Заранее извиняюсь, но фотографии с моего журнала, скорее всего, вы не сможете смотреть, примерно до 5 февраля, если их нет в вашем кэше (т.е. если вы не загружали их ранее). И фото-постов числа до 6-7 февраля не будет, в связи с объективными причинами.
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Вчера решил посмотреть фильм про Византию по «России», однако перепутал день. Но выключаться не стал, т.к. в это же время там начался документальный фильм про Резуна-Суворова. И я решил глянуть. Надо сказать, что в целом посмотреть сегодняшними глазами - довольно любопытно. В фильме было много как самого Богданыча, так и его оппонентов из КГБ и ГРУ, и слово им давалось «перекрёстно» - очень интересный приём. Резун умеет выразительно говорить перед камерой, чего не отнять, и так уж он по-домашнему вытаскивал из шкафа свои «суворовские» красные погоны, и проникновенно говорил «Вот это настоящие погоны суворовца, не то, что сейчас!». Про лепку пластилином рассказывал. Интересные факты озвучили: "Ледокол" вышел на постсоветском пространстве в 1992-м и до 1998-го было продано умопомрачительное количество книжек - 11 млн. экз. (!!!). "День М" осилил планку уже в 1,5 млн.экз., а вот остальные его книги не вышли за 300 тыс. суммарного тиража. Но и 250-300 тыс. - это всё равно солиднейшая цифра... если, конечно, это цифры реальные. Постарались сценаристы рассказать и об операции 9 июня 1978 года, когда его из Женевы с семьей «эвакуировали» в Британию, и на чём именно его завербовали (я не знал, что это было результатом встречной вербовки; просто Резун в этой ситуации оказался книжником-«теоретиком», то есть был психологически гораздо слабее своего оппонента). Этот эпизод получился довольно сумбурным, правда. А вот что для меня осталось в итоге непонятным, так это факт того, что «на родине» ему вынесен (ли?) смертный приговор. Богданыч утверждал, что ему заочно вынесено два «вышака» - один по УК РСФСР ст.64 и тайный «вышак» от кагэбэ. Его же оппоненты из ГРУ утверждали, что следствие приостановлено, и если только он вернется в Россию, тут же возобновится, а «вышака» никакого на данный момент нет. Так где же правда, кто врёт?
PS. А фильм "Византия. Гибель империи" будет по РТР сегодня в 22.45, не пропустите. Нечасто такой жанр прорывается на голубые экраны.
Как многие знают, премьер Путин в Питере давеча нарисовал картину "Узор", которую затем была продана на аукционе за 37 млн.руб.(на ценовом уровне полотен Малевича и Саврасова).
Но очень немногие знают тот факт, что когда Президент США Барак Хусейнович Обама увидел это выдающееся произведение искусства, то немедленно захотел переоформить Белый Дом в новом стиле...
Изучая репринтный выпуск ленинградской «Смены» за 28 января 1944 года, обратил внимание на строгое употребление буквы Ё во всех текстах газеты, включая сообщения Совинформбюро и приказов по Ленинградскому фронту. ( Collapse )
Четыре вечерних питерских фото. Им шесть дней, сделаны вечером оперативной камерой в будний день, по пути. Ни на что особое они не претендуют, кроме показа впечатления об обычной петербургской жизни – автомобильные потоки на Тучковом мосту, на сьезде с него, пробка на Дворцовом мосту и одинокая машина на задах Биржи. Сейчас столько снега уже нет – за тёплую неделю он практически весь стаял.
Пора рассказать и об итальянских железных дорогах, которые у них зовутся просто и без изысков - Trenitalia. Полноценный поезд называется Treno, а вот маленький поезд из пары вагончиков - Trenino, что мне ужасно понравилось :) Правда, "маленький поезд" имеет ещё и значение "маневровый локомотив", но всё равно созвучно русскому уху: трено (нормальный) - тренино (маленький). А теперь давайте пройдём под колоссальные своды миланского центрального вокзала, найдём там под правым дебаркадером путь №19 и сядем на генуэзское "регионале" (то есть поезд местного сообщения) с раскрашенным стареньким локомотивом. В путь!
Генуэзский поезд на фоне 4-цветных итальянских вокзальных урн
На третий день пребывания на туретчине решили мы сходить посмотреть на Гранд-Базар / Лалели, в комплекте. Это такая мекка челноков, которая в славные девяностые снабжала одеждой нищую ельцинскую "державу" - причём по объемам челночного оборота среди трёх тогдашних торговых мекк была на первом месте, оттеснив Китай на второе, а Польшу на третье. И хотя я совсем не любитель шмоточно-базарных тем - всё же счел цель познавательной, как-никак это место плотно связано с постсоветской Россией, а некоторые куски этого супер-базара и вправду имели исторические интерьеры. Сказано - сделано, пошли и посмотрели. Прониклись :)
Несколько дней назад, на годовщину снятия Блокады, в блогосфере немало шуму наделала передача 5-го канала с эпическим высером некоей Натальи Ивановой, "искусствоведа и литературного критика". В частности, она там стала говорить про то, что надо было пустить немцев без боя в Ленинград - и сохранился бы и Эрмитаж, и культурное наследие, да и вымершее население было бы сохранено. Реакция на высер была бурная - как на подрабинека парой лет ранее (что, в общем-то, неплохо и свидетельствует о нормальной аллергии общества на подобное). Кто-то написал гневные колонки в онлайн-издания, кто-то просто ругал новую подрабиню в своём блоге. (Вот эта передача, чуть больше часа)
Сегодня про передачу высказался один из её участников, уважаемый dr_guillotin: так, оказывается, дама-то из "Знамени", тихой гавани современной демшизы. Про само "Знамя" всё уже давно забыли, это для современного поколения уже лет 15 как доисторическое говно мамонта, а гавань сохранилось. И она же - публикатор наделавшего шуму в своё время произведения Г. Владимова - "Генерал и его армия" (+рецензия). Понятно, про кого - про непонятого тоталитарной сталинщиной генерала Власова. В конце 80-х эта тема была модна, на волне всеобщей антисталинской истерии.
То есть, дама сия - это матёрая демшиза ещё старого перестроечного разлива, 1980-х. Спрашивается, с чего бы она сказала что-то иное? Нет, такие гниды не меняются - так что всё закономерно. Другой вопрос, зачем телеканал на передачу о Блокаде такого нажористого реликта позвал? Вот она, кстати:
В этом году зима у нас поздняя и довольно тёплая, лёд встаёт заметно позже. Но это не останавливает отважных автомобильных рыцарей. На тонких питерских льдах - первые воскресные подлёдники, как сообщает spb-auto. Это из Разлива:
В воскресенье, 27 января, в составе пяти энтузиастов-путешественников, на полную дистанцию - от Петербурга до Бологое и обратно, был протестирован новый пепелац от РЖД, недавно закупленный у Сименса и предназначенный для локализации и массового производства с 2013 г. в России (Верхняя Пышма, "Уральские локомотивы"). Запустили его буквально на днях и это был всего четвёртый день регулярной эксплуатации электропоезда. Как я понимаю, зимний запуск на скоростном ходу Октябрьской дороги позволяет обкатать состав в сложных погодных условиях русской зимы, а также получить данные о поведении составов на максимально разрешённой для них скорости в регулярном движении.
Коротко о составе. Новый поезд в России получил название "Ласточка", и представляет собой клон Siemens Desiro, который немцы успешно продвигают как на континентальную Европу (Desiro ML), на Англию (Desiro UK), так теперь и на Россию (Desiro Rus). Состав двухсистемный, т.е. может переключаться на постоянку-переменку, причём без остановок на станциях стыкования. Нелокализованный базовый вариант начал производиться Сименсом в конце 2007 - начале 2008, т.е. это пока наиболее свежая версия. Для России закуплены 5-вагонные секции, но предполагается, что в Верхней Пышме будут производиться как 5-ти, так и 3-вагонные секции, для менее пассажиронапряжённых линий.
* * * Данный пост посвящён впечатлениям от поездки и оценке качеств электропоезда сугубо с "пассажирской" стороны - то есть, удобство пользования, эргономика, организация. Я в нём не ставлю ни задач политической оценки самого решения о закупке у немцев, ни подробного описания сугубо технических нюансов. А то на моём аккаунте в YouTube с роликом о "Ласточке" некоторые нервные господа уже начали оставлять панические послания. Речь пойдёт только о сравнительных впечатлениях, поскольку у автора имеется большой опыт ж-д путешествий в разных странах и регионах, поэтому при прочтении поста имейте это в виду.
Кстати, сегодня - весьма интересный юбилей: ровно 80 лет назад началась история Третьего рейха. Причём вполне законным и демократическим путём. Этот юбилей совсем рядом с 70-летним сталинградским, который 2 февраля. А вот закончил свои дни рейхсканцлер Германии (и Третий рейх вместе с ним) в глубоком бункере в центре своей столицы, подвергшись нелегитимным, но действенным сталинским репрессиям :-)
Это надпись на прилавке белорусского магазинчика на Стародеревенской, куда я обычно хожу покупать полоцкие глазированные сырки или молочку. Сегодня сфотал. Перед НГ ценник на сырки неожиданно упал с 25 на 20 руб./штука. Причем сырок честный, на 50 г, а не урезанные версии на 45 г (Ностальгия-1938) или 40 г (Вкуснотеево-Премиум), как у ближайших конкурентов. Спрашиваю у продавщицы: - А чего цена так упала? Придавили вас, чтоле? - Так мы теперь сами стали торговать. Без посредников. - Это вы, получается, с Белоруссии приехали? - Ага. Я вот с Витебска. В общем, Бацька и тут на страже :)
Побывал вчера на показе нового 2-этажного поезда Санкт-Петербург - Москва №5/6, запускаемого на регулярную линию послезавтра, 1 февраля. Показ состоялся в вагонном участке СПб-Московский. Внутренности такого поезда, а также его подробный разбор я выкладывал ещё в мае 2014-го, так что там для вас особо нового ничего нет. Тем не менее, в ходе осмотра состава я нашёл и новенькое - посмотрел подробно управление вагоном из служебного отсека проводника, а также ознакомился с устройством кухни вагона-ресторана двухэтажки. Об этом будет отдельный пост, а пока - просто картинки из депо, плюс состав снаружи.
Пригородный трансграничный поезд Суйфэньхэ ("Сунька") - Гродеково отменён. Как я понимаю - последний, роковой гвоздик в его судьбу был забит новым курсом юаня. Но помирал он уже несколько лет, постепенно и неуклонно.
По этому поводу - интересный пост от funnyshots, с показом станций Гродеково и Суйфэньхэ, обе находятся на бывшей линии КВЖД.
Станция Гродеково, ДВЖД
В советское время торговля между двумя странами продолжалась, хоть и вяло. Для обслуживания подвижного состава и работы с документами советским железнодорожникам приходилось ездить в Китай, а Китайским в СССР. Для перевозки персонала Китай и СССР сформировали два служебных поезда, которые курсировали между Суйфэньхэ и Гродеково. У китайцев поначалу это вообще была дрезина. В 1989 году, когда были разрешены поездки за границу для всех, эти поезда получили огромную популярность у челноков, помогаек, да и просто шоп-туристов. Вагонов становилось всё больше и больше. Пик загруженности поездов приходился примерно на 2000-2004 годы. Потом пассажиропоток стал падать. В 2014 году поезда отменили. (из поста)
На выходных выложу большой пост о Новой Ладоге. Уже не о торговле :) Она того заслуживает, поверьте. А пока, в качестве анонса - афиша местного ДК. Если вы думаете, что ВИА вымерли в начале 90-х, то вы сильно ошибаетесь. Нет, они живут и гастролируют :)
Итак, стартовавший с большой помпой 15 января с.г. в Ильичёвске состав из 20 порожних контейнеров спустя 14 с половиной суток прибыл на ст. Жарык, что недалеко от Караганды - согласно публичной системе слежения, специально созданной для этого проекта на сайте Министерства инфраструктуры Украины. Вот свежий скрин:
В этом украинцы оказались честнее грузин - у которых груз сразу канул в полное небытиё, после медийно-фанфарной встречи состава в Тбилиси в декабре 2015-го. И ничего отследить далее там оказалось невозможно. Грузинский инфоповод был и громче - тот пустой фейк в конце года растиражировали практически все СМИ. Украинский оказался заметно потише, но зато со "шлейфом" - т.е. мы можем следить за результатом, что (согласитесь!) интереснее :)
Нужно отметить, что состав прошёл уже по прямой казахской ветке через Джезказган (ранее тупиковый), которая была сравнительно недавно достроена. Теперь, судя по скорости прохождения, экспериментальный "груз" придёт на границу в Достык через 16 суток после старта. Далее его проход не планируется, согласно плану эксперимента.
[...] Вице-премьер Дмитрий Рогозин в ходе осмотра самолета Ил-112В на заводе ВАСО в Воронеже отметил, что Россия готова принять украинских авиаконструкторов, и в нашей стране они могут быть уверены в достойной работе и соответствующей заработной плате.
"Они (авиаконструкторы - ред.) не имеют сейчас никакой перспективы для себя для работы в Киеве и, в целом, на Украине, - говорит Дмитрий Рогозин. - Мы наших коллег ожидаем". Рогозин надеется, что помощь России поможет продолжению существования "той идеологии авиастроения", которая была воспитана Антоновым, "как единая неотрывная часть общей школы"
Или вот:
«Мы ждем переезда в Россию украинских авиаконструкторов, создававших «Ан». Готовы их принять и всем обеспечить, чтобы не умерла школа Антонова», — сказал он. Отметим, что крупнейшее некогда авиационное предприятие «Антонов» стоит без заказов с тех пор, как Украина разорвала экономические связи с Россией, которая поставляла свои комплектующие на завод. За весь прошлый год «Антонов» не произвел ни одного самолета. (отседова)
фото flackelf
Рогозин, в общем-то, открыто и довольно цинично озвучил то, что давно происходит на рынке наукоёмких и сложных профессий между Россией и Украиной, примерно с 2005 года.
НА DVLand опубликовано продолжение цикла А. Волынца про визиты советских лидеров на Дальний Восток. Там вся статья интересная, однако я возьму оттуда только отрывки, посвященные отмене и сокращению "дальневосточных льгот".
Надо сказать, что Хрущева на Дальнем Востоке сильно не любили - на "народном уровне". И не потому что кукуруза или там личные подсобные хозяйства, как в западной части страны - а потому что он порезал сталинские льготы трудящимся ДВ. Причём это коснулось сперва только южной части ДВ и Сахалина, а потом - и северов (Камчатки, Магадана, Якутии). Правда, тех, кто получал "двойку" на момент отмены (т.е. сталинский коэффициент 2,0 к зарплате на Крайнем Севере) это не коснулось, а вот всех новичков, приезжавших с момента постановления - уже да. Ну и надбавки за срок пребывания на ДВ тоже сократили - в этом случае у всех. В статье и рассказывается предыстория этого решения.
Тот самый визит, начало. Хрущев в Порт-Артуре, 1954 г.
Аннотация. Во время железнодорожных путешествий человек по-новому воспринимает время, пространство и, конечно, отношения между людьми, ощущает особую поэзию скорости и технической мощи. В антологию, посвященную 175-летию российских железных дорог, вошли стихотворения и проза русских писателей XIX -начала XX века. Афанасий Фет и Михаил Салтыков-Щедрин, Николай Лесков и Максимилиан Волошин, Аркадий Аверченко и Михаил Булгаков, другие мастера слова разносторонне и художественно ярко изобразили быт железных дорог, приключения, с ней связанные. Став читателем этой книги, вы получите прекрасную возможность увидеть историю нашей страны из окна вагона, с высоты локомотива.
Вышла она довольно давно, и просто в магазине уже не найти, поэтому приходится выискивать на интернет-магазинах. Нашёл таковую на Озоне. Почему-то на такие антологии, хотя это не сильно большие книги, цены под две тысячи (есть ещё второй том, про советский период). Странно, что так ломят цену. Тем не менее, побаловал себя на Новый год.
Так вот, в это же время мне предложили попробовать новый сервис – т.н. "кэшбэк". Я разными интернет-новациями не увлекаюсь, поэтому про такую возможность ранее не слышал. Суть её в том, что с каждой покупки в обычном интернет-магазине покупателю обратно возвращается некая сумма. В итоге получается эквивалент скидки на товар, купленный электронным образом.
Лицо телеграм-канала "Газетное Ретро от Перископа" постепенно определяется. Два дня недели будут специализированными на конкретных эпохах (больше пока не рискну). Понедельник - "День Ять": что-нибудь дореволюционное (т.е. до 25 октября 1917 г. ст.ст.). Среда - "Третья Смута": что-то из газет Перестройки (1987-91) или ельцинизма (1992-99) Остальное - по обстановке и по юбилеям событий.
Вчера в "День Ять" выложен "Огонёк" №46 от 13 ноября 1910. Материалы с места смерти Л.Н. Толстого, приезд его родни на ст. Астапово, коллективные фото телеграфистов в историческом месте, образцы причёсок 1910 года и проч. Сегодня - февраль 1938 года, "Техника-Молодёжи". Советские воздушные крепости, мины в воздухе и гигантские летающие лодки, эти "Кюин Мери воздуха", которые вскоре таки вымерли.
Зашёл в интернет, впервые за два прошедших дня: вся лента в снимках Куравлева. Сразу понял, что он ушёл - так как ещё числа с 10-го газеты его уже заранее отпевали. Концовка у Леонида Вячеславича, действительно, была незавидной: с лета 2021-го дом престарелых, затем зимой две больницы и потом всё. Старость - не радость. Тем не менее прожил он немало, а самое главное - достойно: не бегал как подорванный по телевизорам, не пихал "своё личное ретро" для сегодняшнего быстрого заработка, не снимался в кровавых зубодробительных поделках. Посмотрел его фильмографию после распада СССР - она весьма большая; впрочем я его помню только по "Улицам разбитых фонарей" и в "Сибирском цирюльнике", а также по постсоветским поделкам Меньшова и Гайдая, не очень удачным - "Ширли-Мырли" и "На Дерибасовской хорошая погода" (кстати, в ней он Горбачева сыграл - тот еще жив! а вот Куравлев теперь нет).
Все главные работы и фантастическая популярность Куравлева остались в СССР. Оттуда сантехник Афоня, которому спустя почти полвека, до сих пор (!!!) сотни тысяч фейсбучников и жежешников перемывают кости, оттуда и Шура Балаганов. Уголовник Копченый в бильярдной, очаровательный жулик Жорж Милославский, Айсман из "17 мгновений" и много-много десятков других ролей. Сыграл он много, жил содержательно и интересно. Можно только искренне позавидовать такой результативности. Поэтому легендарный советский актёр Куравлев намертво впечатан в наш национальный культурный код, как бы кто не возражал. Ну а я отдельно вспомню его работу в железнодорожной драме "Мы, нижеподписавшиеся" (кстати, если кто не видел - посмотрите).
Мир праху, товарищ Куравлёв. Мы не прощаемся, вы остаетесь с нами.