Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
От Ангальтского вокзала продвигаемся на север – в сторону рейхстага и Бранденбургских Ворот. По пути у нас лежит Потсдамер Плац, тоже интереснейшее место.
Исторически это было пересечение транспортных потоков север-юг и восток-запад и самое оживленное место Берлина времен Второго Рейха, а затем и времен веймарской республики. Не зря на ней стоит и работает, с 1924 г., самый первый электросветофор Европы. Увы, я его не снял, потому что не знал про его историю – он так скромно в углу стоял. Потоки пассажиров и плотность магазинов тут были огромны. Потом война, 1945-й и сильнейшие бои – и неудивительно, что сильнейшие, т.к. новая Рейхсканцелярия и почти все министерства Третьего Рейха были тут рядом. Площадь становится развалинами. Через три года делится Берлин, и невосстановленная ещё площадь оказывается поделенной между советской и американской зонами. Руины постепенно расчищают. Затем – 1961-й, Стена и Потдамерплац (вернее, расчищенное поле на ее месте) – это «мертвая» зона между Восточным и Западным Берлином. На целых 28 лет. Тут можно пасти овец и жарить с костерком шашлыки.
А на Литейном прямо на торцевую стену дома примандрячили машину. Честное слово, не вру! Раньше не видел никогда. Очень удивился, как именно и ещё - зачем? Смысл?
Посетив Свято-Троицкий скит и напившись воды в колодце, мы направили свои стопы на крайний север острова Анзер - Троицкий мыс. Интересное место, продуваемое беломорскими ветрами насквозь, и имеющее от этого природу совершенно тундрового характера.
В этой части будет много северной природы, поэтому достопримечательности тут на втором плане. Ну, и сюрприз в виде макро-галереи :)
В Петербурге в этом году Парад Победы пройдет с участием боевой техники. На Дворцовую площадь 9 мая выведут 80 единиц боевой техники, в параде примут участие 4000 военнослужащих [...] Последний раз парад в День Победы с участием бронетехники прошел в Петербурге в 1990 году. (Отсюда)
Я озвучил там у него в комментах, свою версию. А сегодня снова это выползло, прямо как по волшебству (и к слову сказать, этот стереотип последние лет 16-17 агрессивно и постоянно навязывается либерастической пропагандой): Согласно военной науке, перед каждой операцией просчитываются допустимые потери, как ни жутковато это звучит. Мы никогда не определим имена и точное количество погибших, не похороним их подобающе, как это делают на территории бывшего СССР японцы или немцы. Никогда! Потому что в 1942 году отменили нагрудные жетоны (фронтовики называли их 'смертными медальонами') с данными каждого солдата. Зачем? Чтобы скрыть от своего народа, от нас с вами, количество убиенных. Когда великого русского писателя, фронтовика Виктора Астафьева спросили в обширном интервью перед очередным Днем Победы, считает ли он Жукова великим полководцем, писатель ответил категорическим 'нет', так как 'он, Жуков, шел по костям русского солдата' ('Аргументы и факты'). А также украинского и белорусского - добавила бы я - они ведь были на передней линии. Великим же полководцем фронтовик Астафьев считает бывшего врага - генерала Манштейна, который берег каждого немецкого солдата.
Первый раз за семь лет увидел такое наглое и вопиющее нарушение петербургских языковых норм. Причем куропродавцы, видимо, не решились идти до конца в их отрицании и ниже, где выдают саму продукцию, написали таки "кура".
Да, увидел эту картину сегодня у метро "Проспект Ветеранов".
Я довольно давно уже обратил внимание, что снимки из мегаполисов (где жизнь течёт быстро и динамично), сделанные менее 4-5 лет назад, воспринимаются нами в основном как "свежие"; однако, пройдя временной рубеж в районе этих самых пяти лет, начинают "настаиваться", как коньяк - количество мелких и средних изменений привычных мест хождения уже обращает на себя внимание. А, кроме этих изменений, застройка в деталях также уже начинает отличаться. В рамках этого подхода, предлагаю вам пройти сегодня вместе со мной по Питеру 7-летней давности. Снимки этого альбома были сделаны 6 марта 2004 года, в день, когда ещё вовсю бушевала предвыборная кампания 2004 года. Поход был длинный и проходил по местам очень разноплановым, в том числе и по улице Галерной, которая семь лет назад была гораздо более андерграундной, чем сейчас - когда поблизости обосновался федеральный Конституционный Суд. Так что любителям гламура заходить под кат не рекомендую - вы же знаете, что я в фотопоходах не выискиваю "игрушечные" виды, а показываю всё, как оно есть :-)
Небольшой фоторассказ о Ленинградском Морском вокзале - одном из немногочисленных зданий, построенных в позднесоветское время (1973-82 гг.) и претендующих на наличие архитектурной изюминки. В основном же, здания той эпохи весьма однообразны и унылы - хотя, конечно, есть и исключения. Морвокзал советской эпохи сейчас переживает не лучшие времена, и сдаётся мне, что вряд ли он проживёт более пяти лет. Скорей всего, его обескровит новый динамичный соперник - Паромный терминал на "Морском Фасаде", куда сейчас приходят в сезон косяком гигантские круизники и где быстро строятся новые причалы и комплексы обслуживания судов. Собственно на Морвокзал сейчас базируется компания St Peter Line с двумя морскими "принцессами" - "Марией" и "Анастасией". И всё. Если их переведут в новый терминал - то каюк зданию, захиреет и снесут нафиг под "элитную застройку", как это у нас водится. Во время ожидания регистрации и при отправлении парома представилась возможность поснимать здание с разных ракурсов, в т.ч. и не очень стандартных - со стороны моря с высотных точек, а также и изнутри. Про это - под катом.
Только вчера я дал ссылку на новый релиз-2012 по Автобусу Победы, а сегодня подоспела новая весть - оказывается, в Прибалтике тоже есть желающие запустить сталинобус. В принципе, наверное, это в какой-то степени объяснимо - в Эстонии после "бронзового солдата" общество чётко разделилось на две общины, а в Латвии есть ощутимая потребность ясной реакции на нацистские марши 16 марта и им подобные. Вот сталинобус и признан, видимо, подходящим ответом. О Литве сейчас речь не идёт, там ситуация сложней, чем в двух других республиках Прибалтики. Но любопытный симптом в целом, да, любопытный... С прибалтами есть и ещё одна важная тонкость - там действуют законы о запрете советской символики, а поскольку они большие формалисты, то "российский" макет не прокатит - нужно адаптировать с учётом местного законодательства, иначе сразу снимут с линии. Дизайнеры посидели, и "родили" версию без символики. А насчёт изображения И.В. Сталина образца 1939 года или Парада Победы 24 июня 1945 года в их законах не прописано никаких норм - так что это формально совершенно законно. Получится или нет у них - не знаю, но раз желание попробовать есть, то - пожалуйста :-)
С февраля крупнейший город Турции Стамбул лишился всех своих дальних поездов. Причиной стало начало завершающей стадии реализации проекта железнодорожного тоннеля под Босфором. Большинство дальних поездов отменено по крайней мере на ближайшие два года, маршруты некоторых других укорочены, сообщает соб.корр. Travel.ru.
На европейской стороне пролива остался только один дальний поезд - ночной из Софии и Бухареста. Однако теперь его пассажиров будят среди ночи вскоре после прохождения турецкой границы и пересаживают в автобусы до Стамбула. Та же схема действует на обратном пути.
На азиатской стороне большинство поездов из Стамбула в различные города страны аннулированы (либо их маршрут теперь начинается в Анкаре), немногие оставшиеся отправляются из Гебзе - станции в часе езды к юго-востоку от Стамбула на пригородном поезде. При этом сами пригородные поезда будут ходить со стамбульского вокзала Haydarpaşa лишь ближайшие несколько месяцев, далее сообщение возложат на автобусы.
Судьба самого легендарного вокзала Haydarpaşa - одного из символов Стамбула - пока неясна. Сохраняется теоретическая возможность, что поезда могут вернуться туда в 2014 году, однако более вероятно, что он будет превращен частично в отель, частично в торговую галерею. Этот вариант вызывает серьезное недовольство любителей железных дорог и историков.
Это всё из-за пуска нового ж/д тоннеля под Босфором - проекта "Мармарай".
Надо, пожалуй, ещё отснять и лондонские вокзалы - вдруг и там поезда после моего визита поотменяют? :)
По Садовой не так давно восстановили движение трамваев, если кто не в курсе (ходят №3 и №16). Сегодня стылым рабочим утречком прокатился на нём от Никольского собора до метро. В принципе, весьма неплохо, и трамвайчики новенькие. Ниже - немного свежих карточек с этим трамваем, изнутри и снаружи.
Целью моего субботнего похода на ВВЦ был т.н. Музей СССР, что в Павильоне №2. Посмотрев их сайт, я сразу решил сходить туда и без информационных посредников оценить, "что это за Сухов". Понятное дело, что тема "советской эпохи", отодвинувшись от нас нынешних более чем на 20 лет в историю, сейчас стала весьма востребованной и привлекает внимание многих. Тем более что выросло уже целое поколение, которое "совка не знает", и судит о том времени в основном по мифам - позитивным, стёбным или негативным. Да и те, кто застал распад СССР в младшем и даже среднем школьном возрасте, фактически эпохи Советского Союза до 1987 не знает и реалии его понимает слабо. ( Collapse )
Интуиция не обманула: музей оказался не советский коллекционный (как в Казани), не антисоветский обличительный (как в Таллине или Риге), он оказался клюквенно-штамповый - ближе к Пражскому музею коммунизма, но клубничней того. Что, в принципе, для коммерческого подхода не удивительно: ведь на что ещё ловить простого посетителя, на какого живца? Только на известные штампы, в сочетании с клубничкой, клюквочкой и всеми узнаваемыми поп-брендами (эротика-бабы, брежнев-поцелуй, сталин-с-трубкой, горбатый запор, пионэры-тонкие шеи, пупсы и прочие лубочные калаши с водкой и мишкой-80). Для гарантии нужно добавить в такую смесь трэша и перформансов - чтоб уж совсем точно попасть в целевую массовую аудиторию. Так сказать, одноглазники.ру.музеум.
Впрочем, давайте это посмотрим. Обзор музея я разбил на две части: историко-бытовая и клюквенно-трэшовая. Кстати, он там весьма чётко делится и пространственно - на эти две части. Сейчас - политика (история) и быт.
Серпы, молотки, добрый дедушка Калинин и много маленьких Сталиных
Видеоприложение к посту Борьба с сахалинскими Большими Снегами на железной дороге. 2 с половиной минутки. На нём запечатлено кое-что из рассказанного мной там, но в динамике. Японский пепелац 100-летней давности "Маккри-70", шнекоротор в работе, а также снегоочиститель "Струг", начинающий мощно пахать снег вдоль линии.
Сегодня давайте прогуляемся по железнодорожному музею Пекина. Находится он в чрезвычайно удобном месте - прямо на краю площади Тяньаньмэнь: был там когда-то старый Восточный вокзал (1906 г. - он изображён прямо на билете), так вот, в его здании музей и устроен. Правда, справедливости ради, есть в китайской столице и ещё один ж/д музей - натурный технический, на окраине. Однако с ним у меня связана другая история, не для этого поста. Давайте посмотрим, что там есть.
Был сегодня на Васильевском острове и в створе 14-й линии заметил издали ледокол. Решил прогуляться к набережной и подойти поближе. И действительно - сейчас на Неве стоят сразу два новых ледокола пр. 21900М, младшие братья "Санкт-Петербурга" и "Москвы", постройку и спуск на воду которых на Балтзаводе я тоже в своё время застал.
Со стороны наб. Лейтенанта Шмидта стоит "Мурманск" (корпус построен в Хельсинки), а с Английской - "Владивосток" (в Выборге на судостроительном). Если второй выглядит уже немного по-рабочему - он успел позаниматься ледовой проводкой в Приморск, этой зимой; то "Мурманск" - ну прям совсем нулёвый и выглядит пока как гигантская новая игрушка :)
Пришли уточнения Минтранса, как будет организовано движение по Крымскому мосту с мая м-ца. Крупнотоннажное грузовое движение откроют всё-таки в декабре, по старому плану. А вот пассажирское - легковое и автобусное движение - будет действительно разрешено с мая, к началу курортного сезона. Сьезд с моста - сперва по временной схеме, к осени - уже по полноценным развязкам. Кроме того, РЖД привязывает сервис Единого билета к движению по мосту и время следования по нему на курорты Крыма заметно сократится, относительно переправы. Вот схема сравнения нынешнего движения (1) и по мосту (2):
С Казахстаном постепенно определяется ситуация. Вопреки вчерашним паническим воплям никуда Елбасы не уходит по факту: он будет работать одновременно Дэн Сяопином и Ататюрком, по совместительству. Т.е. будет держать в руках совет нацбезопасности и правящую партию, а смотрящей за курсом ставят его дочку Даригу, на парламент. А его младший сменщик будет работать некоторое время Д.А. Медведевым образца 2008 года, пока транзит власти не устаканится. Так что если у Елбасы есть ещё хотя бы полгода - все пройдёт стабильно и спокойно. Ну а то, что он потом в итоге станет для этой страны Ататюрком с изображениями и улицами его имени, тоже укладывается в общую логику. Посмотрите на фото с вокзала Сиркеджи - в Турции то же самое. Тем более что казахи исторически и ментально находятся в ареале туранской цивилизации, связанной с тюрками.
На Севастопольском ТВ вышел сюжет с моим коротеньким рассказом про поезд "Таврия" и про то, почему у ж/д всегда есть своя немаленькая аудитория и что нельзя всё мерить примитивным москвоцентризмом. Короче, смотрите - сюжет на 14 мин. :)
PS. Публикация отчета о поезде и маршруте будет уже по возвращении в СПб. Лишь бы его не закрыли для возвращающихся поездов :)