Первое видео с П-36 из Рыбинска. Заснят процесс подготовки к отправлению и само отправление поезда на Ярославль в начале пятого вечера. Много дыма, гудков и смазанных частей локомотива. 3,5 минуток паровозной симфонии :)
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
На этих выходных "раскатал" новый, третий по счёту регулярный паровозный рейс России от Рыбинска до Ярославля. Но весь маршрут я не проезжал, а доехал до ст. Лом, где встретил этот поезд, затем вернулся на нём в Рыбинск и через несколько часов проводил паровозный состав в обратный путь.
Когда я прибыл на ст. Лом и окинул взглядом сцену будущей сьёмки, то весьма приуныл: путь от Ярославля на перегоне был ориентирован так, что солнце слепило глаза и прибытие состава было под острым углом к солнечным лучам. "Неудачно как, - подумал я, - объект будет чёрным...". А идти вперед по перегону с другой стороны не давал коварный снег - я было сделал попытку продвинуться, но дважды провалился по пояс под вроде бы твёрдый на первую пробу наст. Выбирался из сугроба с верхним твёрдым слоем буквально ползком, набрав в ботинки мелких острых льдинок и злобно матерясь!
Поэтому пришлось встать у вокзала, против солнца, близ знака "Остановка локомотива": ракурс не слишком-то удачный. Ну ладно, что делать... Однако я не учёл, что дым-то будет тоже подсвечен под острым углом, а от Ваулово к Лому профиль пути в основном идёт на подьём, т.е. паровоз на подходе развивает почти полную мощность. Так что сюжет "прибытие поезда" получился в итоге реально хтоническим, оправдав самые смелые мои ожидания!
Ночь я проспал отлично - никто не зашёл, и я по-прежнему ехал один в купе. Утром поезд шёл уже заметно севернее, чем вчера - Транссиб забирался на северо-запад и мы приближались к самым глухим местам магистрали. Ночью мы проехали все Хинганские тоннели, миновали Архару, Белогорск и Шимановскую. В этой части - второй световой день пути, от окрестностей Магдагачи до вечерней Могочи.
Вчера Баир Иринчеев навел на потрясающий документ эпохи - стенограмму беседы с генералом Чуйковым, сделанную 5 января 1943 года по горячим следам ещё во время Сталинградской битвы. Ещё сидел в универмаге Паулюс, ещё не сдалась 6-я армия вермахта, но его 62-ю армию, выдержавшую ужасающий натиск врага перед Волгой, уже частично отвели на отдых и пополнение. Вот и с командармом побеседовали. Язык стенограммы живой, откровенный, с эмоциями и конечно, много любопытных подробностей.
Но моё внимание привлекло и самое начало беседы, где Чуйков бесхитростно рассказывает о своём детстве и юности в Петербурге эпохи конца Российской Империи. Итак, кем же был в детстве 42-летний советский генерал и командарм легендарного Сталинграда? А начал он свою трудовую карьеру в 12 лет, "мальчиком в бане" - не в скользком смысле, а в буквальном. Слугой на парадной лестнице, принеси-подай-унеси, а жалованья "5 рублей и харчи", по состоянию на 1912 год. "Управляющий у нас был строгий, увидел мусор на лестнице, решил выгнать и всё". Вот такие порядки, и никаких там кзотов, запрещений-ограничений детского труда и всех более поздних советских придумок.
Потом выгнали пацана, и ещё раз выгнали - и снова работал "коридорным", пока не устроился в шорную мастерскую. "Насмотрелся всего, кроме хорошего, видел всю пошлось разврата, которая существовала в то время" (с) Ну а путевку в армию и в Большую Жизнь дала пацану уже Гражданская война. Так затем дорос и до генерала. Вот, почитайте ту страничку, занятно. Особую ценность стенограмме придаёт то, что она сделана по горячим следам битвы и не предназначалась к опубликованию, т.е. не имеет никакого пропагандистского второго дна.
Сегодня большой пучок всяких дат. Кто вспомнит крымские события (таких, скорее всего, будет большинство), многие - дату выхода космонавта Леонова в открытый космос, некоторые - 100-летие штурма Кронштадта (таких мало), а кто-то даже и день налоговой полиции.
А мне вспоминается странный советский праздник по зарубежной дате, по которой к тому же стукнул юбилей - 150 лет. Это - День Парижской Коммуны. У этого события как праздника очень странная судьба: в раннем СССР это был один из главнейших, самых громких праздников. Затем при Сталине этот акцент постепенно угасал. В 1951 году дата была оттеснена на 3-4 полосы газет, хотя и отмечалась официально, в 1961-м при Хрущеве и вообще почти позабыта (к 90-летию - только маленькая корреспонденция из Парижа на 3-й полосе плюс одна заметка).
Однако в 1971-м, на 100-летие, произошел глобальный всплеск интереса и я смутно помню по телеку целое заседание ЦК КПСС, с Сусловым, Брежневым, Подгорным и прочими руководителями. Помню даже поздравительные открытки с французской Марианной с гневным лицом и красным знаменем, которые продавались в "Союзпечати", причём я их потом к этой дате больше никогда не видел.
А потом - всё. После этого всплеска в официозе СССР больше такого внимания к дате до самого конца не было. Вроде праздник в календарях и помечался красным - даже в 1987 году, однако по факту он как бы не существовал. Почитайте газеты за 1976 (105 лет) и за 1981 (110 лет) - там всего лишь малюсенькие заметки на 500 знаков, причём в самой глубине полос. А обычные граждане и вообще относились к этому равнодушно, без эмоций. Тем более это не выходной. Ну а на 120-летие (1991-й) в прессе по этому поводу не было уже вообще ничего. Не до зарубежной коммуны было - мы свою крепость собрались рушить.
На ХисториЛаб выложили интересный микс документалок с визитами Мао в СССР и Хрущева в Китай. Мы, как вы знаете, везде ищем транспорт. Так вот, на прибытии Мао в СССР транспорта нет, зато есть отбытие его из аэропорта Внуково в 1957-м (04:40), и там после рукопожатий Хрущева, Булганина, Микояна, Суслова на секунду появляется кусок трапа и Ту-104, на котором Мао отправили обратно.
На визите Хрущева в Пекин в 1958-м Ту-104 с Персеком появляется целиком (7:19, 7:28). И уж совсем бенефис авиации - в трансляции визита Хрущева в Китай в сентябре 1959, после Штатов. Но там понятно почему: Никита Сергеич прилетел на экспериментальном Ту-114, и его показывают прямо с порога, прибытие лайнера в аэрп. Шоуду (7:43). Шикарный план Ту-114 - на 8:23, с войсками почётного караула, и ещё позже. В общем, "воздушного императора" там показали много и щедро :)
Из Хабаровска обратно в Петербург я решил возвращаться не самолётом, а поездом, коль уж выпал такой масштабный визит на Дальний Восток. Надо было по пути уточнить несколько объектов для Путеводителя, находящихся восточней Тайшета, а заодно протестировать совершенно новый тип вагона – двухвагонный сцеп, который уже полгода курсировал в составе поезда «Россия». Поэтому я подгадал отправление именно к этому поезду, а не к более быстрому №61 (идущему по расписанию старой «России»). О тестировании нового вагона я уже подробно рассказывал в части XXVI, поэтому не буду подробно останавливаться на этом, а расскажу лишь о том, что интересного встретилось в пути и что проезжали в дневное время.
Новое видео с Транссиба, из дальневосточной поездки осени-2020. Выход со ст. Хабаровск-1, станция Амур, затем проход по Амурскому мосту и много, много затопленных левобережных земель в ЕАО. 9 минут :)
Вышел ролик от Тактик-Медиа про кризис мирового транспорта в 2020-м "ковидном" году. Железные дороги, морской транспорт, авиация - кто и как пострадал и надолго ли это всё? В конце ролика минут 15 уделили Карабахской войне осени-2020 с точки зрения новой транспортной конфигурации региона.
Китайцы заканчивают сооружение первого, самого западного участка Сычуань-Тибетской магистрали - 435 км от Лхасы до Ньингчи. Линия должна войти в строй к 1 июня 2021 и это ознаменует первую электрифицированную ж/д в Тибете (кто не в курсе - Цинхай-Тибетская магистраль сейчас тепловозная). Причём ещё 3 года назад линия проектировалась на "обычную" скорость движения (114 км/ч), но в ходе стройки ранг линии повысили до высокоскоростной 3-го уровня (т.е. до 160 км/ч).
Пересечение Цангпо (Брахмапутры в верхнем течении) магистралью СТЖД
Так что скоро в Тибетский АР прибудут новейшие "Фусини" с принудительным нагнетанием воздуха (специальная модификация для Тибета), которые будут бегать вдоль каньона Цангпо/ Брахмапутры и нырять тоннелями в гигантские горы-семитысячники.