On this day in journal — December 24th

Уссурийский тигр

С Зимним солнцестоянием, товарисчи!


Collapse )

Разрешите поздравить вас всех с Зимним солнцестоянием, товарисчи! Ну или с ранним рождеством (кому как нравится).
Кустик стоит недалеко от Невы (метров 30). И освещен скупым нашим северным солнцем в самый короткий этот день...
promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Уссурийский тигр

Готовим сёмгу-1 (как приезжать на Камчатку, не покидая при этом Петербург)

Не так давно сделал потрясающее открытие: оказывается, можно иногда возвращаться на Камчатку, не покидая при этом любимый Петербург!
Открытие это помог сделать мне мой младший брат, заронив этот рецепт мне в голову. После этого рецепт был реализован и затем прошёл 4 стадии совершенствования, постоянно обогащаясь новыми нюансами.
Рецепт сей прост: приготовьте сёмгу (чавычу, кижуч, нерку) в фольге J
И получится внеплановый маленький праздник.
Но, поскольку процесс приготовления и поглощения сёмги –сакральный и глубоко интимный, нужно соблюдать некоторые рекомендации для получения максимального удовлетворения от этого процесса.

1. Устраивайте этот маленький праздник только для тех, кто вам приятен. Для любимых, для друзей, для земляков с дальних краёв. В крайнем случае, для душевных собутыльников (-ниц). Не превращайте его в обыденность.
2. Ваша будущая Рыба должна начинать вам нравиться ещё на рынке.
3. Если вы видите подходящую Рыбу, купите её. Она точно ваша. Она должна быть только охлаждённой (и ни в коем случае не филе и не мороженой!)
4. Если подходящей Рыбы нет, купите курицу и удовлетоворитесь меньшим кайфом.
5. Продавец Рыбы не должен вам казаться пройдохой или жуликом. В противном случае часть ауры от процесса исчезнет.
6. Не взвешивайте вашу Рыбу на контрольных весах после покупки, даже если вам кажется, что вас несколько обвесили. Если вы взвесите и убедитесь в обмане, то большая часть ауры от процесса исчезнет. Лучше просто подите прочь от Рыбной Палатки, не спеша вытащите Рыбу из пакета и полюбуйтесь ею.

7. Начинайте готовить Рыбу с хорошим настроением.
8. Если хорошего настроения нет, то есть большая вероятность, что настроение появится в момент приготовления или поедания. Всё равно начинайте.
9. Найдите свой лучший и любимый нож. Наточите его получше. Если нож с наборной ручкой или охотничий, то аура будет сильней.
10. Купите по пути фольгу. Лучше польскую или латвийскую, чтобы заодно удовлетворять русские великодержавные комплексы, когда сок от нашей сочной Рыбы будет стекать на их фольгу и пачкать её (рекомендация для националистов и патриотов). Космополитам и интернационалистам можно покупать любую фольгу. Если же среди ваших любимых (друзей, собутыльников) будут представители означенных наций, то они будут довольны, что вы финансируете их экономику путём покупки фольги для приготовления вкусной Рыбы.
11. Позаботьтесь о наличии в доме чёрного перца в горошках, лука и майонеза.
12. Предусмотрите заранее наличие в доме плиты с хорошей духовкой. Предусмотрите также наличие дома или хотя бы сьёмной отдельной квартиры (коммунальная не годится, ибо вы обрекаете на невыносимые мучения других её обитателей, не участвующих в поедании Рыбы. Они могут умереть от чудного аромата запекаемой Рыбы и обилия выделяемой слюны; и моральная ответственность за последствия ляжет всецело на вас)

Попозже напишу и о самом процессе. Это только прелюдия :)
Уссурийский тигр

Питерский закат

Эх, закат сегодня был хорррош!
И к тому же очень приятно, что на полминуты позже, чем вчера...)

Collapse )
  • Current Music
    Агата Кристи - На ковре-вертолете
Уссурийский тигр

Апокалипто от Мейла Гибсона

Простые суровые будни великой ацтекской империи...

Когда я увидел анонс этого фильма, для меня сомнений не было: надо идти и смотреть. Период любимый, эпоха Великих Географических Открытий. И режиссер мною вполне уважаемый. И пофиг все рецензии, которые суть либо отражение личного взгляда, либо коньюнктурно-стадных предпочтений гламурного сообщества вечных критиков. Впрочем, прочтенная мною рецензия от u_96 только укрепила желание непременно смотреть. И я не ошибся, получив от фильма то, что хотел: эмоционально-историческую подпитку. Фильм – очень этнографичен. Ну, словом, стандартное ворчание по поводу проклятого Голливуда я бы все же запрятал в чулане.
Конечно, уши Голливуда иногда торчат. А куда от них деться? Все-таки это отчасти блокбастер, отчасти вещь рыночная, и надо народ насытить «неожиданными», но сюжетно-предсказуемыми эффектами (типа солнечного затмения во время жертвенного процесса на верху великой пирамиды, родов жены главного героя в каменной расщелине, заливаемой тропическим дождём, или ягуарихи с ягуарёнком на соседней ветке с героем, причем ягуариха не может догнать героя за 15 минут, но мгновенно догоняет случайно подвернувшегося врага).
И тем не менее, я считаю, что Гибсону хорошо и красочно (что непросто) удалось показать иную культуру, иное - неевропейское общество с собственной логикой и мотивацией на поступки. Я был в восторге от суровой логики сцены у водопада, и, скажем, прекрасно понимал логику жестокого разорения мелких деревень на периферии империи – ибо на приводимых в большие города рабах держалась вся экономика и процветание ацтеков. Так что трепещите, мексиканцы, возвеличивающие своих «культурных» предков!

Collapse )
Уссурийский тигр

Мандарины

У меня есть стойкая привычка перед Новым годом и после в больших количествах поглощать мандарины. Вот почему-то летом-осенью их не хочется, а зимой – очень даже, и именно в это время.
Мне кажется, это из детства – ведь в новогодних подарках у меня – и в школе, с маминой работы - всегда было положено по паре мандаринчиков, и они так ароматно пахли! И вообще, запах елки-хвои у меня идеально сочетается именно с запахом мандаринов...


А у кого-нибудь ещё есть похожие ассоциации?
Советская Армия

Sotamuseo. Часть III, XVII в. - 1936

Продолжаем осмотр военного музея.
Эта часть посвящена четырем залам – «Финляндия под шведской короной», «Финляндия под русской короной», «Первая мировая и гражданская войны» и «первые годы независимости» (обозначения мои, условные), они все довольно компактно сгруппированы в левом флигеле, за залом Славы.

Да, и вот что. Обзор, конечно, ретроспективный и совершенно не претендующий на полноту.

Collapse )
Серж строгий

Техническое

Друзиа, один (из теперь уже четырех) моих аккаунтов на Фотобукете снова превысил лимит полосы пропускания - слишком много зрителей на исторические посты с иллюстрациями. Картинки некоторых постов не кажутся, включая данную мной ссылку на Байкальский спуск Транссиба, музей Тирпица и лайфовские посты. Но без паники, не пишите драматические комменты - 5 января 2009 г. в 0.00 всё восстановится. А я буду думать о размещении на другом фотохостинге - что-то эта полуторалетняя история с постоянным превышением мне изрядно поднадоела.

Западных читателей и френдов - с наступающим :)
Петербург

Правильный зимний Питер

Спите, наверное, уже все, да? А я вот выложу немножко вечернего Питера, какой он сегодня есть. Вы же знаете, у меня только правда жизни, и никакой лакировки с украшательскими изысками.
Засыпает нас снегом, ребята и девчата. Хорошим, правильным, массированным пушистым снегом. Вот сейчас пишу, а он шуршит и падает за окном. Я думаю, ещё денёк такого дела подряд, и вспомню наконец аутентичную камчатскую зиму. Главное теперь, чтобы не потеплело до конца, а то будет аллес капут. Ну и хорошо, что солнцеворот прошли. Завтра уже минута прибавится. За это можно и выпить, верно?


Collapse )
Уссурийский тигр

О нас пишут

"Деловой Петербург" опубликовал фрагменты моей записи о поездке 19 декабря на "Сапсане".
"Кофе" их литредактор, к сожалению, переделал из среднего рода в мужской, чем нарушил аутентичность текста. Меж тем, уже пять месяцев существует циркуляр Минобрнауки на этот счёт, и литредакторам это надо учитывать.
Серж фиолетово-черный

Москва. «Рабочий и Колхозница»

Второй по важности целью московского блица был осмотр "Рабочей и Колхозницы" на новом постаменте, идентичном по размерениям парижскому выставочному образца 1937 года. Скульптуру только-только поставили, стройка завершается, но ещё не закончена, и пока толком не подойти. Но всё-таки кое-что я поснимал - мы приехали в солнечный морозный рассвет, и скульптура была очень красиво освещена.

Collapse )
Уссурийский тигр

Водка "Советская" из Литвы

Натовский "Кара-Кум" с "Красным Маком" вы у меня уже видели, литовскую "Советскую" колбасу - тоже, латвийского "Мишку Косолапого" с дизайном от тоталитарного Анастас Иваныча - само собой. Но ползучий советский пищевой ренессанс в Прибалтике прекрасно уживается с музеями оккупации. Итак, встречайте очередной экспонат - водка "Советская" литовского производства с культовой "Волгой" ГАЗ-21 на этикетке.
Снимки - производства vasisualij, за что ему большое спасибо.


Collapse )
Серж фиолетово-черный

Макаронный анабасис. V - колорит Милана, пунктирно

Клуб на улице Нагорной стал общественной уборной,
наш родной Центральный рынок стал похож на грязный склад,
искажённый микроплёнкой, ГУМ стал маленькой избёнкой,
и уж вовсе неприлично, чем предстал тиятр МХАТ

/незабвенный Владимир Семенович/

Вот чем больше в загашнике разных увиденных стран, тем больше становлюсь питероцентристом. Потому что с некоторых забугорных "раскрученных" достопримечательностей после их обозрения меня пробивает на смех или на разочарование вместо благолепного любования с восхищением. Так в своё время было с бельгийским королевским облезлым "дворцом", с генуэзским Дворцом дожей, так получилось и с миланской "Ла Скалой". Ещё и стереотипы, конечно, наши прочные стереотипы. При слове "Ла Скала" мне мысленно представлялся грандиозный богатый фасад и пышно декорированное здание. Ну не может же быть она проще парижской Опера Гарнье, нашей Мариинки, венской Оперы или львовского с одесским театров! На деле же получилось так: выйдя из муссолиниевского гремящего старого трамвайчика, на затенённой площади я увидел нечто вроде чуть усложнённого сталинского ДК города Мурманска или Липецка, и чуть не упал на асфальт от смеха: "И это всё?". Простите меня, ласкалофилы, ради Бога - я ж не со зла, а от впечатления. Понятное дело, что потом, отойдя, я увидел позади вырисовывающиеся огромные объемы современных залов, но вначале... Потом уже, обедая в "Папаше Франческо", что подле галереи Виктора-Эммануила, мы немедленно переделали песенку Высоцкого в "...и уж вовсе неприлично, чем предстал тиятр ЛаСкал" :-)
* * *
На достопримечательностях Милана я особо останавливаться не планирую - об этом рассказано в сети достаточно. Покажу лишь пунктирно мои впечатления от них, а также некоторые более реалистичные картинки города. Город этот многоплановый, интересный, со своим ритмом и своими закидонами. Так что после этого общего обзора-впечатления станем смотреть подробней метро и трамваи, а также ж/д музей им.генерал-директора тяги II ранга Л. да Винчи.

Главный фасад театра "Ла Скала"

Collapse )
Камчатка

Мыс Лопатка и батарея №945

Флибустьер навёл на интересный журнал камчадалов-экстремалов gromov78,
Просто наслаждаюсь знакомыми видами с незнакомых ракурсов. Особенно интересна у них серия - каяк-трип от Северо-Курильска через мыс Лопатка (это крайняя южная оконечность Камчатки, суровая, продуваемая и безлюдная) на север, вдоль берега, до Петропавловска. Я мыс Лопатка вживую видел только один раз в жизни - в 1987 году с борта "Марии Ульяновой" владивостокской линии, издалека, а больше не довелось. Но они показывают ещё и батарею №945, которая тоже там - с неё в августе 1945-го проводился предварительный обстрел курильского острова Шумшу, бывшего тогда под японцем.

Камчатка. Мыс Лопатка. Батарея №945

В общем, смотреть и проникаться!
Серж флот

Стамбул. Трафик городских паромов

Видеоприложение к посту про колорит Стамбула, точней к снимку №26 поста. Где речь идёт про интенсивность трафика внутригородских паромов. В том, что трафик реально огромен, можно убедиться, посмотрев этот ролик, особенно его фрагмент с 0:41 до 1:40. Причем это на 90% именно регулярный городской траспорт, а не прогулочные суда для туриков, как в летнем Питере. Как они там между собой расходятся, в такой страшной толчее - ума не приложу.
До 01:41 - два отрывка, которые я снял с Галатского моста, затем - сьемка с борта парома, когда я первый раз пересёкал Босфор. На 2:20 - вид на св. Софию, какой он открывается с горловины Золотого Рога. Всего продолжительность 2:39. Включайте HD-качество и наслаждайтесь кораблегами :-)



Мой канал на Youtube
паровоз П-36

Стамбул. "Европейский" вокзал Сиркеджи

Теперь стоит рассказать об обоих стамбульских ж/д вокзалах - Сиркеджи (Sirkeci) в Европе и Хайдарпаша (Haydarpaşa) в Азии. Понятное дело, что будучи в этом городе, оба вокзала я обязательно посетил и не спеша отснял. Это сущности с весьма интересной ситуацией:
1) оба построены в эпоху модерна и архитектурного увлечения ориентализмом;
2) оба проектировали немцы;
3) они никогда не были связаны между собой рельсами: ни мостом, ни тоннелем, ж/д сеть Турции всегда была разорвана надвое Босфором;
4) оба сохранились практически в изначальном виде (!);
5) оба - тупиковые, упираются в море;
6) оба были результатами геополитических проектов Османской империи.

Сегодня - рассказ о "европейском" вокзале, который старше своего азиатского собрата на 20 лет. Итак, Сиркеджи, восточная гавань легендарного "Ориент-Экспресса"...

Ж/д тупик на вокзале Сиркеджи, прибыл Balkan Express. Дальше пути нет...

Collapse )
подлодка у пирса

"Булава": залповый пуск под конец года

Российских подводников и ракетчиков можно поздравить: 23 декабря штатный носитель этого оружия (АПЛ "Юрий Долгорукий") произвёл успешный залповый пуск двух ракет "Булава". Так что можно считать, что ракету вскоре поставят на вооружение, и стратеги нового проекта будут оснащены ракетным оружием без существенных задержек.


"Пуски будут продолжены в конце мая 2012 года с улучшением гидрометеоусловий, включая ледовую обстановку. Но эти пуски будут уже квалифицироваться как зачетное упражнение принятой на вооружение ракеты", - сказал источник. По его словам, "в ближайшие дни будет тщательно проанализирован вчерашний залповый запуск ракет", но "уже сейчас можно с уверенностью сказать, что в самое ближайшее время "Булава" будет принята на вооружение ВМФ России".

Испытания межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования "Булава" начались в 2004 году. Из 18 пусков 11 признаны успешными. Самым удачным стал 2011 год: все четыре пуска были успешными и производились с борта "Юрия Долгорукого". До этого все пуски производились с борта специально модернизированного под этот проект тяжелого ракетного подводного крейсера стратегического назначения "Дмитрий Донской" (проект 941 УМ "Акула").

В министерстве обороны РФ не раз заявляли, что именно положительные результаты залпового пуска станут решающими для принятия на вооружение "Юрия Долгорукого" вместе с "Булавой". Согласно стандартной процедуре летно-конструкторских испытаний таких ракетных комплексов, залповый пуск является определяющим и завершающим.

[отседова]

PS. ЖЖ-юзеры с комплексами дистиллированного жопоголизма каждый раз преподносят новые сюрпризы. Сегодня по этому событию получил коммент, который сделал мне день:

с Булавой проще - долетела\не долетела, можно приемщика старта напоить и денег дать, чтобы подпись поставил что попадание было... А вот отсутствие спутника на орбите не скроешь. [+]
(можно почитать там и другие комменты, они через одного замечательные!)
паровоз П-36

На электричке вдоль Босфора

Видеоприложение к посту "Европейский вокзал Сиркеджи".
Клип снят с окна электрички и показывает, как по материальным останкам Константинополя, столицы Византийской империи, была проложена железная дорога. Вокруг то акведуки, то стены, то башни. Здесь - фрагмент пути при изгибе линии от Мраморного моря на Босфор. Полторы минуты. В общем, для вас, любители паровозиков, видов на море и древних стен :-)



Мой канал на Youtube
паровоз П-36

С добрым утром, тётя Хая! ...вам посылка из Шанхая :)

Приехала наконец в Питер посылочка с китайскими артефактами от брательника.
Самое ценное в отправке - два новейших ж/д атласа Китая, оба 2012 года, с несколько разным набором информации.


Collapse )
мудрый котик

Коба возвращается в Гори

Экие грузины-то у нас кружевные затейники:

ТБИЛИСИ, 21 дек - Новости-Грузия, Циция Мамулашвили.
На восстановление памятника Сталину на его родине в городе Гори (Восточная Грузия) в местном бюджете 2013 года предусмотрена соответствующая сумма, сообщает в пятницу, 21 декабря информационный центр региона Шида Картли (административным центром которого является Гори).

[...]
Самый знаменитый памятник Сталину на центральной площади в Гори был демонтирован по решению властей Грузии в 2010 году. В то время сообщалось, что памятник будет перенесен на территорию дома-музея Сталина, находящегося в нескольких сотнях метров от центральной площади, однако журналисты позднее нашли лежащий ничком на земле памятник в развалинах старого здания в нескольких километрах от Гори. Затем власти Грузии заявили, что планируют вместо памятника Сталину на центральной площади Гори установить мемориал жертвам грузино-российской войны августа 2008 года и сталинских репрессий.
[отседова]


Хорошо помнится, как вдохновенно вылизывал г-н Саакашвили своим шершавым языком все возможные дыры у заокеанских хозяев, и пытался ползти в направлении "евроатлантической" интеграции. Ну там, на мериканьские бабки строил образцовые стеклянные тюрьмы, куда охотно ездили московские дурналисты и разные демократические блогеры, и всё такое прочее :-)

А оно вона как обернулось: и с тюрьмами дурналисты знатно обосрались. И Сталина опять восстановят в Гори.
Но и это ещё не всё (вы только сильно не смейтесь):
Collapse )
мудрый котик

Вильнюс. Необычный рождественский вертеп

Вообще-то, для меня, как человека православного вероисповедания и принадлежащего ментально к Русскому миру, западное Рождество является совершенно обычным днём. Никаких там модных адвентов и прочего я не догоняю, западным ярмаркам с горячим вином не умиляюсь - а просто отношусь к этому спокойно. Чужой праздник, мало ли их бывает. Моё Рождество Христово - 7 января, то есть 25-го декабря по Старому стилю.
Однако не раз так бывало, что в рождественскую неделю (по григорианскому календарю) я попадал в католические или лютеранские страны/ регионы - и наблюдал там местные обычаи. Одним из них является повсеместное устройство рождественских вертепов - ну вы, наверное, все их видели. Они бывают разные, несмотря на канонику героев, и в них часто проявляется местная фантазия устроителей. Короче, перевидал я их сотни.
* * *
Так вот. Впечатлить этим приёмом до глубины души меня смог только один-единственный католический храм, пять лет назад. А именно - Бернардинский костёл в Вильнюсе.
Что они там сделали? Они устроили в пристройке к храму натуральный аутентичный хлев - с ослом, козлом, Вифлеемскими звёздами и волхвами из соломы (!) и прочим хэнд-мейд колоритом. И пахло там аутентично - сеном, тёплым дыханием животных и даже (не без этого) маленько навозом :-)
Короче... ни до, ни после я такого подхода к рождественской инсталляции не встречал - поэтому и врезалось это в память. А кроме того, и сам костёл оказался, по близкому осмотру, невероятно "честным", подлинным. Я такое ощущение очень люблю - аутентичности, соприкосновения с Историей. Никакой лакировки, никаких подмен. В общем, тру-костёл.

Так что, друзиа - этим постом, я во-первых, поздравляю добрых католиков, лютеран, англикан и протестантов с Рождеством по григорианскому исчислению, а во-вторых - покажу этот самый вильнюсский аутентичный Вертеп.

Вильнюс. Бернардинский костёл на западное Рождество 2007/2008

Collapse )
Уссурийский тигр

2КЭ - XXVI. Остров Хайнань и прибытие в Санья, 12490 - 13030 км

Ночью в вагоне, стоящем в чреве железнодорожного парома, я переправился через пролив Цюнчжоу и достиг северного побережья острова Хайнань. Был то ли шторм, то ли сильный ветер и нас внутри паромища весьма чувствительно качало, но недолго - пролив всё-таки сравнительно узок, около 15 км. Из-за ветреной погоды ли, или из-за чего-то ещё, получился весьма немалый перестой и мы к моменту окончания переправы опаздывали на 2 часа. Впрочем, мне это было только на руку в плане нормально выспаться - поезд на конечный пункт по расписанию приходил в шесть утра (значит, вставать надо было ещё раньше), а так -пассажиры получили фору в два часа.
* * *
В этой серии - немного попутного утреннего Хайнаня, прибытие на самую южную станцию Китая, хай-тек гигантского саньяского вокзала, а также чуток транспортных и морских картинок "китайского Сочи" - города Санья (三亚).

Вокзал Санья - самая южная железнодорожная станция Китая

Collapse )
Уссурийский тигр

Питер - Москва: 100 лет назад за 8 часов

Ровно 100 лет назад, в декабрьском номере "Искр" за 1913 г., было опубликовано сообщение об испытании скоростных "восьмичасовых" поездов на линии Петербург - Москва. Тогда 8 часов было прорывом в пассажирской логистике.
Что было дальше, мы помним: неудачи Первой Мировой в 1915 г., а затем две революции похоронили "восьмичасовой" проект. Он воплотился в реальность только в раннесталинское время (1931 г.) с пуском ежедневной "Красной Стрелы", следующее же серьёзное ускорение было достигнуто в 1960-х, то есть через полвека после опытовых рейсов 1913-го. Ну а на сегодня (спустя 100 лет) "восемь ночных часов" составляют стандарт времени обычного поезда на линии Петербург - Москва.
Это неплохо коррелируется с моими мыслями по поводу общего замедления технического прогресса с середины 1970-х, помните? Их ожесточённо оспаривали несогласные с этим выводом - но на мой взгляд, оно так и есть.

Ниже - иллюстрации и статья из "Искр" столетней давности.


Collapse )
Кортес

Запуск тяжёлой "Ангары"

К успешному запуску тяжёлой "Ангары" (А5).
Рассматривая это событие в текущих кооординатах - это, безусловно, большой успех. Новая ракета в мире сейчас рождается нечасто, раз в несколько лет максимум. А вот если рассматривать это событие в масштабе полустолетия и обобщить его - то можно констатировать, как это ни парадоксально, что человечество в технологическом смысле сейчас находится намного дальше от покорения Луны, Марса и прочих планет, чем 35-40 лет назад. И что развал СССР отбросил практическую космонавтику примерно на 40 лет назад.

Collapse )

Ладно, всё равно событие позитивное.
Мои поздравления космическим конструкторам и промышленникам :)



Серж флот

Яркий зимний Питер и ледокол "Красин"

Сегодня была невероятно няшная для нашего городка погода. Наконец-то дело пошло на мороз, снежок второй день не тает и как результат, стало проглядывать солнышко. Да не просто проглядывать, а истошно светить, компенсируя питерским жителям чуть ли не месяц тьмы. Люблю нормальную зиму, желательно за минус десять - а не тёмную склизкую гниль с околонулевой температурой, и ничего не могу с этим поделать :)
Вот так выглядела днём Большая Нева с кормы "Красина":


Collapse )
МПС СССР

Нет ничего лучше сухих документов

Интересная наводка на стенограмму переговоров Сталина с Миколайчиком в августе 1944-го - "Как Сталин вежливо "отцепил" "Правительство Польши в изгнании" 02.08.44. Стенограмма переговоров".
Классика военной дипломатии. Оцените стиль и метод :)

Вообще, именно сухие документы, стенограммы и протоколы переговоров того времени производят наибольшее впечатление. Не бессистемные стенания антилигенцыи с текущими в разные стороны слюнями, не крикливый упор на эмоциональную сторону, не мемуары с различными уклонами (даже и хвалебные) - а именно документы.

Помню, где-то в 1985-м у меня появился трёхтомник стенограмм переговоров Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций. Я читал тогда и поражался - как филигранно Сталин разруливал сложные вопросы послевоенного устройства, отсекал Черчилля от крайностей, блокировался, когда надо, с Рузвельтом и "разводил" их по разным углам. Как формировался послевоенный мир. Не нужно было никаких мемуаров, когда есть такое - сухое и безэмоциональное. Слепок эпохи. Потом ещё появился 4-томник "советско-английские" и "советско-американские отношения 1941-45" - хронологический сборник переписки Черчилль - Сталин, Рузвельт/ Трумэн - Сталин. Он только усилил это впечатление. Потом ещё прикупил сборник по англо-французским и англо-американским отношениям - тоже переписку руководителей, но это уже было на самом стыке 90-х.
Вот, прямо сейчас сфотал кусочек полки с этими книгами, они у меня и посейчас в наличии:


И когда через несколько лет - буквально года года через три - полился мощный поток антисталинской пропаганды, эти бесстрастные источники помогли мне устоять на позициях здравого смысла и не скатиться в млечинщину-волкогоновщину. Это было ещё задолго до прочтения "Архипелага" с карандашом в руках.

А сейчас рассекретили постановления ГКО.
Я летом скачал весь массив, касающийся транспорта, коммуникаций и логистики - так вот, эти сухие документы тоже поражают. Тем, как даже в самые тяжелые месяцы отступлений 1941-42, несмотря ни на что, осуществляли эвакуацию стратегических предприятий, создавали заделы по запасам и новые линии коммуникаций. Ещё удивляет системность решений, несмотря на сложнейшую обстановку и попытка заглянуть на два шага вперед - особенно после первого удаления Кагановича с поста НКПС (март 1942). Я ещё напишу про это, когда весь массив обработаю и осмыслю. Жаль только, нет таких же предвоенных источников, приходится собирать из разрозненного.
Кортес

Ельцин-Центр, часть 6. Конец осмотра. Итоги и выводы

Три недели назад я выкладывал серию постов с подробным обзором Ельцин-Центра в Екатеринбурге, она вышла в пяти частях.
Там был именно обзор экспозиции с показом плюсов и минусов, а теперь подошло время показать остаток - подкупольный зал с наградами Первого Президента РФ и подвести итоги всего нами увиденного.

Итак, что же делать со всем этим "богатством" потомкам? Как будет поступить оптимально?
"Сжечь" (с)? Снести? Раздать пенсионерам? Не трогать и оставить? Или сохранить в ином виде?

В подкупольном зале ЕЦ сидит бронзовый Борис Николаич и приглашает с ним сфотографироваться

Collapse )
Серж пионер

60 лет "новым" советским деньгам

60 лет назад все советские центральные и областные газеты познакомили граждан СССР с новыми деньгами, которые вводились с 1 января 1961 года. ("Известия" 24.12.1960)

Поскольку для меня эти деньги вовсе не "седая история", а я с ними прожил почти 29 лет своей жизни - попробую сформулировать, что они значили в середине 1970-х, когда я был школьником 2-5 класса, до отьезда на Камчатку. И каков был масштаб восприятия купюр и монет.


Collapse )
Петербург

Второй год подряд в Питере - живая ёлка на Дворцовой

Ёлка на Дворцовой в этом году уже второй год как натуральная, живая и честная - как и положено. Радует, что и зима нонче тоже зимняя - снежная и с морозцем, а значит тоже честная. Как и положено. Что же касается хвойной ёлки, то этой осенью я тоже немного поборолся за нее, а не ждал у моря погоды. Нашел на городском портале, где голосуют и отдал голос. По итогу фанаты пластиковых угробищ проиграли, чем я зело доволен. Так что главная ёлка-2022 Питера опять правильная, с чем вас и поздравляю!


Collapse )
Кортес

Как погоня за окупаемостью привела к катастрофе в космосе

Ещё интересный кусок из мемуаров Маллейна, глава 25 "Золотой век": там повествуется о розовом "романтическом" периоде шаттлов после первых испытательных полётов, когда интенсивность полётов стала быстро нарастать. NASA клятвенно обещала конгрессу выйти на самоокупаемость и поэтому получила нужное финансирование на старте, но в итоге гонки за количеством запусков получилась грандиозная катастрофа "Челленджера" (январь 1986). Короче, живительный рыночек отрегулировал космическую экономику почему-то совсем не в ту сторону. Очень живо об этом пишет сам Маллейн, который видел ситуацию изнутри.

Разрушение шаттла "Челленджер" на старте 28.01.1986

[...] Если у программы Space Shuttle и был золотой век, то это период с 1984 года до «Челленджера». За эти два года состоялось в общей сложности 15 успешных полетов, из них 10 в последние 12 месяцев. С тех пор шаттлы никогда уже не достигали такой частоты полетов.

Внешне все выглядело прекрасно для NASA. Однако была проблема: доведение частоты полетов до 20 с лишним в год, что дало бы шаттлу преимущество в цене перед другими системами запуска, оказалось намного более сложной задачей, чем ожидали. Шаттл был очень прожорливым потребителем человеко-часов. После каждого приземления требовалось проверить, высушить, наддуть или обслужить иным образом тысячи компонентов. На орбитальной ступени было 28 000 плиток и матов теплозащиты, и каждый из этих элементов необходимо было проинспектировать. К каждому полету нужно было написать и протестировать специфический набор программ. Требовалось установить на борт и проверить полезные грузы. Каждый цикл подготовки серьезно затрудняло отсутствие запасных частей. Часто с только что приземлившегося корабля снимали маршевые двигатели и другие компоненты, чтобы переставить на следующий шаттл, подготавливаемый к пуску. Это называлось звучным термином «каннибализация».


Collapse )