On this day in journal — July 6th

Серж фиолетово-черный

Юнтола

У меня от дома в 2 км начинается огромный лесопарк, Юнтоловская лесная Дача (интересно, кстати, почему Дача?) называется. Вокруг него по контуру – тупиковая речка, так и называется – Глухарка. Вот немного оттуда фоток поделал позавчера, посмотрите, какое зеркало. Правда, болотисто вокруг, но зато красиво и воздух хороший. Можно у речки шашлычка пожарить при желании :)

Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Серж строгий

Коннитива фсем!

Вообще-то я о своей работе практически не пишу. Но тут особый случай: наконец-то привезли из типографии проект, который выпил наибольшее количество моей крови и нервных клеток за последние полгода. От него стонали все: дизайнеры, метранпажи, картографы, project-менеджеры и так далее, по цепочке. Однако мы это сделали, и знайте, друзиа, теперь есть Санкт-Петербург на японском!



Collapse )
Серж флот

Большая и Малая Нева

Открыл новый маршрут по Большой и Малой Неве, совершенно нетиповой. От Адмиралтейства почти до конца причальной стенки Балтзавода и впадения Пряжки, потом обратно, огибая Стрелку по Малой Неве - мимо доков "Алмаза" до Финского залива, потом до "Авроры" и обратно к Адмиралтейству.

Вот так выглядит впадение Мойки в Большую Неву внутри территории Адмиралтейских верфей. Грамотно Исаакий построили, он тут точно в створе!

Collapse )
Красная Звезда

Фронтовая медсестра

Вчера был в Рамбове, ездил к маме на день рождения.
С квартиры сверху (над ними), днём зашла соседка поздравить - бодрая такая бабуля лет восьмидесяти. И я как раз уже приехал, с Питера. Раньше я её никогда не видел, хотя мама про неё в разговорах упоминала несколько раз - она бывший врач на пенсии, перебинтовывала ей сломанную руку, чтобы маме лишний раз не ходить в поликлинику. Познакомились, зовут её Елена Анатольевна. И в общем, разговорился я с этой бабулей на военную тему. Оказалась фронтовой медсестрой, начавшей медицинскую карьеру в середине августа в мирном ещё Сталинграде, и видела своими глазами (!) бомбардировку Сталинграда 23 августа 1942 года. Вот уж не подумал бы, что в 2009 году смогу увидеть живого свидетеля тех событий...
Рассказанное ею оказалось настолько интересным для меня, что я не поленился сразу после разговора, когда она ушла, составить конспект в виде "вопрос-ответ", чтобы детали не забылись, хотя уже выпил. На дни Победы она не ходит - у неё полиартрит, трудно ходить, однако в интеллектуальном смысле состояние безупречное и даже с разумной критичностью и чувством юмора (дай Бог так каждому!) - помнит и номера армий, где она воевала, и многие даты, и эмоции о конкретных событиях сохранились. Сказала мне, что то, что было в сталинское время, помнит лучше, чем то, что случилось два месяца назад, такой вот парадокс.
А я потом подумал - не планирует ли Артём Драбкин делать книгу в своей известной серии, о медсёстрах и врачах военного времени? Возможно, она бы подошла.

Collapse )
мудрый котик

Петродворец vs Петергоф

А обратили внимание, что название города "Петродворец" почти исчезло из обиходного употребления, хотя считается (вроде бы) тоже официальным? Господствует более раннее царское название с немецким происхождением - "Петергоф".
Вчера проезжал в Рамбов старым путём (через Стрельну, по С-П шоссе) и отфиксировал такую картину: указатель населенного пункта - "Петродворец", а прямо за ним - столб с большой надписью "Петергоф - наукоград Российской Федерации". Потом просто ради интереса смотрел всякие рекламы и прочие надписи где возможно: везде, даже на автобусных остановках - "Петергоф". Причем, на рекламе коттеджных посёлков даже ещё и так пишут: Peterhof. То есть, получается, "Петродворец" как название города - за постсоветские 10-15 лет практически вымерло.
Интересно, почему? Потому что короче? Или красивее? Или "заграничнее"? Или историчнее?

PS. Но зато есть Петродворцовый район, и другого названия у района нет.
Серж флот

Советский крокодил по имени "Мордовия" (проект "Зубр")

В эту субботу, по горячим впечатлениям, я вам вкратце рассказал о Военно-морском салоне. Сейчас же давайте походим по одному из выставленных там кораблей, конкретно - по МДКВП "Мордовия", проекта 12322 "Зубр". Эта ветвь эволюции десантных кораблей очень оригинальная и в каком-то смысле, технологически, опредившая своё время. Несмотря на название "малый", этот корабль является самым крупным в мире десантным кораблем на воздушной подушке.
В отличие, скажем, от торпедных и ракетных катеров - это оружие не "слабого", а "сильного" военного игрока - то есть без сбалансированного и мощного флота позади него и хорошего воздушного прикрытия, он не очень-то эффективен. Однако, если эти условия соблюдаются (как это и было при наличии СССР и Варшавского Договора) - тогда такие высокотехнологичные корабли являются очень серьезным инструментом, способным буквально в 2-4 часа высадить мобильные силы в узостях, на островах или критически важных местах побережья противника и тем самым серьёзно затруднить действия вражеских сил. Или быстро в угрожаемый период выставить минное заграждение в зоне контроля вражеского флота и вернуться на место базирования. А в мирное время они тоже работают: побуждают противника тратить весьма большие средства на защиту своих баз, проливов и уязвимых участков берегов.
Вот, с "алмазовского" сайта:
...способен выходить на берег, преодолевать рвы и траншеи, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника. Для МДКВП "Зубр" доступно для высадки десантов до 70% общей длины береговой линии морей и океанов мира.
* * *
Словом, "Зубры" - это в чистом виде "наследие совка", принадлежность сильного флота, а для флота слабого и малосильного они являются (скажем прямо) больше обузой, чем инструментом. Сейчас им уже около 20 лет - серия входила в строй в конце 80-х, причем на первом корабле серии два года отрабатывались "детские болезни" и только в 1988-м они в доработанном виде стали входить в состав флотов (внутренних морей - Черного и Балтийского). Можно посмотреть на карту и увидеть возможные "плечи" таких шершней, от портов "подскока": Поти - Трабзон (2 часа), Бургас - Босфор (2 часа), Балаклава - Синоп (3 часа), ГДР-овские базы - о-в Борнхольм (2,5 часа) и т.п. Скорость при небольшом и умеренном волнении (есть ограничения по мореходности) - 60 узлов, ок. 110 км/час.

Ну а теперь давайте немного осмотрим этого скоростного советского крокодила, снаружи и изнутри.

Collapse )
Уссурийский тигр

Советские ж.д., международное сообщение. Середина 1960-х

john5r порадовал сканом редкого буклета про международные сообщения МПС СССР. Предположительное время издания, по моей оценке, исходя из фоторяда - конец 1964 - 1966 гг. Сейчас настолько всё геополитически переменилось, что многие тогдашние направления поездов выглядят как фантастика - скажем, Москва - Тегеран через пп. Джульфа, или Москва - Анкара через Тбилиси и пп. Ахурян.
Любителям железных дорог СССР - идти и смотреть однозначно.


Смотреть целиком, 50 страниц
Красная Звезда

На поле танки грохотали... in English

Знаменитая песня "На поле танки грохотали" из советской киноклассики "На войне как на войне" - но на англицком. Исполняют сотрудники инженерного факультета университета Berkeley. В конце клипа - так же наливают стопку водки с бутыли, как и в фильме.


Оператор наведения - varjag_2007.

PS. А вот та же песня на русском, но с более полными словами, чем в фильме.
Уссурийский тигр

Атлантическая Камчатка. День 2

Честно говоря, постить было некогда, много разных экспедиционных дел.
Вчера была пристрелочная поездка (350 км), по ближним туристическим местам - до Гейзира и чуть дальше, с целью проверки оснащения и экипировки. Нам повезло - первая половина дня была штормовая, ветер до 100 км/ч, срывал даже верхушки барашков на озёрах, превращая их в водяную пыль. Вторая - с солнцем и красивейшими облаками. Сегодня уходим уже в дальний путь, против часовой стрелки, по югу. Маршрут формируется от погоды, а не по хитрому плану.
Самое неприятное в Исландии - дороговизна, самое приятное - воздух и вода, самое интересное - не всякие там гейзеры, а энергетика. Вот она по меркам остального мира совершенно уникальна и неповторима. Так что про неё потом будет несколько постов.
Ну а ниже - немного фоток.

Суровые исландские процессоры

Collapse )
Ворота в Азию

XXVIII. Незнаменитый юбилей ненужного собрания

На этих днях исполняется четверть века последнему съезду КПСС под номером XXVIII.
Юбилей совершенно незнаменитый, да и сам съезд особо ничем выдающимся не отметился. За исключением одного - он был последним в её истории, и компартии Советского Союза оставалось жить 13 месяцев. Но в тот момент никто об этом ещё не знал. Хотя... по поведению персонажей и атмосфере съезда было понятно, что с коммунистами и их кадрами в СССР всё очень плохо. Какие-то они были там суетливые и оторванные от реальности.

Это был первый съезд после середины 1920-х, когда гигантская партия начала слоиться на национальные кусочки и разные платформы внутри неё. Консерваторы были в меньшинстве, но Михал Сергеича они тут впервые открыто начали трогать за вымя - уже невозможно было скрывать за личиной "монолитности", что он ведёт дело куда-то совсем не туда. Там же стали оформляться во фракцию и открытые ревизионисты-евросоциалисты типа Яковлева - Шеварднадзе.

Единственно, сильно оживил течение заседаний Борис Николаич, который в предпоследний день очень театрально поставил сцену с бросанием партбилета и демонстративным уходом с этого кагала "единомышленников". Это на тот момент смотрелось действительно сильно - а телезрители СССР и вовсе массово были в восторге; тем более что он месяц назад стал председателем Верховного Совета РСФСР.

С чем можно сравнить тот ельцинский эффект? Вот сейчас очень моден грек Ципрас, который вдохновенно и мощно поднимает своих сограждан против финансовой тирании Евросоюза. Примерно так же был моден и Ельцин тогда, и так же возвышенно о нём писали в прессе. После ЕБН-а стали демонстративно бросать партбилетики довольно многие - это стало модно и круто. Некоторые даже и жгли их в прямом эфире, как режиссёр Марк Захаров.


Ниже - немного сканов газет той эпохи из моей коллекции.

Collapse )
Кортес

Разрыв с культурным кодом армии Победы

По поводу радикальной смены образа ВСУ, включая отказ от "звездочек", погоны а-ля бундесвер-вермахт и опереточные фуражки стиля "Евро-Боливия", с некоторой примесью карго-американства (копирование дробности и визуала сержантских званий). Вообще-то, это сугубо положительное явление, имеющее долгосрочные последствия. Более долгосрочные, чем ленинопады и истеричные выковыривания звёздочки со шпиля Верховной Рады.

Collapse )
паровоз П-36

СШХ: состоялся конкурс


Продолжение темы по поводу Северного Широтного хода (СШХ): процесс движется. Пока нельзя сказать точно, как будет выглядеть проект с финансовой т.зр. - но уже понятно, что это не будет прямое госфинансирование, как со стратегически важным Крымским мостом. Всё будет сложней и запутанней, и госучастие предполагается в размере примерно 11-12% стоимости проекта. Наверное, ещё около половины фактически "стрясут" с сырьевых компаний с долями государства в капитале + РЖД, остальное - займы. Интересно, что Обский мост в проекте занимает аж 44% финансирования, а 56% падает на прокладку ж/д.

[...] В Москве окончен приём заявок на конкурс по строительству Северного широтного хода. Речь идёт о железной дороге Обская – Салехард – Надым. В Минтранс поступила только одна заявка – от инвестора, который был объявлен изначально – компании «СШХ». Дорогу планируется возвести до 2022 года.

«Конкурс окончен. Теперь проект соглашения будет направлен в правительство РФ», – рассказали агентству «Новый день» в министерстве транспорта РФ. Как сообщало агентство «Новый День» ранее, общая стоимость проекта, согласно соглашению – 113 млрд рублей. Из них 12,7 млрд рублей предоставит Росжелдор (концендент) в качестве капитального гранта – бюджетных инвестиций. Часть денег ООО «СШХ» (концессионер) возьмёт в долг.

В 113 млрд рублей входит стоимость моста через Обь – 50,3 млрд рублей. Железная дорога Салехард-Надым – 61,1 млрд рублей. И железнодорожная часть моста через реку Надым – 1,7 млрд рублей. «Концессионер обязан выплачивать концеденту 100 тыс. рублей в год. Первым платёжным периодом является 2023 год», – говорится в проекте соглашения. Директором компании «СШХ» является Сергей Суханов, который ранее возглавлял «Волга Групп Строй» Геннадия Тимченко.

Разговоры с ревизионистами

Ковровая бомбардировка мозгов электората (часть 2)

Футбольная повестка дня и сверхудачное выступление нашей сборной на ЧМ позволяет пока правительству хорошо маскировать "пенсионные дела" другими инфоповодами (и в этом контексте предельно циничное приурочивание "реформы" к первому дню чемпионата вполне оправдалось), однако колесо процедуры под этим наркотическим прикрытием беспощадно едет дальше. Сейчас законопроект рассматривается в региональных законодательных собраниях, и во всех них надо протолкнуть положительное заключение. Ударной силой проталкивания являются едросовские депутаты, которые почти везде имеют большинство. На днях зашкварился питерский ЗАКС - но понимая, что это предельно непопулярное решение, стыдливо отклонил поимённое голосование и спрятался за числами анонимного голосования. Понятно, что силами фракции ЕР.

Также продолжается ковровая бомбардировка мозгов электората манипуляциями примерно одного пошиба: то есть, не честным разговором с избирателями-жертвами, а путём разобщения и стравливания разных возрастов; а также подкупа тех, кто успел "выскочить" на пенсию - дабы снизить накал протеста после ЧМ. Плюс пользуются приёмом "уже принятого решения" - создавая у потребителей информации иллюзию, что всё уже решено, что альтернативы никакой нет и остаётся только расслабиться и привыкнуть.

Давайте посмотрим на новые примеры манипуляций - т.к. используются разные методы, в т.ч. и вирусная реклама в соцсетях (явно на это неплохо начислили денех политтехнологам). Первая часть была показана тут. Наиболее циничное и примитивное промывание мозгов проходит в соцсетях, вот например вирусная реклама ВКонтакте (собраны разные заголовки со столбца слева - то, что крутилось с 27 июня по 2 июля, сейчас уже новая партия с новыми заголовками)


Collapse )
МПС СССР

Прибалтика-1989, сценки в поезде

В жж humus сейчас идёт многосерийный фотосет про Перестройку. Начал с 85-го и сейчас добрался до 89-го года. Так вот, в числе прочих у него на днях вышла очень атмосферная серия снимков Дэвида Тернли. Он ехал в начале 1989 года из Таллина в Вильнюс поездом (тогда через Прибалтику ещё ходили сквозные поезда и пассажирские сети трех республик ещё не разорвались, внутри региона) и развлекался тем, что делал немного постановочные снимки пассажиров.

Я из той фотосессии отобрал только ж/д снимки - они очень показательные и я был даже сказал, в какой-то степени отражают аромат эпохи. Давайте посмотрим.


Collapse )
Ворота в Азию

Сухопутный транзит как политическое оружие?

Александр Григорьевич повышает ставки. Теперь он решил сделать экономическим оружием любовно и тщательно выстроенный за 15 лет тремя государствами стратегический транзитный коридор Китай - Европа. И это есть большая ошибка с его стороны - вступать на тернистый украинский путь, политизировать успешный сектор экономики.

[...] Президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил правительству ограничить транзит товаров из Германии в Россию и Китай через территорию Белоруссии. В качестве альтернативного пути он предложил транзит через Финляндию или Украину. Так президент отреагировал на санкции в отношении Белоруссии. Господин Лукашенко также заявил о необходимости защитить белорусские предприятия, обеспечить импортозамещение и внутренний спрос.

«Мы знаем, кто в США, Германии и других, особенно европейских странах выступил против поставок комплектующих и основных узлов для наших предприятий. Мы их знаем. У нас есть опыт. Помните, Skoda, Nivea и так далее? Мы им сказали: ребята, спасибо, до свидания. Первое: на белорусский рынок — ни шагу, второе: через Беларусь — тоже ни шагу. Точно так надо поступить и с немцами. Пусть через Финляндию в Китай и Россию поставляют свою продукцию. Или через Украину, там хорошие дороги, пускай едут и поставляют туда»,— сказал Александр Лукашенко на совещании о противодействии санкциям (цитата по БелТА).

Он призвал предпринять все меры, чтобы «они почувствовали, что такое Беларусь», и думали до того, как «браться за экономическое оружие». По его словам, главное — чтобы не пострадал народ Белоруссии.

(цит. по КоммерсантЪ)

Киевские бонзы уже успешно убили свой транзит, закопавшись в политику с головой и науськивая своих титушек. "Конотопское сидение" 2017 года, "крымские вахтеры", "донбасские сторожа" - яркие примеры незалежной глупости в области транзита и транспорта. Зачем повторять этот идиотский опыт, непонятно. Да ещё и подставлять под удар Россию с Казахстаном.

В общем, если он начнёт всерьёз бороться с транзитом политически, то конечно его можно в итоге прибить. Европа много потеряет - да. Перетерпит ли она убытки ради наказания АГЛ? - безусловно да. Россия потеряет? - да. Белоруссия потеряет? - да, и ещё как. А вот добьется ли АГЛ экономическим диктатом над транзитом своих целей? - полагаю, нет. Слишком мала птица гамаюн.

В данном случае хороший пример - Польша, через которую также идёт 90% поток сухопутного китайского ж/д транзита в Европу. При всей польской упоротости, политическом гоноре и исторической обидчивости евразийский коридор поляки развивают и про его политическое использование мудро помалкивают, не втравливая инфраструктуру в разборки.

МПС СССР

Фильм про ГОРЕМ-36

На России-24 вышел фильм про ГОРЕМ-36 авторства Бориса Шадринцева, где я засветился как консультант со вставками из интервью (4-я, 13-я, 15-я и 19-я минуты). "Военная" часть фильма - это первые 23 минуты, во второй половине ленты уже рассказ про послевоенную прокладку линий на Тюменском Севере.



паровоз П-36

IV. Поезд 551 и "онежская перемычка"

Из Кандалакши мы стартовали на юг на весьма специфическом поезде - №551 Мурманск - Симферополь частного оператора "Гранд-Экспресс". Специфический он прежде всего своим заковыристым маршрутом, из-за которого мы и приехали сюда. Он идёт не прямо через Петрозаводск - Москву -Воронеж на крымские юга, а восточнее - гораздо более длинным и сложным путём. Сперва переходит по "онежскому пояску" на архангельский главный ход, потом по нему спускается к Вологде, а от Ярославля уходит правее и блуждает по средней России и Поволжью второстепенными ветками - проходя Иваново, Ковров, Арзамас, пригород Нижнего Новгорода, Саранск, Пензу. Поэтому мы и хотели на него попасть: в прошлом 2020-м году его внезапно отменили из-за ковида, в итоге тогда пришлось сдать билеты. А сейчас, когда его возобновили - снова взяли, но теперь уже не от Кеми, а от Кандалакши. Так было несколько дальше ехать, но зато удобней для нормальных ночёвок и избегания ночного ожидания. Единственно, ходит он только раз в 9 дней, поэтому маршрут пришлось дотошно рассчитать.

В общем, в 2 часа ночи 16 июня в кандалакшский полярный день наш 551-й плавно тронулся от перрона и двинулся по Кировской магистрали направлением на юг. В этой части мы посмотрим проход "онежского пояска", который я до этого никогда не проезжал на поезде.

Станция Сумской Посад на "онежком поясе"

Collapse )