В чудный весенний и солнечный день Пасхи совершили с друзьями автопробег по маршруту Ломоносов – Кронштадт (на пароме) – Сестрорецк – Петербург, с большой прогулкой по Сестрорецку. В отличие от велопробега на прошлой неделе, который замкнул круг через остров Котлин против часовой стрелки, сейчас ехали наоборот - по часовой стрелке. В Ломоносов я приехал загодя – был тут на ночной праздничной литургии в соборе св. Михаила Архангела, недалеко от ораниенбаумского парка.
Надо сказать, что Пасхальный день в Питере на моей памяти – это _всегда_ ослепительное солнце и голубое небо. Хотите – верьте, хотите – нет, но это так. Сам удивляюсь, почему такая закономерность. Может быть прохладно, может и тепло – но солнце никуда не девается, в противовес распространенному убеждению о том, что Питер – это почти всегда уныло-дождливое место с сереньким небом.
Впрочем, кому стало интересно, идите под кат и читайте всё остальное.
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Уважаемые френды и все те, кто меня читает! Хочу вас всех известить, что вчерашний мой вечерний эмоциональный пост в абсолютно полной мере отражает моё личностное отношение к ушедшему в Мир Иной персонажу. Ни одного слова, точки или запятой я там не изменю, тем более задним числом. Вы не должны сомневаться в моем отношении к Тому Персонажу ни секунды. Однако я не навязываю вам мою позицию, которая для меня тверда, как титан.
Этот переломный момент (а он – психологически – и правда переломный) как нельзя удобен для всех тех, кому не нравится моё отношение к Е.Б.Н. Вы можете меня расфрендить, и я восприму ваш поступок с полным пониманием. Это удобно сделать прямо сейчас, кому хочется. Но ничто не поколеблет меня в моем отношении к нему.
Если я что-то пишу или снимаю – то это не для того, чтобы кому-то понравится или всем угодить. Я что-то делаю просто потому, что есть такой порыв. Или ещё говорят, кураж. Или я хочу чем-то поделиться. И ещё у меня есть сложившаяся в результате моего опыта и знаний система координат и жизненных ценностей. И убеждениями - я не торгую и не меняю их, как перчатки. * * * Я лично сам, без посредников в виде газет и долбоящика, видел умирание одного из русских регионов – Камчатки. Видел и переживал через себя. Это происходило на моих глазах, с конца 1991-го по сентябрь 1996-го, когда я вынужден был уехать оттуда. Моя работа исчезала, моих коллег постигла разная судьба. Многих не очень хорошая, потому что лет в пятьдесят - судьбу почти не изменить. Кто смог уехать и был молод (как я) – им повезло. Они всё-таки могли начать с начала, с пепелища, и снова подниматься. Остальные остались угасать и выживать. Часто без света (топливо туда танкерами не завозили – зачем? Пусть мрут, Север им не нужен), и я немного этого застал. Без подач горячей воды, на китайском товаре. Я хорошо помню эти годы, годы дачно-огородной лихорадки, потому что надо было как-то выживать. Флотским было еще хуже. Там все умирало ещё мучительней. Выбитые слепые окна пятиэтажек Рыбачьего – у меня до сих пор от них сжимается сердце, как это вспомню. Я помню жен и детей подводников, не знавших, куда ткнуться, как уехать и как прожить и что делать. Это был просто тихий ужас. Тихий, потому что они не орали и не демонстрировали на Горбатом мосту. Они были далеко от столицы... * * * Летая в командировки, я видел другой душераздирающий процесс – как прекрасный, чудесный, образцовый, чистый город СССР – Владивосток всего за полтора года (с середины 1992-го до начала 1994-го) стал пристанищем бандитов и разнообразного криминала, в котором умерло коммунальное хозяйство, а власть захватили две группировки, все никак не могшие поделить полномочия. Как вспомню, так настроение падает – мне до сих пор страшно вспоминать это.
Есть один очень хороший тест для определения того времени - проклятых девяностых - как я их называю. Зайдите на любое кладбище среднего сибирского, северного, дальневосточного города. Особенно городов индустриальных, промышленных, военных. Пройдите вдоль могил. Внимательно всмотритесь в даты смерти мужчин. Вы будете потрясены – сколько дат приходится на те годы, и как мало прожили те, чей расцвет пришелся на те годы. Люди тогда просто были выброшены на свалку – нет, не истории – а на свалку личностей, на свалку скота. Те, кто был не предпринимателем, а те - кто работал в леспромхозах, на заводах, кто работал и пахал на Севере, на окраинах, вне Москвы.
Молюсь, горячо и искренне, чтобы никогда больше не вернулось время березовских и коржаковых, козыревых и ельциных, гусинских и грачевых, бурбулисов и мавродей. Жаль вот, безвременно ушедших не вернуть.
Мне не за что любить то страшное безвременье и его Хозяина. Когда Россия разваливалась и страдала, и этот процесс был ужасен. С великим облегчением прощаюсь с девяностыми и их наследием.
Поскольку я обещал завершить соловецкую серию подборкой закатов, то выполняю своё обещание сегодня. Итак, перед вами подборка из трёх разных соловецких вечеров: 16, 17 и 18 июля 2005 года.
Надо признать, что Соловки ко мне отнеслись очень хорошо, и подарили потрясающие вечера. Я понимаю, что там может быть и непогода, и ветер, хлестать дождь, но... мне запомнились тихие и умиротворенные долгие северные закаты – по три часа. Это была середина июля, и темнело только в час ночи. За это и люблю я Север (а не Юг): за свежесть, за потрясающие, постоянно меняющиеся цвета неба и за долгие восходы и закаты. Я – не южный человек, а северный.
В преддверии тёплого сезона есть смысл поговорить о прохладительных напитках, как думаете? Бытует мнение, что сейчас только одна химия, и классическая газировка умерла, последовав за пломбиром, колбасой, сосисками или вафлями с коричневой начинкой, которые в их нормальном вкусе остались в советской эпохе. Однако у нас в Питере есть счастливое исключение их этого неприятного правила. ( Collapse ) А у вас есть какие-нибудь любимые прохладительные напитки? (не соки, а именно напитки?) Делитесь качественными находками, если таковые есть :)
ПыСы. Квасу и минералке будет посвящены отдельные пятницы! Сейчас - только про натуральные газировки.
Как я уже упомянул, вчера в яркий и солнечный предпасхальный день поднялся на звонницу Смольного собора. Точней даже, на обе звонницы - северно-западную и юго-восточную. Об этом походе - мой фоторассказ в двух частях. Поскольку виды Питера с высоты звонницы показывались довольно часто, то я их сгруппирую во второй части, а в этой - рассказ о том, как происходит подъём наверх. Это весьма интересный процесс, и он на мой взгляд впечатлительней, чем более простой подъём на колоннаду Исаакия.
Про смычку второго, менее грандиозного владивостокского моста (через бухту Золотой Рог) я вам отдельно не сказал, однако она тоже произошла - чуть позже, чем смычка моста на остров Русский. По наводке товарища bu33er могу вам порекомендовать два весьма зрелищных поста на эту тему от uritsk: "Внеклассные мосты Владивостока", часть 1 и часть 2. Там много всяких технических, технологических подробностей для ценителей, а также просто красивых видов.
Владивосток. Сомкнутый на днях мост через Золотой Рог (фото uritsk)
Новые вести с фронтов акции "Автобус Победы". Цитирую товарища viklamist:
Акция "Автобус Победы" подходит к завершающей стадии, то есть к запуску празднично украшенных автобусов по городам России и других стран - бывших республик СССР. Финальным аккордом стало присоединение к акции города-героя Минска, столицы Белоруссии, которая наряду с центральной частью России и Украиной больше всех пострадала от нашествия нацистских полчищ. Каждому из нас известна деревня Хатынь, каждый знает о подвиге белорусских партизан, в течение 3-х лет боровшихся наравне с Красной армией в тылу врага. [...]
В настоящее время к акции присоединилось около 40 городов и она уже побила все рекорды предыдущих лет. [...] В пятницу мы прекращаем централизованный прием заявок от новых городов, желающих присоединиться к акции.
Для успешного старта акции во всех городах нам требуется еще около 150 тыс. руб., которые мы рассчитываем собрать с вашей помощью за оставшиеся полторы недели.
В настоящее время мы уже приступили к переводу средств организаторам акций в регионах и средства будут переводиться вплоть до первых майских праздников. А уже начиная с 6 мая "Автобус Победы" выйдет на свой традиционный праздничный маршрут. Наше с вами поздравление с днем Победы и нашу с вами точку зрения на историю страны увидят десятки миллионов человек. [оригинал записи]
На сей момент для "Автобуса Победы" имеются разработанные макеты примерно для 15 видов транспортных носителей, работающих в разных регионах, включая и трамваи - от маленьких маршруток до больших автобусов, европейского и азиатского производства.
Продолжение виртуальной музейной прогулки по стамбульскому Rahmi M. Koç Müzesi. В прошлой части мы смотрели авто-мото и промышленность, а сейчас - флотское и авиационное, за вычетом подлодки, на которую будет отведена 4-я часть. Также не смог втащить сюда ж/д, вследствие чего следующая часть будет посвящена рельсам и вагонам. В качестве бонуса к DC-3 и Fenerbahce - английский красный 2-этажный автобус, с прогулкой и на второй ярус. Пояснения-дополнения к снимкам традиционно принимаются в комментах.
За сочной галереей персонажей новоукраинской влады временно отошли в тень наши собственные властные хорьки. Меж тем, они тоже не успокоились и продолжают ударно отжигать.
Некоторые бояны из коллекции кинохроники British Pathe. Бояны, да не совсем - британские операторы тоже находились в гуще мировых событий, давали немного не тот ракурс, что нам привычен, и снимали иные акценты привычных событий.
Вот, к примеру, встреча Мао на Ярославском вокзале Москвы, декабрь 1949. Я уже этот фрагмент давал из советской документалки как-то раньше. Но тут - немного иные ракурсы и качество оцифровки на порядок лучше. Да и сам сюжет больше. Там и Молотов с Булганиным засветились, и жёны китайских лидеров, шикарно виден не только электровоз ВЛ19, ведший литерный поезд Мао, но и его номер - 80. Мао - в мощной меховой шапке с не менее мощным воротником (был мороз под -30), и много иных мелких деталей.
Ещё одна фотоподборка из февральского Южно-Сахалинска. В прошлых сериях подборки были тематические - ж/д вокзал, ж/д музей; а сейчас - просто городские детали, привлекшие моё внимание. Программа пребывания на Сахалине у меня была очень напряжённая, так что "стрелял" фотокамерой буквально на бегу между мероприятиями. В дневное время не успел заснять даже знаменитое здание префектуры Карафуто, которое сейчас городской музей, смотрел его уже вечером. В основном в этой подборке торговля - так как я заметил у местных удивительную тягу к вычурным подъездам своих магазинов. Но есть и парковка машин, чистка тротуаров, пробки и иные повседневные сущности. Просьба не приписывать мне стандартный диагноз "он хотел очернить наш прекраснейший город!" - это всего лишь фотоподборка повседневной жизни, сделанная почти на бегу, она не претендует на полноту или обобщение.
Сахалинская мелкая торговля склонна к использованию вычурных форм своих точек
Сегодня в блогах обильно постят сканы листовки, которые киевские власти сбрасывают с воздуха на позиции донбасских ополченцев и на города Донбасса. Меня в ней привлёк один красноречивый фрагмент, а именно:
Обратите внимание - киевская сторона, отпечатавшая листовки, вполне явно ассоциирует себя с той стороной Великой Отечественной войны. С той самой, да. Неважно, что опечатку от торопливости сделала. Важен смысл.
Несколько дней назад и 40-я сотня Самообороны Майдана отметилась в том же духе: на перекопском блок-посту её щирые вояки на русском с искусственным немецким акцентом орали тем, кто стоит на крымской стороне - "Русски Иван! Сдавайся! ..." (и так далее, заменяя только Сталина на Путина). Это мог быть и "типа стёб" с их стороны, но вообще-то тоже яркая ассоциация - с вояками вермахта. Ни с чем больше.
Но это ещё не всё. Если литовцы убирают поезд на СПб, но пока у них остаётся на Москву, то эстонцы собрались полностью отменить дальнее ж/д сообщение как с Питером, так и с Москвой:
Эстонская компания GoRail отказывается от маршрутов в Москву и Санкт-Петербург из-за сокращения потока пассажиров. Последний пассажирский поезд из Таллина в Санкт-Петербург уйдет 10 мая. Когда откажутся от рейсов в Москву, пока не сообщается. Причина такого решения - сильное падение числа туристов из России. Надеются, что если потоки туристов восстановятся, снова предложат маршрут Таллин - Санкт-Петербург. (пока продажа билетов Таллин - Москва производится до 18 мая)
Т.е. в Прибалтику с начала лета остаётся действующим только направление на Ригу (Мск, СПб) и поезд Москва - Вильнюс. Всё.
Минобороны России стало осваивать искусство военного пиара: на днях они запустили весьма информативный сайт о Парадах Победы-2015, где предварительно (и очень наглядно!) показана и схема построения на площади, и техника с порядком прохождения, и даже схема пролёта авиации с показателями скорости и высоты. Есть сведения и по другим городам-героям и центрам военных округов.
Поскольку я традиционно и ежегодно анализирую военные парады на Красной Площади, то сейчас даю с этого сайта скрины с техникой и авиацией: это сэкономит время в день парада, и можно будет сосредоточиться на анализе именно церемониала и его изменений. С "железками"-то всё понятно, это красивое и громкое направление иллюстраций, на которые все падки; а вот что будет с символическим наполнением (о котором традиционно помалкивают) - посмотрим в день парада. Что будет с маскировкой Мавзолея, расположением политических лидеров, оформлением, поведением главных действующих лиц и прочими интересными сущностями.
Вид знаменной группы: с 2006 г. первым вносят государственный флаг, а вторым - Знамя Победы
Волею судеб и цепочки случайностей (в хорошем смысле) обзавёлся сегодня парой десятков карт Морского Генерального Штаба СССР 1949-51 г. (Военно-морского министерства СССР). Как - объяснять долго, но путь их был извилист :) Шикарное полиграфическое качество, отличная проработка подробностей; много главного супостата и его портов - в общем, картографическая феерия.
Очень хороший текст бывш. i_legal_allien, который сейчас ушёл из жж. Но мы с ним задружились в ФБ и я читаю его оттуда, он сделал стенд-алон. Смысл - про сохранение национальной технической истории, и в частности, уникальных подлодок, составлявших в конце XX века вершину советской, да и мировой инженерной мысли. До сих пор идут какие-то не совсем понятные бодания с атомным первенцем К-3. Ну и особенно обидно будет, если из шести "Акул" до потомков не дойдёт хотя бы одна. Чтобы видели, что могли создавать их деды и прадеды.
Ниже - отрывки из его текста. Пишет очень образно!
Забавное в том, что тут на 6 картинок - 5 ошибок, что есть своеобразный рекорд идиотизма (кстати, можете поискать их, при желании). Но это ещё не самое смешное! Когда стали прослеживать корни этой картинки, то наткнулись на оригинал 2011 года, с которого, собственно и пошла эта идея в 2012-м "про рашку". Где? А в американских соцсетях :) Там местные рельсовые патриёты рисовали вот такой вариант ея:
Уникальное фото, без преувеличения. 1980-й, год Олимпиады. Смотрите, во-первых - кормой справа вверху на кадре стоит "Ильич". Совсем старый пассажирский пароход постройки 1920-х, из германских репараций. Тут, наверное, один из его последних рейсов в П-К из Владика. Во-вторых, старый морвокзал, который сейчас тоже стал историей - в 2010 его снесли, сейчас уже новый. В-третьих, на переднем плане - оба поколения рыбачинских паромов. И старый, "Несытов-корытов" (как его звали в народе), и новый, "Авачинский", который пробил для Камчатки главком С.Г.Горшков.
ВЛАДИВОСТОК, 24 апреля. /ТАСС/. Автор рецепта и технологии изготовления советских конфет "Птичье молоко", почетный житель Владивостока Анна Чулкова умерла на 87-м году жизни. Об этом сообщила в пятницу администрация Владивостока.
[...] "В 1967 году в Москву созвали представителей кондитерских предприятий со всей страны и поставили перед ними задачу создать новую конфету с начинкой суфле. Над созданием трудились кондитеры всей страны, но именно Анна Федоровна разработала самую удачную рецептуру и способствовала внедрению технологий, которые остаются неизменными и сегодня. Анна Федоровна является автором и другой полюбившейся многим кондитерской продукции - шоколадно-вафельного торта "Мечта", конфет "Комета", "Метеорит", а за конфеты "Золотой Рог" она была удостоена бронзовой медали ВДНХ", - отмечается в релизе мэрии.
Легендарный человек, между прочим. Герой СоцТруда за конфеты и торт (!!!). И действительно, Анна Федоровна создала мощнейший советский бренд, один из неполитических символов позднего СССР. И рецептура там была заметно иной, чем польская 1936 года (я её тоже тестил, если что). Так что она не заимствованная, а оригинальная.
Другое дело, что в начале 2000-х эту знаменитую торговую марку шустро приватизировали московские барыги и за 3-4 года превратили культовый продукт в типовое евроговно. Но это было уже сильно потом. А вот владивостокская "Птичка" так и осталась подлинной и вкусной, на агаре - хотя и стала дорогой и была вынуждена переименоваться.
Сегодня исполнилось 60 лет с того дня, как Ту-114 вышел на регулярные рейсы по Советскому Союзу. Главный, опорный его рейс - это конечно на Дальний Восток, Москва - Хабаровск. С него он и начал, так как это позволяло раскрыть его качество дальнемагистральника наиболее полно.
Сейчас, у нонешней поросли, весьма модно этак презрительно сощуриться и вещать через губу: "Ой, эти совки делали самолёт не для людей, там была огромная вибрация и некомфортно, переделали его по-быстрому из бомбера - лишь бы был. А вот американцы сделали самолёт для людей, комфортный и тихий Боинг-747. Патамушта это не совки".
Но на самом деле в момент появления на регулярных рейсах Ту-114 казался людям того времени настоящим чудом и совершил переворот в их возможностях. Тем более что ранние Ту-114 имели три салона, повара и свою кухню, о которой ходили легенды и даже я их застал в своём школьном детстве. Хорошо помню, как на рубеже 60-х - 70-х у хабаровского агентства Аэрофлота на Амурском бульваре на Ту-114 дежурила отдельная очередь, со своими номерками - он был остродефицитен и невероятно популярен, особенно у "северян", летевших через Хабаровск из Камчатки, Сахалина, Магадана, Курил, Чукотки. За первые два класса переплачивали охотно и эти билеты расходились первыми (правда, потом классы сняли, по мере возрастания популярности полётов на самолёте).