On this day in journal — January 21st

Уссурийский тигр

Южно-Уральский автопробег, ч. 1 (Челябинск - Чебаркуль - Миасс)

Покинем на некоторое время зимнюю Ригу и перенесёмся в глубь матушки-России, к Уральским горам, в жаркое лето. Ведь я вам не рассказал о большом автопробеге по южно-уральским весям в честь взятия Бастилии, прошедшем в рамках моего восточно-азиатского вояжа 14 июля 2007 года. Капитаном и штурманом автопробега выступал достойнейший polar_bee, взяв на себя функции охмурённого ксёндзами Адама Козлевича; функции Остапа Ибрагимовича мы по-честному поделили пополам, а обязанности Шуры Балаганова и Михал Самуэлевича Паниковского я великодушно взял на себя.

Автопробег был однодневным и безночевым, однако чрезвычайно насыщенным: стартовав в Челябинске в 6.25 утра, мы вернулись обратно в 1.40 ночи, оставив позади 429 километров: посещение танкового полигона в Чебаркуле, три заезда в Миасс с разных концов, пеший поход на Сыростанскую петлю, осмотр большой дырки в земле Российской, заезд на горы у Златоуста, купание в прекраснейшем Тургояке, а также заезд в эпизод фильма ужасов перед наступлением полуночи, о котором я пока умолчу, дабы в описании сохранялась должная интрига. Карту выложу чуть попозже.
Описание автопробега, ввиду обьёмности, мне не удалось втолкать даже в три поста, так что пока я остановился на пяти частях, а ввиду динамичности передвижения, в отчете будет некоторая часть снимков через стекло. И еще. Вниманию энтузиастов! В отчете будет дофигища вьездных знаков. Итак, кому интересно, пройдемте под кат, дабы насладиться и проникнуться.

Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Советская Армия

Вторая Мировая война в обложках Time. Часть 1

Не так давно уважаемый lord_k показывал избранные работы иллюстратора Арцыбашева, долго работавшего в журнале Time. Художественный уровень их действительно очень достойный. Но при этом мы не должны забывать о том, что содержание лицевой обложки ведущего общенационального журнала США играло прежде всего роль визуальной пропаганды для "умной и активной части публики". То есть тонкой и качественной - но всё-таки пропаганды, продвижения нужных образов в нужном свете. Само появление на обложке того или иного персонажа, нюансы его отображения "тянули" на роль полноценной статьи - ведь из этого можно было вывести, каково (в общем) отношение внешнеполитической элиты США к определённому событию в данное время и кого оно ставит для публики на роль "главного героя". Особенно символическая роль обложек возросла во время Второй Мировой войны, а методы журнала "Тайм" - изображение "героев" из всех стран, в том числе и враждебных, традиции определения "человека года" и т.д. позволили создать замечательную галерею образов, не замутнённых "послезнанием", а показывающих отношение к данному персонажу именно в данное время (выхода текущего номера). Не всё соответствует нашим сегодняшним знаниям, но тем ценнее посмотреть на это с позиций тогдашнего современника.
Понятно, что в военное время "героями номера" стали в основном военные и государственные деятели, сильно потеснив артистов, бизнесменов и изобретателей. Ещё одна метаморфоза произошла с "Таймом" за время войны - он явно перестал зацикливаться на внутриамериканской тематике, а перешёл к мировому масштабу отображения действительности. Это очень бросается в глаза, если сравниваешь номера середины 1930-х годов с первой половиной 1940-х. Общедоступная фотогалерея Life дает нам возможность провести небольшой любопытный анализ героев номеров Time, так давайте же сделаем это.
Первая часть моей подборки начинается с 1 сентября 1939 г. (начало войны) и заканчивается 21 июня 1941 г. (до нападения на СССР).

Итак, первый военный выпуск Time (4.9.39). Героем его является Уинстон Черчилль, постоянно предупреждавший Европу о смертельной опасности со стороны Третьего Рейха и Гитлера в частности.

Collapse )
Разговоры с ревизионистами

На Западном направлении-4. Рублёво-Успенская реклама

В четвёртой части "Западного направления" осмотрим участок Рублёво-Успенского шоссе от дер.Калчуга до МКАД. Точней, немного больший участок, и не само по себе шоссе с окрестностями - а рекламу, щедро уставленную вдоль него. Тамошние изображения представляют собой интересное исключение из стандартной российской уличной рекламы: если в других места реклама упирает на дешевизну и новизну, зазывает скидками и всякими новомодными фичами, то здесь она "разговаривает" с совершенно иным потребителем и на ином языке. Конечно, подобного рода реклама встречается, например, в журнальном глянце или в торговых местах, заточенных на нуворишей, однако нигде больше я не видел 12-километровой полосы, сплошь (и концентрированно густо!) уставленной именно такой рекламой.


Collapse )
паровоз П-36

1938. Реклама вагонов-ресторанов

Реклама ж/д вагонов ресторанов, 1938 г.

Если кто не знает, почему они тогда активно рекламировались - поясняю: потому что именно тогда (1930-е) шёл процесс активного замещения прежнего порядка (организованное питание пассажиров на стоянках на станционных буфетах - помните эпизод из "Вокзала для двоих" 1983 г.?). Вместо такого питания (буфеты на станциях) и внедрялись вагоны-рестораны (питание прямо в поезде), сперва на курортных линиях, а позже (после войны) - на дальних. Вагоны-рестораны появились ещё до революции, в 10-е годы, однако тогда они были привилегией не массового пассажира, а только единичных "крутых" поездов - типа маньчжурского экспресса №1.

Аналогия примерно такая же, как и нынешние "рыночные умники", истории своей страны не знающие, идиотически гогочут над советскими плакатами "Летайте самолётами Аэрофлота!" 60-х - 70-х годов. Типо, "а какими же ещё самолётами можно было летать, кроме Аэрофлота!?". А суть (смысл) этих плакатов для тогдашнего жителя СССР была предельно проста и понятна - "...пересаживайтесь с поезда на более быстрый самолёт, как вид транспорта". То есть - появление иной, новой, альтернативы для передвижения. Которую государство считало нужным пропагандировать среди сограждан.
Серж флот

Конкордия-5. Реконструкция курса и переговоры

Товарищ scaredy_cat_333 прислал очень толковую ссылку на видео с реконструкцией курса "Коста Конкордии" перед её концом. Если внедрённое в пост видео не будет показывать, то пройдите вот сюда и посмотрите ролик. Из него видно, что действительно, ни в какие фатальные узости лайнер не входил, а свои камешки умудрился найти в более мористом месте.
Также становится понятно, что никакой заслуги капитана к подведению "Конкордии" прямо к берегу нет - лайнер просто описал циркуляцию с работающими двигателями, затем выключил их и дрейфуя, прибился к берегу. Это совпадение факторов и действительно, огромная удача для спасательной операции. Будь это в 80-100 км от берегов - то даже в Средиземном море жертв было бы гораздо больше.

(Странно, но видео оттуда упорно не вставляется, хотя есть код - так что смотрите по ссылке)

Вот ещё интересная ссылочка про спасательную операцию и там же приводятся переговоры капитана "Конкордии" Скеттино и де Фалько, капитана порта Ливорно. Вот перевод переговоров с итальянского в версии kattly.

Collapse )
Петербург

Станция "Адмиралтейская" в 3D

У one_in - очень наглядные и качественные панорамы новой питерской станции "Адмиралтейская", которую я показал вам перед Новым Годом. Человек поехал рано-рано утром и снял станцию без народа. Панорамы можно вертеть на 360 град., приближать-удалять, в общем, смотреть в разных ракурсах. Любители рельсов и вагончиков - сходите, насладитесь! :-)
мудрый котик

Январь 1924-го, кончина Ленина

Сегодня исполняется 88 лет со дня кончины В.И. Ленина.
По этому поводу - немножко сканов из исторических газет тех дней ("Бурят-Монгольская Правда" за 26 и 29 января 1924).


Collapse )
мудрый котик

Мистер твиттер

Наладил трансляцию постов этого журнала в Твиттер - periskop_spb.

Так что, кому удобно пользоваться этой бусурманской штучкой и получать ссылочки прямо на телефончег - велкам. Фолловьте... или как это там у вас называется... Я тут телефончег прикупил на 2 симки, и там внутрях оказался уже предустановленный клиент (Твиттера), но как это дело работает и каким образом им пользоваться практически - пока не вкурил. Поэтому отвечать на твиты оперативно - не отвечаю, извиняйте :)
Может, попозже, широкие массы петроградских ретроградов включат эту хрень в свой практический арсенал. А пока - только трансляция постов.
мудрый котик

Тело Ильича прибыло в Москву

Сегодня - 89 лет со дня кончины В.И.Ленина.
Год назад я немножко показывал сканы "Бурят-Монгольской правды" за 26 и 29 января 1924-го, а сегодня - 1-я полоса номера за 24 января, то есть того номера, когда новость о смерти вождя была первый раз напечатана в газете (тогда все информационные процессы происходили медленней, чем вы привыкли сейчас).
Кроме первой полосы, под катом ещё несколько заметок из обыденной жизни республики, того же номера: как говорится, "товарищ, ощути вкус эпохи!"


Collapse )
Красная Звезда

Макеты к акции "Вернём Победе имя!"

В сообществе "Народный Комиссариат Исторической Достоверности" анонсированы макеты к акции "Вернем Победе Имя", посвященной 70-летию победы СССР в Сталинградской битве (как для автобусов большой вместимости, так и для небольших маршруток).
В дни юбилея Сталинградской победы машины с такими изображениями выйдут на улицы городов нашей Родины.

Там же - все необходимые реквизиты для тех, кто желает присоединиться к Акции.
Заходите, смотрите, уточняйте, участвуйте своим взносом.
паровоз П-36

Вена: лоб в лоб

Чтой-то образцовая Европа (Западная, не Восточная!) совсем распоясалась: на новогодние праздники в Стокгольме шведская уборщица на поезде въехала в дом, а сегодня утром отличилась Вена.
В городской черте в районе Пенцинг (Wien-Penzing) в утренний час пик лоб в лоб столкнулись два красивых пригородных экспресса ÖBB. 41 раненый, 5 в тяжелом состоянии, двое при смерти. То есть - электрички шли навстречу друг другу по одному пути прямо в городе близ вокзала. А где же хвалёный немецкий орднунгъ? (vs русское разгильдяйство под Слюдянкой)

Сейчас полностью остановлено движение поездов от венского Westbahnhof-а, который я вам как-то показывал. Вот так это выглядит сейчас на местности (фотка © APA/Roland Schlager):

Уссурийский тигр

Ружьё на стене должно стрелять, это закон жанра

Это сегодняшний Киев. Точней, его центр и финал ночной вылазки майданеков.
За новогодние каникулы боевые отряды отоспались, отдохнули, вернулись и сменили обовшивевших крещатикских вахтеров. Если ружьё висит на стене, то оно в ходе пьесы непременно должно выстрелить, таков закон жанра.

(отседова)

Collapse )
мудрый котик

90 лет со дня смерти Ленина

Сегодня исполняется 90 лет со дня смерти В.И. Ленина.
В этот день я уже дважды показывал исторические газеты тех дней, чтобы можно было живее и рельефнее представить колорит тогдашней эпохи - "Бурят-Монгольская правда" за 26-29 января 1924 и её же спецвыпуск за 24-е января того же года ("Тело Ильича прибыло в Москву").

В этот раз - кое-что из номера "Советской Сибири" (г. Новониколаевск) от 27-го января 1924 года: первая и последняя страницы, и пара фрагментов.


Collapse )
Уссурийский тигр

Евробояны - продолжение темы

А помните, я как-то делал список доставших почти всех "евробоянов"?
[Вот тут - Мои Евробояны. Антитоп-10]

Так вот, одно из крупных сообществ в жж - ru_travel - тоже морально дозрело до этого: "Десять типов постов, которые, несомненно, следует запретить в сообществе". Вот фрагмент оттуда:

"Очаровательная Барселона.

Чарующий Париж.

Зачарованный Мон-Сен-Мишель.

Колоссальная Бурдж-Халифа.

Загадочный Ангкор-Ват.
[...]"

Я бы ещё добавил к этому "Романтическая Венеция", "Оригинальный Амстердам" и "Уютная Прага".
За всё этакое авторов надо бить канделябром и уж точно беспощадно убирать такое из своей ленты - что я и сделал, ещё пару лет назад.

А вы бы что добавили к списку? :)

PS. Из комментов:
"Жаркие пирамиды"
"Обжигающий древностью Тунис"
"Сказочный Таиланд"
"Вечный Рим"
"Зажигательная Ибица"
"Гонконг\Шанхай\Сингапур - город сияющих небоскребов"
"Верона - город Ромео и Джульетты"
"Игрушечный Копенгаген"
"К Санта-Клаусу в гости" (Финляндия, зимние поездки)
Уссурийский тигр

Храм Василия Блаженного сверху

Дополнение, к предыдущему посту про затасканные бояны.

Вот вам совершенно обратный пример: превращение бояна в оригинальное произведение сил фотографических - Храм Василия Блаженного сверху. Город Москва, Красная пл.

(Взято у mysea,
Оператор и мастер по квадрокоптеру - rccam)
Кортес

Советский авианосец за три ящика "Эрготоу"

Чудесная свеженькая статья из South China Morning Post, как Китай через пару-тройку ящиков крепкого бухла сумел заполучить недостроенный советский ТАвКР "Варяг" (за наводку спасибо sokol_ff). На самом деле всё было нескольно сложнее - но комбинация, бесспорно, красивая :)

Как явствует из текста, китайцы заинтересовались неожиданно открывшейся возможностью практически сразу:

Генерал-майор Чжэн Мин, бывший начальник отдела вооружения ВМС НОАК, осмотрел во время поездки на Украину в 1992 году корабль и решил, что авианосец стоит купить:
"Во время поездки в 1992 г. мы обнаружили, что это практически достроенный, совершенно новый корабль. Все было совершенно новым, корпус, двигатели, поэтому мы предложили его купить и перевезти в КНР", - рассказывает Чжэн , "Но центральное правительство не смогло сделать этого из-за политической ситуации на то время."
(прим. sokol_ff - имеются в виду санкции после событий на площади Тяньаньмэнь)


Подставной покупатель авианосца, баскетболист Сюй Чжэнпин (в центре)

Тем не менее, несмотря на политические сложности, китайцы решили пойти нестандартным путём и решили использовать для покупки незасвеченную "прокладку сделки" - известного спортсмена, который никак не был связан ни с армией, ни с флотом:

Collapse )
мудрый котик

Иллюстрированная Россия, №2 за 1930

Загрузил себе в планшет "Иллюстрированную Россию" за 1930 год и не спеша почитываю.
Надо признать, по части занимательности там вполне себе хорошо :)
Особенно умиляют тамошние эксперты по советской тематике - но их я выложу отдельно.
А пока, второй номер за 1930-й, кое-что из него. "Россия из окна поезда", статья про наркоманов и опиум, свежие парижские моды и прочее такое. Для неспешного чтения любителям ретро.


Collapse )
паровоз П-36

Обвал транспортной связности-2

Межгосударственное ж/д сообщение между странами СНГ и Балтии потерпело ещё один чувствительный удар, который может оказаться роковым для его существования в принципе. Сперва сильный удар нанёс валютный курс евро, к которому был привязан швейцарский франк. Это дало почти мгновенный (за пару месяцев) рост цен на билеты в межгосе на 70-75%, за ноябрь-декабрь 2014.

Второй удар: несколько дней назад швейцарцы отвязали свой франк от евро и он разово подскочил более чем на 25%. А поскольку межгоссобщение исторически исчисляется (почему-то) именно в швейцарских франках, то цена билетов выросла ещё на четверть, сверх роста курса доллара. Уже от этой высокой базы. В общем, выбрали для эквивалента валюту с самым высоким уровнем роста.
(за наблюдение спасибо внимательному pan_sapunov):

Центробанк Швейцарии в четверг 15.1 шокировал валютный рынок, отменив потолок обменного курса франка к евро, который держался более трех лет. Сразу после заявления ЦБ курс франка подскочил к доллару и евро более чем на 30% [+]

Сейчас цены достигли совершенно несуразного уровня, примерно вот такого:


Причём сайт РЖД на астанинский поезд из Питера и Москвы уже билетов не продаёт: ещё позавчера он показывал вот эти гигантские суммы, а сегодня уже поездов в выдаче rzd.ru просто нет. Скриншот - с туту, вторичного оператора продаж.
Всё это касается и сообщения с Минском, с Киевом, Ригой и т.д.

Кстати, если бы я сегодня покупал билет на пекинский поезд, которым проехал на полный маршрут осенью 2013-го, то билет в купе от Москвы до Пекина бы мне обошёлся в... 42700 руб. Вот такой уровень.

Короче, если Совет железных дорог стран СНГ и Балтии не отвяжет билетные цены от швейцарского франка, причём срочно, то взаимное сообщение по факту накроется очень быстро и эффективно. Уже не по причине политики, а по причине спроса и уровня цен.
МПС СССР

Дэвид Боуи на Транссибе. 1973 год

Реальная история про поездку рок-звезды Дэвида Боуи по Транссибу в 1973 году - от моего владивостокского френда che_ck. Много фото и воспоминания очевидцев.

Дэвид Боуи на перроне Спасска-Дальнего (судя по силуэту вокзала справа)

В локальные загадки можно записать следующее:
В Находке мы пересели на поезд. Это была фантастика! Представь себе старый французский поезд начала века, с прекрасной деревянной обшивкой внутри вагонов, украшенных старинными овальными зеркалами, бронзой и бархатными сиденьями. Мы словно попали в какую-то романтическую новеллу или старинный фильм… Я уже предвкушал долгую и приятную поездку через всю Сибирь, но нас поджидало разочарование. На следующий день нам объявили, что в Хабаровске нам предстоит пересадка. Новый поезд не имел ничего общего со старым. Он был прост, практичен и, кстати, очень чист, но мы уже успели полюбить нашего красивого и романтичного «француза».

Скорей всего, он попал в старый международный вагон постройки конца 40-х - начала 50-х поезда №3/4 "Восток" Тихоокеанская - Хабаровск. Тогда Владивосток был закрыт для иностранцев, а Находка открыта - и поэтому иностранцы не могли воспользоваться "Россией" №1/2 на всю длину маршрута. Так что данный находкинский поезд в значительной степени был ориентирован на транзитных иностранцев, а в Хабаровске они пересаживались на "Россию", которая к тому времени переоснащалась на первое поколение "аммендорфов", с белым пластиком.

В общем, заходите-читайте этот очерк, очень интересно!
паровоз П-36

Британский ночной поезд Caledonian Sleeper. Впечатления пассажира

Интересный отчёт от leesider с впечатлениями от проезда на британском ночном поезде Caledonian Sleeper. Много фото.

Поезд Caledonian Sleeper на лондонском вокзале Юстон

Собственно весь 12-часовой путь Лондон - Форт-Уильям в Шотландии leesider проехать не смог, так как из-за ремонта путей пассажиров на этот пункт высадили из тёплых спальных купе в Эдинбурге и далее они поехали в тесных микроавтобусах. Таковы своеобразные гримасы приватизированных при Тэтчер ж/д компаний.
Из интересного, подмеченного в пути (из поста Конрада):

1) Вагоны обозначаются не цифрами, а буквами (вагон L в данном случае). Также можно заметить, что в стандартном спальном вагоне 12 купе по 2 места,
2) Очень узкий коридорчик - проход к купе. И всего лишь три окна на весь проход,
3) Расписания внутри вагона нет,
4) Купе совсем небольшое и аскетичное, полезное пространство лимитировано. Места для крупного багажа толком нет. Если только с рюкзачком и айпэдиком, то нормально. Полки, в принципе, вполне широкие и удобные. Ход поезда плавный, не дёргается, не лязгает - можно хорошо выспаться. Поразили чрезвычайно маленькие окна,
5) Между нижней и верхней полкой расположен стол, под частью которого скрыт умывальник. Сам стол расположен своебразно - аккурат посередине между полками, но сбоку. Конструкторы хотели использовать полезную площадь эффективно, а получилось странновато,
6) Курить запрещено - нарушителей штрафуют на 50 фунтов,
7) Туалеты раздельные, для леди и джентельменов,
8) Пассажиры сидячего вагона не имеют доступа в вагон-лаунж, объединённый с рестораном, и обслуживаются в мини-баре. Крайне необычная сегрегация железнодорожных клиентов: пассажиры эконом-класса не могут посетить вагон-ресторан.

Пост целиком
Кортес

Крючок Обамы, или состоится ли "новая Ялта"?

В чём-то спорный, но интересный анализ итогов 8-летия Обамы от востоковеда и политолога s0tnik.
Первый пункт неоднозначен, можно толковать и так и этак. Со вторым я, признаться, не согласен. А вот третий - в яблочко. "Крючок Украины" - вот крупнейший успех обамовцев.

Collapse )
Ворота в Азию

Комментирование из соцсетей закрыто

Комментирование для юзеров из соцсетей в этом журнале снова закрыто.
На три месяца я его приоткрыл, в надежде, что поток канализации снизится после полугода карантина. Но нет, он всё равно льётся. Поэтому бессмысленно тратить лишнее время на модерирование мутного потока. Так что здесь снова можно комментить только с аккаунтом Живого Журнала, и никак иначе. Просьба отнестись с пониманием. Думаю, и комменты будут почище.

Что касается других платформ, то с ФБ-аккаунтом можно комментировать у меня в фейсбуке. Там всё более оперативно, хотя и менее фундаментально.

Кроме того, действуют два телеграм-канала - постоянно и один - эпизодически:
1) "Креозот и титан" (преемник "Якутского тепловоза") - избранные новости ж/д транспорта от Перископа и его же комментарии к событиям
https://t.me/yakuteplovoz

2) "Минутка транспортного искусства" - три транспортных картины каждый день
https://t.me/minutkatrans

3) "Газетное ретро" (нерегулярно)
https://t.me/gazeta_retro
Серж флот

Морские порты России. Итоги-2019 и топ портов

На Portnews.ru появились свежие годовые данные по портам.
Топ-10 России несколько поменялся:
1) В топ ворвалась Сабетта, и сразу на 8-е место,
2) Порт-Кавказ окончательно вышел из топа в связи с исчерпанием значения и тоннажа Керченской переправы, она стала сугубо второстепенной,
3) Усть-Луга вторично преодолела знаковый рубеж и снова стала стомиллионником,
4) Сильно подросла пара Восточный - Находка и стала тоже почти стомиллионником (99 млн. т.)
5) Мурманск почти взял рубеж 62 млн.т. и в связи с СПГ-проектами и взрывным ростом СМП рубеж в 80 млн.т. для него уже не выглядит фантастическим,
6) Серьёзно подрос Приморск при стагнации БП СПб (который постепенно меняет профиль на более дорогие и менее опасные грузы).


Общий объем перевалки через порты России вырос за год на 2,9% и составил 840,3 млн. т.
Ниже - полная таблица с разбивкой по бассейнам.

Collapse )