Ворота в Азию

VIa. Сквозь Байкальский тоннель на мотовозе

Поездка по Байкальскому тоннелю на мотовозе, 2 минуты (видеоприложение к части 6 бамовского цикла про тоннель).



Содержание цикла "Восточный Полигон"
Youtube-канал Periskopspb
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Ворота в Азию

VII. Вокзал Северобайкальск - "байкальская волна"

Северобайкальск запоминается пассажирам проходящих с запада поездов в основном не Байкалом (который начинается уже после города), а вокзалом. Он тут действительно нестандартный и ни на что не похожий - напоминает гигантскую волну с прозрачным остеклением внутри, и естественно, привлекает всеобщее внимание пассажиров. Город проектировали и строили ленинградцы, свидетельством чему - памятник на привокзальной площади, однако архитектор вокзала, как я выяснил - всё-таки не ленинградец, а новосибирец. Зовут его Владимир Авксентюк. Вот его прямая речь про этот объект: "...Вокзал в Северо­байкальске — один из любимых вокзалов, в архитектуре его хотелось выразить присутствие Байкала".


Collapse )
МПС СССР

Путеводитель по Транссибу. Состояние 16.10.2020

Кратко по состоянию издания "Путеводитель по Транссибу" на 16.10.2020.

1. Книга (содержание) полностью готова, макет сверстан и вычитан на 100%. Карты, схемы тоже готовы к печати. Объём - 450 стр., 300+ иллюстраций, 2 больших раздела ("Литературное описание магистрали", 80% и"Жизненные потребности и обычаи", 20%) и несколько приложений.
2. Обложки пока нет.
3. Сегодня звонил узнать, как состояние - сказали, что в октябре пока печать не планируется.

Теперь буду узнавать через 2 недели.
Ворота в Азию

VI. БАМ. Второй Байкальский тоннель и Дельбичиндская петля

19 сентября этого года в рамках поездки по зоне БАМа удалось побывать на строящемся втором Байкальском тоннеле в районе перевала Дабан, и даже пересечь его внутри на мотовозе. Второй тоннель тут был начат стройкой в 2014 году, через четыре года состоялась сбойка - в марте 2018 года, а сейчас он готов примерно на 97%. В настоящий момент осуществляется финальный монтаж оборудования и проверка систем жизнеобеспечения, ввод тоннеля в строй планируется к концу 2020 года. После его ввода исчезнет одно из основных "узких мест" на БАМе и пропускная способность магистрали на западном участке (Северобайкальск - Лена) вырастет до 32 млн. т./год.

Давайте посмотрим на саму стройку и устройство этого сооружения.


Collapse )
Австро-Венгрия

Загадки гражданской войны в России

В качестве поддержки проекта дружественного издательства "Пятый Рим", которое анонсировало сбор средств на издание новой книги на Planeta.ru. На этот раз планируется к изданию книга с крайне нестандартной темой, которая до сего момента системно и внимательно в научно-популярной литературе практически не рассматривалась.


Итак, «Измена командармов» Андрея Ганина. Основу книги составляют уникальные материалы из полутора десятков архивов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. В центре внимания – судьбы командующих советскими армиями и фронтами, перешедших на сторону антибольшевистских сил. В своей книге Андрей Ганин ставит сложные и неоднозначные вопросы:
- Что двигало высокопоставленными изменниками?
- Каковы были причины их высоких назначений?
- Какими оказались обстоятельства и последствия измен?
- Почему, несмотря на измены на самом верху, Красная армия все же победила своих противников?

Надо также упомянуть, что участники сбора средств получат возможность стать обладателями коллекционных карт с историческими персонами той эпохи, а также футболки под сюжет книги. Сбор идёт тут:
https://planeta.ru/campaigns/komandarm

PS. Собрано уже 71% потребных средств, осталось до финиша не так уж много, надо поднажать!
Серж борода

30 лет назад. Нобелевская премия Горбачева и прокат "Унесенных ветром"

Коллеги напомнили сегодня, что стукнуло ровно 30 лет, как Президент СССР М.С. Горбачёв получил Нобелевскую премию Мира. Я полез в газеты посмотреть, как это освещалось в перестроечной прессе и увидел, что извещение было малюсеньким и почти незаметным, но всё же на 1-й полосе "Известий" в правом верхнем углу.

А кроме того, 30 лет исполнилось началу проката в СССР "Унесенных ветром" (помню хорошо, смотрел картину в к/т "Парус" в Петропавловске-Камч.!) и большому митингу в Нарве с протестом против разделения региона по искусственным союзным границам. Ну и вдогонку, интересный репортаж Ю.Балакирева из криминального Владивостока и очередная ж/д катастрофа на ГХ Окт. ж.д.

И всё это - в одном номере газеты, за 15 октября 1990.

Collapse )
Ворота в Азию

V. Гоуджекит и технологическая дорога БАМа

Прежде чем осмотреть строительство второго Байкальского (Даванского) тоннеля, давайте проедем к этой стройке с запада, со стороны Северобайкальска. И оценим попутно как горные пейзажи, так и технологическую дорогу БАМа, которая проходит в непосредственной близости от магистрали. Дорога туда от Байкала идёт сперва на север по долине Тыи, а затем поворачивает на 90° и довольно долго вьется вдоль реки Гоуджекит направлением на запад, почти до тоннеля. Мостов через Гоуджекит на пути два и один через Тыю.
В посте будут в основном видовые фото.


Collapse )
Ворота в Азию

IV. Усть-Кут - город-перевалка, город-склад

В предыдущих частях мы посмотрели строительство второго Ленского моста, речной порт Осетрово - ворота "северного завоза" и пассажирскую станцию Лена. Теперь, для логического завершения картины, хорошо бы глянуть и на сам город Усть-Куть, где всё это расположено.

А город этот весьма специфический. Есть старый "добамовский" Усть-Кут, который расположен западнее ст. Лена километров на семь. А есть и более новый город, который нарос вокруг станции Лена и протянулся далеко на восток, до Ленского моста. То есть, это город-склад, город-перевалка - узкий, как кишка и растянутый более чем на 20 км вдоль главной реки, с периодическими утолщениями в виде жилых микрорайонов. Но утолщения эти небольшие, все отростки - совсем недалеко от главной дороги-оси. Дорога эта много раз меняет своё название, иногда двоится, ну а центр нового Усть-Кута расположен несколько восточнее ст. Лена, в районе пл. Речники. Все промышленные окраины города пыльные и неказистые, там ещё почти все советское: на багаже прежней страны едут уже 30 лет, и оно (конечно же) изношено уже. Однако центральная часть на удивление цивильная, без обшарпанности. Судя по всему, в этом транзитном райцентре водятся какие-то деньги. Есть и жилой новострой, есть и торговый "зеркальный" туркострой.

Здесь давайте прогуляемся по новому Усть-Куту от станции до Речного вокзала и глянем образцы застройки, в том числе и некоторых отдаленных отростков.


Collapse )
Ворота в Азию

III. Порт Осетрово - ворота "северного завоза" в Ленский бассейн

Порт Осетрово находится в маленьком городе Усть-Кут на р. Лене и продолжительное время был крупнейшим речным портом СССР и постсоветской России. Так было потому, что этот порт был своеобразным общесоюзным центром внутреннего "северного завоза", обеспечивая снабжение гигантского бассейна Лены с притоками (Витим, Алдан, Олекма и др.). Со строительством АЯМа и продлением линии до Нижнего Бестяха его роль относительно упала, но тем не менее остаётся важной и сейчас. В настоящее время грузооборот порта составляет 1,5 млн.т. и для речного порта эта величина немаленькая.

Давайте посмотрим на то, как работает этот порт, на примере его Северного грузового района. Кстати, при СССР грузовых районов в порту Осетрово было 5, а сейчас осталось два. Но это уже лирика :)


Collapse )
паровоз П-36

II. Станция Лена - пассажирская "визитная карточка" Усть-Кута

Станция Лена является главной пассажирской в усть-кутском перегрузочном районе и транзитной для грузовых составов. Средний пассажир практически всегда видит эту станцию, если поезд не ночью - т.к. стоянка тут большая, до получаса. Но пассажирский поезд проезжает мимо остальных станций района без остановки - Якурим, Лена-Восточная, Портовая. Есть ещё платформы - Усть-Кут (это там, где старый город) и Речники. Во время прошлой экспедиции на АЯМ в 2019-м я здесь не показал эту станцию - тем более мы проезжали Лену в 5.30 утра, так что теперь восполняю этот пробел. Давайте её посмотрим :)


Collapse )