Завтра я в Минске, рано утром тестирую литовско-белорусский поезд меж двух столиц. Вопрос к уважаемым тов. минчанам: подскажите места, где можно отведать вкусных белорусских драников. В прошлый раз с подачи ув. darriuss был посещён "Старый город" на Немиге, но может, ещё какие подскажете интересные питательные места по этому параметру? Пафос не интересует, а даже противопоказан - важна суть, чтоб вкусно было.
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Изучая северные районы Вильнюса, заприметил с автобуса костёл, обращённый задом ко всей окружающей застройке. Логически предположил, что видимо строился давно, когда ничего ещё вокруг не было. В общем, решил выйти там и посмотреть, "что это за сухов". И не ошибся: костёл оказался "с историей", по времени захватил ещё первую Речь Посполитую до разделов и успел к тому же побывать казармой для войск Наполеона. Но и это не всё: там же застал ещё и развесёлую свадьбу, судя по говору гостей - пригородных виленских поляков.
Помните, летом я вам показывал свадьбу в исландском Акурейри? Так вот, сейчас покажу и польско-виленскую. Ну и костёл заодно - он тоже колоритный и честный, без туристического налёта.
Все мы знаем, что западные пределы Евросоюза ограничены неспокойной Атлантикой. Бретонские берега, пляжи Уэльса, испанские и португальские мысы, скалы Норвегии...
А какие волны омывают восточные пределы ЕС - там, где заканчивается прогрессивная демократическая Эуропия и начинается загадочная восточная Тартария и варварские земли под её влиянием? Да, это хороший вопрос. Но и на него есть ответ. Восточные пределы Евросоюза омывает океан русского шансона, иногда перехлёстывая через сии границы аж на 300 км, аж до самой Клайпеды.
Любопытный пример отличия прибалтийского менталитета от средне- и западноевропейского. Итак, дано: простой обычный супермаркет Iki в литовской глубинке. Смотрите на пачку крабовых палочек от Vici: "премиум-класс" обозвали "...из камчатского краба". Европейцу родом не из СССР слово "Камчатка" ничего не скажет, это для него пустое место. Ему на пачке для хороших продаж надо писать "Atlantique" или там "Iceland", "Norge fjords". Однако для бывших советских людей слова "Камчатка", "Сахалин" - это рыбный премиум, готовая ассоциация с честной рыбой того времени. Многие из них знают, что Норвегия в принципе - фуфло рыборазводное, масс-бройлер, а вот камчатский продукт - это да... Дальний Восток. Марка, а не бездушный конвейер жырного лосося, кормлёного спецкормом в ловушках-сетках. Ну ещё американская Аляска туда же. Но она дороже и на постсоветском пространстве менее известна.
Так что писать на пачке "...из камчатского краба" - беспроигрышный ход для прибалтийского торговца :)
18 сентября, во время стоянки "Анастасии" в Хельсинки побывал в посольстве России в Финляндии, что находится на юге центральной части города, на Tehtaankatu. Основной целью было интервью с послом, но посольские работники скрупулезно выполнили и другое обещание, дав возможность прогуляться как по посольскому саду, так и по парадным интерьерам внутри величественного сталинского здания, построенного по финским репарациям в 1952 году.
Пока беседа с послом (она получилась большая) в процессе обработки, давайте просто прогуляемся вокруг главного здания, а также немного посмотрим на интерьеры парадной зоны в его центральной части.
Продолжение записок с борта "Принцессы Анастасии" компании St Peterline. В этой части сходим на мостик и пообщаемся с капитаном, а также немного подробней осветим историю и особенности круизного пассажирского лайнера. Встреча с капитаном, к сожалению, получилась заметно короче, чем было изначально обозначено программой поездки, но и из такого формата всё равно можно было извлечь немало интересного. Если заприметите какие-либо критические неточности в терминологии - пишите в комменты, плиз.
В моём журнале постоянно конкурируют за внимание читателей два вида транспорта - железнодорожный и морской. Иногда, правда, вклинивается и авиация. Так уж издавна повелось :)
И вот нынешний сентябрь получился концентрированно морской - воскресные проводы "Авроры" в док (это вы уже видели) и поездка по приглашению компании St Peterline по трём балтийским столицам - Хельсинки, Стокгольм, Таллин, на пароме "Принцесса Анастасия". В ходе поездки удалось немного поглубже взглянуть на специфику работы круизной компании, причём не только со стороны пассажира. Исследовать вопрос "как это работает?" всегда интересно, особенно в такой любопытной сфере - организации морских круизов. На "Марии" этой же компании я уже путешествовал дважды, просто пассажиром, и несколько раз писал о тех рейсах здесь. Теперь пришла пора написать и о второй паромной сестре, "Анастасии" - но в этот раз уже и с новых ракурсов, не только пассажирских.
Кроме того, по какому-то непонятному капризу Небесной Канцелярии нас в эти "морские" дни (17-21 сентября) постоянно преследовала невероятно идеальная погода: картиночные закаты, колоритные восходы, эталонные портовые виды, ласковая Балтика. Почему так - не знаю, но факт. Только-только мы пришли обратно в воскресенье, проводили красавицу-"Аврору", и погода вдруг резко испортилась :)
В этом посте - обзорный пост поездки, и задел на будущие рассказы по этой тематике, а их будет несколько. Штурвал "Анастасии" в судовой рубке
Сегодня вечерком убываю по Балтике на "Настеньке" до утра 21-го, по приглашению компании St Peter Line. Поскольку на этот раз буду не вполне туристом, то постараюсь попасть в те зоны, которые обычно пассажирам недоступны: рубка, двигательная установка, может что ещё. Кроме того, будет и продолжение посольской галереи (спасибо всем за вопросы, кстати).
Есть некоторые технические вопросы к знатокам Стокгольма и Таллина. Я в них уже года четыре не бывал, отстал от жизни, поэтому скажите:
Стокгольм (19 сент): - как проще всего приобретаются билетики на метро? Тарификация по зонам или фиксированно? (хочу проездить их знаменитые скальные станции) На какие станции особенно стоит обратить внимание? - что там ещё есть интересного из транспорта-ж/д, чтоб недалеко по времени?
Таллин (20 сент): - Морской музей - насколько интересен? Стоит похода?
PS. Прибуду утром 21-го, поэтому сразу без перекуров придётся мчаться на буксировку "Авроры". Идеалом было бы, конечно, встретить "Аврору" на пароме, встречным курсом - но понимаю, что это невозможно :)
Сегодняшнее утро внезапно преподнесло сюрприз, снабдив меня в лице prussak морскими картами Авачинского залива двух масштабов. У меня была оборванная потрёпанная половинка, исчерченная камчатскими штурманами, с подклеенными предупреждениями, а появились две почти нулёвые и целые. Видимо, тихо пролежали все годы на полке в штурманской на каком-нить сухогрузе :)
Очередной крупный туроператор пал под воздействием какого-то массового мора.
Давно хотел спросить сведущих френдов и читателей, ещё после падения нашей огромной "Невы" (просто тогда уехал в Исландию и тема ушла) - а в чем дело-то? Что за чумной мор? Какая причина? Бают про них разное, но непонятно. Если они были "пирамидами", то почему тогда не упали в кризис-2008, когда катастрофически упал спрос? Почему работали по 15 лет подряд, а только сейчас пали? Если причина в силовиках, которым теперь запретили, то получается, что госслужащие и офицерство были решающей частью общего спроса на путёвки? В общем, объясните, кто в курсе ситуации, отчего такой мор?
PS. Сам я не пользуюсь их услугами аж с сентября 2005-го, почти 10 лет подряд организую свои поездки сам (ввиду нестандартности их маршрутов), так что мне эти банкротства в личном отношении по барабану. Но интересна механика процесса.