Идем дальше по Петровску-Забайкальскому: топаем на восток, где расположен Соцгород (его покажу отдельно) и металлургический завод. Точней – руины этого завода. А ещё точней – самые большие индустриальные руины на всей Транссибирской магистрали.
Краткая справка: завод работал в трёх реинкарнациях с 1789 по 1993 год, когда были потушены печи. Последняя реинкарнация – 1936 года, когда был построен Соцгород и новый корпус завода. С 1996 началось его постепенное растаскивание, разрушение и разграбление.
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Вчера заезжал в гипермаркет О'Кей на Савушкина - обычно я там закупаюсь нечасто и намного. Все как обычно - набрал товара, подьехал с тележкой к кассе, собираюсь платить. Кассир проводит моей дисконтной картой по сканеру, скидки - ноль. Она так немного виновато на меня смотрит, молча. Я удивился - как это так, скидки нет? Везде в магазине развешаны яркие красные ценники, "цена по карте - ...", то есть однозначно привлекающие внимание. А у меня, я точно знал, скидочные товары есть - в частности, томатный сок "Моя Семья", мой любимый, по нему скидка была аж 14 рублей (37 вместо 51.20), и еще несколько наименований. Ну, минимум рублей на 100 должно было набраться. За мной уже встало ещё двое, кассирша демонстративно берет из загашника и начинает листать толстый каталог. Я точно и адресно указываю на томатный сок - "вот, с него начните разбираться". И точно - он есть в каталоге. Тут подлетает к моей кассе серая неприметная мышка - контролёр, и так скороговорочкой мне - "Ой, извините, у нас сейчас сбой программного обеспечения, скидки не работают, тыры-пыры, вы можете не покупать или выложить товар, который со скидками". Я им: "извините, уважаемая, я сюда приезжаю нечасто, и закупаюсь, как правило, надолго - так вот вы мне скажите, почему вы по магазинной трансляции всякую херню балаболите, в том числе про скидки, но скромно молчите о том, что у вас сейчас скидки глобально не работают?". Она смотрит, лупает глазами, и повторяет - "вы можете выложить товар". "Могу ли я отовариться в другой кассе?" - "Нет, это везде не работает". "Сколько мне подождать до возобновления?" - "Не знаю, мне это неизвестно".
Вот так, ребята. Дурят нас сетевики - совсем обнаглели от монополии. Уже и скидки отменили - а яркий маркетинг в залах-то никуда не делся, который в такой ситуации - прямое жульничество, недобросовестная реклама, ведь нет никаких обьявлений по трансляции. И ведь через этот О'Кей протекает громадное количество народа. Жулики.
Честно говоря, тесты я считаю в жж весьма дурным тоном, особенно если они часты и не под катом. У меня в журнале они - аномально редкое явление, это всего третий за 3,5 года существования журнала. Однако один из них привлёк внимание возможностью небольшого экспресс-анализа, экономя время на всяческие арифметические подсчеты - "сколько тысячников тебя зафрендило?". Тема довольно интересная, особенно в разрезе бытующего порой в блогах мнения: "тысячнег - это эпатажный хам, пренцепеально их нечетаю, а йа скромный и хароший, совсем не чета им". Однако ведь любой "тысячник" был когда-то нетысячником, но вот, почему-то, загадочно стал им. Почему? Не действие ли это зловредной нечистой силы? Кроме того, меня вообще - в принципе - удивляет демонизация в блогосфере понятия "тысячник", которое, собственно, является только арифметической характеристикой, но совсем не содержательной. Почему же тогда не "девятисотник" или "полуторатысячник"? Сталкиваться с такой позицией приходится часто, в том числе и от уважаемых мною людей.
Иногда бывает так: пишешь какой-то новый цикл, и вдруг - внезапно - тебя стукнет желание написать о чём-то старом, о котором уже писал-писал, да недописал. У меня так получилось с известным моим давним читателям циклом 2006 года про германо-финский автопробег R-F-D. Не так давно khimoza мне сказал в комментах: "...а вот я ещё жду, что допишете про тот автопробег, по Германии. Не планируете?". Я искренне ответил тогда ему: "Неа, уже много времени прошло"; но через две недели после этого набрёл на прелестный немецкий открыточный ресурс и... решил написать ещё :) Тогда я сделал про этот автопробег цикл из 34 постов (Хельсинки, Ханко, залив Варнемюнде, Любек, Киль, лодка U-995, Бремен, Бремерхафен) и бросил тему, когда довёл повествование до отьезда из Бремена на Рейн. А про сам Рейн уже ничего не написал. Между тем, тогда мы проехали, минуя Рур, в интересный край под названием "Романтический Рейн". Это места, где Рейн стеснён высокими холмами (за слово "сопки" жж-шные культуртрегеры, наверное, снова начнут меня пинать) и живописно петляет меж них, сильно сужаясь; а на холмах этих стоят игрушечные замки немецких феодалов. Кульминацией этих мест считается "скала Лорелеи" (большой утёс), с которой связаны романтические предания, которой посвящали стихи, издали за 150 лет кучу открыток "на тему" и даже в 1981-м про неё спел "Чингис-Хан"; в общем, атмосферное и колоритное место. А кроме того, 24 сентября исполняется ровно три года нашей встрече с Лорелеей, так что... почему бы и нет? Выпьем хорошего "Кенигсбахера", полюбуемся на легендарную германскую реку и лорелеины сиськи формы, заценим старые открыточки... поехали на Рейн? :-)
Один из вариантов Лорелеи. Тут она красивая, но одетая.
У Гунтера - выставка новых книг по разным злободневным темам. Большое пополнение в серии "Библиотечка Кроваваго Режыма", труды Маршалов Л.П.Берия, М.Тухачевского, спецагентов Дж.Бонда, В.И.Новодворской, различные исторические записки.
Камрад из Челябинска vedmed1969 сьездил в воскресенье в Ганину Яму, о чем и вывесил у себя интересный фоторепортаж. Там сейчас целый комплекс строится и развивается. Меня же в этой истории настораживает (как устойчивый тренд) то, что в разных местах начали плодиться памятники отрекшемуся царю Николаю II, доведшему Империю до катастрофы. И у нас они есть, в Пушкине, в частности.
(с) Фото vedmed1969
Спрашивается, почему? Почему начали ляпать памятники наиболее неудачливому и откровенно слабому самодержцу? Почему не ставят памятников, например, Александру III Миротворцу - разумному и ответственному правителю, не боявшемуся работать с яркими личностями и инициировавшему ряд крупнейших системных проектов - таких, как Транссиб? Кроме Иркутска, я что-то не припоминаю его памятников. А ведь он их в тысячу раз более достоин, чем незадачливый сын его Николай. Разве не так?
[...] ...Утром 7 ноября 1941 года была снята маскировка с мавзолея Ленина, расчехлены и зажжены звезды на башнях Кремля, а правительство Советского Союза во главе с Председателем Государственного Комитета Обороны и Наркомом Обороны СССР И. В. Сталиным поднялось на трибуну, чтобы приветствовать войска, уходящие на фронт. Весь мир — и неприятель и союзники — увидел, что боевой дух Красной Армии и советского народа не сломлен, Москва не сдалась, а верховный руководитель страны остаётся в осажденном городе. На Красной площади был сделан первый шаг к будущей Победе.
Разумеется, ничего подобного нельзя представить себе в Варшаве 1939-го, Париже 1940-го, Риме 1943-го и тем более в Берлине весны 1945 года — главы государств, стоявших на грани военной катастрофы, предпочитали трусливо бежать из страны, бросив сограждан на произвол судьбы, подписывать позорную капитуляцию или самоустраняться от руководства. Ни единого прецедента аналогичного параду 7 ноября 1941 года в истории ХХ века не отмечено ни в одной воюющей стране. [...]
Опубликован пресс-релиз акции к 70-летию исторического парада 7 ноября 1941 года на Красной площади. Полный текст читать здесь. Там же выложен и проект макета (обсуждабельный), а также реквизиты для перечисления средств на осуществление Акции. Заходите, смотрите, обсуждайте.
PS. Деньги, оставшиеся от весенней акции в Уфе, Новосибирске, Иркутске, Омске и Волгограде были переданы поисковикам Алексея Ивакина - только по экспедиции весной текущего года на Синявинских высотах эти поисковики похоронили 924 бойца, 13 опознанных. Так что те средства пошли на хорошее дело, несмотря на срыв акции в Москве.
О как. С ноября сапсановский прямой рейс из Питера в Нижний разделяется на два. То есть, без пересадки одним билетом, просто сидя в вагоне, так уже не проедешь.
Так что, получается, 30 июля я сьездил в исторический рейс - скоро на Курский вокзал на "Сапсане" из Питера без пересадки на московских вокзалах больше не доберешься. Надо выкладывать картинки с рейса :)
(+ тут): ОАО РЖД планирует создать на Курском вокзале, куда прибывает в Москве транзитный поезд, пункт досмотра пассажиров. Но досмотр пассажиров сразу двух поездов (сейчас транзитные "Сапсаны" прибывают с разных сторон в одно время) потребовал бы дополнительной платформы. Это привело бы к изменению расписания десятков поездов, на что монополия пойти не может. Кроме того, обслуживание транзитного поезда оборачивается дополнительными расходами: за 15 минут, в течение которых поезд стоит в Москве, уборщикам приходилось менять чехлы подголовников почти всех кресел и фактически готовить поезд в новый рейс, рассказывают в ОАО РЖД. Поэтому, "скорее всего, транзитные поезда будут заменены на дополнительные прямые между каждой парой городов".
Не так давно я рассказал о Владивостокском вокзале и показал его (и остальные привокзальности) снаружи. А теперь стоит посмотреть детали и пройтись изнутри, по интерьерам. Вокзал внутри представляет собой, без преувеличения, настоящее произведение искусства, выдержанное в едином стиле.
Друзиа, добрый день! Вообще-то я уже пару дней, как вернулся в Питер. Но в результате неприятного стечения обстоятельств могу работать с текстами, фото и электронной почтой пока что очень ограниченно. Особенно с фото. Сперва по пути туда, в казанском поезде, разбились в темноте основные очки, упав на пол вагона. Ну разбились, и ладно - эта ситуация у меня предусмотрена, достал запасные. Потом пробыл там с запасными, всё ок, нормально. Вернулся обратно (а у меня сейчас дома постремонтное состояние, и много хозяйственных дел) - случайно уронил и запасные, и у них, как назло, лопнула оправа и выпало стекло. В общем, остался без нормального видения - третьей пары у меня уже не было. Сел клеить то, что осталось, вроде типа сделал, кое-как, думаю, завтра схожу в Оптику и закажу новые, решил поехать на машине - так при резком торможении выпало правое, приклеенное стекло (из очков). Хорошо, случилось недалеко от дома. И хорошо, не разбилось, а уцелело. Я офигел, от греха подальше поставил машину и решил пока не ездить. Стекло пришлось примотать прозрачным скотчем, с одной из сторон.
Сегодня с утра сходил, заказал две пары, а оптический мастер, увидев моё бедственное состояние, взял сломанную оправу и совершенно бесплатно её запаял и исправил остальные косяки. В связи с чем хочу сказать ему огромное спасибо. "Мир Оптики" в ТЦ "Сабина", на Стародеревенской, 36. Мир, к счастию, не без добрых людей :-) И вообще там хорошее отношение к клиентам, рекомендую, и цены очень умеренные (это не реклама, а совершенно искренне). Теперь снова обрёл нормальное состояние, так что скоро посты будут, в общем, не теряйте меня)
Большой и объёмный обзор остатков нацистского Берлина от darriuss, почти на сотню фото. Интересующимся Третьим рейхом и его архитектурой стоит ознакомиться. В дополнение к его обзору - фото из Трептов-Парка (моё, весны 2007). Тёмно-красные плиты сняты с "Мраморной галереи" разобранной рейхсканцелярии и употреблены на оформление комплекса памяти советских воинов - покорителей Берлина. Так что останки шпееровского здания перекочевали на Трептов-парк.
До создания своего канала на Ютубе (конец 2009) я юзал Рутуб. Он по ряду причин оказался неудобным, резал качество и я отказался от него, как от основной платформы. Но ранее размещённые видео оставались. Так вот, оказалось, что за это время Рутуб взял и уничтожил мой аккаунт, по непонятной причине. Теперь придётся перезаливать ролики на ютубовский канал. А пока, из старенького - покорение мыса Нордкап, в ходе автопробега "Полярная Заря". 1 минутка. Платить по тыще рублей с человека мы тогда не захотели за туман и ветер и просто обошли КПП сбоку по мокрой тундре. 30 июля 2008 года, прекрасный плотный туман с моросью и сильным ветром... да и вообще, на 71-м градусе с.ш. летом хорошо :)
PS. Ещё и с фотобукетом что-то надо делать. Посты, несмотря на их возраст, хорошо посещаются и месячный лимит трафика на два аккаунта заканчивается примерно через 18-20 дней, а 10-12 дней в месяц снимки не показываются. Из-за чего мне постоянно пишут с раздражениями, "а чего это так нехорошо, куда пропали снимки!". А чтобы увеличить полосу пропускания (трафик) хотя бы до минимального апгрейда, жадный фотобукет хочет 1000 р./год на каждый аккаунт. И то не факт, что этого удвоенного 20-гб лимита выдачи всегда хватит - иногда бывают пиковые посещения (какой-нить сайт ссылку даёт).
Всё-таки полезным оказался этот массовый флешмоб про 90-е: позволил вспомнить и посмотреть на них не с той стороны, с которой надеялась мимимишная "Кольта" и Фонд Ельцина (пусть даже они и замутили первоначально эту движуху), но и с жизненной, реальной. Ведь любой флешмоб можно при желании наполнить своим содержанием. Некоторые даже боялись участвовать - дескать, "люди снимали-то только хорошее и в итоге может получиться искажённая картина". Да ничего подобного! Многие снимали и жизненное. У меня таких фото штук тридцать, не меньше. Не политоты, пригнанной к расхожим штампам - а того, что нас окружало и какими мы были. Вот его-то и надо показывать, братцы-кролики и сестрички-лисички.
Я позволю себе дополнить реальную картину Девяностых двумя общими наблюдениями - кроме всех тех свойств, о которых мы знаем:
1) это было время чудовищного перемешивания абсолютно разных людей, которые в советской парадигме вообще могли никогда не столкнуться, быстрого падения и взлёта у многих. Ты мог быть процветающим и благополучным к середине 80-х, но за какие-то два-три года после падения Союза скатиться в нищенство (такая участь постигла, увы, большинство). Но ты мог и фантастически подняться, уйдя в совершенно иные сферы, о которых ты ранее и не помышлял. Значение случайности в 90-е было в разы выше, чем сейчас;
2) в 90-е резко изменились востребованные жизнью свойства людей: в большой цене стали наглость, напор, хитрость, изворотливость. Если человек имел эти качества - то в Девяностые они давали ему огромное преимущество перед теми, кто жил старыми качествами - то есть, перед т.н. "совками". Кроме того, примерно с середины 90-х начали (с некоторой инерцией, конечно) ломаться родственные, дружеские связи или существенно видоизменяться в сторону коммерциализации. Люди стали сильно жёстче к ближним, "личный круг" сузился, взаимоотношения стали более отстранёнными, а старая советская бескорыстная взаимопомощь на бытовом уровне стала отмирать. Нравы начали смягчаться обратно только где-то к середине нулевых, а в провинции - к концу. Но советское бытовое бескорыстие и готовность прийти на помощь "просто так" уже ушли.
У меня в фотоархиве есть интересное фото осени 1994 года, сделанное моим младшим братом, которое очень наглядно иллюстрирует пункт №1 - смешение абсолютно разных людей в одном флаконе. ( Collapse )
Чуть раньше я выложил карты с предполагаемой трассировкой ВСМ в районах крупных городов, а теперь - рассказ о собственно мероприятии 16.09. Посвящено оно было как раз началу реальных работ по проекту и состояло из двух частей: а) район осуществления инженерно-геологических изысканий северней Павловского Посада, 71-й км будушей линии, б) презентация проектантов ВСМ на вокзале Владимир, где создан специальный информационный центр.
Давайте пунктирно расскажу про обе части.
Инженерные изыскания ВСМ Москва - Казань, 71-й км трассы
Итак, поехали! Старт экспедиции - 14.30 18 сентября с Московского вокзала Северной столицы. "Неизвестный Транссиб" начался несколько неожиданно: с неведомой мне до этого фишки самого банального "Сапсана", к которому в обеих столицах все уже давно привыкли. В принципе, там всегда всё понятно - есть эконом, есть бизнес, есть и первый класс (с недавнего времени). Эконом - 64 человека в вагоне, всегда оживленно, толчея с вещами на выходе из конечной станции. Однако, есть там и ещё один подвид эконома, в вагоне которого едет... 16 человек. Тихий вагон, без дверей на выход, но где тебя всё время кормят :)
[...] Первые поезда, опробовавшие новый участок, перевезли вагоны с зерном, железной рудой и строительными материалами. "Тестовая эксплуатация позволит проверить готовность железнодорожной инфраструктуры, работу систем управления движением, а также подготовить локомотивные бригады", — отметили в компании.
Пассажирские поезда по новому участку запустят после грузовых. Для них еще предстоит составить расписание, отметили в компании. Максимальная скорость движения грузовых поездов составит 90 километров в час, пассажирских — 140 километров в час. В летний период на участке будут курсировать до 190 составов в сутки, большая часть которых — пассажирские поезда дальнего следования.
Пассажирские поезда, видимо, пойдут по новому участку примерно через месяц. Вряд ли раньше. Так что, едучи с югов, спешите наслаждаться обзором украинских полей и закрытой станцией Зориновка.
Ещё немного про вокзалы Карельского перешейка. Вчера я показал состояние вокзала Приозерск, а сейчас - ст. Кузнечное. Это граничная станция электрификации от Питера в сторону Сортавалы - т.е. на северо-восток, тут "шнурок" заканчивается. Интересным на станции также является то, что здание вокзала было построено ударными темпами в военное время (1944 г.) и с тех пор больше не менялось в облике. Разве что перекрашивали.
9 сентября рано утром наш поезд №324/328 ЖДЯ приближался к конечной точке пути - станции Нижний Бестях. В этой части - рассказ о конечной станции, а также о сервисе "Переправа" и пути до Якутска: автобусом и через Лену.
Часы на башне вокзала Нижний Бестях показывают 6.02 утра. Мы прибыли!
Из самого интересного в сентябьской "Минутке транспортного искусства". Янис Андрис Осис "Ленин в Риге" (1985) Стильная картина, с явным отходом от скучного позднесоветского канона и даже с некоторым прибалтийским фрондёрством.
15 сентября Большой порт СПб посетил единственный в мире грузовой атомный гигант "Севморпуть", придя сюда по Северному морскому пути следованием из Петропавловска-Камчатского.
"Севморпуть" идёт по Морскому каналу, фото - Ник Григорьев
[...] Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» прибыл в Санкт-Петербург в рамках исполнения пилотного рейса по Северному морскому пути из Петропавловска-Камчатского. Судно пришвартовалось к причалам Петролеспорта в Санкт-Петербурге 15 сентября, сообщает пресс-служба комитета Санкт-Петербурга по делам Арктки. «Севморпуть» транспортировал около 8 тыс. тонн контейнеризированных грузов, включая мороженную рыбопродукцию. Использование Северного морского пути позволило осуществить доставку грузов из Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербургом за 18 суток.
29 августа 2019 года атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» ФГУП «Атомфлот» (предприятие Госкорпорации «Росатом») вышел из Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербург в тестовый рейс. Он стал первым в рамках совместного «пилотного» проекта Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» и ФГУП «Атомфлот», направленного на организацию регулярных рейсов по Северном морском пути (СМП) в летне-осеннюю навигацию. На борту «Севморпути» находится 204 рефрижераторных контейнера с мороженой рыбой и 66 контейнеров с другими грузами общим весом около 8,5 тыс. тонн грузов (при максимально возможной загрузке судна - 26 тыс. тонн). (SeaNews)
Снимков стоянки атомного гиганта в Большом Порту СПб почему-то совсем мало. Вот, нашёл фото с репортажа т/к "Санкт-Петербург":
Вчера впервые в жизни увидел живьем Мутновскую геотермальную электростанцию, которая находится у подножия Мутновского вулкана и дает примерно 30-35% энергии Камчатки. Там имеет место такая фишка: за станцией, примерно в полутора км, находится геотермальное поле с выходом псевдо-гейзеров в расщелине на склоне Мутновского массива, куда ходят туристы. Раньше пешеходов пускали прямо через станцию, а после теракта 2017 года прямой проход закрыли и сделали тропку в обход. Идти так дольше и труднее, но зато открываются хорошие виды, а дальше тропа все равно спускается на территорию станции, только с тыла. Давайте посмотрим разные ракурсы.
Наконец-то дошли руки рассказать про лайнер "Советский Союз" (не про страну). Помните, 11 лет назад я написал в ЖЖ пост в 4 частях, из которых две части были посвящены впечатлениям, а две - истории этого судна? После этого пассажиры-"союзовцы" в течение нескольких лет присылали мне личные фото; коллекция снимков и вырезок постепенно росла. И вот я предложил хотя бы в сокращенной форме сделать это в форме видеорассказа, и на "Тактик-медиа" мы это реализовали с ведущим Артемом Драбкиным.
Ролик начинается с лирики, потому что "Советский Союз" у меня - это не просто объект абстрактного удаленного изучения, а корабль моего детства (хотя я в ролике старался именовать его турбоходом или лайнером, а особо вьедливые знатоки придерутся еще и скажут, что это паротурбоход, но для меня он навсегда — корабль). В 1977-1979 годах я его облазил снизу доверху и как-то раз даже был пойман старпомом и отведен на мостик. Так что не удивляйтесь, что первые 12 минут в ролике — личные впечатления и почему он меня поразил когда-то; и только потом начинается удивительная и драматичная история этого лайнера.
В июле этого года мне удалось проехать по линии Совгавань - Комсомольск на мотовозе от станции Высокогорная. Цель поездки - увидеть, как идёт расширение и реконструкция этой магистрали, ставшей узким местом в рамках логистического "поворота на Восток". Теперь линия обрела особую стратегическую важность наряду с Транссибом и стала одним из главных точек приложения сил на Восточном Полигоне движения.
Что можно сказать в общем? Старая однопутная сталинская линия на Совгавань в её дикой таёжной первозданности быстро уходит в прошлое. Почти везде на её протяжении - огромный фронт работ. Строятся спрямления линии для тяжелых составов; некоторые уже построены - как, например, перегон Эльдиган - Тудур. Везде большое количество техники. Примерно на половине протяженности отсыпается призма для вторых путей, массово строятся мосты под них. А от Гурской на запад вплоть до Комсомольского моста через Амур не просто строят вторые пути - но ещё и ставят столбы будущей электрификации. Так что линия от Комсомольска на порт Ванино года через 2-3 превратится в электрифицированную двухпутку под тяжелые составы с интенсивным движением. Это, собственно, и есть часть того самого пресловутого "поворота на Восток", о котором сейчас много говорится.
В 2023 году планируется уложить порядка 200 км вторых путей – 1/3 от объёма, который должны выполнить в этом году на БАМе (622 км). Работы осложняются тем, что некоторые участки зажаты между горой и реками, что мешает расширению трассы. Но строители справляются и с этим, применяя особую технологию выемки скалы и отсыпки земляного полотна. Причём делают это без остановки движения поездов. Работы развернуты уже на 19 перегонах; а два из них, Блокпост 9 км – Кумтэ и Кенай – Удоми, уже введены в эксплуатацию. Что это даст в ближайшем будущем? Повышение пропускной способности магистрали в направлении портов на берегу Татарского пролива с 27 до 38 пар поездов в сутки.
Станция Высокогорная, раннее утро. Два грузовых состава ждут своей очереди следования на Комсомольск
* * * В этом фоторассказе я покажу вам, как выглядит на местности расширение линии и фронт работ, на примере отрезка Высокогорная - Пивань (Амурский мост); это примерно половина совгаванской линии.