Поскольку сегодня образовалось свободное время, продолжим ответы на вопросы. Несколько дней назад я выкладывал пост про то, как старые камчадалы "любили" уже отставного Никиту Сергеича - что для меня, тогдашнего молодого специалиста, было сюрпризом. Разумеется, там в комментах возникли каверзные вопросы, "а чё было с рыбными участками до 1945 года?" - от старого жежешного френда и одного из главных сталинофобов в моей ленте arkhip. Вопрос хороший, его стоит подробно обрисовать.
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
С Днем Победы вас, друзья! С нашим самым главным праздником. Жаль только, что нет уже рядом наших дедов - тех, кто воевали.
PS. Вспоминал сегодня, а когда же к нам в школу стали приходить ветераны. Надо сказать, они не сразу стали приходить на 9 мая (может, на Западе это привилось и раньше, но я учился до шестого класса в Хабаровске, а седьмой и далее - на Камчатке). Так вот. Я пошёл в школу в 71-м, а первый раз они пришли в 1975-м, на 30-летие Победы. Это был мой 4-й класс (и как раз две недели назад родился мой младший брат). Называлось это мероприятие Урок Мужества, вроде. Точно не помню.
В какой-то день "до праздника Победы", выстроили общую линейку разных классов на площадке. Было очень солнечно в тот день, тепло. И необычно: общая линейка бывала и на 1 сентября, но тут - впервые в жизни! - одна шеренга состояла из ветеранов. Стояло, наверное, человек 25-30. И это на одну только нашу 16-ю школу, что на Шелеста! Их было много вокруг, многие ещё работали и были не пенсионеры. Даже дедами их нельзя было называть - да дядьки просто. В расцвете сил. Лет по 52, по 55, как я сейчас. Мало кто постарше.
И вот, после выноса знамени совета дружины и короткой торжественной части, завуч начала деловито распределять ветеранов по классам, каждый учитель забирал "своего". 4 "Б" достался подполковник-танкист с кучей наград, видимо военный пенсионер на тот момент; 4 "В" - дядька в гражданском пиджаке, но зато с орденом на правой стороне. А нашему 4 "А" достался колоритнейший дядька-катерник, флотский, с роскошными почти-буденновскими усами и продольной нашивкой главстаршины на стареньком кителе. Ну вылитый персонаж откуда-нибудь из "Кубанских казаков"! Звонок, все дружно пошли в классы.
Не могу сказать, что мы его стали сразу внимательно слушать, нет. Классная на нас поначалу сердито шикала, а дядька смущался. Начал было рассказывать, но 11-летним олухам не очень интересно было, где на фронте служил и как куда попал. Днепровская, Дунайская флотилия, потом Краснознаменная Амурская... Да нафиг это все? Зато контакт установился, когда он сбился с казённого пафоса и начал с жаром и очень живо рассказывать, как была устроена жизнь на катере, кто был главный, какая роль у каждого в экипаже и кто что делал. Вот тогда уже посыпались вопросы: - А катерной пушкой мессера сбить можно? - А вас наказывали за что-нибудь? - А сколько вы фрицев убили? - А за борт вы выпадали? - ну и в том же духе.
Очень важный и нужный ролик на Тактик-Медиа про "Дальстрой". Важный потому, что показывает не только роль фронтовых операций, но и крупных тыловых структур в устойчивости Советского Союза и достижении финальной Победы. А роль колымского "Дальстроя" тут очень важна: золото (независимость в оплате ресусов и возможность маневра поставщиками), олово, кобальт и другие ценные военные ресурсы.
Собственно, примерно ту же мысль, что и у Алексея в этом ролике, я хотел донести до читателей год назад про Северо-Печорскую магистраль - которая сыграла исключительную роль в устойчивости СССР во время острого угольного кризиса после потери Донбасса и Подмосковного бассейна (63% всего довоенного угля). Если бы не довоенное начало этой стройки - оставшись без угля, Советский Союз мог и потерять Северо-Запад с Ленинградом. И был несколько месяцев конца 1941 - начала 1942 реально на грани этого.
Вот и партийный мафусаил Егор Кузьмич присоединился к своему давнему оппоненту, на втором столетии жизни. Тоже кой-каких наломал дров, надо признать, на начальном этапе Перестройки, вместе с Михал Сергеичем (я об антиалкогольном законе, конечно).
Но есть у него и плюсы. Первым распознал опасную суть Борис Николаича Ельцина, а не так как благодушные разгильдяи из Политбюро ("Борис, ты не прав!"). И одним из первых выступил публичным оппонентом своего коллеги по Политбюро А.Н. Яковлева, который курировал идеологический блок КПСС, и точно предсказал, что "культом личности" будут бить не только по Ленину, но и по самой стране.
Мир праху, Егор Кузьмич. Теперь уж с Бориской-разрушителем сами там разберетесь окончательно, кто был прав.
В старые добрые ламповые времена, когда Родина меня послала на Камчатку на дипломную практику, меня там поразил тогда необычный момент: дружная и почти всеобщая ненависть старшего поколения работников к Никите Сергеичу. Это был февраль 1985 года - времена исторического материализма и канонической истории КПСС, фигура Н.С. ещё оставалась не медийной, о нём практически ничего не писали в газетах и книгах, однако в глубинной народной гуще камчатских аборигенов репутация его, тем не менее, была ниже плинтуса.
Причём я-то сам к нему почти никак не относился, т.к. вообще знал о нём немного и чёткое отношение в свои 21 год не сформировал. Какие же претензии были у трудового северного народа к Хрущеву, которого к тому времени уже не было на свете, да и в отставку он ушёл уже 20 лет как?
Меж тем, кризис мировой гражданской авиации и не думает ослабляться. Это приводит к причудливым переменам в рейтинге - так, в 2021 году по I кварталу скромное российское Сочи опередило аэропорт №1 Европы докризисной эпохи, лондонский Хитроу! :)
[...] В число 5 крупнейших аэропортов Европы в первом квартале 2021 года вошли оба аэропорта Стамбула и три аэропорта Москвы, сообщило европейское подразделение Международного совета аэропортов (ACI Europe). На первом месте оказался новый аэропорт Стамбула, на втором — московский Домодедово, на третьем — московский Шереметьево, на четвертом — аэропорт Стамбула Сабихи Гёкчен, на пятом — московский Внуково. Крупнейшие европейские хабы — парижский Шарля-де-Голля, Мадрид, Франкфурт и Схимпхол в Амстердаме заняли места с шестого по девятое.
Такая ситуация связана с тем, что эти воздушные гавани потеряли больше пассажиров, чем аэропорты Стамбула и Москвы, по сравнению с докризисным 2019 годом. Падение пассажиропотока в них составило 80-90%. Примечательно, что по итогам первого квартала 2021 года из ТОП-10 выбыл крупнейший в 2019 году аэропорт Европы Хитроу. Его место занял еще один российский аэропорт — Сочи, который зафиксировал рост перевозок на 47% по сравнению с докризисным временем. В ACI Europe такую ситуацию объяснили тем, что россияне устремились на этот курорт на Черном море. В результате Сочи стал единственным аэропортом в Европе с ростом пассажиропотока в первом квартале 2021 года.
По оценкам организации, усиление кризиса на авиационном рынке Европы приведет к тому, что восстановление показателей до уровня 2019 года произойдет на год позже — не в 2024, а в 2025 году.
60 лет назад. 30 апреля 1961 года "Известия" публикует установочную карикатуру Бор. Ефимова аж на ширину полосы, где решили изобразить почти все активные сюжеты империалистической политики на тот момент. "Как загнивает мир капитала и чистогана и с какими тенденциями", в общем. Её надо расшифровывать: тем, кто не в контексте эпохи, непонятны ни персонажи, ни сюжеты, ни аллегории. Вот давайте и попробуем это сделать в меру сил. Кое-что я пропустил, а вы дополняйте. Сразу скажем, что сюжеты сюда вошли только негативные, в силу общего сарказма картины.
С большим интересом посмотрел ролик Тактик-Медиа про автомобильный ленд-лиз. И автор известный, который про бронепоезда фундаментально писал (я его тут уже упоминал) - Максим Коломиец. Много любопытного про логистику и трансиранский маршрут, особенно про поезда-вертушки Джульфа - Орджоникидзе, организацию перегона машин своим ходом, привлечение иранцев и т.д. Крайне любопытно и перечисление моделей автомобилей, которые поставлялись из Америки и Англии. Многих я даже и не знал. Однако есть и вопросы/ недостатки.
Сегодня Владимир Вольфович Жириновский стал 65-м полным кавалером ордена "За Заслуги перед Отечеством" в истории постсоветской России, получив I степень ордена на цепи. Ранее он последовательно получал младшие степени ордена (2006, 2011, 2016), причём строго последовательно, без нарушения статута.