On this day in journal — November 15th

Советская Армия

Финский авиамузей. Часть 1


Итак, обещанный небольшой рассказ про авиамузей Суоми (Suomen Ilmailumuseo), где мы побывали 11 декабря, кажется – в день праздника, ибо в этот день денег за вход не брали. К сожалению, в один пост всё не влезло и в итоге я поделил его на две части.

Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Уссурийский тигр

Осенний Таврический Сад

А давайте прогуляемся по октябрьскому Таврическому саду? Этим снимкам уже четыре недели, но всё-таки решил не солить их в архиве, а показать некоторые. Тем более что пока что ещё осень и до сих пор не случилось первого снега :)

Таврический сад находится на задах Таврического дворца, который когда-то служил резиденцией Государственной Думы императорской России (1906-1917). Это довольно уютный уголок этой части города, и у него есть одна «фишка», для меня не до конца разгаданная. Дело в том, что на здешнем парковом пруду почему-то находится множество наглых, «морских» по характеру чаек, которые мирно не уживаются с утками, а всё время устраивают им (и между собой, конечно) разные сценки. С чем это связано - может, это место стоит на каком-то маршруте пролёта чаек, я не знаю. Но гулять у Таврического пруда интересно, особенно если погода хорошая.

Collapse )
Серж борода

Авиационно-пассажирская карьера, 1970-2010

Начитался на ночь Лётчика-Лёху про обледенение и что-то пробило меня на статистику: сколько, где и на каких типах самолётов довелось мне полетать. Начал считать, набралось не так уж мало. Правда, в основном советская техника - на зарубежке полетал я мало и в основном в нулевые года, когда советский авиапром по стажу стал уходить в небытиё. Примерно 2/3 полётных километров пришлось на камчатский период жизни: оттуда иначе не выберешься, там только самолёт. Правда, в 1987 году я таки умудрился, уже под закат регулярных рейсов, добраться до Петропавловска "Марией Ульяновой" из Владика, но это всё-таки было исключение.
Аэрофобия начала постепенно развиваться после полёта на Ил-62 из Петропавловска-Камчатского в Москву 30 июня 1991 года, когда мы за полтора часа до Москвы, где-то в районе Вологды - Нарьян-Мара попали в обширное грозовое облако и подверглись обледенению. Самолёт летел нестабильно, резко менял эшелоны, очень сильно трясло, один из двигателей барахлил (звук постоянно менялся) и прямо скажем, тогда было реально страшно, в салоне даже возникло нечто вроде паники - стюардессы успокаивали пассажиров. А до этого случая мне было совершенно пофиг, как и многим летающим. Но и после этого, в 1992-1999, полетать пришлось ещё много. Причем в основном длительные, изматывающие трансконтиненталки (Петропавловск-К. - Москва, Хабаровск - Москва).
После лета 1999 года я уже совсем мало летаю (только 10 раз в промежуток 2001-2009): сейчас в принципе избегаю авиации по возможности, предпочитая поезд, теплоход и автомобиль. В Питере это возможно, к счастью.
* * *
В общем, свожу облётанное мной в одну таблицу. И ставлю её в профиль.
Пусть будет систематизировано, для памяти.

Collapse )
Серж фиолетово-черный

Витебский вокзал. Западное крыло

Самый красивый у нас вокзал - это, несомненно, Витебский. В последние 4-5 лет там делали постепенный ремонт с восстановлением изначальных интерьеров (кроме пола). Вот мы часто любим покритиковать разное на "железке" - и то не так, и сё хреново, но вот в случае с Витебским - это просто эталонная работа, настоящий заповедник аутентичного модерна. От главного дебаркадера с металлическими розочками и клёпками до питательных заведений и билетных касс. Никакие европпы таким похвастаться не могут - напротив, там в 1950-е - 1970-е шёл процесс изничтожения исторических вокзалов и сооружения унылых стеклокоробок (о чем многие жалеют и стараются сохранить то уцелевшее, что не пало в битве с "большими бабосами" - см. недавний пример Штутгартского вокзала). Помните, я рассказывал вам о печальной судьбе имперских вокзалов Вены? Так вот, Витебский - это прямо противоположный случай.
* * *
Не так давно для всеобщего доступа открылась заключительная очередь, а именно - западное крыло вокзала, с большой парадной лестницей и бюстом императора Николая I. Я довольно долго не мог подгадать попасть туда во время мало-мальски приемлемого света: то крыло, поскольку оно ничем не задействованное, подсвечивается слабо. Но вот на большие выходные попал-таки днём. Свет, хотя и слабый был, ноябрьский - но кое-что получилось.

Витебский вокзал, западное крыло. Бюст императора Николая I

Collapse )
Уссурийский тигр

Зенит-чемпион-2

Вчера в комментах по поводу победы "Зенита" vedmed1969 спросил: "массовых беспорядков там не намечается?". Я легкомысленно ответил, что нет, ведь это не 2007-й. Однако ошибся: оформление чемпионства без массовой драки с ОМОНом и без разбитых бошек на асфальте - всё равно что брачная ночь без невесты. Всё же культурная столица, непременно нужны какие-то запоминающиеся вехи. Они и состоялись...
Collapse )
Красная Звезда

"Гремя огнем, сверкая блеском стали, пойдут машины в яростный поход!"

Читая помаленьку подшивку "ТМ" за советские годы, постепенно пришёл к выводу, что самый пик интересности журнала - это период за 1935-41 годы. Крышесносные, немыслимые проекты, лунные базы, кошки на других планетах в скафандрах только до холки, чуднЫе смешные ракеты и прочие торговые автоматы :)
До (в период нэпа) не было такого полёта причудливой мысли. Потом же, когда началась война, журнал заметно поскучнел, построжел (что вполне объяснимо), а после войны стал не так раскован.
Сегодня - чуток картинок из номера за февраль 1938-го, когда отмечалось 20-летие РККА. Та самая эпоха, когда пели "броня крепка, и танки наши быстры!", когда верили в огромные летающие крепости с рифлёными дюралевыми бортами, когда ещё основные испытания были впереди.

Обложка

Collapse )
Уссурийский тигр

Знаток географии

Френды навели на интересное:

Президент России Дмитрий Медведев принял участие в завершении строительства участка Беркакит – Томмот – Нижний Бестях железнодорожной Амуро-Якутской магистрали.
— Это самая северная железная дорога, которая будет частью общей сети нашего огромного Отечества, — заявил Медведев, отметив, что в силу разных причин строительство растянулось на десятилетия, но «последний этап пройден ударными темпами». При этом прокладка дороги велась в сложных северных условиях.

[отседова]

Событие, прямо скажем, для страны очень нерядовое, хотя и не светится на первых полосах газет (там, в основном, предвыборные вбросы, которые сейчас важней).
Однако компетентность нашего "наноинноватора" традиционно поражает. "Самая северная железная дорога", ога. Даже если ему спичрайтеры и подсунули эту хрень, то он хотя бы взял бы и в своём айпаде полминуты посмотрел на карту России с параллелями и меридианами.

К слову, РБК цитирует его слова намного осторожней: "самую северную железную дорогу" в заголовке аккуратно взяли в кавычки, а на президента ссылаются тоже осторожно: "По словам президента, которого цитирует пресс-служба Кремля..."
[отседова]

Мдя. Наноинноваторы такие наноинноваторы. И вот всё у них так.
паровоз П-36

Транссибирский Ким Чен Ир (август 2011)

У juche_songun проскочил любопытный ролик, посвященный визиту Ким Чен Ира в Россию в августе этого года, и его встрече с Медведевым [на корейском]. Любопытный тем, что одним из действующих лиц там выступила Транссибирская магистраль, а также Бурейская ГЭС и город Улан-Удэ. Вождь передвигается поездами - а не прыгает, как современные кузнечики, дюралевыми баклажанами, что лично у меня вызывает симпатию. Ведь управлять страной и вооружёнными силами вполне можно и из специально оснащённого состава, почему бы и нет?
Ниже - разбор 27-минутного фильма, по части Транссиба - то, что смог уверенно опознать.

Collapse )
Серж фиолетово-черный

Янтарно-Висленский вояж: ч.3, непарадный Белосток

В предыдущей части мы прогулялись по, так сказать, "парадной" части Белостока. А теперь давайте пройдём дальше к окраинам и просто погуляем по обыденному городу. Здесь уже почти не будет дворцовых красот - зато посмотрим детали, организацию городского пространства, типажи провинциальных жителей и прочие интересности: костёлы на отшибе и яркие, сочные следы злобно угнетавшей бедную нищасную Польшу Российской Империи.

Начинаю свой рассказ с такого интересного феномена, как совершенно разное значение хорошо знакомых нам слов в другом славянском языке. На этом деле даже иногда можно попасть впросак. Когда-то в Чехии меня забавляло слово pozor, имеющее там значение "внимание, осторожно". Здесь же "салон уроды" имеет значение "салон красоты" :-)


Collapse )
Серж злой

Статуя-2

Охренеть новость. Оказывается, в атриуме библиотеки иностранной литературы на днях в Мск водрузили статую главного либерастического божка - Е. Гайдара. Сегодня в полдень должны открыть официально. Ему уже в РФ есть один бюст - в недрах ВШЭ, под неусыпной круглосуточной охраной (подальше от неразумного аборигенного пипла). Поставили в 2010.
Любопытны в этой связи два вопроса:
1) Кто инициатор, интересно? И почему водрузили именно там?
2) Кто финансировал это непотребство? Организации, частные лица, государство?
Пишите в комменты, если кто в курсе более подробно.

Уссурийский тигр

2КЭ - XI. Иркутск - Слюдянка и спуск к Байкалу, 5803 - 5929 км

Четвёртый световой день на пекинском поезде снова начался с раннего подъёма (в три часа ночи по Москве, восемь утра по иркутскому времени) - на станции Иркутск планировалось очередное рандеву, на этот раз с mikka. Помня, как я вчера проспал Красноярск, решил поставить будильники на планшет и телефон одновременно, а также предупредил проводников, чтоб разбудили.
Но в этот раз они не понадобились - по какой-то неведомой силе я проснулся ровно за 10 минут до того, как всё это электронное великолепие должно было зазвонить. Мы уже проехали Ангарск, моя соседка полностью собралась и стояла в проходе, глядя на пролетающие в сумерках огоньки.
* * *
Этот день я также поделил - путь вдоль Байкала будет отдельно, а Иркутск и знаменитый байкальский спуск - отдельно. Вообще, это один из самых красивых участков пути на всём Транссибе, так что в отчёте будет много видовых карточек (хотя бы и через вагонное стекло, для впечатления).

Пекинский поезд в Иркутске. Раннее утро 2 октября

Collapse )
Ворота в Азию

Сахалин. Бывший город Чехов

Что-то захотелось вернуться к старенькому. Точней, не совсем уж к старенькому, а к зимней поездке на Сахалин.
Я уже показывал тут Южно-Сахалинск и его железнодорожности, но он всё же центр области. Давайте-ка лучше покажу западное побережье острова, которому не повезло в 90-е. Там очень интересно получилось: восточное побережье получило шанс с выдачей лицензий на шельф, Sakhalin Energy и другие сырьевые компании потом довольно много вложили в инфраструктуру востока. Там приятно бывать. А вот Сахалинский Запад, получив колоссальный удар под дых в Девяностые, лёг и не возродился. Закрыли градообразующие предприятия, умерли рыбозаводы на побережье Татарского пролива, заглохло всё остальное, уехало население.

В этой серии - город Чехов. Не подмосковный, а сахалинский. Точней, бывший город Чехов - в 2004-м его лишили этого статуса. Всё серьёзное тут закрылось больше десяти лет назад, и население сократилось втрое. Далее - немного путевых фотозарисовок.

Бывший город Чехов. Памятник А.П. Чехову

Collapse )
паровоз П-36

Ж/д катастрофа TGV под Страсбургом

Серия парижских терактов вечером 13-го ноября своим всемирным резонансом заслонила железнодорожную катастрофу на новой сооружаемой скоростной линии Париж - Страсбург, происшедшую на 12 часов позже. Там уже 10 жертв - на новой линии, предназначенной вскоре к вводу в строй (в апреле 2016-го), тестировался поезд TGV. Кроме того, 12 человек в тяжёлом состоянии, и около 25 легкораненых. Все они были в тестировочной бригаде состава - на борту TGV было в сумме около полусотни человек.

Крушение произошло на берегу канала Марна-Рейн - куда упали, перевернувшись, несколько вагонов. Французские власти отрицают связь с терактами, причиной катастрофы поезда сейчас называется превышение скорости.


Вот что пишет "Монд":
Dans le cas précis de cette nouvelle portion, la rame d'essai devait réaliser 200 allers-retours pour atteindre la vitesse de 352 km/h, « soit 10 % de plus que la vitesse d'exploitation » (320 km/h) entre septembre 2015 et la fin du premier trimestre 2016, indique le gestionnaire de l'infrastructure.

Т.е., по факту, если верить версии полной несвязанности с терактами - ж/д французы наткнулись на те же грабли, что и китайцы к 2011-му, эксплуатируя свои поезда штатно на 350 км/ч. Попытка поднять крейсерскую скорость тестового состава на множественных поездках (а не на одной уникальной испытательной с повышенным контролем) выше 300-320 км/ч в какой-то момент закончилась фатально. Слишком велика нагрузка на элементы инфраструктуры, на 350 км/ч.

Collapse )
паровоз П-36

Советский литерный поезд в логове Третьего рейха

Вернёмся снова на 75 лет назад, к визиту Молотова в Берлин 1940 года.
Спасибо за интересные наводки, благодаря им удалось более точно реконструировать маршрут литерного поезда Москва - Берлин, а также разные любопытные детали.

Итак, всякие подробности того эпического рейса советского Предсовнаркома в логово Третьего Рейха.


Collapse )
Серж фиолетово-черный

Лаздинай. Идеальный советский "спальник"

Есть на окраине Вильнюса микрорайон Лаздинай.
Он сравнительно небольшой, стоит в стороне от туристических троп и является просто жилым спальным районом, без каких-либо знаменитых достопримечательностей. Но это, однако - совсем не простой "спальник". А спальник идеальный - авторы которого получили в 1974 году Ленинскую премию СССР в области архитектуры. Что случилось впервые в истории СССР - премию присудили за район массовой жилой застройки, а не за уникальный авторский объект.

И в самом деле, на нём были опробованы самые передовые градостроительные решения, которые разительно контрастировали с унылой хрущёвской практикой однотипных безликих микрорайонов. Пересечение транзитного проспекта, связывающего район с городом - только в двух уровнях. Движение по внутрирайонным дорогам транзитного транспорта, следовательно, исключено. Эллиптическая улица Архитекту обслуживает только сам район Лаздинай. Культурные, торговые и общественные точки района находятся на одинаковом расстоянии по отношению ко всем четырем микрорайонам (причём строились они в комплексе с жилыми зданиями). По эллипсу на равном расстоянии находятся три универсама - чтобы все жители района могли иметь полноценный магазин в 7-минутной пешей доступности. Везде есть внутренняя связь посредством пешеходных аллей. Детям не надо пересекать проспекты, чтобы пройти в школу, бассейн, на места игр или в поликлинику. Застройка практически идеально вписана в рельеф, а лесные массивы, насколько это возможно, максимально сохранены. Во многих точках застройки создаётся впечатление, что ты на окраине леса. Увлечения этажностью нет, и всё очень гармонично.

И ещё, вишенка на торте. Именно тут снимали культовый советский фильм "Приключения Электроника".
В общем, в один прекрасный октябрьский день 2014 года я решил сюда специально приехать и своими глазами посмотреть, что же это за идеальный спальник построили литовские архитекторы - Витаутас Чеканаускас, Витаутас Бредикис, Витаутас Бальчюнас, Гедиминас Валюшкис. Прошёл весь эллипс улицы Архитекту, поперечные соединения района и некоторые лесные внутрирайонные аллеи.

Давайте и мы с вами посмотрим.

Район Лаздинай, утопающий в лесу. На заднем плане - Вильнюсская телебашня

Collapse )
Кортес

95 лет воссоединения Дальнего Востока с Россией

Сегодня исполнилось 95 лет со дня воссоединения Дальнего Востока с территорией РСФСР - 15 ноября был издан декрет о включении самораспущенной в предыдущий день (14 ноября) Дальневосточной Республики в состав "большой" России.
О самой ДВР - "довольно весёлой республике" - и её двух с половиной годах жизни есть интересная публикация на DVLand от уже известного вам Алексея Волынца.

Collapse )
паровоз П-36

Пассажирские поезда пустили по новому обходу Украины

Пассажирские поезда с сегодняшнего дня пошли по новому обходу Украины, но пока, судя по сообщениям - не все:

[...] По новому участку идут поезда, следующие без остановок из Москвы и Санкт-Петербурга в Кисловодск, Анапу, Новороссийск, Адлер и в обратном направлении.

И ещё, любопытная новость в довесок:

[...] Во всех поездах дальнего следования должны появиться биотуалеты и кондиционеры, причем - во всех вагонах. При этом проезд не должен подорожать. Таково предписание Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Об этом сообщается на сайте ведомства. Ранее Федеральная пассажирская компания предполагала, что тарифы вырастут на 3,9 процента, а ФАС предложила напротив уменьшить тарифы на десять процентов. В итоге был найден компромисс - нулевая индексация.

Таким образом, последние вагоны с открытыми окнами, видимо, исчезнут.
Все будут наглухо заделаны, как герметичные коробки. Увы.
Авиация

"Не знаю, кто это, но водителем у него сам Брежнев!"

Ну вот, "переименователи аэропортов" сумели нагнуть и РЖД. И не просто нагнуть, а конкретно так - что железнодорожники даже поставили стойки для голосования в ключевых вокзалах страны и прикрепили к ним волонтёров.
Теперь понимаете, какой солидный адмресурс стоит за этими идеологическими хряками?
Это уровень явно не вл. Тихона Шевкунова - бери выше!

[...] Пункты для голосования проекта «Великие имена России» открыты на 34 вокзалах ОАО «РЖД». До 30 ноября посетители этих вокзалов могут выбрать имя великого российского деятеля для одного из 47 аэропортов страны, приняв участие в заключительном этапе конкурса. Стойки для голосования установлены на вокзалах большинства городов - участников проекта: в Москве (Белорусский, Киевский и Павелецкий вокзалы), Санкт-Петербурге, Калининграде, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске и других.

Найти пункты голосования на вокзалах можно по брендированным стойкам «Великие имена России». За каждой из них работают волонтеры, которые помогут желающим проголосовать и ответят на их вопросы. Голосование проходит по принципу «один человек – один голос», при этом выбирать имя разрешено для любого из 47 аэропортов. По словам организаторов, весь процесс голосования займет 1-2 минуты. Итоги конкурса будут подведены 5 декабря.


Collapse )
Серж флот

Петербургское "окно в мир". Большой порт СПб на Гутуевском острове

В один прекрасный день этой тёплой питерской осени я сумел закрыть личное и весьма обширное "белое пятно" на карте Петербурга и проник, наконец, на территорию Большого Порта СПб. Попал туда легально и даже с возможностью сьемки (с чем на территории порта традиционно сложно) - за что спасибо проекту "Закулисье профессий" и сообществу spbblog. Мы с четырьмя коллегами побывали в двух грузовых районах порта (Первом и Втором) и даже забрались на высотный стреловой кран с потрясающими видами на акваторию и сам порт, а также пообщались с портовиками разных профессий.

Ниже - иллюстрированный рассказ об этом месте, которое, как и железная дорога, никогда не спит. Порт работает круглосуточно при любых погодных условиях и во все сезоны, не ведая ни выходных, ни праздников. Здесь пересекаются море и железная дорога, космические корабли и атомные станции, металлургия и шахты, элеваторы и рудники.


Collapse )
Серж борода

30 лет полёту "Бурана"

Напомнили, кстати - сегодня стукнуло ровно 30 лет со дня единственного полёта "Бурана".


По этому поводу отсылаю к большому фотопосту "На руинах исчезнувшей высокоразвитой цивилизации".

Collapse )
Кортес

Карабахская война. Разблокировка транспортных коридоров и их перспективы

Пока народ активно упражняется в оценке военно-политических итогов карабахской войны, давайте посмотрим транспортную составляющую последствий этого большого конфликта. Изменения весьма обширны, и я бы даже сказал - возможно, они самые большие не то что с 2014 года, а с 1994 года и потенциально могут сильно перекроить грузовые и пассажирские потоки в том регионе. Ибо разом разблокируется сразу несколько стратегических направлений, которые бездействовали почти 30 лет, плюс планы мощных игроков этого региона на новые коридоры.

Начнем с самых элементарных констатаций.

Collapse )