On this day in journal — October 27th

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
паровоз П-36

Ворота в Азию, ч.24. Оренбург. Железнодорожности

В конце "большого оренбургского дня" я снова прогулялся до вокзала и поснимал некоторые железнодорожности. Традиция такая - если есть время, то я всегда их снимаю. А если нет, или я не сумел побывать на ж/д вокзале в каком-то посещённом мною городе, то остаётся ощущение неполноты, недосказанности: ведь вокзал, куда прибывают поезда дальнего следования - это ворота города.
Словом, давайте немножко прошвырнёмся по привокзальным окрестностям.

Вокзал Оренбурга, фронтон: досталинские эмблемы МПС СССР (вплоть до начала 1930-х).

Collapse )
Уссурийский тигр

"Перепись-2010"

Относительно "Всероссийской переписи" (почему в кавычках, увидите дальше). Гунтер только что написал: "Всероссийская перепись населения так ко мне и не пришла". Так вот, ко мне - тоже. Это первый раз, когда я не переписан. 1970-й не помню по младости лет, 1979-й - на Камчатке, уже осталось в памяти. В 1989-м я был в командировке в Москве, но и там меня переписчики нашли - в гостинице "Измайлово". В 2002-м в Хабаровске - вечером приходили, вежливые, переписали. Сейчас - никто не пришёл. Это, честно говоря, ставит меня в тупик: находясь в 5-миллионном густонаселённом мегаполисе, меня "не нашли". Хотя и те выходные и эти я был в городе.

Collapse )
Серж строгий

Петростат рапортует

Как по заказу, к предыдущему посту. Ви таки будете смеяться, возможно даже пацтолом, но вот свежая весть от Петростата:

В Петербурге переписано 4 789 482 человека, то есть 103,6%. Об этом в ходе пресс-конференции сообщил глава Петростата Олег Никифоров. Он уточнил, что на 1 января 2010 года официальная численность населения Северной столицы составляла 4 600 000 человек. Таким образом, перепись зафиксировала рост на 3,6%.

Аплодирую стоя!
Серж фиолетово-черный

Таллин. Меч, голова, камни и факел

Давайте прогуляемся по восточной окраине Таллина. Там, прямо у магистрального Петербургского шоссе, стоит постсоветский новосозданный мемориал - в совершенно иной эстетике, чем привычный нам стиль мемориалов Великой Отечественной.

Меч вонзился в эстонскую землю

Collapse )
Серж фиолетово-черный

Северный "Ледовитый" исчезнет в 2020?

Наткнулся на свежую беседу знаменитого путешественника Фёдора Конюхова с А. Прохановым. Где, в частности, Конюхов говорит про будущее исчезновение ледовой шапки Северного Ледовитого океана:

[...] Сейчас мы готовим экспедицию — до Северного полюса дойти на собачьих упряжках, 1 апреля будет старт. Дойти до Гренландии, пересечь её всю на собаках — это примерно 4000 км.
Зачем? А вы же знаете, что в ближайшее время не будет Северного Ледовитого океана, и уже наши внуки или чьи-то дети не пойдут к Северному полюсу, как ходили мы: на лыжах, на собачьих упряжках. Мы стоим на пороге такого события, которое уже и сейчас происходит. Если раньше говорили, что к 2050 году, потом, что к 2030, то сейчас считают, что уже к 2020 году не будет Ледовитого океана
.


Так вот, вопрос: что, действительно, сокращение поверхности льдов в Северном Ледовитом такое быстрое? Или нет? А если да, тогда зачем все эти программы по грандиозному обновлению парка атомных ледоколов? Или Конюхов просто выдаёт временные отклонения за постоянную тенденцию?

Collapse )
разговоры

Зимнее время

Как я понимаю, в этом году перевода стрелок на зимнее время тоже не будет?
А то пыжились, бодались и грозились в Госдуме что-то такое принять, но всё тихо. По идее, завтра должны были перевести. Т.е. второй год подряд будем жить на непередвигаемом времени, так получается? Или нет?
(если так - оно и хорошо, всегда терпеть не мог эти сезонные переводы)
паровоз П-36

Картинка с Варшавы-Западной

В связи с тем, что мне скоро снова "вставать на железные колёса", небольшая железнодорожная картинка на вечер.
Варшава-Заходня (-Западная), вид в сторону центра города, с вокзальной платформы. В центре даже немного виден в перспективе Дом Науки и Культуры, тамошняя сталинская высотка. А вообще, почти дописан первый пост польско-литовской серии - про Белосток, но выкладывать буду уже после Москвы. В ней будет мно-о-ого постов, и плюс ещё я не рассказал про Казанский авиазавод - тоже должок и очень интересные места :)

Collapse )
Уссурийский тигр

Волшебный пендель для планшета

Планшет Самсунг (Galaxy tab 10.1), с которого я писал и постил из поездок, вчера неожиданно глюкнул, намертво затормозился на первом экране начала загрузки и перестал реагировать на всё. Все обычные средства перезагрузки не помогли.

Использовался он у меня, прямо скажем, очень интенсивно, прожил в нормальном состоянии 2 года и 2 недели. Из поездок как мобильный девайс прошёл стамбульскую, смоленскую, казанско-марийскую, Янтарно-Висленскую, Первую Китайскую и Вторую Китайскую.

Чем дальше, тем интенсивнее я его в поездках юзал. Золотой век его наступил, когда в Гугль-Переводчик добавили возможность загрузки офлайновых словарей и я загрузил туда русско-китайский словарь. В принципе, в свежей поездке около 60% общения с китайцами с решением текущих вопросов происходило через него. Плюс навигация по незнакомым городам, тоже с предварительной загрузкой карт, плюс букинг.ком, плюс выяснение непонятного, плюс расписания. Ну и "записки на манжетах" для памяти во время пути (которые потом иногда отливались в посты типа "Гранд-Шоко и китайцы").

И вот, через два дня после возвращения, он капитально завис и перестал работать.
Вопрос: может, кто-то посоветует "волшебный пендель" для его оживления - какие-то там комбинации клавиш и тд? Если был опыт. Или только нести в местный самсунговый СЦ, без вариантов?
Уссурийский тигр

Авиационная культурология-2. Русские исполнители

Пока обрабатывается основной материал, продолжим исследовать пласты авиационной культурологии от Hainan Airlines.
В первой части я выложил некоторые аннотации к фильмам, старательно переведённые с китайского. Теперь переключимся на музыку лёгкого попсового жанра. Итак, что может послушать русскоязычный пассажир в развлекательной системе лайнера, если он не любит всякую там бусурманщину, а непременно хочет отечественное, сермяжное, посконно-домотканое? Давайте пробежимся по тому, что там есть.
Для таких пассажиров китайцы заботливо отобрали более полутора десятка отечественных дисков, причём некоторые исполнители (Витас и Александр Новиков) представлены аж 3-мя концертами.


Collapse )
наполеон

Мрачная психотропная аура Дворцовой площади (1901-1928)

Рассматривал тут снимки Февральской революции 1917-го в большом разрешении. И подумалось мне - а какая же всё-таки мрачная тогда была Дворцовая площадь, чисто психологически: Зимний - кирпично-тёмно-красный, Штаб ГК - тоже мрачно-кирпичный, тёмный. Здание ГШ - тоже. Все вокруг просто давит на человека. Поневоле подумалось: это ведь тоже как-то косвенно на настроение масс влияло?

Цвет хорошо виден, например, на картине Кустодиева («Праздник на площади Урицкого в честь открытия II Конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года»). Вот фрагмент:


Collapse )
Уссурийский тигр

Авианосный дым в Ла-Манше и издержки идеологии

Шикарная статья на Ленте.ру:
Огонь в небесах (Почему дымит «Адмирал Кузнецов»)

Это, пожалуй, лучшее, что было в отечественных СМИ за последние 5 лет по советской авианосной программе в целом. Спокойно, развернуто и по делу. Хорошо, что медийная истерика по поводу дыма "Кузи" инициировала общественный интерес к этому вопросу.


PS. Кстати, я полностью согласен с соображениями Крамника и по вопросу отношения конвенции Монтрё о праве прохода авианосных кораблей СССР через Проливы. А то у нас за эти годы нагородили на этот счёт глупой мифологии изрядно.
Вот он про это конкретней пишет:

Collapse )
паровоз П-36

Снегопад остановил "Сапсан"

Вчерашний снегопад в регионах между Питером и Москвой (Тверская-Новгородская области) остановил и "Сапсан":

Скоростной поезд «Сапсан», который вышел из Москвы в Санкт-Петербург в 19.30 мск, застрял из-за наледи на рельсах в Новгородской области.

Как сообщает корреспондент «Росбалта», во время движения раздался треск, поезд плавно затормозил, после чего погасло основное освещение. Некоторое время вагоны поезда освещались при помощи аварийных ламп. По словам проводников состава, причиной инцидента стал снег, который в течение суток шел в регионе. Последующая оттепель привела к образованию наледи на железнодорожных путях. Также проводники сообщили, что застрявший «Сапсан» будет отбуксирован в Малую Вишеру, где пассажиры пересядут на другой состав.



ЗЫ. Журналисты, скорей всего, перепутали причину или взяли с потолка первую попавшуюся. По симптомам там было явно оледенение контактного провода.
паровоз П-36

Подземные переходы под ж/д магистралями - где ещё есть?

Переезд на Удельной - один из самых опасных. Там проходит скоростная линия на Финляндию - поезда "Аллегро", много экспрессных "Ласточек" на Выборг, куча электричек, грузовые поезда. Движение интенсивное. И где-то с год назад (поправьте меня, если раньше) там построили подземный пешеходный переход - причём он выходит даже несколько ближе к павильону метро, чем от переезда. Стало намного безопаснее - хотя, конечно же, многие всё равно прутся через шлагбаумный переход.
Немного фоточек этого перехода - см. под катом.

Вопрос к читающим журнал: а накидайте мне ещё примеров таких пешеходных переходов под магистральными ж/д линиями в других городах? Где ещё подобное строили? Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург, Ростов, Волгоград, Челябинск и проч. и проч. Может и в Москве что есть. Но! Имеются в виду не станции метро у ж/д платформ с переходами под путями и не всякие там МЦК, где строились транспортные хабы - а именно подземные пешеходные переходы под магистральными линиями.
(надземные не надо, они менее удобны и более трудоемки в преодолении)

Магистральная линия на Финляндия у ст. Удельная

Collapse )
Камчатка

"Реактивная" доступность Камчатки: уже 60 лет

60 лет назад - 24 октября 1957 года - в аэропорт Елизово прилетел первый Ту-104, открыв новую эру доступности Камчатки. Раньше - минимум 8-9 часов на Ил-14 с двумя посадками от Хабаровска, а стало - 2 с половиной часа и даже 2.15.

Ту-104 в аэропорту Елизово

Collapse )
Авиация

Первые бреши в аэропортово-переименовательной истерии

В "аэропортово-переименовательной" истерии появились первые бреши:

[...] Сомнительная инициатива общественной палаты Калининградской области по переименованию аэропорта «Храброво» вызвала бурю возмущения среди калининградцев

[...] Общественная палата РФ исключила Пермь из участников общенационального конкурса «Великие имена России». Сейчас на сайте конкурса нельзя выбрать название для аэропорта. Кроме Перми из списка голосования пропал город Иркутск. Его убрали, решив дождаться окончания строительства нового аэропорта.

«Участие в данном проекте учитывает актуальную ситуацию в регионах. В прошлом году уже была использована практика обращения к прикамцам по выбору названия нового аэровокзального комплекса Перми. Были проведены телефонный опрос жителей и онлайн голосование. Большинством голосов было выбрано название «Большое Савино». Организаторы на федеральном уровне учли это обстоятельство и скорректировали список участников проекта», — сообщают координаторы инициативы из Общественной палаты Пермского края.

4 октября министр культуры России Владимир Мединский сообщил, что «никто не может вспомнить, как сейчас называются аэропорты в Перми и Екатеринбурге», поэтому логично было бы сменить название. Однако инициативу Мединского восприняли негативно. Также о том, что название пермского аэровокзала менять не будут заявил губернатор Максим Решетников.

(отседова)

От себя добавлю, что идея массового переименования аэропортов - крайне идиотская затея в принципе.
И очень затратная, что бы там ни говорили её инициаторы.
Причем любое прибавление любых приставок приведет к необходимости перелицензирования, перерегистрации и получения заново всех документов, а также перепечатке многих тысяч маршрутных табличек, информационных материалов и проч.

Нигде в мире не переименовывали национальные аэропорты чохом, кампанейски - всегда и для любой страны это было мероприятие единичное, немассовое.
Для возражающих предлагаю назвать мне любую страну на их выбор, где разом или в течение короткого времени - год-два - переименовывали бы хотя бы 5-7 аэропортов (а у нас предлагается к переименованию - только не падайте со стула! - 45 или 47 разом!).
Кроме того, ожидаемо появились предложения переименовать аэропорты в честь одиозных лиц, способные вызвать нешуточные общественно-политические срачи. Е. Гайдара, А. Солженицына и проч. Но зачем на пустом месте создавать скандалы? Чтобы потешить эго инициаторов?
Авиация

Прорыв в системе питьевого шантажа в аэропортах

Своеобразное приложение к посту про новый терминал B в Шереметьево.
Всем хорош этот терминал - и спланирован толково, и красив, и находиться там приятно, и виды на самолётный перрон красивые. Но есть и ложка дёгтя: питьевой шантаж. То есть, заведомое использование ограничений по проносу воды в "стерильную зону" для взвинчивания цен на воду внутри неё в разы. В принципе, этим видом торгового барыжничества запачканы почти все крупные аэропорты. Разве что китайцы ставили у себя питьевые фонтанчики или кулеры, что я отметил в 2013 году.

Вопроса ведет свою историю ещё с осени 2007 года, когда были введены запреты на пронос воды/ соков (т.е. жидкостей) в салон самолёта. Его ввел ЕС и потом сразу же - Россия. И вот этим и воспользовались аэроторгаши, продавая в стерильной зоне воду по многократно завышенной цене. Но если с едой можно ещё потерпеть (да и с собой взять, если надо), то жажда и недостаток воды - это жизненно важная потребность человека, и тут расчётливая нажива выглядит особенно мерзко. Вода (простая) стоит недорого, и вообще её правильно подавать бесплатно - в сухой зоне. Но на этом уже много лет наживаются. Поэтому для меня этот вопрос принципиальный и в любом порту я обязательно обращаю внимание на него: сколько стоит вода и как она продаётся. И непонятно, почему на этот критически важный для пассажиров вопрос не обращает внимание ФАС.

В этом году, справедливости ради, в Московском авиаузле произошёл прорыв: если новый терминал B ещё не имеет бесплатной воды (по состоянию на сентябрь 2018), то в терминале D, откуда я летел в Питер - появились питьевые фонтанчики! И в общедоступной, и в стерильной зоне! Т.е. можно не только бесплатно попить "нетуалетной" водички, но и набрать её в пустую бутылку с собой в самолёт. Что очень важно для выбора. Кому надо - купит, а кто не хочет - наберет в фонтанчике. Нельзя наживаться на жизненной потребности людей.


Ниже - несколько примеров питьевого шантажа и как отражается наличие выбора на ценах.

Collapse )
разговоры

Метроживопись

Минутка транспортного искусства.
Выискалась очень колоритная современная картина - дело происходит то ли на МЦК, то ли в электричке.
Но так, вполне готичненько и мрачненько :)

Collapse )
паровоз П-36

Сообщение с Сочи восстановлено

Сочи перестало быть островом.
Транспортная изоляция продлилась около 2,5 суток.
В принципе, очень быстро справились, учитывая степень разрушений полотна и искусственных сооружений. Пока восстановлен один путь.

[...] Железнодорожное сообщение между Сочи и Краснодаром восстановили. Как сообщили в пресс-службе Северо-Кавказской железной дороги, поезда будут следовать по временной схеме. Так, по участку уже проехал первый состав № 102 Адлер — Москва, в котором находятся 183 пассажира.
Следом за ним отправятся поезда № 241 Иркутск — Адлер, № 14 Адлер — Саратов и № 449 Самара — Адлер.



Серж пионер

Обратная сторона Луны

60 лет назад в этот день в главных газетах СССР впервые в истории были опубликованы снимки невидимой стороны Луны.
Сами снимки были получены ещё 7 октября 1959 года, однако передать их обратно с борта АМС (с устойчивым сигналом) удалось только 18 октября, когда межпланетная станция подошла ближе к Земле. Затем снимки дешифровывали, попутно давая наименования элементам рельефа Луны - по праву приоритета СССР, и наконец через 8 дней их выложили в публичный всеобщий доступ. Уже - с советскими именами деталей рельефа спутника Земли.

Collapse )
Ворота в Азию

XIV. Горный БАМ от Муруринского перевала до Тынды

В этой части - вторая половина условного "горного БАМа" (первая половина тут): от самой северной точки магистрали уходим на перевал Мурурин, который является не только самой высокой точкой БАМа, но и самой высокой точкой Российских железных дорог вообще (1323 м). Затем следует живописный спуск вниз вдоль течения р. Хани, с захватом территории Якутии и ст. Хани. Далее БАМ уходит резко на юго-восток, а после этого линия долго идёт по долине Олёкмы и Нюкжи. При этом близ Хани проходит граница Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также ВСЖД и ДВЖД. Наконец, в 45 км западнее Тынды проходит водораздел Ленского и Амурского бассейнов, и трасса становится дальневосточной уже во всех смыслах.

Пейзажи и петли Муруринского перевала

Collapse )
Кортес

"...Очень похожий на Сталина" (из дневников Каманина)

Вот еще забавный отрывок из дневников Каманина (II том), повествующий о накале антисталинской истерии в высших сферах после XXII сьезда. Это уже осень 1964-го, до низвержения Никиты Сергеича остается всего месяц. После того, как его сбросят, Вторая десталинизация будет быстро остановлена и начнется сусловская Заморозка, которая в свою очередь будет строго соблюдаться до конца 1969 года. С 1970 пойдет частичная разморозка: образ Сталина будет разрешен в положительном ключе - но только для военных событий, на остальные периоды будет действовать сусловский запрет, практически на все время правления генсека Леонида I.

Collapse )
паровоз П-36

Северомуйский тоннель на БАМе: порталы и подходы

Самый длинный тоннель в России – Северомуйский на БАМе, он находится между крупными станциями Новый Уоян и Таксимо – в месте, где магистраль преодолевает одноименный горный хребет. Это отрезок между 1354 и 1370 км Байкало-Амурской магистрали. Длина тоннеля – 15343 метра, а строился он (с перерывами) с 1975 по 2001 год, когда там началось рабочее движение. Открыт для постоянной эксплуатации 5 декабря 2003 г., и с того времени БАМ на всём своём протяжении стал доступен для движения полновесных грузовых поездов без их переформирования.


Collapse )