Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Красная Звезда

Берлин, 3 мая 1945-го (видео)

Ко вчерашнему жуковскому юбилею: любопытнейший 5-минутный ролик, датированный 3 мая 1945 года. Осмотр маршалом Жуковым и его штабом рейхстага, рейхсканцелярии, колонны Победы и других берлинских точек. В наличии и легендарный глобус из рейхсканцелярии - его с любопытством крутят сопровождающие офицеры. Есть несколько вставок с рядовыми советскими бойцами и офицерами на фоне Бранденбургских ворот и др. Всё ещё свежее, руины дымятся - с момента капитуляции прошли всего сутки. Качество невероятное - как будто рядом с маршалом ходил оператор с камерой 4К. Вроде бы, применена какая-то новая технология ремастеринга.

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Красная Звезда

125 лет маршалу Жукову

Сегодня исполнилось 125 лет Маршалу Победы Г.К. Жукову. Наиболее известен в мире он заключительными боями за Берлин, принятием капитуляции Третьего Рейха и тем, что принимал Парад Победы на Красной площади в 1945 году. Однако, как мне представляется, самый главный его вклад за всё время войны - это командование Западным фронтом осенью 1941 года. В самый критический момент, когда состоялся Вяземский прорыв, были окружены крупные советские силы и вермахт попёр к Москве по незащищенной территории, он был срочно переброшен из Ленинграда, сумел собрать скудные силы, оставшиеся вне кольца окружения и заново пересобрать фронт, в итоге не позволив рейху овладеть столицей СССР. А затем и осуществить контрнаступление - впервые за войну отбросив немцев на широком фронте назад на 100-300 км.

Были у него и крупные ошибки - например, поддержка Хрущёва против Молотова в 1957-м, за что он немедленно же и поплатился - осенью 1957-го, с формулировкой "за бонапартизм и принижение роли политорганов". Никита Сергеич быстренько стащил опасного конкурента с советского Олимпа, будучи тёртым интриганом. Впрочем, это нормально - ведь Жуков не политик, а вояка, и в сложных партийных интригах он практически не ориентировался.

Тем не менее, Жуков был и остаётся крупнейшей личностью в истории Советского Союза и в целом, всей истории Государства Российского в его разных ипостасях.
С юбилеем, Георгий Константинович!

На фото Life он на воздушном параде в Тушино в 1956 году с американским генералом Натаном Туайнингом, который был на тот момент начальником штаба USAF

МПС СССР

"История тысячи паровозов" (1967, СССР)

Сегодня на канале Гостелерадио выложили 20-минутную советскую документалку про историю Железнодорожной миссии 1920-24 гг., которая заказывала паровозы за золото в Швеции и веймарской Германии. Документалка являет собой замечательный пример сусловской "выжимки истории" - где создатели фильма умудрились ни словом, ни полсловом не упомянуть про главную фигуру миссии - инженера путей сообщения Ю.В. Ломоносова, назначенного лично Лениным - и вообще ни словом ни обмолвиться об итогах деятельности этой миссии. Правда, упоминается про транш в 300 млн. золотых рублей и про то, как его везли.

Потом в 90-е эта история стала именоваться "паровозной аферой", где якобы корыстные большевiзанты по-крупняку спекульнули валютой и типа разбазарили народное достояние РСФСР. Однако я эту историю аферой же не считаю, она была выполнена - хотя отчасти темным пятном в ней остается замена плановых 1000 паровозов (в конце фильма даже показывается факсимиле Ленина с этими цифрами - 1000 Швеция и 700 Германия) в Швеции на 500 фактически поставленных. В реальности Германия честно и добросовестно сделала 698 паровозов (из 700) по чертежам Э, причем быстро - к концу 1923 года, когда потребность в восстановлении транспорта РСФСР была критической.

Шведы делали свои 500 штук дольше и сдали последние паровозы к концу 1924-го, когда Ленин уже умер. Однако и шведские паровозы (Эш) ходили на сети долго и счастливо, причем именно один из "шведов" сейчас стоит на вечной стоянки у Ладоги (№4375). Кстати, и веймарские паровозы (Эг) отлично поработали в войну в колоннах особого резерва НКПС и снабжали боеприпасами фронт на прифронтовых дорогах. Но сусловцы 1960-х все эти интересные подробности из фильма вытравили, и получилось пресненько, хотя и канонично - в рамках прославления гения Ленина. А почему выбросили всё про Ю. Ломоносова, главу миссии? Это просто: потому что в 1927 году он стал невозвращенцем. Тем не менее он лично общался с Лениным по основным вопросам миссии и действовал в духе его директив.

PS. Надпись на паровозе Эш №4375 на ст. Ладожское Озеро: «На этом паровозе в период 1941-1942 гг. бригада локомотивного депо ТЧ-12 в составе старшего машиниста Василия Елисеева (впоследствии ставшим Героем Социалистического труда), помощника машиниста Ивана Беляева, кочегара Бориса Александрова в составе паровозной колонны доставила 2312 тяжеловозных состава с 2 млн. тонн боеприпасов, топлива и продовольствия в осажденный Ленинград и для фронта. Честь и слава героям-железнодорожникам за мужественный труд на Дороге жизни».



Авиация

Чаган. Дозаправка в воздухе Ту-95 (видео)

Случайно по цепочке ссылок наткнулся на любопытное видео 1976 года про дозаправку Ту-95 в полёте. Любительские съемки делались прямо с борта и на аэродроме Чаган, заправщик - 3М. Отдельно хочется отметить шикарный сопроводительный текст, благодаря которому ролик превращается в познавательный фильм. 15 минут захватывающего процесса, не пожалеете!



Серж борода

30 лет назад: новая граница по Нарве и разделение советского флота

Совершенно незамеченным прошёл 30-летний юбилей разделения Ивангорода и Нарвы - до 1991 г. по сути единого города в инфраструктурном смысле (электричество, канализация, маршрутная сеть автобусов и проч.). Так что 12-13 ноября 1991 года тут возникла граница, пока не очень строгая. Однако за 6-8 последующих лет она стала настоящей. Незалежность соседних стран стала вступать в свои права и вторгаться в жизнь простых граждан. Пришлось тяжко привыкать. Правда, за 30 лет привыкли. Теперь тут проходит граница с ЕС и НАТО, соприкосновение "двух миров".


PS. И еще одна любопытная вырезка 30-летней давности - как республики ещё при полуживом СССР советский флот делили. Украине достался самый жирный и вкусный кусок, Латвии - тоже вкусный, России - попроще, Эстонии - новехонький Новоталлинский порт. Сухопутным республикам не досталось ничего. ("Известия", 23.11.1991)

Collapse )
наполеон

Станция Киев Hbf в 1942 г.

В журнале humus всплыли интересные "оккупационные" фото Киева 1942 г. Вот, например, со станции Киев Hbf; правда месяц съемки не указан. На мой взгляд, судя по одежде, это не разгар лета, а скорей апрель или октябрь-ноябрь. На путях виден узнаваемый локомотив Br 38.2 саксонской постройки и судя по номеру, постройки от 1910 до 1919 г. Паровоз этот пассажирский экспрессный - так что скорей всего он привел в Киев немецкий поезд для отпускников из Берлина или Мюнхена.

Collapse )
наполеон

Зарисовки из жизни советской таможни (1961)

60 лет назад
Любопытная статья в "Известиях" про советскую таможню и её будни. В ней же упоминается и метод, который будет потом использован Гайдаем в "Бриллиантовой руке" - забинтованная рука на перевязи, только со сторублевками, а не с золотом-брильянтами. И на вывоз, а не на ввоз.
(Известия, 16.11.1961)

Collapse )
Серж строгий

Ручечник, Копчёный и Манька Облигация: что им могли впаять по тогдашним законам?

Шикарный разбор легендарной фильмы: в студию к Дмитрию Пучкову ("Гоблину") пригласили юристов-профи и они разбирают формальное юридическое поведение и процессуальную точность действий Жеглова с Шараповым, а также Кирпича, Копченого, Ручечника и Маньки Облигации. Что им могли "дать" по тогдашним законам. Кроме того, пробуют реконструировать их примерные биографии "до".
Смотрится на одном дыхании :)



Консерватор

Ф.М. Достоевскому - 200 лет

200 лет стукнуло Федору Михалычу. Не просто юбилей, а очень круглый юбилей. Интересно, что в своё время он мне в школьной программе не зашел вообще. То есть, конечно, пришлось осилить какие-то отрывки, потому что писали сочинение по "ПиН", но тогда все это показалось невероятной скучищей и жутко неинтересным чтивом. А по-настоящему Достоевского я открыл для себя в возрасти 30-ти лет, в середине Девяностых - когда решил прочитать потрепанную книжку "Белые ночи", валявшуюся в (бывшем) ленинском уголке предприятия. Прочитал - понравилось, и тогда я решил осилить и "Преступление". И... зачитался! Вот тогда зашло и прочно. Видимо, в 15-16 лет его читать рановато (а тем более насильно впихивать в программе), а вот в 30 - самое то. Затем были "Братья Карамазовы" и "Идиот", а на рубеже веков осилил и "Бесов". После этого к Федору Михайловичу стал относиться с величайшим уважением. И одновременно стало понятно, почему Чубайс его ненавидит.

А потом уже перешел на следующую ступень - стал смотреть его адреса и музеи. В Питере (2014), в Старой Руссе (2013), в Вильнюсе (2015). Жаль, что вот в Омске не посмотрел, во время транссибирской поездки 2016 года. Но просто мало времени тогда было на город. Биография у писателя была потрясающе драматичная и интересная.


PS. И очень хорошо, что Федор Михалыч дожил до эпохи фотографии, благодаря чему остались его фотографические портреты, а не только рисунки, картины или эскизы.

Серж борода

Ленинград-Витебский - Москва-Савеловская за сутки

Неосуществленная мечта - от Ленинграда до Москвы за сутки.
Видел этот "зелененький" 197-й на Витебском вокзале, он так уютно дымил угольными печками под дебаркадером. Народ на него грузился с узлами, с баулами и корзинами, совершенно немосковский. Выходил он с Витебского после полудня и шёл оттуда не торопясь на Москву-Савеловскую через всю Савеловскую глухомань, следуя почти весь путь по тихим лесным ебеням.

Но так ни разу и не проехал им. Говорят, там на узловых станциях по маршруту летом продавали удивительно вкусную и крупную ягоду, бидончиками и вёдрами, за какие-то копейки. В молодые годы всегда по-глупости думал, "ах, надо бы побыстрей", "так-то интересно, но долго же, целые сутки!", "ладно, потом как-нибудь" - а потом этот уникальный поезд исчез в пучине Девяностых (кажется, в 1998-м). И канул в лету навсегда. Щас бы проехал - да всё уже. Нет его и не будет никогда.

Collapse )