Итак, около полуночи 8 июля я покинул Забайкалье, ночью пересёк Бурятию и на следующее утро уже проехал Байкал. Лента Транссиба начала развёртываться в обратном порядке.
Ниже предлагаю посмотреть фотозарисовки с первого светового дня обратного пути. Место действия – от Иркутска до станции Иланской в Красноярском крае, это чуть больше восьмисот километров пути. Все снимки расположены строго в хронологическом порядке.
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Умер конструктор космических кораблей и космонавт СССР К.П. Феоктистов [средний из трёх космонавтов на коллективном портрете]. Феоктистов был первым советским гражданским и беспартийным космонавтом, а также первым человеком, который сначала конструировал космические корабли, а потом на них летал. В 1964 году он был в составе первого группового экипажа космического корабля "Восход" (вместе с Борисом Егоровым и Владимиром Комаровым). Это был первый космический полет без скафандров.
Присоединяюсь к словам sirjones: Могу только гордиться, что жил в одно время и в одной стране с этим человеком.
...в 1942 году, когда немцы подошли к Воронежу. Феоктистов вступил в истребительный батальон НКВД и несколько раз ходил на разведку в оккупированную часть города. 11 августа был пойман и расстрелян офицером СС. Пуля попала в челюсть. Ночью Феоктистов выбрался из ямы и вернулся к своим. Был награжден орденом Отечественной войны 1 степени.
Сегодня ездил в "Медиа Маркт" на Коломяжском, на закупку всякого электронного барахла. Поскольку приобретение объёмных вещей не предполагалось, решил туда рвануть на трамвае, а не на машине. Внезапно осознал, что уже почти полгода не садился на питерский трамвай. За этот период катался на таллинском, златоустовском, самарском, волгоградском, венском, мюнхенском, штутгартском, челябинском, но не на питерском. В общем, сел на 47-й и решил заснять с заднего мутного стекла вроде бы простое, но не приходившее мне в голову ранее действо - проезд Комендантской площади. А то мало ли. Вон четыре года назад проехал на 11-м маршруте - специально от начала и до конца, от Крестовского острова до Нарвских ворот. Не снимал тогда, думал - "ладно, в следующий раз, потом, сейчас пасмурно". А линию - ррраз! и сняли. Больше теперь так и не проедешь в принципе. Так что пусть будет. Правда, это Новый Петербург, картиночных видов не ждите. Но местные коллеги - оценят :)
Кстате. Сегодня ж шестая годовщина всеми нами любимого Оранжевого майдана.
По этому поводу я спросил у Мирославы varjag_2007 какое-нибудь фотко легендарной Бабки Параски. Она нашла, мне понравилось. Колоритно, правда? По-моему, годится и на сьёмку сказок, где проходит Ведьмин Бал и Бабы-Яги летают с мётлами над оранжевой толпой :-)
После большой прогулки по Иркутскому вокзалу немного посмотрим станцию - и на поезд, отправляемся в далёкий путь на запад. В этой же части рассмотрим питательные сущности, а также наш вагон. Ну и доедем до станции Зима, после которой можно и на боковую :)
Товарисчи осведомлённые, а что у нас слышно с "Адмиралтейской"? Открывают ли по плану (обещали через месяц), не было ли слышно про переносы? И ещё: есть ли у кого планировка станции? Куда будет там выход из станционного зала - назад по ходу, в сторону "Комендантского" или вперед, в сторону "Волковской"?
Закончив с осмотром военного музея, я направился обратно от пл. Пилсудского по Липовой, имея в виду осмотреть грандиозный костёл на холме, очень необычного облика, а потом проследовать к вокзалу - дабы изучить его окрестности и взять билет на Варшаву. А по пути - отобедать в одном из намеченных ещё с вечера заведений. В этой серии мы как раз и осмотрим костёл св. Роха, который без преувеличения можно назвать жемчужиной межвоенного храмостроения и своеобразным памятником II Речи Посполитой, сгинувшей в пучине истории в конце 1939 года.
Тут на днях наш любимый Светоч Перестройки исповедовался г-же Альбац и её рукопожатному изданию. Интервью в целом получилось, как и всегда в последние 25 лет у Светоча, пустое, гладкое и на 90% бессодержательное. Однако, в оставшихся 10% сказанул он и немного любопытного. ( Collapse )
Когда я в конце октября катался в Москву, внимательный читатель с сайта Транссиб.ру прислал мне в личку интереснейшую наводку на материал о забайкальском Сталине, который был высечен из камня близ станции Амазар и находился на господствующей сопке. Материал размещён на поселковом сервере Амазар-Инфо. Я подумал и решил её перепечатать тут и в сообществе Транссиб_ру, чтобы не пропало, если сервер вдруг навернётся. С моим пояснением об истории вопроса. * * * Короткая преамбула для тех, кто не в курсе этого интересного факта. В 1936-56 гг. на Транссибе на сопке стоял бюст Сталина, высеченный из скалы, о котором до 1955 г. обьявляли по поездной трансляции. Находился он в восточном Забайкалье, в довольно глухом месте магистрали, между Амазаром и Могочей.
Я впервые узнал о нём из рассказа моего деда Павла Степановича, ещё в середине 70-х. Потом неоднократно слышал про него от пожилых дедов - пассажиров поездов, но многие путались в его локализации и по давности лет помещали его в разные места магистрали. И не просто считали, а ещё и до усрачки спорили. Несколько рассказчиков помещали его на спуск к Байкалу, другие - под Чернышевск, третьи говорили, что он был за Могочей (эти, как оказалось в итоге, были правы). Поэтому я в советское время никак не мог локализовать его точное местонахождение. Упоминать в печати об этом при Суслове-идеологе было не принято, и приходилось довольствоваться устными свидетельствами.
Затем, в конце 90-х, когда я уже сделал сайт о Транссибе, мне прислал фотографию Андрей Мостовой из Челябинска, где был указан ключ к локализации и время создания памятника: 7031 км Транссиба, 1935 год. Вот это фото:
Сегодня - 50 лет со дня убийства Кеннеди. Кажется, это был единственный президент-католик за всю историю Северо-Американских Соединённых Штатов. Самое интересное, однако, в образе убитого президента - это его трансформация в американских учебниках и исторической литературе. 35-40 лет назад - романтический красавец-мужчина, энергичный лидер нации, предательски сражённый на стремительном взлёте. Стоял в рейтинге президентов XX века на 2-м месте, после Рузвельта. Сейчас - слабохарактерный лузер, бросавшийся на всех баб в округе Белого Дома, провалившийся на Кубе в заливе Свиней и позорно сливший Карибский ракетный кризис лысому красному истерику. Вот, скажем, любопытная статья Мэлора Стуруа в "Известиях" на тему этой трансформации. Признаться, и я тоже со временем переоценил его значение. Если исходить из общего развития событий в мире и влияния САСШ на них, то Трумэн и Рейган, как государственные деятели, стоят на голову выше Кеннеди (абстрагируясь от их личного отношения к СССР).
Впрочем, ладно. Всё это уже история, которую можно толковать по-разному. Ниже - немного карточек с того дня 22.11.1963. Вот утреннее прибытие в Даллас, синее небо и радость на лицах:
С интересом наблюдал, крайние месяца полтора, совершит ли Украина коллективное экономическое самоубийство и посадит ли Виктор Фёдорыч Паханатов-Донецкий сам себя на кичу.
Вчера окончательно выяснилось - нет, не хочет г-н Проффесор садиться на еврокичу куда-нибудь в Нидерландах после 2015-го. Дорога ему его шкура, и гаагская камера, даже с цветным телевизером и персональным очком, кажется не очень комфортной перспективой. Выпустит Газовую Красу - Русую Косу - с гарантией себя самопосадит. Так что евросоюзовские потуги оказались тщетными - не побежала украинская мышка в брюссельскую мышеловку. Да, евроморковка была очень красивой и призывно пахла фальшивой клубникой из польского супермаркета. Но, в итоге не прокатило - морковку европейцы держали слишком далеко от морды г-на Донецкого и его приближённых, да и обещали золотых гор слишком скупо и отдалённо. Жлобы расчётливые, чо.
Ещё выяснилось то, что жёсткая и последовательная позиция в отношении хитрых киевских чуваков, любящих ласково и подешевле сосать двух маток, хорошо работает и сейчас (даже абстрагируясь от конкретных лиц). Нужно только набраться твёрдости и поставить их перед правильным выбором. Хотите, чтобы все ваши остатки высокотехнологичной промышленности (читай: советского наследия) закончились в полтора-два года? Не вопрос, можно устроить. Выбор так выбор.
Кстати, если кто подзабыл, почти аналогичная диспозиция имела место пять лет назад, в 2008-м. Только тогда Ненькой рулил другой Виктор, который Ющенко. Пятнистенький такой, голодоморненький, с оранжевеньким отливом - может кто его помнит. Тоже несколько месяцев (февраль - июль) длилась радостное самонакачивание в прессе и настоящая медийная истерия, по части вхождения кандидатом в НАТУ. "Ну, завтрева заживем! ната нам спишет все долги, и будет мы настоящими щирыми европивцами"! И что же? После 08.08.08 всё намерение уныло слилось в геополитический унитаз :-)
Вот хороший пример западного разочарования украинцами, в комплекте с расщеплением сознания в мозгах - свежая статейка в мериканьской Christian Science Monitor:
Видеоприложение к XIII части серии - от Петровского Завода до Читы. Последовательно заснял останки Петровск-Забайкальского металлургического завода, от бывшего первичного склада металлолома до станции Декабристы. 2 с половиной минуты. Поезд шёл медленно, так что можно разглядеть подробности. Для тех, кто был в тех местах - гляньте, какой мамай прошёл за 15 лет. Вообще, на Транссибе это один из самых впечатляющих памятников эпохе Девяностых. Для тех, кто там не бывал, краткая справка: 1) печи завода потушили в 1993, 2) растаскивание внутренностей началось в 1997, 3) начало постепенного сноса корпусов - в 2005.
В 2007 году остовы главного корпуса ещё стояли, и трубы тоже - можно посмотреть в моём посте. На рубеже 2011/2012 большая часть построек была снесена - можно посмотреть в посте Варандея. Сейчас осталось примерно 5-6% от обломков завода. Думаю, примерно к началу 2016 тут не останется ничего, что бы напоминало о заводе. Кроме жилого Соцгорода на горе.
Ув. humus в очередной раз радует уникальными снимками. В этот раз - Ярославский вокзал г. Москвы января 1967 г., с вагонами предположительно пекинского поезда на заднем плане. Некоторые высылаемые китайцы - со ссадинами и пластырями; видимо, пострадавшие в схватке в ходе инцидента на Красной площади у Мавзолея днём раньше.
На днях тестировал ещё один хитрый тип спального вагона РЖД (про это будет попозже и отдельно), и утром оказался в Москве. По условиям задачи надо было протестировать и такси с вокзала, причём на обоих плечах - питерском и московском. Куда проехать в столице на такси с утра, чтобы не слишком близко, не слишком далеко и с потенциальным наличием умеренных пробок, осложняющих передвижение? Думал-думал, и решил ехать до Бородинской панорамы на Кутузовском, 38. Она для меня была примечательна ещё и тем, что являлась ярким воспоминанием детства: в далёком уже 1974 году попал сюда третьеклассником, в первый в жизни приезд в Москву. Почему-то тогда плотно впечаталась в память сожжённая изба, ряды наступающих гренадеров, а вот после 1974-го я там ни разу и не был. Как-то не приходило в голову. И вот - вдруг наступает такое стечение обстоятельств :-)
Короче, морозным утром 19 ноября, аккурат в день Ракетных войск и Артиллерии, прибыл к этому круглому зданию на такси с Ленинградского вокзала. И смотрел его заново, спустя 40 лет после первого посещения, уже сегодняшними глазами.
Что больше всего поразило меня там сейчас - в залах, где выставлена экспозиция? Забавно, но обилие Наполеона во всех видах и ракурсах - его там гораздо больше, чем даже Кутузова! Через некоторое время я обратил внимание, что вообще нигде нет Александра I, и начал целенаправленно его искать, среди экспозиции. Меня даже постепенно обуял азарт, близкий к спортивному. Как так, Наполеонов - штук двадцать, а российского императора нигде нет? Через некоторое время после начала осмотра у меня закралось подозрение, а был ли вообще в истории войны 1812-14 гг. этот неприметный масонишко? Иль не было, а войну - вопреки царизму - выиграл фельдмаршал Кутузов? В конце концов я всё же нашёл Александра - но об этом ниже :)
Меж тем, пока первый Мистраль ("Владивосток") глухо завис и не выдан пока России; спущен на воду и быстро достраивается у стенки второй ("Севастополь"). Название уже на борту имеется. Так что квест постепенно усложняется :)
Всё-таки яркий торговый феномент Питера - это белорусские ярмарки. Больше двенадцати лет тут, а их свойства не меняются. Они как неуловимый Джо - ничего нет, потом развернулись на три дня, бурная торговля, потом снова никого и пусто. Когда-то мне, после Дальнего Востока, это было в диковинку, а потом привык. И так - каждые две недели.
Почему их не сделают постоянными - загадка. Возможно, ритейлеры зажимают конкурентов. Интересно, что питерский народ их ждёт и любит - несмотря на то, что за 5-6 лет белорусы подняли цены почти в три раза. В отличие от стационарной торговли, тут почти весь товарец настоящий. Если в гиперах и крупных супермаркетах он очень похож на настоящий и надо искать правильное - тратя усилия, чтобы не купить замазку или набор сои; то тут - настоящий, честный, без дураков. И гродненская колбаса, и восхитительный бобруйский мармелад, и брестское мороженое, и халва, и многое-многое другое.
Это самая большая белорусская загадка - как они до сих пор не слились в химическое говно и сплошную сою, как нашенские аграрии. Почему-то делают до сих пор качественно - почти всё завозимое сюда (а так-то, логически понятно, что у них есть своё дешевое дерьмо - но его сюда мало везут, оно не идёт). Так что престиж белорусских товаров в Северной столице очень высок. И кстати, тамошний легпром тоже идёт влёт - там его почему-то не прибили реформаторы. Чем-то ошиблись и промахнулись :)
Екатеринбург стал первым городом на планете, запечатлевшим в металле проводницу плацкартного вагона с подстаканниками в руке. Несёт чай пассажирам-водохлёбам, 20 руб./стакан.
В ходе автопробега "Дороги Памяти" мы ненадолго остановились в Гданьске, одном из самых интересных городов Польши. Конечно, по-доброму в это Трёхградье (Гданьск - Гдыня - Сопот) надо приезжать не менее чем на три дня и изучать его спокойно, вдумчиво, внимательно. Но поскольку он был у нас только транзитным пунктом на пути - увидел тут немногое и только отметил точки к посещению. Однако про вокзал стоит рассказать - его я осмотрел хорошо.
Нынешний вокзал является репликой кайзеровского Danzig Hbf (1900 года постройки) и довольно тщательно восстановлен социалистическими поляками в 1950-60-е годы. Таких вокзалов в Рейхе было построено два - в Кольмаре на западе и Данциге на востоке, они почти близнецы. Поскольку Данциг - опорный пункт обороны Третьего рейха - был почти полностью стёрт с лица земли весной 1945-го (американская бомбардировка 19-20 марта и последующий советский штурм), то и вокзал не избежал разрушения. После окончания войны в нём уцелела только главная башня и пакгауз с диспетчерской. Они и остались подлинными. Остальное - выстроено заново. Вообще, вызывает большое уважение то, что тогдашние поляки ПНР, которым достался этот кусок Восточной Пруссии, не стали строить на руинах дешевое и удобное функциональное здание (как диктовала бы логика прибыли и эффективности), а решили всё-таки восстановить сложное немецкое строение.
Самарский пояс +1 Мск пополнился очень серьёзной территорией: Саратовская область тоже туда переползает. Теперь пояс +1, который было чуть совсем не исчез в период медведевских поясных шараханий, приобретает довольно солидный по территории вид. На схеме я отметил все 5 субьектов федерации в поясе +1 интенсивно-жёлтым.
Напрашиваются туда и ещё области с республиками, которые пока живут по московскому времени (окрашены светло-желтым). Интересно, когда они начнут тоже перебегать в более удобный пояс, возвращая себе украденный светлый час?
Прислали на днях советские расписания пароходных сообщений с Камчаткой в 1927 году. Я, конечно, читал немного в истории Петропавловска (в недавней книжке Витер и Смышляева), что всё сообщение из материка на полуостров шло тогда в обязательном порядке через Японию. Заход был или по пути туда (чаще), или обратно.
"Полярная Звезда" за май 1927 даёт и документальное подтверждение этому: действительно, все некаботажные рейсы "Совторгфлота" из Владивостока шли с заходом в Хакодате. Кроме того, японцы делали и свои прямые пароходные рейсы из Японии - т.к. Камчатка в то время была густо утыкана японскими факториями и рыбозаводиками. Их было не менее 40. В общем, ловили лосося, минтая и краба в камчатских водах где хотели и как хотели, и обрабатывали прямо на месте. В свой Ниппон везли уже полуфабрикат.
А СССР приходилось сквозь зубы терпеть всё это - т.к. на Дальнем Востоке он был фатально слаб, и даже на Северном Сахалине до конца весны 1945 года работали японские угольные концессии. Представляю, с каким наслаждением советские моряки выгоняли рыболовных япошек с их сотнями шхун и сейнеров ранней осенью 45-го из акватории Сахалина и Камчатки :)
А вот интересно, почему из Армении не получился "закавказский Израиль"? Вроде бы евреи и армяне по базовым признакам очень сходные нации, и шансов на такое было немало. Смотрите сами - 1) Обе нации очень древние, с огромной историей, 2) Они были неоднократно гонимы, меняли территории проживания, рассеивались и снова собирались, 3) С сильной идентичностью, которая даже в неблагоприятных условиях не растворялась - своя уникальная религия и традиции, 4) Вокруг них - море сильных врагов с иной верой и претензиями на их земли, 5) Огромная общемировая диаспора, с большим влиянием во многих странах, в несколько раз превышающая население собственно исторической родины, 6) На старте нового образования у обеих стран были сильные военные традиции - у евреев ветераны Второй Мировой, у армян советские офицеры с опытом Афгана и технически оснащенной сильной Советской Армии, с наработанными методиками боевых действий.
В журнале humus всплыли интересные "оккупационные" фото Киева 1942 г. Вот, например, со станции Киев Hbf; правда месяц съемки не указан. На мой взгляд, судя по одежде, это не разгар лета, а скорей апрель или октябрь-ноябрь. На путях виден узнаваемый локомотив Br 38.2 саксонской постройки и судя по номеру, постройки от 1910 до 1919 г. Паровоз этот пассажирский экспрессный - так что скорей всего он привел в Киев немецкий поезд для отпускников из Берлина или Мюнхена.