В комьюнити cccp_foto vladlena_cccp вчера выложила потрясающие снимки Ленинграда начала 60-г годов. Это время, когда по улицам города бегали «Победы», на Дворцовом мосту ездили трамваи, а Главный Штаб на Дворцовой был цвета морской волны. Три избранных снимка я хочу вам показать прямо сейчас, под катом (в одном из них содержится любопытный феномен), а остальное – смотреть в оригинальном посте (см. ссылка ниже).
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Раз уж пошла тема истории Ленинграда, то вот ещё один любопытный снимок. Это сьемка через стереотрубу наблюдения корректировщиков-артиллеристов 18-й армии вермахта, стоявших в районе Красного Села.
Вчера по пути напал на белорусскую «Коровку» (на Саблинской) и вечерком наслаждался с чаем. Вкус честный и неподколочный, какой и должен быть у настоящей аутентичной «Коровки». Никакой тебе примеси фруктовой противной эссенции, напиханных для цены «малин», орех и прочей мутоты. Честная сливочная конфета.
А вам, друзиа, могу дать дельный совет: если вы видите на прилавке восемь видов «Коровок», включая брэндированную Зарайскую, спросите у приказчика, есть ли белорусская? Если он скажет, что есть, берите только её.
Щас в Иносми.ру прочёл (сегодняшняя The Financial Times): Президент Украины Виктор Ющенко называет вступление в НАТО важнейшей основой суверенитета своей страны: "За последние 80 лет Украина пять раз провозглашала независимость. И четыре раза из этого ничего не выходило."
Друзиа, просветите меня, кто в теме: какие четыре неудавшиеся попытки пан Ющенко имел в виду? Желательно с точными датами и действующими лицами. А то он, скромный, не детализировал - а хочется владеть конкретикой. Спасибо.
В Музее политической истории, что в особняке Кшесинской, есть не только различные извраты, но и очень интересные уголки, дающие богатую пищу для пытливого ума. Одним из таких уголков является выставка "Февраль 1917-го. Хроника падения монархии". Если смотреть вдумчиво, то представленные документы и фотосвидетельства показывают много любопытного. А именно - как позиционировала себя в истории Великая Революция(да-да, она именно так себя самоназывала) спустя полмесяца-месяц? Какие вырабатывала символы в общественном сознании и какими средствами? Как смеялась и глумилась над ушедшей монархией? Что делала для делегитимации и раздробления единого пространства, именовавшемся Российской империей? И вообще, какой месседж она доносила до мозгов свободных граждан? Честно признаюсь - после внимательного отсмотра выставки я поразился обилию параллелей Августа-91 и Февраля-17: нельзя не отметить того, что либеральные революции использовали общие приёмы воздействия. Это и попытка освящения своей значимости и святости через немедленные показательные похороны павших от фараонов жертв. И процесс тотального осмеяния предыдущего политического строя - вплоть до глумления над символами страны и традициями нации (а не только над конкретными личностями). То есть - последовательный процесс насаждения в мозгах своих последователей и попутчиков презрения к прошлому. А через 70 лет всё это будут активно заимствовать прорабы перестройки. Очень важно заметить, что эти тенденции проявились и укоренялись до активного появления на сцене большевиков ("максималистов") - это успешно делали все февральские р-р-революционеры, весь спектр от кадетов до меньшевиков и трудовиков. Разве что октябристы дистанцировались. Сеяли хаос, глумление и неуважение к прошлому, попутно сея брожения и в национальных окраинах - пожав потом бурю на свои же головы. И когда большевики пришли к власти в конце октября 1917-го, то они лишь подняли её, власть, обанкротившуюся за полгода и потерявшую всякую сакральность и остатки уважения, со дна и продолжили эти традиции; однако же силой и кровью восстановив, в ходе гражданской войны, единство бывшей Империи, но только под совсем другими знамёнами. В данной подборке я хочу вам показать документы и фотографии революции за конец февраля и март 1917-го - до прибытия Ленина в Петроград 3 апреля 1917 года. То есть до начала всякого активного участия большевиков в политической жизни. Как говорится - смотрите, читайте и делайте выводы, и "белые" и "красные". Перед вами творчество Великой Революции :)
Начнём с радостного некролога свободных граждан по поводу ненавистной павшей монархии.
Переночевав на берегу залива в Форое, мы двинулись далее на юг. В этот день мы переправились двумя паромами, следуя разрывам пути на 17-й Атлантической дороге, пересекли Северный полярный круг в южном направлении и предприняли не очень удачную попытку подьехать к леднику Свартисен с южной стороны. А также стали случайными зрителями случайного представления на одной из паромных стоянок – и вспомнили, что открывается Пекинская Олимпиада :)
Вчера вечером выкроил, наконец, время, чтобы внимательно посмотреть 1-ю серию документального фильма "Великая война". Идёт по Первому каналу каждый понедельник, и если я верно понял, всего будет 8 серий - по серии на каждую этапную веху войны. Но по Первому я его не смотрел в день показа (Первый и РТР вообще крайне редко смотрю, как помоечно-развлекательные сущности в принципе), а почитал отзывы во френд-ленте и затем уже решил скачать avi-версию с файлообменников.
Ну что сказать? Приятно удивлён. Даже очень приятно! Неожиданно, но Первый канал допустил в такую деликатную сферу - историческая память о войне - более-менее адекватную версию, и при этом изложенную в доступной и наглядной форме, что будет довольно важно для тех, кто военной историей "вблизи" не интересуется. Надо скзать, что и компьютерные вставки смотрятся неплохо, и задействованные реконструкторы тоже не неуклюжи, а вполне гармоничны в общем контексте.
Однако особенно ценно то, что фильм (во всяком случае, отсмотренная мною первая, начальная серия) не идёт по проторенной дорожке хрущёвского мифотворчества и не тиражирует уже привычные страшилки, набившие оскомину своей глупостью, а рассказывает о страшной части войны - нападении Германии и реализации ею плана "Барбаросса" - вполне спокойно, вменяемо, не скрывая цифр и неприятных подробностей. Обьясняет, что и почему, откуда растут корни поражений и котлов - без истерического завывания о "кровавом режыме", но с достоинством и уважением к зрителю. А не принимает заранее его за идиота и удобного объекта для промывания мозгов. Очень понравилась подача материала о немецкой тактике танковых клиньев, о Бресте, о том, где и как проявились первые сбои в реализации "Барбароссы", о тяжком выборе немецкого командования и отмене "быстрого" прохода на Москву, да и многое другое.
По решению правительства РФ железнодорожная станция «Свердловск» Свердловской железной дороги переименована в «Екатеринбург». Соответствующее постановление от 30 марта №196 подписано премьер-министром РФ Владимиром Путиным, текст его размещен на сайте правительства.
Согласно документу, расположенные в Екатеринбурге железнодорожные станции переименуются: Свердловск-Товарный - в Екатеринбург-Товарный, Свердловск-Пассажирский - в Екатеринбург-Пассажирский и Свердловск-Сортировочный - в Екатеринбург-Сортировочный. [отсюда]
Представляю прогулку по белорусскому городу Полоцку, в трёх частях - две прогулочные и одна торговая. Третья часть, правда, будет обьединена с витебской. Полоцкая прогулка состоялась в прошлую субботу - в очень солнечно-яркий и одновременно прохладно-подмороженный день (днём было -4), снимки в фотосете расположены строго так, как они были сняты хронологически в реале, а не подобраны "потом". В общем, просто ходим, гуляем, наблюдаем за жизнию белорусской провинции. Эта часть пролегает от ж/д вокзала (который мы традиционно посмотрим подробно) до Софии Полоцкой через набережную Западной Двины. Часть получилась большая, для неспешного просмотра - но надвое делить её не стал, ибо пострадает целостность изложения. * * * Собственно город Полоцк, хотя и один из самых древнейших на Руси (первое упоминание в 862 году), весьма невелик - ок. 80 тыс. чел., и не является областным, как его сосед Витебск. Просто крупный райцентр. Но при этом рядом с ним расположен город-спутник Новополоцк с грандиозным нефтекомбинатом и населением ок. 100 тыс.чел. Туда я не добрался на этот раз, времени в распоряжении было не очень много.
Итак, утром 26 марта я высадился из дизель-поезда на платформе станции Полоцк, близ вокзала. По интересной иронии местных железнодорожников, в основном историческом здании (послевоенной сталинской постройки, на фото) находятся только пригородные кассы, а касса поездов дальнего следования находится в другом здании, см. ниже.
Эх... порежут всё же, видать, первый советский атомоход... Американцы своего первенца (Наутилус) сохранили и музеефицировали, французы - тоже (Редутабль), а нашим стапель надо освобождать. А то, сука, чего это он зазря простаивает:
Уникальная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» — первая советская атомная субмарина — будет утилизирована до конца 2013 года на судоремонтном заводе «Нерпа» в Снежногорске (Мурманская область). Такое решение было принято в Объединенной судостроительной корпорации в связи с отсутствием денег на восстановление лодки, а также из-за того, что стапельная площадка, на которой хранятся останки лодки, срочно нужна под другой проект.
— Лодка должна уступить место плавучей технической базе «Росатомфлота» «Лепсе», утилизация которой должна начаться весной 2014 года. Мы понимаем важность К-3 для истории и памяти нашего флота, но утилизировать «Лепсе» важнее, потому что на этом судне хранится отработанное ядерное топливо, которое может загрязнить пол-Европы, — пояснил представитель оборонно-промышленного комплекса, знакомый с ситуацией.
Не стал ставить эту информацию вчера, а то день 1.04 глуповатый - поставишь, и начнете гадать, "розыгрыш или нет". Так что ставлю сейчас, инфа интересная и касается всего комплекса украино-российского ж/д сообщения на летнее расписание. Как я понимаю, тут озвучен самый негативный из сценариев (причём, только проект - а не решение). Сам Якунин в интервью РБК ничего такого не озвучивал и про общую ситуацию сказал сдержанно.
[прим. - Данный текст появился в украинских блогах (26.3), растиражирован на отраслевых форумах и через сутки (27.3) опровергнут РЖД. Поэтому, очень возможно - просто элемент инфовойны. Скоро (19.4) это выяснится.]
Новые вести с фронтов идентичности, ускоренного нациестроительства и попутного глумления над памятниками и символами советской эры, накопившиеся за крайние десять дней. Сперва - столица Новой Украины. Самый центр, Мариинский парк, близ Рады.
Киев, Март 24 (Навигатор, Владимир Райченко) – В Мариинском парке Киева неподалеку от Верховной Рады уничтожен памятник, установленный на братской могиле участников Октябрьского восстания 1917 года. Ранее венчавшая постамент урна из красного гранита исчезла, а плита с надписью «Героям Великой Октябрьской Социалистической революции – рабочим и солдатам, которые погибли смертью храбрых в боях за власть Советов 11 – 13 ноября (29 – 31 октября) разбита вдребезги. Также уничтожены элементы декора по бокам памятника. (отседова)
Вот так осквернённая братская могила выглядит по состоянию на конец марта с.г.:
Относительно БАТМа со внезапным оверкилем в Охотском море. Вот тут на Ленте.ру отписались уже, подробно. Ну конечно, не преминули пнуть для рейтинга - "ржавый рыболовный". Хотя отчасти это правда. Старые суда, почти все советские. Тогда был большой рыболовецкий флот, много ловили. Много строили, соответственно. На этом заделе частные рыбаки едут до сих пор. Большой был задел.
Потом флоты растаяли за 2 года, как снеговик, почти мгновенно - в 1993-94. На Камчатке, к примеру, было три огромных - тралфлот, БОР, КРФ. Два года - и остались жалкие осколки. Дезинтегрировались, старое бросили, новое приватизировали-переписали на себя ушлые частники. Моряки высвободились в результате коллапса. И кто не успел свалить на материк или вписаться к немногочисленным частникам, в основном спились. Я как раз был свидетелем этого процесса на Камчатке.
А помните, месяца полтора назад я рассказывал о авиатренажёре Б-737? Тот, на котором пролил семь потов от волнения? Так вот, продолжая тему - в феврале и марте довелось дважды побывать в учебном центре Дирекции Скоростного движения РЖД, где расширил свой кругозор и на тренажёры скоростных поездов: "Сапсан", "Ласточка". В первый раз был там с группой миитовцев, посмотрел, "как это делается" (это как раз вместе с ними был в Металлострое ТЧ-10), но самому не довелось толком покататься. Во второй раз - пару недель назад - побывал там вторично, с коллегами unis, buser, ammo1 и тогда уж покатался на них вволю! :)
Ниже - рассказ о том, как это выглядит; кто и как там тренируется и чем отличается вождение современных скоростных поездов от более раннего поколения локомотивов.
На фото - в нижнем правом экране unis страгивает с места скоростной состав
Несколько удивлён брюзгливой реакцией на 1 апреля со стороны некоторых френдов. "Скорей бы закончился!", "Всё, хоть сутки не заходи в интернет!", "Ненавижу дурацкий день!". Такая прям многозарядная обойма ненависти с утра.
Ребята, объясните - чем же плохо, если в году есть такой день, когда можно совершенно законно приколоться? Ведь не всем обязательно строить из себя эталонную викторианскую старуху в чорном платье до пола. Откуда эта звериная серьёзность, как у семидесятилетнего дедушки с ревматизьмой и артритом? Вы что, никогда в жизни не расслабляетесь?
Да, можно и плохо пошутить. Неудачно там, топорно, пошловато и т.п. Ну так пройди мимо и закрой этот пост. Завтра будет завтра и это закончится. Это разве трудно? :)
Короче. Будьте проще, братцы-кролики и народ к вам потянется! :) (лисички-сестрички в моей ленте, кстати, практически не брюзжали)
Вчера (в составе небольшой группы от HeadHunter и нашего сообщества Spbblog) впервые в жизни удалось побывать на Балтийском заводе, который до сих пор оставался для меня terra incognita. Из-за специфического характера вчерашнего дня пришлось отложить пост на сегодня, а то бы вы считали его за розыгрыш :)
Заводчане показали нам цикл производства атомных ледоколов - от первичной обработки и раскроя металла через сборку мелких секций до сборки корабля на стапеле. А также лично и своими глазали убедился в том, что на Васильевском острове есть не только рельсы колеи 1520 мм, железная дорога и вагоны, но даже и тепловозное депо.
Тепловоз ТГМ и наклонный стапель А на заднем плане
Сшил воедино ранее разрозненные кусочки про аквабус на Невской линии - маршрут от моста Ал. Невского до Рыбацкого, что за Вантовым мостом. Взгляд на процесс изнутри. Всё это было снято 5 лет назад, в 2011-м. Сейчас давно уже нет ни Невской линии, ни других - да и аквабус, видимо, в этом сезоне окончательно отомрёт (хотя не точно уверен).
Вообще, один из самых странных литераторов, что появились в СССР. Вроде и писал порой захватывающе - на пике активности, в 1960-е; однако послевкусие от его творчества было не особо приятное. Почему, даже трудно выразить - но подспудное ощущение такое порой было. Многие коллеги по цеху его не очень жаловали ("Если Евтушенко против колхозов - то я за"). Смело взял "судьбу за бороду" в конце 50-х и постепенно стал одним из главных поэтических трубадуров хрущёвского десятилетия. Чувствовал политическую коньюнктуру и умел быстро на неё откликаться: так, практически сразу после выноса Сталина из мавзолея тиснул в главнейших партийных газетах СССР "Наследники Сталина". Был одним из безусловных символов "оттепели", наряду с Вознесенским, Ахмадулиной, Окуджавой и Рождественским. Однако осенью 1993-го не отметился так позорно, как Окуджава - оголтелым антисоветизмом на грани помешательства; занял более отстранённую позицию.
Что интересно - современной России он никогда ментально не принадлежал, был постсоветским американским человеком. Его принадлежность была к СССР; он именно советский поэт, а не российский. Союз скончался - и Евтушенко тоже сразу истончился и как будто бы исчез, из общественного поля зрения. Некоторые даже писали мне в комментах ещё лет 5-6 лет назад: "ой, а я думал, он давно умер!".
Теперь Евгений Александрович принадлежит только Истории и вернётся в Россию уже посмертно, после 26 лет жизни в Америке. Пусть покоится с миром на родине.
На обратном пути тихвинской поездки заехали на ст. Войбокало. Это станция на линии СПб - Волховстрой примерно в 90 км от Питера. Интересна она тем, что там установлен мемориал "Дороги Жизни", пересекавшей в этом месте ж/д магистраль, которая далее шла на север к дер. Кобона на берегу Ладоги. Через эту точку прошли сотни тысяч эвакуированных из блокадного Ленинграда. Мы и хотели взглянуть на мемориал, поскольку специально на станции ради этого высаживаться как-то несподручно.
Телеграм-канал "Недальний Дальний Восток" откопал вариант исполнения самой известной песенки Кола Бельды на фоне Ту-134А, с модным тогда кожаным чемоданом в руках. 1977 год. Колоритно, однако! Изредка вдали там попадает ещё кусочек Ил-62 в кадр. И конечно, эмблема "Аэрофлота" стильна и шикарна - создана на столетия!
РЖД опять повысило глубину продаж на поезда дальнего следования. Теперь уже до 120 дней (4 месяца) - правда, только на т.н. премиальные поезда, а не на все.
[...] С такой глубиной продаж будут круглогодично реализовываться билеты на поезда, курсирующие между Москвой и Санкт-Петербургом, – «Красной стрелы» и «Экспресса». Кроме того, с 1 апреля по 31 августа купить билеты за 120 дней можно будет на «Невский экспресс», на все «Сапсаны», которые курсируют между двумя столицами, на поезда «Океан» Хабаровск – Владивосток и «Премиум» Москва – Адлер.
Интересно, что по росту глубины продаж поезда дальнего следования постепенно приближаются к авиации. Советские 45 дней продержались несколько десятилетий, а потом пошёл рост - 60 дней (конец 2016-го), 90 дней (конец 2017-го), теперь вот 120.
За прошедшую неделю произошло аж 2 серьёзнейших крушения пассажирских поездов с большим количеством жертв - в Египте и на Тайване. Ниже - кратко об обоих инцидентах.
Первое из крушений - египетское, 26 марта. В пассажирском поезде на асуанской линии (460 км южнее Каира) некие горе-пассажиры сорвали стоп-кран. Поезд резко остановился на перегоне. Ну, так бывает, в принципе это не катастрофа. Но в него через несколько минут врезался второй поезд, идущий следом, с фатальными последствиями. Есть ли там автоблокировка, сигнальные устройства и вообще блок-участки, я не знаю. На каком расстоянии от первого поезда он следовал, тоже непонятно. Итог: три вагона при таране перевернулись, два разрушены. 32 человека погибло, 108 ранено.