On this day in journal — March 11th

мудрый котик

Петербург Серебряного века

Сегодня – 90 лет с того дня, как Петроград перестал быть столицей государства. 10 марта из Петрограда ушел спецпоезд с народными комиссарами, во главе с Лениным, и с 11-часовым опозданием прибыл в Москву, которая с этого момента стала столицей.
Я думаю, что это решение (весьма непростое по мотивам) сохранило имперский Петербург XVIII-XIX веков для потомков в том виде, в каком мы его знаем. Если бы столица по-прежнему оставалась в нём (с сохранением темпов изменения городской среды, как в начале XX века) – полагаю, что сейчас центр города был бы совершенно неузнаваемым. Большие деньги делают своё дело во все времена, это и сегодня наблюдаемо. Можно в этом плане посмотреть на современный Лондон или Москву, и ужаснуться.
Вообще, я больше и больше укрепляюсь в мысли, что нынешние времена по нравам весьма похожи на начало XX века: разгул попсы (масс-культа), тотальный уход среднего обывателя в развлечения, лихорадочный строительный бум, засилие рекламы и вывесок, etc.
Вчера дочитал интересную книжку Сергея Глезерова «Петербург Серебряного века», которая, в общем-то, подкрепляет это мнение. А перед этим прочел книгу «Повседневная жизнь обитателей петербургских доходных домов начала XX века», которая тоже лежит в этом русле. То есть, представление о предреволюционном Петербурге как «почти рае на земле, растоптанном варварами-большевиками», совершенно не соответствует действительности и в каком-то смысле даже не просто наивное, а глупое. Столица империи и тогда имела очень много проблем и злоупотреблений, и то время нужно оценивать адекватно.

Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Серж фиолетово-черный

Мини-прогулка у Спаса

Вчера, кстати, была вполне себе весенняя погода. Город отходил от февральской серости, довольно щурился на ярком солнышке, а в Михайловском саду и около орали стаи воробьев и других непонятных мне птицев.

Ну а я вчера впервые внимательно рассмотрел и прочитал все мемориальные доски на Спасе, посвященные деяниям Александра II Освободителя, убиенного на этом месте. Как-то раньше не присматривался внимательно на детали. А досок там много, не меньше дюжины.

Collapse )
Уссурийский тигр

Елена свет Николавна

Глядя на это фото Елены Николавны, подумалось, что она в принципе неплохо олицетворяет типаж ядрёной московской купчихи, воспетой век назад Кустодиевым. Только в современных условиях XXI века, с ентернетами-биржАми-тендерАми. И вполне соответствует характеру своего города. А что? Нахраписта, нагла, энергична, жизнелюбива, фантастически богата, да и плотью щедро обеспечена...)

На Венском балу, 2007 г.
Серж фиолетово-черный

Прогулка по Волковой Деревне

Ну что, друзиа? Осмотрелись вокруг нового метро? Довольны? Теперь нам пора идти в жилмассив, ведь медная труба любопытных и пытливых дальше зовёт! Район этот зовётся Волкова Деревня, и тут много интересного.

Начинаем прогулку с улицы с очень подходящим названием – Задворная.

Collapse )
Серж борода

Четверть века, однако

...Одиннадцатого марта у нас было четыре пары.
Тяжёлый и длинный день; к тому же понедельник. Последняя пара закончилась уже около четырёх часов дня. Сбегая вниз, в центральный холл института, с огромным прозрачным остеклением во внутренний двор в три этажа высотой, мы увидели плотника, который на традиционном уже месте не спеша начинал сооружать помост. Из-за остекления весело било весеннее солнце; холл был прямо наполнен, напоен светом.
- Слушай, чтой-то это мне не очень нравится... - сказал Андрюха, староста группы, с которым мы спускались вместе.
- Да, действительно, очень похоже... - проговорил я.
- Неужели опять?
Что "опять", никому вокруг обьяснять было не нужно - и так понятно.
- Завтра утром старостат, наверное, скажут...
- Да. Интересно, кто?
Что имеется в виду под "кто", тоже не надо было обьяснять. Мысль была всем понятна и витала в воздухе - "кто станет главным, на этот-то раз?".
- Слушай, Серег, а ты наверное, в этот раз бы выиграл... вот чувствует моё сердце... - Андрей хитро улыбнулся.
- Да, возможно. Но ты ведь сейчас спорить* на него не станешь? - ответил я.
- Сейчас - нет. Сейчас твоя ставка оправдается.
- Посмотрим...
Мы оделись и покинули институт.
* * *
Наутро, по пути на учёбу, я купил газету в киоске на Топографе, в коллекцию. За 12 марта 1985 года.
Она была очень странной - такого варианта некролога не было ни до, ни после.

Collapse )
Ворота в Азию

Ворота в Азию, ч.35. Самарский трамвай и метро

На Хлебной площади я сел на трамвай с синей "Авророй" на борту и покатился в сторону метро "Московская". Кондукторша за 12 рябчиков выдала мне билетик, который сразу же привлёк внимание своей оригинальностью :)

Самарский трамвайный билет.

Collapse )
Серж фиолетово-черный

Макаронный анабасис. XVII - Вильнюс как архитектурный микс

Продолжаем прогулку по зимнему Вильнюсу. В прошлой части, вижу, вы несколько испугались диковатого вида завокзального района :-) Но не впадайте в панику - "дальний круг" прогулки будет намного цивильнее. Увидите, насколько разнообразен и многолик Вильнюс - тут и имперские мощные здания, и польский функционализм, и (краешком) виленское барокко, и классический сталианс, несколько испорченный вывертами местных креаторов, и даже немного модерна.

Прогулка фактически имела траекторию сложной двойной петли, с соблюдением двух принципов: первый - не заходить на проспект Гедимина, который я хорошо отснял в 2009-м, а приближаться к нему максимум до верхней параллельной улицы, и второй - не входить внутрь старого города, который я посмотрел в 2008-м, а смотреть прилегающие районы, между ним и линией. Так что я прошёл его краешком, зацепив немного кусок со стороны польского костёла. Сложной по пройденному пути прогулка получилась ещё и потому, что я после отхода от старого города, где места мне были достаточно знакомы, несколько запутался. Вначале был уверен, что я следую параллельно вокзалу, примерно в километре от него, а в итоге оказалось, что я зашёл довольно далеко на запад и возвращение обратно к вокзалу заняло не менее получаса.
В общем, в этом посте в основном - архитектура, а бытовых деталей мало. Заодно тут же посмотрим и ДК железнодорожников (сейчас бывший, конечно) и Управление литовских железных дорог. Если где ошибся ненароком - поправляйте.


Collapse )
мудрый котик

Бурдж-Халифа. Бедуинский хай-тек

Вчера после полуночи на канале "Моя планета" случайно напал на любопытный док.фильм - называется "Вертикальный город". Ну и стал смотреть до конца. Про самое высокое здание на планете - башню Бурдж-Халифа, что в Дубае на Ближнем Востоке (828 м, 163 этажа). Фильм, правда, сделан с американской тошнотворной слащавостью, хотя интересных фактов много. Ну например, что у Башни свой фирменный запах воздуха - он обеспечивается с помощью специальных мембран в системе централизованного кондиционирования, заказываемых индивидуально. Показывали также интерьеры самого высокого в мире ресторана ("Атмосфера", 443 м) и три квартиры какого-то толстого индийского миллиардера, который лоснился и лопался от щастия, что успел в последний момент выкупить для своего жилья в ней целый этаж - №100.
Одна из главных героинь фильма - страшнючая, как амазонская пиранья, мериканьская дизайнерша, переехавшая сюда из Нью-Йорка и обставившая себе попутно в башне квартиру. В фильме скрупулёзно показывается, как эта самая дизайнерша самозабвенно дрючит за нарушения филиппинских (или каких-то аналогичных) гастарбайтеров; как манагеры дрючат работяг, которые недостаточно хорошо почистили деревянные панели в интерьерах, и т.п.
* * *
Короче, посмотреть, несмотря на недостатки, стоит. А после фильма я вспомнил, что кто-то из френдов (потом уточнил - Шаман) показывал недавно у себя другой любопытный факт из жизни бедуинского хай-тека. А именно - то, что эта самая рекордная Башня не имеет никаких подключений к системам канализации. Вообще никаких! Оказывается, фекалии постояльцев и водный слив из Башни никуда не уходят, а закачиваются в специальный временный контур, откуда его засасывают сотни (именно так - не единицы или десятки, а сотни!) дубайских говновозов и вывозят один-за-другим на место слива отходов. Вот такая вот прогрессивная технология, о которой рекламные фильмы стыдливо умалчивают.
Непонятно, что будет делать Башня, если этот фекальный бассейн переполнится в результате, скажем, забастовки водителей говновозов? Ну или какого-то иного форс-мажора. Вообще, отсутствие канализации в Башне меня и само по себе удивило.

фото с сайта archi.ru

Под катом - искреннее видео-удивление какого-то западника, случайно попавшего в нетуристическое место и охреневшего от количества фирменных бурдж-халифинских говновозов, стоящих в очереди на слив содержимого Башни.

Collapse )
Серж строгий

Вечерний Кронштадт

Вчера вечером возвращался по Дамбе домой и решил по пути завернуть в Кронштадт на полчасика, посмотреть новую схему подсветки Морского собора вблизи. После реставрации собора вечером его отлично видно, как ориентир через залив (в подсвеченном состоянии) за полтора десятка километров, а то и поболее.


Collapse )
Серж строгий

PocketBook SURFpad – мультимедийное устройство для каждого


---------------------------------
Реклама в уйютненьком жж
текст предоставлен рекламодателем

---------------------------------
Ридеры-планшеты на платформе Android – этот тренд, набравший свои обороты еще в 2011 году, по прежнему популярен.
PocketBook SURFpad – мультимедийный ридер, от компании PocketBook: сочетает в себе возможности планшетного компьютера и электронной «читалки», может развлечь или стать помощником в работе. Давайте посмотрим на характеристики этого устройства.

Collapse )
Серж строгий

Про "Метро"

Поддавшись хвалебно-ругательным рецензиям в ленте, посмотрел фильмец тоже.

Мое мнение: игра актеров, проявление характеров - на 3 (уровень сериалов, возможно, средний или ниже); технические метрошные съемки и нагоняние страху - на 4. Может даже, на 4+, крепкая "четвёрка". Смачно и живо получились информационные стервятники, добывающие горячие кадрики для тв. Любовный треугольник - какой-то несколько натужный, искусственный. Из характеров более-менее живенько получился офисный волчара - удачливый любовник. Хотя фильм бы вышел поинтересней, если бы хирург-неудачник утопил волчару в тоннеле на "Бородинской" (чуть-чуть не утопил). Ну, чтобы баба наверху потом попереживала, тугу печаль испытала. Концовка - смазана, и какая-то унылая, хотя и типо хэппи-энд.
Общая оценка - на 3+. Посмотреть раз и забыть.

PS. Хотя... с другой стороны, потраченного на фильм времени не жалко. Смотреть - можно. Всё же это не помоечный говнотрэш типа "Цитадели", который приходится смотреть только для оценки извратов мысли "гениального творца" над национальной историей.

PPS. Что не понял: насчёт необесточенного третьего рельса. Если он не отключен, а вода ниже его уровня, но плещется - что, можно вот так ходить-бродить в воде и прям ничего не будет? Или это киношники подоврали малость?
паровоз П-36

Станция Южно-Сахалинск: виды с крыши вокзала

Окончание фоторассказа про станцию Южно-Сахалинск - то, что не влезло в первый пост.
Сейчас - виды с крыши южно-сахалинского вокзала, то есть оттуда, куда вы вряд ли сможете попасть, даже если окажетесь на Сахалине. Посмотрим сверху как виды привокзальной площади, так и станции, а также то, как на крыше нарезают большой снег после циклона сахарными бутербродами и по накатанной дорожке везут на точку сброса вниз.

Вид с крыши вокзала на Южно-Сахалинск, пл. Ленина и гору вдали с горнолыжкой

Collapse )
Авиация

Пролёт Енисея на высоте 11 километров

Видеоприложение к посту "Над Россией безоблачное небо".
На 70-секундном ролике - пролёт Енисея (основное время) и Нижней Тунгуски, в него впадающей (первые 20 секунд). Хорошо видно, какой сильный инверсионный след формировали двигатели лайнера. Интересно, что первые два часа полёта его не было. Отчего это зависит?

)

ЗЫ. Полгода назад я записал и сухопутное пересечение этой реки на пекинском поезде №20 :)

Канал periskopspb на YouTube
Серж строгий

30 лет пришествия Горбачева на вершину советского Олимпа

Сегодня исполняется 30 лет со дня избрания М.С. Горбачёва на высший пост в КПСС (а значит, и СССР). По факту, начиналась новая эра в геополитической истории страны и даже мира - только мы ещё об этом не знали.

В эти дни внимательными наблюдателями было замечено немало странностей и интересных прецедентов.

Во-первых, на первой странице центральных газет не было никакого соболезнования по случаю смерти высшего руководителя страны, которое было перенесено на внутреннюю 2-ю полосу. То есть, газеты на следующий день вышли уже с парадным портретом Горбачёва, а Черненко был везде "запрятан" вовнутрь (см. пример "Известий" под катом).
Это резко контрастировало со смертью Брежнева и Андропова: и в первом, и во втором случае была определённая пауза, и уж тем более один номер был отдан официальному соболезнованию ЦК с большим портретом усопшего лидера на первой странице.

Во-вторых, всё было сделано невероятно быстро: вот только-только Константин Устинович помер, как в течение нескольких часов на Пленуме ЦК был определён порядок наследования и нового распределения власти. Ещё интересней то, что уже с 16 марта (2 суток после похорон) фамилия Черненко полностью исчезла из употребления в газетах и периодической печати, а также ссылки на его выступления и цитаты.

В-третьих (уже более личные наблюдения): смена власти в низовых слоях народа была встречена не просто с облегчением, но и с радостью. Никто толком о Горбачёве ничего не знал - кроме, конечно тех, кому положено. Но бурную радость вызывал сам факт относительной молодости генсека (54 года): "ого! Говорит без бумажки! ого! Просто разговаривает с рабочими в Ленинграде, как живой человек!" - и т.п.

Правда, первичные восторги начали утихать после издания легендарного антиалкогольного указа - которому тоже скоро стукнет 30 лет. Не высунулась ещё на первые роли и Раиса Максимовна - которая уже через год станет героиней многочисленных едких анекдотов и тоже сильно притушит восторги по поводу нового генсека. Однако, первые 2 месяца ношения своей короны Горбачёв воспринимался не просто позитивно, но в какой-то степени даже и восторженно.

Ну а что было дальше - мы знаем. Задним числом, конечно.
Три фазовых перехода состояния (декабрь 1986 - май 1987, февраль - август 1988, май - декабрь 1989), затем двоевластие (июнь 1990 - август 1991) и окончательное падение Советского Союза (декабрь 1991).


Collapse )
Серж фиолетово-черный

Екатеринбург. Городок Чекистов и район штаба округа

Небольшая прогулка по Екатеринбургу.
В этот раз мы пойдём по оси проспекта Ленина не в сторону центра с прудом, а в противоположную - к Городку Чекистов и монументальному зданию Уральского военного округа (ныне Центрального). Реально - очень интересные места, нестандартные здания с любопытными деталями, квадратно-гнездовая планировка. Лошадиная порция довоенного конструктивизма. Нетуристическое, но колоритное место.

Здание Уральского ВО с "ельцинским" памятником Г.К. Жукову. На фронтоне - Дворец Советов

Collapse )
Кортес

Неожиданный, но царский подарок

Любопытный изврат истории: вовлечение РФ в сирийскую кампанию и ноябрьский кризис 2015-го г. с Турцией подарил майданной Украине второе дыхание и немалую надежду. Геополитическая ситуация внезапно и совершенно спонтанно сдвинулась в её пользу: сейчас у них с Турцией настоящий ренессанс отношений. Взаимные благодарствования, военные и экономические связи резко активизировались. И, в отличие от вяленькой Европы, Турция проводит свою линию энергично. 77-миллионная региональная держава с весьма реальными и действующими в условиях противостояния вооружёнными силами - это вам не выморочная мелкая Литва или даже Польша.

Вот, даже сами украинцы отмечают неожиданность этого царского подарка от России (скрин с Лиги.нет за 9 марта, подчёркнуто):


Причём раньше Турция подчёркнуто дистанцировалась от украинского вопроса, вела себя по отношению к Украине холодно и отстранённо и даже держала прямую паромную линию на Крым, вопреки западным санкциям. А сейчас всё перевернулось на 180 градусов. Так что майданщики могут с чистой совестью благодарить вовлечение России в сирийскую кампанию - за новые открывшиеся возможности и получение мощного черноморского союзника, который был почти противником.

Collapse )
разговоры

Система Дао через призму личных ощущений

Если помните, в сентябре 2016-го у меня был пост "Массаж системы Дао как метод заново встать на ноги", и по его итогам в комментариях обнаружилось несколько подхихикивающих сетевых граждан, в основном ~25-30-летних - т.е. того поколения, которое бодро скачет по жизни, его ещё ничего не беспокоит, косточки не трещат, значимых травм или перенапряжений не было, радикулитов-прострелов всяких тоже. Те, кто постарше, были в комментах уже заметно осторожней в суждениях - поскольку реальная жизнь во всём её многообразии постепенно учит и воспитывает самоуверенных знаек, что "не всё так просто" (с)

Так вот, перед Новым годом я договорился с Владимиром (о методике которого и была речь в том посте), что приду к нему и пройду полный цикл дао-массажа - лечения и испытаю "перезагрузку" самолично, без посредников и сторонних рассказов. Тем более что как раз в середине декабря рано утром испытал сильный спазм мышц спины, который меня изрядно напугал. Плюс определённые проблемы с "воротниковой" зоной позвоночника - это те позвонки, что у шеи, "классика" нашего компьютерного века. Сказано - сделано, и с середины января по 5 февраля я ранними утрами каждый день ездил к нему на Пять Углов, проходил курс и заодно записывал прямо по горячим следам свои ощущения в ФБ под замком для друзей - так что они могли следить за этой эпопеей он-лайн. Ну а сейчас прошёл месяц с того момента, настало время подведения итогов и обобщения воздействия пройденного курса, что я и делаю. Даже с графиком :)

Collapse )
Уссурийский тигр

Если отстал от поезда

Мы тут как-то рассматривали актуальные темы этики в вагоне и еды в поезде.
Теперь хочу предложить ещё одну задачку, на обсуждение.

Представьте себе ситуацию: вы едете в поезде, далеко (ну, хотя бы 20 часов или сутки).
Вам осталось ехать ещё 8-10 часов, и вот большая стоянка. На улице весна, свежо, вы накинули курточку. В кармане есть немного денег, порядка тыщи, но паспорт остался в вагоне. Вы выходите на станцию погулять и пополнить припасы. И... опаздываете - не расслышали объявление, которое про ваш поезд. Он ушёл без вас.
Итак, ваши действия? Что предпримете?

PS. Если у кого в ближайшие лет 8-10 были реальные случаи отставания, расскажите в комментах, почему так получилось и как справились.

(правильный алгоритм)
Тигр голодный

Новая тибетская магистраль Лхаса - Ньингчи

Китайцы заканчивают сооружение первого, самого западного участка Сычуань-Тибетской магистрали - 435 км от Лхасы до Ньингчи. Линия должна войти в строй к 1 июня 2021 и это ознаменует первую электрифицированную ж/д в Тибете (кто не в курсе - Цинхай-Тибетская магистраль сейчас тепловозная). Причём ещё 3 года назад линия проектировалась на "обычную" скорость движения (114 км/ч), но в ходе стройки ранг линии повысили до высокоскоростной 3-го уровня (т.е. до 160 км/ч).

Пересечение Цангпо (Брахмапутры в верхнем течении) магистралью СТЖД

Так что скоро в Тибетский АР прибудут новейшие "Фусини" с принудительным нагнетанием воздуха (специальная модификация для Тибета), которые будут бегать вдоль каньона Цангпо/ Брахмапутры и нырять тоннелями в гигантские горы-семитысячники.

Collapse )