Правда, эту загадку отгадали легко и сразу, но все равно, для порядку. Публикую фото, с которого был взят фрагмент для загадки: Светящийся купол дома Зингера за 3 часа до наступления Нового 2006 года.
( Collapse ) Дом Зингера - это одно из самых моих любимых зданий стиля русского модерна, возможно, на втором-третьем месте по впечатлению после Дома с Башнями на Петроградке. Поставили ему орла полтора года назад, и его облик теперь почти полностью восстановлен. Вот только еще бы книжный туда обратно вернули... PS. И отдельное спасибо моему трудяге Никону, которого я эксплуатирую даже в 25-градусный мороз. А я, редиска неразумная, ругал его сразу после покупки, не зная ещё его отзывчивого характера :(
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Вчера вечером иду домой, а почтовые ящики все утыканы какими-то предметами цветов россиянского флага. Думаю, что ещё такое? Вытаскиваю шаровую газетенку, а она ( Collapse )
PS. А тем не менее всех Татьян, читающих эти строки, я очень даже поздравляю :)
Позавчера коллега на работе принес на работу банку томатного соуса. Такую немудрящую поллитровку, с косо наклеенной этикеткой, и жестяная крышка закатана, в общем, всё в застойном стиле начала 80-х. Никакой тебе гламурно-пластиковой упаковочной красоты. Иди, говорит мне, попробуй, очень уж вкусный.
В Одессе я бывал только один раз в жизни – в сентябре 1983-го, ездил на турпоездке по Украине после первого курса института. Было мне тогда восемнадцать с копейками, мозгов ещё совсем немного было. В процессе самостоятельных хождений зашли днём на Привоз (это рынок там есть такой, близ вокзала). А, надо сказать, одесский Привоз, при всей внешней невзрачности, был тогда центром фарцовки – толклись там жучки всякие, продававшие и перепродававшие вещи, живо интересовавшие советских граждан. Большой порт, много всего необычного. Купился на их напор и я: приобрел футболку с фальшивым американским орлом («все девки на тебя смотреть будут!»), а также фотографию любимого мной Владимира Высоцкого («оригинальное фото, не переснимок, тут его снимали!»). За первое я отдал пятнадцать рублей, за фотографию – кажется, пятёрку. Ну, не смог удержаться! Хотя не такие уж маленькие деньги были. А щедр был потому, что накануне в Киеве выиграл двадцатьпятку в «Спринт».
Майка после первой же стирки потекла и слезла – Привоз всё-таки. Мою ошибку мне попутчики обьяснили. Однако снимок – он мне очень полюбился. Сделан был на совесть - твердый аккуратно вырезанный картон, вокруг него – черно-белая и резкая фотография 18x24, обернутая вокруг этого картона и так же аккуратно приклеенная краями. Эдакий одесский hand-made. Ну, в общем, увёз я этот снимок с собой на Дальний Восток и повесил дома.
Оглядываясь назад, что я могу сказать про Владимира Высоцкого сегодня? Наверное, три важных вещи.
Первое - для меня это абсолютный антипод пошлого рыночного гламура и попсы. То есть я не могу его представить в роли "я сделаю то, что сейчас пипл схавает", "я зарабатываю денег на этом проекте" или "сейчас моден такой-то формат, в нем я и создаю контент". Он - абсолютно искренен, и я думаю, не вписался бы в последующую тёмную и жульническую эпоху, построенную на принципе "человек человеку - волк".
Второе - совершенно потрясающая энергетика. Она и сейчас потрясает. Ведь он написал такие песни - про подводников, лётчиков, фронтовиков, моряков, альпинистов, врачей, зэков и многих-многих других человеческих сфер, которые и сегодня цепляют за душу. Даже нас, нынешних - тёртых рынком, "реформами" и конкуренцией, более чёрствых и расчётливых, менее открытых, чем когда-то.
И третье. Уровень его - на порядок выше любого из остальных бардов тогдашней эпохи. Не решусь его ни с кем сравнить, тем более что некоторые из них были просто литературными рупорами кухонных посидельцев с фигой в кармане. Ни с кем. Я бы даже так сказал - он был ярким выразителем Души огромной страны от янтарных дюн Балтики до сумрачных скал Тихого океана; страны, которой сейчас уже нет. Знаю, её модно сейчас презрительно пинать, особенно поколением "тридцатилетних"; но у неё была своя Душа и Совесть. И люди были хоть и наивней, но гораздо чище морально. Конечно, я тут имею в виду эпоху Высоцкого - 50-е, 60-е, 70-е.
Как-то так.
И, наверное, давайте просто послушаем его. Проникнемся.
А кстати! Чуть не забыл! Сегодня не же только юбилей Владимира Семеновича, но и Татьянин день! Посему – мои поздравления всем студентам, настоящим и прошлым! Ну и, конечно, всем Татьянам, френдессам и читательницам! По сему знаменательному случаю, лакомимся ( Collapse ).
После пешего похода на Сыростанскую петлю активный день продолжился – мы вновь оседлали машину и поехали от Миасса в другую сторону, на этот раз – на юго-запад, с целью достичь трассы М5, перевалить из Азии в Европу и затем добраться до Златоуста.
На фото – знак границ Европы и Азии на трассе М5 (Москва – Челябинск).
Прага в "Тоталитарном Кольце" была просто удобным транзитным пунктом между Нюрнбергом и Веной, не более того, поэтому я в ней не рвался освоить какие-то глобальные дебри. Планы были минимальные, кое-что получилось, кое-что - нет. Музей Коммунизма был оприходован, центральный вокзал - тоже. Прогулка по вечерней Праге, не представленная в фотосессии. Не получилось в этот раз с музеем Альфонса Мухи и Витковским национальным мемориалом, которые остались "на потом". Зато получилась неспешная хаотическая прогулка по Малой Стране и Градчанам, а также покорение Влтавского трамвайного моста. Ну и, само собой, неоднократное пиво с гуляшом и прочими кнедликами :) Однако, небольшая особенность всё-таки была: повышенное внимание в этот раз я обращал на австро-венгерское наследие, так как следующим важным пунктом экспедиции числилась столица Двуединой Монархии. Снимал я тоже немного и хаотично, подготавливая себя к общению с Веной; посему некоторые из пражских снимков, которые показались интересными, группирую в этом посте. А далее мы направимся на юг, и Праги в отчётах больше не будет. Только вот это.
Сейчас любят записывать Высоцкого то в диссиденты (правозаshitнички), то в антисоветские тролли (некоторые догматически настроенные сохраждане), то в истерика малахольного - а я вот никуда его записываю. Херня всё это: пел он о нашей жизни в Союзе и о недавнем прошлом. Да, часто с надрывом. Не без этого. Но - искренне. Слушал я его на бобиннике в восьмидесятом, на кассетнике в девяностом, слушаю и сейчас - на других носителях. С днем рождения, Владимир Семёнович...
ilya_kramnik снова порадовал найденным в сети, шикарный креатифф. Пожалуй, и у себя покажу: просто калька с нынешних наноновостей. Годится для всех официальных каналов ТВ, Российской Газеты и Известий и прочих наноисточников России периода Третьей Десталинизации. Вниманию беременных, трепетных, рафинированных! Нецензурно.
Не так давно проскочила весть о праздновании юбилея "архитектора перестройки" Горбачёва в лондонском Альберт-Холле, а вот уже и новые весточки идут: 1 февраля, в день 80-летия Бориса Ельцина, в Екатеринбурге будет открыт памятник первому президенту РФ. Он будет представлять собой 10-метровый обелиск, выполненный из 3-х кусков белого мрамора по 15 тонн каждый. На создание памятника из федерального бюджета было выделено около 2 млрд рублей. Автор памятника - архитектор Георгий Франгулян - рассказал, что куски мрамора, из которых состоит монумент, будут держаться за счет собственного веса. Он будет установлен рядом с бизнес-центром «Демидов». На открытие памятника, на торжественный концерт в Театре оперы и балета в Екатеринбург приедет президент РФ Дмитрий Медведев. [отседова]
В принципе, довольно предсказуемо, особенно учитывая "новую линию", начавшую вырисовываться в официальной идеологии властей примерно с осени 2009 года. Вкратце, она состоит в том, чтобы подальше дистанцироваться от наследия СССР, отрицая его значение, поплотнее и поактивнее пропагандировать сущности и личностей Новой России, "которой ещё нет и 20 лет" (Ельцин, Собчак, Гайдар, etc.), "десталинизировать" сознание "неправильных" подданных и т.п. В общем, попытаться повторить опыт конца 1980-х и попробовать подвинуть сограждан к либерастизации сознания, а также к отрицанию неугодного прошлого, что пока никак не удаётся сделать. В начале 90-х, помню, раздавались многочисленные прогнозы "рыночников" и "демократов", что, дескать, вот "старые совки-сталинисты" вымрут, в течение лет 15-20-ти, и затем в обществе наступит единение на основе Новых Ценностей, особенно среди молодёжи. Однако этого не произошло (хотя "совки-фронтовики" на 90% уже вымерли, да), более того - произошла существенная переоценка нигилистического отношения к истории XX века, особенно Великой Отечественной войны. Да и молодёжь (поколение 80-х гг. рождения и чуть младше) также ни в коей мере не стала массовым оплотом либерастии и её ценностей. То есть, те прогнозы не сбылись, и вот сейчас мы наблюдаем новую попытку сверху. * * * В этом смысле 2011-й - знаковый, на него приходится не так уж мало либерастических юбилейчиков. Давайте попробуем их обозреть вкратце, в [квадратных скобках] - мой прогноз о возможном размахе их официального празднования.
Совсем рядом со Св. Софией имеется ещё одна достопримечательность: городское подземное водохранилище, или цистерна Базилика (Βασιλική Κινστέρναı). Вход туда неприметен до такой степени, что я даже его не снял снаружи: этакий одноэтажный каменный сарай небольшого размера, куда стоит небольшая очередь. Да и после выхода забыл это сделать. Однако, войдя туда и спустившись вниз, открывается целый подземный мир. Цистерны - это чисто византийская фишка, возникшая из-за того, что своей внутренней воды гигантский город (населением до 800.000 человек в X-XI веке) не имел, зато мог подвергнуться внешнему нападению, с подходом захватчиков к самым городским стенам. И, будучи блокированным, это было бы его слабой стороной. Поэтому ещё с начала VI века византийцы строят внутри пределов Стен Феодосия несколько таких водохранилищ, ёмкостью до 100 тыс. кубометров питьевой воды каждая. Потом, когда город взяли османы, цистерны использовались около 80 лет после падения Византии, и затем были заброшены - то ли за ненадобностью, то ли потому, что последние византийские специалисты и их преемники, могущие их обслуживать, вымерли. Простояли в загрязнённом и заброшенном состоянии около 450 лет. И только в 1987 году их снова ввели в строй - уже как туристический объект.
Сегодня, по приглашению Яндекса, побывал на мероприятии, посвященном открытию нового сервиса Яндекс.Карт - Панорамы с Воздуха. Сервис открылся пока только по Питеру, и поэтому, видимо, они свою презентацию проводили именно у нас. Я их там спросил, а почему не Москва первая? На что они ответили - "...в Москве разрешения получать на порядок сложней". Вкратце, это выглядит так: если вы откроете Яндекс-Карты (по СПб), там выберете "Панорамы" и поставите галочку "С воздуха", то на карте Питера и пригородов будет много пиктограмм "Воздушных шариков". Это и есть панорамы сверху, которые доступны. Кроме того, при просмотре одной панорамы в воздухе видны и другие "воздушные шарики", на которые можно кликнуть мышкой и переместиться в другую панораму. Панорамы, сразу отмечу, расположены в основном в "боянных" местах с общегражданскими красотами: понятно, что Яндекс-ребят не пустили снимать ни над судостроительными гигантами, ни на территории Васильевского, ни над Кировским, ни даже над Канонеркой. Там, наверное, самые интересные панорамы бы были... Но, что есть то есть. В тех местах, которые ими отсняты (в основном на вертолете и кое-что на дирижаблях), тоже есть интересные ракурсы. Снималось всё летом 2011 года; насчёт частоты обновляемости панорам ребята что-то определенное сказать затруднились. Короче - заходите, смотрите, пробуйте. * * * Попутно развиртуализовался, на этом же мероприятии, с многолетним френдом zabyg17 ака Николай Калашников, который ведает там контентом. На фото - Николай рассказывает, какие панорамы есть в наличии. По закону падающего бутерброда, более выразительные фото с ним вышли нерезкими.
Шёл сегодня бодрым и ясным морозным днём мимо Пяти углов и внезапно вспомнил, проходя - сегодня же день рождения Высоцкого! Помните, да? В Ленинграде-городе, у Пяти Углов, Получил по морде Саня Соколов Пел немузыкально, скандалил Ну и значит, правильно - что дали
Когда около месяца назад я показывал новооткрытую "Адмиралтейскую", меня спрашивали - а где она выходит на поверхность? Сегодня я впервые воспользовался станцией полноценно, а не выйдя внизу по пути, так что могу ответить: вот почти напротив (по диагонали) этого широко известного дома на Невском. Узнали место, да? Подъем на поверхность, кстати, заумный и длинный - я засёк время, суммарно получилось 5 мин 20 сек. Два эскалатора, а между ними переход с загибом на 180 град. Причем не короткий переход.
Перво-наперво - мои поздравления всем Татьянам! (читающим этот журнал или просто заходящим на огонёк)
Братия и сестрички, сегодня предлагаю в пищевой рубрике обсудить вот какой интересный вопрос - о простом обычном майонезе, как компоненте еды. Точней, не просто о майонезе, а о "маянезике" - именно так его уничижительно зовут его противники. Я уже на протяжении нескольких лет сталкиваюсь с каким-то религиозно-сектантским его отвержением и поиском в нём всех бед и невкусностей еды. Почему у некоторых граждан так сильно защёлкивает едальные извилины в мозгах из-за него - не вполне понятно. Если же разобраться спокойно - так это просто один из множества холодных соусов для заправки, не хуже и не лучше других. И если он делается из натуральных компонентов - так почему он плох? За что его надо чмырить? Вот вы мне скажите, маянезоненавистники, за что вы его не любите? Только честно?
Вообще, удивительно - всего лишь семьдесят пять. Мог ещё вполне себе коптить свет - как Евтушенко, например. Но получилось по-иному - Высоцкий ярко представляет собой совершенно иную эпоху. Он навсегда остался там, в СССР, и с другим не ассоциируется.
Был сегодня на общегородской выставке "Блокадный город. Улица Жизни" на Итальянской, завтра постараюсь показать, что это такое. Отметил интересный факт: все юбилейные плакаты в метро и баннеры на улицах, установленные к 70-летию снятия Блокады, вызвавшие конфуз и скандал своей формулировкой, поголовно заменены на более нейтральные с другой формулировкой. Вот такой:
Давно уже не заглядывал в центральный книжный, что в Доме Зингера на Невском. А сегодня что-то зашёл. Внимательно осмотрел первый этаж с "петербургскими" книгами, открытками, альбомами, картами. Что там нового и какие тенденции. Затем забрёл в сувенирный отдел (он в глубине этажа и довольно большой) и обратил внимание на "личностные" магнитики, что они продают. А надо сказать, ассортимент магазина не менее чем на треть ориентирован на иностранцев, а то и наполовину. От этого в магнитиках интересный разброд - в фаворитах Сталин, Горбачёв (!) и Николай II. Есть ещё Пушкин (много), царская убиенная семья (много), Александр II и Екатерина Великая (меньше). И совсем нет Петра! Что меня несколько удивило. Правей уже магнитики со зданиями, их обрезал с кадра.
Совершил вчера в компании знакомых ватников дневной вояж в город Новая Ладога, 140 км от Питера. От напрочь забояненной туриками Старой Ладоги она отличается в лучшую сторону каналами, аутентичностью среды, относительной тишиной и дешевизной. Ещё, правда, и уникальной можжевеловой рощей на берегу Ладоги, но в этот раз я туда не добрался.
Попали мы туда в большой базарный день, у Гостиного двора шла бойкая по местным меркам торговля. На рынке разговорился с мужиком, кастрюли продавал. Он захотел запечатлеться на память, я не отказал. "А что у вас за газета? Визиточку можно?" - "Господь с вами, какая газета! Просто частный блог." - "Его читают?" - "Ну вроде да..." - "Скажите вашим читателям, есть в Новой Ладоге кастрюльных дел мастер". - "Обязательно скажу!". - "А снимете меня на память?" - "Да не вопрос". Вот только имя я не спросил.
Короче, братия и сестрия - берите кастрюльки в Новой Ладоге только у него. Ему будет хорошо - оборот субботней торговли выше, мне будет хорошо - карма подымется на пару делений, вам будет хорошо - хорошая недорогая посуда из душевного места в доме не лишняя :)
Ниже - немного рыночных карточек с субботней торговли в Новой Ладоге.
Гонконгская South China Morning Post выложила вторую часть статьи (про 1-ю часть тут) про покупку у Украины через подставное лицо ТАвКР "Варяг" (будущий "Ляонин") со всей конструкторской документацией. Окончание статьи посвящено одиссее проводки авианесущего крейсера через три океана и несколько морей, на новую родину в Поднебесную: "Миссия невыполнима-2: долгая дорога домой"
После заключения сделки по первому китайскому авианосцу перед Сюй Чжэнпином встал новый вызов: как провести его в Китай?
Продолжаю сагу про "Иллюстрированную Россию". В прошлой подборке про №5/1930 на момент написания поста я ещё не успел дочитать весь номер (собирался в дорогу), поэтому делаю продолжение.
В этом выпуске - статья для любимых читательниц этого жж: что делать, "если вы не получили красивыя ноги въ даръ при рожденiи". Нет, не надо лезть в журналы к фитнес-няшкам 1980-х годов рождения - просто читайте про женский опыт 85-летней давности :) Для мальчиков: статейка про "человекоподобныя машины" по состоянию на 1930 (слово "роботы" ещё не было в ходу). Здесь же - странички с "Советским Юмором": эмигранты всё-таки предпочитали шутить не про себя, а про Совдепiю. На мой взгляд, странички весьма унылые и даже несколько вымученные, но может вам их юморъ больше понравится. Тут же - про парижския моды. Ну и про то, почему "Илл.Россия" имеет успех (а успех она точно имела, мне вот и сейчас её интересно почитать).
Обратите внимание ещё на вот какой интересный факт: как эмигранты в 1930 писали аббревиатуру USA. Если советская пресса писала тогда "САСШ", то эмигрантская - "С.Ш.С.А", но никто при этом не писал "США" ;)
Сегодня его день, да. Уже 77. Все больше и больше памятников в разных городах, и всё больше его текстов надо дополнительно расшифровывать новому поколению - ибо это уже история. Советская история. Сегодня вот слушал любимую песню (см. ниже), и внезапно вспомнил - теперь ведь и это уже не совсем просто. Остались ли прямые поезда в Одессу от нас? Сколько? А авиарейсов? (выяснили - пока есть)
Добропорядочные граждане, интересующиеся транспортными курьёзами, вопрошают, а как движется экспериментальный караван под маркой "Нового Шёлкового" с 20 пустыми контейнерами в обход Мордора? Сейчас, спустя 10 суток после отправления из Одессы, груз находится в Азербайджане, и около 30 января прибудет в порт Актау:
Сообщается, что поезд, состоящий из 10 вагонов и 20 контейнеров, отбыл ночью в субботу из Баку и ориентировочно 30 января ночью прибудет в порт Актау (+)
При этом украинская система слежения говорит, что состав уже переправился через Каспий и прошёл ст. Бейнеу. Кому верить, непонятно - ибо по их версии паром прошел 600 км по Каспию за 5 часов (!!!). Но я постараюсь пока верить украинцам, так как коварные москали могут быть заинтересованы в том, чтобы замолчать достижения своих непутёвых небратьев. Скромно замечу, что в советское время состав, который отправился из Одессы 15 января, прибыл бы в Баку уже 17 января и сразу попал бы на ежедневный паромный рейс Баку - Красноводск. А если бы он поехал из Одессы сразу на границу (ст. Дружба), то прибыл бы туда максимум 20 января - при условии приоритета прохода, как это делается сейчас для контейнерных регулярных поездов.
Надо сказать, что на это яркое логистическое событие отреагировал и дражайший Гай Анонимус. Послушаем же его, добрые квириты :)
Смотрите, как интересно изменился маршрут вагона Москва - София. Имперский дилижанс теперь третьими околицами огибает край мятежных умбров, проходя аж через чешский Богумин, словацкую Братиславу и мадьярский Будапешт. Потом ещё и через Белград - Ниш. Немалый крюк, суммарный километраж явно больше 3000 км.
Небольшая загадка для читателей-флотофилов. Не особо сложная, но подумать таки придётся.
Что объединяет гросс-адмирала Карла Дёница и киногероя Семён Семёныча Горбункова из "Бриллиантовой руки"? Итак, ваши версии - что это (подсказка - это не действие и не способность, а нечто материальное)? Первому угадавшему и чётко объяснившему, при чём тут именно Дёниц, как персона - переведу 200 жж-жетонов. До вечера комменты скрыты.
Несколько часов отсутствовал, вернулся - а тут прям шквал отгадок! (и догадок) Прямо не ожидал такой дружной слаженности :) Конечно, зря я часть отгадки поставил в кадр в виде спасательного круга, а так бы больше пришлось помучиться. Тогда ладно, открываем козыри, не дожидаясь вечера - то бишь правильную отгадку.
Сегодня исполняется 80 лет Владимиру Высоцкому. К нему даже не надо приставлять никаких формальных эпитетов и званий - его и без них все знают. Можно сказать просто "Высоцкий" - и современнику всё понятно. Это слово - больше, чем звание. Он в каком-то смысле и есть настоящий символ Советского Союза 1970-х, той славной эпохи бобинных магнитофонов.
Шульженковедов или утёсоведов нет - а высоцковеды уже есть. Есть небоскрёб в Екатеринбурге, есть памятники в разных городах. ЦБ даже монеты с ним отчеканил недавно. Люди любовно собирают мельчайшие детали и фотографии из его биографии. Сохраняют фильмографию и варианты концертов. И конечно же, мы его слушаем - с любовью и ностальгией. Он - нерв той эпохи. Честный и искренний, без вранья и фальши, без эстрадной коммерческой пены и нелепых ужимок.
Спасибо, что ты был с нами, Владимир Семенович.
На фото: В.С. Высоцкий в Южной группе войск (Венгрия, в/ч 11657). Там он выступал с концертом, октябрь 1976
Снова тяжёлое ж/д крушение в Италии. На этот раз - в восточном пригороде Милана. Пассажирский поезд, следовавший из Кремоны в Милан, сошёл с рельс утром в час пик на перегоне близ станции Segrate. Есть жертвы: 3 или 4 погибших (по разным данным), порядка 5-7 в тяжелом состоянии, более ста человек ранены легко или средне. (ещё ссылка)
Причина не очень понятна, но из гуглоперевода итальянской прессы я понял так, что поезд или взрезал стрелочный перевод, или стрелка перевелась во время хода поезда под вагонами по автоматической команде. Т.е либо ошибка диспетчерского управления, или сбой сигнального оборудования.
15-минутная беседа про Транссиб, ж/д путешествия и будущий путеводитель в студии Город+ с Павлом Желтовым. Там мне выдали аванс, назвав "писателем", но собственных полноценных книг, вышедших в бумаге, у меня пока нет. Только сотни статей, очерков, циклов постов в виде электрических атомов или журнальных публикаций. Да ещё одна книга, написанная и даже сверстанная, но лежащая пока в одном из московских издательств "мёртвым грузом". Придётся постараться соответствовать :)
Стали поступать итоговые данные по отраслям, по 2020 году. Этот год особенно интересен, т.к. это ковидлогод с обвалом пассажирского сообщения и снижением грузового, впервые за много лет роста. Пока - по Балтике, локально. Балтийский бассейн (в формате экс-СССР) просел по грузоперевозкам на -5,8%, что не так уж и мало.
Итак, по грузам. Сильно обвалилась нефтепереработка и все терминалы, которые работают по нефти. Выросли все, которые работают с контейнерами - они стали палочкой-выручалочкой для сохранения стабильности. Балкерные грузы тоже спасали портовиков и моряков. Уголь подрос на 7%, а зерно - аж на 30% (!!!). Также выручали минудобрения и руда. Пассажирский оборот обвалился в 3,7 раза, а круизное судоходство - полностью (719 тыс. в 2019 и 1,1 тыс. в 2020).
По портам. Усть-Луга почти не пострадала (ибо в ней нефтепереработки мало), и осталась в числе стомиллионников (103,9 / 102,6). Большой порт СПб тоже просел совсем немного (61,0 / 59,9), за счет большой доли контейнеров и балкерных грузов. Сильно обвалился нефтяной Приморск (61 / 49,3). Ну и Высоцк тоже, которого на диаграмме нет. Эксклавный порт Калининград просел на 5,7%.
Литовская Клайпеда прирастила свой рекорд и побила 2018 год (46,3 / 47,7). Спасибо многовекторному Бацьке и Беларуськалию, вклад которого в загрузку литовцев решающий. А вот Риге и Вентспилсу не повезло, обвап их самый большой на бассейне (32,8 / 23,7 и 20,5 / 12,9). Лиепая просела, но меньше. Вообще, латвийский транзит похудел почти в 2 раза - и выручка, соответственно. Эстонцы сумели сохранить уменьшенную нагрузку 2016-19 годов и даже чуть-чуть прирастили (20,5 / 21,3).
PS. Сводный пост по всем бассейнам России готовится и выйдет на днях.
И вообще, год в логистическом плане вышел очень интересный, сдвиги были тектонические. Например, фокусы с главным грузовым путём мира (порты Китая - Западная Европа).
Смотрите: в начале 2020 из-за пандемии в Китае фрахтовые ставки упали вдвое и стали сверхдешевыми. Вези - не хочу, только вот желающих было не так много. Взлет ставок в начале года был только на танкерные мощности, и это понятно - танкера использовали как мобильные хранилища и пережидали, пока нефть дешевая. К концу лета фрахт Китай - ЗЕ постепенно рос и в августе перевалил доковидный рубеж.
[...] Всему виной, разумеется, пандемия: в самый ее разгар спрос на фрахт был довольно слабым, суда с товарами следовали из Китая на Запад, но обратно не спешили. Во-первых, заполнять их было нечем, а гонять пустыми невыгодно, во-вторых, из-за строгих ограничений порты не успевали разгружать контейнеры. В результате железные ящики скапливались у грузополучателей.
И все бы ничего, но примерно с августа мировая торговля вышла из «комы» и стала стремительными темпами расти, а доступных контейнеров оставалось все меньше. И цены на перевозки увеличились в разы, рассказывает начальник отдела стратегического маркетинга транспортной группы Fesco Максим Шишков: «В декабре рост экспорта из Китая в США вырос на 29% год к году. Никто этого не ожидал. В результате образовался определенный дефицит контейнеров на китайском рынке. Цены продолжают увеличиваться. Если вы представляете, например, средний бизнес, и вам прямо сейчас нужно что-то перевести, для вас ставка будет в четыре раза выше, чем она была до COVID-19».
Как говорят игроки рынка, цены на морской фрахт в некоторых случаях уже в десять раз выше допандемийных. Но это еще полбеды, сроки доставки товаров увеличились так, что не всякий бизнес дождется груза (...)
PS. Вот так Выросли ещё и сроки ожидания на погрузку. Теперь не только везти по морю 50-55 суток, но и ждать погрузки месяц-два. Так что цены на китайскую продукцию явно вырастут. А ж/д коридоры через Евразию все равно этот уникальный шанс переварить не смогут - они и так работают по контейнерам почти на пределе. И +1% от морского грузооборота Китай-ЗЕ - это колоссальная нагрузка на железные дороги. Максимум, что они могут перехватить - от 1 до 1,5% морского тоннажа. Дальше - только собственный коллапс от перегрузки магистралей.
Самая ненавидимая авиафилами бюджетная российская а/к "Победа" пережила пандемию лучше всех в Европе:
[...] Входящий в группу "Аэрофлот" лоукостер "Победа" по итогам 2020 г. перевез 9,1 млн чел., что составило 88,5% пассажиропотока 2019 г. Пассажиропоток "Аэрофлота" сократился на 61% (по сравнению с 2019 г.), авиакомпании "Россия" — на 51%.
В июле "Победа" была признана единственной авиакомпанией Европы, сумевшей нарастить пассажиропоток. Оператор эксплуатирует 34 самолета Boeing 737-800. Планируется к концу этого года увеличить авиапарк до 50 ВС данного типа, а к концу 2022 г. — до 80. (из тг-канала "Большая логистика")
Друг на днях прислал фото из Петропавловска-Камчатского: старый советский символ города, наконец, реконструировали. Когда я был осенью 2021-го, оно было разворочено под корень, стелы снесены и всё представляло собой устрашающее зрелище. Обещали ко дню города (17 октября) доделать - правда, не успели, но сделали к НГ.
Что это за символ, спросит несведущий читатель? Это две стелы с корабликами и именем города на 11 км, на старой елизовской дороге, которая была до объездной. Ей уже больше полувека, это привычный и неотъемлемый атрибут петропавловского пейзажа и "кораблики" обязательно встречали всех прибывших из аэропорта, пока в середине 80-х не построили объездную трассу.
Вчера неожиданно выяснилось, что многие комментаторы не в курсе, что у меня в телеге есть несколько каналов на разные темы. Итак, давайте кратко расскажу про все три, и тогда можете подписываться.
1) "Минутка транспортного искусства" - этот канал понятно о чём. Только в ФБ я кидаю 1 картинку в пару дней, а там ежедневно выкладывается 3-4 картины. И не только классика живописи, но и графика, и плакаты, а иногда и открытки с транспортом.
2) "Креозот и Титан" - о транспорте и поездах. Стараюсь в нем не отвлекаться ни на какую политику, а писать только по теме.
3) "Газетное ретро" - ведется нерегулярно, и всё же порой наполняется вырезками из исторических газет.
Итак, минул первый месяц работы "Лаборатории Перископа" на платформе Sponsr.ru: можно подвести краткие итоги.
На платформе с 25 декабря по 25 января опубликовано 16 постов: 4 "пробных" общедоступных в 2021 году и 12 текущих для подписчиков в 2022-м. Из них - публикуются подряд главы моей неизданной книги 2017 года "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"; на сегодня выложено 6 глав, завтра будет выложена 7-я. После показа местного очень интересного авиамузея сейчас исследуется "ленинская" тема в Ульяновске - "Где жил Ленин-ребенок (в 1871-75 гг.)" и Общий обзор "ленинской" темы в Ульяновске. Скоро будет третья часть по Ленина, про период Ульянова-гимназиста.
Первые полмесяца шла определенная притирка к порталу, были некоторые шероховатости по технике дела. Сейчас вроде разобрались (единственно, пока не добился, чтобы копии комментариев приходили ко мне сразу на почту, как в жж). Трудоемкость создания постов на платформе Sponsr по времени примерно вдвое ниже, чем на платформе LJ. Во второй месяц работы буду уже расширять круг публикуемых материалов; впрочем, подписчики скоро всё увидят, внутри портала обсудим и сделаем перекличку.
На сегодня собралось 39 пассажиров "Лаборатории": 7 едет в Купе, 1 - в СВ и 31 - в Плацкарте. Напоминаю, что подписка на уровень "Плацкарт" даёт право и на чтение, и на комментирование постов. Более высокие уровни - это уже выражение повышенной поддержки автора и его материалов и некоторые дополнительные права. Финансовая отдача за месяц показала, что проект стоит свеч и очень хорошо стимулирует автора на новые материалы. И при таком раскладе не надо просить никакие донаты - а лучше больше писать. Будем продолжать, ко взаимной пользе автора и подписчиков.
Выражаю признательность всем тем товарищам, кто меня поддержал в новом начинании!
Две вырезки 30-летней давности, обе из номера "Известий" за 25 января 1992 года. Как говорится, "почувствуйте сладкий вкус свободной эпохи новых русских и бандюганов" (с)