлятами" по периметру, и увидел, что множество этих "орлят" отсутствует! Они оторваны от ограждения вместе с верхами железных прутков ограды, на которых они "сидели". Я насчитал отсутствие не менее двадцати "орлят" - а кое-где они отсутствовали (например, со стороны Эрмитажа) аж по три подряд! Увы, камеры с собой не было, я не гулять шёл, а по делу. Интересно, связано ли это с катком? Раньше я никогда такого массового "падежа" (оторванных орлят) не наблюдал - а ведь ограда уже почти 4 года как воссоздана.
PS. А вообще, очень надеюсь, что этот горе-каток уроком послужит, как не надо уродовать исторические ансамбли. Сперва я и сам радовался нововведению, не зная, как опошлят коммерсанты в реализации эту идею. Но когда увидел, во что сумели это превратить - было крайне неприятно.
Модная нонче тема про «стиляг» отражена и на выставке «Политика и Мода» музея политистории, в ленинградском её контексте. Пiд катом - отрывочек из «Смены» 50-х годов о том, как комсомольцы ловили очередных жертв, терзали их коки и бросали под шагающую мясорубку на Фонтанке на сьедение ненасытной корюшке :)
Ба! Да ведь это Валентин Тихоненко, учащийся индустриального техникума. «Ресторанный аристократ» - зовут его приятели. «Дешевый попугай» - назвали его комсомольцы. Может быть, это неточно. Ведь Тихоненко похож не только на попугая, но и на петуха...
Пару дней назад я уже показал из атласа Гикмана и Маркса 1908 г. две диаграммы - "школа и обучение" и "крупнейшие города Европы со структурой вероисповедания". Сегодня - ещё одна, "всемирный торговый флот". Вот в ней очень наглядно видно, что такое настоящая "владычица морей". Сейчас, конечно, существует бледная тень прежней имперской Британии, она давно выродилась и уступила место заокеанскому гиганту, но посмотрите хотя бы, какой она была. Сто три года назад. ( Collapse )
А вот ещё интересный график из Атласа 1908 г.: кто, сколько и чего снимает со своих полей. Сейчас это неактуально, потому что каждый уважающий себя офисный работник знает, что булки из отвердителя и колбаса из сои растут в гипермаркете. Но тогда был только 1907-й, и две мировые войны ещё впереди (хотя про это никто не знал). И крестьян было огромное большинство. Так что петербуржцы-иллюстраторы очень постарались, чтобы сделать его наглядным и красивым - смотрите на картофельную Германию, ржаную Россию и кукурузные САСШ.
Продолжение показа музея Юрия Гагарина в одноименном городе Смоленщины. Сам музей находится в Доме Космонавтов, первая часть (биография до полёта в космос) тут. Сейчас - смотрим основную часть музея, где экспонированы предметы, связанные уже с его космической биографией и того времени, которое было после его полёта в космос и до гибели (1961-1968).
Гагарин, музей первого космонавта. Зал полёта в космос
ОАО "Российские железные дороги" строит на Ленинградском вокзале Москвы и Московском вокзале Санкт-Петербурга специальные павильоны для досмотра пассажиров поездов "Сапсан", сообщил в среду начальник дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Сергей Абрамов. По его словам, в текущий момент на Ленинградском и Московском вокзалах для организации досмотра пассажиров скоростных поездов "Сапсан" будут сооружены специальные павильоны для размещения в них необходимого оборудования под стопроцентный досмотр, передает РИА "Новости". Он уточнил, что работы по этим павильонам будут завершены на двух вокзалах до 31 марта. [отседова]
О как... похоже, скоростной поезд на этой линии частично утратит свои преимущества по интегральному времени, перед авиацией. Лунтиковские гениальные идеи шагают по стране, дааа. Ну и ладно, я всё равно езжу ночными поездами.
В ходе воскресной прогулки по Пескам наткнулись на памятник Галине Старовойтовой и сквер, её же имени. 99% питерцев, поди, и не в курсе, что у нас такое есть. А вот есть, однако. Совсем недалеко вот от этого красивого пейзажа. Давайте-ка немножко посмотрим на это дело.
Пейзаж на ул. Мытнинской, недалеко от упомянутого сквера
Заключительная часть дальнего железнодорожного путешествия через пол-страны - от Байкала до Невы. В этой серии - путь от Буя, где северный ход Транссиба отворачивает к Москве, до Питера через Вологду. Пора заканчивать серию и доезжать до дому :)
Меня тут вчера снабдили забавной ссылочкой на пост в городской конфе spb_ru. Вы слышали, наверное, что у нас на днях (17 марта) Законодательное собрание Петербурга приняло закон о запрете пропаганды гомосексуализма. И вот, по этому поводу один жж-шный городской сумасшедший пишет в конфу:
Десять добрых лет я работаю с иностранными туристами. И всегда о нашем городе звучат самые тёплые отзывы. Но вот пару дней назад в разговоре с пожилой финской парой вдруг услышала: "Нам-то старикам всё-равно, а вот сын не хочет больше ехать в Питер, и его друзья тоже. Вы понимаете, он вовсе не гей, нормальный мальчик, но солидарность. Ведь это теперь неприлично.."
В Европе солидарность - это совсем не то, что здесь. Это значит - как у мушкетёров, по-честному: "Один за всех - все за одного". Сказали: "Бойкот Питеру!" - и не поехали. Поэтому, уважаемые петербуржцы, на ближайшие годы можете расслабиться: иностранных геев в городе не будет! Как и туристов вообще.
Отдыхайте, владельцы гостиниц, магазинов, сувенирных лавок, директора музеев и театров, администраторы круизов и турагентств. Ищите себе другую работу, продавцы, официанты, музыканты, художники, танцовщики, балерины, повара, горничные, гардеробщики, таксисты, водители туравтобусов и речных трамвайчиков и прочие, и прочие.
Конечно, вы можете ещё какое-то время протянуть на азиатах, но вот беда. Китайцы, индусы и арабы не слишком любят дорогостоящий, не комфортный и небезопасный Петербург, и те, что всё же прилетают - считают каждую копейку. [...]
Теперь, чтобы отмыть Питер от позора, придётся господам Милонову и Полтавченко не только отменить антиобщественный по своей сути закон, но и принести публичные извинения перед всем миром. А также сделать безвизовый въезд в СПб для лиц "не той" ориентации. Иначе бойкот затянется на долгие годы. [...]
У тов. aleonkin на его "приграничном" русско-китайском сайте появилось два интересных материала.
Первый - про китайский музей на о. Даманском (да-да, том самом). Музей находится на пограничной территории, поэтому никаким иностранцам туда доступа нет, только китайцам. Сейчас они стали возить "гражданские экскурсии" туда, с целью патриотического воспитания. Там у него почти три десятка снимков, посмотрите, как грамотно китайцы ведут свою историческую пропаганду. Есть даже галерея "мучеников" - тех, кто погиб в стычке с нашими пограничниками или полёг под ураганным огнём советских "градов". Сами же китайские мученики похоронены на отдельном специальном мемориале в 100 км от острова, в провинции Хэйлунцзян; государство ассигновало весьма большие суммы, чтобы достойно увековечить их всех в одном комплексе.
Причал и вход на территорию погранзаставы на о. Даманском
Встретился мне, в процессе яндекс-мониторинга, интересный коммент от monle (вот тут). Поскольку он касается моих воззрений и позиций, процитирую его; а затем - ответ на её тезисы.
В этой части - просто клайпедская мозаика: колоритные снимки, что жалко солить в архиве. В основном они сняты на магистрали Naujoi Uosto, охватывающей морской порт со стороны города, северней речки Дане, а также на прилегающих улицах. Зайдём также на площадь Ленина - Победы - Летувининку, которую в первой клайпедской части мы обошли стороной. Ну и в комплект - подсмотренные интересные дома, припортовые осколки Мемеля, стилизации под него и автовокзал с билетами.
Ну дела! Так что, говорят, на Палке Гринвича произошли события? Поелику в это время осквернять журнал фамилиями гросс-жуликов нельзя, то просто поставлю хорошую карточку по поводу. Нового, тебе, Боря, тёзку-собутыльника, секретаря Совета Безопасности!
PS. И снова 23-е, кстати. То самое число.
Current Music
Надежда Кадышева - Матушка родная, дай воды холодной!
Продолжаем следить за эпопеей "Мистралей", строящихся для России в Сен-Назере, судьба которых зависла из-за возможных санкций. Если украинский вопрос в целом - это драма, с элементами трагедии, то "мистралевый" вопрос всё больше напоминает комедию.
Хитрые французы, чтобы не подпасть под третий этап санкций и не лишиться жирного гешефта в 1,5 млрд.евро, придумали теперь такой ход, озвученный лично министром обороны Ж.-И. Ле Дрианом:
"Мы поставим невооружённые гражданские корпуса", сказал Ле Дриан на авиационной и оборонной конференции [...] "Это реальность. Затем клиент может вооружить два корабля. Мы доставим, в рамках подписанного договора, корпус, который не вооружён". (русскоязычного оригинала нет, поэтому даю немного корявый прямой перевод)
Чуете, какой кульбит? Никакого такого военного корабля (-лей) вовсе и нет! Есть только небольшой безобидный гражданский корпус, который ну никак не подпадает под правильные санкции! И мы таки получим свой маленький честный гешефт! Ну какие тут санкции, дорогие партнёры из НАТы? Мы отдадим ведь только корпус! И ничего, кроме корпуса! А уж заказчику видней - захочет, вооружит его, а захочет - так оставит :)
Сегодня днём состоялась акция "Две белых гвоздики Екатерине Великой".
Сперва в Петропавловском соборе оргкомитет акции возложил цветы на место упокоения императрицы, а затем в 14.00 на пл. Островского у памятника Екатерине II состоялась массовая бесплатная раздача белых гвоздик гражданам, желающим почтить память великой женщины, добывшей для Российской империи её южную жемчужину - Крымский полуостров. Где также был заложен будущий город русской славы - Севастополь, многократно затем вписавший своё имя в героическую летопись нашей истории.
В данном посте собраны карточки с церемонии возложения цветов к надгробию императрицы Екатерины Алексеевны, место упокоения которой находится в Петропавловском соборе крепости.
В прошлую субботу (ещё солнечно-весеннюю и не снежную) посетил с десятком коллег-блогеров молочный завод в Ленинградской области. Точней, даже не завод - а заводик, размещающийся в исторической мызе барона Корфа. Это надо ехать по направлению к Нарве, начало Волосовского района. Поскольку в агропроме и его сферах деятельности я разбираюсь неважно, многое было увидено и узнано впервые - по части цикла производства молока и его производных типа кефира и ряженки.
Самое интересное для меня было прослеживание полного цикла производства - что откуда берётся и во что превращается? Давайте попробую показать тут этот процесс - начиная с появления молочной автоцистерны с фермы и заканчивая готовой упакованной кружкой кефира. Если где ошибусь в терминах - аргументированно поправляйте.
Офигеть. Оказывается, Челентано свой единственный визит в Советский Союз (1987) совершил на ватном, тёплом и ламповом Ту-154. Причём, при этом он по жизни был матёрым аэрофобом и еле-еле согласился на дюралевый баклажан. Вот скрин с записи Госконцерта, где журналюги поймали самолёт на посадке в Ш-2:
Так вот, просматривал плёнку 1987-го про визит Челентано в СССР и внезапно наткнулся на чудесную композицию, которую уже лет семнадцать не слышал, как-то потерялась она в памяти и почему-то не попадалась в эфире: ( Collapse )
Любопытный репортаж от ilya_kramnik, который недавно побывал в Сирии, на "Защищать Россию!". Подборка сцен замирения с разнообразными бармалеями более умеренного толка, чем (запр. в рф терр.орг-я игил). А на конкретно этом фото - российский офицер-посредник из "Центра по примирению враждующих сторон" контролирует подписание соглашения о возвращении государственной власти в селение Айн Эль-Бет провинции Хама (там у него много ещё фоточек).
Осмотрев интересности Белорусского вокзала, пора уже и в путь. Поезд Москва - Ницца отправляется в 10.18 утра и к полуночи приходит в Брест. Весь путь через Россию и Белоруссию - в светлое время суток, а Польшу поезд проходит уже ночью. Но в этой части - только самое отправление и начало пути, а также знакомство с Катехизисом Пассажира, который я обнаружил в туалетной комнате своего купе. Его я отснял там и показываю вам.
...а из нашего окошка Москва-Сити видать немножко...
В продолжение поста о полёте на Ту-144. Здесь - главы 5-6 и самое начало 7-й; непосредственно про сам полёт и ощущения от него. Описано всё подробно и въедливо, некоторые сильно обширные лирические отступления автора я сократил.
Наткнулся в "Огоньке" 80-летней давности (№6 за март 1938) очерк о поездке Е.Петрова на Дальний Восток. Евг. Петров - это тот самый, который с И.Ильфом писал совместные романы, ставшие культовыми. В шестом номере - начало очерка ("Хабаровск"). К сожалению, потом в подшивке пропуск аж 14 номеров подряд и больше не узнать, куда они там ехали и что видели. Но даже и этот очерк оказался очень нажористый :)
За почти 2 месяца существования телеграм-канала "Газетное ретро" накопил интересную статистику поведения читателей.
Размещаю газеты/ журналы до революции или гражданской войны - читают хорошо, стабильно. Так же неплохо идут сталинские послевоенные и эмигрантские. Газеты эпохи Хрущева или Брежнева - уже меньше, но тоже читаются. Космос-авиация получше, волюнтаризьм похуже. Ставлю газеты горбачёвские или ельцинские (1985-98) - отток читателей с канала. Непременно 2-3 расфренда за день. А самые популярные, гарантированно обеспечивающие заходы - это довоенная сталинская эра, примерно 1931-1941. Вот те дают не отток, а хороший приток читателей. Причём там аудитория стекается с нуля (т.е. с упоминаний канала в других каналах), а не как клон жж или фб.
На этих выходных "раскатал" новый, третий по счёту регулярный паровозный рейс России от Рыбинска до Ярославля. Но весь маршрут я не проезжал, а доехал до ст. Лом, где встретил этот поезд, затем вернулся на нём в Рыбинск и через несколько часов проводил паровозный состав в обратный путь.
Когда я прибыл на ст. Лом и окинул взглядом сцену будущей сьёмки, то весьма приуныл: путь от Ярославля на перегоне был ориентирован так, что солнце слепило глаза и прибытие состава было под острым углом к солнечным лучам. "Неудачно как, - подумал я, - объект будет чёрным...". А идти вперед по перегону с другой стороны не давал коварный снег - я было сделал попытку продвинуться, но дважды провалился по пояс под вроде бы твёрдый на первую пробу наст. Выбирался из сугроба с верхним твёрдым слоем буквально ползком, набрав в ботинки мелких острых льдинок и злобно матерясь!
Поэтому пришлось встать у вокзала, против солнца, близ знака "Остановка локомотива": ракурс не слишком-то удачный. Ну ладно, что делать... Однако я не учёл, что дым-то будет тоже подсвечен под острым углом, а от Ваулово к Лому профиль пути в основном идёт на подьём, т.е. паровоз на подходе развивает почти полную мощность. Так что сюжет "прибытие поезда" получился в итоге реально хтоническим, оправдав самые смелые мои ожидания!