Тут мне подогнали номера военных лет ведомственного журнала НКПС. Судя по штампам "на дом не выдавать", в те времена он был ДСП и по подписке не распространялся. Так вот, в мартовском номере за 1945 год обнаружил любопытнейшую статью директор-подполковника движения Колдомасова о военных сообщениях в период кризисов ВОВ - с целым ворохом подробностей, которые почему-то не были отражены даже в фундаментальных изданиях послевоенной эры по ж/д транспорту. Как снабжали фронты, как накапливали новые пополнения, как шли эшелоны и к каким оригинальным приёмам логистики они прибегали при этом.
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
[...] Все мы знаем, что дети воспринимают информацию в основном глазами. Даже самый захватывающий текст не заменить рассказом, который сопровождается интересными картинками. Нет, речь не о комиксах. Представьте себе книгу, главным героем которой является маленькая ленинградская улочка. Наблюдая за тем, как треплет ее ветер войны, читатель переживет с Ленинградом все невзгоды и трагедии, которые выпали на долю Северной столицы – бомбежки, обстрелы, голод, холод…
Разумеется, Ленинград – это не просто каменные постройки. Это люди. Наш книжный город населен людьми. И это не вымышленные персонажи. Мы нашли их на старых фотографиях и кадрах военной кинохроники. Вообще, при подготовке книги нам с художниками Марией Пономаревой и Дмитрием Алексеевым пришлось переворошить кучу старых фильмов и снимков, на которых изображен быт довоенного и военного Ленинграда.
Мирные дни, начало войны, первые разрушения, страшная блокадная зима… Менялся город, менялись и люди. Именно эти изменения мы и хотим показать детям. Можно много рассказывать о военных подвигах, но далеко не все могут представить себе поле боя, а вот примериться к своему дому, к своей улице – это по силам каждому.
Поскольку проект достаточно дорогой, а книга состоит почти целиком из рисунков и инфографики (а значит, работа гораздо более трудоёмкая, нежели просто текст с картинками) - то идёт сбор средств на издание на Планете.ру. Осталось ещё 17 дней до конца сбора.
Если кто хочет поддержать познавательный и полезный проект "Пятого Рима" своей трудовой копейкой - заходите сюда. Там есть много форм поддержки разного уровня.
Сходил на "Коридор бессмертия". Мне про него в эти дни раз пять уже написали - "железнодорожная драма", дескать, твоя тема. Пошёл для галочки - фильм транспортный, и правда надо бы. Хотя после мерзкого "Края" Алексея Учителя 9-летней давности я уверился, что наши творческие творцы обязательно испоганят военную тему - да ещё и в такой крайне специфической отрасли, как железная дорога. Которая нечасто попадает на экраны - и то в основном в виде клюквы. Однако в реале оказалось всё совсем наоборот: посмотрел его со всё возрастающим по мере просмотра интересом и ушёл из зала с приятным послевкусием. Пожалуй, фильм тянет на сюрприз года - причём в сугубо положительном ключе!
Сюжет в общем-то простой: две ленинградских девчонки в начале 1943-го (а это уже второй год Блокады) вербуются на железку, прельщаемые рабочей карточкой и гарантированным пайком. В то время для гражданского это был шанс выжить. И попадают аккурат на строительство железной дороги в Шлиссельбургском коридоре. Дорога строилась ударными темпами сразу после прорыва блокады по временной схеме, вступила в строй 7 февраля 1943 г. и её пуск позволил дать Ленинграду снабжение и намного поднять нормы питания. Однако она проходила всего в 5-6 км от линии фронта и постоянно обстреливалась с Синявинских высот - поэтому работа там была сопряжена с крайним риском. Много народу погибло при проводке и обеспечении движения эшелонов. А к началу мая проложили вторую линию - уже дальше от линии соприкосновения, в 15 км от фронта. Всё равно близко, но уже не так смертельно.
Традиционный анализ организационной составляющей Парада Победы на Красной площади 2019 года. Это - постсоветский парад №26 (с 1995 г.).
1. Гость парада - отставник Нурсултан Назарбаев. Они на трибуну идут втроем - Путин, Назарбаев, чуть сзади премьер Медведев. Любопытно, что у Назарбаева не георгиевская, а "казахстанская" голубая с прожелтью ленточка. В столице прохладно и пасмурно. Воздушный парад отменен. Многие в плащах, но Путин всё равно в пиджаке. Обходит ветеранов, пожимает руки. Двое из них пытаются задержать его речами-багодарностями. Сбоку, тихо "Президента не задерживать!".
2. Новые машины! Хищные "Аурусы", с широкими радиаторными пастями. Немного напоминает парад на площади Тяньаньмэнь.
С Днем Победы, братья и сёстры! И спасибо за неё всем советским воинам, сражавшимся на сухопутных фронтах, в море и в воздухе, в партизанских отрядах в тылу врага и на невидимых фронтах разведки. Спасибо всем без исключения - от рядового солдата-пехотинца Ивана Кузнецова до Верховного Главнокомандующего.
Вечная слава павшим за свободу и независимость нашей Родины!
Сегодня, наконец, можно выложить немного веселых картинок, солившихся у меня в виртуальном чулане целый год. Спецрепортажа, как про Владивостокский метрополитен или подводный авианосный крейсер, я не готовил по недостатку времени, так что пусть будет это :) Итак, встречайте! Тут в основном картины от американских илллюстраторов периода ранней Холодной войны.
Поразмышляли вместе с "Комсомолкой" о новом офигительном ж/д шоу - следовании бронепоезда Кима III во Вьетнам через весь Китай. Надеюсь, северные народные корейцы сделают потом классический фильм про визит, по их обыкновению. И мы выудим ещё новые подробности.
Всех причастных, служивших и обязанных, а равно и тех, кто сегодня несет свою службу - с Днем Советской Армии и Военно-Морского флота (по нонешнему - Защитника Отечества)! С праздником, товарищи!
/Хоть и поздновато до компа дошёл, а пропускать нельзя!/
Просмотрел оба ролика, актуально к завтрашнему юбилею. Очень годный разбор мифологии по блокаде ("пухнущий от пирожных Жданов", "сознательно гробили иждивенцев", "Сталин не любил Ленинград и хотел его уморить", ну и прочая такая информационная плесень - перестроечная, шестидесятническая, нонешние набросы). Также рассматривается вопрос, скрывали ли при послевоенном СССР вопросы снабжения Ленинграда и блокадные реалии, затрагивается пресловутый "дневник Рибковского". Баир молодец, не подкачал. Его соратник тоже неплохо аргументировал предмет рассмотрения. Это снабжение и блокадные реалии:
[...] …8 августа 1943 г. опытные машины своим ходом были отправлены в Кремль для показа членам правительства. Затем Главнокомандующий подошёл к самоходной установке. Ему, видимо, было известно, что самоходные орудия, названные в Курской битве «зверобоями», хорошо показали себя в боях. Подойдя к машине, он неожиданно вскарабкался на корпус самоходки, на которой не было никаких вспомогательных трапов, и, заглянув в открытый командирский люк, спросил, как обстоят дела с вентиляцией боевой рубки. Видимо, кто-то ему докладывал, что экипажи на машинах первого выпуска угорали. Водитель-испытатель К.Е. Егоров спокойно ответил ему: «Действительно, выхлопные газы попадают внутрь машины, но для этих самоходок отработана улучшенная вентиляция, она в три раза больше пропускает через себя воздуха и опасность задымления или загазовывания башни пороховыми газами полностью устранена». /Из книги Н.С. Попова «Без тайн и секретов» - история танкового КБ на Кировском заводе Ленинграда/