On this day in journal — December 6th

Уссурийский тигр

Что за аномалия?

Вообще, я даже несколько озадачен.
С утра лил дождь, и стало ну вообще настолько тепло (+11), что никак не верится - сейчас зима и декабрь. Около недели уже снова начала на газонах расти зеленая трава, обманутая небывалым потеплением.
Это что, аномалия такая, у климата крыша так едет?
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Красная Звезда

Челябинск. Большая Индустрия

Ну что, побродили по пешеходным улочкам? Потрогали скульптуры, полюбовались на красивую архитектуру? Расслабились, да? Значит, пришла пора немного вынести моск :)
Потому что Челябинск – это не только и не столько красота, колонны, цветочки-фонтанчики, ути-пусики. Челябинск – это прежде всего индустрия. Большая и Серьёзная Индустрия, которая и сделала Советский Союз сверхдержавой.
А каким образом, вы думаете, в итоге получилось забить в глотку дядюшке Адольфу и его рейху стальной кол с вольфрамовым сердечником? Только ли героизмом бойцов Красной Армии?
Нет, друзиа. Не только. Ещё и этой самой Индустрией.
Если б её не было – вряд ли бы что получилось.
* * *
Давайте-ка переместимся километров на пятнадцать - двадцать северо-восточнее центра и посмотрим на это моими глазами, через обьектив несравненного трудоголика Никоши.

Да, вот ещё что.
Слабонервным под кат не заходить! Тяжёлое industry!

Collapse )
мудрый котик

Особенности национального самосознания

Только-только экзальтированную жежешечку перестал бить родимчик от выборного марафона, как уже незаметно подступает Новый год. И обычных неполитизированных сограждан, которые могут себе позволить выехать к финикам на новогодние каникулы, одолевают иные заботы: Collapse )
Серж строгий

К кончине Патриарха

В последнюю неделю у меня нет возможности смотреть френд-ленту и отвечать на комменты в течение дня, поэтому приходится просматривать её «чохом» уже поздно вечером.
Вчера пришла печальная новость - скончался Патриарх Алексий II. И я, просматривая вечером ленту за день, был неприятно удивлён. Нет, не дежурным вытьём по этому поводу всяческих бесноватых либералов – эти шакалы меня ничем не удивят, они такие есть и такими подохнут. А поведением некоторых моих френдов; и это при том, что я очень взыскателен и строг в их подборе.

Патриарха Алексия II я уважал.
Не только потому, что он глава Церкви, к которой я себя причисляю. Но и потому, что он во время Смутного Времени делал для сохранения единого пространства восточно-славянской цивилизации – от Одессы и до Владивостока – гораздо больше, чем все записные «грамотные» крикуны, его критикующие. Во многом удалось сохранить единую Церковь в России, на Украине и Белоруссии, духовное единство тех, кто живет на этом пространстве – и это при том, что всяческие рябые-диоксиновые твари из кожи вон лезут, чтобы это пространство разрушить. Потому что он Патриарх не России, а всея Руси.

Да, он в своё время ручкался с Ельциными-Черномырдиными – Церковь во все времена была близка к власти, и это есть данность. Не нам её отменять, и не нужно делать из Церкви врага Государства, это всегда кончается плохо. Зато он не стал отпевать ЕБНа-разрушителя, когда тот лежал в соборе Христа Спасителя. И чем бы это потом не мотивировалось, в моих глазах это – Поступок. Символический и важный поступок.

Те «умники», кто сейчас презрительно, отфыркнув губу, рассуждает о зао «рпц» и прочем подобном, оборотитесь сперва на себя. И подумайте, а что вы лично сделали для единства, духовного здоровья и сохранения нации, прежде чем нападать на Патриарха.
И я напомню вам и вот что: православная Церковь, как институт – это один из главных истоков русской государственности; осознания русской нации самой себя, как единого целого; а также важный фактор её выживания в тяжёлые времена. Такова наша история, даже если вам это и не нравится.

Я бы предложил вам помолчать, хотя бы эти несколько дней.
Помолчите! и вам воздастся.
Чем, спросите вы?
Отвечу: уважением тех, кто сейчас скорбит.
Во всяком случае, мы будем знать, что в этом случае вы не мелкие, злобные и мстительные твари, а напротив, умеете видеть немного дальше собственного носа.

Царствие небесное Святейшему Патриарху.
Советская Армия

Прага, август 1968 (из архива "Лайф")

После того как я снял с архива «Лайфа» военные и предвоенные «сливки», стал смотреть более близкие по времени интересные события. В частности, меня интересовало, сумели ли лайфовцы заполучить или снять советских солдат в Праге в августе 1968-го. Не политиков, не генералов, не «острые» постановочные снимки, которые обходили обложки тогдашних журналов – а просто обычных солдат. Немного нашлось.

Прага, август 1968.

Collapse )
Разговоры с ревизионистами

Der totalitäre Ring, ч. 14. Прага: музей Коммунизма

В Праге я не первый раз, и писал о ней не так уж и мало - и вечерний город обозревал, и Пражский Град, и про Карлов Мост с танцующим домом. И даже про легендарный швейковский трактир "У Чаши" рассказывал. Кому интересно - читайте, повторяться не буду.
А сейчас расскажу вам про т.н. Музей Коммунизма, что на Пршикопе. Весьма интересное и атмосферное заведение, из разряда фрик-музеев, образовавшееся как результат "бархатной революции". Поэтому будем считать, что этот пост принадлежит сразу двум циклам - и Тоталитарному кольцу (как его 14-я серия), и фрик-музейной серии, что началась со Спецобъекта "Котельная" в особняке Кшесинской и продолжилась киевским Колом близ Лавры. К сожалению, я не успел вам в той серии показать литовский музей геноцида, как обещал. Ну, попозже соберусь, непременно. Только время выкроить надо. Пока - давайте заценим пражский, вдохнём и выдохнем. Так сказать, Фрик-Злата-Прага :)

Чешский музей довольно сильно по своей концепции отличается от прибалтийских. Если те - "мясные", особенно литовский, и построены на демонизации советской эпохи путём устрашения психики неискушённого молодого обывателя, то пражский делает ставку на другое - на принижение и десакрализацию символов той эпохи. Это первое большое отличие.
Второе же отличие заключается в том, что этот музей предназначен не для внутреннего потребления, а на экспорт. То есть, если в прибалтийские заведения обязательно водят школьников, чтоб проникались с детства, делают массовые экскурсии и для своих, то чешский - практически полностью ориентирован на потребление коммунистической экзотики иностранцами и выкачивание денег путем продажи всякой совьет-сувенирки по неслабым ценам. В сущности, он только на 15-20% рисует "ужасы" по обязательной постсоветской программе (тачка, танк, гулаг, лампа злого следователя), а на оставшиеся 80% представляет собою собрание предметов эпохи ЧССР, сгруппированное по темам. Проще говоря, прибалты сделали себе идеологические "ленинские комнаты", только навыворот (фактически строго следуя советской традиции), а чехи - гибрид блошиного рынка и открыточной барахолки с несильной идеологичесской примесью. И это объяснимо: всё-таки они наследники Гашека и Чапека, а не латышских стрелков и эстонских инструкторов горкома КПЭ типа Ансипа :)
Давайте погуляем и посмотрим.
Пост большой, предназначен для неспешного просмотра.

Collapse )
Кортес

Поход по Феодосиевым стенам

Совершили сегодня глобальный поход вдоль Феодосиевых стен: омыв в 10 утра сапоги в Мраморном море, на исходе заката - примерно в 16.20 - подошли к Золотому Рогу. Поход был осуществлен с целью понять масштаб имперского Константинополя эпохи расцвета - на протяжении около 300 лет (с 350 по 650 гг.) это был крупнейший город планеты с населением около 550-600 тыс. Но и после этого он на протяжении примерно 400 лет был вторым городом мира - после Сиани, достигнув пика в 800 тыс.чел. в районе 1000 - 1030 гг. Напомню, что (например) Париж в те же времена имел население ок. 30 тыс.чел., т.е. примерно в 25 раз меньше. После своего пика Город смог превысить уровень населения 1000 г. только через 870 лет.

Collapse )
Уссурийский тигр

Подводные турки

Подлодка S-338 стала 12-й в моей путешественнической карьере и первой - американской постройки (1944). Было любопытно сравнить с немецкой, советской, итальянской, французской школами судостроения.
Серж фиолетово-черный

Янтарно-Висленский вояж: ч.11, Гданьский мост и невеста

В этой серии - ещё немножко непарадной Варшавы.
Понравится, наверное, далеко не всем, но любителям индастриала и трамваев - скорей всего, да :-)
Теперь мы из заброшенной станции в центре польской столицы перенесёмся на сдвоенный мост, половинка которого была построена в 1875 году и служила продолжением русской широкой колеи 1524 мм за Вислу, в собственно город из предместья Прага. Этот мост сейчас называется Гданьским.
Ниже моста по течению Вислы с варшавской стороны расположена величественная Александровская цитадель, построенная после восстания 1830-31 гг. - как форпост русской военной силы в Царстве Польском, по повелению императора Николая Павловича.
Вот от красных крепостных стен цитадели-то мы и пройдём к мосту.

Гданьский мост, невеста и два трамвая вдалеке

Collapse )
Серж злой

"Эффективные" боровы


[...] Приватизация станет ключевой темой повестки дня для нынешнего российского правительства, и оно будет развивать все секторы экономики, а не только нефть и газ, заверил первый вице-премьер России Игорь Шувалов на встрече с группой двух десятков международных инвесторов.

"В следующем году мы, может быть, придем к тому, чтобы продавать акции лучшей в мире судоходной компании "Совкомфлот" здесь на бирже в Нью-Йорке", — сказал Шувалов на этой встрече, которая проходила в рамках "Дня России 2012" на Уолл-Стрит. По его словам, железные дороги, аэропорты, речные порты, здравоохранение, образование — это те "сектора, которые могут оказатья очень прибыльными для инвесторов".

(РИА-Новости)

/задумчиво/ интересно, когда же эти эффективные боровы-приватизаторы наконец, насосутся и нажрутся? Или никогда? до тех пор, пока их самих оттуда не вынесут?
Уже и здравоохранение с образованием, не только железные дороги, не только базовая инфраструктура, для них - это только "прибыльные для инвесторов сектора". Как же эти уроды достали...

[оператор наведения - sokol_ff]
Серж строгий

Лондонский "Большой Смог": 60 лет

Интереснейший фотопост от visualhistory - 60 лет Лондонскому Апокалипсису:
...Исполняется 60 лет одной из самых страшных экологических катастроф в истории Англии.
Великий смог (англ. Great Smog) окутал Лондон 5 декабря 1952 г. и рассеялся только к 9 декабря того же года. Случившееся стало настоящей катастрофой, в результате которой погибло 12000 человек и пострадало более 100.000, что послужило, как считается, отправной точкой современного природоохранного (экологического) движения.


Вот так живешь и не знаешь про знаковые вехи из жизни т.н. цивилизованных стран - настолько нам засрали мозги, относительно истории Пятидесятых, всяким там сталинизмом, оттепелью, холодной войной, стилягами и венгрией с суэцем. А тут, вона как. Рекомендую ознакомиться с подборкой - интересно и поучительно. Про Токио-1970 я читал, с его автоматами воздуха на перекрёстках, а вот про Лондон-1952 нет.


Смотреть
МПС СССР

Правила поведения во время подачи чая

Часто приходится ездить в поездах, и всегда снимаю мелкие детали, в том числе разнообразные правила и расписания.
Любимый мой пункт в правилах проезда пассажиров в поездах дальнего следования - №1.8.
Больше нигде и ни у кого не встречал специальный пункт в правилах, посвящённый именно и конкретно чаю. Это касается только наших поездов, на нашем геополитическом пространстве. Вот интересно, а у авиаторов есть ли аналогичный пункт, чтобы паксы не мешали стюардессам разливать соки во время планового поения салона напитками? :-)
Уссурийский тигр

Два Highscreen-а: трёхнедельный тест

В середине ноября, как вы помните, я получил посылочку от партнёров блога Periskop с двумя пятидюймовыми смартфонами и регистратором. Те самые пресловутые Highscreen'ы - один Alpha R, второй Boost 2.

Поскольку я пообещал их протестировать, что называется, лично и без информационных посредников, и затем изложить свои впечатления и ощущения, то выполняю своё обещание. Прошло больше трёх недель, и уже можно сделать выводы. Профессиональным тестером я не являюсь, так что не ждите каких-то глубоких откровений. "Крутил" я их преимущественно в роли "мобильных заменителей планшета плюс звонилка" - с точки зрения моих обыденных нужд, а также путешественнических запросов. Телефон, интернет, переводчик, распознавалка знаков, поиск, навигация, электропочта, оперативные уточнения в Сети, радио с музыкой и тому подобное. Кроме того, один из двух девайсов (Alpha R) брал с собой в краткосрочную командировку в столицу. Зато второй (Boost 2) использовал как совсем повседневный, в течение двух недель, зарядив обе его батареи только по разу.
О моих интегральных ощущениях от их использования - ниже.

Выявились и кое-какие недостатки, или нюансы, о которых надо знать и их учитывать. Добавлю только на всякий случай, что я все их многочисленные функции не пробовал. Кроме того, фото и видео - результаты незаметных съемок в моём излюбленном духе "городской сюжет" - сюда не включены, это потом покажу отдельно, если интересно.
Однако, если хотите спросить о каких-то конкретных нюансах - попробую ответить, спрашивайте в комментах.

Слева Alpha R, справа Boost 2

Collapse )
Уссурийский тигр

2КЭ - XIX. Дым, уголь и индустрия. Маньчжурия от Дацина до Шэньяна. 7991 - 8739 км

Через полчаса после Цицикара романтическая Маньчжурия с сопками заканчивается и начинается другая - индустриальная, дымная, небоскрёбно-заводская. Водораздел между одной и второй проходит по Дацину - крупнейшему нефтяному полю Китая, где также сосредоточена химия и нефтепереработка. За Дацином недалеко Харбин - единственный настоящий мегаполис географического Дальнего Востока с населением около пяти миллионов, заложенный в 1898 году инженером путей сообщения Николаем Сергеевичем Свиягиным. Да, Николай Сергеевич явно не мог предположить, вот что через 115 лет превратится небольшой форпост империи на пересечении Сунгари и будущей КВЖД.

Там наша дорога сворачивает на Южно-Маньчжурскую магистраль, тоже когда-то построенную русскими, и мы мчимся на юго-запад. Чанчунь, Шэньян и их спутники-полумиллионники - хребёт китайской тяжёлой индустрии. Это тот Китай, который не знают люди с Юга и который совсем непохож на экспортно-ориентированные и космополитичные шанхаи и шэньчжени. Именно в той южно-маньчжурской индустриальной хребтине протяжённостью 900 км (от Даляня до Харбина) в немалой степени куётся мощь быстро развивающегося азиатского гиганта. Спасибо и японцам, которые во времена Маньчжоу-Го развили эту зону как индустриальную полосу. Затем Мао после победы в гражданской войне успешно продолжил эту тенденцию и там было основано множество ключевых заводов, которые и сейчас работают преимущественно на внутренний рынок Поднебесной и оборонку.

Южней Харбина начинается смоговая угольная дымка и уже не заканчивается до самого Тяньцзиня-Пекина.
Едешь-едешь - вроде солнце, но какое-то такое... неяркое, на которое можно запросто смотреть. Поля в дымке. Но это не та дымка, которая туманная дымка. Это та дымка, при которой уместно петь песенку Жанны Агузаровой "Индустрия". В этой части, посвящённой шестому световому дню пути пекинского поезда - путь от Дацина и до Шэньяна, от нефти до дымной темноты.

Дацин. Местная нефть вся уходит на кормление прожорливой китайской индустрии

Collapse )
Уссурийский тигр

2КЭ - Л. Подход к Харбину, наводнение и пересечение Сунгари

Видеоприложение к части XIX - "Дымная Маньчжурия от Дацина до Шэньяна".
Ролике на 2 с половиной минуты: сперва подъезд к Харбину по КВЖД и тотальный потоп у ж/д слободки (с 0:06), затем сама слободка (с 0:52), где я ходил полгода назад и написал пост "Поход по китайской промзоне". Вот так вышло: весной гулял, а осенью с высоты линии смотрел на те же места.
Потом - русская крепость у моста (1901 года, 1:38), новый мост ВСМ рядом, и наконец, проезд по Сунгарийскому мосту ещё царской эры и пересечение вздувшейся Сунгари с харбинским скайлайном на горизонте (с 1:51).



Канал periskopspb на YouTube
2-я Китайская экспедиция: от Балтики до Южно-Китайского моря: содержание
Серж фиолетово-черный

Сага о Котельнической высотке. Ч.3 - смотрим квартиру изнутри

Пора и завершать Сагу о самой красивой сталинской высотке Москвы. Уже много тут о ней рассказал и показал, но мне не жалко потраченного времени - она же у меня самая любимая. Издалека, конечно - как архитектурный объект.

Ну что же... Мы с вами побродили по двору, затем зашли с главного входа и мило пообщались с консьержами, после чего нас подняли на лифте на 6-й этаж и передали из рук в руки - чтобы мы, не дай Бог, никуда не уклонились в сторону и уж тем более не сбежали от зорких глаз сопровождающих. И теперь давайте посмотрим квартиру обитателя высотки, выходящую аккурат на самую парадную сторону - окнами к Кремлю и собору Василия Блаженного. Как она выглядит? Насколько комфортно там жить обитателю? Каков вообще дух этого места; что чувствуешь, глядя в окна или любуясь лепными потолками?

Рассказ о квартире, которая принадлежала легендарной советской балерине Галине Улановой - читайте дальше.


Collapse )
Ворота в Азию

Стокгольм. Дачная жизнь шведских тружеников

В конце ноября, будучи с кратким визитом в Стокгольме, неожиданно открыл для себя новую его грань: дачные посёлочки в черте города. Да: прямо внутри городской черты располагаются дачные кооперативы с милыми огородиками и уютными деревянными курятничками. После этого мне стали понятны возмущения шведских ватников, когда они мне в летнем посте про дачи в немецкой Померании писали, что в Швеции есть то же самое и это вовсе не признак социализма советской модели, а нормальный общеевропейский тренд.

Поскольку это реально интересная грань города, давайте прогуляемся от станции узкоколейки "Университет" через кампусы Стокгольмского университета до студгородка Королевского Технологического института. На этом пути лежат аж два дачных посёлочка, вот их и посмотрим.

Нет-нет, это вовсе не евросортир! А уютная шведская летняя дачка

Collapse )
МПС СССР

Биографии наркомов путей сообщения 1938-1946

Вопрос к тем, кто близок к изучению советской истории: а биографий Кагановича (который Л.М.) у нас подробных не выходило? Ну не знаю - в серии ЖЗЛ там, или ещё в какой. Или просто биографические исследования. Меня интересует, в основном, та часть его биографии, которая связана с Наркоматом путей сообщения (НКПС) и руководством им. Особенно военное время, но и предвоенное не менее.

Вот на Микояна меня навели, интересная книга.
Там и роль его в снабжении фронта, и функции как члена ГКО, и эпопея эвакуации, и послевоенные перипетии.


Может ли кто что подобное порекомендовать?
Только не завывания млечиносванидз, а реальное исследование, где много фактологии.
Будет очень признателен за наводки.

PS. Также интересны биографии И.В. Ковалёва (преемника Кагановича на НКПС с 1944), если таковые есть. С его ответами проф. Куманёву я знаком, их приводить не надо.
паровоз П-36

День 17. Поезд №6 и конечная точка Транссиба

В Хабаровске я посмотрел Амурский мост и подводный 7-километровый тоннель, погулял по музею Амурского моста. Пора двигаться дальше. Следующий пункт назначения - город Владивосток, порт на берегу Японского моря и конечная точка сами знаете чего :)

Для передвижения был избран поезд №6 "Океан" Хабаровск - Владивосток, уходящий из столицы Дальнего Востока вечером и приходящий в пункт назначения в 8 утра. Удобно - приехал, и весь день впереди, плюс чистая экономия на гостинице. Только с точки зрения обзорности неудобно - промежуточные пункты проходим ночью. Но, приходилось чем-то жертвовать, поскольку во Владивостоке была намечена обширная программа, которую надо было ещё реализовать.

Утро 4 октября. Перрон Владивостокского вокзала и мой поезд "Океан" слева

Collapse )
Уссурийский тигр

150 километров чистоты или Отдыхай с пользой

В Калининградской области набирает обороты экологическая акция «150 километров чистоты или Отдыхай с пользой»*
19 ноября 2016 года прошёл очередной ее этап. В этот раз вместе с активистами региональной культурно-патриотической организации «Русское братство» побережье убирали студенты Калининградского государственного технического университета. Место выбрали живописное и популярное, как у местных отдыхающих, так и приезжих туристов. О прекрасной Филинской бухте, находящейся у самой западной точки России известно в Калининградской области и за ее пределами. Место действительно красивое, возле поселка Приморье Светлогорского района, рядом расположен детский лагерь «Балтийский Артек».


Collapse )
Ворота в Азию

Проход по ферме исторического Амурского моста

Видеоприложение к части "День 16. Музей Амурского моста в Хабаровске": проход по ферме царского Амурского моста своими ножками. Гораздо нагляднее, чем любой снимок. В отличие от всех других видео транссибирского цикла, поставил сюда музыку (ролик почти на 4 минуты) - она тут уместна, ибо и сам мост воспринимается как металлическая симфония. Единственно, Амур в этот день был мрачноват - но тут уж я был не властен :)



Канал periskopspb на YouTube
Содержание цикла

паровоз П-36

Глубина продаж ж/д билетов теперь - 90 суток

Любителям покупать билеты заранее, как на самолётики: глубина продаж в РЖД повышена ещё на месяц.
Теперь - 90 суток (три месяца):

[...] С 10 декабря 2017 года будет открыта продажа билетов на все поезда дальнего следования и прицепные вагоны, курсирующие во внутригосударственном сообщении, за 90 суток до даты их отправления. Например, 11 декабря 2017 года пассажир сможет купить билет на поезд, отправляющийся 11 марта 2018 года.

Кортес

Соседям-финнам сотенка стукнула

За олимпийской истерией совершенно незамеченным в рунете прошло такое событие, как 100-летие независимости соседней Финляндии. Я немного исправлю ситуацию и к этому юбилею ставлю сюда немного национальной классики.
Первые девять картин - от финского художника Аксели Валдемара Галлен-Каллелы. Он, как и Маннергейм, шведского происхождения, но во время т.н. "национального пробуждения" изменил фамилию на финскую, а затем и удвоил её обеими вариантами. Я про него в своё время узнал случайно, увидев альбом во время похода в российское посольство в Хельсинки в 2014-м.

Больше всего мне у него нравится "Симпозиум" (1894). Как мне представляется, картина полностью соответствует финской идентичности - автор знал в ней толк. Хорошо помню и своё удивление 12-летней давности, когда в июне приехал в Суоменлинну и наблюдал, насколько мало финны закусывают под алкоголь на летней природе, в противовес русской традиции :)


Collapse )
паровоз П-36

Новый вокзал Могочи

Вниманию любителей Транссиба: в Могоче сегодня открыли новый вокзал очень "туркостроевского" стиля. Видимо, теперь он самый модный на сети. Старый вокзал брутально-угловатого брежневского кроя ушёл в историю (который "почта. туалет. телеграф"), равно как и памятник ВОВ справа от него с плачущим красноармейцем. Всё снесено, и теперь всё новое.

Можно посмотреть и новый (снимки уже появились в интернетиках) и старый (есть у меня).


Collapse )
Кортес

Крымская война с нестандартного ракурса

Очень интересный ролик про Крымскую войну от george_rooke, с массой неочевидных (и не соответствующих шаблонным фразам из учебников), но верных сопоставлений и сравнений. Например, про "фатальное" (якобы) отставание России от всех европейских держав по выплавке металла при позднем Николае I. Или про "решающую" роль прогрессивных штуцеров против гладкоствольных отсталых российских ружей.

Точно подмечено, что к 1850 промышленной сверхдержавой с огромным отрывом от остальных была только Британия, а Франция, САСШ, Пруссия и прочие Австрии были плюс-минус примерно на уровне николаевской России. И про пароходы и их роль тоже верные выводы - что, как ни крути, а к 1853 у всех держав основой флотов были ещё парусники.

Короче, категорически рекомендуется к просмотру или слушанью.