On this day in journal — August 20th

Серж фиолетово-черный

Благовещенский мост

В субботу, наконец, и я познакомился с новым мостом – Благовещенским, который торжественно открыли 15-го августа.

Новая табличка моста.

Ну что сказать? Общее впечатление – это совершенно другой мост, нежели имени Лейтенанта Шмидта, каковым он был аж 88 лет, с 1918-го по 2006-й. Иной – намного шире, по широких 4 полосы в обе стороны (видимо в пробки и 5 рядов примет), без трамвайных путей, с разделительной посередине и новыми элементами антуража.
Так что почти полтора года назад, в апреле 2006-го, я как чувствовал, сказав тогда вам – попрощайтесь с мостом Лейтенанта Шмидта. Больше его не увидите, того моста, пережившего блокаду и бомбежки. Так и есть, друзиа, этот – он новый, и даже имя иное. Хорошо это или плохо? Не знаю. Наверное, хорошо – ведь новый век на дворе, сейчас нужно много полос, новые пролетные строения, не нужен трамвай, типа на свалку его и т.д.
Пройдя по нему ножками, я проникся и понял, что другое имя – имеет, видимо, какой-то подспудный смысл. Но долго, ой, ещё долго, его будут называть привычным именем - «Лейтенанта Шмидта».

Collapse )
promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
подлодка у пирса

Подлодка на набережной

Намедни камрад troitsa1 ошарашил меня сообщением о том, что на терминальном причале у набережной Лейтенанта Шмидта стоит подлодка, предназначенная под музейную. Конечно же, я больше двух суток ожидания вытерпеть не смог и в субботу вечером заехал в те места посмотреть её своими глазами.

Подойдя ближе, я увидел, что это оказалась самая массовая послевоенная дизельная подлодка 613-го проекта - С-189. Конкретно эта лодка была построена на нашем Балтзаводе в 1954 году, но такие же серийно строили в Николаеве, Комсомольске и Горьком. Горьковчане, кстати, в 50-х годах наклепали самую большую серию – больше сотни таких лодок.
Лодка сия имеет богатую историю в советском ВМФ. Кроме этого, она массово передавалась Никиткой Хрущевым в первой половине 60-х в массу флотов как «братская помощь» - Индонезии, Сирии, Албании, Польше, Северной Корее, Китаю, Болгарии, Кубе. Китайцам продали даже лицензию и они сделали ещё 18 таких лодок, кроме трех, переданных Хрущевым. Такие лодки также постоянно базировались в Албании, и в момент разрыва отношений с Энвером Ходжой в 1961 г. там остались две или три лодки, которые советский ВМФ не забрал оттуда (или не смог забрать – тонкостей не знаю).

Collapse )
Серж строгий

Хроника крушения гиганта. Часть 1.

Эти августовские денечки – не простые.
Каждый раз в Преображение звонит нам курантами очередная годовщина. Годовщина крушения эпохи прежней, и наступления эпохи совсем другой, во многом диаметрально противоположной той. Крушения огромного государства, протянувшегся от Львова и Риги до Владивостока и Камчатки. Радикального изменения судеб, жизней, карьер, мгновенных падений и взлетов. Сознание тогда не успевало переваривать события, и мы зачастую не понимали, что именно произошло, что будет после и как это отразится на нашей жизни. Тектонический разлом, о котором ожесточенно спорят и сегодня.
Много про это время наворотили и успели наврать, с разных полюсов.
Ой, много!
* * *
Давно я хотел выложить серию сканов газет из своей исторической коллекции, дабы просто показать, sine ira et studio, как же тогда реагировал организм огромной и еще единой страны на те события. Чем жил, чем дышал?
Можно выбрать разные точки опоры для анализа и рассмотрения этих дней. Но я предлагаю посмотреть на эти исторические разломы с точки зрения истории официальной – от первого лица главной газеты Советского Союза. Всего один день это была «Правда», а потом – «Известия». И внимательный читатель, любитель современной истории, много для себя найдет интересного – как писали, какие новости умалчивали, а какие подавали аршинными заголовками. Что прятали, а что демонстрировали? Кого травили, а кого пряником сахарным кормили? Как меняли маски, сбрасывали герб с пятнадцатью ленточками, как убирали ордена с главной страницы – ой, как много может сказать нам простая советская газета, с высоты знания нынешнего!
* * *
Я отобрал десять газет, от первой – с ГКЧП 19 августа, до газеты 6 сентября, когда руководство СССР признало откол Прибалтики. Они все чем-то характерны, чем-то приметны. И обьединяю я их одним названием: «Хроника крушения гиганта».

Первая часть – это самый последний номер газеты «Правда», который вышел уже без орденов, но ещё с портретом Ленина. Он от 20 августа 1991 года – ровно шестнадцать лет назад. Потом пойдет «Известия», которая сумела мимикрировать и приспособиться. А ту «Правду» - разогнали, равно как и КПСС тремя днями спустя.
И еще, в заключение. Под катом будут лежать сами сканы газет (первых страниц) и некоторые вставки. Средний обьем – 1 – 1,5 мегабайта. Текст не везде очень хорош по качеству, уж как есть - но везде читабелен. Так что читайте, думайте, делайте выводы, любители истории. Сами.
А я буду давать только краткие комментарии. Иногда.

Collapse )
Уссурийский тигр

Хронометраж автопробега "Полярная Заря"

Сводный статистический пост с раскладкой нашего маршрута по дням.
Написан в основном для повышения собственной самодисциплины, т.к. исходя из него уже будет создаваться собственно фотоотчёт о каждом дне автопробега, а также боковые ветки отчёта (музей Тирпица, авиамузей в Будё и другие).


Collapse )
Уссурийский тигр

Ночью уже домой

В час ночи отбываю в Питер, сейчас в Волгограде. Несмотря на 6 вечера, тут ещё, сцуко, жара. Чёрную икру, несмотря на все препоны, в А. попробовал, однако Каспий, как геополитическая сущность, мною не покорён - по независящим от меня причинам.
Всем привет, в субботу буду.
Уссурийский тигр

Милиция-полиция

Да, кстати. Относительно нашумевшего проекта переименования. Сие событие меня застало в Заполярье, а потом я уже несколько остыл, переключился на другие мысли. Хотел своё отношение всё-таки кратко сформулировать, но вдруг увидел у френда kazagrandy удивительно точный демотиватор. Вот он как раз ёмко выражает мой настрой по поводу.

Collapse )
Уссурийский тигр

Ахтунг с энергией

Весёлую пятницу, однако, нам устроили под занавес. Метро закрыто, трамваи-троллейбусы обесточены, толпы народа штурмуют наземный бензиновый транспорт, светофоры сошли с ума и весело перемигиваются, движение на Петроградке броуновское...
Вот только до дому добрался. Что это такое было, братцы-сестрички???

UPD 23.10. Только пришёл и написал пост, ничего толком не зная, как интернет отрубился ещё на 50 минут. Восстановился - а тут уже понаписали всякого, и поругались, и болота вспомнили, и даже обвинили в рахитичности. Мда, матёрый нонче юзер пошёл. Глубоко, я бы сказал, сочувствующий :)

PS. Да, вот что ещё на улицах поразило, когда ахтунг был: озабоченные молодые люди с зеркалками, сосредоточенно снимавшие толпу у метро и штурм транспорта в районе м.Петроградская.
Серж борода

Ленинград. 20 лет назад

Небольшое историческое дополнение ко вчерашней теме дня: коллекция снимков "постпутчевого" Ленинграда - 21 августа 1991 года, сделанные на улицах города. Автор - Владимир Валдин.
Эти фотографии вы не видели, они публикуются впервые, с любезного разрешения автора. На какое-то сильно глубокое осмысление они не претендуют - снимки любительские, автор просто ходил и щёлкал, что глянулось на пути.

На Дворцовой площади, 21 августа 1991 г.

Collapse )
мудрый котик

Украина. Эффект домино

Интересная штука геополитика. Иногда она творится прямо на наших глазах - хотя мы этого зачастую и не замечаем, озабоченные всякими сиюминутными овальными, выходками разных чирикующих ксюшадей или ещё какими-нить там пуськами, которых гебня сажает на кичу. Вот именно такой процесс сейчас идёт на Украине. Он характеризуется тем, что откатить назад его результат - после некоторого периода действия - будет крайне сложно.

Collapse )
Серж строгий

Распад Китая ещё опасней распада СССР

Не стал вчера дежурно постить всю эту "августовскую" херь со свердловским алкашом на советском танке, а решил пропустить дату. Обрыдло. Можно и помолчать - это весьма позорная дата в нашей истории, и неча её всё время колупать. Лучше подумать о том, как избавляться от мутного наследия 91-го и 93-го годов.

Зато попалась на днях на глаза любопытная статья китайского писателя Ван Сяоши, опубликованная Синьхуа и затем широко растиражированная китайскими СМИ. Помните, в одном из своих постов я говорил о том, что в китайском обществе существует большая рефлексия относительно падения СССР? И о том, что никто более внимательно, чем китайцы (у которых государство организационно построено на сходной модели, только не ленинской - союза республик, а сталинской - автономизации нац.районов), не изучает уроки краха Советского Союза?

Так вот, статья Вана как раз и отражает эту обеспокоенность и китайскую рефлексию. Она, конечно, не свободна от пропагандизмов и преувеличений (жанр обязывает), но по сути вскрывает вполне реальные возможные минусы, которые могут ждать Китай на гниловатом позднесоветском пути а-ля Горбачёв.

И ещё одно необходимое пояснение. "Герои Вэйбо", которые не раз упоминаются в статье - это китайские "перестройщики", тамошние гдляны, афанасьевы, собчаки, станкевичи и прочие гавриило-поповы. То есть, красноречивые демагоги, владеющие словом и эмоциями аудитории. Sina Weibo - это тамошний гибрид твиттера с фейсбуком с числом пользователей более 450 млн. юзеров (Китай информационно варится в собственном соку, а не живёт трендами т.н. "цивилизованного мира"). Китайская компартия предпочитает не загонять эти крики в кухонное подполье, как в сусловском СССР, а держать тренды на виду, но на расстоянии и под контролем, попутно вылавливая оттуда потенциально способных организаторов, если их воззрения возможно развернуть в сторону укрепления государства. Это тоже урок, извлечённый китайцами из падения Советского Союза.

Совершенно понятно, что тамошние "перестройщики"-демагоги орут в китае-твиттерах и соцсетях по совершенно сходным лекалам, как и в Союзе конца 1980-х. Та же заезженная либерастическая пластинка о "неправильном народе" и "вековой рабской натуре", только в этом случае - китайцев. Тем более что им очень даже есть что попутно разоблачать - коррупция в КНР велика и разветвлённа, и постоянно кто-то попадается на крупных делах. Но тут опять же известная нам ловушка: разоблачение коррупции (у нас были "партократы" и "золото партии") - это одно, а нормальное функционирование системы - совсем другое. И если подорвать второе, то крах государства перекроет всё остальное - и легковерные граждане будут потом под его обломками стонать, конвульсивно дрыгаться, хрипеть и еле выживать на грани. А то и мочить друг друга миллионами - и такое возможно. Помните же историю взлёта Ельцина, как он сперва на троллейбусе совершал пропагандистские рейды в районную поликлинику, а через шесть лет его клевреты и фавориты делили на закрытых залоговых аукционах советское промышленное наследие? Вот об этом и речь.

Ниже - основная часть статьи. Выделения в тексте - мои.
* * *

Герои «Вэйбо», лидеры общественного мнения и публичные интеллектуалы день за днем придумывают ложь, распространяют слухи и фабрикуют негативную информацию о состоянии дел в обществе. Они рисуют картины будущего крушения Китая, клевещут на текущий социалистический строй и прославляют европейско-американскую модель капитализма и конституционную форму правления. При этом они беспрестанно вызывают в народных массах недовольство текущей политической властью, не забывая при этом громогласно поносить «рабскую натуру» китайцев. В конце концов, они совершенно открыто агитируют китайцев за то, чтобы те, став «пушечным мясом», расшатали основы общества.

Давайте же посмотрим на Россию, чьи граждане стали свидетелями подобной социальной нестабильности и последовавшего за ней крушения Советского Союза. Удалось ли им добиться счастливой жизни на «кисельных берегах» общечеловеческих ценностей?


Collapse )
Серж строгий

Иностранный посол - Герой Советского Союза

Офигеть. А знаете, кто назначен новым послом Чехии в России?
Герой Советского Союза, член Компартии Чехословакии с 1968 года, первый питомец программы "Интеркосмос" и первый космонавт в истории пилотируемых полётов, не являющийся гражданином СССР или США. Владимир Ремек, вот этот самый, что справа стоит:


Назначение уже вызвало бурную дискуссию в чешском обществе, потому что сам факт выдвижения коммуниста на столь высокую должность стал противоречивым шагом. Уникальность этого назначения еще и в том, что новый чешский посол — представитель страны члена НАТО — является Героем Советского Союза. (отседова)

Это, видимо, такой оригинальный иносказательный подарок к 45-летию пражских событий? :-)
  • Current Music
    вынырнул из прошлого
  • Tags
Тигр задумчивый

Ухань. На 2-этажном автобусе по мосту через Янцзы

Для любителей всякого городского транспорта - видео со второго этажа уханьского автобуса, сделанное на Первом мосту через Янцзы. Поскольку ездил там несколько раз, сделал две разных записи - днём и поздно вечером. Можно пооценивать транспортный поток, можно полюбоваться на Янцзы, на гуляющих по мосту пешеходов. Кому что интересней :)



PS. Этим видео мастер Гамбс заканчивает очередную партию мебели я временно переключаюсь на европейские сущности, и вернусь к теме Китая через месяцок. Там нас ждёт гигантская ГЭС "Санься" и ГЭС "Гэчжоуба" с сопутствующей инфраструктурой, о которой я ещё не рассказал, но которая требует 3 или 4 частей для хорошего, подробного рассказа. То есть, с кондачка не напишешь.

Канал periskopspb на YouTube

Серж борода

Август 1991: ступор оборонной системы СССР

Уже второй год подряд дата путча-1991 (и, соответственно, победа великой Августовской революции) вызывает у публики вялое равнодушие. Это объяснимо: геополитическая конфигурация в мире в 2014-м пережила ещё один сдвиг; в повестку дня властно вторгнулось новое - и старое, соответственно, стало менее актуальным. Да и отодвинулось оно уже далеко - 24 года не шутка. Уже взросло и даже закончило вузы постсоветское поколение, не заставшее СССР.

И тем не менее, те месяцы хранят в себе немало загадок.
Помните, не так давно тут обсуждали Рейгана и я сказал, что "наше счастье, что в это время он и его администрация были не у руля"? Так вот, это не шутка. Действительно, рейгановская команда могла бы потенциально выжать из ступора СССР заметно больше, чем менее решительная бушевская. А в момент решительного перелома (Беловежские соглашения, юридический крах СССР) вполне могли бы ещё и провернуть операцию с лишением ельцинского обрубка Союза постоянного членства в СБ ООН. И тогда б открывался путь к патронажу "международного сообщества" (а в реальности, понятно кого) над обломками ядерного щита Советского Союза. Со всеми сопутствующими прелестями.

Этого не произошло из истории, как мы знаем. Но могло и состояться, если бы наши западные "партнёры" дожимали остатки советской мощи решительно, по-рейгановски. Потому что начиная с ареста Язова (август 1991) и до формирования нового МО РФ (май 1992) гигантская оборонная система СССР со всей её филигранно выстроенной вертикалью находилась в настояшем ступоре. А если гигантская система лишена "головы" и система принятия решений не работает - многое можно было брать голыми руками. Это, кстати, наглядно показали массовые разграбления ранее тщательно охраняемых советских военных складов на Северном Кавказе, что привело потом к чеченской войне.

Вот, маленькая картинка части этого ступора, из резко посвободневших "Известий", только что сбросивших с шапки советские ордена. Все бросились тогда разоблачать "путчистов", особенно скрытых. Неясна была ситуация с тем, кто исполняет обязанности министра обороны - а ведь у него была ядерная кнопка (один из трёх человек). Понятно, что основные подробности тут отсутствуют - да они и не могли быть публичными. И тем не менее, о ступоре оборонной системы СССР это кое-что говорит (под катом - скан побольше размером).


Collapse )
паровоз П-36

Новый глава РЖД

Уффф. Не Дворкович, к счастию. Пронесло.
А то я уже был преисполнен самых мрачных прогнозов.
Если бы двинули этого хорька, пришлось бы уходить в жесткий отказ.

ГОРКИ, 20 августа. /ТАСС/. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев назначил первого замминистра транспорта Олега Белозерова главой РЖД, освободив от занимаемой должности. (+)

Новый глава РЖД довольно молодой, 46 лет.
Не технократ, а управленец-экономист.
Не карьерный "железнодорожник" из системы, а извне:

1998-2000 гг. – ОАО «Ленэнерго», заместитель коммерческого директора, коммерческий директор, начальник департамента по материально-техническому снабжению и транспорту.
2000-2000 гг. - ОАО «Грузовое автотранспортное предприятие №21», заместитель директора.
2000-2001 гг. - Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Северо - Западном федеральном округе, начальник финансово-экономического отдела.
2001 г. - 2002 г. – ОАО «ЛОМО», заместитель директора по управлению корпоративным имуществом.
2002 г. - 2004 г. – ОАО «Российская топливная компания», генеральный директор.
Июль 2004 – ноябрь 2004 - заместитель руководителя Федерального дорожного агентства.
Ноябрь 2004 г – март 2009 г. - руководитель Федерального дорожного агентства.
Март 2009 г. – назначен заместителем Министра транспорта РФ
Август 2011 г. - присвоен классный чин – действительный государственный советник РФ 1 класса.

(+)

Что ж, посмотрим - что это за "сухов" (с)
Камчатка

20 лет спустя. XIII - Сероглазка. Авачинская бухта, пиво и волны

Окончание похода к Сероглазке, начало здесь.
В начале повествования мы спустились с 8-го километра вниз к Авачинской бухте, а теперь пройдём вдоль берега, по направлению к Мишенной сопке.

На берегу Авачинской бухты в районе Сероглазки. Танкерный причал

Collapse )
мудрый котик

Россия и Украина на одной улице

Интереснейший рассказ Грифона (griphon) про уникальное место русско-украинской границы - срощенный посёлок Меловое - Чертково на адлерской ж/д трассе. Рассказывается в том числе и об улице, одна сторона которой - российская, а другая - украинская. Это то самое место, про которое я в 2015-м писал рассказ взглядом с железной дороги (фото 10-19 в посте "Украинский "поясок" южного хода").
Много фото. Всем, кто любит читать про пограничные коллизии - строго рекомендуется к чтению.

Диалог из поста:
[...] Останавливается "девятка" с украинским флажком.
- Добрый день, госпогранслужба Украины. Предъявите документы, пожалуйста.
- Да, вот. Меня только что ваши коллеги проверили. Я вот уже на погранпереход иду.
- А, так, паспорт РФ, въездной штамп есть. Смотрите, ну вы формально у нас находитесь, просьба - идите к погранпереходу вот по этой стороне улицы, её нельзя пересекать. Пока вы не пересекли границу, вы не имеете права там находиться. Не надо вот так, как вы бегаете туда-сюда через дорогу. А то сейчас есть все основания вас привлечь за нелегальное пересечение. И ваши тоже могут придраться.
- Да, надо ж? Я не думал, полагал, что раз колючки или стены нет, то, значит, это всё Украина. А граница по ж.д. проходит. Хотел просто еды купить, думал это украинский магазин.
- Нет, ну видите. Тут же улица, проезжая часть. Её невозможно огородить. Ладно, удачи вам! Магазин около погранперехода есть, там можете еды купить.



Читать целиком
паровоз П-36

Пять лет "смены караула" на РЖД (2015-2020)

Время бежит довольно быстро, и незаметно мы подошли к 5-летней годовщине «смены караула» на Российских железных дорогах - с Владимира Якунина на Олега Белозёрова. Три года назад я уже делал обзор изменений за 2-летний интервал. Сейчас же прошла полная пятилетка, и можно заново окинуть взглядом прошедший период, чтобы понять - что было подмечено верно, а что не прошло проверку временем или оправдалось частично.

Какие же общие тенденции трансформации и развития РЖД можно выделить в это пятилетие?

1. Поскольку главная, ключевая деятельность РЖД, от которой зависит прибыль, стабильность работы и экономическая "температура" страны в целом – это всё-таки грузовые перевозки, то нужно отметить продолжающееся радикальное обновление тяги. Быстрое обновление локомотивного парка идёт форсированно, и сейчас советские трудяги-электровозы поколения ВЛ10/11/80 уже в меньшинстве, их не так-то просто встретить на магистралях. Их заместили на разных полигонах движения новые "Ермаки", "Дончаки", а также "Синары" с "Гранитами". Тепловозный парк обновляется несколько медленнее, но процесс тоже идет - вместо выпавшего из кооперации по независящим от РЖД причинам Ворошиловградского завода на этом направлении работает Брянский. При этом сменяется не только магистральный, но и маневровый тепловозный парк, на ТЭМ18. Старые тепловозы выводятся в резерв.

Новое поколение тяги теперь в подавляющем большинстве на основных магистралях

Collapse )
Что хотелось бы пожелать? Больше внимания к пригородным сообщениям вне столицы - там почти везде нужно сломать искусственные межобластные перегородки. Заострить внимание компетентных органов на абсурдных перехлестах "театра безопасности" - судя по реакции на мой опрос, это наивысший раздражитель для пассажиров вообще, порождающий много неудобств и жалоб. Увеличивать скорости обычных поездов до 160 км/ч на всех магистралях - и это даст больший эффект в масштабах России, нежели дорогостоящие прожекты всяческих ВСМ. Хотелось бы иметь "интернет везде" в пути, и надеюсь, это не фантастика.

Кортес

Вечный Михаил Сергеевич

Посмотрел тут по членам ГКЧП биографические справки - оказывается, за 30 лет все ушли из жизни. Последним умер Олег Бакланов, буквально 3 недели назад, который был министром общего машиностроения ("космическим").
Зато Михаил Сергеевич Горбачёв пережил всех своих тогдашних противников - не только членов ГКЧП, но и Ельцина, и Лукьянова, и Варенникова. Такое ощущение, что он вечен. Настоящий политический мафусаил. Трудно сейчас представить себе, что с нами до сих пор живёт реальный человек, который стоял в качестве полноправного члена Политбюро вместе с Брежневым на Мавзолее. Но это именно так.

Ниже небольшая подборка фото Михал Сергеича:
Collapse )
паровоз П-36

Несостоявшаяся трагедия на границе Удмуртии и Татарстана

Вчера-сегодня меня буквально засыпали ссылками на потенциальное ЧП на границе Удмуртии и Татарстана. Дескать, "вот ты писал всё время, что лобовое столкновение на магистральной линии у нас невозможно, а смотри оно как вышло!". Случай поучительный, на грани - и я конечно же стал смотреть, а что это в реале там случилось? Текста служебной телеграммы РЖД у меня пока нет, но вот свести разные сообщения воедино всё равно можно, вынув оттуда зёрна с фактами. И в общем, этот случай - напротив! - как раз и показывает, почему вероятность банальной "лобовухи" на наших ж/д в десятки раз ниже, чем в Европе, где это происходит 2-3 раза в год, и часто с многочисленными жертвами.


Итак, что случилось в Удмуртии, по известным сейчас вводным? (описываю упрощенно, чтобы понятно было всем)

Collapse )