On this day in journal — December 5th

Уссурийский тигр

Смольный собор, в выходные

Смольный собор несколько лет стоял в лесах и вот недавно с него их постепенно сняли, так что он предстал перед нами свеженьким бело-синим красавцем. Да мне он всегда нравился, такой изящный, легкий и воздушный, хотя и немаленький (94 метра).
Скоро и внутри откроют :)


Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Серж фиолетово-черный

Питер, которого уже нет: Дом на Крюковом канале

Я давно хотел показать вам этот дом, друзиа.
Дом не простой.
Пять с половиной лет назад, когда я на него наткнулся, он просто порвал мне моск – я никак не мог поверить, что через канал напротив шикарного оперного театра, жемчужины мирового искусства, находится такой психоделический дом, в которой нет ни одной симметрии и вообще, непонятно как, расположены квартиры. Но это Питер, а в Питере – возможно всё, и даже то, что невозможно. В арку заходить было немного жутковато (вернее, там было две арки, и тоже неравного размера), да и народ там жил специфический.
Его сейчас уже нет, полтора года назад снесли – для строительства второй сцены Мариинки, «золотой обёртки». Однако мы можем вернуться ненадолго в прошлое и посмотреть его. Зря, что ль, я там прошёлся с цифровиком?

Ну, пройдёмте, граждане присяжные заседатели.

Collapse )
Серж фиолетово-черный

Южно-Уральский университет

Челябинск вытянут с севера на юг, а примерно в середине «поясом» его пересекает главная улица города – проспект Ленина, который идёт с запада на восток. С восточного конца находится район ЧТЗ (Челябинского Тракторного), а на западе проспект заканчивается на комплексе зданий Университета - ЮУрГУ. Как раз главный корпус тамошнего универа мне и понравился более всех остальных строений в городе.

Здание необычное - это одновременно и «сталианс» и нет. Сталинский ампир в стиле – несомненен, ибо это и был изначальный проект здания, начала 50-х. Однако ему в те годы не повезло – пока он строился, приняли то самое хрущевское постановление «Об излишествах в архитектуре» и он простоял полвека в 9-этажном варианте, без башенки, шпиля и украшений, предназначенных ему проектом, который безжалостно обрезали.
В 2004-2005-м наступил ренессанс: здание решили достроить, благо проект был, и достроили – с единственным изменением – на шпиле вместо традиционной звезды-в-лавровом-венке занял место российский двуглавый орёл..

Collapse )
паровоз П-36

Der totalitäre Ring, ч. 13. Прага: главный вокзал

Начинаю немножко препарировать Прагу, коль скоро мы до неё в этом цикле добрались. Первый очерк - о главном вокзале (Praha hlavní nádraží). В Праге есть ещё один тупиковый вокзал, неподалёку - Масариков, но я покажу именно главный.
Этот вокзал - уже второй на этом месте, строился он в 1901-1909 и является ностальгическим отражением безвозвратно утерянной в ужасах Первой Мировой belle Époque. Если подойти немного уже - это прекрасный образец вокзальной архитектуры Австро-Венгерской империи. Покойная Австро-Венгрия успела создать много стильных вокзалов - мы и сегодня можем увидеть, например Львов или Черновицы, даже безо всяких виз. Пражский вокзал - тоже в этом ряду. Я вообще оцениваю "вокзальную архитектуру" Двуединой монархии гораздо выше, чем, например, соседнего с ней кайзеровского Второго Рейха, где вокзалы были заметно мрачней и тяжеловесней.

Вид под дебаркадером и старинное чешское ж/д произведение

А теперь давайте немного прогуляемся по Praha hlavní nádraží.

Collapse )
Ворота в Азию

Турецкие красные

Да, с этими выборами забыл сразу в предыдущем посте описать еще один любопытный случай. Выхожу я, значицца, сегодня из генконсульства, отдав гражданский долг, и иду по улице Истикляль дальше на север. На улице воскресный аншлаг, толпы дохера, "ностальгический трамвай" еле через нее пробирается. Иду дальше и около колледжа Галтасарай вижу: а толпа-то совсем уплотнилась! Что такое?
Смотрю - флаги. Да какие!!! Серп и молот, красные. Только молот такой же, а вместо серпа - шестеренка с большим зубчиком внизу. Мужыки суровые стоят, что-то по-бусурмански громко гутарят. Рядом чувак в кожанке, дает интервью сразу трем телекомпаниям. Я протиснулся, камерой через головы снял тоже - зря, чтоле, у меня камера с поворотным экраном? Потом сел в этот трамвай и уехал дальше. А народ там все бушевал.
Так что, храждане, красные счас во всех бусурманщинах головы подняли. Вона, у меня френд недавно из омерики постил фотки - не дают там проходу совсем, мирным уолл-стритовским клеркам. Так и тут тоже - все непросто. А ведь году этак в 1980-м турецкая хунта могла за серп и молот засадить лет на 20. Времена однозначно меняются :-)

ПыСы. Кто-нить может мне обьяснить, почему у турков не принято мороженое на улице продавать?

Posted via LjBeetle
Серж строгий

Ушёл Василий Иванович Белов


Ушёл из жизни Василий Иванович Белов.
Настоящий патриот своей Родины и выдающийся русский писатель.
Не падок был на ордена, на тусовки, остался верен своей малой родине.
Не собирал постсоветские побрякушки.

Мне очень нравились его "Плотницкие рассказы", к которым я приобщился, будучи студентом.
Но более всего я ему благодарен за его публицистику на сломе эпох (1990-1996), когда в головах даже до того нормальных людей жила лютейшая шиза. Она помогла мне тогда сориентироваться в окружающем мире и не впасть в грех жажды разрушения всего и вся. В отличие от всяческих окуджав, мигом перевернувшихся на сто восемьдесят градусов и массированно плевавших в то время в ушедшую страну, Василий Иванович сохранил трезвость суждений и крепость духа.
За что ему большое от меня спасибо.

Земля тебе пухом, Василий Иванович.

Collapse )
Уссурийский тигр

Маршал Жуков после Сталина. Комиксовый трэш-1991

В сообществе history_foto завершилась публикация серии "Жизнь маршала Жукова в комиксах".
Как и следовало ожидать, последняя, четвёртая порция жуковских картинок ("после Сталина") ознаменовалась невероятным соком перестроечного мозга.
Это, хотя бы приблизительно, позволит вам представить, какой лютый ананас произрастал в мозгах тогдашнего общества. Метод был простой: максимальное (насколько возможно) упрощение, подача в виде коротких эмоциональных сюжетов, сведение всех событий и процессов советской эры в чёрную беспросветную реку.
А то те, кому менее 25-27-ми лет, про это вообще не подозревают. И ведь вот в этот помоечный трэш верили многие, после периода длительного умолчания. Имела место массовая историческая шизофрения, рьяно нагнетаемая тогдашними СМИ, которая стала понемногу рассеиваться только ближе к 1998-99 году. И то - понемногу, а настоящий противоток этой мутной амазонке (причём "снизу", а не "сверху") пошёл только после 60-летия Победы в 2005-м.



Вдарить по трэшу:
Часть первая, часть вторая, часть третья, часть четвёртая
Уссурийский тигр

Лошадиная сила доярки Зои

Сегодня, на удивление кучно, прут разнообразные маразмы.
Вот братец в аптеке только что заснял:

Обратите внимание, кстати, на новаторский графический образ гламурной доярки. Адаптирован для положительного восприятия хипстерами. Говорят (не проверял) эту серию рекламирует на "Дожде" г-жа Собчак.
Красная Звезда

Сталинградская битва-4: 5 декабря 1942

Продолжаем следить за сталинградской хроникой.
В сегодняшней "Звёздочке" 70-летней давности публикуется портрет Сталина, в связи с днём Сталинской конституции. Надо сказать, что в годы войны сталинские портреты в центральных газетах публиковались редко - по моим подсчётам, не более 16-17 раз за всю войну. Гораздо реже, чем к примеру, официальная хроника времён Брежнева, или дежурные портреты "тандема" в современных официозных газетах.
* * *
Под катом вы найдёте первую полосу газеты полностью, там же и свежая сводка Информбюро, крупней, и ещё некоторые интересные детали - стихи, английское наступление и демонстрации во Франции.
Наступление продолжается, и советские войска постепенно расширяют внешний фронт окружения, отдаляя немецкие войска от котла. "Зимняя гроза" Манштейна ещё впереди, как впереди и разгром итальянцев с венграми. Конечно же, советское командование ждёт какие-то контрмеры со стороны немцев, опасается их и старается упредить: сейчас инициатива на стороне Красной Армии.


Collapse )
Серж флот

Севморпуть: проводка первого в истории маршрута газовоза

Очень любопытная новость, прямо связанная с небывалым таянием льдов в бассейне Северного Ледовитого: впервые в истории, причём в оба конца (сперва порожним на запад - в октябре, потом гружёным на восток - в ноябре) по Северному Морскому пути прошёл гигантский газовоз Ob River.

Реально огромная посудина, 84 тыс. тонн дедвейтом, 44 метра шириной и 288 метров длиной. Осадка 11,2 м.
Загрузился в норвежском Хаммерфесте, где я бывал и даже ночевал с видом на газовый терминал-остров (вот тут рассказывал про него - между прочим, самый северный город на планете), а с проводкой двумя атомными ледоколами ("50 лет Победы" и "Вайгач") прошёл всю трассу обратно, пересёк мыс Дежнёва, войдя в Тихий океан и 5 декабря прибыл в Японию (порт Тобата).
Всего по времени обратный путь, Хаммерфест - мыс Дежнева - Тобата, составил 29 дней (7 ноября - 5 декабря). Туда, порожним - 9 дней (8-16 октября).

Газовоз арендован и управляется группой компаний Gazprom Marketing & Trading (подразделение ОАО «Газпром»), пишет Арктик-Инфо. Судовладелец «Река Обь» - греческая компания «Lance Shipping S.A.», флаг - Маршалловы Острова.
Уссурийский тигр

Новый терминал Пулково

Вчера в Питере случилось знаковое событие - открытие нового терминала Пулково, который должен заменить ныне имеющиеся П-1 и П-2. Я уже вам рассказывал летом, как выглядит стройка нового терминала.

И вот, его открыли, пока в тестовом режиме. Перенос рейсов будет постепенный, за месяц, в ходе освоения новых мощностей - поэтому старое Пулково-1 ещё в работе. Скачкообразного переноса рейсов и регистраций "за двое суток" не получилось, как говорили нам в ходе блог-тура в июле. Но оно и понятно, я сам в такое не очень-то верил. Тем не менее, новость всё равно хорошая. Старый терминал постепенно стал совсем уж тесным и неудобным.

Интересное фото от fyodor_photo (тут весь его фотосет с высоты), хорошо иллюстрирующее размерности старого Пулково-1 и нового Пулково. По моей оценке, когда я смотрел стройку изнутри, новый терминал примерно в 7-8 раз больше старого, хотя снаружи выглядит ненамного большим. Но это впечатление обманчиво.
Pulkovo
Уссурийский тигр

2КЭ - К. Дацин, ВСМ и нефтяные поля

Видеоприложение к части XIX - "Дымная Маньчжурия: стройки, уголь и нефть", которую я пока не выложил, она ещё не доделана.
В этом 1-минутном ролике - подходы к Дацину, главному нефтяному полю Китая. Виды из окна.
Сперва - затопленное амурским наводнением пространство перед Дацином, потом (с 0:24) - нефтяные поля с вышками, и строящаяся рядом эстакадная ВСМ. Так что патриархальная КВЖД от Дацина до Харбина в 2011-2012 гг. навсегда ушла в прошлое. Строят китайцы свои магистрали беспощадно, буквально ломая станции по живому и громоздя над головами путь для скоростных экспрессов. Что в Европе, что в России от такого метода многие, наверное, пришли бы в ужас. Но в Китае строят именно так.
Завтра-послезавтра в XIX серии покажу и кадры, как ломают станции, и всяческие индустриальные ужасы.
Лучше ставьте HD-качество, а то ютуб почему-то начал серьёзно портить картинку на разрешении 640*480.



Канал periskopspb на YouTube
2-я Китайская экспедиция: от Балтики до Южно-Китайского моря: содержание
МПС СССР

Поездка Брежнева по Транссибу, ранняя весна 1978

Попалась мне тут на глаза любопытная документалка про поездку Брежнева по Транссибу от Москвы до Владивостока, ранней весной 1978-го. Я в это время жил на Камчатке, и проход поезда лично не видел - но хорошо помню многочисленные репортажи ТВ про этот ж/д визит. Леонид Ильич ехал через всю страну на литерном поезде неспешно и с расстановкой, и в этот визит было принято большое количество фундаментальных решений по регионам: от решения на строительство метро в Новосибирске до образования Главкомата ВС СССР по Сибири и ДВ, которое дислоцировалось в Улан-Удэ.

Посмотрел я её и решил выудить оттуда кадры с поездами, а потом нашёл ещё и интересный отчёт о визите. А вот такой был у брежневского литерного поезда маршрут:

Затем он из Владика совершил авиаблиц на Комсомольск и обратно, и из Владивостока улетел на Ил-62 обратно в Москву.
Смотрите под катом, с моими комментариями.

Collapse )
Авиация

Встреча с "Девяносто пятым"

Любопытная статья с впечатлениями американского лётчика с "Форрестола", который хотел своими глазами увидеть легендарного "Медведя" и не дал комадиру сменить себя раньше времени (тот тоже хотел). 1966 год, Средиземное море.

"Примерно в 20 милях от авианосца Ту-95 начали медленно снижаться со своей крейсерской высоты полета в 10 километров. Эта пара пролетела над авианосцем на высоте 500 метров, а затем начала медленно набирать высоту, уходя на север. Мы следовали за ведущим «Медведем», пока он снова не удалился от авианосца на 100 миль. Когда я просигнализировал второму пилоту, что мы уходим, он широко, по-русски улыбнулся и поднял вверх большой палец. В тот день в течение часа мы не были врагами в холодной войне, а были просто летчиками, которые наслаждались тем, на каких грозных самолетах летаем."

И я американца вполне понимаю.
Машина харизматичная и в "живом" (немузейном) виде врезается в память насовсем:

авиабаза Дягилево, Рязань. 2012 г.

Читать полностью

Кортес

Турки не стали вводить визы

Любопытно, что турки не стали отвечать зеркальной "ответкой" на введение виз со стороны России:

[...] Об отсутствии у Турции намерений по введению визового режима с Россией агентству «Интерфакс» сообщил представитель посольства страны в Москве. Представитель дипмиссии отметил, что Турция «считает российский народ дружественным и желает продолжения добрых отношений» и поэтому «не намерена принимать решения, которые негативно повлияют на российский народ».

[...] Отмена безвизового режима (это решение вступит в силу 1 января 2016 года) стала одной из мер Москвы в отношении Анкары. Помимо этого в России решили запретить или ограничить деятельность организаций, работающих под турецкой юрисдикцией.

Речь идет о запрете на выполнение ими отдельных видов работ и услуг, перечень которых определит правительство. Кроме того, президентский указ запрещает российским работодателям нанимать на работу турецких граждан с 1 января 2016 года. В числе санкций и отмена чартерных рейсов между двумя странами, а также запрет на продажу туроператорами России путевок в Турцию. К ввозу в Россию были запрещены огурцы, помидоры, лук, яблоки, груши, абрикосы, апельсины, мандарины и ряд других продуктов.

(отседова)

Так что желающие по-прежнему могут полететь в Стамбул просто с загранпаспортом.

паровоз П-36

XXXII - Лабытнанги: трансполярный вокзал для маленького города

После броска на правый берег Оби в Салехард, занявшего у нас большую часть дня, мы успели подробно осмотреть ещё один объект.

Речь идёт о мега-вокзале Лабытнанги, конечного пункта построенного западного участка Трансполярной дороги. Он смотрится весьма удивительно в этом небольшом, в сущности, населённом пункте. Возник этот вокзал в начале нулевых - 2001-2004 гг., по инициативе последнего министра путей сообщения России и первого президента РЖД Геннадия Фадеева. Какова была мотивация его строительства именно в этом масштабе, мне до сих пор непонятно, но факт есть факт - он построен и работает.

В итоге осмотра вокзала мы забрались в конце вот на эту башенку наверху

Collapse )
Разговоры с ревизионистами

Ленинградский профессор - украинский шпик

Любопытный детективный сюжет: ленинградский профессор и "закрытый" д.т.н., соавтор классической монографии об истории ВМФ СССР - украинский (!) шпик. Скажи мне лет десять-пятнадцать лет назад про такое - я бы не поверил.
Но в нонешние времена - всё возможно :)

Городской суд Санкт-Петербурга приговорил к 8 годам лишения свободы отставного капитана первого ранга Владислава Никольского, обвинявшегося в шпионаже в пользу Украины. [...] Суд в закрытом режиме признал Никольского виновным в госизмене в форме шпионажа, подстрекательстве к злоупотреблению служебным положением и контрабанде. Ему назначено наказание в виде лишения свободы на 8 лет с лишением права заниматься торговой деятельностью, связанной с кораблестроением.

Дело изначально было возбуждено по статье 226.1 (контрабанда материалов оборонного назначения), по нему, кроме Никольского, проходили еще два человека: сотрудник 51-го Центрального конструкторско-технологического института судоремонта Вячеслав Родионов и представитель Феодосийского производственного объединения «Море» Василий Черный.

Вопрос касался передачи на Украину технической документации по десантному кораблю на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр». Как утверждает следствие, это помогло Киеву организовать для Китая выпуск десантных кораблей проекта 958 «Бизон», которые незначительно отличаются от «Зубров». В правоохранительных органах считают, что за секретные сведения заказчик заплатил 200 тысяч долларов.


[...] Ранее Никольский уже привлекался к уголовной ответственности. В 2008 году он был приговорен к году колонии за попытку издать 16-страничную брошюру «Что делать сейчас (программа-минимум для русского человека)», решением суда признанную экстремистской.

Профессор, доктор технических наук Владислав Никольский с 1977 года служил в 1-м ЦНИИ министерства обороны (ныне НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ), занимающемся теоретическими вопросами проектирования, постройки и эксплуатации боевых кораблей и подводных лодок. В открытой печати начал публиковаться с 1985-го. Он известен как автор целой серии высокопрофессиональных работ об истории советского военного кораблестроения. Крупнейшей из них является классическая монография «Военно-морской флот СССР 1945-1991 годов», написанная в соавторстве с другим сотрудником 1-го ЦНИИ Владимиром Кузиным и вышедшая в 1996-м.

(отседова)

А вот та его памятная книжка, из которой мы когда-то впервые узнали целостные сведения о кораблестроительных программах Советского Союза и истории советского флота после середины 1950-х:

паровоз П-36

День 16. Музей Амурского моста в Хабаровске

Если есть желание посмотреть в Хабаровске нестандартные места и Амур во всём его великолепии с мостом, да ещё и познакомиться с историей транспорта, то там есть такое место. Называется "Музей истории Амурского моста", хотя экспозиция его гораздо шире. Но самое главное - там установлен подлинный пролёт старого Амурского моста, который служил с 1916 по 1999 год - на который можно взойти, по которому можно ходить и смотреть все его узлы, и с которого, как с высокой набережной, можно любоваться на Амур и окрестности.

Расположено это место, правда, довольно далеко от центра - но туда ходит автобус №15. Или есть ещё альтернатива - до платф. Амур любым пригородным в западном направлении, а затем пешочком вниз, минут 10 там идти. И если не полениться, то красивые виды и ж/д интересности будут вам справедливым возмещением за перемещение через полгорода.
Давайте посмотрим вместе, что там есть.


Collapse )
Уссурийский тигр

"У сосэда корова сдохла" (с)

Наглядная иллюстрация того, насколько авианосный корабль невероятно сложная система. Не только технически, но и организационно. Я об этом впервые задумался, когда в 1987 году вживую увидел "Минск", стоявший у причала во Владивостоке. Как давний читатель советского ЗВО, стал искать статьи об американских авианосцах и их конкретной боевой работе. Но ЗВО этим нас тогда, увы, не баловала.

Так вот, чтобы поддерживать свои системы на уровне треклятых агрессивных империалистов, мало произносить идеологические мантры - надо ещё и десятилетия копить драгоценный опыт, порой теряя самолёты и калеча материальную часть. Больше летаешь - больше происшествий. Грамотно обращаться с авианосцем - тяжёлый и непростой труд, требующий предельного внимания. И конечно, матчасть не должна простаивать у стенки, иначе навыки теряются.

Картинка, конечно, дурацкая, но у "юго-западных" сегодня явно праздник - "у сосэда корова сдохла" :)


Collapse )
Уссурийский тигр

Кальмаровые котлеты. Рецепт восстановлен

Вчера совершено очень важное действо: восстановлен старый камчатский рецепт кальмаровых котлет.

Котлеты из кальмара. Обозрение конечного результата

Если помните, в сентябре я рассказывал про котлеты из нерки, а вот кальмаровые на Камчатке опробовать не удалось. Купили раз в гастрономе на 4 км готовые, но продавщица ошибочно положила в пакет более дешевые рыбные, так что не довелось. Ну ладно.
Толчок к восстановлению рецепта дала случайность, как это обычно в жизни происходит.

Collapse )
Кортес

Последний кавалер ордена "Победа" всё

Последний живший среди нас кавалер высшего советского ордена "Победа" ушёл на небеса.
Кстати, Михай приезжал на два юбилейных парада Победы в Москве - в 2005 и 2010 году, а в первый приезд в 2005-м Путин даже вручал ему в Кремле медаль "60 лет Победы в Великой Отечественной войне".

наполеон

Ельцин-Центр, часть 5. Второй срок и конец эпохи Девяностых

Если эпические геополитические свершения 1991 года и былинная борьба с гидрой коммунизма в Ельцин-центре поданы креативно, с изюминкой и огоньком - то уровень отображения второго срока Бориса Николаича сильно понижается. Вроде и сказать есть чего, событий-то было много - но при этом много не скажешь, кроме общих слов: очень уж плачевными были результаты. А зал чеченской войны - и совсем невыразительный: разваренная информационная каша с минимумом конкретики и гладенькими пояснениями. Но начинается всё со второй президентской кампании 1996 года - когда за власть боролись лебедь, рак и щука. Точней - бравый генерал Лебедь и штатские штафирки Борис Ельцин и Геннадий Зюганов :)
Так что продолжим смотреть заключительные лабиринты. Они разные по уровню.


Collapse )
МПС СССР

50 лет назад. Товарищ Брежнев едет к польским друзьям

50 лет назад Леонид Ильич уезжал с Белорусского вокзала Москвы в Варшаву на поезде - хорошо видны знакомый перрон и столбы. За спиной - литерный поезд (и скорей всего, с габаритом РИЦ): попробовал поискать хорошие снимки, но по этому событию никаких снимков в Сети нет. Увы.

В общем, товарищ Брежнев едет к другу Эдварду - посмотреть друзей-поляков, себя показать, какие-то указания присоветовать 🙂 Интересно также посмотреть состав делегации - кого послали на VI сьезд? Первым идёт "смотрящий от СССР" глава Белоруссии Машеров. И это логично: соседи по границе лучше знают, что там творится и какова их ментальность. Второй - Катушев, секретарь ЦК по соцстранам, а также красноярец Долгих и днепропетровец Ватченко. Не менее любопытно и расположение лиц на фото: рядом с Леонидом Ильичом - идеолог №1 страны товарищ Суслов, а по другую сторону - формальный глава государства товарищ Подгорный. Из-за плеча генсека выглядывают товарищи Андропов и Устинов. Характерно, что на проводах нет товарища Косыгина - в то время он был ещё равновеликой фигурой генсеку, тоже делал политику и стал явно отодвигаться назад году в 1973-74-м, когда Брежнев сосредоточил всю внешнюю политику в своих руках.

Collapse )