Если ехать от Университета к центру по проспекту Ленина, то по пути попадётся любопытное место – парк (или сквер) Пионеров-Героев. Давайте там погуляем немного...
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Давно обещанный камрадам af1461 и railway_man исторический документ – газета «Известия» от 30 сентября 1984 года с сообщением о смычке Байкало-Амурской магистрали на разьезде Балбухта, из моей исторической коллекции.
Ну фсё. Завтра в последний день поезда по нашей ("оранжевой" 4-й) линии поедут длинно и далеко, от Комендантского до м.Дыбенко. А послезавтра обещают разомкнуть и поезда пойдут до Волковской. Должны открыть три новых станции - Спасскую, Звенигородскую (где Витебский вокзал) и Волковскую. И теперь с фиолетовой 5-й линии (которая отныне будет "наша") на зеленую 3-ю больше нет пересадки. Говорят, что на Спасской за три дня до открытия творится хаос и аврал. Впрочем, я верю, это вполне по-нашему. Но, поживём - увидим. Уже в субботу. Интересно, запустят ли всё сразу по уму, или нет, будут какие-нибудь глупые схемы, с поставлением на уши пассажиров и метро?
UPD. Всё понятно. Со "Спасской" облажались, а желтая линия будет работать ещё почти месяц. Однако юридически огрызок фиолетовой линии таки откроют: http://www.fontanka.ru/2008/12/18/111/
Опрос "Об отношении к сталинской эре СССР" закрыт. Проголосовало более 800 человек с жж-аккаунтами. Всем выразившим отношение - спасибо. Также спасибо за корректность в комментариях к посту, хотя отлично понимаю, что тема потенциально конфликтная. Но, несмотря на то, что число комментов уже приближается к полутысяче, споры и дискуссии в разных ветках не достигали характера бессмысленного срача. Более того, было высказано (с обоих сторон) немало интересных суждений. В течение пары дней я проанализирую географическую принадлежность и некоторые иные параметры проголосовавших; параметры журналов, голосовавших за максимально крайние пункты опроса (-3 и +3); а также аккаунты на предмет пустых и специально образованных. Поскольку в выходные меня не будет в городе, итоги с моим комментарием подведём в понедельник-вторник.
Перечитал все мнения, которые были высказаны в моём посте-вопросе о том, какой был состав новогоднего стола в советское время. Написали много мнений, на три страницы комментариев. И очень хорошо, что из разных мест - это помогло понять, какими нюансами европейская территория СССР отличалась от азиатской части (а они объективно есть). Собственно, получается несколько бесспорных фаворитов: Закуски, в порядке популярности: а) оливье/зимний/белый; б) селедка под шубой; в) холодец/студень; г) винегрет; д) кальмаровый салат. Горячее: а) запечённая курица/мясо; б) мясные пироги; в) домашние пельмени (преимущественно от Урала и восточнее). Сладкое: домашний торт "наполеон" (перевес над иными видами сладкого огромный). Фрукты: мандарины (в каком-то смысле их аромат был символом приходящего праздника). ( Collapse )
Логическое окончание 2-й части серии (про Миланский вокзал). И если там я водил вас вокруг да около, т.е. снаружи, то сейчас мы зайдем в его гигантские внутренности и посмотрим, "что это за Сухов" :) Тут и сами залы, и фрагменты декора, и световая крыша, и дебаркадер с поездами - в общем, разноплановые фото. Терминология моя; я разделил пространство на предзал (без стен, что под колоннадой), 1-й зал - от главного входа, 2-й зал (ближе к поездам) и собственно дебаркадер с поездами. Допускаю, что у них могут быть и свои названия для этих частей, но я их не нашёл.
О делах пограничных с Китаем (как обычно, пользуюсь информацией aleonkin и сообщества gorod_ha). Наш сосед решил построить на своей части Уссурийского о-ва, что примыкает к Хабаровску, ещё один знаковый объект - огромную Восточную Пагоду, высотой 81 м. См. ниже на картинке. Она будет располагаться всего в 600 м от границы. Так что из центра Хабаровска через пару лет будет видно аж два крупных китайских объекта - высотные пилоны вантового моста на остров (сейчас строится) и вот эту пагоду. А всего лишь 10 лет назад там была пустынная низменная равнина и воинские сооружения погранзаставы. Кроме того, напротив с. Казакевичево китайцы в этом году достроили Восточный Полюс Китая, о котором я вам говорил ранее.
Сразу двое украинских френдов - flackelf из Киева и nkram из Одессы пишут о любопытном повороте карьеры южнокорейских составов, с помпой введённых в строй к Евро-2012. История такая - пришли они на Украину морем через Одесский порт (этой весной), затем поездили по своим маршрутам лето и осень, а как только грянули морозы - тут внезапно и выяснилось, что они практически не адаптированы даже к мягкой украинской зиме. Ни в пассажирском, ни в эксплуатационном смысле. Сейчас они ходят по маршруту вот так (фото из поста flackelf'а):
...Скоростной поезд Hyundai «Интерсити» №149-150, следующий по маршруту Донецк-Киев, несколько часов стоял в поле между Донецком и Харьковом. По сообщениям пассажиров, в вагоне не было ни света, ни тепла. «Хорошо, что еду вторым классом. В нашем вагоне людей побольше, поэтому температура — всего -5° С. В первом, где людей меньше — все -10° С», — написала в Facebook одна из пассажирок поезда. По ее словам, персонал поезда очень долго не отвечал на вопросы, что произошло, и только потом пассажирам сообщили, что к пяти утра поезд должны отбуксировать до станции Лозовая. [...]
Интересно, когда закупали составы - они чем думали? Головой или кошельком?
Вчера ленты новостей принесли громкую весть - в России появился 15-й город-миллионер (по версии Ленты.ру). Ну, или 12-й (по версии Ведомостей). Журналистов я вполне понимаю - им пофиг, двенадцатый он там или пятнадцатый, лишь бы весть поскорей передать :) Это меня как раз не удивило. Удивил - город. Им оказался Воронеж.
Месяц назад прислали мне на тестирование пару телефонов и автомобильный видеорегистратор. И если о телефонах я уже писал, то видеорегистратор остался пока неохваченным - что и делаю сегодня. Вчера выложил ролик с одного из тестов, и в комментах меня спрашивали - что это за модель? Отвечаю - AdvoCam-FD7 Profi GPS, т.е. регистратор с GPS-модулем. Использовал регистратор я в состоянии "с чистого листа", то есть ранее никаких аналогичных девайсов не имел в пользовании. В этом есть и плюсы (пробовал с нуля, можно было оценить изначальную лёгкость освоения железки в принципе), и минусы (сравнить с другими моделями не могу). Ниже - мои впечатления от пользования и два ролика с улиц города, дневной и ночной.
В день РВСН в очередной раз проскользнула (впрочем, без особой помпы и фанфар, буднично этак) информация о разработке нового поколения БЖРК:
Межконтинентальную баллистическую ракету типа "Ярс" на новом российском боевом железнодорожном комплексе планируется замаскировать в вагоне-рефрижераторе, сообщил журналистам в среду командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев.
Нисколько не сомневаюсь в том, что такие разработки ведутся - и по логике, обязательно должны вестись - так как очень уж привлекательна базовая идея, учитывая наличие обширной государственной сети ж/д линий с едиными параметрами, не раздробленных на частные сегменты. Если Штаты такой опцией в силу особенностей исторического развития и наличия разрозненных частных сетей сейчас не располагают, то РФ и Китай - да. Китаю нужно ещё довольно прилично технологически подтягивать это направление, однако сеть ж/д линий у него для такого дела тоже вполне подходящая, учитывая мощность верхнего строения пути на основных линиях и неевропейский габарит приближения строений. А в СССР это уже было - на базе днепропетровских ракет 15П961, но с тех пор ракеты полегчали, так что соблазн с новым поколением БЖРК велик.
Однако командующий РВСН, как ему и положено, напустил немного туману: ( Collapse )
Прислали наводку на любопытный отчёт калифорнийского программера (?) из Силиконовой Долины, который в декабре 2011-го рискнул проехать от океана до океана на поездах Амтрака и выдал в итоге удивительное откровение: "Оказывается, вам не нужен автомобиль, чтобы увидеть Америку!". Ехал мериканец от Сан-Франциско до Нью-Йорка с тремя остановками - в Солт-Лейк-Сити, Денвере и Чикаго, пользовался двумя поездами - знаменитым культовым "Зефиром", про который я вам подробно рассказывал (2438 миль до Чикаго). Затем - Lake Shore Limited до Нью-Йорка, так как прямого сообщения от побережья до побережья давно нет.
Всего он проехал 3397 миль - это 5467 км, и примерно эквивалентно расстоянию Москва - Улан-Удэ по казанскому ходу, если мерить масштабами нашего Транссиба. Проезжается 11 штатов и 4 часовых поясов. Вся поездка подаётся как удивительное откровение ("смотрите-ка, ребзя, оказывается, можно и не лететь самолётом и всё равно попасть в NY!") с массой восторгов. И - самое главное - всё это расстояние он проехал сидячкой, ибо "слипер-каюта очень дорога". Представьте, что у нас кто-то бы собрался из Москвы до Забайкалья сидячкой (!), да по 16-20 часов каждый перегон - кем бы его только ни обозвали сетевые поездоненавистники? А там это нормально; он даже восхищается в отчёте, что сиденья лучше эконом-класса в самолёте и это классно.
Весь отчёт изобилует иллюстрацией разницы в ж/д менталитетах, и поэтому я сделал несколько скриншотов с пояснениями оттуда. Полностью же его рассказ можно читать по ссылке в начале и конце поста.
В Штатах - крупное ж/д крушение. Амтраковский поезд Cascades сообщением Сиэтл - Портленд на скорости ~130 км/ч навернулся с эстакады прямо на автомагистраль (!), на выходе с железнодорожного моста. Причём это был первый рейс после реконструкции линии под более высокие скорости. После падения заблокировано движение по интерстейту. Пока есть сообщения о 3 жертвах, точное число раненых пока не подсчитано. (upd 22.20 - уже 6/77)
Поезд позиционируется как скоростной на дизельной тяге, тип Talgo. О причинах такого инцидента пока не сообщалось. Пишут только о том, что крушение произошло на следующий день после повышения скорости с заменой рельс и верхнего строения пути. Есть подозрение, что хозяева линии сэкономили на испытательном цикле и пустили поезд с новыми параметрами скорости без должной проверки.
Десять лет назад я поехал на первом утреннем "Сапсане" в столицу. Формально это был рейс №2 (самый первый с президентом РЖД В. Якуниным на борту ушёл в рейс вечером 17 декабря), но фактически - первый полноценный пассажирский рейс. Тогда график предусматривал 3 "Сапсана" в сутки - утром, днем, вечером. Это потом он уже разросся в 5 раз по периодичности и в 7 раз по пассажироёмкости.
Всего 10 лет. Но это была другая эпоха. Не было ещё никаких досмотров на вокзалах, туда можно было спокойно зайти и выйти. Не было досмотров и перед "Сапсаном". Не были ещё построены уродливые коробки-павильоны перед платформами. Не были развиты так соцсети - все эти фейсбуки-инстаграмы. Главным средством донесения информации публике ещё был теплый и ламповый ЖЖ. Телефоны тоже были другими, равно как и тарифы - и тогда не было непрерывного пощения фоточек со смартфона прямо с пути. Ленинградский вокзал в Москве тоже был ещё старым, дособянинским изнутри, а площадь Трех Вокзалов - ещё "лужковской", с бомбилами и бомжами. Доллар стоил 33, а евро 39. Короче, изменилось за эти годы очень и очень многое А казалось бы - только десять лет!
Кстати, к слову о конце проекта ВСМ "Москва - Казань" в его изначальном виде 2014-15 гг.: Татарстан снял бронь с земельных участков, где должна была бы проходить ВСМ. И с проектом действительно очень всё :)
17 декабря исполнилось десять лет со дня первого рейса «Сапсана» (впоследствии этот день получил в РЖД собственное название - «День высоких скоростей»). Ко дню 10-летия пуска в Москве был представлен и обновлённый состав «Сапсана» - с целым набором изменений интерьера и «начинки». Важное замечание: это не закупка новых составов (как думают некоторые!), а рестайлинг существующих. Напомню, сейчас у нас в наличии 16 «сапсанных» составов. Пока вышел на линию только первый из обновлённых составов, за ним постепенно будут переделываться другие.
Год назад (в декабре 2019-го) я впервые испробовал новое изделие ТВЗ, а именно – двухвагонный сцеп, который впервые поставили на фирменный поезд «Белогорье» №71/72, и проехал на нём от Москвы до Белгорода. За 12 месяцев много воды утекло, и такие сцепы поступили и на самый дальний поезд внутреннего сообщения – а именно, на «сотку» Москва – Владивосток (99/100). Причём когда эти инновационные вагоны поставили в нефирменную «сотку», у пассажиров возник закономерный вопрос: «Почему дорогущая «единица» курсирует со старыми вагонами, а гораздо более дешёвая «сотка» – с новыми, которые все с душем, даже плацкарт». И летом произошла небольшая реформа – более медленную «сотку» переквалифицировали в «Россию» и дали ей номер 1/2, а бывшие составы старой «России» превратились в скорый поезд №61/62 с тем же быстрым расписанием. При этом фирменность бывшей «сотке», к счастью, не стали присваивать, и она не превратилась в сверхдорогое средство передвижения - а со старой «России» фирменность таки сняли, теперь она тоже просто скорый поезд. Таким образом, новые сцепы от ТВЗ стали ходить на сверхдальние расстояния, благодаря чему появилась возможность оценить их на этом сегменте.
И вот, когда моя осенняя поездка по БАМу и восточным портам закончилась, я решил не возвращаться из Хабаровска самолётом, а проехать обратный путь на этих новых вагонах, чтобы полноценно оценить их качества на таком дальнем пути. Ехал я от Хабаровска до Ярославля без пересадки, это около 5 суток. Затем я пересаживался на «Текстильный край» и за следующую ночь достигал Питера. В итоге, выйдя на щестые сутки пути рано утром на Ярославле-Московском, я уже хорошо понимал, что в новом вагоне хорошо, а что – плохо. Здесь я не буду рассказывать обо всём длинном пути по Транссибу, а остановлюсь именно на плюсах и минусах вагона во время многосуточной дороги. Такая дальняя дорога в 5 суток сильно отличается по предъявляемым к вагону требованиям от обычного «ночного» рейса, и в этом я сполна убедился – многое из того, что было не видно в коротком белгородском рейсе, рельефно выявилось на транссибирском маршруте.
Двухвагонный сцеп в составе поезда №01 Владивосток - Москва, октябрь 2020 г.
Интересный выпуск "Железнодорожника" за июнь 1937 г. Начал его смотреть из-за сюжета по отправке паровозов ФД и ИС на Парижскую всемирную выставку, а там оказался целый кладезь коротких сюжетов. Вторым идёт сюжет про запуск первого советского стримлайнера ИС20-16 в регулярку (по ленинградской линии, конечно). Всего таких паровозов было 2 или 3, но они были и до самого начала войны водили поезда Москва - Ленинград. В третьем сюжете про соблюдение расписания тоже любопытные реалии - взятие жезла на большой скорости, диспетчерская работа, нагон отставания. Кстати, за несколько нагонов (6-8 в месяц) тогдашние машинисты могли получить сверх основной практически вторую зарплату, это очень поощрялось и щедро оплачивалось.
Есть сюжет с электричкой из Киевского вокзала, где диктор с гордостью говорит "Проводники в каждом вагоне. Наконец, водворён порядок и на подножках!" (это намёк на вольницу и хаос эпохи наркома Андреева и недавнее пришествие "железного наркома" Кагановича, который был помешан на точном соблюдении расписания). В конце - интерьеры нововведенных тогда "южных курьерских" поездов на Кисловодск и Сочи. До этого момента в СССР было всего 2 курьерских - транссибирский Негорелое-Владивосток и ленинградский "Красная Стрела", который именовался "экспрессом". С летнего расписания 1937 стало 4 курьерских поезда.
- Вообще-то, я не хотел ехать в круиз. Я думал купить жене шубу... - Нет-нет, шуба подождёт! (с)
PS. Давно уже нет никакого ЧМП, когда-то крупнейшего морского пароходства в мире - оно распродано дельцами постсоветской Украины на иголки ещё 25 лет назад. Нет и "Михаила Светлова" (aka "Победа" / Magdalena) - судно ушло на слом ещё в 1977-м. Да и тем, кто родился в год выхода "Бриллиантовой руки", сегодня уже за полтинник. А вот Юрий Владимирович, несмотря на сегодняшние 100 лет, всегда с нами и вечно молод. "И меня, быть может, наградят... Посмертно!"