Иду утром на работу, а воздух у Невы такой... вкусный и свежий... и лед с Ладоги доплывает и почки Наконец-то, настоящая весна пришла... Давайте порадуемся?
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Кстати, друзиа. В свете последних событий обратил внимание на то, что некоторые Таллин пишут с двумя буквами "Н" - вот так: ТаллиНН. Ну, много стало упоминаний этого города в ленте.
Да, было такое время, хаоса и разброда, и в 1992-1999 гг. даже некоторые госорганизации писали названия городов стран СНГ и Балтии так, как пожелали того власти этих образований. Например, Кишинэу, Одеса, Таллинн, Алматы и другие примеры. А уж про СМИ и не говорю. Русская картографическая традиция написания имён тогда разрушалась и деградировала.
Однако прошло очень немного времени, и стало понятно, что это абсурдная и гнилая практика - коверкания устойчивых имен географических в угоду особенностям произношения национальных языков. Ведь никто же не предлагает писать "Пари" вместо устойчивого русского "Париж", или "Ландэн" вместо классического "Лондон". Мюнхен, Нью-Йорк, много таких примеров. С другой стороны, мы не вправе указывать, скажем, финнам, чтобы они не писали Pietari, а писали Sankt Peterburg. То же самое - и с географическими именами собственными новообразованных государств. И они не вправе нам указывать, как называть их географические единицы, и мы не должны указывать им, как им называть наши города и веси.
И еще. Такое коверканье еще и юридически неправильно. Во всех официально издаваемых к сему времени картах и атласах и во всех авторитетных СМИ (уровня Коммерсанта и Известий), а также в сетевых ресурсах серьезного уровня употребляются только классические словоформы, имеющие не менее 80 лет традиции употребления. У нас, картографов, существуют специальные книги-перечни, издаваемые Роскартографией, где все это перечислено. Как правильно писать и избегать отсебятины.
Поэтому, огромная просьба! Не пишите "Таллинн", потому что правильно - Таллин.
И не коверкайте русский язык и его устойчивые традиции. Поберегите наш "великий и могучий".
Решил все-таки немного позитива подбавить, а то совсем черно. Да и не везет этому посту, два раза за неделю его уже откладывал, из-за текущих событий.
Итак, Потсдам, парк Сан-Суси. Аналог нашего Царского Села, в какой-то степени, правда попроще.
Снимков я там сделал удивительно мало, да и пребывание в нем для меня оказалось не совсем обычным. Даже – несколько необычным. А почему так получилось – ниже расскажу.
В воскресенье, 26-го, был шикарный весенний солнечный день, открыл велосезон. Открываю я его обычно на Островах — Елагином, Крестовском, Каменном, Петровском. Такая уж традиция сложилась, ещё с 2005 года. Уезжаю и катаюсь по тамошним местам — вдумчиво, неторопливо, заезжая во всяческие закоулки и на стрелки островов. Неудивительно, что у меня оттуда довольно много снимков, и эволюцию местности я прослеживаю ежегодно. Елагин нынче пришлось пропустить — в выходные вьезд на велосипедах туда запрещён, да и для безлошадной публики ценник на вход подняли до полтинника; а вот по остальным островам покатался довольно дотошно. Что сказать? Если коротко, ребята, то общее впечатление от катания, несмотря на весну и голубое небо, оказалось шокирующим. Острова, особенно Крестовский, массированно и беспощадно убиваются, элитной застройкой и мега-проектами. Этакий звериный лик российского капитализма, беспощадного и не знающего ни удержу, ни морали, ни нормы. Полнейшая власть денег... Для иногородних читателей поясню: а что такое, вообще, Крестовский остров? Это, ещё со сталинского предвоенного времени, общегородская рекреационная зона. Там был построен крупнейший стадион им. Кирова — на стрелке, и разбит для отдыха трудящихся огромный по площади Приморский парк Победы, а остальная площадь была отведена под разнообразные спортивные сооружения, включая гребной канал и яхт-клуб. Остальная часть была застроена очень слабо: запрет на строительство в советское время соблюдался довольно жёстко. Транспортная проблема решалась тоже грамотно и экологически чисто: близ парка Победы и стадиона была создана крупнейшая в Питере трамвайная станция, и вывоз болельщиков и отдыхающих производился трамвайными поездами через Лазаревский мост, кратчайшим путём, а потом была запланирована и построена станция метро. Вьезд автомобилям был туда достаточно затруднён. Сейчас же всё сильно изменилось и меняется далее. Но что меня более всего удивило — т.н. «кризис» на эти стройки практически не повлиял (видимо, кризис — он для лохов, а не для конкретных пацанов), и вся эта элитная территория осваивается лихорадочно и без передыху. Заехал я и к коттеджному посёлочку конституционных судей, там тоже было любопытно. * * * В общем, друзиа, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Да, и ещё: тургеневские барышни и прочие рафинады-орловичи — кыш! Идите к мопсикам-цветочкам, для вящего душевного спокойствия; под кат не ходите, буду ругаться.
Какая весенняя питерская примета? Если идёшь по улице и за полста метров пахнет свежими огурцами - это значит, корюшка. А если корюшка - то это честная и тёплая весна. Итак, храждане, она пришла: первые листочки и корюшка в палатках. Листочки предьявляю прямо тут, а кто хочет заценить городской метод продаж корюшки, то - пiд катъ :-)
Чем ближе ко дню Z, тем больше страстей и уток... По ссылке - заявление оргкомитета народной акции "Автобус Победы", для ознакомления. Гражданам, представляющим СМИ, особое внимание:
Кстати, у меня тут несколько раз интересовались делами АЯМа (Амуро-Якутской магистрали) - дважды ставил вопрос zhartun. Так вот, рельсы Амуро-Якутской магистрали достигли берега р. Лены на ст. Кёрдем ещё 25 сентября 2010 года. До Нижнего Бестяха, что напротив Якутска, от него всего 80 км. Стройка не прекращается, но - удивительным образом! - за пределами Якутии и Дальнего Востока это никого не интересует (как явно слабый и не могущий затронуть чувства обывателя - а значит, и рекламные деньги, инфоповод). Вот что мне неприятно констатировать, так это фактический информационный распад страны на отдельные кластеры. Раньше про "всесоюзные стройки" (а иначе - про формирование базовой инфраструктуры своей страны) хотя бы знали, уделяли внимание, а сейчас - ноль внимания, молчок. Никому не интересно, что и где там, и какой дурак и зачем в дебрях России копошится. Безусловно превалируют в инфопространстве сугубо негативные новости - как гораздо лучше продаваемый товар...
Сегодня скатались в Город Якорей - там наступает, наконец, тот самый уникальный весенний сезон, когда листвы ещё нет, а льда в гаванях уже нет. И всё прозрачно, просвечивает через голые ветви деревьев и наступает настоящее буйство светотеней. Правда, тут уже не так благостно-тихо-сонно, как раньше - всё-таки открытие КАДа и тоннеля под Финским заливом, всквозную, оказало на Кронштадт своё влияние. Машин много, движение интенсивнее - но колёсные всё равно не наглеют так, как в Питере - едут в основном чинно и пешиков на многочисленных зебрах пропускают. Ниже - небольшой рассказ о разных изменениях в Якорном Городе и прогулка от Морского собора до старого Маяка.
Создание обзорного поста по всей поездке движется небыстро, поэтому - пока небольшая фотозарисовка с интересного места в Порт-Артуре (Люйшуне), связанного с формированием современным Китаем военно-морского имиджа. В отличие от позднего СССР, Китай не борется "за мир во всём мире", пытаясь при этом затушёвать свои реальные военные возможности, а напротив - открыто рекламирует свои продвижения в строительстве вооружённых сил, когда они случаются. В частности, это касается и переделки бывшего советского недостроя - авианесущего крейсера "Варяг", который перегнали в начале 2000-х из Николаева в Китай, купив у постсоветских украинцев корпус за бесценок. То, что недоделали николаевские корабелы - доделали даляньские, и сейчас крейсер перешёл на стоянку в Циндао, радуя фактом своего существования всех китайских патриотов.
А в военно-морском Люйшуне (бывш. Порт-Артуре) по части имиджа пошли ещё дальше - недалеко от развилки Сыдалинь-лу (проспект Сталина) и Юи-лу пробили через сопку новый тоннель, порталы которого выполнены по мотивам приобретённого экс-"Варяга", ныне "Ляонина". Советское наследство китайцам пригодилось не только в смысле материального носителя, но ещё и играет важную роль в патриотическом воспитании нового китайского поколения. Давайте на него посмотрим с разных ракурсов, на этот новенький порт-артурский тоннель.
В выходные небольшая группа русских ватников коварно прокралась в приграничную Финляндию, с целью прорыва второго этапа санкций ЕС и откатки визы. Посещением был охвачен город Иматра, а также его пригородные территории.
Я в зоне ЕС не бывал уже полтора года, так как в 2013-м надолго развернулся на Китай. А конкретно в Финляндии и того больше - год и десять месяцев. Что сказать за сейчас, какие основные впечатления? - Великое Княжество Ф. чувствительно подорожало за эти два года, по всем линиям - от бензина до еды (плюс, конечно, рост курса евры). Это не особо замечают те, кто катается туда ежемесячно, но за такой период - заметно, - приобретение рыбы в финских рыбниках, столь любимое рафинированными питерцами, практически обессмыслилось: разрыв в ценах с моим Долгоозёрным рынком увеличился до 2-2,2 раза, при сопоставимом или худшем качестве (но более красивом внешнем виде), - русификация обыденной жизни увеличилась и захватила новые бытовые сферы.
Третья серия сахалинского автодорожного видео. В первой серии была шикарная дорожка от Южного до Холмска, во второй - брутальная суровая от Холмска на север. В этой серии - проезд через город Чехов, что на западном побережье острова, и далее на север, к заброшенному рыбозаводу в пос. Новосибирское.
Видео ещё и поучительное - можно рассмотреть, как забрасывали огромные рыбообрабатывающие мощности в 90-е. Какая мощь перерабатывала советский рыбный улов. Хорошее дополнение к недавнему посту "Рыбный лжец": можно оценить уровень вранья властных и околовластных антисоветчиков. Справедливости ради, где-то с 2008-2009 гг. некоторые мощности тут начали медленно оживать, и примерно 10-15% их стало востребовано - появился рыборазводный участок и участок переработки. Но 90% так и заброшено. На 1:15 - 1:29 синенькое миленькое здание - ж/д вокзальчик Чехов на линии Холмск - Томари. В общем, смотрите. 4 с половиной минуты, качество HD.
Небольшая завершающая часть про первый световой день следования воркутинского поезда, после большой стоянки в Череповце. В конце дня мы решили сходить в тамошний вагон-ресторан, и мило побеседовали там с работницами - правда, фотографироваться они застеснялись :) Ну да ладно. А потом уже наступила темень, и в ночи мы свернули на тепловозную трассу, электрификация закончилась.
Станция Коноша. Тут линия раздваивается на печорскую и архангельскую
У России появился новый космодром. Этапное, кстати, событие и впервые за 49 лет, с 1967-го (Плесецк).
фото Марины Лысцевой
Старт был произведен в 05:01 по московскому времени: ракета-носитель «Союз-2.1а» стартовала со спутниками «Михайло Ломоносов», «Аист-2Д» и SamSat-218Д. Довыведение полезной нагрузки на орбиту произведет разгонный блок «Волга». (+)
Проблемы, злоупотребления на стройке и всякие неувязки уйдут в прошлое, а стратегический инфраструктурный объект будет уже, наконец, работать. И это хорошо.
Нынешний год - юбилейный; и поэтому неудивительно, что в 2017-м выходит множество работ, посвященных истории двух российских революций и в более широком смысле - возникновению и генезису советского строя. У меня на прочтении сейчас находится сразу несколько работ на тему. Одна из них - книга Дм. Лыскова под названием "Политическая история Русской революции", издательства "Пятый Рим".
Книга, несмотря на такое название, повествует не об истории собственно революций 1917 г. - как может подумать возможный читатель, кинув беглый взгляд на обложку. Она - о накоплении глубинных противоречий внутри социально-политического организма Российской империи, которые и привели к трём революциям. И именно поэтому рассмотрение ситуации начинается со второй половины правления императора Николая I - т.е. примерно за 70 лет до падения Империи. Рассматриваются статистические показатели, их достоверность, сравнение с другими странами, общий экономический слепок пореформенной России. И только затем, на этом фундаменте, начинается рассмотрение противоречий в разных сферах жизни. Быт деревни, экономика, влияние реформы крепостного права на социальные отношения, общественная мысль и её развитие.
Конечно, все эти вопросы по отдельности тянут на целые тома, поэтому данную книгу стоит рассматривать как своего рода структурный ликбез. Дело в том, что сейчас в нашей действительности эти вопросы сильно зашумлены и демонизированы. Демонизация революционеров и вообще, революционной мысли в целом, не даёт посмотреть на эти вопросы непредвзято. Поэтому и выводы у демонизаторов получаются ходульные, упрощённые. "Чёртовы большевики на немецкие деньги соблазнили богобоязненный русский народ и свергли природного монарха, при котором в стране было всё нормально" - вот одна из таких версий. Но если подходить к вопросу так, то непонятно, отчего произошли аж три революции за 12 лет? Очевидно, они разрешали какие-то противоречия. Так вот, их происхождение и рассматривается в книге.
Меж тем, сегодня незаметно и без особой помпы Балтийский завод покинула эпическая несамоходная конструкция - плавучая атомная электростанция (ПАТЭС) "Академик Ломоносов". Жаль, что мне никто не маякнул об этой операции - а то я бы с удовольствием "поймал" бы энергоблок под буксирами где-нибудь на Канонерке.
[...] В субботу, 28 апреля, плавучий атомный энергоблок "Академик Ломоносов" распрощался с набережной "Балтийского завода в Петербурге" и с помощью пяти морских буксиров отправился по Неве в давно ожидаемый переход – через Балтийское море, вокруг Скандинавии, к месту промежуточного базирования в Мурманске.
- Впервые в мире происходит транспортировка плавучей атомной электростанции. Желание построить плавучие атомные энергоблоки продекларировали многие страны. На сегодняшний день ближайшими нашими конкурентами является Китай, где сегодня строятся подобные объекты и даже декларируется, что после 2020 года они могут быть введены в эксплуатацию. Реальный блок, построенный и готовый к буксировке, пока единственный, - сообщил "РГ" заместитель генерального директора концерна "Росэнергоатом", руководитель проекта по сооружению и эксплуатации ПАТЭС Павел Ипатов.
Подготовка к транспортировке станции длилась несколько часов. Станция, габариты которой сравнимы с крупнейшими в мире ледоколами (длина 110 метров, ширина 30 метров) удерживалась у причала на специальных буксирах. Чтобы начать транспортировку, станцию подсоединили к трем речным буксирам, которые должны довести ПАТЭС из города, а по Большой Неве и дальше станцию поведут специальные морские буксиры.
Разводить мосты для транспортировки станции не потребовалось. (оно и понятно: ПАТЭС стоял ниже Благовещенского моста - periskop). Маршрут энергоблока пройдет через Эстонию, Швецию, Финляндию, Данию и Норвегию.
Буксировать станцию со скоростью пять узлов в час будут до Мурманска. Там, на специализированной базе "Атомфлота", в оба реактора ПАТЭС "Академик Ломоносов" - первой и пока единственной в мире плавучей атомной теплоэлектростанции - будет загружено ядерное топливо, произведен физический пуск и технологическая обкатка основного оборудования.
Все эти работы планируется завершить до конца марта 2019-го года. Только после этого в летнюю кампанию, в июне-июле 2019-го года, опять же под проводкой буксиров плавучий энергоблок переведут Северным морским путем к месту будущей работы - в порт и одноименный поселок Певек на Чукотке. В "Росэнергоатоме" полагают, что транспортировку можно будет провести без вмешательства ледоколов.
Плавучий энергоблок "Академик Ломоносов", строительство которого было начато в 2007 году на "Севмаше", а затем передано в Петербург, на "Балтийский завод", должен заменить Билибинскую атомную станцию и Чаунскую ТЭЦ, которые уже технологически устарели. [...]
Ездил сегодня за корюшкой в Сестрик и заодно снял, как её ловят на "паука" прямо в речке. Вот, посмотрите: сейчас у неё как раз самый ход. А разгар его именно под вечер. Правда, забыл обе камеры и поэтому снимал процесс на подручную сноповязалку :)
Ушёл на небеса преемник легендарного Сергея Ильюшина - Генрих Васильевич Новожилов, дважды Герой Социалистического труда Советского Союза. Он был генеральным конструктором КБ ИЛ с 1970 по 2005 год. Много чего успел, много прожил... И даже провал Девяностых пережил. Можно только искренне позавидовать.
При нем были созданы и выпущены в небо Ил-76, Ил-96, Ил-114 и другие самолёты этого КБ. Но отдельное и особое пассажирское спасибо Генриху Васильевичу хочу сказать за "советского пузатика" Ил-86. Да, он сейчас уже приземлён и не летает (бизнес-требования иные) - но хотя бы мы практически, а не теоретически знаем, как может выглядеть идеальный и предельно дружественный к самому простому и обычному пассажиру лайнер. На котором летать приятно, легко и не как селедка в бочке. Может, лет через 50-70 коммерческие авиаторы снова вернутся к такому же отношению к пассажиру эконом-класса, как в Восемьдесят Шестом (мечты-мечты, но мало ли...).
Мир праху. И спасибо вам за всё, товарищ Генеральный.
С большим интересом посмотрел ролик Тактик-Медиа про автомобильный ленд-лиз. И автор известный, который про бронепоезда фундаментально писал (я его тут уже упоминал) - Максим Коломиец. Много любопытного про логистику и трансиранский маршрут, особенно про поезда-вертушки Джульфа - Орджоникидзе, организацию перегона машин своим ходом, привлечение иранцев и т.д. Крайне любопытно и перечисление моделей автомобилей, которые поставлялись из Америки и Англии. Многих я даже и не знал. Однако есть и вопросы/ недостатки.