On this day in journal — January 15th

Уссурийский тигр

Атомный ледокол на Балтийском заводе

Во время вчерашней прогулки по Ваське снял атомный ледокол «50 лет Победы», которого чуть было не погубил ельцинский развал. Это долгострой Балтийского завода, уже давно болтается у достроечной стенки. Однако на этот раз увидел, что на него уже навесили всяческие навигационные девайсы, которые монтируются последними. Так что есть надежда, что вскоре уйдет на ходовые, а там и в Мурманск, на настоящую ледовую службу, как и положено атомному ледоколу.
И вот ещё что интересно – а где ему ставят реактор? В самом Питере или где-то вне его?

Collapse )
promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Серж строгий

Размышлизм-2

(задумчиво, в свете некоторых событий) А вот, наверное, коммерческая стоматология нонче очень доходная отрасль? А?
Сами стоматологи говорят, что в принципе не очень, однако меня смущает, почему тогда этих заведений стало так много... наверное, не зря?
Уссурийский тигр

Цветной реактивный спуск в метро

Давно хотел выложить эту странную фотку с некоторым импрессионистским душком, да как-то все отвлекался: то Новый Год, то наводнение, то поездка в Вологду. Однако посмотрите хотя б сейчас, ей уж скоро месяц...

Collapse )
Серж строгий

Вокзал Рига-Пасажиеру - ворота Латвии

Итак, я начинаю.
Для удобства написания я буду доставать из массива информации наиболее лёгкие пласты, постепенно затем переходя к более сложным, требующим больше времени на подготовку. Поэтому первой пойдет Рига.

Описание Остзейского вояжа начнём с железнодорожных ворот Латвии – вокзала Рига-Пасажиеру и его ближних окрестностей. Довольно любопытное место, надо сказать. Основная часть снимков – вечерние, как более выразительные, но собраны разные, из трёх моих рижских суток.

Collapse )
Серж фиолетово-черный

Киев. Прогулка по зимнему Крещатику

В пост про язык и идентичность все пишут, и пишут, и пишут (вот не лень-то!), а тем временем я выкладываю новую серию про Киев. На этот раз главным содержанием у нас будет архитектурная прогулка по Крещатику (исключая Майдан, и далее к Днепру). Думаю, архитектуру надо начинать именно с Крещатика - ведь это главная парадная улица города.
Мы пройдем от Бессарабского рынка до Дома Профсоюзов и Пассажа. Кое-какие виды я разбавил военными и довоенными снимками, дыбы представлять себе разницу «до – после». Конечно, мой взгляд совсем не является полным, это просто путевые заметки. Не всё я охватил, да и не всё я успел снять так, как хотел. Фотографии будут резко различаться, не смущайтесь: просто так вышло, что я прошёл Крещатик сперва в снежную и пасмурную погоду, а через два дня – в ясное морозное утро. А в посте они обьединены в одну прогулку :)
И ещё, пост вышел довольно большой, для моей обычной традиции.
Старые снимки – из этой книги.

На Крещатике.

Collapse )
мудрый котик

Кто будет главным на Украине?

Во вчерашнем обсуждении Диоксина, важно инспектирующего санаторий в Чернигове, всплыла тема воскресных выборов на Украине.
Действительно, важный рубеж для ридны неньки, которая и мне очень близка - прежде всего как родина предков, одной из ветвей фамилии (Нежин). Комментировать то, что происходило там в 2004-09 гг., я сейчас не буду, чтобы сильно не политизировать пост, однако интересно было бы узнать мнения (прогнозы) о том, у кого какие шансы. Особенно со стороны украинских френдов и читателей.
Пойдёте ли вообще голосовать? Кто, думаете, станет у вас главным? И есть ли какие-то шансы у Токсина-Диоксина?
Я, в принципе, склоняюсь Collapse )
Уссурийский тигр

Зэки на "Победе" под Енисеем

Сегодня в "Известиях" увидал любопытную статеечку г-на Лескова (в бумажной версии она идёт на первой, почётной странице). Вот кой-какие знатные отрывочки оттуда (все выделения болдом - мои):

Ближайший родственник Берии генерал-директор Николай Эсакия, чтобы выполнить приказ Сталина о подземном заводе, собрал армию рабов из 70 тысяч зеков и 100 тысяч солдат (маловато... надо было ещё нолик прибавить, чего их жалеть, бусурман! - periskop), не считая вольных инженеров, горняков, метростроевцев.
[...]
- Зеки работали, как китайцам не снилось, - вспоминает главный инженер проекта Юрий Чекмарев. - Если норму выполняли, день шел за полтора. 115%-ный день шел вдвойне. Если 125% - втройне. Чтобы текучки не было, присылали тех, кто получил не меньше десяти лет. Такие и убить могли. Бывало, в карты на чью-нибудь жизнь играли. Не принять у них работу было страшно.
Но еще страшнее было начальство из МВД, за брак наказали бы так, что сам бы зеком стал. В 1958 году, когда вернули смертную казнь за убийства, бандитизм поутих. Зарабатывали зеки хорошо, некоторые домой на "Победе" уезжали. И кормили их хорошо - у бараков всегда бочка с горбушей стояла. Воровства было много, а еще одна опасность шла от зеков-женщин - могли изнасиловать. Очень долго нам не рекомендовалось ходить по улицам в одиночку, да еще в темное время. Хотя, если честно, сейчас пацанов в городе больше боимся, чем раньше зеков.
[...]
Енисей по величине стока - крупнейшая река в России. Ширина над тоннелем - 2200 метров, глубина - 15 метров. Двухэтажный тоннель проложен на глубине 40 метров под дном реки. Других тоннелей под крупными реками в мире не имеется.
(periskop: 7-километровый Амурский тоннель в Хабаровске, конечно же, не считается - река так себе, маленькая, да и тоннель коротенький).

Короче, вот что. Комментировать тут нечего, а после прочтения возникает только два серьёзных вопроса:
1) С какой средней скоростью освободившиеся зэки разъезжали на своих "Победах" по двухэтажному тоннелю под Енисеем?
2) Почему [вроде бы респектабельная] газета разрешает своим топовым аффтарам употребление тяжёлых наркотиков во время написания текста?
Серж флот

Навстречу 100-летию "Титаника": новое - хорошо забытое старое

Почитал тут в ленте благородные стенания журналистов-блогеров, насчёт пассажиров "Косты Конкордии": какие плохие русские дипломаты, сразу не прибежали своих пострадавших обеспечивать. Твари бесчувственные, чего уж там, да! Заклеймим!
И почему-то никого из них особо не заинтересовал главный вопрос: а с чего бы это гигантский лайнер, нашпигованный всеми мыслимыми средствами навигационной и судостроительной мысли XXI века, построенный всего 6 лет назад, с экипажем в 1100 человек - и вдруг так позорно навернулся о скалы в хоженом-перехоженом внутреннем Тирренском море, на маршруте в виду берегов и маяков? А, ребята? С чего бы это так? Там же каждая миля изучена ещё лет 500 назад.
Может, с этого вопроса надо начинать? А то когда у русской подлодки на ремонте горит обшивка в доке, то журноламеры дружно делают низкую стойку: "ага! мы говорили! вот варвары-то какие, разгильдяи!". Зато когда гигантский лайнер, ещё одна "гордость Италии", глобально пропорол обшивку и непонятно как потонул в курортном месте, то почему-то засунули языки в жопы насчёт основного вопроса, найдя другой удобный повод придраться и перевести стрелки.

Помните, я не так давно рассказывал вам про катастрофу "Андреа Дориа"? Так вот, снова отличились моряки-итальянцы, снова всё мутно и непонятно. Капитана уже взяли под арест. И снова часть экипажа (в основном обслуживающий персонал - дешёвые для судовладельца филиппинцы и прочие такие ребята) ударными темпами покидала место катастрофы, как крысы - точно так же, как и 55 лет с "Андреа Дориа", когда они прыгали в шлюпки первыми, оттесняя пассажиров, и гребли к уцелевшему "Стокгольму". Всё повторяется, да.

Пятница, 13-е января, в ночь. Costa Concordia тонет в Тирренском море у берега Италии

Давайте-ка посмотрим на сам уникальный лайнер водоизмещением 114,5 тыс.тонн (между прочим, в 2,2 раза крупней "Титаника"!), на его характеристики и на то, куда он в итоге попал. И скан лоции глянем тоже.

Collapse )
Уссурийский тигр

Конкордия-2 (макаронники по-флотски)

Так, товарищи, без паники. В комментах к основному посту наблюдается сильное перевозбуждение масс (я пока даже не успел осилить там все комменты). Однако за дело взялся экипаж корвета, и Билли Бонс вечерком накропал пост с картами достаточного размера. Его версия точно заслуживает внимания и прочтения - поглядите. Она хотя бы как-то рационально пробует свести концы с концами:

Карта из поста Билли

Мне же эта история кажется ещё более мутной, если принять за допущение, что схемы с форума Инфофлота (7а и 7б в основном посте, которые я дополнил в районе 13 часов дня) соответствуют действительности. По ним мы имеем вот что:
1) Лайнер со свежими силами вышел из Чивитавеккья. Это самое начало рейса, все полны сил и внимания.
2) Он непонятно почему почти сразу отклоняется влево от курса, к острову
3) Затем ещё более непонятно почему входит в опаснейшую узость шириной 60-70 м при ширине лайнера 35 м (что является клиническим идиотизмом)
4) Profit в обшивке корпуса длиной 70 м и посадка на скалы через 1,5 км после этого

Короче, полный ахтунг, и в таком случае я вообще ничего не понимаю, как это они там шли на такой громадине...
Уссурийский тигр

Стокгольм: на поезде прямо в дом


Уборщица в Швеции угнала пассажирский поезд, но не справилась с управлением, и состав врезался в здание жилого дома неподалеку от железнодорожных путей в пригороде Стокгольма. Об этом сообщает Postimees со ссылкой на новостной портал Local.

В момент инцидента, который произошел рано утром во вторник, в небольшом трехквартирном доме находились пять человек. Поезд протаранил стену здания, и половина головного вагона оказалась внутри кухни одной из квартир. По счастливой случайности никто из жильцов не пострадал. Угонщице, предположительно, 20 лет. Девушка получила серьезные травмы и была доставлена в больницу на вертолете.

(отседова)

Странное происшествие. Что же у них там за контроль такой, что можно угнать целый поезд и как у неё получилось въехать на нём прямо в дом? Сошла с рельс или заехала за ограничительный тупик на скорости?

UPD. Заехала за тупик, да. Бывает :)

Collapse )
Уссурийский тигр

Национальная шизофрения-2

У акции с колбасой "Советская" в литовской "Максиме" 13 января с.г. (позавчера про неё писал) оказалось любопытное продолжение:

...Депутат Сейма Литвы от фракции партии "Союз Отечества" - Христианские демократы Литвы Кястутис Масюлис сегодня, 14 января, распространил обращение к литовским предпринимателям, в котором призывает отказаться от использования торговой марки "советская" (на литовском языке tarybinė) в своей продукции, передает корреспондент ИА REGNUM. По словам парламентария, он получает сотни писем от избирателей, которых злит такая продукция в литовских магазинах.

[...] "Это вопрос чести нашего общества. Тяжело даже представить, чтобы в Германии немецкое предприятие производило "Националистические колбаски". К сожалению, в отличие от нацистской, советская история не оставлена в покое. Недруги Литвы ищут всевозможные пути, чтобы фальсифицировать историю и утверждать, что оккупации Литвы не было, а в советское время наша страна процветала, а преступления против человечности - это всего лишь выдумка. "Советские" продукты могут стать инструментом, который показывает, что литовское общество с удовольствием и радостью вспоминает советское прошлое и сожалеет из-за независимости", - заключил парламентарий, добавив, что коммунистические режимы уничтожили в мире 100 млн человек.

Collapse )
Уссурийский тигр

2КЭ - XXXI. Кантонское метро: наблюдения и впечатления

После посещения мемориала Сунь Ятсена я первый раз приобщился к кантонскому метро - благо, станция находится совсем рядом. Поскольку я активно передвигался по городу, то после этого пришлось им воспользоваться ещё трижды, проехав по четырём разным линиям. А вечером протестировал ещё и лёгкое метро (APM), построенное к Азиатским играм.

Метро в Гуанчжоу интересно прежде всего фантастической скоростью развития: открыто всего лишь в 1997 году - через 42 года после питерского, но уже сейчас имеет 9 (!) линий и 256 км перегонов. При этом, строительство активно продолжается, и в течение пяти ближайших лет оно имеет все шансы войти в пятёрку крупнейших метрополитенов мира. Сейчас оно является 9-м в мире по суммарной длине линий и 6-м по загруженности (уступая Токио, Сеулу, Москве, Пекину и Шанхаю).

Есть у него и собственный рекорд - самая длинная на планете полностью подземная линия (оранжевая 3-я линия: 67 км, которые скоро превратятся в 72 км). Для сравнения: самые длинные линии в московском метро имеют всего лишь 41 км (серая, Серпуховско-Тимирязевская) и 45 км (Арбатско-Покровская, продлённая в Митино). Если брать Питер, то у нас самая длинная линия - всего лишь 30 км (Московско-Петроградская). Так вот, приставьте к линии от Купчино до Парнаса ещё одну такую же по длине, и затем прибавьте к ней 7 км - расстояние от Автово до центра, и вы получите истинный масштаб мегаполиса Гуанчжоу.

В эмоциональном плане кантонское метро запомнилось мне прежде всего своей невероятной кондиционированностью: когда я приехал туда, на улице в разгар дня было +34, а внизу, в метро +16. Разница на 18 градусов! При этом кантонцы вполне спокойно переносят эти перепады, внизу не кутаются и не жмутся в тёплое, а явно наслаждаются холодом, стоя в вагонах в шортах и легчайших платьицах. Как это так у них получается, я так и не понял до конца.

Ну что же, ладно. Надо бы и показать картинки оттуда, а также рассказать про нюансы.
Вы готовы проследовать со мной вниз, из влажной тропической жары в холод метро?
Если да, тогда - за мной!

Спускаемся в кантонское метро...

Collapse )
Уссурийский тигр

1943, 29 марта. "Советский" номер Life

На тему типографики и исторических номеров американских журналов - ещё одна очень интересная подборка: направленный Сталину в качестве памятного подарка от редакторов "Лайфа" номер журнала от 29 марта 1943 года. В данной подборке номер публикуется с машинописными справками-переводами 1944 г. и с рукописными пометками, что ещё ценнее.
Также, номер в большом разрешении, но без пометок, лежит и в Гугл-Библиотеке.


Подборка очень большая, более 200 иллюстраций.
Немного картинок оттуда:

Collapse )
Уссурийский тигр

Свободное хуторское художественное творчество

По блогам сейчас активно гуляет свежая фотка с киевской мэрии, захваченной евромайданеками в конце прошлого года - с портретом Бандеры и надписью "Бандерштадт". Фото пана Стефана меня нисколько не удивляет, так как активной пехотой т.н. евромайдана являются в основном галицийские вуйки, меняющиеся на этой своеобразой вахте.
А вот надпись озадачивает: не фотошоп ли это? Я про мужика на люминиевой лесенке, который приклеивает сбоку баннер. Неужто завшивевшие евромайданеки тронулись мозгами от активного политического безделия окончательно? Есть некоторое сомнение, не подрисовали ли на фото эту надпись.
Что скажете, киевляне? Может, кто-то из вас видел это творчество лично?


А вообще, надо сказать, что евромайданное свободное творчество высвободило значительные художественные силы западно-украинских живописцев, таившиеся ранее под спудом олигархической власти, угнетающей индийских йогов глубинных хуторских творцов. Сейчас они рисуют кто во что горазд, вариантов много.
Особенно популярны Бандера, Махно и черепа с костями разных калибров.

Collapse )
исландия

Исафьордур. Ворота в Гренландию и общий обзор (1)

За время летней исландской экспедиции 2014 года мы проехали множество городов, от (понятно) столицы Рейкъявика до отдалённых - восточного Эгильсстадира, северного Акурейри или южного Вика. И всё же наиболее всех запомнился мне город на крайнем северо-западе острова с названием Исафьордур (Ísafjörður). По нашим понятиям, это даже и не город, а городок - живёт там всего 3,9 тыс. чел. И тем не менее, в малонаселённой Исландии это центр цивилизации на Западных фьордах, самый крупный населённый пункт в том регионе. Путешественники в свои отчётах его не жалуют и посещают редко - объезжая по кругу остров, в него не попадаешь: слишком уж он неудобно смещён на запад от дороги №1. Так что придётся мне заполнить этот пробел и рассказать в картинках :)

Интересен он прежде всего тем, что там находится порт, наиболее близкий к Гренландии и оттуда идут морские маршруты к ней. До "ледяного острова" от этого фьорда каких-то 300 км - плёвое дело. Ближе, чем расстояние от Москвы до Бологое. Кроме того, один берег Иса-фьорда обитаемый, а другой - необитаемый с 1950-х годов: люди покинули полуостров Хорнстрандир ещё 60 лет назад, в смысле постоянных поселений. Если Иса-фьорд - ещё формально Атлантика, то северней на каких-то 50-60 км считается уже Северный Ледовитый, Гренландское море. Сам город суров, но крайне живописен. Ещё одна интересная черта тех мест - постоянная изменчивость погоды, ведь "арктическая кухня климата" (Гренландия) совсем рядом. Достаточно сказать, что за время нашего пребывания днём она сменилась четырежды.

Просматривая отснятые кадры, я с удивлением убедился, что в один пост мне всё не уместить. Городок мизерный, а показать можно много всего. Поэтому, поступим так: первая часть будет посвящена этим местам как "воротам в Гренландию", в общем; а во второй части я покажу сам город как место обитания.


Collapse )
Серж флот

Из истории паромов Viking Line. 1959-2013

Продолжение морской паромной серии "На мостике Мариэллы", где я побывал и пообщался с капитаном парома на стоянке в Стокгольме поздней осенью 2015-го.
Этот пост - исторический, основан на фотоколлекции "Викинг Лайн". После выхода того первого поста викинговцы предложили мне посмотреть и оценить их коллекцию фото, начиная с начала деятельности компании. А началась она давно - ещё в 1959-м, так что немало фото было и стареньких, времён 1960-70-х. В общем, я залез и нашёл там довольно много любопытных снимков, хранящих дух того времени и историю викинговских паромов разных времён.

Ниже - собственно историческая подборка. Подписи брал из фотобанка.
Если увидите ошибку или сможете что-то дополнительно уточнить - пишите в комменты.

Паром Viking 5 немецкой постройки (верфь Papenburg, 1974). В составе флота VikingLine с 1974 по 1981.
Длина 118 м, 1200 пассажиров и 300 машин. Утилизирован в августе 2015.


Collapse )
мудрый котик

"Холодная война погубила СССР". Мифология и её разбор.


В постинге "Нет ничего лучше сухих документов" состоялся любопытный обмен мнениями со sturman, который в концентрированном виде оперирует мифологемой "...холодная война погубила СССР". Вот цитата из его коммента:

[...] Справлялся - глагол несовершенного вида. Гитлер в ходе войны тоже держался молодцом, а уж Наполеон по-любому получает утешительный приз за волю к победе. Короче, чтобы не демагогить: наше участие в холодной войне в том виде, в котором она была нам навязана западом, считаю исторической катастрофой, приведшей к краху не только государства, но и страны, и во многом - народа.
(отседова)

[...] Холодная война была классической борьбой на истощение. И если короткую войну можно выиграть благодаря тактическим преимуществам (позиции, внезапности, тщательной подготовке, талантам полководца и тп), то в борьбе на истощение имеет значение только одно: ресурсы. Сколько сил государство может потратить на борьбу и сколько сил у него остается на развитие и потребности общества.

Ресурсы - это прежде всего массовые показатели: численность населения, объем экономики. При примерно равном с Соединенными Штатами населении в экономическом развитии Советский Союз всегда отставал от Америки: по промышленному производству в 1,5 раза (доля в мировом производстве в 1990 году – 12,9% у СССР против 19,4% у США), по объему ВВП – примерно в два раза (в том же году 2,6 трлн долл. у нас против 5,5 трлн у Штатов).

Да, ты прав в том, что послевоенные годы были для нас лучшими в истории как по росту экономики, так и по росту уровня жизни. Да, ты прав в том, что СССР после войны создал и построил столько, что мы теперь на этом успешно живем. Здесь у нас спора не выйдет. Но говорить нужно не о том, что мы сделали, а о том, чего мы не сделали. Сравнивать надо не с нами прошлыми, а с нашими конкурентами, то есть с западом.


Мифология про "холодную войну - погубительницу СССР" - чрезвычайно распространённая.
Очень проста по своей идее и для обывателя этой простотой внешне очень убедительна.
Однако, как только начинаешь вникать в вопрос, то мифология быстро расползается на куцые и противоречивые куски.

Collapse )
паровоз П-36

Несостоявшаяся катастрофа: поезд-торпеда на Октябрьской ж.д.

Прислали ссылку на случай, о котором не знал до сих пор.
Произошёл он на Октябрской дороге в начале 2004 г.
* * *
Под Петербургом 13 лет назад тяжелое психическое расстройство машиниста едва не стало причиной одной из крупнейших железнодорожных катастроф в отечественной истории. Многотонный грузовой поезд почти час оставался под управлением безумца, с которым безуспешно пытался справиться напарник. Лишь чудом состав удалось остановить.

Тот самый электровоз ВЛ15-018. Сейчас списан (фото Дениса Доронина)

Collapse )
паровоз П-36

"Ласточка" на Иваново под тепловозом - не байка

Насчёт "Ласточек" на Иваново оказалось совсем не шутка и не хохма, как я думал - а реальность.
Действительно, такой вопрос всерьёз прорабатывается (!), хотя там чисто тепловозное царство. Схема такая: сперва "Ласточка" бодро топит по горьковскому ходу с хорошей скоростью до Владимира. Затем её берёт за жабры тепловоз... и тащит как локомотив сперва до Коврова, потом на Новки - Шуя - Иваново.
Т.е. мы видим, что "Ласточка" для регионов ЕЧР стала своеобразным вопросом престижа, символом крутости - если на Москву ходит именно "Ласточка", то это really cool и демонстрация пробивных способностей губернатора. И неважно, есть или нет электрификация на конечном узле - это всё поправимо тепловозами! :)

[...] Повышение качества и сокращение времени нахождения в пути для пассажиров, следующих железнодорожным транспортом из города Иваново до Москвы – одно из направлений сотрудничества ОАО «РЖД» и Правительства Ивановской области. Для решения этой задачи в 2017 году ОАО «РЖД» начало поиск технических возможностей для организации ускоренного движения по маршруту Иваново – Москва через Владимир, куда в настоящее время прибывают поезда «Ласточка».

18 декабря состоялась пробная поездка электропоезда «Ласточка» по неэлектрифицированной железнодорожной ветке от Владимира до Иваново, в режиме транспортировки пассажирским локомотивом. Специалисты Северной железной дороги оценили время проведения работ по прицепке локомотива, уровень плавности хода поезда, возможность приема поезда на станциях, условия работы и отдыха проводников поезда, место проведения обязательного медицинского осмотра локомотивных бригад.

(отседова)

Есть даже видео, как "Ласточку" в Иваново в декабре притаскивали "за усы":



Такие дела :)
Тигр задумчивый

Босх у переполненного автобуса в час пик

Минутка транспортного искусства.
Д. Алиев "Час Пик" (1981)
Поистине эпическая по своему драматизму картина. Если бы не подпись художника, я бы подумал, что это нарисовал Иероним Босх, внезапно оказавшийся на машине времени в начале 1980-х где-нибудь на проспекте Гагарина в городе Горьком рано утром, когда народ массово едет на первую смену на заводы.

Collapse )