On this day in journal — February 2nd

Камчатка

Suddenly nostalgie...

Вообще-то хотел написать совсем про другое, но сегодня утром во френдах внезапно появился foxas из самого Вилючинска (!), и поздно вечером меня неожиданно пробил ностальгический приступ по Камчатке.

Начал рыться в своих камчатских фотках, и нашёл-таки – помню, ради неё в хорошую погоду залез специально на Мишенную сопку и сфотал центр Петропавловска.
Петропавловск-Камчатский
(1) Озеро Култушное, прямо в центре города, в просторечии Култушка
(2) Набережная улица вдоль Култушки, короткий доступ в центр
(3) СРМЗ и Озерновская коса. На этом самом СРМЗ я проходил практику в 9-м классе и в 17 лет получил нагрузкой к аттестату зрелости высокое звание токаря 2-го разряда.
(4) акватория Авачинской бухты. Эх, какая же она просторная!
(5) центральная площадь Петропавловска – левей цифры виден памятник Ленину, а выше цифры – это Драмтеатр
(6) Морвокзал. Туда причаливали пассажирские теплоходы из Владика
(7) официально Никольская сопка, но никто её так не звал, а называли – Сопка Любви. Там был изрядно запущенный парк, с видом на бухту.
(8) «Ворота», или выход из Авачинской бухты в Тихий океан
(9) полуостров Завойко. Там стояла 1-я Камчатская флотилия, там жил весёлый парень, начмед крейсера «Червона Украина» каптри Вася Чернышев. Он меня иногда водил на свой крейсер и мы пили из эмалированных кружек спирт в отличной компании и ели на камбузе чудесный плов с мясом, и это было так прекрасно! А сейчас и крейсер переименовали в «Варяг» и перегнали его во Владик, и я вот уже далеко. Вася, прости меня, я уехал, не попрощавшись с тобой, а теперь я в огромном пятимиллионном городе и затерялся тут, среди невских проток. Эх, Завойко...
(10) «Та сторона». Там Рыбачий («Осиное Гнездо»), там Приморский, там Тарья и Богатырёвка. Там стояли грозные ракетные подлодки ВМФ СССР, которых боялись американцы, там командовал вице-адмирал и та сторона была секретна...
(11) Мыс Маячный, «край света» и видимость «миллион на миллион» в хорошую погоду. Если повезёт, то можно было видеть даже выпуклость земного шара или выходящие из бухты в надводном положении подлодки...
(12) Петровская сопка
(13) исторический центр города
(14) район Садовой и кинотеатра «Океан». Там стояла дивизия торпедных катеров, под обрывом
(15) Тихий океан безо всяких там заливов и морей - сразу "за воротами" океан. До Сан-Франциско 8300 морских миль (а сколько это в км, считайте сами) – безо всяких островов и суши, только вода и вода...

Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Петербург

Люстры Эрмитажа...

Ещё одна фотоколлекция на ваши бедные головы... итог моего январского похода в Эрмитаж.

В этот раз я не смотрел ничего целенаправленно, ибо готов не был, а просто медленно прошёлся по парадным залам Зимнего Дворца (Тронный, Гербовый, 1812 года, ...), как праздный зритель. И моё внимание привлекли люстры (а почему именно они, логически обьяснить не могу; видимо, так легли звёзды).
Они перед вами.



Collapse )
Красная Звезда

Сталинград: 1943 - 2008

Вот и второе февраля наступило.
Тот самый день.

Меня всегда занимала вот какая загадка: казалось бы, СССР по всем статьям в этой ситуации должен был проиграть Третьему Рейху. Особенно по меркам нормальной «цивилизованной европейской страны».
Ну, в самом деле, смотрите сами: истёрзанная страна в сентябре – октябре 1942-го стояла практически на краю гибели: почти половина промышленности до войны размещалась на оккупированных территориях, треть сельскохозяйственных площадей – там же; нормальное поступление нефти на фронт и промышленность фактически перерезано с выходом вермахта к Волге и на Кавказ; миллионы людей – за линией фронта, кадровая Красная Армия за год войны на две трети исчезла в поражениях и котлах 1941-1942-го, сменившись менее опытными войсками. Ещё немножко, ещё чуть-чуть - и всё...
Collapse )


По случаю такого юбилея хочу показать архивные снимки – из «Фронтовой иллюстрации», с фотоархива Stalingrad.info, с альбомов по Сталинграду. Это очень небольшая часть снимков, которые хотелось бы показать (но я ещё непременно вернусь к этой теме). Я старался избегать очень известных и постановочных кадров. А в конце – снимки современные, с Мамаева Кургана, немножко. Так сказать, современность моими глазами.
Предупреждаю, снимков и текста довольно много.

Collapse )
Красная Звезда

Сталинградской победе - 67 лет

Будучи в Волгограде 18-20 августа 2009 г., я жил совсем недалеко от Мамаева кургана, в гостинице "Турист" на берегу Волги. Из окна номера на 12 этаже было видно Родину-Мать, до неё было пешком примерно 15-17 минут. Разумеется, я воспользовался этим обстоятельством и вечерами погулял в том районе, поснимал вечерний Мамаев курган в разных ракурсах.
Поскольку сегодня дата Сталинградской победы - ровно 67 лет прошло со дня капитуляции северной группировки войск 6-й армии (южная во главе с генерал-фельдмаршалом Паулюсом сдалась 31 января), давайте посмотрим эти виды. Подходящий для этого день.


Collapse )
Уссурийский тигр

Последствия зимовки?

Други автомобилисты, нужен совет.
Ситуация следующая: простояла моя Косуля в снегу за домом 32 дня - с 28 декабря, когда пришёл Большой Снег, по это воскресенье. Ну и конечно, пережила все эти продолжительные морозы за -20. В воскресенье мороз отступил, я её откопал, освободил из снежного плена, зарядил высаженный в ноль аккумулятор, прогрел как следует, отчистил и т.д. С аккумом вроде всё хорошо, заводится с полпинка. Но. Стал выезжать из снега - чувствую, что-то явно не то, напряженно идёт.
Так вот, оказалось, что заднее правое колесо не крутится. Совсем. Теперь вопрос - такое могло быть от длительных морозов и месячного стояния? И что это может быть? И как с этим бороться? Было ли что-нибудь подобное у кого?

UPD: да, видимо, колодки примёрзли. Завтра попробую...
Уссурийский тигр

Кое-какие мысли по поводу сегодняшнего похода на Крупу...

Во времена питерской жизни выработалась такая традиция: примерно 3-4 раза в год прихожу на Крупу, смотрю, что нового появилось, куда клонит рынок исторической литературы (имеется в виду период примерно 1891-1964 гг., наиболее интересующий меня; в последнее время добавились книги о Третьей Смуте, если там имеется интересная фактология либо аналитика). Промежуток вполне достаточный для сменяемости ассортимента, да и вообще, Крупа - очень чуткий барометр настроений. Точки отсмотра тоже постепенно устоялись, смотрю четыре места, которые охватывают все возможные новинки и популярные "старинки", больше и ходить не надо.
Сегодняшний поход принёс много новых выводов - возможно, кризис в книгоиздательстве наконец начал сказываться, а может, и ещё какие факторы.
Collapse )
Красная Звезда

Сталинградская победа: 68 лет

Сегодня главная дата дня совсем иная - Сталинград.
68 лет назад советские войска завершили ликвидацию остатков 6-й армии вермахта (капитуляция северной группировки), Сталинградская битва окончательно завершилась. Итогом её стало то, что по Третьему рейху громко прозвенел колокол: его победы не быть, а существование отныне поставлено под большое сомнение.


Ещё по теме в моём журнале:
Вечерний Мамаев Курган. +17 фото
Апрель 1947. Сталинград в объективе журнала Life. +37 исторических фото
Сталинградский феномен. К 65-летию окончания битвы. +35 фото, современных и исторических
Красная Звезда

Сталинградской победе - 69

В течение дня находился вдалеке от энторнетов, но дата такая, что не вспомнить нельзя, хотя бы под занавес дня: 69 лет Сталинградской победе. На будущий год - юбилей.
Вспомним наших воинов, которые именно там начали ломать хребтину вермахту по-крупному - да так, что отозвалось во всём мире. А для меня этот город ещё и очень личный, в фамильной памяти. И дед мой Василий там недалеко, под Калачом, у донских холмов; и брат моего другого деда, Павла - Анатолий - воевал на Правом Берегу две недели в октябре 42-го, пока не ранило. В общем, вспомним всех - и тех, кто выжил, и тех, кто не вернулся. Они за нас сражались.

Сталинград, после принятия капитуляции, 1943 г. Близ цехов тракторного завода

Вот тут интересная ссылочка, к событию - виртуальная прогулка по Мамаеву Кургану

Мои посты про Сталинград и его историю - по этому тегу. Я немало про него писал, почитайте, кто не видел. Избранные посты:
Вечерний Мамаев Курган. +17 фото
Апрель 1947. Сталинград в объективе журнала Life. +37 исторических фото
Сталинградский феномен. К 65-летию окончания битвы. +35 фото, современных и исторических
Уссурийский тигр

Зимние наблюдения

Сегодня был, пожалуй, самый холодный день зимы в наших краях. Утром -24 по бортовому термометру. Больше пока не было ни разу.
Мороз у нас любят ругать, а мне вот при ярком солнце и умеренном морозе нормально - если, конечно, столбик не ползёт к минусовой "тридцатке" - с нашей влажностью это уже перебор. Но есть и несомненные плюсы. Это и более свободное движение по городу - можно более-менее передвигаться, так как большая масса народу машины к зиме не готовит и, соответственно, куча замёрзших и незаведшихся железяк. Хотя, казалось бы, город северный, надо подумать. На КАДе - так и вообще просто благодать: этот мерзкий реагент, который за 40-50 км езды превращает машину в свинью после лужи, так он после -15 просто замерзает. То есть стекло чистое, ничего из-под колёс не летит, да народ сильно не гоняет. В основном легковые держат 95-100 на трассе, не достигая даже разрешённых 110. Гонщиков Серебряной Мечты было совсем мало, единицы.

И еще, сегодня с утра на рассвете, когда был самый морозец, наблюдал любопытный эффект: со стороны Залива, где ледок тоненький, он усиленно дымится и зрелище совершенно инопланетное. Не вода дымится, а именно ледок, недавно схватившийся. Неохота была останавливаться там, все летят, а так бы заснял. Причём со стороны Маркизовой Лужи этого эффекта нет, там лёд уже толстый. В общем, ездить в мороз - комфортно :)
Красная Звезда

Сталинград. 70 лет Победы

Ровно пять лет назад, к 65-летию Сталинградской победы, я написал про неё пост.
Перечитал его на днях - добавить к содержанию особо и нечего, настолько полно я выразил в нём свои чувства относительно этого события. События не только общемирового, но и семейного - мой дед и брат моего деда участвовали в боях за Сталинград. Дед погиб, брат другого деда выжил. Как внук сталинградца, я помню и отмечаю 19 ноября и 2 февраля. Это и мой праздник, и - уверен - праздник большинства моих сограждан по СССР, во всяком случае тех, кто не утратил историческую память. Так что публикую тот пост без изменений. Только заглавное фото иное. И - с праздником вас!

* * *
Вот и второе февраля наступило.
Тот самый день.

Меня всегда занимала вот какая загадка: казалось бы, СССР по всем статьям в этой ситуации должен был проиграть Третьему Рейху. Особенно по меркам нормальной «цивилизованной европейской страны».
Ну, в самом деле, смотрите сами: истёрзанная страна в сентябре – октябре 1942-го стояла практически на краю гибели: почти половина промышленности до войны размещалась на оккупированных территориях, треть сельскохозяйственных площадей – там же; нормальное поступление нефти на фронт и промышленность фактически перерезано с выходом вермахта к Волге и на Кавказ; миллионы людей – за линией фронта, кадровая Красная Армия за год войны на две трети исчезла в поражениях и котлах 1941-1942-го, сменившись менее опытными войсками. Ещё немножко, ещё чуть-чуть - и всё...
Collapse )


По случаю такого юбилея хочу показать архивные снимки – из «Фронтовой иллюстрации», с фотоархива Stalingrad.info, с альбомов по Сталинграду. Это очень небольшая часть снимков, которые можно было бы показать. Я старался избегать очень известных и постановочных кадров. А в конце – снимки современные (2007 и 2009 гг.), с Мамаева Кургана, немножко. Так сказать, современность моими глазами.

Collapse )
мудрый котик

Топоним "Сталинградский"

А вот что интересно, относительно символизма по Сталинграду - так это то, что в Советском Союзе, не только хрущёвском, но и сталинском, как-то не привился топоним Сталинградский. Сталинградская улица, Сталинградский проспект, район, станция метро Сталинград и т.п. - не припоминаю этого в старых источниках. Если вспомним историю, то Хрущёв во время Первой десталинизации (1956-1964 гг.) боролся со Сталинскими улицами и районами, заводами им. Сталина: их было много, и эти названия беспощадно стирались с местности и с карт. А "Сталинградских" были почему-то считанные единицы.
[upd: на Украине распространена форма наименования "ул./просп./... Героев Сталинграда" - но они появились в городах после падения Хрущёва, и даже после 1975 г., т.е. 30-летия Победы]

Меж тем, во Франции - 167 Сталинградских улиц, аллей и проспектов, по всей стране (скриншоты от severr). Мы обычно вспоминаем ст.м. Сталинград и бульвар в Париже, но их там более полутора сотен, и они совсем немного уступают "наполеоновским" (тех 193, по всей Франции). Вот, смотрите:


Collapse )
Уссурийский тигр

Поволжский морозец

Казанские утренние -29 воспринимаются намного легче, чем питерские -17.
Чисто, ясно, солнечно и совершенно безветренно. Самое то :-)
Держу курс на Набережные Челны, в уникальный "полумиллионник ниоткуда".
Все местные мне дружно талдычили, "там нечего смотреть"!

Вот и посмотрим через пару-тройку часов, кто же прав.
Горячий чай в термосе, подшитые валенки на ногах, навигатор в планшете.
До связи, друзиа!

Posted via LjBeetle
Уссурийский тигр

72 года Сталинградской победе

Сегодня - день Сталинградской победы. Уже семьдесят второй.
Быстро мотаются числа, давно ли мы праздновали семидесятый юбилей...
Но как бы то ни было, всемирно-историческое значение и слава Сталинграда не меркнет с течением времени - он навсегда стал частью не только советской, но и русской идентичности, и намертво врезан в коллективную память народа.

Более того, сейчас на частички славы Сталинграда претендуют уже и деятели Юго-западной части Руси, используя в своей пропаганде сравнения именно со Сталинградской битвой. Они тоже вышли из советской шинели, хотя ныне ожесточённо открещиваются от неё. Это показывает, что наше общее прошлое никуда не делось, оно до сих пор работает и действует на сознание и подсознание современников.

С праздником, друзиа!

Красная Звезда

Альтернативный польский Парад?


Путин и Буш на Красной площади. Москва, юбилейный Парад Победы, 9 мая 2005 г.

Интересное дело складывается: в 70-летний юбилей Победы мы, впервые в современной истории, можем поиметь шанс наблюдать два альтернативных празднования окончания Второй Мировой. Если до этого, в более ранние постсоветские юбилеи - 50, 60, 65 лет - неоспоримым правом на главный парад победителей, по правопреемству от СССР, пользовалась Россия (Москва, традиционный юбилейный парад на Красной площади с участием глав государств антигитлеровской коалиции) - то теперь, в свете новой геополитической ситуации, это почётное право теоретически могут перехватить поляки:

...Министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына считает, что в Европе очень легко привыкли к тому, что День Победы отмечают в Москве, организуя годовщину окончания войны "там, где эта война началась", и поддерживает предложение президента Польши в качестве альтернативы провести церемонию в польском мемориальном комплексе Вестерплатте.

Польский президент Бронислав Коморовский планирует отметить 70-ю годовщину окончания в Европе Второй мировой войны, пригласив европейских лидеров 8 мая на мероприятия в Польшу на полуостров Вестерплатте близ Гданьска, где 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Глава администрации Кремля Сергей Иванов ранее, комментируя это предложение, подчеркнул, что оно было сделано, "чтобы отвадить всякое желание ряда руководителей европейских государств, и то не всех, приехать в Москву 9 мая". При этом Иванов удивился тому, что Польша предложила отмечать Победу в Гданьске, где не было одержано никаких военных побед.

"Почему мы так легко привыкли к тому, что Москва - это место, где чтят окончание военных действий, а не Лондон или Берлин, что было бы еще более естественным?" - сказал Схетына в понедельник в эфире радиостанции RMF FM.


Collapse )
Уссурийский тигр

Информационное

Некоторые реформы в функционировании этого жж.

1. В Правила добавлен пункт от недопустимости размещать большие картинки в комментах (свыше 900 px по горизонтали), либо большие наборы картинок в одном комменте - это делает тред плохо читаемым для других участников. Картинки большого размера можно ставить только ссылкой или с кликом на большую картинку.

2. Взаимофрендеры (лица, которые ходят по журналам со специальной целью набрать количество френдов) отсюда удаляются. Это означает, что кодовое слово "друЖЖим" или прочее такое приводит к бану сразу, а не со второго раза.

Collapse )
Кортес

Докуменальные фильмы на тему транспорта

Я тут на некоторое время вынужденно сел на прикол, из-за растяжения ноги.
Посему, есть вопрос к вам, друзиа.

Порекомендуйте хорошие документальные/научпоп фильмы на тему транспорта/ истории транспорта.
Годится и отечественное, и зарубежное.
В комментах пишите названия и желательно - по возможности - год, автора, страну.
Но главное, правильное название. Я потом его найду на торрентах или ещё где.

Тематика: железная дорога, морской транспорт/ флот, авиация.
Или про отдельные чем-то примечательные исторические поезда, самолёты, корабли/ суда. Военная тематика тоже входит - при условии, что основное внимание посвящено именно средству передвижения, а не военным действиям вообще.
Можно - с натяжкой - авто, но только про историческое "авто", до 1980-х.
Современный автопром не надо.
На русском языке или с русскими субтитрами.

Вот пример качественного и занимательного фильма на транспортную тему, про историю ж/д Англии, в 3-х сериях:
История железных дорог Англии / Riding Britain's railways (2010, National geographic)
(на торрентах - http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3170001)

Нужно что-то такое сопоставимое, по качеству.
И конечно, не надо рыться в свалке видео - мне интересно то, что рекомендуете, посмотрев сами ранее.
Тигр задумчивый

Проект не угас, но отсрочен на год

Любопытная утечка про ВСМ Москва - Казань, о которой внезапно на несколько месяцев замолчали - после осени 2015-го и кризисно-валютных штормов зимы:

Строительство высокоскоростной магистрали Москва — Казань может стартовать в 2017 г., заявил глава Минтранса Максим Соколов, выступая на коллегии министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана в Казани. Однако он подчеркнул, что для этого необходимо до конца этого года завершить проектные работы, а также пройти все согласования по проекту — в первую очередь на межправительственном уровне. Движение по ВСМ планируется запустить в 2021 г. [...]



Collapse )
Авиация

Крупнейшие аэропорты экс-СССР, данные по 2016

Выложены свежие цифры пассажиропотока по аэропортам экс-СССР по 2016.
В этот раз я расширил таблицу и включил в неё 25 аэропортов с порогом примерно от 2 млн.чел./год, а не от 3-х, как в прошлом году.

Как видите, в 2016-м Шереметьево продолжило рост и уже довольно существенно (на 5,5 млн.) обогнало прежнего лидера - Домодедово, которое не просто стагнирует, но и сокращает пассажиропоток. Внуково после прошлогоднего рывка тоже существенно потеряло прирост 2015-го, а Пулково удалось примерно удержаться на уровне-2016 с небольшим уменьшением.
Резко рванул вверх киевский Борисполь (на 18% - немного даже превысив рекорд 2012-го), и большой прирост - больше миллиона пасс. в год - показал Адлер, обогнав Симферополь на позицию. Впрочем, и крымский Симферополь тоже прирос.

Провинциальные российские аэропорты в подавляющем большинстве весьма неплохо приросли - потому, что международный поток по России в целом упал, а внутренний серьёзно вырос. Исключение - Краснодар и Самара, из крупных. Так что можно говорить о том, что они преодолели падение потока из-за "закрытия" чартерной Турции и Египта. За пределами Топ-25 тоже случилось одно событие - Владивосток впервые за несколько десятилетий с советского времени - опередил традиционного лидера ДВ Хабаровск. Резкий рост показал Минск - за счёт украинского транзита на Россию, ведь прямые рейсы сейчас невозможны; и неплохой - Тбилиси с Вильнюсом. Алма-Ата тоже декларировала большой рост, но круглая цифра очень смущает.


Если же говорить про авиационный пассажиропоток по России в целом, то он выглядит так:

Collapse )
Красная Звезда

75 лет Сталинградской Победы

Сегодня исполняется 75 лет со дня полного разгрома немецких войск под Сталинградом и окончательной ликвидации "сталинградского" котла.

Та победа Красной Армии имела всемирно-историческое значение и отозвалась серьёзными последствиями практически для всех воюющих и недружественно-нейтральных держав. Миф о непобедимости вермахта был развеян. Турция и Япония после этого отказались от любых планов вторжения; страны-союзники рейха поняли, что дело нечисто и надо как-то выбираться из цепких лап "главного". Сам же Третий Рейх перешёл после этого крайне неприятного для него события к тотальной войне и более полной мобилизации всех наличных сил. Сейчас мы знаем, что это гитлеровцам не помогло, и война закончится в их логове спустя два с лишним года. Однако проигрыш Сталинградской битвы стал похоронным звоном по всем мечтам Гитлера о возможном мировом господстве: все серьёзные мировые игроки поняли, что Германии уже не победить.


Collapse )
разговоры

Питерский метроконфликт: дали задний ход

Ну вот, новая городская власть после периода бессмысленного отрицалова предыдущих проблем вроде бы начинает постепенно включать мозги и пробовать оценивать долгосрочные последствия своих поступков. Теперь уже дали задний ход и по фиолетовой линии:


Обратите внимание на слова, подчёркнутые двойной линией.
"Коммерсант" в своей публикации не озвучил все условия, но если мы обратимся к городскому официозу, то там это поясняется:

Collapse )
Красная Звезда

1942. Сталинградский железнодорожный манёвр

Праздничное, товарищи. К 78-й годовщине Сталинградской победы приготовил вам сюрприз - расшифровку логистики оборонительного периода битвы.

Один из первых эшелонов в освобождённый Сталинград

Толчком к написанию поста послужил эмоциональный вопрос от моего ФБ-френда Артура Гроховского:
"Загадка, ПОЧЕМУ немцы не смогли взять Сталинград и выйти к Волге остается до сих пор непонятой и непонятной. Мне, во всяком случае. И ни в художественной литературе, ни в мемуарах ответа нет. Защитить город военной силой в тех условиях было невозможно, это ясно при первом же взгляде на карту. Немцы ДОЛЖНЫ были выйти к Волге и перерезать ее.
Почему они этого не смогли сделать - вопрос, ответ на который (как мне кажется) лежит вообще вне чисто военных (тактических, например) рассуждений. Тут нечто другое....
"

Мой краткий ответ у него в блоге был таков:
"Я думаю, что точкой неустойчивого равновесия осенью 1942 г. стали бои севернее Сталинграда, сковавшие крайне необходимые для штурма города немецкие войска и ввод в сентябре 1942-го же Волжской рокады, по которой напрямую подвозились резервы и войска. Немцы планировали операцию, держа в уме то, что к Сталинграду были линии снабжения только с юго-запада, запада и северо-запада. И они были выведены из игры, кроме северо-западной. А с севера и востока железных дорог к нему не было. К ноябрю, однако, сумели удержать равновесие, бросая все новые и новые части в топку битвы, и параллельно копили свежие войска, не вводя их в бой до поры до времени - те самые, которые потом пошли на окружение через более слабых румын. Ну а дальше мы знаем."

Collapse )