Да-да. Вы правильно догадались. Это именно Она пальнула по Зимнему, ныне охраняемому государством. От Моста Лейтенанта Шмидта, холостыми. Можно обижаться на неё, можно сдавать ее на металлолом в своих мозгах. Но это не поможет - Дело-то уже сделано. Ровно восемьдесят девять лет назад.
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
К сегодняшней дате решил выложить несколько открыток, посвященных 7 ноября, когда-то красному дню календаря. Это не специально подобранные экземпляры – это реальные открытки, которые посылали друзья и родственники моей бабушке в Сибири. Датировка поздравлений – с конца 60-х по начало 80-х (а немного позже выложу и третью порцию снимков 1917-го). Что интересно – в тематике дизайна открыток «ленинградская» тема заметно преобладала над «московской». Впрочем, смотрите :)
И третья часть графических материалов, к 90-летию Октябрьской революции.
Список номер четыре – это большевики. Вот этот плакат и символизировал их список, в Учредительное собрание. Конечно, сейчас странновато смотрится, но это исторический факт :)
Сегодня, друзиа, пятничного кулинарного поста не будет - неделя была короткая, со временем на жж дело обстоит весьма худо, да и - в конце концов! - практически красный день календаря (хоть и рабочий), так что сделаем перерыв до следующей пятницы :)
...И тем не менее, сильно страждущие могут приложиться к праздничному пирогу с сёмгой, который сотворила прелестная френдесса selenik из Новосибирска: ( Collapse )
А в целом, я не понимаю, каков был разумный смысл упразднения в 2005 году выходного 7 ноября и введения совершенно непонятного 4 ноября. Вот нафига это?
Зашел на свой профиль (Firefox 3.0) и буквально охренел:
Вообще-то, смею заметить, в русском языке после запятой обязательно ставится пробел. Ну, это если не обращать внимание на кривые ручки сих лж-«программеров». ( Collapse )
Сейчас это вроде бы и не праздник, а просто день. Будний, рабочий, просто нынче на выходной выпал - случайность. Однако ж это наша история, не прибавить и не убавить. И очень поучительная. Так что забывать её как-то негоже. Посему - несмотря ни на что - с праздником!
Сегодня - 70 лет историческому военному Параду 1941 года, состоявшемуся в момент острой фазы Московской битвы, когда враг стоял очень близко к столице. А также - 94 года Октябрьской революции 1917 года. С праздником!
По состоянию на 15.00 7 ноября 2011-го "Автобусы Победы" поехали в 6 городах: город-герой Севастополь, город-герой Волгоград (Сталинград), Тюмень, Чита, Калининград, Иркутск. Ожидаются ещё города, это пока не полная сводка.
Вот правильно говорят: "не имей сто рублей, а имей сто друзей". Итак, моя френдесса Саша talykova проникла на торжественный марш и славно там поснимала. Но не только поснимала, а ещё и разрешила мне поиспользовать свои фото в посте. Так что под катом - 11 фото с её сегодняшней фотосессии, которыми я и воспользовался. Главные внешние выводы: 1. Мавзолей не маскировали. Вообще. В отличие от официальных парадов на 9 мая. Также не ставили там экранов, инсталляций и прочей мутотени. 2. Дуумвиры - оба - не пожелали почтить это мероприятие личным присутствием, видимо, сочтя его малозначительным. 3. Советская государственная и наградная символика того времени тщательно вычищена и отсутствует; в наличии только абстрактивная, приблизительно-цветовая, не наводящая слишком прямых ассоциаций об СССР. Ну, кроме красных звёзд на бортах, которые невозможно было бы убрать в принципе, без серьезного репутационного ущерба. 4. Налёт модной этнографической инсталляционности присутствует, в фотосерии вы это увидите - где шагают юго-восточные Санта-Клаусы.
С праздником вас, друзиа - с 95-летием Великой Октябрьской социалистической революции! (тех, для кого это праздник или значимая дата. Остальные могут пропустить) Как бы там ни было, а очень важная дата в нашей истории. Под её знаком прошли от разрухи Гражданской, слома сословных перегородок и НЭПа - к Победе, Спутнику, всеобщей грамотности и первому человеку в Космосе.
PS. По случаю даты - скан "Дневника первоклассника" моего младшего брата zhembura (осень 1982 г., три странички). Тогда первоклассники клеили сами в тетрадку картинки, которые находили по теме. Моя тетрадка, на 10 лет ранешней этой, найдена в семейных сусеках не была.
В честь праздника - четвёртая часть серии из замечательного Казанского музея социалистического быта. Тема - советские игрушки и игры. Набралось не так много, но всё то, что получилось нормально в ходе похода в музей, ставлю сюда. Содержательные поправки и дополнения принимаются, пишите в комменты. Смотрите, ностальгируйте, радуйтесь, сомневайтесь, вспоминайте, уточняйте подписи - кому что больше по душе :-)
Сегодня - 96-я годовщина Октябрьской революции. Как ни относись к ней, а в мировой истории это - эпохальное событие, в итоге существенно изменившее картину социального и политического состояния всего человечества. И не помнить о дате было бы весьма глупо. Так что мои поздравления всем тем, для кого это праздник!
От того времени нас отделяет уже почти столетие. Это много, целых четыре поколения. И весьма удивительно наблюдать, как сейчас невероятно примитивизируется в массовом сознании картина тогдашних событий. При этом любопытно, что многие бывшие члены КПСС перевернулись и бросились в первые ряды обличающих и поучающих.
* * * Ладно, думаю, хватит преамбулы. Давайте перенесёмся ровно на 95 лет назад, в 6-7 ноября 1918-го, и вчитаемся в страницы "Северной Коммуны". Как реквизировали первые квартиры буржуев в Петрограде и чьи именно они были? Какие памятники открывали? Как открывали огромную столовую для делегатов бедноты в Зимнем дворце? Какие были указания при реквизировании квартир? Каков был церемониал Первой годовщины Революции? Как строились колонны и вызывались оркестры? Какие спектакли шли в питерских театрах? Что делали Комитеты Бедноты?
Об этом и другом - в вырезках под катом. Велкам, мои маленькие друзья Революции, а равно и ненавистники оной! :-)
А вот ещё интересный вопрос возник, по поводу красного дня календаря. Вот если бы вы чудесным образом перенеслись в ноябрь 1917-го, с кем бы пошли? (отвечать от себя лично, а не от происхождения своих предков и прочего) Если есть желание, можно обосновать в комментах :)
Вчера вечером по пути домой заскочил на рынок. Зашёл в свою любимую рыбную палатку. Чувствую - пахнет огурцами. Весьма явно. Чо за фигня? Вроде ж не весна. Пригляделся - а на самом видном месте корюшку продают. И правда свежую, так как иначе она бы не пахла. Спрашиваю: вы где её в ноябре взяли? Говорят: а в Балтике выловили, близ эстонских берегов, вот привезли. Берите. Я так удивился, что взял на ужин. А ведь заходил только за королевской камбалой и морским окунем. Очень необычно корюшку в ноябре есть - но вкуууусно! :)
Поскольку была с собой оперативная камера, щёлкнул там внутри ещё несколько карточек.
С красным днём календаря, товарищи! Поздравляю всех тех, для кого это дата :)
(для тех, кому не праздник - можете пролистать пост, для вас непременно будет какой-нибудь другой)
А вообще 97 лет уже, ужас просто - как время летит. Движемся к 100 годам, невероятно. Когда-то в детстве я наивно думал, что в эти далёкие годы люди полетят на Марс и будут осваивать Луну. Однако, весьма сильно ошибался. Но зато появился енторнет :)
Традиционно, в этот день - что-нибудь из юбилейных газет периода "военного коммунизма". Вообще, сейчас читать их очень инопланетно, мир перевернулся и изменился радикально. Но зато крайне интересно - язык ещё не закостенел, как в конце 1930-х, и было много нажористой революционной отсебятины, как милой, так и кровожадной.
...Так что давайте перенесёмся на 95 лет назад и почитаем главную газету Красного Петрограда за 6 ноября 1919 года. Это как раз разгар гражданской войны: литерный поезд тов. Троцкого сейчас в окрестностях Питера и наводит порядок, Смольнинский отдел просит граждан поскорей получать ордера на обувь, во Дворце Искусств (бывш. Зимнем) - коллективный реквием с пением "Интернационала", Галиция возвращается к первобытному состоянию, новости продовольственного дела - на праздник гражданам дополнительно выдадут пирожок с вареньем, ну и остальные разные новости из стана Контр-революции :)
Мыльная опера "Танец сереньких Мистралей" на днях должна войти в решающую стадию, когда Шура Балаганов-Московский и Михаил Самуэлевич-Парижский наконец бросят шляпы-кепки на пол и начнут показательно их топтать, отталкивая соперника от пачки "Казбека", набитого купюрами:
Члены палаты представителей Конгресса США направили письмо генсеку НАТО Йенсу Столтенбергу с предложением выкупить или взять в аренду французские корабли типа Mistral, предназначенные для России. В альянсе на это предложение пока никак не отреагировали. Тем временем премьер Франции Мануэль Вальс заявил: условия для передачи Москве первого из кораблей по-прежнему не выполнены.
[...] В Париже по-прежнему считают, что условия для передачи России первого Mistral на сегодня не достигнуты. Об этом заявил в четверг премьер Франции Мануэль Вальс.
В конце октября стало известно о том, что компания DCNS начала рассылку приглашений на сдачу первого корабля Mistral, в которых фигурировала дата 14 ноября. Однако после того как вице-премьер Дмитрий Рогозин опубликовал фотографию приглашения в соцсетях, французы аннулировали все документы, а DCNS отстранила от работы своего сотрудника Ива Дестефаниса, отвечавшего за организацию поставок в Россию данных кораблей. (+)
14-го числа, очевидно, ничего не состоится. Икра для банкета явно отослана назад, в северный медвежий Мордор, а лягушки ещё не сварились, и тамошнему повару непонятно, на какую температуру выводить духовку. Но корабельно-мыльный сериал будет радовать нас, чуйствую, ещё не меньше года :)
Хотел напомнить о том, что Октябрьская революция - это, в принципе, реализация глубинно заложенного в нашем народе стремления к справедливости. Ведь справедливость ценится в низовых слоях русского народа гораздо выше, нежели формальный закон, который может быть написан власть имущими и так, и эдак. Иногда власть и берега теряет, забывая о соблюдении минимальной справедливости. И когда петух клюнул в зад и все социальные контрасты обострились, на третьем году Мировой войны - Империя удивительно быстро рассыпалась, буквально за три дня. А затем клочки единого имперского пространства были основательно разодраны либеральными февралистами, "во имя демократии" - всего за полгода пришли к хаосу. Дальше был или тупик, или радикальная смена парадигмы.
Однако в ленте ФБ встретил достаточно точную формулировку того, что я и хотел сегодня сказать. Пожалуй, просто присоединюсь к этим метким словам. Уроки истории забывать нельзя. Так что всех тех, кто ценит стремление к справедливости - с Праздником! Октябрьской революции - 99 лет!
Сегодняшний парад в честь "Парада 7 ноября 1941 года" на Красной площади (полное видео) оставил тягостное впечатление. Впервые "реконструкция парада" прошла с массовой "спонсорской" эмблемой на технике - вместо честной реконструкции исторического события, которая вообще-то должна проходить с символами той героической эпохи, а не с отсебятиной очень сомнительного вида. До этого года на такое днище не решались. И звезды с танков Т-34 и прочих почему-то стёрли, кстати.
Дата, бесспорно, с некоторым налётом нереальности. Знаете, когда я учился в шестом классе - был уверен, что столетие (!) Октября - это такие дальние временнЫе дали, когда человечество будет обыденно летать на другие планеты, а на нашей небольшой Земле мы будем летать на сверхзвуке за 2-3 часа куда нужно, при необходимости.
Целая гора в 8500 красных гвоздик получилась. Вот такая. Крейсер Революции стоял на своём законном месте, погода идеальная, цветов - море. Очень красиво получилось - как будто новая достопримечательность. Сюда потянулись фотографироваться сперва люди из очереди на крейсер, заинтересованные такой необычной картиной. Потом откуда-то набежали восторженные китайцы и тоже встали в очередь на фотографирование "на фоне". Я так и не понял, откуда они взялись в такой массе. И постепенно подходили всё новые люди, с 3-мя, с 5-ю гвоздиками. Добавляли свои в общую картину. Так что в реальности цветов получилось, конечно, больше. Фотки получились не особо, "на лету" - там была такая страшная конкуренция за ракурс, что меня оттёрли. Наверное, будут и более красивые у кого-нибудь. Но, как говорится, что есть - то всё наше! Немного снимков близ утренней "Авроры" - ниже.
В летописи Октябрьской Революции есть одна забавная ветка мифологического характера, которая была растиражирована даже в картинах маститых художников и в кинофильмах. Речь о том, что министр-председатель Керенский сбежал из Зимнего в женском платье. Одна версия гласила, что он утёк из дворца в платье медсестры, вторая - горничной.
Судя по мемуарам, в эмиграции Керенский больше всего обижался именно на это: [...] По воспоминаниям журналиста Г. Боровика, встречавшегося с Керенским в 1966-м, эта версия «жгла ему сердце и через 50 лет», и первой сказанной им при встрече фразой было: «Господин Боровик, ну скажите там в Москве — есть же у вас умные люди! Ну не бежал я из Зимнего дворца в женском платье!»
В реальности, насколько я помню опубликованные свидетельства, он уехал из Зимнего в машине американского посольства под их же флагом. По одной версии (Керенского), американцы сами дали ему машину для выезда. По версии же посольских американцев, его адьютанты захватили машину и не дали убрать с неё американский флаг. Так он под ним и выехал из Петрограда, для надёжности.
Ниже - три картины с мифологической версией, которые я нашёл.
Ну что, товарищи засоветские - с праздником, Красным Днем календаря вас! 101-я годовщина, однако. Полагаю, что стремление к идеалам справедливости будет жить в людях всегда, а выплески пещерного социал-дарвинизма со временем будут всё же изжиты. Когда-нибудь, в далёком будущем. Вот такой я идеалист. Не все же должны вцепляться в глотку ближнего своего в успешной конкурентной борьбе (tm), так ведь? Многие хотят жить спокойно и достойно - без борьбы за выживание, отбирания кусков у более слабых и выталкивания наверх по головам сограждан.
PS. Антисоветской части моей ленты желаю успешного рабочего дня, ровного стабильного настроения и не возбуждаться излишне на красный цвет. Будьте сдержанны и солидны - это свидетельствует о том, что вы состоялись как гармоничная личность и успешно изжили в себе рудименты подросткового максимализма!
Итак, с Иркутском разобрались (всем поучаствовавшим спасибо!), а теперь я доехал до Улан-Удэ. С ним тоже надо разобраться - что работает по состоянию на сегодняшний момент, а что нет? Из крупного и хотя бы мало-мальски серьёзного. "Оболочки" бывших промгигантов, превращённые в лофты и ТЦ, или работающие менее чем на 1/10 прежних мощностей, не считаем. Пока у меня получилось вот что:
Завтра на линии Украины выходит красавец ТЭ33АС - первый из серии "казахских мериканьцев", торжественно закупленных в САСШ украинским президентом, но собранных GE уже понятно где. Несколько удивила окраска - в этот раз наши соседи почему-то не стали красить новое достижение Неньки в жовто-блакитный колор. Зато очень порадовала буква Э в маркировке - всё-таки мы больше братья, чем небратья :)
Очень нестандартная картина советской ленинианы. Причём она была сделана как сознательный вызов тогдашнему канону ("добрый советский дедушка") и Ленин на ней изображался, напротив, как жёсткий и решительный вождь. Картина наделала шуму на выставке Министерства Обороны СССР в 1963 г. и к ней даже приставили часового, чтобы группа Серова не смогла её снять с выставки. Но потом и она вошла в канон и неоднократно после 1965 г. тиражировалась в журналах и книгах. Мосин А., Брусиловский М. "1918-й год" (1963)
В настоящее время на транспорте стремительно развивается направление беспилотного вождения. Сперва оно было внедрено на рельсовых путях - особенно там, где не требуется множества решений с развилками - например, на линиях метро. Затем стало внедряться на железных дорогах. Ещё позже компании стали экспериментировать с авто, двигающимся по стандартным путям ограниченного (непубличного) использования - например, с карьерными самосвалами. И наконец, сейчас эта "беспилотная" тенденция распространяется на автотранспорт на дорогах публичного пользования - где наиболее сложное движение, требующее принятия ежесекундных решений и где с машиной взаимодействуют тысячи объектов - от других машин, управляемых водителями, до пешеходов и животных.
C беспилотниками я уже сталкивался. Впервые увидел такое решение ещё в далёком 2002 году, когда побывал в Париже. Уже тогда 14-я линия метро обслуживалась автоматически, что тогда поразило. Жили мы именно на ней, в Дефансе, и я каждый день ездил по этой линии. Затем я наблюдал беспилотное движение маневровых толкачей на новой сортировочной станции в Усть-Луге, и беспилотник-шаттл в Шереметьево под взлетной полосой. С "автомобильной" составляющей я познакомился в ходе своей поездки на золотой карьер "Олимпиада" в Восточной Сибири 2 года назад: уже тогда там экспериментировали с беспилотным движением в карьере. Однако это была всё же закрытая служебная зона со строго регулируемым движением и особыми правилами.
Но вот с экспериментами по полностью беспилотному движению в мегаполисе до этой осени я ещё никогда не сталкивался. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что такое происходит буквально у меня под носом, на Петроградской стороне! И делает это компания "Ралиент", которая базируется в технопарке близ ленинградской телевышки. Создали этот стартап молодые ребята, большей частью выпускники питерских технических вузов (ИТМО, политех, СПбГУ) и работают они над этим пионерным проектом уже больше года. В конце октября я сьездил к ним с дружественным визитом и мы поговорили о том, что же это такое - "беспилотник в городе" и как вообще это диво выглядит.
Давайте вместе разберемся, что они предлагают внедрить и как вообще это работает на оживленных дорогах города (это как раз самое интересное).
Большую часть дня 25 сентября я пробыл на перегонах совгаванской линии, а затем в ТЧЭ-9, где мы осматривали новые брянские тепловозы. Потом программа по объектам на день закончилась и образовалось некоторое свободное время, которое я решил использовать на осмотр амурского наводнения. В эти дни конца сентября пик сезонного осеннего наводнения как раз прошёл Хабаровск и приближался к району Комсомольска, где вода ещё прибывала.
Речной вокзал Комсомольска-на-Амуре. Чеканка 1970-х гг. на фасаде
Во Вьетнаме 6 ноября открылся первый в истории страны метрополитен - в столице страны Ханое. Для начала открылась линия в 12 станций, длиной 13 км. Изрядная часть линии - наземная, пересекает реку метромостом. В более крупном Хошимине (бывшем Сайгоне) метро тоже строится, но планируется к открытию в 2022-м.
Во время недавней поездки в Екатеринбург я посетил район локомотивного депо Екатеринбург-Пасс., которое находится неподалёку от вокзала. В советские времена это было действующее пассажирское депо, где осуществлялся как ремонт, так и эксплуатация электровозов. Затем, во время реформ ж/д комплекса депо было разделено на эксплуатационное и ремонтное. При этом ремонтники со своим оборудованием переехали на другие точки, в том числе на станцию Екатеринбург-Сорт. Несколько цехов высвободилось, которые решили перепрофилировать и придать им новые функции – образовательного, музейного и выставочного пространства. Не у всех из этих цехов будущие функции определены точно: пока идёт поиск и анализ наиболее оптимальной модели использования. Однако реконструкция этих зданий уже проведена; при этом не было задачи сломать прежние объёмы и создать что-то другое, но напротив – сохранялось всё то, что поддаётся сохранению. Задача осложнялась тем, что при проведении работ нужно было встраиваться в круглосуточный темп огромной станции на главном ходу Транссиба - но её успешно решили. В будущем планируется, что привокзальная территория, доступная обычному посетителю, значительно увеличится за счёт такой реконструкции и станет точкой притяжения для туристов. Предлагаю теперь не спеша осмотреть все эти пространства и прогуляться по реконструированным цехам.