инда взопрели озимые... ...и разверзлись хляби небесные... ...и шагнул из темной парадной прямо в невидимую лужу, да по колено... ...и то правда, а зачем фонари во дворах вешать? ...понюхал старик Ромуальдыч свои портянки и ажно заколдобился... ...и шел по вечерней Петроградке до самой "Чкаловской", да со сладострастно хлюпающим правым ботинком... ...и смотрела сочувственно субтильная петербургская старушка на меня в метро... в общем, хороший охлаждающий массаж на исходе дня :)
Вот за что восхищаюсь Питером - он никому и никогда не даёт никаких гарантий. Железно.
А вчерашний снег - это ж просто бред сумасшедшего! Нет, не было такого. Вы только посмотрите - ведь вокруг лужи в гектар! Какой ещё снег???
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Город Хилок находится между Читой и Петровским Заводом, на Транссибе. Живет в основном железной дорогой и лесом, депо, узловая станция, население около 15 тыс.
Возвращался домой, и сьезжая с виадука на Планерной, заметил сегодня огромную перетяжку через дорогу, буквами по три метра: "Yota. 4G". А в ленте раньше что-то тоже проскальзывало про эту Йоту. Так вот. У меня вопрос, друзиа - что это за Yota такая? С чем её едят? Нафига она нужна и что с ней делать в повседневной жизни, что она улучшит? Растолкуйте попонятней, кто знает - а то я не в курсе смысла этого волшебного слова.
Увидел сегодня у d_pankratov интереснейший кадр: авианосец "Тбилиси" (это девичья фамилия нынешнего "Кузи") на государственных сдаточных испытаниях, после первой посадки истребителя Су-27К на палубу корабля. Оказывается, именно сегодня, 1 ноября, стукнуло 20 лет со дня первого взлёта (Т.Аубакиров) и первой посадки (В.Пугачёв) полноценного "самолётного" типа (а не вертикального взлёта, типа Як-38) на советский авианесущий крейсер. И в этот же день выполнен первый "корабельный" полёт штурмовика Су-25УТГ (пилоты Вотинцев и Крутов). ( Collapse )
Судя по динамике ассортимента, рыбная часть гиперов восстановилась после провала зимы-весны-лета 2009-го, когда я всерьёз подумал, что вся эта индустрия добычи и доставки неимпортной рыбы сыграла в ящик. Тогда исчезло почти всё охлаждённое, кроме норвежской рыборазводной херни. Ну и карасей с карпами и толстолобиками. ( Collapse )
Ровно 50 лет назад, в ночь с 31 октября на 1 ноября, на Красной площади состоялась ответственная операция, согласно резолюции XXII съезда КПСС: вынос тела И.В.Сталина из Мавзолея и его тайное ночное перезахоронение.
В Москве я пробыл световой день 28 сентября, между двумя поездами, №55 и №20 - правда, он почти весь был нарезан, как порционный торт, на дела и встречи. Впрочем, немного я там всё-таки поснимал, хотя погодка и не радовала. Картинки мокрой столицы, её новации и детали, бросившиеся мне в глаза - в этой части.
Замаскированный листьями чорный нефтяной кран с внедрёнными масонскими знаками, посредством которого ненасытная столица коварно высасывает соки из бедной Расеи
Ну вот, свершилось. Купейная двухэтажка впервые поехала с паксами на Адлер. Срок 1 ноября уже выдержали, не отложили. Обратите внимание, какая низкая база у нового вагона, первый этаж почти на уровне высокой платформы. Любопытно будет почитать отзывы проехавших пассажиров, особенно обитателей второго этажа :)
По просьбе любителей транспортной геополитики в блоге - скан разворота действующих и перспективных транзитных коридоров из Восточной Азии в Европу такими, как их видит Китай. Страницы 6-7 из Большого железнодорожного атласа КНР издания июля 2012 г. Публикую в дополнение к этому и в ответ на это. Вот центральный кусочек сплетения сообщений, из которого видно, что критически важной транзитной страной в Евразии для Китая является Казахстан:
Авиакатастрофа рейса 9268 стала крупнейшей в истории отечественной гражданской авиации. Ближайшей по числу жертв является катастрофа авиалайнера Ту-154 Ташкентского авиаотряда «Аэрофлота» 10 июля 1985 года под Учкудуком, унесшая жизни 200 человек.
Жесть, конечно. Оказывается, это самая большая по числу жертв авиакатастрофа, вообще в принципе в истории нашей гражданской авиации. Предыдущий рекордсмен - Учкудук. А ведь я всего за сутки до события улетал из Пулково, которое ещё не было облеплено репортёрами. И полёт на маленьком канадском самолётике (CRJ-200) мне понравился, впервые за длительное время - удивительно для матёрого аэрофоба, но факт. Пусть даже с промежуточной посадкой. Расскажу о нём отдельно, но позже.
Всем родственникам погибших - мои соболезнования... Знаю, что было много питерских, сестрорецких, колпинских. Наверное, и кронштадтцы были.
PS. Интересно, что прежде всего наши граждане бросились отслеживать отношение украинцев - которые объективно стали важнейшим "значимым иным" для русской этничности. Никого особо не интересует, как реагировали казахи или американцы - зато юго-западные соседи возбуждают неслабые эмоции. Хотя понятно, что там есть как свои адекватные люди, так и обязательные городские сумасшедшие.
PPS. Также рекомендую почитать летние впечатления моего френда yapet об этой неоднозначной авиакомпании о полёте на их чартере. Очень поучительно. Как хорошо, что я не летаю чартерами на курорты.
Немного зарисовок с Екатеринбург-Экспо, где я сейчас нахожусь на т.н. "Чемпионате сквозных рабочих профессий World Skills Hi-Tech 2015". Несмотря на несколько замороченное и длинное название, это оказалось весьма интересным мероприятием, близко соотносящимся с совершенно реальным производством, коего на Урале много. А то мы любим ныть (и это нытьё в блогосфере отлично продаётся, кстати), что вот - "тупая развлекаловка все поглотила, бедные мы такие нищасные, и завтра нам уже непременно хана в страшных корчах". Я в общем, поэтому сюда и поехал, чтобы посмотреть на контрасте то, о чём идёт постоянный плач блогоярославен.
Кстати, екатеринбуржцам настоятельно советую побывать на Экспо - тут много интересного не только для взрослых, но и для детей. Немаленькое количество познавательных тренажеров, стендов и аттракционов. Не тупых шоу-программ, а именно познавательных в полном смысле этого слова. Будет работать ещё завтра, 2-го и сюда ходит бесплатный трансфер от м. "Ботаническая". Сегодня же был самый разгар "рабочего" чемпионата. О нем я напишу попозже более подробно и в картинках, что это такое и что там есть интересного. А пока - немного картинок.
Можно, например, ощутить себя в роли водителя карьерного самосвало-монстра
До президентских выборов в самой мощной мировой империи современности осталась ровно неделя. А раз это самая мощная страна мира - значит, каждого касается, независимо от отношения к ней. В позапрошлый раз я болел за дедушку Маккейна, в прошлый - ни за кого.
Сейчас у них осталось два кандидата - Рыжий Альфа-Самец (от респов, 70 лет) и Либеральная Ведьма (от демов, 69 лет). Выбор невелик, а определение победителя там у них - дело довольно заумное и непрямое, через выборщиков. И в первый день ноября предлагаю коллективно потренировать свои прогностические способности и попробовать предсказать, кто победит - Рыжий или Ведьма? Надо только тыцкнуть в нужный пункт.
Мне лично нонешние выборы у них нравятся - хотя там и геронтократия теперь сплошная, оба претендента очень стары и как Брежневы-Черненки по возрасту, но зато не скучно. Если же Рыжий победит, будет и совсем весело :) Ежели от мериканьцев вас коробит и они для вас просто пиндосы, то можно тыцкнуть на пункт "пофиг" или пропустить этот пост. Ах, да, и ещё, важно: тыцкнуть надо не за того, "кто мне больше нравится", а за того, "который, как я считаю, всё-таки победит". Итак, ваш голос, господа, товарищи и ситуайены!
Слюдянка, которая расположена в двух часах ходу после Иркутска на восток, на самом берегу Байкала - по-настоящему культовая станция. Среди тех пассажиров, кто пользовался дальними транссибирскими поездами при СССР или в первое постсоветское десятилетие, она памятна "омулёвым" изобилием. Её ждали, готовились за час-полтора - тара для рыбы, суровая бумага, пакеты, закупали пиво в Иркутске; предвкушали и когда поезд подходил к платформе, начиналась настоящая омулёвая вакханалия. Первые десять минут стоянки поезда омуль стоил 100%, потом скидывали треть, а за 2-3 минуты до отправления можно было взять оставшегося омулька и за полцены.
Омуль был отменный, свежий, саморегулирование в корпорации работало по-сибирски жёстко: если кто тащил к поезду несвежее, шансы остаться с целой мордой у такой торговки были ничтожны, равно как её после проступка изгоняли из компании. Вагоны у них были все заранее поделены. Через полчаса после Слюдянки вагон обычно пах копчёно-рыбным запахом: там затаривались омулем почти все. Проводники станцию не очень любили - вагонная мусорка после неё была завалена бутылками из-под усть-илимского пива и разорванными на квадраты газетами с рыбоостатками. Стойкий запах выветривается только часа через два, а в туалет примерно через час образуется очередь, если вагон плацкартный. Я хорошо черпанул этого колорита в своё время, и даже в начале ведения этого жж, лет десять назад, с удовольствием постил картинки омулёвой слюдянской корпорации. Тогда это ещё было актуально и свежо.
С тех пор много воды утекло. Сперва там ликвидировали старую вставку постоянного тока - в 1995-м Слюдянка перестала быть станцией стыкования. Затем к середине нулевых её и вовсе лишили длительных стоянок пассажирских поездов - электровозы пошли напроход на Улан-Удэ, без смены бригады. Но она ещё держалась: корпорация не могла умереть так сразу. Торговки умудрялись продавать свои корзины за три минуты - тем более что омуля с легендарной станции всё равно ждали. Многолетние привычки не отменить. Потом был нанесён ещё один удар: построили новую платформу на отшибе, чёрти где за десять путей от вокзала. Половина поездов (в основном с запада на восток - самых "хлебных" по выручке) стала останавливаться там. На такое расстояние особо не набегаешься, тем более с короткими стоянками. И где-то за пять лет после этого знаменитая омулёвая торговля сошла почти на нет. В этот раз я обходил киосочки - ассортимент был совсем печален и мал. Никто не торговался, никакого свежака уже не было и в помине, только лежалые мелкие рыбинки. Сик транзит глориа мунди...
Впрочем, довольно ностальгической лирики. Давайте посмотрим, какова она - сегодняшняя Слюдянка.
Увидел недавно в "Гудке" вот такой плач Ярославны:
Сетуют, что, дескать, много малых аэропортов в убыток работают и могут, типо, помереть. Прямо на заседании, наверное, впервые для себя Америку открыли. Внезапно, ага.
Через 15 лет количество аэропортов в России может сократиться вдвое - с 254 до 120 из-за накапливающихся убытков в отрасли, опасаются участники конференции «Поиск новых подходов к развитию аэропортового бизнеса», прошедшей в Москве.
За 25 лет с 1991 года количество гражданских аэродромов в России сократилось в 3,5 раза - с 900 до 254. По данным реестра аэродромов, размещенного на сайте Федерального агентства воздушного транспорта, большего всего их осталось в Якутии - 32. «Количество аэропортов стало меньше, чем в штате Аляска, - отметил на конференции генеральный директор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев. - Там у них 270, а у нас скатились до некуда».
Горбачев опасается, что «если не предпринять срочных мер, если государство не обратит внимание на этот социальный объект, то через 10-15 лет останется примерно 120-150 аэропортов». 100 или больше аэропортов, по его мнению, не выживут из-за убытков, связанных с уменьшением пассажиропотока.
И дальше, плачут:
Большинство аэропортов с пассажиропотоком менее 100 тысяч человек в год «будет гарантированно работать с минусом», обрисовал на конференции ближайшую перспективу директор научного центра Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» Александр Фридлянд. По его данным, аэропорты зависят от объема перевозок, а потому при небольшом и даже среднем трафике им не гарантирована рентабельная работа. Уже сейчас у большинства «мелких», по определению Фридлянда, аэропортов сформировались убытки. Однако за счет того, что у крупнейших аэропортов, которых он насчитывает 10-13 единиц, рентабельность превышает 20%, среднее значение рентабельности по отрасли оказывается выше нуля - 13%.
А плачут так потому, что у нас рулят с самого верха этим процессом персонажи, у которых ещё с 1992 года в башке жёстко прошит экономикс в коричневой обложке и всякие вшэ. Потому что, по их разумению, "если транспорт не выгоден и приносит убытки перевозчику, его надо сразу закрывать". И плевать этим социал-дарвинистам на обеспечение связности страны и прочие такие категории. Они да, закроют все эти шаражки невыгодные - ибо мыслят с выгодой строго для себя.
На линию возвращается маршрут Минск - Варшава, правда, "по-негореловски" - с пересадкой из поезда в поезд, вместо перестановки колёс в Бресте. Зато значительно дешевле других ж/д вариантов:
[...] В начале декабря вступает в силу новое расписание БЖД. В нем найдется место маршруту из Минска до Варшавы и обратно. Напомним, состав белорусского формирования ходил между столицами вплоть до весны 2015 года. С тех пор пассажиры, предпочитающие железную дорогу, вынуждены были пользоваться дорогим московским поездом №9/10. Белорусская и польская железные дороги разработали комбинацию, которая позволила удешевить билет и сократить время. Как и предполагалось, направление будет работать с пересадкой в Бресте. Это и дало полтора часа экономии. Вместо переставления вагонов на колею другого размера, из поездов переходят сами пассажиры. На это дается час. После чего поезда отправляются обратно уже с новыми пассажирами.
— По Беларуси будет курсировать 5-вагонный электропоезд Stadler ЭПр. По Польше — аналогичного класса, — сообщили в отделе пассажирской службы БЖД. — Мы постарались учесть мнение пассажиров. Но есть еще и возможности расписания. Время отправления поезда из Минска — 10:57. В Варшаву пассажиры приедут в 17:29. В обратном направлении отправление из Польши в 8:44, прибытие в Минск — 18:49.
Очень своевременная инициатива. Таковая неизбежно должна была появиться - потому что верховная власть, во-первых, до сих пор не может оторваться идеологически от сиськи Девяностых годов с её мазохистским культом сталинских репрессий. До сих пор они не могут осознать, что культ самоуничижения не есть дееспособный идеологический ресурс - это фактическое поощрение бандеровско-прибалтийской практики построения нац.идентичности на русофобской платформе. И ведёт этот культ не к примирению, а к расколу общества.
И во-вторых, высшая власть РФ отказалась от какой-либо формы отмечания юбилейной даты общепланетарного значения - 100-летия Октябрьской революции. Отказалась сознательно - как ведущая свой отсчёт от майданов 1991 и 1993 года и её в этом отношении вполне можно понять. Это враждебная для них дата. Неприятно только то, что эту дату фактически отдали на откуп одной из политических партий в России - как будто бы она, дата, сугубо узкопартийная. Нет, эти эпические события (1917-го) принадлежат всему обществу, а не только одной какой-то партии. Поэтому правильным будет участие в отмечании столетнего юбилея и обычных граждан. Мы с вами ведь и есть то самое пресловутое "гражданское общество", от имени которого часто пытается говорить небольшая, но громкая тусовка внутри московского кольца, узурпировавшая в медиа это право.
Поэтому публикую релиз акции "Три гвоздики для Авроры".
Небольшая зарисовка про пермский пищевой специалитет. Есть там такое местное блюдо с забавным названием - посикунчики. Причём одни пермяки утверждали, что никогда не слышали ни про какие "посикунчики" - дескать, это поветрие появилось только в последние годы; а другие мне говорили, что да, есть такое и типа родители готовили их ещё в незапамятные советские времена и "сейчас таких не найдёшь". Как бы то ни было, но я очень хотел попробовать эту штуку, тем более её так смачно описывала в своём посте железнодорожная путешественница donni_nina.
В первый день пребывания в Перми ничего не вышло - оба адреса, которые выдавал Яндекс (Луначарского, 92 и Компрос, 32), оказались "пустыми". Но я не сдавался и сделал вторую попытку через день, после осмотра Мотовилихи и Перми-2. Уже под вечер. Пошли по ещё одной яндексовской наводке - опять ничего нет! Ситуацию спас polikliet, который вспомнил, где его ими кормили и привёл меня в заведение "Вехотка", где как раз их готовили по "правильным" рецептам. Поэтому за несколько часов до поезда я таки к ним приобщился :)
Сегодня, кстати, двухэтажные поезда современного розлива на российской сети ж.д. отметили мини-юбилей - 5 лет первого рейса. В принципе, как мне кажется, они успешно вписались в общую канву на сети и нашли свою нишу.
Любопытное изменение в церемониале празднования официозного праздника 4 ноября (который довольно плохо прививается среди народных масс, несмотря на потуги пропаганды). Видно, что "крымский" импульс 2014 года неуклонно сходит на нет:
[...] В этом году администрация президента отказалась от организации массовых политических мероприятий в День народного единства в Москве, рассказали РБК три собеседника, близких к Кремлю. Впервые за последние годы 4 ноября в столице не будет ни шествия, ни митинга-концерта.
Традиция проведения массовых политических мероприятий в честь Дня народного единства началась с 2014 года, после присоединения Крыма к России. Заявки на организацию мероприятий всегда подавала Общественная палата. В 2014 году в шествии по Тверской приняли участие не только единороссы и представители профсоюзов, но также лидеры оппозиционных думских фракций — Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский и Сергей Миронов, которые позже выступили на сцене, а затем в знак солидарности взялись за руки. По окончании шествия прошел митинг-концерт. Ранее РБК сообщал, что на акции в День народного единства в 2014 году в том числе мобилизовывались бюджетники и организовывалась платная массовка.
В 2015 году на Тверской также состоялось шествие «Мы едины», завершившееся митингом-концертом на Театральном проезде. К мероприятию присоединились представители ЛДПР и «Справедливой России». Коммунисты акцию проигнорировали. Шествие и митинг, по официальным данным, собрали порядка 85 тыс. человек. Шествие и митинг-концерт «Мы едины» в 2016 году собрали, согласно данным МВД, около 80 тыс. человек. В прошлом (2017) году шествия в честь 4 ноября уже не было, но состоялся митинг-концерт «Россия объединяет» в Лужниках. Мероприятие, по официальным данным, посетили порядка 130 тыс. человек.
[...] В этом году Общественная палата не подавала заявку ни на шествие, ни на митинг-концерт, подтвердил РБК Валерий Фадеев.
Осмотрев станционный Хабаровск, далее мы отправляемся на Комсомольск по линии "ВолК", или проще - Волочаевка - Комсомольск. Изначально это была автомобильная дорога, которая была сооружена в 1933-36 гг. силами Дальлага, но затем её полотно и насыпь были использованы для строительства капитальной железной дороги по нормальным техническим условиям. Линия была построена в 1936-1940 гг. и пущена в строй летом предвоенного 1940-го, стройку производило ГУ ЖДС по Дальнему Востоку, руководимое небезызвестным Н.А. Френкелем (то же ведомство строило в те годы и вторые пути Транссиба).
Линия ВолК отклоняется от Транссиба по ст. Дежневка (следуя на запад) или Волочаевка-1 (на восток), затем проходит по сильно заболоченной местности левобережья Амура, пересекает полноводную Тунгуску и проходит в целом вдоль Амура, держась от него на расстоянии 20-50 км. По пути линия пересекает множество марей, болот и немного, в середине пути, проходит по холмистой местности. Своеобразным центром её является станция Литовко с огромным для этих мест сталинским ампирным вокзалом. Там в паровозные времена находилось и основное депо. Общая длина линии - 353 км. В конце пути от этой ж/д ответвляется магистраль на Совгавань, затем восточный участок БАМа, потом сам Комсомольск. А заканчивается линия на ст. Дземги, упираясь в самом финале в Амур несколькими подходами на самом севере Комсомольска.
Картина совсем не транспортная, но хорошо передает дух времени. Особенно выразительно получился мужик с газетой "Известия" и обрывки от использованных, но оказавшимися пустыми "Спринтов". Лотерея в те годы была жутко популярна тем, что позволяла выигрыш до 50 рублей получить прямо сразу - тут же, у киоскёра. Если больше - надо было идти в сберкассу. Киосков по "Спринту" в провинции было немного - к примеру на Хабаровск, где я в те времена учился, было 4 или 5 всего. Кое-где продавали разные лотереи - обычное Спортлото 5 на 36 или 6 на 48, но там выигрыш сразу не выдавали - ни обычный, ни спринтовый. А в столицах киосков было больше, даже в спальных районах стояли.
Так вот, в сентябре 1983 года у меня со "Спринтом" вышел запомнившийся случай. Я как раз поехал на 10-дневном турпоезде по Украине - Киев, Одесса, Херсон, Николаев, Севастополь. Брал путевку на этот поезд в Хабаровске, в студенческом профкоме с 50% скидкой, еще летом. А путевка на начало сентября. Выехали из Москвы вечером, утром в Киеве. Тут 2 дня, первая большая остановка. Нас привезли в Лавру, потом к музею ВОВ под женщиной со щитом. Затем говорят: свободное время, привезем вас на Крещатик или к Днепру, гуляйте, ужин там-то в 20 часов.