On this day in journal — August 6th

паровоз П-36

Ода паровозам

Самыми первыми на железных дорогах появились паровозы. Это произошло в страшно далёком 1825 году в Англии – практически в апокрифические для техники времена. XX век обогатил стальные магистрали в массовом порядке сперва тепловозами, а потом электровозами, как самым совершенным видом тяги.
В моей жизни случилось совершенно наоборот.
Первым железнодорожным впечатлением неокрепшего детского сознания были гудящие мерным электрическим звуком электровозы-«утюги» ВЛ22, жутковато проходящие мимо по прибытии поезда. Помню, мама на перроне иркутского вокзала в такие моменты держала меня крепко за руку, а я страшно их боялся, этих угловатых чудищ – особенно сильно боялся электровозных гудков – высоких, заливистых, резких. В этот момент я весь внутренне прямо замирал. Мне было тогда всего четыре или пять лет, но я чётко помню эти ощущения.
Летом мы уезжали к бабушке и дедушке в Забайкалье, и там было уже царство тепловозов. Они были заметно «теплее» и дружелюбнее, свистели не так резко и страшно, и я к ним относился вполне положительно, когда мы с пацанами бегали на «линию». Тяжёлые грузовые поезда по Транссибу тогда вели строенные ТЭ3 – все такие плавные, скругленные, гордые, с большим жёлтым ромбом «на лице». Какой это был контраст в лучшую сторону с угловатыми утюгами-электровозами!

Паровоз же я впервые увидел уже после «знакомства» и с тепловозами и с электровозами. А случилось это так...


Collapse )

С праздником вас, дорогие железнодорожники!
Зеленых светофоров на жизненных перегонах!
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
паровоз П-36

Часть 10. От Омска до барабинской степи

Спустя двое суток после отьезда из Москвы мы переехали Иртыш и достигли города Омска.

В Омске было жарко и душно, парило.

Collapse )

Ранее было:
Общее описание поездки, пресса о восточно-азиатском вояже.
Москва. Семь часов в плавильном котле – часть 1, часть 2.
Транссиб: 3. На Ярославском вокзале, 4. От Москвы до лесов костромских, 5. От Кирова до реки Камы , 6. Пермь Вторая, 7. Пересекаем Урал, 8. Екатеринбург и окрестности, 9. Западная Сибирь от Тюмени до Иртыша.
паровоз П-36

Часть 11. Ночной Новосибирск

За третий световой день поезд покрыл расстояние от Тюмени почти до Новосибирска, около 1200 км, и примерно за час до Новосиба наступила темнота. Однако, оказалось, что фотосессия этих суток еще не закончилась. Как и в прошлые сутки, лимит интересных впечатлений еще не был исчерпан с окончанием светового дня.

Итак, ночные виды третьего города России, славного Новосибирска.
Это – уже 3337 км Транссиба.
Аккурат полпути до конечной точки экспедиции – Сретенска на Шилке.

Collapse )

Ранее было:
Общее описание поездки, пресса о восточно-азиатском вояже.
Москва. Семь часов в плавильном котле – часть 1, часть 2.
Транссиб: 3. На Ярославском вокзале, 4. От Москвы до лесов костромских, 5. От Кирова до реки Камы , 6. Пермь Вторая, 7. Пересекаем Урал, 8. Екатеринбург и окрестности, 9. Западная Сибирь от Тюмени до Иртыша, 10. Западная Сибирь от Тюмени до Иртыша.
Разговоры с ревизионистами

Историческое

Кажется, аккурат 64 года назад, в этот день, какой-то небольшой самолётик с романтическим именем одной заокеанской страны совершенно случайно залетел в воздушное пространство другой островной страны. Там мартышки* с раскосыми глазами жили, они мечи с собой носили и камни в садах складывали. Самолётик летел-летел, да и сбросил бомбочку на мартышек... небольшую такую... освободительную**, правильную бомбочку...

----
Необходимые пояснения:
* мартышки, точней - желтолицые макаки. Яркое определение, данное в 1904 году одной островной нации одним из наиболее успешных российских императоров (Николаем II). Является результатом глубоких страноведческих знаний, так как он в этой стране случайно сдал анализ крови.
** освободительные бомбы. Особый подвид бомб, которые кидают правильные страны в правильные точки. Неправильные страны не имеют в своём арсенале таких бомб.
Советская Армия

65 лет назад...

Утром 6 августа 1945 года бомбардировщик ВВС США B-29 «Enola Gay» под командованием полковника Пола Тиббетса сбросил на японский город Хиросима атомную бомбу «Little Boy» («Малыш»), эквивалентом от 13 до 18 килотонн тротила. Три дня спустя атомная бомба была сброшена на город Нагасаки.

г. Хиросима после атомной бомбардировки
Уссурийский тигр

Прохладительные напитки: мимикрия под советское

В эти аномально жаркие недели естественно, что потребление прохладительных напитков резко повысилось.
Так вот, я обратил внимание на такую тенденцию, что производители в этикетках последнее время стали заметно больше уповать на "добрые старые традиции" и "вкус детства", писать крупно ГОСТ-ы, по которым делается напиток и т.п. Кроме того, прямо копируют советские бренды, вплоть до тонкостей рисунка - ради узнаваемости и продаваемости. Раньше (4-6 лет назад) этот мотив звучал послабей. Казалось бы, раз "совок плох" - чего его копировать? Нужно выводить новые бренды, или копировать удачные западные. Однако реальность такова, что производители (как не имеющие дело с политикой, но имеющие дело с памятью потребителей) вынуждены мимикрировать именно под советское и доказывать покупателям, что "их" качество "такое же, как тогда".
Это, кстати, процесс очень аналогичный прибалтам - политически (для оболванивания мозгов) они строят музеи оккупации, зато торгово - копируют советские конфеты и колбасу. Потому что прочная ассоциация с натуральным вкусом и с качеством. Людей-то не обманешь, то поколение ещё вполне здравствует и помнит.
К сожалению, часть снимков в гиперах мною была сделана путём мобилофото, и сюда не вошла, но я постепенно пополняю коллекцию способов мимикрии и со временем выложу. Кстати, если у вас есть такие мотивы - складывайте в комменты.


Collapse )
паровоз П-36

К хладным брегам свинцового цвета

Убываю в мини-экспедицию в Заполярье, на хладные брега Баренцева моря. Завтра в 12.51, по идее, должен уже пересечь Северный полярный круг.
Предполагается осмотреть с поезда Кировскую магистраль, протестировать ленинградский и московский полярные экспрессы, посетить город-герой Мурманск, атомный ледокол "Ленин" и некоторые другие обьекты.
Не шалите тут без меня. Всем счастливо оставаться и чтоб поменьше дыма и жары :)
Серж фиолетово-черный

Владивосток. Рисованные подпорные стенки

О Владивостоке я на страницах этого журнала рассказывал довольно много, но не сделал по горячим следам итоговый пост, о характере города. Поэтому ряд колоритных моментов о нём не был отражён тогда в отчётах. А надо сказать, что Владик по степени своеобразия и колорита заметно превосходит средний русский/советский областной центр и стоит где-то на уровне Одессы, Севастополя или Риги. В общем, много там всего.
Так что сейчас - небольшая зарисовка оттуда, про новый признак: "морские" подпорные стенки. Дело в том, что город по рельефу очень сложный, расположен между сопками, дороги постоянно петляют и подымаются с большим перепадом высот, жилая застройка часто располагается лесенкой на склонах. Везде в рискованных местах укреплены склоны. И вот раньше подпорные стенки у дорог были серо-бетонные, унылые, но в настоящее время разрисовываются, и весьма креативно - под стать характеру города. Допускаю, что даже и одной командой "рисовальщиков". А может и разными - не в курсе.
Давайте немного посмотрим их.

"Морские" подпорные стенки

Collapse )
Серж фиолетово-черный

B-29 летит на запад...

И кстати, совсем упустил из виду. Сегодня исполнилось 67 лет дальнему полёту вот этих ребят на B-29:


Подробная визуальная подборка результата полёта вот тут, от nektonemo.
В подборку ходить осторожно, могут присутствовать шокирующие вас кадры.
Уссурийский тигр

68 лет бомбардировке Хиросимы

Сегодня очередная, 68-я, годовщина атомной бомбардировки Хиросимы. В этой связи вспомнилось - будучи весной в Яньани в Музее Революции, обратил внимание на явное различие между китайской и советской позициями по этому вопросу.

Советская позиция (точней, позднесоветская - которую я успел застать) была примерно такой, немного упрощая: "Какие же коварные эти американцы! Бросили на голову невинным японским мирным жителям смертоносное оружие массового поражения! Столько людей просто так убито - и всё ради демонстрации мощи перед Советским Союзом! Ведь японцы уже не имели никаких шансов, и исход войны решило вступление в войну СССР согласно ялтинским договорённостям! Зачем бросали, гады???".

Китайская позиция: "А-а-а... бомба атомная? Ну да, бросили. Ну чо, факт. Американцы, конечно, господа себе на уме, но японским оккупантам так и надо! Они наших патриотов убивали и травили бактериями в Маньчжурии, так пусть сами теперь помучаются вдоволь! Получили по сусалам, да? По заслугам!".

Американская миссия в Яньани, август 1944. В центре - Мао, слева, частично обрезан - Чжу Дэ
Серж фиолетово-черный

Блогеры vs журналисты. Кто кого переборет? :)

Вчерась поучаствовал в пресс-конференции (или круглом столе?) в "Балтинфо" на Петроградке.
Тема - закон о блогерах и его последствия.
Позвал меня Вел aka velkoldin (посол ЖЖ в СПб), решил сходить.

От усредненной "блогосферы" нас было всего двое - я и Вел.
В качестве третьей "говорящей головы" была Марина Шишкина, депутат ЗАКСа (от "Справедливой России"), доктор социологических наук и профессор. Ну ещё ведущая, барышня от Балтинфо, и зрители-журналисты.

Collapse )
Кортес

Иностранные "Катюши"

В комментах ко вчерашним "миллионам корейских алых роз" была поднята интересная тема - самые популярные русские / советские песни за рубежом. Те, что стали неплохо узнаваемы даже в культурном пространстве других наций. Там в комментариях набросали много интересных композиций и интерпретаций - почитайте, если интересно.

По моему опыту путешествий, №1 из всех "наших" песен - это всё-таки "Катюша". Я помню, когда-то удивлялся её распространению ещё во Вьетнаме, будучи там 25 лет назад. Но она вполне известна и в Европе (помните, недавно выкладывал клип "Катюша в парижском метро"?), и особенно в Китае. Когда писал пост "Мир китайской плацкарты", то забыл тогда упомянуть про "народные" музыкальные дорожки, что крутят по поездной трансляции. Так вот, там чуть ли не в половине случаев присутствует как раз "Катюша", и ещё, реже попадаются "Подмосковные вечера". Ещё был случай в городе Ухань, когда я ужинал после длинных дневных езданий и хождений, и так вышло, что попал на караоке, где какая-то хмельная компания китайцев демонстрировала свои певческие навыки. Так вот, там они тоже "Катюшу" пели. Жаль, я был в тот момент сильно усталый и поленился доставать фотик, а так бы ролик получился вполне шикарный :)
Поэтому можно говорить, что она в каком-то смысле влилась в китайский культурный код и там узнаваема.

Но больше всего из иностранных "Катюш" мне нравится японская, в стиле аниме, где они старательно поют по-русски. Там интересен ещё и ассоциативный ряд: танки едут куда-то очень далеко, по заснеженным ровным просторам. И всё время идёт снег:



Collapse )
Тигр задумчивый

Медленно Мистрали уплывают вдаль, встречи с ними ты уже не жди...

Вот так - тихо, закулисно, скучно и буднично закончился громкий драматический спектакль протяжением в полтора года:

Президент Российской Федерации и Президент Французской Республики приняли совместное решение о прекращении действия контракта на строительство и поставку двух десантно-вертолётных кораблей-доков типа «Мистраль», подписанного в июне 2011 года.

В ходе экспертных переговоров, прошедших в традиционном для российско-французских отношений дружественном ключе, удалось прийти к взаимоприемлемой договоренности о возмещении российской стороне средств, выплаченных по контракту, а также о возвращении поставленного российского оборудования и материалов. Франция уже перечислила упомянутые средства и после возврата оборудования обретет право собственности и сможет распоряжаться обоими кораблями. В Москве считают вопрос «Мистралей» полностью урегулированным.
(+)


Экипажи обучены, деньги возвращены, технологии модульного судостроения переданы.
За работу, товарищи! :)
Ворота в Азию

Питкяранта: станция и немного города

Ещё одна попутная зарисовка из КругоЛадоги-2015 - с города Питкяранта в Юго-Западной Карелии.
Сперва хотел выложить только станцию с вокзалом, но подумав, добавил в пост снимки и "просто" города, без привязки к ж/д. Итак, Питкяранта, 11 тыс. населения, на берегу Ладоги - ЦБК. Железная дорога пришла сюда в 1932, а через 8 лет город перешёл под юрисдикцию СССР.

По какой-то неизвестной для меня причине не так давно здесь был построен большой вокзал. После закрытия пассажирского сообщения по семафорной ветке от Лодейного Поля - Олонца опустел. Сейчас тих и пуст. С 1 августа полностью закрыта ж/д касса - так как поездов нет. Автобусная касса работает - по совместительству вокзал, вроде бы, работает и автостанцией.
Давайте погуляем тут, и посмотрим, что-как.


Collapse )
МПС СССР

С днем железнодорожника!

Железные дороги - система, которая уже больше 150 лет скрепляет страну воедино и не раз её спасала в лихие годы.
Железная дорога никогда не спит - она всегда работает. Каждый час и каждую минуту в любое время!
С днем Железнодорожника, товарищи!

паровоз П-36

Под какой тип поезда бросилась Анна Каренина?

Интересный железнодорожно-филологический анализ "Анны Карениной".
Обычно литературоведы и филологи анализируют текст и содержание романа, но не вдаются в техническую сторону: а как вообще выглядел паровоз и поезд, под который бросилась незадачливая героиня?
Это решила выяснить mopsia. Текст её, а я только консультировал и дополнил его по ж/д части.

[...] К сожалению, Лев Николаевич, вообще-то очень внимательный ко всем мелочам создаваемого текста, не удосужился указать тип, серийный номер и год выпуска паровоза, под который бросилась Анна Каренина. Никаких уточнений, кроме того, что поезд был товарный, нет.

– Как ты думаешь, под какой именно паровоз бросилась Анна Каренина? – спросила я однажды у великого ферроэквинолога всея ЖЖ.
– Скорее всего, под «Овечку», – подумав, ответил С. – Но, возможно, что и под «Твёрдый знак».

"Овечка":


Collapse )
Серж злой

Закоротило на "Сапсане"

Очередной зацепер 17 или 18 годков навсегда уехал на разборки к министрам путей сообщения СССР, на небеса. Конкретно этот захотел острых ощущений на крыше "Сапсана", но после Твери его закоротило и он превратился в Жанну д'Арк. Когда потушили, было поздно. Состав задержался прибытием на 47 минут.
Интересно, зачем они это делают? Неужели непонятно, что ехать верхом на Сапсане на 220 км/ч - это несколько необдуманно?



паровоз П-36

Грузовое крушение в Штатах

К слову про ж/д крушения. Грузовые крушения без жертв и в Штатах происходят не менее, а даже более часто, чем в России на магистральных линиях. Просто их никто толком не считает и не мониторит, кроме самих американцев-транспортников.

Примером можно взять свежее крушение 3-дневной давности в штате Миссури 2 августа 2021, где 33 вагона сошло с рельс. Рутинный инцидент, т.к. не было никаких жертв, только материальный ущерб и полусуточное прерывание движения. Обратите, кстати, внимание, на высокий габарит и бОльшую ёмкость крытых вагонов: такие обращаются на полигоне западней Чикаго - Нового Орлеана. Там и 40-футовые контейнера возят в 2 яруса, что у нас недопустимо.


Collapse )
Камчатка

Буклет "Советского Союза" (1959)

Через 2-3 недели на ютуб-канале "Тактик-Медиа" выйдет ролик про историю "Советского Союза" - "Альберта Баллина", флагмана сперва HAPAG, а потом и ДВМП ММФ СССР, который работал на линии Владивосток - Камчатка в 1957-1980 гг.
Разыскал для этой цели буклет легендарного турбохода от 1959 г.
Вот его лицевая страничка. По-моему, очень стильно исполнено!


паровоз П-36

XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

Станция Ряжск, которой мы достигли поездом Пенза - Москва - узловая.
Ряжск-1 возник при строительстве Рязано-Уральской ж.д. ещё в 1866 г. и принадлежал частной линии. А вот Ряжск-2 был построен на ответвлении от основной оси - на Моршанск, потом отросток продлили до Пензы. После объединения нескольких линий в Сызрано-Вяземскую её в 1888-90 выкупили в казну и она стала государственной. При этом, что интересно, фешенебельный "Сибирский Экспресс" из Москвы в начале XX века шёл на Харбин и Владивосток именно по казённым линиям - сперва через Тулу, а затем по Сызрано-Вяземской дороге. Он пересекал частный Ряжск-1, не останавливаясь там и делал остановку на казённом Ряжске-2. Потом уже, при СССР, когда все линии национализировали, Ряжск-2 захирел и всё пассажирское объединили на Ряжске-1, который был главной станцией. Там всегда стояли все южные поезда, и это прекратилось только лет 8-10 назад, когда плечи локомотивов удлинились и перестали совпадать с границами дорог. А тут - целых две границы: сразу за Ряжском Московская ж.д. заканчивается, и по главному ходу начинается Юго-Восточная ж.д. А по боковому на восток - Куйбышевская.

Так что давайте посмотрим оба Ряжска - и большой (I), и маленький (II).


Collapse )
подлодка у пирса

"Акула" как музей? Возможность есть, нужно политическое решение

Первая часть интервью с депутатом Госдумы РФ от Архангельской области Александром Юрьевичем Спиридоновым.
Наш разговор в этой части полностью посвящен сохранению и возможной музеефикации подлодки проекта 941 "Акула", по следам моей поездки в Северодвинск и Архангельск 4-8 июля 2024 г., в ходе которой я посетил завод "Севмаш" и ПЛ "Северсталь". Разговор получился, на мой взгляд, весьма конкретный и содержательный.

Спиридонов А.Ю - "Северсталь" - Сигачев С.Г.

ССГ - Сергей Сигачев (автор ТГ-канала "Блокнот Перископа")
САЮ - Спиридонов Александр (депутат Госдумы, зам.пред. комитета ГД по промышленности и торговле)

ССГ: Здравствуйте, Александр Юрьевич!
Прежде всего, в начале разговора хочу поблагодарить вас за содействие и участие в посещении такого предприятия, как «Севмаш», куда крайне непросто попасть и подлодки «Северсталь» - чтобы увидеть, как вообще она выглядит изнутри. Сразу хочу сказать, что впечатления от посещений, конечно, грандиозные. Но об этом я напишу отдельно.
А с вами я хотел бы ещё поподробнее обменяться мнениями по возможной музеефикации ПЛ «Акула», одного из корпусов проекта 941, а их сейчас три. Год назад мы делали большое интервью с вами, и там пришли к обоюдному согласию, что такой уникальный проект должен быть как-то запечатлён в памяти потомков. Да, действительно сам этот объект гигантский по размеру. Мы там провели 2 часа, нам провели большой поход по лодке, и под конец я был уже без сил, потому что по этим многоэтажным трапам лазить и всё смотреть - нужно очень много энергии. Тем не менее, мы были счастливы, что всё это увидели воочию.
У меня, собственно говоря, вот такой к вам вопрос, принципиальный. Как к корабелу и профессионалу отрасли. Вообще, почему и зачем мы должны сохранять эту гигантскую лодку? Ведь мне обязательно будут задавать вопросы: "это же очень дорого"! "Да нафиг нам это нужно"! Или, может быть, что-то подешевле сохранить? Как вы думаете?

САЮ: Вообще-то, подводные лодки проекта «Акула» - это гордость нашей нации. Когда-то во времена их строительства вся страна, вся промышленность страны напрягалась для того, чтобы создать поистине уникальный корабль, «грозу морей». И наши противники, действительно, очень опасались этого корабля. На нём стоял один из мощнейших ракетных комплексов морского базирования. Конечно, мы должны сохранить эту историю и должны показать, как выглядит атомный корабль внутри, как служили на нём моряки, насколько высок был уровень и мощь нашей промышленности.
Но и нам этот корабль важен как назидание будущим поколениям, как мы должны сохранять наш флот. И, к сожалению, история утилизации этих кораблей - она тоже довольно печальная: когда их утилизировали за иностранные деньги для того, чтобы побыстрее сократить ядерный потенциал нашей страны.

Collapse )