Вчера мы побывали в Рёбеле на берегу озера Мюриц и осмотрели железнодорожные загадки тамошнего музея. А сегодня, как логическое продолжение германской темы, предлагаю посмотреть, какие маршруты довоенным туристам предлагал Дойче Рейхсбанн. Вся подборка делится на две части – времена Веймарской республики (1929-1932) и Третий Рейх (1933-1939).
Напомню забывчивым, что с 1 сентября 1939 года добровольный туризм в Европе практически закончился, а начался танковый и авиационный.
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
В Париже не так давно проходила выставка фотографа Андре Зукка (сопровождавшаяся скандальной рекламой и протестами). Дело в том, что этот фотограф много снимал Париж периода Оккупации, работая в прогерманском издании «Сигнал». И Париж в его изображении совсем не похож на борющийся и страдающий город. Скорей, это центр отдыха для вермахта и неплохой вариант заработка для горожан. Вообще, эта тема в современной Франции крайне болезненна и поднимается очень неохотно - как однозначно позорная страница истории страны. Т.е. помнить французам об этом неприятно.
Посмотрите парочку снимков военного Парижа в начале 1940-х - весьма поучительно.
PS. Но ведь совсем недавно, вроде, был большой концерт в честь её юбилея? Она там присутствовала, активно участвовала, слушала и даже, вроде, пела. А что такое с ней случилось?
Наступил восемнадцатый день автопробега и момент рассоединения экспедиционеров. Двоим надо было возвращаться в Питер, третьему - в Америку самолётом. Стало быть, нам с Боцманом Зелёным надобно было пересечь Швецию и оказаться в Стокгольме, где нас должен был ждать бело-красный паром от Viking Line на Хельсинки.
Предпринял сегодня вечером поход на Крупу, кое-что прикупил.
Во-первых, вышел второй том тетралогии Парфенова о позднем СССР, посвящённый 1970-м. Несмотря на кризис, он дороже - первый продавали за 710, этот - за 830. О первом томе я вам уже рассказывал, перед Новым годом.
Заключительная, третья, часть рассказа о велопоездке в белую ночь (первая и вторая здесь). Вот в этой части ночь реально белая, потому что действие происходит после половины четвертого утра. Итак, мы заедем на Мойку к Новой Голландии, послушаем, как отдыхают петербуржцы на берегу, сделаем круг через Исаакиевскую площадь, потом через сведённый мост уйдём на Васильевский, на Шестой Линии попьём кофию, пересечём Крестовский и Каменный острова и закончим поход у нового фондохранилища Эрмитажа на Старой Деревне.
Город уже второй день как превратился в раскалённую духовку. Очень надеюсь, что это ненадолго и кошмарного прошлогоднего лета не повторится. Пусть вся жара будет там, где ей и должно быть - во всяких Феодосиях, Волгоградах и Соль-Илецках. А нам и в прохладе хорошо :-)
Любопытно, что, несмотря на полтора месяца антибелорусского усирательства в прессе и блогах, процессы, тем не менее, идут:
На внутренних границах Таможенного союза РФ, Белоруссии и Казахстана с сегодняшнего дня отменяется таможенный контроль. Он переносится на внешние границы Таможенного союза. Российские таможенные органы прекращают совершение всех операций и функций по таможенному контролю в отношении товаров и транспортных средств, следующих на территорию РФ, которые сейчас осуществляются в пунктах пропуска через госграницу РФ на ее казахстанском участке. На российско-белорусской границе в пунктах принятия уведомлений (ППУ) будет прекращено осуществление остававшихся до последнего времени операций по контролю транзита товаров третьих стран. ППУ будут ликвидированы. [отседова]
Што скажут рыночные иксперты в пикейных жилетиках? Как истолкуют? :-)
О чем там речь? А о том, что господа из ВШЭ (наиболее известного змеиного гнезда российской либерастии экономического толка) провели исследование и с неприятным для себя удивлением открыли, что, оказывается, за двадцать лет демократии (неуправляемой и управляемой) Советский Союз и советскую историю деятелям "Новой России" так и не удалось эффективно оболгать и вытравить из памяти. И от этого обстоятельства учёных экономических либерастов колотит в истерике и передёргивает. Вот интересные цитатки оттуда (авторский стиль сохранён):
... все слои общества проникнуты ксенофобией и тоскуют по мощи Советского Союза
...фантомная ностальгия по империи обнаружилась даже у детей, родившихся после распада СССР (ах, какой сурприз! - а они думали, что детки в их стиле будут дружно какать на своё прошлое!)
...За двадцать лет после распада СССР российское общество стало обществом потребления, но демократического общества в России не появилось
Без камеры, конечно, очень некомфортно себя ощущать. Как-то я сроднился с состоянием, что у меня всегда что-то есть, и вот так вот - неприятно. К примеру, сегодня на Английской набережной стоят аж 4 военных корабля после учений - наш, англичанин, француз и ещё кто-то. Сходил бы с удовольствием посмотрел-поснимал, но не на что, камера на ремонте. Досадное состояние... А ведь скоро уже Военно-Морской салон. Успеют ли сделать моего Никошу?
Зарегился в программе РЖД-Бонус. Начислили на старте 500 баллов и можно ещё перезачесть в баллы предыдущие поездки (а за сколько, пока ещё до конца не разобрался в правилах), а езжу я на паровозах не так уж мало. За 4-5 месяцев станет понятно, полезная ли это фича или очередная маркетинговая параша. Тогда и напишу свои выводы об этом. Конвертировать баллы можно только в купейный билет или выше, для плацкарта эта программа не катит (хотя плацкартные поездки и засчитываются в баллы).
Заключительный сюжет из серии видео про скоростные дороги Китая. Полторы минуты. Тут показан подход поезда к узлу Шанхай-Хунцяо с постепенным снижением скорости и многоуровневые хитросплетения эстакадных скоростных линий разных направлений, которые сходятся у вокзала. Также в кадре мелькают дополнительно сооружаемые линии, ещё не введённые в строй.
В китайской идеологической модели - какой она сложилась на сегодняшний день - есть интересная особенность, для внешнего наблюдателя не вполне очевидная. У нас сейчас принято считать, что Китай Мао и СССР постсталинской (точней, позднехрущёвской и брежневской) эры - лютые враги и Советский Союз для китайца, а особенно партийного китайца, тоже был безусловный враг. Однако этот привычный штамп не вполне соответствует действительности - напротив, СССР (уточнение: не нынешняя Россия-осколок) вызывает у них большой интерес, как исторический феномен, по лекалам которого в основном скроена и Китайская Народная Республика. И не просто интерес, а в основном сочувственный интерес.
Действительно, между Китаем и Советским Союзом в 1962-1982 гг. существовал период взаимного озлобления и взаимной ожесточённой пропагандистской борьбы. В 1968-1969 гг. дело дошло даже до вооружённых столкновений на границе - Даманский, Жаланашколь и более мелкие. Со стороны Китая предьявлялись территориальные претензии, которые также зависели от степени взаимного озлобления. Затем было и открытое нападение на советского союзника, окончившееся в итоге неудачей (Вьетнам, 1979). Словом, история советско-китайских отношений сложная.
Тем не менее, ни одна нация не относится к той уже ушедшей в Историю стране с таким же искренним интересом, как китайцы в целом и китайская политическая мысль в частности. Для Западной Европы и Америки СССР - идеологический и геополитический соперник, альтернатива развития и для них большое благо, что он рухнул под грузом внутренних проблем в ходе Перестройки и был сломлен в "холодной войне", потерпев геополитическое поражение. Для них хорошо, что границы России отодвинулись до рубежа начала XVII века - ведь важный и сильный исторический конкурент ослаб, отодвинут далеко на восток и не может с ними конкурировать. Поэтому современный образованный европеец будет СССР ругать, и ругать с чётко очерченным набором привычных штампов.
Яньань. Здесь, на пыльных горах Шэньси, почти 80 лет назад началось гигантское агентство Синьхуа
Для Китая же это совершенно не очевидно - а скорей, наоборот. Сейчас стало понятно, что исчез важный противовес западному миру и китайцам стало объективно сложней - ведь теперь уже они оказались на передней линии, в роли главной стороны гипотетического столкновения и конкуренции моделей общества. Как история существования, так и уроки падения СССР вызывают у них пристальный интерес, причём гораздо больше с примесью сожаления, чем злорадства (как, скажем, у либералов и евроатлантических деятелей). В китайской печати не встретить дежурной ругани Советского Союза. Анализ недостатков есть, да, упоминание проблем, да - но это не злорадное ритуальное пинание, принятое у евроатлантических соседей, и доведённое до абсурда в практике стран-лимитрофов. Более того, с течением времени китайцы стали внимательней изучать и присматриваться к различным практикам советской системы, удачным и неудачным - ведь китайское государство образца 1949 года тоже имеет идеократический стержень, как и советское. И если его вынуть из основ, то и оно может рухнуть, подобно своему историческому "старшему брату". Они это вполне понимают.
Новый "морской" ролик: выход из городской зоны Морского канала, окончание Канонерки и проход знака "Ленинград" в створе канала. Можно рассмотреть его как с обратной стороны, так и взглядом взад - т.е. буквами в правильном порядке. Можете считать ролик видеоприложением к посту " Знак "Ленинград" и вход в Морской Канал (1)". Вообще, я снял значительно больше, но не знаю, как ускорять видео для публикации, чтобы было наглядно. Если ставить "как есть", то паром по фарватеру идёт медленно и получается не очень зрелищно. Замедление в видеоредакторе есть, а ускорения я не нашёл. Поэтому пришлось поделить всю первую часть ролика на сменяющиеся и всё более близкие к выходу планы. На 2.30 в звуковой оставил и прощальный гудок, которым провожают Питер уходящие из акватории порта суда.
Тов. visualhistory обнаружил потрясающую оцифрованную коллекцию цветного фото СССР 1950-х авторства Семена Фридлянда (в то время зав. фотоотдела "Огонька"). Искать надо по ключевому слову "Fridlyand". Коллекция реально огромна, около 18 тыс.единиц. Как она попала в Штаты - неясно, но зато научные денверские американцы всё это богатство оцифровали и выложили в общий доступ, с большим разрешением. Так что смотрите, ищите, находите. Там много всего и разного. Вот, например, крейсер "Калинин" 1955 г.:
Уже есть несколько тематических постов по фридляндской коллекции:
Был у меня как-то (с полгода назад) пост, посвящённый технологиям строительства нового поколения атомных авианосцев US Navy. С верфи Ньюпорт-Ньюс, где неспешно, но неуклонно строится Gerald Ford. И он почему-то вызвал неслабую истерику среди моей аудитории, в том числе даже и со стороны некоторой части постоянных комментаторов, которые усмотрели в этой тематике ненужную "пиндософилию".
Однако там не было никакой "-филии", а были интересные снимки и факты. Ничего более. К тому же я полагаю, что на оппонента всегда надо смотреть с открытыми глазами и понимать, что и как там зреет и куда идут тенденции.
К чему это я всё пишу? А к тому, что сейчас на втором стапельном месте на этой же верфи строится и второй корабль этого же проекта - John F. Kennedy, CVN 79. Строится уже 4 с половиной года - цикл постройки атомного авианосца около 10 лет и он будет построен примерно в конце 2020 г. Здесь надо отдать должное последовательности американцев в этом вопросе - программа выполняется без спешки, но строго по графику. Нет никаких хаотичных шараханий, и до 2058 года (!!!) всё жёстко расписано наперёд - какой авианосец выйдет из строя по окончании нормативного срока и чем его заменять. Америка уже не может содержать 13-14 авианосцев одновременно, как раньше, это да - но на 10 она вполне способна.
Второй авианосец новой серии будет ещё современней первого ("Форда"), и что самое любопытное, экипаж там будет сокращён с традиционных 5600-5700 до примерно 5100 чел.: Усовершенствование системы управления вооружением и повышение уровня автоматизации многих рабочих процессов позволит уменьшить численность экипажа на 500–700 и более человек. Общая численность экипажа вместе с авиагруппой и офицерами штаба составит около пяти тысяч человек. (отседова)
Кроме того, "силовая установка авианосца будет на 25% мощнее, чем на первом корабле серии". Ну а про электромагнитные катапульты (EMALS) и про то, что весь свой нормативный срок (50 лет эксплуатации) авианосец будет ходить без перезарядки реактора (сейчас срок между перезарядками - 13 лет, и их нужно аж три в течение жизни корабля), я уже писал в том посте про верфь.
Ниже - схемка нового авианосца в разрезе, кому интересно.
Ну что, началось второе полугодие. Самые длинные световые дни в году (второй половины июня) прожили. Можно подвести некоторые итоги действия т.н. "постоянного зимнего". У меня тут было голосование по мнениям, "постоянные летники" с минимальным перевесом тогда проиграли "зимникам", но в тот момент мы ещё не прожили первого лета по новым координатам.
Если развернуть, то так: 1) нагло украден крайне ценный вечерний светлый час (актуально для всего года, кстати). Но летом - особенно неприятно, так как всю тёмную зиму ждёшь этого восхитительного сезона и этого неповторимого состояния. Раньше можно было гулять в сезон белых ночей при мягком свете аж до полуночи. Теперь железно темнеет в 11 (СПб), сейчас свет уже будет и ещё сокращаться; 2) появилось выражение "2 часа утра" - к этому времени ощутимо светлеет. Восход в 3:30, но кому вообще это надо? Раньше самый ранний был в 4:30; 3) самое тёмное время суток сместилось на 0:45 - 1:00
Если очень коротко и без соплей: полная херь вышла из затеи.
Всё-таки у японцев какое-то очень особенное строение мозга :)
Знаменитая кошка Тама, прошедшая путь от станционного смотрителя до вице-президента железнодорожной корпорации, была похоронена в Японии.
Тама прославилась в 2007 году, когда указом местных чиновников ее назначили станционным смотрителем на станции Киси в городе Кинокава префектуры Вакаяма. До вступления в должность животное было бездомным и постоянно бродило по месту своей будущей работы, где ее подкармливали сотрудники станции. На тот момент компания Wakayama Electric Railway переживала финансовый кризис и была близка к банкротству. В частности, весь персонал Киси подпал под сокращение. Президент WER Мицунобу Косима тогда заявил, что назначение Тамы смотрителем изначально было просто поводом к тому, чтобы не выгонять бездомное животное на улицу. «Однако она действительно выполняла свою работу», — признал Косима.
Тама в форменном плаще и фуражке сидела в специальной будке на входе в станцию, приветствуя пассажиров. Вести о хвостатом смотрителе распространялись быстро, и на Киси хлынул поток туристов — как местных, так и иностранцев. В результате финансовое состояние всей железнодорожной линии постепенно пошло на поправку. За годы своей работы Тама привлекла в местную экономику порядка 1,1 миллиарда йен (почти 9 миллионов долларов США). Начав карьеру в качестве простого смотрителя, впоследствии она была повышена в должности до «ультрасмотрителя», а затем — и до вице-президента всей компании, став тем самым единственным представителем женского пола в ее руководстве.
Северомуйский тоннель (15,3 км) потерял лидерство на постсоветском пространстве. Теперь рекорд экс-СССР принадлежит узбекам с Камчикским тоннелем (19,2 км). Он был построен всего лишь за 2 с половиной года (!!!). Почему так быстро? Строили тоннель китайцы - China Railway Tunnel Group. А они берутся за дело остервенело и делают его быстро.
Про саму магистраль Ангрен - Пап и её значение я уже писал в постинге "Пробит путь в Ферганскую долину". Там же есть и карта этой железной дороги.
Так вот, 22 июня президент Каримов и председатель КНР Си Цзиньпин запустили дорогу в эксплуатацию. Первоночально узбеки хотели её открыть в день рождения Амира Тимура (15 апреля), но не уложились в сроки. Поэтому, открыли сейчас:
Как сообщило УзА, главы двух государств нажатием на специальную кнопку включили семафор, разрешающий проезд через тоннель пассажирского поезда «Узбекистон». Первый поезд, начавший путь в Сардале - железнодорожном тоннеле Камчик - прошел путь до кишлака Чодак за 16 минут.
Открытие линии Ангрен-Пап, пролегающей по перевалу Камчик на высоте 2200 м над уровнем моря, позволит связать области Ферганской долины с другими регионами Узбекистана. Кроме того, она станет важнейшим звеном нового международного транзитного железнодорожного коридора Китай - Центральная Азия - Европа.
Совет по мемориальным доскам при правительстве Санкт-Петербурга признал установку памятной доски финскому маршалу Карлу Маннергейму незаконной, сообщил "Интерфаксу" член совета, депутат Законодательного собрания Алексей Ковалев в пятницу.
"По моему предложению совет по мемориальным доскам рассмотрел вопрос об установке доски на здании Захарьевская, 22 и констатировал, что данная мемориальная доска установлена в нарушение действующего в Петербурге закона", - подчеркнул он. По словам Ковалева, размещение памятных досок возможно только в случае одобрения советом или при наличии соответствующего распоряжения губернатора Петербурга. При установке доски Маннергейму ни одно из условий не было соблюдено.
"Вопрос рассматривался советом еще год назад, и тогда идея тоже была отклонена", - добавил Ковалев. Он отметил, что решение о демонтаже незаконно установленных мемориальных досок должен принимать комитет по культуре. В отношении лиц, установивших доску, может также быть возбуждено дело об административном правонарушении. (отседова)
За ужином посмотрел очередной сталиносрач на центральном ТВ. Этот жанр, скажем прямо, изрядно поднадоел - по той простой причине, что всё сказано сторонами по сто раз и уже заранее знаешь, кто куда чем будет тыкать. Для этой передачи сделал исключение по одной-единственной причине - оппонентом антисталинистов был глубоко уважамый мною В.Т. Третьяков. Было по-человечески любопытно, какие аргументы из имеющегося колчана со стрелами он изберёт. Ну и ещё, хотелось посмотреть, совершенствуют ли хоть немного свои аргументы антисталинисты или так и сидят по уши в прекрасном для них 1989-м году.
Выдержал посмотреть 70 минут из 97, затем бросил. Прокрутил до конца и глянул счёт: либералы совершенно предсказуемо проиграли государственникам с разгромным соотношением 1:9. Причём замечу - проиграли отнюдь не сталинистам, а именно государственникам.
[...] После открытия железнодорожной части моста через Керченский пролив в Крыму планируют запустить 15 пар новых пассажирских поездов с двухэтажными вагонами. Об этом на проходящем в Алуште IV Крымском транспортном форуме сообщил генеральный директор ФГУП "Крымская железная дорога" Алексей Гладилин. - "Предполагается закупить 15 пар пассажирских поездов. Причем они будут распределяться следующим образом: по два поезда в Севастополь, Евпаторию и Феодосию, остальные — в Симферополь. Составы предполагается закупать новые. 800 вагонов, большая часть из них – двухэтажные спальные вагоны в купейном исполнении", – рассказал глава предприятия. По словам Гладилина, примерное время движения поезда сообщением Симферополь-Москва составит от от 24 до 28 часов.
От себя добавлю, что это намерение будет фантазией и останется на бумаге, если сугубо тепловозный сегмент Джанкой - Крымская не будет электрифицирован, параллельно с запуском линии через мост. Потому что 2-этажные вагоны очень энергоемкие и неавтономные, им нужен постоянный мощный источник энергии от современного электровоза. Тепловозного питания не хватит на полный состав. Именно поэтому они сейчас ходят только на магистральных электрифицированных направлениях. Ну а разность электрификации (Крым - постоянка, Кубань - переменка) особо не повлияет, сейчас парк 2-системников уже немал, наскрести на этот полигон вполне можно.
Стильная карточка: ВСМ в холодной зоне Маньчжурии. Зима, -25, а поезд всё равно быстро едет, цобака. Китайцы злые, и отняли у железнодорожников отправдание "у нас климат плохой" (с)
Ровно 40 лет назад, 1 июля 1978 г, флагман "Аэрофлота" Ил-62М начал выполнять регулярные беспосадочные пассажирские рейсы по самому протяженному маршруту в СССР "Петропавловск-Камчатский – Москва".
Да, рубежная дата для северян. 40 лет уже прошло, страшное дело! В тот момент для камчадалов это казалось нереальным космосом - "Что, без посадок? И прямо сразу в столицу? Не надо прыжка в Хабаровск, не надо утомительных трёх промежуточных посадок, вот это круто!". Я первые Ил-62 в Елизово увидел тем же летом, когда летел в Хабаровск, а потом к деду в Забайкалье на июль-август. В то лето 1978-го последний (как оказалось) раз летел на Ил-18, а из иллюминатора было видно, как идёт посадка на прямой московский рейс.
Потом быстро привыкли.
PS. Вот ещё немного Ил-62 в Елизово - правда, уже постсоветского времени.
"Ущипните меня за ухо, не могу поверить в это!" :) Так я говорил, когда наши продержались всё основное время. Хотя испанцы играли круче, почти всё время владели мячом. Но, как говорил ещё незабвенной памяти фельдмаршал Христофор Антонович Миних, "...Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство вообще может существовать". Так что - с победой, товарищи! Впервые за 52 года прошли так далеко в ногомяче.
Удивительная для нашего (вроде бы типа благополучного) времени дикость: в Перми - большом уральском миллионнике - окончательно прибили троллейбус в городской сети транспорта. Вчера - 30 июня - состоялся последний рейс, сегодня его уже нет. Просуществовал он в городе 59 лет (1960-2019).
Как по мне, так это показатель деградации городского хозяйства и безусловное ухудшение топологии сети. Причём, когда я был в Перми осенью 2018-го, то ещё порадовался тогда за внешний вид местных троллейбусов - новенькие, ходят шустро, радуют взор. Гляньте это фото напротив вокзала Пермь-1, например. Хотя, уже тогда я обратил внимание, что под многими конечными с проводами троллейбуса нет, а стоят газовые автобусы. И местные ребята высказывали скептицизм насчёт его перспектив. По дикости прецедента с пермским троллей-геноцидом может сравниться разве что полное уничтожение трамвая в другом миллионнике - Воронеже.
В сети пошёл кипиш по поводу Пугачихи, дескать - вот наглая тварь и нарушает закон! Но судя по ролику, вагон стоит в начале поезда на Рижском вокзале и Примадонну везли к её личному вагону машиной по техническим багажным ебеням - по которым подвозят к поезду багаж, почту, зэков или важный особый груз.
То, что у неё есть личный вагон - давным-давно не секрет, ещё с начала Девяностых. Есть на железке и специальный сервис аренды салон-вагонов, если уж она вагон продала, допустим. Однако номинального нарушения в виде подвоза с багажной служебной стороны станции тут, вроде, никакого нет. Проплатили заранее этот сервис, согласовали с РЖД, получили пропуск. Затем довезли, старушка в адидасовских трениках вскарабкалась в свой салон-вагон с низкой платформы, ступенечками - и чух-чух в натовскую Ригу!
23 июня в рамках поездки в Москву с помощью и участием Артема Драбкина сьездил в парк "Патриот", и в частности, внимательно осмотрел Главный храм Вооруженных Сил РФ. Внутри не удалось в тот день побывать по объективным причинам - доступ ещё был режимный, только заглянул туда из притвора, и поэтому все снимки посвящены внешнему облику Главхрама.
В нем оказалось тоже немало интересных деталей. Очень сложные по исполнению металлические ворота на Северной и Южной стороне, с изображением сцен из битв Великой Отечественной. Есть там не только маршалы Жуков и Рокоссовский и ещё кое-какие узнаваемые персонажи, но даже и генерал Макартур. Забегая вперед - Сталина нет, но есть много флагов Союза ССР и Мавзолей Ленина. А на юго-западной стороне есть и барельефы с воинскими подвигами предков (древнерусские, петровские, Первая мировая, Крымская и русско-турецкая войны).
Сегодня исполняется 100 лет Компартии Китая (КПК). Она оказалась более удачливой, чем КПСС и дотянула до векового юбилея. В апреле 2013 года, будучи в Шанхае, я посетил тот самый музей I сьезда, в котором и была основана крупнейшая в мире правящая партия. Причём с датами там не все в порядке, они не очень стыкуются и 1 июля, как опорный день, назвал сам Мао уже в начале 1950-х. С тех пор и привязали основание к 1 июля.
Доме-музей I сьезда КПК выстроен в модном тогда стиле шикумэнь и находился в пределах французской концессии. Как водится, основали партию отнюдь не в бедняцком районе и не в трущобах, а в особняке младшего брата богатенького китайского политика Лю Шучэна, знакомым которого был один из делегатов. Он и попросил предоставить им зал и курительную комнату на пару дней. Правда, потом полиция концессии напала на след коммунистических смутьянов, и даже получила ордер на обыск особняка столь влиятельного лица - однако делегаты решили перейти на озеро Наньху в соседнем городе и там на большой лодке завершить выработку программных документов сьезда. Так и было сделано, уже без присмотра коминтерновцев.
Итак, мы прибыли поездом №22 в первый по счёту пункт назначения. Оказавшись впервые в Кандалакше, что надо обязательно осмотреть с самого начала? Конечно же, вокзал и станцию! Железная дорога пришла сюда в ноябре 1916 года, буквально за три месяца до Февральской революции, но первоначально станцию создали ближе к порту на Белом море - туда американцы завозили судами материалы для строительства. Однако после окончания Гражданской войны, когда трасса стала непрерывной и транзитной, станцию перенесли севернее на 3 км, а отросток к порту остался тупиковой промышленной веткой. Станция очень изогнута в плане, отчего дополнительно живописна. А вот локомотивное депо находится в глубине городе с западной стороны, для него построен немаленький "карман" не очень-то близко от главного хода - поэтому скопища электровозов с поезда не увидать.