Я вообще-то спам никогда не читаю. Приходит в день на рабочее мыло 5-7 писем, и тут же в корзину. Но в этот раз спамеры сумели меня поразить, "новогодним приглашением".
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Итак, начинался пятый день путешествия. План был таков: сперва, в первой половине дня, посетить Лабё с подлодкой и военно-морским мемориалом, а затем совершить марш-бросок до Бремена. Лабё – рядом, на Кильской бухте, а до Бремена было около 300 км. И я снова откорректировал маршрут в сторону упрощения: исключил переправу через Нижнюю Эльбу на Вишхаузен и проезд по дороге вдоль моря, через Куксхафен – Бремерхафен; и проложил трассу по северному обходу Гамбурга, затем по тоннелю «Elbe» и далее прямым автобаном. Опыт нам уже показал, что так надежнее и самое главное, быстрее – особенно если предполагается посещение знаковых объектов, где можно пробыть довольно долго..
Ночевка в кильском пенсионе «под верфью» прошла отлично, а утром нас ждал завтрак, в той же таверне, где накануне нас от пуза накормила веселая фрау. Причем завтрак был эксклюзивен – в том смысле, что он был только для нас. Остальные постояльцы, видимо, этой опцией не пользовались.
PS. Однако, прежде чем мы зайдем внутрь, я думаю, дорогие друзиа, нужно будет коротко рассказать про эту лодку, тип VII, а если точней, то VIIc/41. Ведь это - не просто лодка, а лодка с ярчайшей историей (конечно же я имею в виду серию, а не эту конкретную). Тогда и внутреннее содержание её будет для вас живее и информативнее...
Удивительно вменяемая у меня френд-лента! Всего лишь два (!) поста на тему буржуинского Холуина, из всего их разнообразия. В прошлом году было посерьезней, а ведь френд-лента у меня была в два раза меньше. То есть массовое мегаполисное помешательство по поводу всяких св-патриков и прочего пришло-наносного постепенно сходит на нет. Это отрадно :)
Я не собираюсь тут ворчать "по поводу": кто искренне (и неискренне тоже) любит кельтов-ирландцев-друидов и прочих гаррипоттеров - пусть на здоровие празднует... просто отмечаю характерный тренд. Однако интересно следующее: празднующая сие моя френдесса в ответ на мой вопрос чистосердечно ответила: Вообще - мне кажется, что у нас так мало своих национальных праздников и традиций, что хочется хоть к чужим приобщиться. Карнавалы-колядки-костюмированные парады - почти все своё на эту тему у нас умерло своей смертью. А в других странах живет. Ну завидно же :)
Я задумался. Такому диагнозу. Неужто так, друзиа? Что скажете по этому поводу? У нас правда мало своих национальных праздников и традиций, да? А своё - оно действительно умерло?
...В августовский день 2002 года мы с брательником медленно шли по косой парижской улице Lepic. Было жарко, прохожих было мало, а мы карабкались вверх, на Монмартр. Только мы прошли мимо белого обиталища Сумасшедшего Винсента, как вдруг я заприметил волшебное для меня словo fromage (или fromagerie - сейчас уже точно и не припомню). Между нами говоря, по-французски я совершенно не петрю, кроме десятка слов типа sortie, pardon и нетленного выражения "же не манж па сис жур". Французы не понимали (и, кажется, не хотели понимать) моего ужасного английского, а я не понимал их. Но fromage - это было святое, сие слово я выучил загодя, как "Отче Наш" :)
Такие вот дела. Извините, кризисные мои, люблю хороший сыр с плесенью, несмотря на. (сощурившись лукаво)А теперь расскажите про ваш любимый? И чем хорош? Ну а если снимочек приложите, то будет ващще круто! :) Но помните - сегодня только плеснявые! Остальные не рассматриваем.
Год назад я написал пост "Malleus Maleficarum или Масленица?", который тогда вызвал яростную полемику. Вот отрывок оттуда: Удивительно вменяемая у меня френд-лента! Всего лишь два (!) поста на тему буржуинского Холуина, из всего их разнообразия. В прошлом году было посерьезней, а ведь френд-лента у меня была в два раза меньше. То есть массовое мегаполисное помешательство по поводу всяких св-патриков и прочего пришло-наносного постепенно сходит на нет. Это отрадно :)
Так вот. Позавчера, гуляя вечером вдоль Фонтанки и на Загородном, я смутно чувствовал: что-то изменилось. Что-то такое исчезло в атмосфере конца октября. Но никак не мог уловить. И только вчера, спустя сутки, меня осенило: потому что в питерских витринах не было практически никаких примет дебильно-тыквенного Хеллоуина, как в прежние годы! Ушел он куда-то внутрь, в клубы и офисы, этот юродивый "праздник", испарился, как демонстративно бьющий в глаза эффект сезона. Нет, конечно, где-то он до сих пор есть, вот в жж (например) его усиленно суют, но всё равно тренд "нулевых" его неумолимо растворяет, как таблетку активированного угля в желудке. Видимо, нажрался стандартный офисно-постсоветский гражданин "до сорока" этих хеллоуинов и патриков, как нажрался он в "славные девяностые" сникерсов и марсов. А теперь отрыжка пошла, как от большого ведра поп-корна.
С неожиданной стороны заявила о себе наша страна на международной выставке военно-морской техники EURONAVAL-2008, которая открылась в парижском пригороде Ле Бурже. Автором сенсации стал российский главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий. Судя по его позиции, меняется вся политика закупок кораблей для Военно-морского флота России. Адмирал присутствовал на официальной церемонии открытия выставки. Быстро осмотрев российскую экспозицию, он стремительно направился к стендам французского кораблестроения. Его внимание привлек макет большого десантного корабля-вертолетоносца. Менеджер подробно рассказал о характеристиках вертолетоносца. Но адмирал Высоцкий огорошил его неожиданным вопросом: сколько стоит этот проект и за какое время Франция могла бы построить такой корабль для России? Француз ответил, что корабль стоит 350 миллионов евро, но для России цена может быть и уменьшена. Строительство же займет три года. Впрочем, он тут же пояснил, что не в его компетенции обсуждать столь важные вопросы.
А вопрос российского адмирала, возможно ли совместное строительство больших кораблей с ядерными энергетическими установками, окончательно смутил менеджера. Однако нашего главкома тут же окружили топ-менеджеры и специалисты высшего звена корпорации THALES. Выслушав обстоятельный рассказ французов о том, какая у них замечательная компания и какие прорывные проекты она реализует для ВМС НАТО, Владимир Высоцкий заявил, что Россия готова рассмотреть вопрос о тесном сотрудничестве с этой корпорацией сразу по нескольким направлениям. Более детальную проработку перспективных проектов главком поручил своему заместителю - вице-адмиралу Николаю Борисову. (viaconfound_876)
Однако, достойное вышло завершение Большого Сырного дня. Как обычно, порадовал упаковочным креативом несравненный О'Кей на Богатырском. Правда же, Самая Стройная Парижанка очень мило выглядит рядом с Овощами и коровками? :)))
...Но вы, но вы, мои парижские буренки, мои парижские буренки, напрасно плачете по мне... *уходит, привальсовывая*
Пора торить дорожку и к новому (европейскому) циклу. Поскольку я не люблю начинать их "внезапно", то есть в повествовании сразу оказаться в каком-то далёком месте, то стоит немножко проиллюстрировать путь к началу моего Der Totalitäre Ring. А потом уж будем смотреть конкретику.
Так что изначально начинаем путь с Хельсинки, этого европейского пригорода Питера, куда я прибыл около часу дня, в осенний денёк с капризной погодкой. Точней даже, города Вантаа, авиапригорода самого Хельсинки. Про мой опыт обхода запрета провоза жидкости я рассказал ранее, ещё по горячим следам, тут повторяться не буду. Возможно также, этот пост будет интересен и авиафилам: тут много видов сладкой сахарной ваты облаков. Есть и вопросы к знатокам и ценителям.
Переобулся сегодня в Рамбове, подчиняясь общему тренду. Срок, конечно, подошёл, однако было несколько странно это делать: +8, солнышко и вокруг сплошные зелёные газоны. И что теперь, шуршать колёсами по такой погоде? Потом, интересно, куда пропал снег - ведь появился на полчаса 2 недели назад и тут же исчез. Опять москвичи отобрали нагло? И холода... когда же будут, наконец, холода? Никто не знает? Рябина-то была красная-красная :-)
Хабаровский френд svinchukov сходил на открытие музея Амурского моста. Молоток, выполнил обещание. Всем любителям железных дорог - рекомендую сходить и проникнуться. Получилось и правда хорошо. Там не только сам пролёт Амурского моста, на который можно подняться, походить по нему и поизучать конструкцию - причём один из быков поставлен прямо в Амуре, не на берегу. Там ещё и много другого - паровозная колонка с Облучья, семафор, макет ж/б эстакады Передерия (1916 г.), кусок Кузнецовского тоннеля и проч. А избушка музея - оказывается, не просто себе "избушка", а со смыслом: уменьшенная копия вокзала станции Вяземская конца XIX века.
Вид с исторического пролёта на новый Амурский мост и избушку музея
Вчера с дружественным торговым визитом посетил Великое Княжество Финляндское, Лаппеенрантский уезд, выгуляв одновременно визу, планшет и камеру; а также протестировал разницу в -2 часа, которая действовала самый первый день, за всю богатую историю русско-финских взаимоотношений. Очень продуктивно осмотрел ж/д станцию, а также городское кладбище неподалёку от вокзала. Постараюсь показать, если получится. Наше постоянное летнее время нашёл много более человечным к городскому ритму жизни: после перевода стрелок уже в 4 часа дня по-фински в Лаппе уже сгущались сумерки (!). И это в конце октября! Что же будет в декабре? Темень в пол-третьего дня по местному? Пересекать границу в сторону фиников тоже оказалось удобно: возникает 2 часа форы по режиму магазинов. В 12 утра пересек границу, а там ещё 10 утра. И поспать утром можно подольше в выходной. Одно неудобство: возвращение получается очень позднее. Ниже - немного торговых чухонских картинок. Иматру я вам немного показывал, год назад, центр Лаппеенранты - тоже, ещё раньше.
Валенки в Финляндии очень популярны как средство зимнего хождения, и уже сейчас, в преддверии сезона, массово выставляются в магазинах на продажу.
Вот всего лишь несколько дней назад я вам показал подборочку психотропных обложек книг с т-щем Сталиным. И снова вести с того же фронта - на свой ежегодный праздничек антисталинисты опять традиционно "отметились". Но на этот раз не правоzashitные, а находящиеся под ласковым крылышком официальной правящей партии - активисты МГЕР "Единой России". Они устроили перформанс на центральной площади Калининграда - том самом городе, который когда-то штурмовала Красная Армия в начале 1945-го. Читаем:
Я пока еще в столице. Тут так и продолжается мерзкий дождево-ледяной туманный адЪ, хорошее время для визита :) Относительно НеФорума в РИА-Новости - с картинками расскажу по возвращении, послезавтра. Скажу только, что на 62,25% тов. puerrtto оказался прав (общая бестолковость предложенных тем и недостаточное понимание ими того, как вообще устроена блогосфера и какие у нее интересы), а на 37,75% - неправ (полезное горизонтальное общение с ребятами и девчатами с самых разных концов страны). Откуда возникли такие дробные проценты - поясню позже. В общем, до послезавтра)
Ну вот, друзиа, приступаем к Железнодорожной Саге, длиною в 10 суток и 13.385 километров.
Поезд №55 - первый на моём пути - на Ленинградском вокзале г. Москвы (слева)
Необходимое предисловие. В этот раз я по железнодорожной дальности поездки в один конец побил свой предыдущий рекорд 2002 года (Владивосток - Хабаровск I - Москва - Берлин-Лихтенберг, 11050 км). Сознаю, что повторить такой трюк и тем более увеличить его длину уже не удастся - на планете просто нет больших по дальности сегментов, если брать опорный евразийский участок. Конечно, более химически чистым был бы рейс Мурманск - Москва - Харбин - Санья: от Баренцева до Южно-Китайского моря, от 69-й до 18-й параллели, пересекая рельсами и Северный полярный круг и Северный тропик. Проезжается он тоже тремя поездами - но тут уж имеем ровно то, что получилось, исходя из возможного. Посему, описывать этот глобальный рейс я буду строго последовательно и достаточно подробно, привлекая и свои путевые записи, которые вы уже читали. Получится, наверное, постов тридцать. Из постов этой серии "сборными" будут два - "Китай. Мобильная связь" и "Забайкальск. Граница", но посмотрим по обстановке. Вне очереди также пойдёт сравнительный авиапост Хайнаньавиа vs Аэрофлот. Остальные - последовательно, без перескоков.
Первая часть серии - итоговый пост по всей поездке - уже в наличии. Вторым по хронологии идёт пост про то, как я покупал билет на пекинский поезд и вынужденно затроллил наш чудесный Витебский вокзал с питерскими кассиршами. Значит, путь Питер - Москва пойдёт уже третьей частью. К чисто китайским постам экспедиции (кроме похода по ГЭС "Три Ущелья", который, возможно, пойдёт вне очереди) удастся приступить не скоро, только после окончания этой серии - наверное, после Нового года. Так что прошу отнестись с пониманием к этому моменту. Я постараюсь рассказать всё связно и последовательно - но не так быстро, без скаканья по верхам.
Будут отсекаться без предупреждений провоцирующие и нудящие граждане, а также излишне озабоченные фотоэстеты, по запущенным диагнозам - особенно по диагнозу "нафига надо было трястись столько дней поездом, если можно долететь за десять часов?". Приоритет - подробное описание процесса дороги, без отвлечений на идиотов. Содержательные вопросы приветствуются, равно как и дополнения с уточнениями - а может быть, и с вашими личными воспоминаниями по данному сегменту пути. Снимки в постах будут разными - нормальными, размытыми, с перекошенным горизонтом, через-стеклянные и так далее. Дорога, поезда, люди - дело такое, тут не до эстетства.
Просматривал фотосессию с испытаний "Тальго" и понял, что будет правильно показать отдельно новый двухсистемный электровоз ЭП20, без привязки к маршруту и испытаниям. Как он выглядит изнутри, какие органы управления и т.п.
Это был четвёртый по типу электровоз, на котором мне удалось проехаться, и шестой тип, на котором побывал. До этого довелось оседлать ЧС2, ВЛ80С (на Транссибе) и ВЛ85 (на БАМе). Ещё видел изнутри ЧС2Т и грузовой "Ермак" во Владивостоке. Электровоз этот свежий и совсем современный: ещё в 2011 г. его показывали на выставке ЭКСПО-1520 как перспективный; в декабре 2012-го на железные дороги России вышел первый серийный локомотив, а сейчас их уже наклепали около полусотни и продолжают выпекать, как свежие пирожки. Строится в Новочеркасске, специализированный пассажирский и рассчитан на скорости до 200 км/ч. Есть и более мощная с начальным тяговым усилием, но менее скоростная модификация на 160.
Давайте немного поближе с ним познакомимся.
Пассажирский электровоз ЭП20 на станции Нижний Новгород
Итоги опроса про Хеллоуин, если очень коротко, можно подвести лаконичной фразой - "Да пофиг...".
Смотрите сами: 9% - будут отмечать. 63% (почти две трети) - равнодушие и зевота, в разной форме, "чем бы дитя не тешилось". И 28% - неприятие различного накала. Конечно, это только срез аудитории этого жж, да и сама активность голосующих была невеликой: если обычно тут в опросах принимает участие от тысячи до полутора тысяч, то сейчас за стандартные двое суток набралось лишь 650 человек. Ещё надо принять во внимание, что некоторая часть читающих и одновременно празднующих от голосовалки уклонилась, т.к. авторская подводка к опросу была изначально не особо лестной. Ну и был также недостаток, уже мой - надо было ввести пункт "не отмечаю, но отношусь положительно".
Вчера на малюсенькой стрекозке CRJ-200 прилетел (с промежуточной посадкой в Нижнекамске) в Екатеринбург, по приглашению Агентства стратегических инициатив на World Skills Hi-tech, тут буду до 3 ноября включительно. Вот такой утренний вид из окна на "Высоцкого":
Невероятно колоритное фото, раньше почему-то никогда не встречал. Нашёл атрибуцию к нему: август 1964-го, Латвия, Айзкраукле. Высоцкий и Крамаров на съемках фильма Ф. Филиппова "На завтрашней улице". Кстати, и фильм этот тоже не видел)
Интересно, в каждом большом городе встречаю свои уникальные торговые фишки. Много раз видел ситуации, когда в ряду товаров специально каким-то образом выделяется отечественный. Например, "купляйце беларуское!" - помните, писал в зарисовках из Минска? Кое-где видел и у нас такое, пишут "произведено в России!" и выделяют яркой биркой на ценнике.
А вот обратную ситуацию - чтобы пеарили польское или хранцузское, специально привлекая внимание покупателя - увидел сейчас в Ёбурге. Вернулся с Экспоцентра, зашёл на обратном пути в супермаркет "Виват". И вижу это. Своё никак не выделено, импорт - яркими бирками. Конечно, я сразу же сфотал такую диковинку, как интересное пропустить? Тут же подбегает охранник - "...у нас низзя снимать!". "Эх...". "Удаляйте!". - ну понятно, я ж давно к таким приколам привычен, так что щелкнул серийной сьёмкой. Два удалил, два осталось.
Конец Кругобайкалки (особенно за Култуком) наименее зрелищный - да и устаёт народ заметно, от ярких впечатлений за день, так что после Ангасолки почти все туристы кемарят в своих креслах или доедают недоеденное. Поезд немного ускоряет ход и к 17.40 приходит в Слюдянку, культовую "омулёвую" станцию раньших времён. Там у туристов полчаса на поход к мраморному вокзалу начала XX века, потом опять посадка в поезд и возвращение в Иркутск к девяти вечера, главным перевальным ходом Транссиба.
Мне, однако же, возвращаться в Иркутск не было никакого резона - так как я ехал дальше на восток и следующая остановка была запланирована на байкальской станции Мысовой. Поэтому, надо было покидать турпоезд и как-то переночевать в Слюдянке. Близко к вокзалу я ничего подходящего не нашёл, и поэтому на букинге был найден "апарт-отель", а по сути - просто квартира на ночь, примерно в 10 минутах пешей ходьбы. Поскольку я в Слюдянке уже бывал, то за ориентирование особо не переживал, но надо было состыковаться с владельцами - а то можно было и покуковать в ожидании. Такое уже бывало. Поэтому я ещё с Кругобайкалки созвонился и предупредил о моём приезде вечером.
Главный выгодоприобретатель - Азербайджан, он наконец разрывает ж/д изоляцию по направлению на Турцию. После падения СССР возможности прямого сообщения были утрачены, когда в результате армяно-азербайджанского конфликта и закрытия турецкой границы погранпереход Ахурян на границе в 1993 г. перестал работать. Грузия в новооткрытой линии стала транзитной страной: на азербайджанские деньги был реконструирован недействующий 153-км участок до Ахалкалаки (1520 мм), а Турция на своей территории построила 110-километровый обход Армении с выходом на Грузию (1435 мм). Колея разная, смена тележек будет на пограничной станции в Грузии. Сейчас планируемая пропускная способность новой линии - 6,5 млн.т. грузов и 1 млн. пассажиров/ год.
Пишут, что бывший глава РЖД (в 2005-15 гг.) Владимир Якунин накропал книжку:
[...] На официальном сайте лондонского издательства Biteback Publishing в аннотации к книге Якунина рассказывается, что это рассказ об опыте автора «на первой линии», где он повествует о своей деятельности в качестве офицера разведки, министра и руководителя одной из крупнейших российских компаний. По предзаказу книгу предлагается купить за £16–20, а в продаже она появится в марте. «Это первый раз, когда человек такого уровня открыто и честно рассказывает о своей стране», — говорится в аннотации. Там же указывается, что, хотя «в начале 2000-х было достигнуто некое подобие стабильности, сегодняшнее будущее России непонятно, а ее правящий класс разделен».
И, кстати, назвал её весьма громко - "Коварная колея". Не очень понятно, будет ли там что-то именно про ж/д события применительно к эпохе руководства Якунина - а в его бытность на российской "железке", как ни крути, произошло много всякого разного. Если будет только "палитега и интриги Кремля" - то не очень хорошо. Если и транспорт - то это уже как минимум любопытно. Правда, смущает ориентация книги на западного читателя и издание её в Лондоне - те вообще ничего не знают про наши реалии и схавают любой "текстовый бутерброд", если он вписывается в весьма узколобую западную картину мира. А может, это будет попытка оправдаться за негативный имидж в самом конце его руководства. Пока неясно.
В пермской "Звезде" вышло моё интервью по итогам октябрьской поездки в Пермский край, довольно обширное. Здесь ставлю небольшой отрывок про планируемый демонтаж городского участка Горнозаводской линии и о пермских впечатлениях - очень коротко, потом по инфраструктурному портрету Перми сделаю отдельный пост.
18 октября добрался до станции Кишерть на 1555 км Главного хода Транссиба (участок Пермь - Екатеринбург). Ехали туда с товарищем на машине с заездом на скалу Ермак и в Бершеть (Юг); Кишерть получилась самым дальним пунктом поездки. Станция эта примечательна тем, что на ней сохранился в совершенно аутентичном виде комплекс привокзальных построек 1909 года, в т.ч. и деревянный вокзал в стиле модерн. 1909 - это год пуска линии в постоянную эксплуатацию, т.е. сейчас вокзалу почти 110 лет. Данный участок описан у меня в Путеводителе в главе 7 "Средний Урал" (Пермь-2 - Первоуральск, 337 км), так вот нужно было к нему визуальную фактуру. Добыли её успешно :) Давайте посмотрим, как выглядит подлинный "вольсовский" вокзал и окружающие пристанционности.
Нужно немного просветки рентгеном от коллективного разума. В гл. 17 Путеводителя у меня идёт описание Иркутска, так вот по его современной промышленной базе возникли некоторые непонятки. Скажите, что из крупной и средней промышленности в Иркутске сохранилось и работает по состоянию на сейчас? Кроме авиазавода и "Иркутскэнерго"? (торговля и таможенные терминалы не в счёт, алюминиевый завод - в соседнем Шелехове, АНХК - в Ангарске). А то список скончавшейся в 1990-е и 2000-е иркутской промышленности весьма впечатляет. Куча приборостроения, станкостроительный, радиозавод, чаеразвесочная фабрика, мясокомбинат и проч.
60-летние юбилеи идут косяком: если вчера отмечали подрыв "Кузькиной матери", то сегодня надо вспомнить об эпической операции "Вынос ложнобога", которое очень многое изменила в идеологическом пейзаже СССР, подорвала внутренний престиж КПСС в обществе и серьёзно ухудшила отношение к Хрущеву многих зарубежных партий, и прежде всего КПК. Операция превращения Мавзолея из двойного в одиночный состоялась в ночь с 31 октября на 1 ноября 1961 г.
В день 50-летия этого события, в 2011-м году, я делал по поводу специальный пост, где рассмотрел также, как этот щекотливый вопрос был обставлен на XXII сьезде КПСС. Там же есть и стенограмма выступления Доры Лазуркиной, которая собственно и задала тон мистическому, "загробному" обсуждению вопроса. Вот этот пост, загляните, там много интересного и ссылки на первоисточники.
В Петербурге есть Эрмитаж – огромный музей, где столетиями собирают произведения искусства из разных эпох и стран. В Калининграде тоже появился свой Эрмитаж, только морской: здесь собирают не предметы искусства, а целые морские корабли и различные артефакты и технику, связанные с освоением морей и океанов. Такого музея, который имеет у себя на балансе целую флотилию, в России больше нет, поэтому Калининградский музей Мирового океана - совершенно уникален, и не зря он вызвал у меня стойкую ассоциацию с Эрмитажем. Основан музей был 35 лет назад, 12 апреля 1990 г., и постепенно разрастался вдоль набережной реки Преголя. Более того, часть этого музея находится и в Питере: ледокол "Красин" на набережной Лейтенанта Шмидта, о котором я писал несколько раз - часть калининградского музея!
Давайте не спеша пройдём по музейной набережной вдоль Преголи и посмотрим, что же здесь выставлено. Мы побывали в музее в середине октября 2024 г., и поскольку нас заранее отрекомендовали благодарные френды, то попали мы в него как гости директора. Поэтому мы не только осмотрим музей в целом - как он выглядит в комплексе - но и покажем второй частью некоторые объекты посещения, которые мы выбрали из множества возможных (корабль космической флотилии связи «Виктор Пацаев» и плавучий маяк «Ирбенский»). Это была всего лишь небольшая часть музея - но и на это у нас ушло пять часов времени! Поэтому не зря я сравнил его с Эрмитажем: музей реально огромен, и даже за день осмотреть все его владения невозможно, на это нужно больше времени.