Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Еще был интересный эпизод. Жил я в отеле рядом с озером, которое за вокзалом - близ парка Урхо Калева Кекконена. Так вот, в озере том паслось плавало огромное количество уток, и почему-то 2 (два) лебедя – парочка. Лебеди были огромные и злые. Как-то раз утром я подошел к ним поздороваться и поснимать. И что вы думаете? Самый огромный (наверное, лебедь-папа) быстро ко мне подплыл, потянулся шеей и зашипел, целясь прям в рожу. Пришлось привстать и отойти. Но леблядю лебедю сему этого показалось мало, он неуклюже выбрался на берег и попытался атаковать меня еще раз. На эту картину даже подтянулось штук пять утренних финнов, которые с интересом наблюдали за нашей дуэлью. Правда, потом его злобное царственное внимание отвлекли утки, и он залез снова в воду и принялся их гонять, угрожающе раскрывая крылья.
Вот эта фотка показывает злобное его состояние, отгон мелочи пузатой окружающих уток.
Коварный isl навёл на потрясающий сайт, и конечно же, я не смог удержаться, полез сразу в глубины. Вот что откопал по одной из любимых тем – электроперевозы через Неву.
Это будочка электроперевоза для населения, у самого Зимнего. Как видите, нет ещё никаких следов начала подготовительных работ по Дворцовому мосту, а значит, это до 1911 г. А мне кажется, что это даже до 1907, когда этот бизнес процветал, ввиду монополии конки по суше (внутри города). Кстати, что это за странные девайсы на крыше Зимнего? Кто в курсе? Какая-то каланча и еще 8-угольная надстройка над дворцовым зданием, весьма безобразящие их классический облик. Но раз построили, то ведь не так просто. Что это такое?
Туточки прибыл в Северную Столицу господин Ю.Афанасьев. Ну если помните - перестроечный лидер такой был, на Сьездах Народных Депутатов зажигал. Демократия, освободитель генерал Власов, 6-я статья Конституции, прогрессивная интеллигенция, рынок, долой совка. Стандартный набор "демократа". Сейчас подзабыл его народ, ушёл он в тень. Так вот, позавчерась он очень интересно высказался про дражайшую Валерию Ильиничну Новодворскую: Новодворская – умнейшая женщина, способная самостоятельно мыслить и умеющая выражать свои мысли, что очень большая редкость. Она искренне любит Россию и болеет за неё. Но иногда она высказывается о стране так, что лучше б она этого не делала.
И правильно ведь про енто гутарит, стервец этакий! Красиво Валерия Ильинична выражается о стране, все прогрессивные люди расейския и экс-советския просто пруццо :) А посему, отмечая её гигантский вклад в наш юмористически-словарный запас - в День Чекиста ей торжественно присваивается звание Генерал-Майора ФСБ:
Удачи Вам и в дальнейшем, дорогая Валерия Ильинична!
Из мотивировочной части Указа: В. И. Новодворская известна как глубокий философ и писатель, разработчик уникальной техники (легендарная автоматическая шагающая мясорубка с системой дистанционного поиска творческих интеллигентов)... [дальше секретно] Биография В.И.Новодворской
Вчера состоялся московский блиц. Главной целью было опробовать на себе новый скоростной поезд "Сапсан", а также встретиться с желающей пообщаться московской ретроградской общественностью :)
Смотрю сейчас, по наводке френдов, передачку по НТВ "Сталин с нами!". Честно говоря, телесрач получается беспорядочный и глуповатый. Ощущение концентрированного идиотизма. Комментаторы в моём посте-опросе о сталинской эпохе на их фоне - просто верх рассудительности, полноты исторических знаний и относительной адекватности :))) Причём все эти вылощенные московские журналюги даже не имеют никакого представления о важнейшем историческом источнике - журнале посещений кабинета Сталина, тиражируя глупейшие мифы времён начала 60-х. Парфёнов - неадекватный истерик, просто смотреть неприятно. Разве что Тина Канделаки более-менее держится в адеквате. Разумеется, теледеятели постарались собрать смачный неадекват с обоих сторон (и сталинистов, и их антиподов). А сейчас всё это перешло в полный фарс - стали обсуждать внебрачных детей Сталина и его педофилию. Аллес. Т.е. серьёзного разговора о личности и эпохе - просто нет, как данности. Мда, наш долбоящик - как он есть. Сборище пронырливых людей, тиражирующих заведомый идиотизм ради рейтинга. С такими "расчётливыми" придурками образу Сталина ничего не грозит. 100%.
Из всех самолётов, которыми приходилось летать в жизни, самым комфортным и удобным для меня навсегда остался "пузатик" Ил-86. Сейчас я оставляю в стороне все вумные мантры, которыми современные "продвинутые" авиафилы, дети поколения пепси, обсирают советскую авиацию, уходящую в историю, а говорю лишь о субъективном пассажирском удобстве. То есть, о процессе от начала посадки и до выхода в аэропорт. Так вот, по этому критерию он был наиболее удобен, и остался у меня в памяти очень позитивным воспоминанием.
В самом деле - идёшь в самолёт со всем багажом, безо всяких сдач и транспортёров, квитанций и путаниц, по низкому встроенному трапу, ставишь внизу, подымаешься в салон, садишься и летишь. Затем прилетаешь - и без танцев с получением багажа сразу же с ним едешь на выход. Но и это ещё не всё: по показателю ощущаемости турбулентности он тоже остался у меня в абсолютных лидерах. Если его и трясло, то как-то так... несильно и нестрашно, а аэрофобы, типа меня, чувствуют этот показатель очень и очень тонко. Полетав в прошлом году на новеньком навороченном А-330-200, я убедился в различии ощущений в пользу советского ветерана. Кстати, его дальнего собрата Ил-96 почему-то тоже чувствительней трясёт; я уж не говорю про более ранних Ил-62 или Ил-18. На рейсе Хабаровск - Петропавловск, которым я пользовался тогда очень часто, разница в удобстве полёта была очень большой. Хорошо помню - когда пассажиры узнавали, что на линию по наполнению ставят "пузатика", а не стандартный 154-й, то все регулярно летающие откровенно радовались.
Думаю, влияло на общее впечатление и то, что расстояния между креслами всё-таки были не нынешние аэробусные, а побольше, на уровне "шестьдесят второго". И да, вот ещё что, важно - полёт на "восемьдесят шестом" свободой передвижения внутри салона был очень похож на межгородской сидячий экспресс на железной дороге. На эшелоне, конечно, не на взлёте. Можно было ходить-разминаться чуть ли не всё время, общаться с соседями-знакомыми на других рядах, даже когда стюардессы раздавали хавчик - ряды были тоже шире нынешних стандартов, и протиснуться около тележки с питанием можно было без особого напряга. Был там и буфет со стойкой за бабки (или даже два - уже не помню точно), тоже можно было приобщиться, взять винца, сока, бутер с сыром и т.п.
Правительство одобрило законопроект об увеличении выплат по ОСАГО. Теперь за жизнь заплатят до 500 тысяч рублей, а за имущество – до 400 тысяч. Как пишет «Российская газета», увеличение выплат связано с желанием уравнять стоимость человеческой жизни при ДТП на разных видах транспорта. А то получается, что в самолете человек намного «дороже» и ценнее, чем в поезде или автомобиле. Казалось бы, почему не сделали этого раньше? Что уж говорить о правительстве, если мы с вами к собственным жизням относимся абы как. Само собой разумеется, что увеличение максимальных страховых выплат ляжет на плечи самих автовладельцев. Проще говоря, цена ОСАГО станет значительно выше (а именно процентов на 30-50). Ну и кто готов к такому увеличению? У нас ведь как: пока гром не грянет, мужик не заплатит…
Китайцы протянули ж-д линию до города Фуюаня (длина ветки до ранее существовашей сети - 169 км), это всего лишь в 60 км от Хабаровска на том берегу Амура и построили там вокзал. Теоретически, теперь до Харбина можно доехать очень интересным путём - на теплоходе от Хабаровска до Фуюаня, пересесть на прямой поезд до Харбина и утром приехать. Тов. aleonkin, главный спец в жж по русско-китайской границе на ДВ, сообщает:
[...] Расчетная скорость движения 120 километров в час. В течение трех месяцев железная дорога будет проходить испытания. Также была проложена ветка до глубоководного речного порта, который находится между Фуюанем и островом Большой Уссурийский. Поезд Фуюань-Харбин будет ходить 1 раз в день. Отправление из Фуюаня в 16:00, прибытие в Харбин (восточный вокзал) на следующий день в 08:50. Отправление из Харбина (восточный вокзал) в 16:28, прибытие в Фуюань в 09:58 на следующий день.
Мдя... хорошо, что утром фото на глаза попалось, а не на ночь (отседова).
Туточки дражайший Михалсергеич ненадолго пожаловал со своей Германщины в наши посконно-домотканые пенаты. И вот, повстречался на балу Сатаны со всякими другими персонажами. Не находите ли - что-то его упыристость явно повышается? Вполне можно за хороший гонорар для Фонда сниматься в фильмах ужасов :)
Где-то с недельку назад в сообществе "Советская жизнь" проскочил весьма любопытный пост про Аркадия Северного [Звездина], с весьма мощной подборкой карточек. Правда, выдержан в неумеренно восторженных тонах:
[...] Северный - это феномен, это явление. Вы только представьте - за всю творческую карьеру у него не было ни одной минуты на телевидении, ни одной секунды на радио, ни одной строчки в газете или журнале, ни одного(!) официального концерта. Но, при этом его голос знали все. Его песни слушала вся страна от Владивостока до Калининграда!
Или вот: [...] Популярность Аркадия Северного была сравнима с популярностью Владимира Высоцкого, который вообще был явлением планетарного порядка. И это при том, что Высоцкий был в первую очередь поэтом, он сам писал, он снимался в кино, его знали в лицо. Северный только пел. Но, как он пел! Это было абсолютное попадание в десятку, стана ждала нового Утёсова.
Как водится, такого рода пост породил и неизбежный срач с нашествием дистиллированных моралистов в комментах: "...избавьте нас от низкопробного блатняка хотя бы здесь! Никакого такого самозваного Северного мы слыхом не слыхивали в то время!", "Советский народ не знал такого певца!", "Тоже мне, нашли нового Высоцкого, ироды!" - и далее в таком духе. Ясно дело, ведь советский народ в то легендарное время какал фиалками и слушал Оффенбаха с Гайдном, в крайнем случае - Толкунову с Магомаевым :)
В общем, классика жанра: сошлись две крайности и друг друга взаимно уничижают. На мой взгляд, обе стороны тут неправы. Воспеватель перегибает палку с уровнем популярности Северного и вселенской его известности в СССР, а ругатели-моралисты тупо-механически переносят нынешнее отношение к потоку т.н. "городского шансона" в советское прошлое - тогда как в то время отношение к жанру было иное.
Немного сегодняшнего зимнего Кронштадта. За неполные два часа пребывания там удалось застать как мокрый снег с мерзким неслабым ветерком с Залива (сначала), так и ласковое низкое декабрьское солнышко, внезапно осветившее котлинские окрестности (под конец).
Опять выпал вынужденно из интернет-жизни на несколько дней. Тяжёлый год. Засел сейчас, наконец, читать ленту - и неожиданно обнаружил массу постов на тему китайского комментария, опубликованного Синьхуа 17.12.2015. Что самое смешное - усиленно сосать леденцы из текста бросились чуть не все подряд конспирологи в ленте, и не только в ней. Я бы ещё понял, если бы толковать сигналы Большого Китая стали бы китаеведы-аналитики, читающие изо дня в день "Женьминь Жибао", "Цзефанцзюнь Бао" и "Саут Чайна Морнинг Пост", и могущие выводить тенденцию и осмысленно сравнивать и понимать пики-спады в официальной риторике.
Но сейчас задорно высасывают из статейки несуществующие смыслы все, кому не лень - в основном, путём выборочного цитирования или вообще, собственного толкования и выдумывания личных персональных вселенных. Уже и зиц-премьера "списали", и "рашку в утиль отправили", и чего только не придумывали. Читаю и ржу, от этих забористых леденцов :)
Хотите, я тоже выведу из сей статейки два взаимоисключающих вывода? (тем же испытанным путём вырывания из контекста и выборочного цитирования)
На днях подогнали из Владика приятный гостинец - местную "Птичку". В 2011-м, когда я был там на 120-летии закладки Транссиба, по итогам поездки уже делал обзор этих замечательных конфет. Что изменилось? У приморских кондитеров окончательно отобрали название "Птичье молоко", которое полностью исчезло, даже в виде отсылки к рецептуре, с лицевой стороны. Есть небольшое упоминание на тыльной стороне, см. под катом. Сами конфеты стали "Приморскими".
Ну и поменялся дизайн. Мне странно, кстати, почему они в дизайне не используют "прибрежные" или дальневосточные мотивы - а тискают какой-то усреднённый абстрактный мимимишный городок без ассоциаций. А вкус, в целом, остался аутентичный.
Первый регулярный "Стриж" доехал до Берлина 18-го числа, как и планировалось. Любопытно, что брендовое название Swift - которое первоначально предполагалось - ему так и не дали в итоге, видимо что-то смутило. А присвоили на латинице имя STRIZH (фото с репортажа "Живого Берлина" прилагается). Когда я впервые услышал новость про "Свифт", то тоже недоумевал, откуда вообще вылезло это нелепое имя. Так что здравый смысл тут победил :)
Очень интересная беседа с военным историком А. Исаевым про мемуаристику. Не про конкретные битвы Великой Отечественной - а про собственно жанр военных мемуаров, про его недостатки и достоинства. Где и в какой степени можно мемуарам доверять, почему их надо перекрестно перепроверять, каким образом они искажают реальность и почему так происходит. Особенно любопытно с 17-й минуты, где Алексей приводит конкретные примеры авторской отсебятины от военачальников: пишут про хорошо проверяемые документами события, и тем не менее творят на ходу легенды. Именно поэтому всегда нужно знание общего контекста - тогда мемуар даёт свою содержательную мозаику в картину, а не запутывает её. Финальные полчаса можно пропустить, там уже так себе (ответы на вопросы) - а вот первый час стоит послушать.
Сегодня - 100-летие ВЧК, или Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, саботажем и преступлениями по должности. В честь этого юбилея - небольшой показ первого кабинета Ф.Э. Дзержинского в Питере на Гороховой, 2. Он там работал с декабря 1917 г. по март 1918, пока Советское правительство не переехало в Москву. Сейчас там базируется музей КГБ и охранного отделения РИ.
В районе крупнейшей генерации грузопотоков мировой экономики Шанхай - Нинбо открылся (что логично) самый большой автоматизированный контейнерный терминал мира. Это произошло буквально на днях, 10 декабря:
[...] 10 декабря 2017 года в глубоководном порту Яншань (КНР) открылся самый большой в мире автоматизированный контейнерный терминал. Объект, который занимает территорию в два с лишним миллиона квадратных метров, пока работает в тестовом режиме.
Объект протянулся на 2.350 м вдоль береговой линии и способен принимать даже крупные контейнеровозы. На терминале работают 10 мостовых кранов, 40 рельсовых кранов и 50 автоматически управляемых транспортных средств. На начальной стадии работы терминал сможет обрабатывать до 4 млн TEU грузов в год, позже его пропускная способность увеличится до 6 млн TEU ежегодно обрабатываемых грузов. Автоматизация процессов обработки грузов позволит повысить эффективность работы порта и сократить объем выбросов углекислого газа в атмосферу на 10%.
Терминал в Яншане, расположенном в заливе Ханчжоу к югу от Шанхая, запустили в рамках четвертого этапа проекта развития порта. Все оборудование было разработано и изготовлено в Китае компанией Shanghai Zhenhua Heavy Industries Company. Инвестиции в строительство и оснащение терминала оцениваются примерно в $2,1 млрд. Полностью реализовать проект реконструкции и развития порта в Яншане планируется к 2020 году. К этому времени терминал будет оснащен 26-ю мостовыми кранами, 130-ю автоматически управляемыми транспортными средствами и 120-ю рельсовыми кранами.
На финальный месяц года пришлось множество транспортных событий, я не успеваю даже толком обо всех написать. Кроме обновления "Сапсана" и выхода нового 2-вагонного сцепа на пассажирский маршрут, в конце ноября состоялось и ещё одно эпическое событие - старт Московских центральных диаметров (или попросту - МЦД). Запустили пока только два диаметра из запланированных 5-ти, но работа по ним ведётся колоссальная. Суть проекта - интеграция пригородного ж/д движения, стоявшего ранее особняком, в общую систему городского транспорта и городских тарифов. Предусмотрена также бесплатная пересадка на метро и МЦК (и обратно), что влечет существенное уменьшение затрат при следовании пригородными ж/д маршрутами. Теперь выделены зоны городского и фиксированного пригородного тарифа, проезд по которым стоит по-разному. Интервалы движения электричек, которые ранее были большими и с "обеденными окнами", сокращаются до 10-15 минут, а в часы пик – до 5-6 минут, и пассажиру уже не нужно мониторить расписание. Это теперь просто постоянно действующий транспорт - как метро. Вышел на платформу и жди. Собственно, МЦД наземным метро и называют.
Если кратко - неделю назад я протестировал работу обоих диаметров и обратил внимание на то, что на линии стоит целый "зоопарк" типов подвижного состава. ЭП2Д, «Иволги» первые, «Иволги» вторые, а на МЦД-1 даже поезда «Аэроэкспресс». А всё потому, что выяснилось - поездов нужно в разы больше, чем планировали сначала; проект оказался мегапопулярным. Поэтому и ставят разные составы, те что смогли пока собрать. Но зато это позволило сравнить разные типы ПС прямо на ходу, почти в одно время. Давайте посмотрим немного разных поездов, которые сейчас курсируют на линиях диаметров.
Самый новый из типов ПС на МЦД - "Иволга" версии 2.0. Фото В. Александрова
Планируемый для Rail Baltic терминал Юлемисте в Таллине. Позвали Заху Хадид, на мелочи решили не размениваться. Она автор проекта (правда, к этому моменту её уже нет в живых - мееедленно проект движется).
Любопытная статейка из "Дагенс Нюхетер" от шведской авторки Анны-Лены Лаурен с сакраментальным вопросом - чем лучше передвигаться по России, поездом или самолётом? Продвинутая западная авторка отвечает на него однозначно: конечно, в поезде! Ниже её текст, он весьма интересен.