Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Как-то раз, за поеданием сёмги, одна барышня, родившаяся в славном советском городе Львове, сказала мне: "Эх, [periskop]... и даже ЖЖ у тебя нету! Как же ты живешь без этого?". Я призадумался: "И правда, ЖЖ у меня нету... А зачем он мне? Три сайта в Сети, куча фоток размещено, всё есть, и так хорошо".
За пару-тройку месяцев до этого, один мой друг, проживающий почти в том самом месте, где в Великую Отечественную стоял крейсер "Аврора", поделился своим справедливым негодованием: "Слушай, [periskop], назаводили себе ЖЖ! Что за поветрие глупое, мода дебильная, дневники свои вести публично! Времени, что ли, на нормальное времяпровождение нет?". Я тоже призадумался: "И правда, зачем мне ЖЖ? Три сайта в Сети, куча фоток размещено, всё есть, и так хорошо".
И я стал искать золотую середину между этими двумя похожими мнениями.
Вдруг идет навстречу Розовый Слон... нет, точней, Слоник... и говорит... нет, пишет... и хорошо пишет! В ЖЖ. Складно так, душевно... В общем, чаша весов перевесила. В пользу ЖЖ. Все-таки вес Слонят не менее 300 кг...
И я решил всплыть... тут. Что-то в этом всём деле есть такое, интересное... Поднимем перископ. Ведь сегодня самый короткий день в году, можно рискнуть. А если опасность будет, то снова погрузимся и быстро наступит ночь - дни-то самые короткие :)
Вот и наступило зимнее солнцестояние – самый короткий день в году. А вместе с ним – случилась и годовщина моего журнала.
Ибо в такой же самый короткий день года, но в прошлом 2005 году, я создал его; правда, не ожидая такого суммарного эффекта, который в результате случился. За этот год я познакомился лично или виртуально с многими замечательными людьми; узнал много для себя нового и нашел, наконец, тот формат изложения мыслей и графических образов, который позволяет мне не лениться, но напротив, делиться впечатлениями и размышлениями и получать в ответ ваши такие разные мнения, а вместе с ними и энергетику для дальнейшего творчества. За это вам огромное спасибо - за ваше внимание и ваше участие.
Аналитика активности в моем журнале за полный год.
Откомменчивались 410 человек, а всего случилось 8817 комментов. К слову сказать, комментились у меня не только мои френды или единомышленники, но всякие люди - вплоть до махровых прибалтийских националистов и бандеровцев. Однако мною не забанено ни одного человека - бан как аргумент в споре/дискуссии я считаю признаком несомненной слабости; использовать его считаю допустимым только против неадекватных личностей или для пресечения грубых личностных нападок.
Топ-100 комментаторов periskop.su's LiveJournal (исключая мои собственные и анонимные, которые у меня запрещены)
Внутри военный музей Финляндии устроен так: налево расположен своебразный Зал Славы со стендами наиболее заслуженных генералов финской армии, по центру – конечно, маршал Маннергейм, как центральный и главный персонаж финской военной истории. В левом флигеле также расположены три зала с экспонатами от Густава Вазы до начала Зимней войны (1939 г.). Залы по правую сторону посвящены почти целиком Зимней (1939-1940) и Продолженной (1941-1944) войнам, а также Лапландской войне (1944-45), и небольшой закуток в самом конце посвящен современной армии.
Маршальские петлицы К.-Г. Маннергейма.
Мы начнём смотреть музей по хронологии, слева, с зала Славы. Итак, пойдемте.
Самый короткий день в году - это день рождения моего журнала. Для меня несколько удивительно - но уже три года...
Хотел на сегодня сделать "ознакомительный" пост для новых читателей (коих прибавилось много за последние полгода), однако времени "на компьютер" в выходные выдалось крайне мало. Поэтому лишь набросал то, что сделать в этом году хотелось, но не успел или не приступил по разным причинам. Буду пробовать реализовать в следующем году. ( Collapse )
Итак, обещанный большой рассказ о поездке на скоростном поезде "Сапсан" из Петербурга в Москву. Поездка состоялась 19 декабря в субботу утренним рейсом (№151), т.е. на второй день полномасштабной эксплуатации состава. Отправление с Московского вокзала - 6:45 утра; прибытие на Ленинградский вокзал столицы - 10:30. Время в пути - 3 часа 45 мин. "Внешних" видов тут будет немного, речь в основном пойдёт о впечатлениях от поездки и разборе плюсов и минусов.
"Сапсан" с горящими хвостовыми огнями на Московском вокзале СПб. 6:30 утра
Да, совсем запамятовал, со всеми этими поездами и линиями. Сегодня ж четыре года сему журнальчегу стукнуло. Посему, дежурная мини-памятка уважаемым читателям, постоянным и приходящим: 1. Свободно высказываться тут можно всем - от владивостокских до нью-йоркских, от державников до либералов, от авиафилов до аэрофобов, от прогрессоров до ретроградов. Главное - держаться в рамках неоскорблений, как взаимных, так и автора журнала. Прошу вас также воздерживаться от истерик и кликушества. Оскорбляющие и злостно истерящие - попадают в бан. К счастью, это случается нечасто. 2. В журнале есть Правила. Прошу придерживаться их, они написаны не просто так, но наработанным опытом. Иначе... 3. Спамеры, рекламщики в комментах и анонимы - запрещены. 4. Режим журнала я бы охарактеризовал как просвещённый авторитаризм. Демократии тут нет и не будет. 5. Основные темы журнала, интересующие автора - история XX века, география, путешествия, железные дороги, Питер, Камчатка, Советский Союз, Третья Смута, вкусная еда. Изредка бывает политика (обычно острые моменты), но нечасто. 6. Срачи не люблю, но терплю. Спокойные дискуссии - поощряю. 7. Всех адекватных, думающих, размышляющих, любящих процесс познания - всегда рад видеть!
Сегодня этому журналу исполняется пять лет. Основан он был без каких-либо серьёзных целей, по наводке друзей ("все заводят, и ты заведи") в день зимнего солнцестояния 2005 года. Вроде бы и недавно - но уже срок и даже маленький юбилей. Честно говоря, я и не подозревал тогда, что его наличие побудит меня регулярно фиксировать множество впечатлений в виде рассказов о поездках (которые в ином случае остались бы в виде неоформленных мыслей и постепенно забылись), а также поможет найти множество интересных собеседников и друзей в самых разных (без преувеличения!) уголках мира - от Сан-Франциско до Владивостока. Так что сейчас я рассматриваю этот журнал как неотъемлемую часть жизненного общения. Пусть и не главную, но всё же. Привык и сроднился :)
Немного о журнале - для тех, кто читает меня недавно, чтобы вы лучше понимали мою позицию. Это не моножурнал на какую-то определенную узкую тему, а средство для выражения моего мнения по разным вопросам. Я стараюсь придерживаться баланса постов примерно в такой пропорции: 50% - путешествия, поездки и впечатления о них, города и веси 30% - история и мои оценки её, или мемуар о годах прошедших 10% - повседневные и сиюминутные впечатления, детали окружающего 10% - отклики на текущие события, которые меня заинтересовали
А вам, уважаемые читатели и френды - спасибо. Что остаётесь со мной и много пишете в комментах. Часто - очень интересные мысли и впечатления, которые порой не менее ценны, чем выкладываемые мною тексты. Поверьте, я это очень ценю.
Открылся геопортал Роскосмоса, с многообещающими функциями и адм-тер. делением РФ вплоть до районов. Попытался его помучить, но как-то пока без особого успеха... в общем, сыро, братцы, очень сыро. А у кого-нибудь получилось, извлечь или посмотреть снимки высокого разрешения?
PS. Кронштадт написали как Крондштадт. На рею таких "картографов"!
PPS. Скорость загрузки информации пока ниже всякой критики.
PPPS. Уровень актуальности Питера - 2003 г. Нет ещё даже 1-й очереди Вантового и современной сети соединений дорог.
Два свежих поста разошлись на колонки в он-лайн издания. "Три десталинизации" - в Русский обозреватель, "Первый советский Макдональдс. Кто стоял в очереди" - на Новых хрониках. Кто не прочитал тут - заходите, смотрите там. Думаю ещё написать разбор про часовые пояса, картматериал есть - а то нынешний шабаш властей с их произвольной тасовкой мне сильно не нравится.
Эта часть повествования посвящена менталитету стамбульцев, подмеченным мною их привычкам, поведению, особенностям и характеру города и в каком-то смысле является установочной. Следующие части уже будут нанизываться на эту и рассматривать только кусочки общей картины, а эта - показывает её в целом. Хорошо, что в моём распоряжении там была целая неделя - это нормальный срок, а кроме того, из-за наступившей на 5-й день пребывания непогоды пришлось отменить поездку на Галлиполи, так что я остался в городе. И, соответственно, посетил ещё ряд мест и районов.
Рассказ о городе и его жителях получился большой, наблюдений много - так что сократить его, без смыслового разрыва, не было возможности; а посему наберитесь терпения при прочтении. Сразу предупреждаю, в моём рассказе нет тур-пятачков и раскрученных точек - а только реальный город в обычной обстановке. Достопримечательности будут потом.
Рыбаки на Галатском мосту. Вдали, на холме - самая большая из османских имперских мечетей, Сулеймание
Вчера вечерком поехали погулять на Дворцовую, посмотреть правильную ёлочку. Правильная все последние годы была только одна, и именно там - главная питерская ёлка. Весь остальной Питер давно уже оккупировали мерзкие пластиковые конуса. Специально подгадал к режимному времени, чтобы было покрасивее. Каково же было моё удивление, что в этот год и на Дворцовой установили мерзкий неживой говноконус! Просто-таки неприятное удивление. Ну вот кому помешала правильная красивая живая Ёлка, создававшая новогоднее настроение, вместо этого пластикового типа-символа??? Таким образом, 2013-й можно считать концом честной питерской Ёлки :(((
Под катом - ещё два фото нынешнего конуса и небольшая ретроспектива красивых живых Ёлок середины "нулевых".
Пластиковый конус на Дворцовой. Всё, нет больше честной красивой живой Ёлки...
Вчера ходил смотреть на ёлку на Дворцовой - и хотя получил в итоге сильное разочарование, всё же побродил вокруг, время дня и свет был очень хорошие. Правда, температура строго плюсовая, лужи, никаких следов снега - поэтому не очень понятно, что это конец декабря. Под катом - немного разных открыточных видов около и на Дворцовой пл.
Сегодня этому журналу исполнилось 8 лет: завёл его в ночь с 21 на 22 декабря, спонтанно и без каких-либо там сторонних целей.
Любопытное из длительных статистических наблюдений за аудиторией и её поведением, которые я веду примерно с начала 2008-го: все эти годы действует закономерность 300/80/30/10, с небольшим отклонением. То есть, на каждые 300 зафрендивших 80 расфренживают этот журнал в течение 1-2 месяцев, 30 затем всё равно возвращаются в виде постоянных заходящих не-подписчиков (RSS-ленты или просто посетители) и 10 после первого расфренда снова подписываются на "Перископа", через 3-8 месяцев. Значимое отклонение от этого закона было только в 2009-м, когда соотношение было 300/60 - тогда я постил "Полярную Зарю" и две новых экспедиции "Ворота в Азию" и "Тоталитарное кольцо". Но потом соотношение снова выровнялось к этим пропорциям.
И попутно - ключевой совет тем, кто только начинает вести блог. ( Collapse )
Возможно, будет полезной информация для питерских любителей фантастики:
Завтра, 23 декабря, состоится встреча с одним из ведущих писателей-фантастов России Святославом Логиновым. 19:00, магазин "Буквоед", Лиговский проспект 10. Это где Московский вокзал, но на другой стороне площади.
Сегодня исполняется 9 лет жж-журналу Periskop и 5 лет YouTube-каналу Periskop Spb. По удивительному совпадению они оба созданы в один день - 22 декабря, причём "день рождения" второго я случайно заметил только пару месяцев назад. Раньше вообще не смотрел этот параметр. Про свой ютуб-канал я попозже сделаю отдельный обзорный пост, как он сейчас устроен и какие имеет разделы; упомяну только, что вчера он преодолел рубеж в 900 тыс. просмотров.
Что касается "большого жж", то сейчас он имеет 8.345 постоянных подписчиков, включен в (примерно) 5,5 тыс. RSS-лент и имеет специализацию на нескольких основных темах: - транспорт, преимущественно железнодорожный и морской, - путешествия, города и веси - с упором на архитектуру и историю, - вопросы национальной идентичности, а также русской и советской истории, - изредка просто реплики и заметки "по ходу"
Сегодня создана новая обзорная страница - "Атлантическая Камчатка", куда вошли посты из летней экспедиции в Исландию - как написанные, так и ещё не написанные. Они разделены на три части: 1) экспедиционный дневник, 2) путевые заметки, 3) видео. Скоро будет создана также обзорная страница "Летопись украинского кризиса", куда войдут все мои заметки и аналитические посты по этой теме, начиная с 21.11.13.
Напоминаю, что у журнала есть Правила и их необходимо соблюдать, общаясь в этом журнале. Важно также помнить, что в этом журнале беспощадно пропалываются истерики всех видов, кликуши, проповедники, спамеры и паникёры. Приветствуются те, кто хочет думать, размышлять, сопоставлять, а также разделяет мысль о полезности познания окружающего нас мира во всём его многообразии.
Всем читателям и френдам, кто помогает мне в данных, информации и наводках на интересные темы - большое спасибо!
Вижу по глазам, что буржуинские нью-СВ и уж тем более люксы вам явно надоели, и хочется снова окунуться в честную плацкартную романтику. Так что давайте-ка, вместе шикарной "тройки", скромно сядем на поезд №206 и проедем до Северной Пальмиры ватно и аутентично. С чайком в подстаканнике, титаном и сопящими соседями в трёх измерениях :) А заодно снова прогуляемся по площади Трёх Вокзалов, заценим предновогодние украшения, закупим на дорогу дешёвых евров по 82 и тихо посидим в зале ожидания Ленинградского вокзала. Ага?
Ну что, занимаем своё законное место, согласно купленного билета?
Довольно удивительно, но этому журналу сегодня исполняется десять лет. Вот уж никогда бы не подумал, что он проживёт столько и разрастётся в обширную почти-книгу.
Вот это номер, да. Так что китайцам Украина как "чёрная дыра" на территории экс-СССР очень даже выгодна. Оттуда и первый китайский авианосец стал возможным, и вот это тоже. Тут - явно ушки спецов Южмаша торчат.
Вооруженные силы Китая провели испытательный запуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) "Дунфэн-41" (DF-41) с железнодорожной мобильной установки, пишет американское издание Free Beacon со ссылкой на данные разведывательных служб США.
По данным издания, запуск произошел 5 декабря в западной части Китая. Согласно докладу Джорджтаунского университета в рамках программы "Проект по контролю вооружений в Азии" (Asian Arms Control Project), железнодорожные технологии для запуска МБР были приобретены Китаем на Украине, где в советское время разрабатывались стратегические ракетные комплексы железнодорожного базирования.
PS. У нас, кстати, свой новый ракетный поезд потихоньку и без шумихи доводится до ума - уже с компактными не-южмашевскими ракетами, которые влезают в габариты шестиосного рефрижератора без дополнительных технических примочек.
PPS. Дятлы из РИА явно неточно передали содержание новости. Скорей всего, в оригинальной американской публикации речь идёт о первичных испытаниях вагона и подъёма ракеты, пока даже без испытания технологии миномётного старта.
По наводке ув. ecoross1 приобщился к любопытной подборке архивных документов и фото, выложенной, видимо к юбилею Л.И. Брежнева. Там много вкусного, оттуда - немного фотодокументов. Увы, нормальным разрешением они не балуют, но хоть что-то. Вот, например, апрель 1956 г., Брежнев с Кимом I в Пхеньяне. Куча ретро-деталей, одна радиола чего стоит! :)
Есть в телеграме такой интересный канал - "Советский Ленинград". Каждый день там публикуется несколько ретро-фото. Так вот, на днях там проскочила и статейка про "Красную стрелу". Правда, канальцы относят её к 1930-м, а я полагаю, что статья говорит о начале 1950-х - судя по упоминанию паровоза Л. Ведь до войны - примерно с 1934 - экспресс водил скоростной паровоз ИС. Прояснили. Речь про паровоз ЛП (часть серии была дореволюционная - 1915-17, а часть выпущена в 1924-26) Тогда да, статья точно про 1930-е.
(Из какой газеты взят скан, не упомянуто, к сожалению)
Шикарное фото из советского Ленинграда с девушками из ЛДМ. Посвящается дню зимнего солнцестояния: самая длинная ночь закончилась, теперь помаленьку денёк будет увеличиваться. Так что, товарищи, не переживайте - будет и на нашей широте свет и белые ночи! :)
Сегодня в день зимнего солнцестояния исполняется 12 лет этому журналу и 8 лет ютуб-каналу periskopspb. В прошлом году я пропустил годовщину. А в этом - вспомнил :) Как вы наверное видите, все больше объёма отдаётся транспорту и инфраструктуре, и всё меньше - остальным темам. Так будет и дальше, упомянутые выше темы останутся основными и главными. Также соблюдается принцип "текущая политика - не более 15% содержания" (по факту же стало гораздо меньше 15%, да и реже). Немного кратких ремарок и накопившихся замечаний по текущим вопросам ведения журнала.
У humus всплыли новые снимки с поездки Дика Конгера по СССР в 1965-1974 гг. Там их много (с трёх постов-подборок), но я выбрал только некоторые и неповторяющиеся сюжеты. Летом он ехал на иркутском "Байкале" №9/10, а зимой - на "России" 1/2. Интересно посмотреть детали.
Блогу Periskop сегодня, в этот самый короткий день года, стукнуло 14 лет. Раньше я отмечал этот день коротким постом ежегодно, но в прошлом (2018-м) году не стал писать ничего, думая, что блог уже отжил своё и я его скоро закрою. Однако хорошо подумав, я всё же решил оставить этот блог как платформу для информационных или больших постов - несмотря на общее увядание Живого журнала. Повлияла на это и неудача Дзен-версии блога, которую после периода взрывного роста весной-летом 2018-го в октябре того же года стали блокировать и лишать просмотров. В результате чего пришлось удалить там все размещенные посты - после чего только и разблокировали, причём о реальной причине блокировок молчали. Потом там же (на Дзене) возник какой-то непонятный клон моего ЖЖ, который банально крал просмотры у Дзен-версии; затем я написал в техподдержку и обе версии слили воедино - но просмотры всё равно почему-то искусственно тормозились, хотя база подписчиков росла постоянно и неуклонно. Так что в итоге я не стал вести блог на той странной платформе - старый добрый ЖЖ оказался предсказуемей, понятней и здесь меня не лишают просмотров какие-то неизвестные модераторы непонятно за что. А константой блога неизменно являются принципы и главная тема. В этом сей жж-журнал ретрограден и эволюционно устойчив.
Однако транспортная ниша всё равно совершенствуется и масштабируется на другие платформы, мутируя в зависимости от окружающих условий. Поэтому сейчас есть в наличии: ФБ periskop - https://www.facebook.com/serg.sigachev Телеграм-канал "Минутка транспортного искусства" - https://t.me/minutkatrans Телеграм-канал "Креозот и титан" (транспорт, преемник "Якутского тепловоза") - https://t.me/yakuteplovoz Телеграм-канал "Газетное ретро" (нерегулярный) - https://t.me/gazeta_retro Есть и твиттер, куда идёт автоматическая трансляция и за которым я не слежу.
Добавлю от себя, что жж-версия будет вестись и далее, отдавая предпочтение теме транспорта, как главной. Ну и спасибо всем постоянным комментаторам за внимание и участие :)
Меж тем, сегодня исполнилось ровно 15 лет со дня создания блога periskop.su на платформе ЖЖ. Зарегил его в самый короткий день года - по настоянию друга, которого уже почти 7 лет нет в живых.
Задумался вот - а это же ровно полпути от эпохи СССР! И даже чуть больше. В 2005-м, когда я основал блог, от 1991 года нас отделяло всего 14 лет. Ещё не завалили Басаева, не было грузинской войны, мы были моложе и наивнее. А сейчас до эры Советского Союза расстояние уже почти 30 лет. И та зеленая молодежь 1984-86 г.р., которой тогда было 20 и она писала мне в каменты раннего жж всякую максималистскую херню - сейчас она представлена весьма солидными дядями и тётями лет 35-36 и рассуждает сильно иначе и гораздо ближе к моей логике. Зато подросли бодрые и борзые "девяностники", которые совсем не застали Союз, он для них неведомая Атлантида. Время сильно поменялось за полтора десятилетия :)
Сейчас ЖЖ сильно опустел - основная активность перетекла в Фейсбук и Телеграм, но полностью я его бросать не собираюсь. Пусть живет потихоньку. Ну а тем, кто читал или читает - спасибо!
Совершенно незамеченным прошло 30-летие события №2 по юридическому прекращению существования СССР. А именно - создание СНГ в Алма-Ате на заседании 11 глав бывших советских республик. Это событие совершенно заслоняется первым по очереди - а именно, Беловежским сепаратным соглашением только трех славянских республик (Россия, Украина, Белоруссия) 8 декабря. Тем не менее оно тоже было, и тоже влияло на умонастроения.
Если вы помните, 2 недели назад я писал именно об низовом отношении к тому событию 8.12 - что оно не воспринималось в "глубинном народе" как что-то тревожное, из ряда вон выходящее. Многие считали, что это как раз начало "нового, более справедливого СССР", только под другим названием. Зато в мире Беловежский сговор наделал гораздо больше шума - и прежде всего, потому, что основные мировые державы были обеспокоены процедурой принадлежности огромного ядерного арсенала СССР. А на собственно переговорах Ельцина, Кравчука и Шушкевича этот вопрос не был самым гвоздевым, хотя и стоял. А во-вторых, другие союзные республики сильно обиделись на "славянских сепаратистов", что их не позвали.
Так что через 2 недели пришлось передоговариваться, и теперь уже в широком составе 11 глав республик. И вот все комментарии и документы этого совещания как раз и сообщали широкому (ещё) советскому зрителю, что типа всё хорошо и типа находится более справедливый консенсус. То есть, те, кто считал, что СССР сохраняется под новым названием - и я в тот момент так считал - они торжествовали победу и говорили скептикам "Вот видите! А я же говорил, что это по факту сохранение Союза"! И действительно - внешне все выглядело именно так. Даже прибалты серьёзно забеспокоились - неужто "империя" сохраняется в новом обличии? (прикладываю комментарий Ландсбергиса-старшего).