On this day in journal — November 19th

Уссурийский тигр

Сталинград-6. Поход к Волге по следам Ганса Хубе

Продолжаю сталинградский цикл своих походов.
19 ноября 1942 года – дню начала грандиозного наступления под Сталинградом советских войск, превратившегося затем в величайшую победу, имевшую всемирное значение – посвящаю.


23 августа 2006 года в 15:55 я вышел к берегу Волги северней Волжской ГЭС имени XXII съезда КПСС.
Волга (а точнее – теперь Волжское водохранилище) была спокойна, плескаясь маленькими волнами о бетонную облицовку, температура воздуха – около +30C, солнце уже потихоньку снижало свой нестерпимый жар и красные обрывы правого берега равнодушно смотрели на другой, низменный заволжский берег.
Да, это было не случайное совпадение – и месяц, и день, и час. И даже место было тем самым. Это было рассчитано мною совершенно сознательно, и всё имело значение. Что же это за дата такая, спросите вы?

Эта дата и это время – совсем непростые. В этот день и час танковый авангард 16-й дивизии германского вермахта вышел на берег Волги. Впрочем, я сейчас не буду вспоминать Вильгельма Адама или Пауля Кареля, а лучше процитирую маленькие отрывки из книги Энтони Бивора «Сталинград», дабы вам был понятнее драматизм тогда происходящего.

Collapse )

Продолжение следует.

Поздравляю всех тех, кому дорог этот день, первый день начала наступления под Сталинградом, с Днем Ракетных Войск и Артиллерии!

Предыдущее о Волгограде: 1. Первые впечатления. От вокзала к Волге •• 2. Правильные арбузы •• 3. Общие наблюдения •• 4. Черпачок негатива •• 5. Вечерние виды •• 6. Архитектурная прогулка •• 7. Волго-Донский канал •• 8. Мамаев Курган •• 9. Вокруг Мамаева Кургана и музей Сталина •• 10. Панорама и музей Сталинградской битвы •• 11. Сталинградский Универмаг
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Уссурийский тигр

Сталинград-7. Тракторный Завод и Дзержинский

После похода к Волге я поехал на троллейбусе назад на юг, к Тракторному заводу.
Этот район мне был интересен с двух точек зрения: как одна из двух основных осей немецкого наступления в северном Сталинграде в октябре 42-го, и как архитектурный заповедник предвоенного сталинского стиля.


Collapse )

А теперь цель: посмотреть следы боёв 42-го года на жилых домах Тракторозаводского района, чему и будет посвящен следующий пост про Сталинград.

Продолжение следует.

Предыдущее о Волгограде: 1. Первые впечатления. От вокзала к Волге •• 2. Правильные арбузы •• 3. Общие наблюдения •• 4. Черпачок негатива •• 5. Вечерние виды •• 6. Архитектурная прогулка •• 7. Волго-Донский канал •• 8. Мамаев Курган •• 9. Вокруг Мамаева Кургана и музей Сталина •• 10. Панорама и музей Сталинградской битвы •• 11. Сталинградский Универмаг •• 12. Поход к Волге по следам вермахта
Уссурийский тигр

Первый снег и праздники


Ну вот и первый снег! А то припозднился что-то, непорядок.
Прощай, опостылевшая грязная осень; привет, снежная морозная зима! (надеюсь, что хоть на этот раз она будет снежной и морозной)
Ну а вы, как - готовы к работе в условиях зимы, друзиа? А? ;-)

PS. А ещё сегодня День ракетных войск и артиллерии, а также 66-я годовщина начала контрнаступления под Сталинградом. Вон сколько праздников, выбирай любой!
Уссурийский тигр

Прибалтийские совкосрачеры про "АдмиралЪ"

"АдмиралЪ" рецензируют не только русские зрители.
Ведущие прибалтийские совкосрачеры тоже отметились, как зрители. И рекомендуют его - по определенным показаниям .
Итак, слово Марту Лаару:

Моментами 'Адмирал' действительно балансирует на грани, но в основном это приличный фильм, который смело можно рекомендовать для просмотра.
[...]
Впервые в таком масштабном фильме откровенно показаны совершенные коммунистами в России преступления, массовые убийства и террор. Тема преступлений коммунизма в последнее время завоевывает в России все большую популярность.
[...]
Очень надеюсь, что 'Адмирала' посмотрит нынешнее руководство России и задумается над его содержанием. Тогда нельзя будет утверждать, что крупнейшей катастрофой ХХ века был развал Советского Союза.


Так что те, кто утверждал, что это просто художественная лента - жестоко ошибаются.
Нет, она имеет вполне определенный подтекст, о котором я совершенно недвусмысленно упоминал в своей рецензии. А именно - "у вас современной истории нет, у вас есть только преступления". И "вы обязаны платить и каяццо" (тм).
Уссурийский тигр

67 лет со дня начала сталинградского контрнаступления

Сегодня - 67 лет со дня начала контрнаступления советских войск под Сталинградом, которое в конечном счёте завершилось капитуляцией 6-й армии в кольце окружения. Это был поворотный пункт во Второй Мировой войне.
Я эту дату никогда не пропускаю. Обычно в этот день вывешиваю приличествующие случаю фотографии или делаю посты со снимками из Волгограда. Однако в этом году, во время экспедиции "Ворота в Азию", я испытал изумление и крайне неприятные эмоции, будучи в этом городе, когда увидел, что музей "Универмаг" (созданный в подвале универмага, на месте пленения штаба Шестой армии) фактически уничтожен и вместо него осталась небольшая экспозиция в несколько стендов с фото, а остальное пространство отдано под ломбард и коммерческие распродажи. Я пришёл отснять экспонаты, а вместо этого получил психологический шок. У меня это просто в голове не укладывалось - такое откровенное и циничное варварство в обращении с собственной историей, а в данном случае - с её славными и героическими страницами.
Поэтому сегодня будет подборка с сообщениями об этой мерзкой истории, иллюстрирующей нынешние свободные нравы (свободные от уважения к своей истории и к своим предкам). Я полагаю, это уместно. Мне не всё равно, а в особенности как внуку воевавшего сталинградца.

Collapse )
Серж борода

Быстроеда-1938

Сейчас у нас есть "хот-дог" и "биг-мак", а до войны были горячие "московские" (мясные) и "киевские" (куриные) котлеты.
Плакатик 1938 года с рекламой советской "быстроеды" (т.е., по-современному - фастфуда):


Collapse )
Красная Звезда

Сталинградское контраступление. 68 лет назад

68 лет назад в этот день началось общее контрнаступление под Сталинградом, через 2,5 месяца приведшее к капитуляции VI армии вермахта и к тектоническим изменениям на фронте. Затем этот памятный день стал праздником ракетных войск и артиллерии.


PS. Забывать свою историю нельзя, а то сейчас в качестве поп-заменителя на этот день подсовывают какой-то "день туалета", и про это на полном серьёзе в блогах пишут. Аж тошнит от такого беспамятства :(
паровоз П-36

Пятничный ж/д псто

Это не шутка, ссылка - реальная :-)

Вице-президент РЖД Валентин Гапанович считает возможным продление высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Екатеринбург - Москва до Иркутска, стоимость проекта может составить около 2 триллионов рублей.

"Она (трасса - ред.) может не закончиться Екатеринбургом, я думаю, можно продлить до Иркутска", - сказал он журналистам в Верхней Пышме, отвечая на вопрос об организации высокоскоростного движения от Москвы до Урала. Гапанович добавил, что скорость движения поездов будет "далеко за 300 километров в час". Говоря о сроках реализации проекта, он отметил, что пока это "очень далекая перспектива".


Интересно, когда? :-)

ЗЫ. А я ведь помню ещё те времена (примерно середина-конец 90-х), когда Аксененко приезжал в Хабаровск и с жаром рассказывал про пуск прямой Транскорейской магистрали (Москва - Сеул) в 2001 г.
Красная Звезда

69 лет началу сталинградского контрнаступления

Сегодня - 69 лет начала контрнаступления советских войск под Сталинградом, ставшего началом коренного перелома в Великой Отечественной войне. Впрочем, в самый момент его начала никто об этом ещё не подозревал и таких далеко идущих выводов не делал. А на следующий год - юбилей, 70 лет.
Спустя 2 года, в 1944-м, этот знаменательный день стал Днём Артиллерии, а ещё через 20 лет, когда уже были образованы РВСН, стал Днём ракетных войск и артиллерии. Так что всех неравнодушных, причастных и тех, для кого это действительно дата - с праздником!

В честь праздника - Марш Артиллеристов, наиболее точно выражающий глубинную суть праздника. Конечно же, оригинальная, а не кастрированная, версия:

Уссурийский тигр

Осенний поход на С-189

Сегодня, в тёплый и сырой день, совсем не похожий на ноябрьский, наконец-то была фотографически освоена С-189, подлодка-музей проекта 613 на набережной Лейтенанта Шмидта. Выкладываю немного карточек "с пылу с жару", пока преимущественно внешних. На пост про внутреннюю прогулку нужно время - я прошёл по всем отсекам с кормы до носа и неторопливо поснимал лодку, особенно приборы.

На борту С-189. Слева вдали "Красин", справа - Горный институт.

Collapse )
Красная Звезда

Сталинградская битва-1. Операции "Уран" - 70 лет

Сегодня - особенный день в истории нашей страны.
Ровно 70 лет назад, хмурым и пасмурным утром, началась операция "Уран" - которая в своём развитии в итоге привела к началу коренного перелома в войне. Третий Рейх стал в стратегическом смысле откатываться назад.

Но в этот день её будущий успех был ещё никому неизвестен и скрыт в тумане войны: Харьковская катастрофа под руководством Тимошенко - Хрущёва, к которой также готовились большие силы, случилась всего полгода назад. Рана поражений кровоточила. Поэтому сейчас меры по скрытому сосредоточению, маскировке войск и шифровке переговоров всех уровней были беспрецедентными - иначе всё могло пойти так, как летом, то есть катастрофически. Некоторые советские командиры шли на эту операцию с сомнением и неуверенностью - такие, скажем, как генерал-танкист В.Т. Вольский, написавший паническое письмо Сталину. Тем не менее, несмотря на возможные риски, 13 ноября на заседании Ставки ВГК операция была окончательно утверждена Сталиным и запущен маховик выдвижения войск к исходным позициям.

Контрнаступление советских войск под Сталинградом началось после мощной артподготовки утром 19 ноября - войска Юго-Западного и Донского фронтов на ряде участков прорвали оборону 3-й румынской армии (гитлеровского сателлита) и мобильные танковые части вошли в образовавшийся прорыв. На следующий день, 20-го, с другой стороны в наступление перешла ударная группировка Сталинградского фронта, прорвав фронт 4-й танковой армии Гота. Обе советских группировки соединятся через четыре дня в районе Калача-на-Дону, замкнув VI армию генерал-полковника Паулюса в котёл, который станет впоследствии всемирно знаменитым.

Наступление действительно получилось для вермахта совершенно неожиданным: высочайшая секретность при подготовке операции полностью оправдала себя. Но неожиданным котёл получился и для Красной Армии - предварительная оценка войск в том районе предполагала их численность около 90-120 тыс., а в реальности оказалось, что в "мешке" находится втрое больше - 330 тыс. чел. Но об этом советские командиры тоже пока не знают. Как не знают в этот день и немцы, что это не тактическое наступление, а крупномасштабное, преследующее стратегические цели. Истинная сила удара определится для них только через 2-3 дня - драгоценных дня, когда надо было действовать немедленно и счёт шёл на часы.

Откроем "Красную Звезду" за этот день. Она совершенно обыденна, и ничто не выдаёт того, что начало происходить на фронтах через 3-4 часа после подписания номера в печать. Разве что на шапке помещено многозначительное высказывание Сталина с мыслью о том, что "будет и на нашей улице праздник". И всё.


Collapse )
мудрый котик

Четырнадцать китайских пунктов

Братец (zhembura) недавно вернулся из Пекина и по моей просьбе сделал попунктный обзор того, что больше всего бросилось ему в глаза в китайской действительности. Поскольку склад ума у него не восторженно-розовый и не негативно-помоечный, а критически-внимательный (мы в этом с ним похожи) - то получился, на мой взгляд, очень любопытный обзор. И на удивление выразительные картинки к каждому пункту.

Вот отрывок из его заметок (4 пункта из 14-ти):

2. Высокое расслоение общества. Думал, что после Москвы меня сложно будет чем-то удивить, но оказалось есть чем. С одной стороны улицы нескончаемые дорогие бутики, а по соседству прямо на тротуаре ремонтируются велики или обувь. Пекин – город контрастов.
[...]
5. Пекинское метро – клондайк глупостей. По моему 3-недельному опыту использования пришел к выводу – движение раза 2-3 менее эффективно, чем в Москве. Поезда ходят с большим перерывом (3-4 мин.), одноразовые билеты можно использовать только на станции приобретения в течение суток, входы в метро и переходы спроектированы назло народу – настоящая диверсия! Однако, понравились 2 факта, которых нет в московском метро – объявление остановок на английском языке и стоимость проезда в 2 юаня (порядка 10 руб.).
[...]
6. Великолепная система учета коммунальных услуг. Никто никого не кредитует, в долг жить в принципе невозможно. В нашей съемной квартире все на умных счетчиках: зарядил карточку (оплатил услуги) – получи газ, электричество, водоснабжение. Не заплатил – по факту окончания депозита счетчик моментально отключает поступление благ цивилизации в твою уютную квартирку. Молодцы китайцы, здорово подошли к вопросу.
[...]
10. Никто публично не поливает дерьмом Мао Цзе Дуна, несмотря на его жесткий стиль правления. На мой взгляд, одна из ключевых заслуг Мао – Китай стал мощной ядерной неделимой державой. Не будь этого, более сильные и предприимчивые заокеанские "братья" разодрали бы страну в клочья. Мао остается личностью с абсолютным авторитетом.


В общем, кому интересен Китай и впечатления от него с картинками - идите читать полностью :-)
мудрый котик

Хрущёв vs Брежнев: итоги опросов

Итак, подводим итоги по двум опросам в журнале - о Никите Сергеевиче и Леониде Ильиче.

Когда состоялся опрос по Хрущёву, мною была получена определённая картина предпочтений [аудитории этого журнала]. Однако встал вопрос о проблеме сопоставления, который вызвал затруднения. С кем сравнивать-то? Со Сталиным/Лениным? Нелогично, слишком разные фигуры по масштабу. С Николаем II? Ещё менее логично - он слишком далеко отстоит от Хрущёва. Остальные же вожди советской эры были тут ещё не "разработаны".
И вот, после того как неделю назад был проведён опрос по Брежневу, это затруднение оказалось снято. Хрущёв и Брежнев - сопоставимые фигуры, близкие исторически и известные почти всем, по рассказам ли родных, по личному ли впечатлению (для более старшей части голосующих). И да - сравнение их восприятия у уважаемой публики дало очень любопытную картину. Очень :-)
Впрочем, обо всём этом - читайте далее под катом.

Collapse )
паровоз П-36

РЖД-Бонус: опыт участия

Всё время забываю написать о моём опыте участия в "РЖД-Бонус".
Вступил туда для набора премиальных баллов в июле. Скоро будет полгода.

Ну вот, хотя бы сейчас скажу - вкратце.
Общее предварительное резюме - сервис похож не на адекватный, а на придумку очередных "эффективных менеджеров", горе-маркетологов. Никакого сравнения с премиальными милями авиационного Скайтима.

Collapse )
мудрый котик

Про опросы: перспективы

Да, что касается перспектив дальнейших опросов.
Итоги двух свежих (Хрущёв, Брежнев) я сегодня подвёл, можно уже ознакомиться.
В декабре есть задумка провести опрос по СССР, а не по личностям, причём в несколько видоизменённом виде - с разрезом по возрасту.

А вот на следующие месяцы (январь, февраль) - предлагайте кандидатуры для оценки.
Важно соблюсти два правила:
1) историческая личность должна быть достаточно известной широким массам
2) она должна быть связана с историей России/СССР

Очень хочется сделать ещё голосование по Горбачёву - но есть опасение, что оно выродится в массированную ругань :) Да и не помер он ещё; так что видимо рано его оценивать, он пока не совсем принадлежит истории.
Уссурийский тигр

Имперская картография

Вчера, будучи в столице, неожиданно стал обладателем раритета - "Атласа мира для учащихся" предположительно 1907 года (судя по нанесённой на картах сетке железных дорог).


Collapse )
Уссурийский тигр

Московский блиц. Железнодорожные картинки

Традиционный набор свежих железнодорожных картинок и деталей после московского блица.
* * *
Фрагмент списка товаров в типовом поезде Октябрьской магистрали. Обратите внимание, что подстаканники окончательно перешли в набор, разрешённый к продаже, только выставили цену в 800+ р. Раньше с ними постоянно была убыль - ведь можно было договориться с проводниками и взять их как бой, в 2005-07 гг. я договаривался по 300-350 р., а в 2008-11 - по 450-500. И вот, выставлен порог в 800, чтобы несколько снизить число желающих ими завладеть подешевле. Но тут в ассортименте типовой подстаканник, а не с рельефом конкретного поезда.
Ещё что интересно - появились отраслевые мягкие игрушки :-)


Collapse )
Авиация

Няша-Бомбардяша: полёт на малыше из Питера на Урал

Хочу всё-таки рассказать вам о полёте на очень милом небольшом самолётике Бомбардье CRJ-200, на котором довелось лететь впервые. Я бы рассказал и пораньше, но совпало так, что всего лишь через полсуток после моего рейса упал в Синае наш самолёт о большим количеством жертв - и решил отложить авиапост на попозже.

Что самое интересное - несмотря на то, что полёт был с промежуточной посадкой, первый раз за много-много лет я получил от него истинное удовольствие. Сам себе не верил - но факт! :)

Все эти годы с середины 90-х я всегда летал на средних и больших самолётах - и ощущения мне не нравились. Да, в общем, я никогда и не скрывал своей давней аэрофобии, полученной после проблемного рейса Ил-62 с Камчатки ещё в 1991-м. Поэтому полёты мне в тягость и в необходимость, и до 2000 км я всегда еду по возможности поездом-пароходом. Бывали, конечно, и красивые рейсы по видам - как в Милан через Альпы (2010) или из Сахалина на Москву (2014), о которых я тут рассказывал. Но и там - вид красивый, а ощущения неприятные. Кроме того, летишь набитой селёдкой, что в целом не добавляет оптимизьму.

И вот, попался мне 30 октября на рейсе в Ёбург маленький и юркий самолётик...

Наш CRJ-200 в Кольцово. Прилетели из осени в зиму...

Collapse )
МПС СССР

Литерный поезд Молотова. Часть 3

В продолжение расследования о маршруте литерного поезда Молотова в Германию (ноябрь 1940-го).

Прояснились ещё уточняющие подробности.
На этот раз дополнения поступили из рижского ж/д музея, где есть карта железных дорог территории Прибалтийского Особого военного округа по состоянию на начало октября 1940 - т.е. за месяц до визита Молотова.


Collapse )
Петербург

Флагманский логистический центр Юлмарт Пулково

В прошедшую субботу побывал по приглашению компании "Юлмарт" на открытии её флагманского логистического центра, на границе Питера и Ленобласти. Новый объект расположился на территории т.н. оптово-розничного парка Мезоджи. Это нечто вроде большой благоустроенной площадки с коммуникациями, на которой свои объекты размещают несколько компаний и Юлмарт – одна из первых. Ранее я уже с юлмартовцами сотрудничал - рассказывал про открытие их кибермаркета на Богатырском, в моём районе (2013). И вот - поскольку они довольно быстро расширяются по масштабам - новый крупнейший объект.

Находится он не совсем в городе, а на примыкании к пулковской дороге в аэропорт, 6 км от метро, несколько южней пересечения с КАДом. Так что так и называется - "Пригородный ЦИЗ", или ПЦИЗ-20е. "ЦИЗ" - центр исполнения заказов; поскольку особенность Юлмарта - только электронная торговля, без прилавков и физического осмотра товаров покупателем. Что меня подкупает в этом способе торговли - никакого впаривания и навязывания; к тебе подойдут, если реально нужна консультация и ты сам обратишься.

Давайте посмотрим, что там интересного и какие есть особенности.


Collapse )
Кортес

Запорожье: другая Украина

Очень круто смотрится. И даже пронзительно.
Вот именно поэтому я в этом жж вычищаю не только упоротых бандеровцев, но и отечественных ксенофобов, наиболее неадекватных из них. Потому что есть и другая Украина. Да, она сейчас жёстко придавлена националистическим режимом и голоса в тамошних сми практически не имеет. Но она есть. Об этом надо помнить.



Серж фиолетово-черный

МЦК: пассажирский тест, утро четверга (видео)

Когда вернулся из Бреста рано утром, не получилось уехать Сапсаном на 9.30 - поэтому поехал обеденным на 13.40.
А раз образовалось время, то утром проехал по МЦК и осуществил обещанный пассажирский тест - спустя месяц после начала платной пассажирской эксплуатации Кольца. В сумме проехал полтора кольца, с 7.55 по 10.35, с четырьмя высадками на разных станциях и двумя назначеннными там встречами. Как оказалось, моим знакомым москвичам удобно там встречаться. Специально выбрал те сегменты, где надо переходить далеко: начал путь от перехода "Войковская" - "Балтийская" (11) мин, а закончил его на "Бульваре Рокоссовского" (6 мин). Этим самым проверял навигацию и её качество, а также обещанный бесплатный проход при пересадке с метро.

Не знаю, когда дойдут руки до текстового описания теста, но вот для предельной наглядности держите мой ролик с МЦК.
Снимался он так: я одел гоупроху на голову, сверху одел шерстяную шапку, оставив снаружи только снимательный модуль. Так с ним и шёл, периодически его включая-выключая. Гоупрохой снимал от "Балтийской" до "Делового центра", разные фрагменты. Всё это сшил в один ролик с аннотациями. Аннотаций много - 35 штук на 14-минутный ролик, так что без них смотреть бессмысленно. Они и выражают мои реакции и эмоции на увиденное. Поэтому они важны для понимания окружающего. Это нечто вроде поста, только в иной форме.
(Внимание! Аннотации не будут показываться на мобильных устройствах!)



PS. Конечно же, как я и предполагал в июле - проект обязательно взлетит. Он и взлетел. За 4 месяца после моего приезда сделали колоссально много, хотя далеко не всё. Сейчас основная претензия у меня - к навигации, особенно на дальних связях "метро - МЦК". Ещё не очень понравился излишний звуковой мусор. Есть вопросы к планировке салонов, ближняя пригородная всё же не очень подходит для внутригородской. Кое-где есть вопросы и к вандализму московских пассажиров - ну не все они могут ездить в хорошем поезде, надо непременно что-то ломать.

Collapse )
Консерватор

"А кто не пьёт, назови?"

В связи с новым монументом Александру III в Ливадии в ленте натуральная истерика.
"В надписи на постаменте вместе тире - короткий дефис! УжасОдин111!" (с)
Не, ну понятно, что не только дефис - а ещё броненосец, Третьяковка, самолёт Можайского, Лео Толстой etc.
Вот тут, к примеру, претензии перечислены.


Посмотрел я этот памятник.
Да вполне норм. Не шыдевр, конечно - но стилистка не худшая. Думаю даже, что он получше питерского "Бегемота на комоде" образца 1909 г. Мелкие ошибки в барельефе - ну ничего, зато потомкам будет что обсуждать в рубриках "забавные ляпы". Мало ли таких ошибок в советских монументах?

Особенно смешит претензия к Транссибу на барельефе: дескать, начали его в 1891, а в 1894 царь уже откинулся, "это не его достижение". Ребят, когда вы так говорите - это означает, что вы вообще не понимаете, как строился Великий Сибирский путь и какие риски были у этого сверхпроекта. Так вот, главный риск этого проекта - колоссальная убыточность "прямо сейчас" и непонятные потомкам отдалённые преимущества. Нужно было обладать недюжинной смелостью, чтобы поддержать этот безумный проект и санкционировать вливание туда гигантских средств Империи без отдачи даже через пять лет (от 3% до 7% бюджета в разные годы, между прочим).

Collapse )
Серж борода

География гастролей Высоцкого

У soullaway - очень крутой пост, про географию гастрольных поездок Высоцкого.
Там он накопал множество любопытных фотографий В.С., многие я вообще не видел.
Действительно, в географии его поездок - множество загадок, почему он какие-то города вообще обходил стороной, а в какие-то многократно ездил. Кроме того, очень интересно и то, что Высоцкий часто выступал в каких-нибудь глухих ДК или даже рабочих столовых дальних гарнизонов и городков, причём сочетая это с концертами на стадионах в крупных городах и за рубежом.
Ну и интенсивность концертов, конечно, внушает отдельно.

Особо мне понравилось вот это фото В.С. на Транссибе, вместе с В.Тумановым.
Это он выскочил на ст. Зима специально посмотреть, что за город, где родился Евтушенко.
Любопытный нюанс - дорога зашифрована как "Вос. Сиб." - обычно писали "Вост.-Сиб.", или ВСЖД, или полностью.


А вот задачка из набора снимков поинтереснее.
Это в новой квартире Высоцкого напротив костёла.

Collapse )
паровоз П-36

Первая африканская ВСМ вошла в строй


Новое пополнение в большой мировой семье ВСМ: если в начале осени свою первую ВСМ запустили саудовские арабы, то 15 ноября открыта первая высокоскоростная магистраль Африки Танжер - Касабланка - Марракеш. Точней, на максимальную скорость 320 км/ч открыт пока участок в 186 км, от Танжера к югу. Стройка идёт.

Collapse )
Красная Звезда

Операции "Уран" - 76 лет

С праздником, кстати! Некруглая дата - 76, но всё же.
Начало грандиозной операции, которая в итоге через 3 месяца потрясла не только Рейх, но и изменила картину мира. Риск был величайший - при неудаче можно было потерять и Сталинград и нефть, но он оправдался.

"Решение начинать без авиации 19 ноября стало одним из самых мудрых за всю войну. Оно даже сработало в неожиданном ключе. Прикрытые туманом советские танковые корпуса остались практически невидимы для авиаразведки и вообще авиации противника. Поэтому они могли заправляться посреди степи, не рискуя обратиться в море огня" - отличный материал от Алексея Исаева.


Читать полностью

Камчатка

Местные авиалинии Камчатки полвека назад

Интереснейший образчик расписания местных авиалиний по Камчатской области 50-летней давности (1968/69 гг). Смотрите - просто потрясающая (по нынешним временам) периодичность курсирования, раз, но и не только! Ещё и огромный охват местных аэропортов, два. Летали тогда даже в Жупаново и Байково (!), ныне не существующие.

Collapse )
Ворота в Азию

Военная логистика России и Франции в 1 мировой войне

Неплохая (хотя и коротенькая) статья по логистике 1МВ ж/д России и Франции на Варспоте.
Рекомендую всем любителям истории транспорта.
МПС СССР

Конференция в МГИМО: доклад по паровозам

С МГИМО до сей поры я дел ещё не имел. Но всё когда-то бывает в первый раз - позвали на военно-историческую конференцию, которая проводится в рамках университета 20-27 ноября. Так что выступлю с небольшим 40-минутным докладом в секции "Военная экономика" в следующий четверг, 26 ноября, с темой: "Железные дороги СССР в начальные годы войны: транспортные кризисы 1941-42 гг. и их разрешение."

Конференция в МГИМО будет в режиме он-лайн, так что и ехать из Питера никуда не надо, буду рассказывать по Зуму. Запись (думаю, будет) потом и сюда выложу.

В рассказе будет: 1. парк НКПС, его качественный состав и топология основных магистралей СССР на начало войны, 2. волны эвакуации с западной индустриальной части СССР и их основные потоки, 3. "куйбышевская пробка" осени 1941, 4. потеря донбасского угля и "северный дровяной кризис" зимы 1941/42, 5. снятие Кагановича и назначение Хрулева, образование Транспортного комитета Ставки ВГК, 6. эвакуация паровозного парка из-под немцев и создание первых паровозных Колонн особого резерва, их состав и значение, 7. "нефтяной" кризис снабжения конца лета 1942 и чрезвычайные меры по его преодолению. Закончим на Сталинграде.

Авиация

Ковидные изменения в рейтинге аэропортов Европы

Любопытный статистический расклад по Топ-10 европейских аэропортов. До ковида и во время. Хорошо видно, что большой размер России буквально спасает авиасообщение - т.к. оно нужно для внутренних рейсов, и их всё равно много, в отличие от пиписечных евростран.

В общем, раньше в годовом топе-2019 было только Шереметьево с его 50 млн. без малого, а сейчас в помесячных топах Европы - не только громадный Шарик и два других крупняка МАУ, но даже и наше скромное Пулково, которое оказалось выше мега-монстров ШДГ и лондонского Хитрово. За счет чего так высоки показатели обоих портов Стамбула, не знаю, но наверное потому, что он несмотря ни на что, сохраняет функцию главного хаба на Ближний Восток и в Азию.