On this day in journal — May 31st

Уссурийский тигр

Время собирать камни

Возраст моего журнала мало-помалу близится к полугоду, уже резаться зубкам скоро пора :)
Посему решил наводить порядок.
Ниже вываливаю список моих постов, представляющий (с моей точки зрения) хоть какой-то не-сиюминутный интерес. Они все сгруппированы по темам. Тут их немного более половины из мной отобранных - смотрите, если что заинтересует. А за недельку сгруппирую и остаток. Постоянно же этот список в более компактном виде будет жить у меня на странице профиля в "биографии".
Итак, поехали.

Мой Петербург
Большие прогулки:
Новогодний красавец: Невский, Дворцовый мост и Стрелка, Нева и Исаакий
Люстры Эрмитажа
Огни Петроградки: Записки после яблочного сидра, Послесловие
Ледяная Юрта на Дворцовой
Глобальный морской день: На льду Финского Залива, Подлодка Д-2: в тиши отсеков, Детские рисунки подлодок, Утки Петроградской набережной, «Аврора» во льду
Мост Лейтенанта Шмидта: Прощание с мостом, Разборка старого моста на закате
Елагин остров весной: Лебеди и вечер, Розовый закат с ореолом
Питерская корюшка: Что это такое?, Продается корюшка: сцена в лицах
Парусник «Мир» на Ваське: Красавец на набережной, Канатно-мачтовая симфония
Маленькие зарисовки:
Новогодняя ДворцоваяАрхитектурная стоматология на НевскомСтарый Новый год. Сыро и теплоСильный мороз, Крещенский Петербург!Хай-тек на СеннойПо Европе - ракетным залпом!Острова. Воспоминание о веснеBlue Canary на ВознесенскомНевский: весеннее, голубое, солнечноеЧерно-белый Невский Баянист на Ваське: непарадный ПитерТрансформаторная будка-300Серый, серый мирАлександровский Парк. Вода-весна-чугунная скамейкаПотуги пленной НевыИсаакий: неожиданный ракурсВесна над НевоюОстрова: гонка за закатомВечерний Ушаковский мостБлиз ФонтанкиЗаячий остров, вечер, морось
Дворцовые пригороды:
Пушкин. Екатерининские интерьеры
Петергоф. Открытие фонтанов-2006: Отраженческое, Велорикша, Ахтунг!, Фонтанные миниатюры, Баран, Люди Петергофа, Сиреневые тюльпаны, Метаморфозы Самсона, Оркестрик духовой

Моя Камчатка:
Пошел как-то я выносить мусор на Старый Новый Год (15 лет извержению Авачи)Петропавловск с Мишенки. НостальжиНа атомной подлодке, в автономке...

Мой Кронштадт:
Тоска о весеннем КронштадтеНа открытии велосезона-2006Великая Ледовая ВелоПереправа (паром Кронштадт – Ломоносов)Военно-морские этюдыКружева теней Кронштадта

Моя кулинария:
Запекаем сёмгу в фольге: Покупаем и несём домой, Готовим и предвкушаем, Наслаждаемся и облизываем пальчики
Жарим корюшку

Мои истории:
Сказка про Критского Кота: Разговор на скалах, Удивительные пророчества сбываются
Огни Петроградки: Записки после яблочного сидра, Послесловие
Исповедь гармониста Никодима Фомича Боргенгагена
  • Current Mood
    бухгалтерское
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Серж строгий

Берлин 45-го глазами немцев

Немного снимков из Берлина 1945 года.
Они показывают столицу рейха в 20-е числа апреля месяца, когда уже шли бои в городе. Сделаны немецкими солдатами, то есть показывают войну «с той стороны».

Collapse )
Уссурийский тигр

"Альбион" на набережной Лейтенанта Шмидта, часть 2

Продолжаем хождение по «Альбиону», первая серия была тут.
Во второй серии мы немного ещё поболтаемся по верхней вертолётной палубе, а затем спустимся во чрево корабля. В этой серии людей побольше, чем в первой.

Наши балтийские матросики и британские коммандос снимаются на память.

Collapse )
Серж борода

Хабаровску - 150!

Сегодня – юбилей у Хабаровска. Ему – 150 лет.
Я об этом городе по ряду причин практически не пишу, и снимков оттуда довольно мало; однако тот факт, что ему отдано пятнадцать лет моей жизни – детство (первые классы школы), затем учеба в институте и шесть лет после Камчатки (1996-2003), позволяет мне поприветствовать тот город на Амуре и искренне поздравить всех его жителей.

В 2001 году я работал в самом центре города (центрей некуда), в соседнем здании с ЦУМом, на центральной улице. По удивительному совпадению, Любимый Руководитель Ким Чен Ир в рамках своей поездки на бронированном поезде по России (не путать его с Великим Вождём и Вечным Президентом, что часто делают дикие и необразованные евроцентристы!), тоже решил в тот день посетить Центральный универмаг.
Костя Громов, мой коллега по работе, в качестве прикола распечатал северокорейский флажок на принтере, вытащив его за 2 минуты из глубин Интернета, и принёс на улицу. Наш офис в этот момент столпился у выхода, наблюдая невиданное доселе зрелище – Любимого Руководителя в тёмном френче, стайки офигительно красивых корейских девушек с длинными ногами в разноцветных нарядах, его сопровождающих, а также стрекотание кинокамер (!) северокорейских операторов – звук, который ввёл современных пепси-менеджеров нашей конторы в окончательный ступор. Принесённый к поводу флажок произвёл фурор, и с ним фотографировались все, и я в том числе :)

Collapse )

С Юбилеем, Хабаровск!
Уссурийский тигр

Что тебе снится, крейсер «Аврора»?

Что тебе снится, крейсер «Аврора»,
в час, когда утро встаёт над Невой?


Тем, кому больше тридцати, хорошо помнят эту щемящую песенку. Да... И правда, а что снится «Авроре» в этот момент? И многие ли видели её в эти минуты - когда утро только-только встаёт над Невой?
Сегодня, в чудесное майское утро, я попробовал ответить на этот вопрос. Для этого нужно было немного: во-первых, заранее приготовить камеры, проверить велосипед, а также дежурный рюкзачок. Во-вторых, заглянуть и уточнить, а когда же сегодня, 31 мая, в Петербурге будет рассвет? Гисметео мне ответил, что он придёт в 4.49 утра. Ну что ж... поскольку я знаю, что от дома до «Авроры» - 11 километров, остается просто рассчитать потребное время. Следовательно, в-третьих, нужно выехать из дома в четыре утра десять минут, чтобы увидеть этот момент.
Ничего-ничего, ребята: в 04.10 уже вполне светло. Так что выезжать можно!

Collapse )
Серж фиолетово-черный

Одесса. "Фонтан черёмухой покрылся..."

В предыдущей части я рассказал о плакатно-визуальной среде Одессы, а сейчас предлагаю сесть на местный трамвай и проехать из центра города к пляжам Чёрного моря по Фонтанской дороге. Это не простая трасса, а историческая - по ней ходил паровой трамвай задолго до революции, первая его линия. Поэтому почти все остановки там называются "станциями". И я там даже кое-где заприметил дореволюционные (!) павильончики-остановки этих "станций".
Про эти края когда-то пел Марк Бернес: "...Фонтан черёмухой покрылся, бульвар Французский был в цвету". В детстве я никак не мог понять - как фонтан мог "покрыться черемухой"? Может, там рядом с фонтаном черемуха растёт? Оказалось, нет: просто "черёмухой покрылся" не фонтан, из которого бьёт водица, а одесский Фонтан. Так - всё сходится :)
По некоторым версиям, именно эта линия фигурирует в словах знаменитой песенки "Семь Сорок" - "В семь сорок к нам подъедет наш маленький одесский паровоз...". Кроме того, из этих мест пришло в русский язык знаменитое выражение, которое мы сейчас употребляем, не задумываясь о смысле - "...не фонтан" (в смысле - "так себе", "не очень"). Так что места эти интересные и колоритные. Давайте посмотрим - они того заслуживают.

Одесса, 16-я станция Большого Фонтана. Стыковка трамваев №18 и №19

Collapse )
паровоз П-36

120 лет со дня начала строительства Транссиба

Сегодня исполняется 120 лет с момента начала строительства Великого Сибирского Пути, который с прошествием времени стали называть Транссибом. Подготовительные работы начали чуть раньше, в марте, однако именно 19 (31) мая 1891 года наследник-цесаревич Николай Александрович по поручению своего отца, императора Всероссийского Александра III заложил первый камень в основание Владивостокского вокзала, а также символически засыпал тачку с породой в основание балластной призмы будущего пути в нынешнем владивостокском районе Первая Речка (а тогда - Куперовская Падь).

Именно то обстоятельство, что около 10-14 лет назад я очень плотно окунулся в проблематику и историю Транссибирской магистрали, создавая профильный сайт, предопределило моё общее отношение и к истории России в целом.

Вы прекрасно знаете, что я не люблю публику, огульно и всесторонне испражняющуюся на Советский Союз. Это, на мой взгляд - убогие и ущербные люди; в основном больные или пещерным западническим либерализмом, или узколобым этнонационализмом. Но точно также я не люблю и другой тенденции - безудержно срать на Россию имперскую, не признавая никаких оттенков, кроме чёрного. Да, у Империи были свои серьезные проблемы, и она в итоге не выдержала вызова и напряжения Первой Мировой. У неё было много архаических черт и признаков. Но нужно понимать и то, что при всех проблемах это был организм растущий и развивающийся: тогда не было тенденции нынешнего сжатия в пределах десяти мегаполисов и постепенного обезлюдения "экономически невыгодных" территорий. Страна осваивала Дальний Восток, Сибирь, активно шло переселенческое движение, миллионы людей ехали на Восток, основывались десятки новых городов и тысячи сёл.

И - самое главное - Империя также была способна на сверхпроекты, как и Советский Союз. Таким сверхпроектом для конца XIX века был Великий Сибирский путь, осознававшийся современниками как великая транспортная революция, "сжавшая" материк Евразия по доступности и скорости сквозного передвижения более чем в десять раз. Да, в процессе были и ошибки, растраты, были и авантюры - такие, как "китайское" сокращение пути и основание Харбина, шикарного подарка своим соседям. Однако всё равно итогом стал стальной геополитический каркас России, который и определил базовую конструкцию её евроазиатской территории на дальнюю перспективу. И затем достался наследнику - Советскому Союзу, который модифицировал Транссиб в ещё более мощную транспортную сущность, успешно выдержавшую Вторую Мировую.

Не было бы к тому моменту построено этой стратегической магистрали - тогда, скорей всего, в беспощадном вихре Второй Смуты (1917-1922) Россия Дальний Восток за Байкалом потеряла бы безвозвратно. Мне кажется, об этом забывать не стоит, презрительно игнорируя достижения своих предков. И можно также вспомнить печальную судьбу империи Османской, которая сильно затянула с формированием стратегического транспортного каркаса и в итоге потеряла контроль над 2/3 своих территорий, кроме исторической области Анатолия.

* * *
Для иллюстрации моего тезиса под катом - карта 1907 года с показанием переселенческих территорий, а также точек и узлов освоения Сибири и Дальнего Востока, по состоянию на тот момент. Посмотрите, окиньте взглядом, освежите в памяти - это полезно.

Collapse )
Серж пионер

Хабаровску - 153

Сегодня ещё одна годовщина (правда, не юбилей): 153 года назад был основан Хабаровск - в 1858 году. В связи с этим - мои поздравления всем хабаровчанам; я в этом городе немало прожил, и знаю его очень хорошо.

И ролик от брательника zhembura - каким был Хабаровск в 100-летний юбилей, 1958 года. Посмотрите кинохронику, это интересно. Такой город я, конечно, не застал, ввиду более позднего появления на свет, но зато я помню Хабаровск 70-х, моего школьного детства. Он был очень зелёный и уютный. И туда летал Ту-114!

Серж фиолетово-черный

Харьковский Госпром

И вот ещё что, из интересного - раз уж я в завершающий день весны пошёл по историко-географической линии.
Варандей у себя показывает харьковский Госпром, отдельным большим постом.

Должен сказать, что это огромное по масштабу архитектурное сооружение - одно из наиболее сильно меня поразивших, в путешествиях и поездках по Советскому Союзу. Если Котельнической высоткой в Москве я восхищался, киевскому "Дому с Химерами" - удивлялся, ансамблем ленинградской Стрелки - любовался, то харьковский Госпром меня когда-то поразил, просто до глубины души. Именно что поразил. Нужно пройти под ним одной из двух улиц в пасмурную погоду, под его серыми галереями, чтобы понять эти ощущения и проникнуться. Это какой-то Метрополис, пробирающий своей суровой функциональной брутальностью, непонятной энергетикой прямоугольников и прямых углов. Только Метрополис был в фильме, а это - построили на самом деле, в 1925-28. Возможно, он совсем не красив на первый взгляд, но очень необычен и лет через 50-70, когда коньяк конструктивизма отстоится окончательно, то - по моему мнению - войдёт в число самых интересных зданий Евразии.

(снимок Варандея)
Петербург

Невская линия. Аквабус "Стрела-5": прелюдия

По случаю 120-летнего юбилея Транссиба обзавелся сегодня новой оперативной камерой, взамен геройски почившей под проливным дождём 4 мая в Барановичах. По случаю обзаведения - решил протестировать аквабус на новой Невской линии. По случаю тестирования аквабуса мною, обзаведения камерой и юбилея Транссиба - экипаж аквабуса "Стрела-5" любезно взял меня от Рыбацкого до Финбана в технический рейс вообще без пассажиров и разрешил снимать сверху (по правилам строго не положено там маячить), включив повышенную скорость и шпаря по центральному невскому фарватеру. За что им большое петроградское и ретроградское спасибо!
* * *
Короче, итог тестирования аквабуса - это наш, ребята и девчата, наш, правильный и ретроградский вид транспорта! Ващще никакого сравнения с пресным и унылым туркатерком со стандартной экскурсией. 20.14 - Рыбацкое, 20.50 - Финбан. 36 минут - никаким транспортом так быстро днём точно не доехать.
Для всех тех, кто любит бортовую и килевую качку; для всех тех, кто уважает острые водные ощущения и красивые нестандартные производственные виды! Рекомендую всем, кто любит много, сильно и в разные стороны качаться на волнах! А кто не любит - кладите в нагрудный кармашек потайной пакетик :-)
Полный отчет будет позже, а сейчас - тизер из трёх фоточек и одного HD-ролика "Проход под Финляндским мостом". Не судите строго, к камере пока не приспособился, это её дебют.

Управление аквабусом "Стрела-5"

Collapse )
Серж фиолетово-черный

Часть 5. Смоленский трамвай

В прошлой части смоленской серии я рассказал про характер и колорит города, оставив в стороне состояние транспортной системы. Сейчас - рассказ о ней, и преимущественно о смоленском трамвае.

Смоленский трамвай

Collapse )
Ворота в Азию

Поющие рельсы

Вы когда-нибудь ехали на поющем поезде? А я ехал, летом 2009-го, в ходе экспедиции "Ворота в Азию". Поезд №379 Тюмень - Баку, перегон Палласовка - Верхний Баскунчак, на границе Волгоградской области и Западного Казахстана. Жара, подсоленный пейзаж в районе озера Эльтон, горячий воздух и бескрайняя унылая степь с редкими полустанками. Хорошо, тогда ещё окна в поездах не закрыли, можно было стоять, дышать внешним воздухом, смотреть и полноценно снимать. Мелодию поезд напевает в основном минорную, навевающую мысли о бренности бытия и тщете всего сущего.
Снял тогда небольшой ролик, см. ниже. Интересный эффект, и бывает в основном в степи, на прямых перегонах, или с небольшими кривыми. Если я правильно понимаю, результат неравномерного расширения пути при перепадах температуры [более авторитетная версия - результат некачественной шлифовки рельс]. На Транссибе такое нечасто попадается - разве что кратковременно, там же лесная в основном зона.

паровоз П-36

Харбинский экспресс, 1930-е

Раз уж пошла сегодня рельсовая тема, сложу в журнал и ещё один ролик, kirillovec навёл. Пусть будет.
Харбинский экспресс, перешитая КВЖД, 1930-е. Красивый паровоз японской (?) постройки, поезд со стильным хвостовым вагоном, в конце ролика - интерьеры вагона-ресторана. Официантки там почему-то европейского типажа, не японки, не азиатки.

Уссурийский тигр

Хабаровску - 155

Сегодня городу Хабаровску, центру Дальневосточного федерального округа, исполняется 155 лет.
Довелось немало пожить в этом городе, в ранние школьные годы и после отъезда с Камчатки (1996-2003, с перерывами на Владивосток). И, по правде сказать, история моих взаимоотношений с ним довольно разноплановая и сложная - как, впрочем, и с Москвой. Однако было и хорошее, не без этого :-)
Так что сегодня - мои поздравления городу и его жителям!
А на десерт - фоточка из той жизни. 10 лет назад, конец ноября, метель, центральная улица Муравьёва-Амурского; слева - обрез здания, где я проработал с августа 2000 по начало марта 2003 г.


И магнитики на холодильнике, фрагмент. Там тоже есть Хабаровск!
Collapse )
Петербург

Креативные "Кресты"

Снял этот кадр с борта аквабуса ровно 2 года назад в этот день, 31 мая.
Кстати, если кто не в курсе - скоро легендарные "Кресты" станут креативным кластером:
...который, согласно предварительной концепции, может включать в себя офисы, дизайнерские шоу-румы, арт-отели, выставочные и торговые площади, мастерские, зоны развлечений, залы для обучения, кафе, клубы и рестораны.

Как сделают - буду приглашать друзей туда отобедать, место зело харизматичное :-)

МПС СССР

Облом для ж/д курильщиков

Сегодня - особый день.
Сегодня, господа курильщики, вы крайний раз можете законно покурить в тамбуре вагона в поезде дальнего следования. С завтрашнего дня, впервые за 165 лет истории магистральных линий российских и советских железных дорог (1849-2014), курить в поездах будет запрещено. Совсем.
Как это будут реализовывать в жизни, пока не очень понятно. Запрет ведь коснётся не только пассажиров, но и проводников, и пентов, которые тоже дымят ещё как. Сейчас, думаю, будут массово курить втихую - ведь нерабочие тамбуры ничем не оборудованы, никакими там сигнализаторами и детекторами дыма. Но вот, скажем, в новой 2-этажке, в которой я ехал давеча от Краснодара до Москвы, весь вагон нашпигован этими детекторами, да и тамбур у вагона только один. Не покуришь.
Наверное, придёт практика "курительных станций", как в Северной Америке. Или запрет не очень долго продержится. В общем, посмотрим.

А всего лишь 40 лет назад было так (курение в проходе купейного вагона):


И вот так: (курение внутри купе):


Видите, как всё изменилось?
А я хорошо помню те времена. Когда можно было курить даже в купе, "с согласия" (правда, его особо и не спрашивали те, кому надо было). В принципе, то, что в итоге изгнали курево из купе - это хорошо.

Кадры - из разбора ж/д составляющей фильма "Печки-Лавочки" (1972).
Красная Звезда

Прощание с Войцехом Ярузельским

Немного снимков со вчерашней церемонии прощания и похорон генерала армии Войцеха Ярузельского - сперва в кафедральном соборе Войска Польского, затем на главном военном кладбище Повонзки.

Несмотря на истошный вой местных антисоветчиков, польские деятели осознавали, что масштаб личности покойного на два порядка выше любого из ныне живущих политических пигмеев (кроме, разве что, Валенсы) и решили провести церемонию по наивысшему государственному протоколу. Впрочем, не обошлось и без параллельного беснования нечисти, но об этом ниже.
Велась и он-лайн трансляция, вот тут.

Церемония прощания с Генералом на варшавском кладбище Повонзки

Collapse )
Ворота в Азию

Челнинский трамвай, видео

Видеоприложение к посту "Набережные Челны. Трамвай".
На видео оно как раз и есть - трамвай оттудова. 2 с половиной минутки.
Зима, мороз -25, грязное стекло, вид сзади. Сурово и брутально, без сантиментов. В начале секунд 20 - трамваи на остановке. Потом - только виды изнутри. Хорошо видно, как резво гоняют по Челнам эти металлические утюги, несмотря на свой неказистый вид. Действительно, трамваем там очень быстро добираться, все эти их неслабые расстояния.



Канал periskopspb на YouTube
Серж флот

Сто лет Ютландскому сражению

Сегодня исполняется 100 лет со дня самой большой морской битвы Первой мировой войны - Ютландскому сражению, или Skagerrakschlacht в немецкой традиции. Самое крупное "лобовое" столкновение двух крупнейших линейных флотов войны - английского и германского. Германия тогда объявила себя победителем (в газетах), но в реальности это была косвенная победа британского флота, в стратегическом смысле. Возможно, это вторая по масштабу морская битва в истории - после сражения у острова Лейте (1944).

О самом Ютланде, наверное, подробно к юбилею расскажут флотофилы (вот ilya_kramnik обещался, к примеру). С моей же стороны - пара замечаний.
Во-первых, Ютландское сражение удивляет тем, что генеральное сражение двух флотов состоялось аж через два года после начала войны. До этого немецкий флот сидел у себя на базах, лишь изредка "высовывая нос" отдельными соединениями.
Во-вторых, это пример поразительно неэффективного вложения колоссальных средств нации, со стороны немцев. Судите сами: на линейный флот, это тогдашнее "ядерное оружие", в течение многих лет расходовались гигантские средства. И что с ними сталось? Флот простоял два года в гаванях, потом на двое суток "показал лицо", и после краткого столкновения вновь убрался в берлогу. Прорвать блокаду не было шансов, вследствие серьёзного численного превосходства Grand Fleet. Но и это ещё не всё! Крупные корабли Hochseeflotte с многосотенными экипажами к концу 1917-го стали главным рассадником революционной заразы :)

Представляется, что если бы Второй рейх довложил в свои сухопутные войска хотя бы половину средств, израсходованных на линкоры и линейные крейсера, то Франция в 1914-м была бы обречена, равно как изменился бы и общий ход войны. Имперской России бы тоже не поздоровилось тогда.


Collapse )
Уссурийский тигр

Форум 1520

Убыл на форум "1520".
Буду в Сочи 1-3 июня. Ежели кто хочет развиртуализоваться - велкам :)

PS. Можете сюда складывать вопросы по международным транзитным коридорам через Евразию, если у вас есть. Всё, что касается их, буду на форуме внимательно слушать - от тех, кто собственно, их и формирует. Там и посмотрим, какие есть реальные шансы у всяких тбилисско-одесских проектов, и как сейчас чувствует себя наша логистика. Также постараюсь прояснить реальные перспективы ВСМ.
Кортес

Барселона. Как живут каталонские работяги

С 2009 года (начиная с экспедиции "Тоталитарное кольцо") в дальних поездках я завёл обычай посещать какой-нибудь спальный район в новом для меня городе. Это зачастую не менее, а то и более интересно, чем лихорадочно прыгать по "обязательным" точкам, которые должен посетить каждый турист (тм). Потом вернёшься домой, а тебя начинают донимать глупыми вопросами - "а ты посмотрел вот такой дом XXX? А почему нет?". "А зашёл в церковь YYY? Там на алтаре интересный краказябрик, его надо было непременно увидеть!". Всё это пустое - и со временем я пришёл к тому, что лучше посмотреть, как реально живут люди, как они обустраивают своё пространство, чем шмаляться по туробъектам с толпой и карманниками в комплекте. И не надо торопиться - броди спокойно, в темпе остальных, подмечая разные фишки.

В Барселоне я в таком формате побывал в двух местах - в северо-восточном конце города близ моря (Бадалона) и на северной ближней окраине - в районе станции метро Vall d’Hebron. Второе место было избрано для похода по наводке barcelonsky - ещё до поездки я попросил его указать мне районы с застройкой "франковками" - т.е. местными хрущёвками послевоенной эпохи генерала Франко. Там, где живут обычные работяги. В данном случае меня не интересовали ни трущобы, ни районы буржуинских вилл. Нужно было нечто среднее.

В общем, давайте посмотрим, как живут обычные люди в самом богатом городе Испании.

"Франковки" - испанские хрущевки

Collapse )
Серж строгий

Жданов. "Бронзовый" призёр по демонизации

Отсмотрел следующую серию "Забытых вождей", которая шла в комплекте с Будённым.
Она про А.А. Жданова, который имеет прочную "бронзу" по степени демонизации среди советских деятелей - после Сталина и Берии. В отличие от первых двух фигур, его демонизация - 100% заслуга Перестройки; при Хрущеве и Первой десталинизации его фигуру не трогали. Эту работу выполнил уже А.Н. Яковлев, горбачёвский главный идеолог КПСС. И выполнил с огоньком - всего лишь за год с четвертью (1988-89) ему "навешали" таких немыслимых люлей, что даже Берия бы позавидовал.

Collapse )

Есть и ещё одна грань деятельности Жданова, которая в фильме не упомянута. Это - невероятно эффективная нейтрализация враждебного соседа, которая получила даже свой международный термин - финляндизация. Многие не знают, но именно Жданов фактически управлял Финляндией в критические моменты после выхода её из войны в середине 1944, отдавая финским правительственным учреждениям сотни директив, обязательных к исполнению - вплоть до подписания Мирного договора 1947 г. Его резиденция в моменты приезда в Хельсинки была расположена в Башне Торни, куда сейчас можно прийти свободно на самый верх. Итог мы видим и посейчас - Финляндию удалось не просто нейтрализовать, снизив там влияние недружественных общественных сил до минимума, но и сделать эффективным другом СССР. И даже после падения Союза (когда можно было хорошо развернуться!) финны уже не вернулись в реваншизм, предпочитая уживаться с временно больным Большим Соседом спокойно и взаимовыгодно. В отличие от близорукой политики постсоветских лимитрофов.

Так что хорошо, что имя Жданова постепенно стали отмывать от перестроечной грязи.
Пусть медленно, но процесс пошёл. Смотреть тут:



паровоз П-36

Бразильцы проехались в купе до Саранска

Ну что, вот уже про наши поезда начали писать новоприбывшие болельщики.
Свежий железнодорожный очерк Ренаты Хейлборн (Renata Heilborn) из бразильского O Globo. Правда, несколько пресновато, без перчика, но кое-что из впечатлений есть.


Collapse )
Серж борода

Политический ядерный реактор СССР

На днях исполнилось 30 лет знаковому событию позднего СССР - I Сьезду Народных депутатов СССР. Сейчас про него практически никто не помнит, разве что ув. m_yu_sokolov упомянул его в эссе, но больше не встретил в ленте упоминаний. А меж тем, в дни его проведения I Сьезд был реальной информационной бомбой, коллективным сумасшествием советских граждан и вообще, полной фантасмагорией.

25.5.1989. Перепалка Сахарова и Горбачёва

Люди слушали прямую трансляцию практически непрерывно, ходили с приёмниками под мышкой и чуть ли не дрались в курилках из-за градуса политизации. Я тогда жил в Петропавловске-Камчатском, разница с Москвой у нас 9 часов. Так вот, представьте себе картину: едет вечером набитый автобус после работы, и у одного мужика на коленках - "Альпинист" с громко шипящим динамиком. Волна настроена на трансляцию сьезда, по Москве как раз день, весь автобус напрягся и слушает. А по ней идёт перепалка Сахарова и Горбачева. И вот, народ отпускает разные реплики: "Дед правду говорит, чего это этот пятнистый его прерывает!", или "Горбатого могила исправит!". Ну и всё в таком духе. (Горбачёв к тому моменту уже накопил изрядную массу народной неприязни).

Collapse )
Кортес

К смене поколения космических кораблей

А запуску мериканьского корабля я очень рад и доволен этим фактом, почти как маскофилы.
Причин несколько.
Во-первых, активное освоение космоса - это правильно в принципе, как стратегическое направление усилий человечества.
Во-вторых, это новая модель пилотируемого космического корабля, чего не было уже много десятилетий после "Шаттла". По факту, американцы вчера повторили полувековой давности достижение старых Штатов или СССР по смене поколений кораблей, когда у первых сменился "Джемини" на "Аполлон" (1968), а у вторых - "Восход" на "Союз" (1967).

В-третьих, и это наверное самое главное - серьёзно повысится конкуренция в космосе. Ибо пока нашему русскому Ивану всерьёз не накрутишь хвоста, он будет спать на печке. Это ладно, вчера-то был просто запуск. Проба сил. А вот когда мериканьцы начнут барыжить с чувствительными сферами и технологиями на новой базе в космосе - тогда и только тогда Ваня начнёт шевелиться. Надо, чтобы встревожились дяди с большими звёздами на погонах. Чтобы жопа подгорала от тревожных прогнозов. Тогда будут и деньги на ракеты и космодромы, и надлежащий контроль производства, и кожаная плеточка для коррупционеров хотя бы в этой отрасли, а не как сейчас - "спокойно почивать на лаврах дедушки Сергей Палыча". И, конечно, новые проекты и новые прорывы.

Collapse )
Ворота в Азию

Трансполярная экспедиция по следам 503-й стройки

Весной 2019 года состоялась экспедиция РГО по маршруту 503-й стройки Трансполярной магистрали. Проводилась она не просто так, а для исследования оптимальной трассы будущей железной дороги на Норильск и Игарку, когда проект СШХ (проходящий по трассе сталинской 501-й стройки) будет завершен.

По итогам этой экспедиции РГО снята 30-минутная документалка, которую я нигде в СМИ не встречал. Посмотрите, очень интересно. Ребята прошли заброшенные станции 503-го строительства - с брошенными паровозами и вагонами, исследовали остатки линии. Половина техники по пути сломалась, не выдерживая суровых условий Приполярья; экспедиционеры форсировали водные линзы и прочие природные преграды, ремонтировались по пути прямо в лесу - иногда применяя оригинальные решения (например, вместо сломанного кардана ставили в движок ставили простой советский лом, переделанный в дорожных условиях).



Ворота в Азию

130 лет со дня закладки Транссибирской магистрали

Сегодня исполняется ровно 130 лет со дня торжественной закладки Великого Сибирского пути, который получил впоследствии название "Транссибирская магистраль". В этот день 19 (31) мая 1891 года наследник-цесаревич Николай Александрович, впоследствии последний российский император, высыпал первую тачку земли в районе Куперовской пади города Владивостока, что в районе нынешней Первой Речки. Затем он же, вместе с присутствующими, переехал в район бухты Золотой Рог, где заложил серебряный знак в основание будущего вокзала Владивостока. Конечно, стройка началась раньше, ещё в марте, но это были именно символические мероприятия, обозначающие официальное начало.

Все эти знаковые вехи на сегодня хорошо отражены в истории Транссиба, и каждый год повторяются в корпоративной истории - порой в одних и тех же выражениях, переписываемые с более старых статей. Однако я сейчас не буду повторяться - а акцентирую внимание на тех моментах, что обычно проговаривают скороговоркой, дежурно и они остаются в тени события.


Итак, это 1891-й год, депрессивный и голодный, и не очень удачный для Империи.
Зададим себе вопрос - а что тогда НЕ СТАЛИ делать при начале столь грандиозного проекта, вопреки тогдашней практике и обычаям?

Collapse )