On this day in journal — November 12th

Уссурийский тигр

Воспоминание о лете

Все-таки не люб мне этот чёртов ноябрь, темень эта, слякоть и хмарь.
Вот, вытащил из нынче-снятого хорошее воспоминание о лете.
Это Монрепо, Выборг. Место, где мы обычно там купаемся, за лабиринтом.



Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
нирванна

И вот, через двадцать три года!!!

Возвращался этой ночью в Питер от наших северо-западных соседей.
Нет, я заранее ничего не знал, ничего. Музыку слушали, телефон был ещё на скандинавской симке (забыл на МТС перемкнуть), да и погода была очень мерзкая – сыпал мелкий снежок, переходящий в полудождик, летела на стёкла массированная грязь. Напряженно было ехать, если сказать честно.
* * *
А теперь, внимание! Картина маслом.
Час ночи. Всё так же сыпет полуснежок. Вьезжаем в город после поста, и на Савушкина, близ «Меркурия» слышу неясное «У-у-у! А-а-а! И-о-о-о-он!!!».
Нет-нет, пояснять мне больше ничего не надо было.
Я всё сразу понял!!!
Гул раздавался с разных сторон, несмотря на ночь и мерзейшую погодку.

Я выхватил камеру, как успел, и в нарушение всех фотозаконов всё-таки снял.
Они ехали, размахивая флагами, высунувшись из люков.
И были, видимо, очень счастливы, честно.
Понимаю, что часть местной испуганной интеллигенции непременно начнёт ныть, и в союзе с юго-восточными неудачниками будет бубнить про газпром, проплаченность, легионеров, не-культурную столицу и прочее – направления нытья можно угадать заранее (ленту не видел, посмотрю завтра, но почему-то уверен).
* * *
Но хай с ними, братцы и сестрички! Пусть ноют.
И, хоть я и не особенный болельщик, но всё же.
Главное-то – у нас уже не отнять!

Зенит - Чемпион!
Ура - Питеру!!!


Жеже сейчас спит, конечно, но напишу сразу, пока эмоции не остыли.
  • Current Music
    Всем - шампанского! И много!!!
мудрый котик

Авиафинляндия

На выходные скатался в Суоми.
Погода была так себе. Однако это не помешало посетить авиационный музей Финляндии, под Хельсинки, который оказался очень интересным. Правда, 70% выставленного там оказалось для меня практически неизвестным.
На неделе попробую показать снимки оттуда.
Уссурийский тигр

Особенности национального автовождения

В субботу с утра пораньше продвигались по трассе «Скандинавия» на северо-запад. Только-только рассвело, шел мокрый снег, покрытие было скользким и, соответственно, опасным. В такой ситуации разумно ехать, существенно снизив скорость и сведя к минимуму обгоны. Однако, нашим водителям такие простые законы, видимо, непонятны: километрах в восьми западнее Огоньков на протяжении примерно 800 (восьмисот метров!) мы увидели четыре аварии, одну-за-одной, причём все из них в зоне прямой видимости (!) друг от друга. Одна была, видимо, смертельной, вторая – тяжелой, две других – более легкие, машины просто улетели на обочину. Мне вот до сих пор непонятно – ведь аварии вряд ли случились совсем синхронно - наверное, другие «летящие» видели хотя бы одну из предыдущих аварий. И не включили мозг? Впрочем, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать…
Водители, будьте же осторожны! Особенно когда резко меняется обстановка! Сейчас сложно ездить, надо быть предельно внимательным.

Collapse )
Уссурийский тигр

Прогноз на будущее

Сегодня вечером переобулся. Что интересно - на шиномонтаже ни одного человека народу: сразу заехал, посидел с полчасика и уехал. Это неудивительно, ведь в Питере до сих пор не было первого снега, а последние три дня вообще стоит +10. Атлантические циклоны и Гольфстрим не пускают к нам холода. Тем не менее, на улицах уже стоит много пластиковых ёлок, типа Новый год скоро. Под дождём они имеют весьма унылый вид...)
Зато немного побуду Нострадамусом: думаю, что дней через 7-12 непременно приморозит, хотя бы на несколько дней. Обязательно будет грандиозный день жестянщика - на четвертом году моего автомобилизма исключений ещё не было. Будут круглосуточные очереди на переобувку с записью и масса грустного помятого железа на дорогах. Народ героически ждёт до последнего, а потом бьётся - карма у нас такая. "Авось" называется.
паровоз П-36

Der totalitäre Ring, ч. 7. Музей Дойче Бан: зал ГДР и второй этаж

В третьей части нашего похода по нюрнбергскому музею Дойче Бан обзорно посмотрим залы второго этажа, и в частности - очень интересный зал, посвящённый Дойче Рейхсбан (железным дорогам ГДР).


Collapse )
паровоз П-36

Вторая очередь Амурского моста

...а между тем, под потоки либерастного яда, под истеричные стенания антеллихенции о погибели России, про то, что нам неизбежный песец и надо ложиццо туда... сами знаете, куда - в это самое время на Дальнем Востоке страны люди сделали важнейшее стратегическое дело: 7 ноября введён в строй второй магистральный путь 3,5-километрового Амурского моста. И тем самым закрыто последнее серьёзное узкое место на Трассибе - однопутность моста и низкая пропускная способность. Тоннель под Амуром, строго говоря, не в счёт - он не рассчитан на высокую интенсивность повседневной эксплуатации, он сооружался для стратегических целей.
Про это событие не надрывались московские телеканалы, оно прошло почти незамеченным. Это не новый роман шоу-звёздочки, не гололёд на мкаде, и даже не послание президента, наполненное громкими барабанно-красивыми словами. Это - реальное дело, имеющее стратегические и экономические последствия.
Спасибо, ребята, за ваш негромкий, но нужный труд.

(с) Валерий Спидлен

via svinchukov

Collapse )
Серж фиолетово-черный

Транссибирский Гарик на ночь

Песенку эту гарикову многажды слышал, а вот положенную клипом на транссибирские пейзажи - увидел впервые. Спасибо за наводку panzer_papa. Интересно, кто додумался?
Увидел там море всего знакомого - и станцию Мариинск, и красноярские кривые в тайге, и блюдца мелких карасёвых озёр западно-сибирской равнины, и ВЛ85 за Канском навстречу, и старый хабаровский "Амур" (а сейчас уже и табличку сменили), и непутёвый вокзал в Перми-2... А мост в конце, вроде б, через Кию - но не совсем точно уверен. Только вот станцию вечернюю не узнал.



Удачной на завтра рабочей субботы! :-)
Серж пионер

Аригато, Себураска!

Субботний вечер - не время для умных размышлений, а время для отдыха.
Так что, перед сном - советская мультоклассика, но в версии сынов Восходящего Солнца :)



Ps. Проводов контактой сети почему-то нет. Раньше не обращал внимание. Видимо, это линия предназначена к электрификации, опоры смонтированы, а контактная сеть - ещё нет. Вот мультгерои и пользуются, пока ещё можно. Хотя, правда, электровоз идёт с поднятым пантографом. В общем, загадка :)
мудрый котик

Вера Мухина против Альберта Шпеера

Шикарный иллюстрированный пост от humus про Парижскую Всемирную выставку 1937 года, посвящённый противостоянию Советского Союза и германского Третьего Рейха в области науки, культуры и искусства, концентрированно выраженного в их павильонах. Всем любителям истории XX века и архитектуры смотреть просто обязательно!
паровоз П-36

Рейхсбан на Украине. 1941-43

В сообществе ru_railway [там уже удалили почему-то] всплыла большая партия фотокарточек немецких железнодорожников на Украине, 1941-43 гг.: паровозы, перевозка остарбайтеров, немецкие "отпускные поезда", перевозка техники, Харьковский, Днепропетровский, Севастопольский вокзал и многое другое.
Вот, например, Николаевский судостроительный завод. В войну сделали местом для "лечения" паровозов рейха:


Collapse )
Уссурийский тигр

2КЭ - X. Канск - Иланская - Нижнеудинск, 4962 - 5297 км

Конец третьего светового дня на пекинском поезде я вынес в отдельную часть, и не просто так. А с целью сосредоточиться на станционной торговле и показать её поподробнее - потому что именно вечером 1-го октября мы проезжали станцию Иланская, которая оказалась в этом смысле самой изобильной на всём нашем пути до границы. Заодно посмотрим и то, как иностранцы - пассажиры дальних транссибирских поездов взаимодействуют с нашей внешней (и в основном незнакомой им) средой. Тут тоже есть нюансы.

Станция Иланская, 4376-й километр Танссиба. Тут - самая активная торговля

Collapse )
Уссурийский тигр

2КЭ - В. Затаривание провизией на Иланской

Видеоприложение к X части про торговлю на станции Иланская.
Заснял процесс покупки снеди иностранцами. Минута с небольшим. Можете посмотреть в динамике, как лихо пышная американка затаривается едой, кладя болт на типичные страхи покупать у частников. Те, кто ездят в поезде максимум ночь и не пользуются дальними поездами - конечно, боятся. А вот когда едешь пять-шесть суток, то поневоле пошлёшь таких "советчиков" очень далеко. Однако осторожность тоже надо соблюдать и к покупаемой еде относиться бдительно. А лучше всего брать "цельную" еду - то, что не фаршируется (например, кусок курицы принципиально безопасней котлеты). В общем, как и в жизни, рулит золотая серединка, а не крайности.

Поскольку изначально было снято в тёмных тонах, между вагонами, применил к ролику ютубовский фильтр HDR. Немного стало пластиково, зато всё проявилось в видимом диапазоне, не сливается в черноте. Выставьте просто HD-качество, на 720 - будет нормально. Отнеситесь к пониманием к данному нюансу :)



Канал periskopspb на YouTube
2-я Китайская экспедиция: от Балтики до Южно-Китайского моря: содержание
Уссурийский тигр

Долой Норвегию! Кроме селёдки

В качестве эпиграфа:
...Или будете продолжать мучить страну под санкциями? (отседова)

Ходил во вторник за правильной селёдкой на наш рынок (Долгоозёрный), и так совпало, что с собой был очередной смартфон на тесте. В общем, воспользовался служебным положением и отснял незаметным девайсом ассортимент основного рыбного павильона, дабы не пугать гражданок торговок зеркалками и ультразумами :)

Период интересен тем, что прошло три месяца действия санкций и из ассортимента напрочь исчезла огромная жырная норвежская рыба, осталась только селёдка. Давайте посмотрим, что изменилось за это время и чем заместил бусурманских северян простой мордорский рынок на окраине мегаполиса. Предыдущий рыбный фотосет из этой же точки был в этом журнале за 15 августа. Более ранний фотосет - 30 декабря 2013, т.е. немного меньше года назад. И тоже отсюда же - именно тут я всегда пополняю рыбные припасы.

Печальное воздействие суровых санкций. Форель осталась только карельская, маленькая за 298.
Приходится привозить живую, чтобы привередливые питерские граждане активно брали...


Collapse )
Уссурийский тигр

70 лет потопления "Тирпица"

Ещё один морской юбилей сегодня: ровно 70 лет назад англичане во фьорде Тромсё окончательно завалили последнего в истории германского линкора. "Тирпица", то бишь:


В 2008-м, в ходе экспедиции "Полярная Заря" мы с товарищами очень подробно объехали те приарктические края, где базировался "Тирпиц", и даже посетили интереснейший и наполненный уникальными экспонатами музей-избушку на дороге около места, где он прятался в 1942-43.
Кому это интересно, читать вот тут:

XIX. День 5. Каа-фьорд: логово «Тирпица»
XX. День 5. Музей «Тирпица»
XXVII. День 6. Тромсё: Первый Норвежский Обед и место потопления «Тирпица»
Уссурийский тигр

Ростелеком, давай до свиданья

Ну вот, девятилетний роман с прежним монополистом подошёл к концу. 2006-2015: пользовался выделенным интернетом именно у него. И если бы связь не стала регулярно барахлить и доставать меня - так бы, наверное, и сидел на нём. Прощай, ADSL на 4 мбита; добрый день, кабельный доступ на 100 мбит.
Теперь только расторгнуть договор, и всё.
Кортес

Ельцин-Центр: дозревает

С этими всеми трудными жизненными пертурбациями поездка в Екатеринбург осталась совсем за кадром и никак не освещённой. А она была интереснейшей. Кроме общения с промышленниками и инженерами на Е-Экспо (о чём будет большой отдельный пост) мой давний екатеринбургский френд makeev_dv поводил меня по "ельцинским" местам. А потом в завершающий день ещё походил (самостоятельно) и по "николаевским". Про всё надо рассказывать, ибо везде было очень интересно.

Вот, к примеру, уже почти достроен многомиллиардной стоимости Центр Документации Преступлений ельцинской эпохи и "лихих Девяностых". Правда, до 2024 года он будет называться "Ельцин-центр" с хвалебными экспонатами и библиотекой - под патронажем Семьи. Но потом, скорей всего, матушка-История его перепрофилирует в доку-центр преступлений ельцинизма. Находится прямо напротив небоскрёба "Исеть", очень удобно. Фотографировал из-за решётки, охранник на процесс смотрел злобно и люто, но формально я ничего не нарушал - снимал-то с улицы. Тоже Бориса Ельцина :)

Уссурийский тигр

Такси виртуальной реальности

В современных условиях прямо на наших глазах происходит трансформация самого понятия "такси". Не секрет, что новые его формы вытесняют классические - и это воспринимается довольно болезненно "старыми" игроками на этом рынке. Почему? Потому что "сетецентрическая" схема работы такси во-первых, обходится дешевле и во-вторых, позволяет машине в условиях плотной дорожной сети быстрее реагировать на вызовы потенциальных пассажиров. Конечно, это возможно при условии достаточно обширного парка машин в общей сети заказов. Примером таких операторов служат, например, Яндекс-Такси, Gettaxi или Uber.

Соответственно, обостряется и конкуренция за пассажира; и в крупных мегаполисах, где внедряются такие формы работы, цена одной поездки - особенно на короткое и среднее плечо - для потребителя удешевляется. Но и это ещё не всё. Описываемый процесс влечет за собой и внедрение новых фирменных "фишек", увеличивающих интересность использования сервиса. Одну из таких (от Яндекс-Такси) и я на днях попробовал лично.


Что это вообще такое и как это выглядит?

Collapse )
паровоз П-36

Англичане на Транссибе: "Как можно контролировать такую территорию?"

Лента.ру недавно выдала матерьяльчик о поездке англичан креаклических профессий по Транссибу. В одном наборе ехали писатель, шекспировед, музыкант и медиахудожница (!). Суровый коктейль :)
Ехали они, как я понял, со многими остановками (Казань, Екатеринбург, Новосибирск), сменили ряд поездов и доехали самое восточное до Красноярска - то есть, немногим менее половины Транссибирской магистрали. Поездка отдавала официальщиной - "по приглашению Британского Совета" и была привязана к году культуры чего-то там. Но тем не менее, что-то не очень формальное они таки посмотрели.
Ниже - их впечатления для "Ленты" (публикую не всё, а только выдержки).

Персонажи:
Писатель - Джо Данторн
Шекспировед - Эндрю Диксон
Музыкант, лидер группы Super Furry Animals - Граф Рис
Медиахудожница - Франческа Панетта


Музыкант

Collapse )
паровоз П-36

Яблоновый перевал. Самая высокая точка Транссиба (видео)

Проход на поезде "Россия" №2 самой высокой точки Транссиба - Яблонового перевала (1040 м). В том числе и того самого места, где 115 лет назад стоял знаменитый однопутный тоннель с надписью "К Великому океану". Потом его снесли, взорвали скалы и расширили проход до 3-путки, но место это видно хорошо - на 2:21. Затем на ролике я ещё подмонтировал проход станции Яблоновая, уже на спуске с перевала. Всего получилось 6 с небольшим минут.

По этим местам я в 2007 году ходил ножками, и нас даже с немецким коллегой Бодо - автором немецкого путеводителя по Транссибу - собирались там задержать: машинисты по рации сообщили, что вдоль магистрального хода на перевале идут какие-то подозрительные с камерами. Но обошлось, на станции Тургутуй - она тоже попала на видео, в начале - благополучно разрулили ситуацию :)



Канал periskopspb на YouTube
Содержание цикла
паровоз П-36

Как с гарантией попасть в вагон с кондиционером?

При приобретении билетов на поезда в России нередки жалобы пассажиров, "почему нельзя заранее понять, будет ли в моём вагоне кондиционер/ биотуалет"? Некоторые вообще громко стенают на этот счёт, плюясь на все доступные поверхности вокруг. Так вот, на днях железнодорожники поправили этот действительно большой недостаток: начиная с 11 декабря 2016 г. система билетного сайта РЖД будет показывать эти параметры при выдаче возможных вариантов билета.
Для этой цели уточнили и обновили шифры классов обслуживания.

Чтобы можно было максимально быстро понять, что где есть - смотрите такую табличку (идея от nkps).


Collapse )
Авиация

65 лет "Русскому Медведю"

Сплошные юбилеи на этой неделе)
Сегодня исполняется 65 лет великому самолёту - Ту-95, который не только сам по себе стал удивительно долговечным проектом, но ещё и породил целое семейство красивых детей, военных и гражданских. Первый полёт прототип стратегического бомбардировщика Т-95 совершил 12 ноября 1952 года, лётчик-испытатель — А. Д. Перелёт.


Ниже - немного снимков этой красивой машины - и в воздухе, и на земле.

Collapse )
Консерватор

Первый в России памятник Иоанну III Великому


[...] В Калуге торжественно открыли памятник Ивану III. Это первый в истории России памятник царю Ивану Великому, подчеркнул на открытии министр культуры РФ Владимир Мединский. Памятник установлен на главной площади Калуги перед зданием областного правительства. Иван III изображен припавшим на одно колено мощным движением выкинувшим левую руку вперед, в правой он держит скипетр с орлом. На монументе надпись: "Государь, объединивший русские земли вокруг Москвы, покончил с ордынским игом, издал свод судебных законов", построил Московский кремль, учредил герб России - двуглавого орла".
(отседова)

Очень здорово. И наконец-то.
Но почему в Калуге? Почему не в Москве - в самом центре, где должно стоять Иоанну Великому? В Кремле или на Красной площади. Ведь Иоанн III - по факту, основатель реально независимого государства Российского, с тех пор непрерывно существующего примерно 550 лет подряд как субъект мировой политики. (Кстати, весьма интересен и тот факт, что этому государю не ставили никаких памятников и знаков при династии Романовых)

Как я говорил год назад - у нас нет двух памятников фундаментальной значимости: Иоанну III и создателям Атомного проекта СССР. Но оба - всероссийского значения и просто обязаны стоять в столице. А открывать их должен лично президент страны.

Collapse )
Кортес

Транссиб 1974 года

Накопал по долгу исследования темы фильм про Транссиб 1974 года.
В нем примерно половина лирики, имеющей мало отношения к ж/д и поездам, да и из городов выхвачены только некоторые, но акценты эпохи всё же есть.
Прежде всего, это показ и частое упоминание русской старины и народных промыслов - храмов-часовен, наличников-изб, вятской игрушки и т.п. Ещё 10-12 лет, при Хрущеве, такие акценты в фильме были бы невозможны - тогда бы только обличали "старую Россию". Но тут уже эра "среднего Брежнева" - писатели-деревенщики и лагерь "Нашего Современника" (в пику западникам, группировавшихся вокруг "Нового Мира") очень поработали над популяризацией темы именно в таком разрезе. Обличений старого строя тут вообще нет, и более того! - Транссиб упоминается как "великое достижение державы", с привязкой к дате 1916 года (завершение строительства В.С. Пути на Амуре), и в фильме дважды показан Путеводитель 1900 года, даже с показом его страниц. Году в 1957-60-м его бы ни за что не показали - реакционная книга, там же Царь-Батюшка (даже два Царя!), а также и Витте с Куломзиным. Нет и упора на восстания железнодорожников из-за угнетения царским строем (что было главным в отображении истории Транссиба примерно до 1965-66 гг.) - только державный позитив.

Железной дороги вообще мало, к сожалению - примерно 20-22% хронометража.
Но зато есть совершенно крышесносный фрагмент с Новосибирским вокзалом, где подробно показаны "справочники с крыльями", разнообразные табло, пульты дежурных по станции и т.д. и т.п. (с 15:55).
Засветились и подстаканники как символ дальней дороги в вагоне - на 24:40. Обратите внимание на то, что подстаканники тогда были легкие алюминиевые, а в них круглые тонкие стаканы "три полоски" (легко бьющиеся), про которые мы много раз тут говорили. Мельхиоровые подстаканники как стандарт пошли несколько позже.

Из городов показали только Ростов-Яр., Киров, Свердловск, Новосибирск, Хабаровск, Владивосток.
Понятно, почему опущены закрытые для иностранцев Пермь и Красноярск, но вот почему пропустили Иркутск (мельком показали только Иркутскую ГЭС) - для меня загадка. Да и вообще Байкал показан одним штрихом, мельком. И Улан-Удэ с его национальной спецификой тоже выпал, странно.
Но в целом - тепло, лампово. Посмотреть можно)



Серж пионер

Пейте томатный сок!

Минутка транспортного искусства.
Тоже в общем-то душевная, теплая и ламповая картина.
Хотя некоторым зрителям показалась мрачной: дескать, темно, люди серо-черные и что-то их слишком много, толчея. Стиль упаднический. Но у меня такой ассоциации не возникло.

Collapse )
разговоры

Японец чуть не сошёл с ума от длины Транссиба

Забавная статья из японской "Асахи Симбун": журналист М. Хаттори из Страны Восходящего Солнца отправился в поездку по Транссибу и чуть не сошёл с ума от его длины и монотонности пейзажей. Кроме того, он критиковал грязные стёкла поездов:

[...] Японский журналист Мититака Хаттори в своей статье в издании Asahi Shimbun раскритиковал путешествия по Транссибирской магистрали из-за "грязных" окон в поездах и "монотонных" пейзажей. "Похоже, что многие японцы считают Транссибирскую магистраль, аорту России, романтичной", — пишет Хаттори. Однако, по его мнению, длительные поездки по данной магистрали "не так хороши".

"Одна из прелестей путешествия по железной дороге заключается в пейзажах за окном. Тем не менее при конструировании российских поездов этому фактору не придавали большого значения. Очень часто стекла в вагонах запотевают или просто грязные, поэтому не видно, что происходит снаружи", — утверждает Хаттори. При этом ожидания, связанные с созерцанием красивых пейзажей, по мнению автора, "скорее всего, не оправдаются". "Естественно, это зависит от участка трассы, однако в целом виды практически не меняются: повсюду монотонные и бескрайние поля", — пишет он. По словам журналиста, "это не те пейзажи, которыми хочется любоваться на протяжении нескольких дней".

"Кроме того, зачастую на железных дорогах постсоветского пространства вдоль линий посажены деревья наподобие ветроломного насаждения, поэтому поле зрения ограничено и вдаль ничего не видно", — пишет автор. С учетом всего этого, путешествие по Транссибирской магистрали превращается "в пребывание в закрытом пространстве", считает Хаттори. "Хорошо ехать в купе с компанией, близкой по духу, однако, если на протяжении нескольких дней ночевать в одной комнате с совершенно незнакомыми людьми, это может вымотать", — заключает журналист.

(переложение статьи в РИА Новости)


Оригинал

Серж строгий

Повседневная жизнь советской автобусной остановки

Минутка транспортного искусства.
Михаил Лихачёв "На остановке" (1984)
PS. Обратите внимание на множество интересных деталей картины. Например, классический советский посылочный ящик в ногах у деда, или фотоаппарат "Киев" в футляре у девушки. А каптридва на заднем плане читает "Правду", что среди обычных граждан встречалось крайне редко. Обычно в те годы в массах читали (из центральных) "Неделю", "Известия" или "Комсомолку". А "Правда", "Социндустрия", "Сельская жизнь" или "Кр. Звезда" существовали в своих специфических нишах.

Collapse )
Кортес

100 лет назад Колчак покинул Омск

Кстати, сегодня ещё один юбилей. Ровно 100 лет назад в этот день 1919 года адмирал Колчак покинул свою столицу Омск, оказавшуюся под угрозой захвата красными. Они наступали с двух сходящихся направлений (Тюмени и Петропавловска), и несмотря на подрыв Иртышского моста, перешли реку по свежему тонкому льду. Одним из наступающих был комиссар бронепоезда Иван Конев - будущий маршал Великой Отечественной.

До ареста адмирала и его выдачи союзниками, в обмен на проследование эшелонов через Иркутск на восток, осталось семь недель. Пару лет назад я напал на шикарный архив "белых" и "красных" газет Томского университета и стал вникать в транспортную сферу государства Колчака. И с изумлением обнаружил, что оказывается... администрация Верховного Правителя вообще не контролировала Транссиб - т.е. главнейшую артерию его государства! Управляли им не чиновники омского МПС, а французы и англичане (и восточнее ст. Байкал - японцы), а охранными войсками были чехословаки. Это было для меня настолько удивительно, что я даже бросился перепроверять эту информацию. Но да, так и было. Колчак не контролировал свои же пути сообщения в тылу, это делала иностранная сила (!!!), причём такое положение было с марта 1919 года. Затем это положение оказалось для адмирала роковым: сперва он униженно выпрашивал у союзников нитки для движения на Иркутск, а затем его эшелон в Нижнеудинске вообще остановили и оцепили. Ну и он потом поехал под союзным конвоем, как ценная "консерва" для торга с иркутским Политцентром.

В начале года я писал про это подробней: "Почему адмирала Колчака так легко задержали и выдали врагам?"