On this day in journal — October 14th

Уссурийский тигр

Автопробег R-F-D, часть 11. Отчаливаем в Германию

В 17.45 мы выехали из центра Ханко в район терминала и минут через 5 упёрлись вот в такую будочку с красноречивым названием «Car check-in». Ага, это оно! Надпись ниже: «Passport control» нам очень не понравилась, так как виза у нас была финская, и если бы нам пропечатали выезд в Германию на 10 дней, то при получении у финнов новой многоразовой визы возникли бы проблемы.


Мы были одними из первых, в очереди стояло всего машин 10. Вскоре тетенька пришла в будку и конвейер пошёл. Подъехали и мы, тетенька попросила наши паспорта, но – к нашему облегчению – штампа о выезде не поставили. И хорошо, вышло, как будто все дни мы в Финляндии. Ура Шенгену!
Развернулись и заехали на площадку распределения. Там уже стояло человек 10 регулировщиков в желтых гаишных майках, а слева по ходу возвышался и сам бело-красный Superfast VIII. Ого! Нет, слово «паром» звучало просто нехорошо по отношению к этому огромному кораблю стремительных обводов! Мы, вообще-то, ожидали, гораздо более скромного судостроительного произведения.
Вскоре и нам скомандовали «В ружье!». Леха пересел за баранку, а я изготовился с камерой.

Collapse )

Сакраментальная табличка на выходах в открытые места палуб.


Продолжение следует.

Подготовка: 1. Как все начиналось
День 1: 2. Вхождение в Евросоюз •• 3. Финская столица •• 4. Ж-д вокзал Хельсинки •• 5. От Маннергейма до Сибелиуса •• 6. Вечерний Хельсинки
День 2: 7. Путь на Свеаборг •• 8. Крепость Свеаборг и подлодка «Вессикко» •• 9. Свеаборг: церковь-маяк и Military Zone •• 10. Хельсинки – Ханко (Гангут)
Общее: Карта автопробега
promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Петербург

Поход в Русский музей

В субботу собирался ехать по кольцу Петергоф – Ломоносов – паром – Кронштадт – город, однако по ряду причин поездка не состоялась, и я после некоторого раздумия решил направить стопы с самого утра в Русский музей, благо погода была с моросью и тучами - самое время. Тем более что камрад troitsa1 сообщил о том, что там открылась выставка Зинаиды Серебряковой «Обнажённые».

Однако оказалось, что в музее была не одна, а целых три выставки! Да какие!
Впрочем, кому интересно мое повествование, милости прошу под кат.

Collapse )
Петербург

Поход в Русский Музей-2

Продолжение. Начало рассказа тут.
Третья выставка Русского музея называлась «Приключения Черного Квадрата» (по мотивам знаменитой картины Малевича), и когда я вошёл в зал, поначалу не впечатлила. Однако, по мере прохождения экспозиции, я быстро «созревал». А потом и вообще врос в тему...)
Вот задумайтесь – ну что можно выжать из такой неблагодарной темы, как вариации на тему «Черного Квадрата» Малевича? Оригинал, взятый из Эрмитажа, висел во втором зале от входа, и был предельно скромен. Однако вариации жгли конкретно – «Черный квадрат красного цвета», «Черный квадрат с лампочками», «Черный квадрат», исполненный из угля, из черной шелухи семечек, из овса (ау, товарищ Плотский-Поцелуев!), «Сперматозоид Малевича» (это когда на его черном квадрате причудливый тонкий рисунок), «Грибы Малевича» и так далее и тому подобное.
Была там и инсталляция недавно помершего Пригова из «Правд» 1989 года, затонированных черным (не сильно впечатлила), и чудные квадратичные заварники для чая (догадайтесь какого цвета), и картина «Мавзолей Малевича» с большим черным квадратом наверху бывш. мавзолея Ленина на Кр. Площади, но венцом эскпозиции было сооружение, сделанное в форме гроба, обтянутое снаружи чёрным, а внутри белым. Белая дорожка вела внутрь. По дорожке желающие могли пройти в конец прохода (а могли и издаля поглазеть), где за письменным столом в стиле 20-х годов сидел самолично пан Казимир и пристально смотрел на всех смотрящих. Да такой реалистичный!
Снять положительно ничего нельзя было (это же временная выставка), но я все-таки исхитрился снять пирамиду из кружек, оформленных в виде реклам периода НЭПа, каковую в качестве утешения вам и представляю, ибо выставка сия закрывается завтра.


Collapse )
мудрый котик

Полярная Заря, часть XXIII. Тромсё: Арктический собор

В 2017 г. фотохостинг photobucket уничтожил показ фотографий в посте.
Поэтому рассказ перенесен на платформу Яндекс-Дзен.
Новый адрес тут

Полное содержание серии
Ворота в Азию

Лофотенский военный музей. Часть 8: Комната гестапо

В Лофотенском военном музее есть одно помещение, куда нельзя зайти физически, но которое можно осмотреть, распахнув туда дверь. Это — реконструкция кабинета управления гестапо, находившегося на Лофотенах, в этом же городке Свольвер.

* * *
В 2017 г. фотохостинг photobucket уничтожил показ фотографий в посте.
Поэтому рассказ перенесен на платформу Яндекс-Дзен.
Новый адрес тут

Полное содержание серии
Серж строгий

АдмиралЪ, от Балтики до Ангары

Ну что ж, друзиа, вот и я сходил на эту фильму.

Портрет адмирала помещаю в оригинале: несколько диковато мне смотреть на рожу Хабенского в этой роли. Правда, ещё более дико выглядит генерал Каппель-Безруков, но Гинденбургов в резерве других актёров у нас нет, это я понимаю.
* * *
Если кратко, то моя оценка такова:
1) Как мелодрама – вполне неплох. Рядом на креслице барышня вытирала слёзки, значит своей аудитории он достиг. Четыре балла.
2) По части спецэффектов и зрелищных сцен, бьющих на визуальное чувство – тоже неплохо: голливудский пример заставляет напрягаться, дабы конкурировать с коламбией пикчерз за кровный рубль. Взрывы броненосцев, окровавленные матросы, блистательные балы, белоснежные мундиры, привязанные к камням трупы офицеров ЧФ, эффектные кругобайкальские тоннели и прочий нужный антураж. Четыре (с минусом, за слишком частое враньё).
3) Как исторический фильм – классический лубок. Со всеми сопутствующими признаками жанра, в виде утверждения очередного мифа. Но лубок более низкопробный, чем «Чапаев», «Ленин в Октябре» или «Петр Первый». Так что - два балла, возможно с небольшим плюсом - за приглашение к изучению этой личности.
Да, неприятно, но именно так – предшествующий пласт фильмографии ничему не учит, яйца при танцах мешают…
Далее я несколько подробней разберу п. 3), ибо про эмоциональную сторону написали уже многие камрады.

Collapse )
Серж фиолетово-черный

Der totalitäre Ring - маршрут и краткие итоги поездки

Как и обещал - сегодня более подробное описание поездки.
Она представляла собой форму круга (точней, многоугольника) с началом в Нюрнберге, а затем - на обратном пути из Штутгарта в Лейпциг снова коснулась этого города, замкнув контур. Поездка была посвящена в основном посещению мест, где сохранилась тоталитарная архитектура времён Третьего Рейха и и авторитарная архитектура поздней Австро-Венгерской монархии, и вообще, имперской стороне истории Германии и Австрии. Отсюда и имя, данное ей мною - Der totalitäre Ring.

Мюнхен. На небольшой улочке недалеко от Кёнигсплац.

Collapse )
паровоз П-36

Транссибирское сообщество: сказано - сделано

Я тут несколько отвлёкся от своего журнала на организацию транссибирского сообщества. Желание возникло спонтанно, но делать надо основательно, а иначе я не умею.
В общем, что? Сказано - сделано. Правила написал, теги и оффтопики определены, география сообщества очерчена. Анонс на портале сделал, модераторы - в наличии.

Так что, с сегодняшнего дня участники сообщества transsib_ru могут публиковать свои материалы. Велкам!
Первые 77 участников, рискнувших присоединиться авансом за прошедшие полтора суток, получают статус "почётных транссибирских наблюдателей" :-)

Со своей стороны, обещаю в сообществе публиковать еженедельное большое фото из моих транссибирских путешествий 1988-2004 гг., а также - специально для транссиб_ру - написать пару материалов, которые примерно уже сложились в голове. Первый - "Маньчжурская развилка" - о внезапном отказе от прокладки Великого Сибирского пути по своей территории, через полгода после смерти императора Александра III, и второй - о комиссаре госбезопасности III ранга Н.А.Френкеле, одесском еврее, отсидевшем на Соловках, ставшем на Беломорканале планировщиком работ, а в контексте Транссиба - руководившем гигантской стройкой - коренной реконструкцией Транссиба и прокладкой вторых путей в 1936-39 гг., которая позволила к 1941 г. иметь пропускную способность в 6 раз выше, чем в 1935 г., когда продали КВЖД японцам. Посмотрел в Википедию - там про Френкеля одна идеология написана, и вообще ничего про этот огромный проект.
Есть ещё пара задумок по постам (скажем, о министре Временного правительства, арестованном Подвойским в Зимнем 25 октября 1917-го, но ставшем спустя 25 лет генерал-директором тяги сталинского СССР), но с ними посмотрим.

В общем, любители и ценители железных дорог и поездов как формы передвижения и путешествий - присоединяйтесь! Постараюсь создать там комфортную для нас, железнодорожных путешественников, среду.

Ну и, по этому знаменательному поводу - портрет Collapse )
Кортес

День защитника

КИЕВ, 14 окт — РИА Новости.
Президент Украины Петр Порошенко учредил новый государственный праздник — День защитника Украины, он будет отмечаться ежегодно 14 октября, сообщается на сайте главы государства. Этим же указом он признал утратившим силу указ своего предшественника Леонида Кучмы, по которому в стране 23 февраля, как и в России, отмечался День защитника Отечества.

(отседова)

Совершенно предсказуемое для Новой Украины, неудивительное и давно анонсированное событие.
Большие глазки по этому поводу делать не надо: майданщики совершенно сознательно выводят свою родословную от УПА и Бандеры, а не от УССР, её свершений и героев Великой Отечественной. Так что день основания УПА как воинский праздник Новой Украины абсолютно логичен - хотя Порошенко пока не смог совсем открыто это объявить, на всякий случай прикрывшись фиговым листком "истории казачества". И вообще, открытый и явный идеологический противник по многим параметрам гораздо лучше, чем двуличный аполитичный "якобы друг", сосущий бабло.
Уссурийский тигр

Вернётся на место только в 2016-м

Наконец прояснилось с ремонтом "Авроры" - она не появится на своём законном месте до 2016 года:

Министром обороны Сергеем Шойгу принято принципиальное решение о продолжении ремонтных работ на крейсере "Аврора" после того, как закончится доковый ремонт. Об этом журналистам сообщил начальник департамента гособоронзаказа МО РФ Андрей Вернигора в ходе брифинга, посвященного ходу ремонтных работ на корабле боевой славы.

По словам Вернигоры, в настоящее время уже составлена ремонтная ведомость второго этапа, специалисты Кронштадтского морского завода рассчитывают стоимость работ. Финансирование будет заложено в бюджете на 2015 год 33-го судоремонтного завода, являющегося головным исполнителем госзаказа.

Как рассказал врио директора Кронштадтского морского завода Анатолий Белоев, после постановки 21 сентября "Авроры" в док КМЗ была проведена дефектация корпуса, состояние подводной части (после ультразвукового контроля) было признано удовлетворительным. Осмотр надводной части корпуса, которая является для крейсера "родной", показал, что динамики коррозии нет. Также в ходе дефектации было принято решение о полной замене донно-забортной арматуры.

По словам Белоева, доковый ремонт крейсера, согласно плану, должен быть закончен в ноябре 2014 года. Однако "Аврора", как уже писала "Фонтанка", к месту стоянки в этом году не вернется, а перезимует у доковой стенки КМЗ, после чего ее ожидает второй этап ремонта (предусматривает замену систем, обеспечивающих безопасность стоянки корабля, в том числе систему пожаротушения, водоотливную и установку охранного оборудования). Второй этап ремонта, по словам Вернигоры, займет не меньше года. Всего ремонтировать "Аврору" планируется в четыре этапа. По предварительным прогнозам, корабль вернется на место вечной стоянки у Петроградской набережной в 2016 году.


Уссурийский тигр

Парадоксы массового сознания

Летом был здесь пост про китайский майдан-89 и мудрое решение Дэна. Так вот, тогда я писал по его итогам, что он получил какой-то ненормально огромный резонанс в соцсетях (более 4000 перепостов и "я рекомендую").

Оказалось, это далеко не предел. Скромный проходной пост про зарплаты в Европе, выложенный на прошлой неделе, получил гораздо больший резонанс - и почему-то особенно в украинской блогосфере. Его перепостили сотни украинских ресурсов - какие-то абсолютно неизвестные мне ранее Сумские институты повышения квалификации, херсонские заводские форумы, одесские "департаменты ресурсов", черниговские хлебокомбинаты и так далее и тому подобное. С чем связан такой взрывной интерес к данной теме на Украине, даже затрудняюсь сказать: возможно, статистический пост попал в больное место для местных заробитчан, трепетно относящихся к своему доходу, или ещё с чем другим. Но факт есть факт: сейчас число перепостов уверенно приближается к 10.000, а прочитавших собственно пост в жж - к 200 тыс. уникальных IP. Число "разоблачителей" статистики тоже давно превысило полтысячи, но читателей на два порядка больше :) И счётчик мотается и дальше - пока предел информационного насыщения, судя по всему, не достигнут.

Такие вот парадоксы массового сознания.

Collapse )
Кортес

50 лет Октябрьскому пленуму ЦК

А меж тем (напомнили кстати) - сегодня не только Покров, но и ровно полвека дню, когда соратники товарища Хрущёва помножили его на политический ноль за волюнтаризьм и авантюризьм. То есть, 50 лет октябрьскому (1964 г.) Пленуму ЦК КПСС. На фото: последний для Никиты Сергеича ноябрьский парад на трибуне Мавзолея, 1963. Скоро его сменит тот товарищ, что справа.

Тигр задумчивый

Лекция в РГО 19 октября

Всего через 5 дней - новая лекция в Русском Географическом обществе. На этот раз расскажу про Порт-Артур, уникальный город в дальнем зарубежье по количеству памятников и достопримечательностей, связанных с русской и советской историей XX века.

Состоится 19 октября в 18.30 - Большой зал РГО (пер. Гривцова, 10).
Вход свободный и бесплатный.

Тема - "Порт-Артур: русское наследие и современность".


Collapse )
Серж борода

По мотивам 90-х. VIII - Зю против ЕБН и Лебедь в серединке (начало лета 1996)

Ещё один интереснейший сюжет (и даже детектив) из истории Девяностых - это выборы ЕБН-96.
Раскрутка из никуда в пятьдесят с горкой процентов за три месяца. Торжество политтехнологий и телевизионной манипуляции сознанием, успешное использование тогдашними "демократами" чисто советских методов воздействия на сознание и привычных штампов обывателя "...если пишут в главных газетах, значит что-то всё-таки есть и нет дыма без огня".

Самый пик манипулятивного цинизма - это, конечно, эпическая газетка "Не Дай Бог!", которую бесплатно и еженедельно опускали чуть ли не во все почтовые ящики страны вне Москвы и СПб. Тиражом этак миллионов в пятнадцать-двадцать. Я и сейчас считаю её образцом наглой беззастенчивой манипуляции. Но увы - тогда её не догадался оставить на память. Вовсю собирался уезжать на материк и не до этого было, очень много забот. Жаль. Зато покупал для коллекции взаимно вражеские газеты - "савраску" и "росвяську".
Они-то и будут фигурировать в этой новелле, как пример столкновения мнений.

Итак, вперёд, читатель - окунёмся с головой в эпоху пухлых американских окорочков...)


Collapse )
Серж строгий

Городское позорище наконец убрали?

В 22:30 вечера демонтировали таки это непрерывное городское позорище. Посмотрел - видео и фото с места события подтверждают факт. Сегодняшний инцидент с табличкой явно стал последней каплей.

Фото демонтажа от Лайфа:


Collapse )
Кортес

День 8. Иркутск - колорит и характер города

Про Иркутск я вообще-то неоднократно писал и был там многажды. Так что особой новизны и удивительных открытий тут не было, как к примеру в Красноярске - там-то я пребывал впервые. И всё равно, кусочки колорита и некоторые новые сущности, появившиеся за прошедшие пять лет, отметить надо.
О них - этот рассказ.


Collapse )
паровоз П-36

Загадка Амурского моста

Хабаровские товарищи навели на ценную статью по истории Амурского моста в "Родине" - как-то я её пропустил, хотя она была опубликована ещё в конце 2014-го.

Дело в том, что в истории строительства Амурского моста долгое время была неразгаданная загадка: куда делись те две фермы, которые должны были стать завершаюшими и которые в начале Первой Мировой везли сложным путём на Дальний Восток из Царства Польского через Одессу и Индийский океан пароходами. Фермы Владивостока в итоге не достигли и были потеряны в пути - чем задержали открытие движения по Транссибу на территории России почти на 10 месяцев.

Версия, возникшая в середине 1990-х, гласила, что крейсер "Эмден" торпедировал пароход "Кортрейк" с этим грузом. Я ей тоже оперировал. Однако мои внимательные читатели-флотофилы ещё в 2007-м обратили внимание на то, что все жертвы "Эмдена" хорошо известны и никакого "Кортрейка" среди них не было. Версия повисла в воздухе, увы.

И вот, статья дальневосточного исследователя Алексея Лисицына весьма убедительно "сшивает" все нестыковки в этой мутной истории, с опорой на первичные источники. Фермы (точней, их детали) везли на другом судне. Зависли они на острове Цейлон в порту Коломбо из-за пожара, который наблюдали и с кораблей союзников. Пароход пришлось притопить, вместе с мостовыми комплектующими, из-за угрозы взрыва. Потом его подняли, что смогли собрали и таки доставили на Дальний Восток. Уцелело не всё. Так что на месте пришлось изготавливать недостающие детали, а ко дню официального открытия моста - 5 (18) октября 1916-го - делать временную деревянную ферму, для возможности пропуска поездов. И вот только в апреле 1917-го, уже после падения Империи, временную ферму моста заменили на постоянную металлическую.

Так что всю эту сложную и драматическую историю читайте в этой статье.


Collapse )
разговоры

Ездить в плацкарте стало приятно: доширак и водка уходят в прошлое

На связи снова наша любимая лулзогенераторша Настя Миронова из Газеты-ру (помните же пост "Тюменско-лондонские ужасы совдетства"?). В этот раз она проехалась по случаю в плацкарте и посмотрела на провинцию острым взглядом сноба и бывш. тюменского обывателя.

Её вывод: ездить стали цивилизованнее, культурнее, а рыгать и вонять носками в плацкарте стали меньше. Встаёт с колен расеюшка, и даже модные колумнисты столичных он-лайн газет хвалят тренды и гладят провинциальных паксов по головке! Так что ставлю сюда первую часть её статейки - про провинциалов на чугунке. Там ещё интересно, что она много рассуждает про питание в поезде. Совсем недавно мы про это говорили здесь же.


Collapse )
Петербург

"Если Голова уйдёт в землю, Питер обратится в прах"

На днях впервые за пятнадцать лет жизни в Северной Пальмире сподобился, наконец, доехать до легендарной Головы.
Нет, я теоретически про неё знал и раньше, где-то мелькали и снимки, но где она конкретно лежит - не знал. И вот, решил остановиться между Петергофом и Рамбовом на старой столбовой дороге, с целью её найти. Первый заезд вбок оказался неудачным - не туда. "Ой, тут территория, сюда нельзя вставать!". Ладно. Затем проехал ещё с полкилометра и на этот раз завернул уже правильно.

Так вот она какая, Голова!

Collapse )
Камчатка

Морские лётчики и фантастическая Камчатка

Минутка транспортного искусства.
Георгий Кузаков "Осень на Камчатке" (1987)
PS. По всем признакам, этот аэродром - Елизово, его военная часть, куда заезд с 28-го километра старой трассы. Однако либо художник был на Камчатке очень короткое время, либо не был вообще - потому что Корякский вулкан нарисован совершенно фантастически. Нижние борозды ещё туда-сюда, а середина и верх - от балды. Хотя возможно и так, что он не видел его верх, тот был всё время закрыт облаками. Ну что ж, зато лётчики получились живенькими, и на том спасибо.

Collapse )
Ворота в Азию

IV. Усть-Кут - город-перевалка, город-склад

В предыдущих частях мы посмотрели строительство второго Ленского моста, речной порт Осетрово - ворота "северного завоза" и пассажирскую станцию Лена. Теперь, для логического завершения картины, хорошо бы глянуть и на сам город Усть-Куть, где всё это расположено.

А город этот весьма специфический. Есть старый "добамовский" Усть-Кут, который расположен западнее ст. Лена километров на семь. А есть и более новый город, который нарос вокруг станции Лена и протянулся далеко на восток, до Ленского моста. То есть, это город-склад, город-перевалка - узкий, как кишка и растянутый более чем на 20 км вдоль главной реки, с периодическими утолщениями в виде жилых микрорайонов. Но утолщения эти небольшие, все отростки - совсем недалеко от главной дороги-оси. Дорога эта много раз меняет своё название, иногда двоится, ну а центр нового Усть-Кута расположен несколько восточнее ст. Лена, в районе пл. Речники. Все промышленные окраины города пыльные и неказистые, там ещё почти все советское: на багаже прежней страны едут уже 30 лет, и оно (конечно же) изношено уже. Однако центральная часть на удивление цивильная, без обшарпанности. Судя по всему, в этом транзитном райцентре водятся какие-то деньги. Есть и жилой новострой, есть и торговый "зеркальный" туркострой.

Здесь давайте прогуляемся по новому Усть-Куту от станции до Речного вокзала и глянем образцы застройки, в том числе и некоторых отдаленных отростков.


Collapse )